Ганс рудольф гигер работы. Ганс Рудольф Гигер: биография и работы художника

Ганс Рудольф Гигер - это тот человек, с которым меньше всего хочется встретиться глазами. У него пронзительный, пробирающийся до самых темных уголков души, тяжелый, мрачный, будто из самой преисподней, взгляд. Кажется, что он видит и знает больше о тебе, чем ты сам.

Биография

Ганс Рудольф Гигер родился в Швейцарии, в небольшом городке под названием Кур. Произошло это 1940 года. Мир встретил его не очень приветливо. Роды были тяжелыми, и первое, с чем соприкоснулась головка будущего художника, были холодные металлические щипцы.

С детства он был отчужденным и больше погруженным в собственный внутренний мир, нежели в мир реальный. Еще в ранние годы проявился его практически маниакальный интерес к темной стороне жизни. Поскольку рос он в живописных исторических местах, то имел возможность питать свой интерес, посещая места, где казнили преступников. Попытки заглянуть по ту сторону жизни проявлялись в том, что будущий художник откапывал давно похороненные скелеты, а потом складывал втайне от родителей кости под кровать.

Однажды его отец-фармацевт получил в награду от одной из фирм-производителей медицинских препаратов череп. Видя увлеченность сына всем мрачным и фатальным, папа презентовал подарок сыну. Тем самым окончательно закрепив направление интересов сына. С тех пор они стали неразлучными - карандаш и Ганс Рудольф Гигер. Рисунки выходят из-под его пера один за одним. Через некоторое время он решается показать свое творчество, и с тех пор начинается его становление.

Путь к славе

Свой первый цикл рисунков Гигер нарисовал в 19 лет и назвал «Атомные дети». Еще в пятилетнем возрасте будущий художник увидел результаты трагедии в Хиросиме и Нагасаки. Тысячи обезображенных японцев, горе людей, ни в чем неповинных, нависшая угроза над всем человечеством. Рисунки были опубликованы в журнале, который выпускала родная школа Ганса.

Уже в 1969 году Ганс Рудольф Гигер выпускает свои постеры, после чего художника ожидают первые персональные выставки. Но подлинное признание он получил после выхода в свет постеров «Некрономикон». Вскоре начинается новый этап в карьере художника. Гигер Ганс Рудольф, галерея эскизов которого поражает воображение Ридли Скота, приглашен для работы в Голливуд. Он разрабатывает концепт существ для фильма «Чужой». Именно его руке принадлежит образ ксеноморфа. Кроме того, монстры Гигера становятся прототипами героев остальных трех частей фильма, а также «Чужого против хищника». В награду за свои труды художник получает в 1980 году «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты».

Творчество художника

Доподлинно не известно, как складывались отношения ребенка с родителями. Но, судя по творчеству, Ганс Рудольф Гигер наверняка получил психологическую травму, которую на протяжении всей своей жизни он тщетно пытался сублимировать в творчество. Зацикленный на генитальной фазе развития, художник создает картины, наполненные изображениями половых органов, плодов во внутриматочном пространстве и обезображенных женских тел. Судя по картинам, у творца была легкая форма шизофрении и глубокое расщепление личности.

Большое влияние на стиль Гигера оказывают картины Сальвадора Дали, Эрнеста Фукса и Альфреда Кубина, с которыми он знакомится еще в юношеском возрасте. Некоторые искусствоведы добавляют, что большую часть вдохновения творец черпал из наркотических галлюцинаций. В произведениях швейцарца прослеживаются явные признаки сюрреализма и магического реализма.

Ганс Рудольф Гигер, картины которого создавались при помощи аэрографа, особенно часто использовал коричневые, болотные, темно-синие цвета и металлик. С помощью распыления краски на полотна он мастерски обыгрывал сплетение живой, теплой плоти и жесткого, холодного металла. Металлические трубки, которые впились в самые сокровенные места человеческого тела, вызывают боль. Искусственные механизмы со всех сторон давят на человека, сжимают его, подчиняют своей воле. Очень похоже на появление на свет художника, не правда ли?

Финал

В 1998 году Гигер приобретает шато в живописной Швейцарии, в котором на сегодняшний день располагается музей и хранилище работ художника. Отношения с женщинами у творца не складывались, и свои последние дни он провел в одиночестве. Скончался он банально - от травм, полученных в результате падения с лестницы. Последний свой вдох он сделал в местной больнице 12 мая 2014 года.

Ханс Рудольф Гигер (нем. Hans Rudolf Giger), он же Ганс Руди Гигер (нем. Hans Rüdi Giger) - швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». Его имя часто пишется как HR Giger , настоящее имя Hansruedi Giger.

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария /Chur, Graubünden, Switzerland /) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлеченного всем тёмным и таинственным ребенка послужил принесенный как-то отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм).

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон». Особенно этот сборник постеров привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа. Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника» , хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Декорации научно-фантастического фильма «Прометей» (2012) на сей раз создавались без участия Ганса Рудольфа Гигера - художника самого первого «Чужого», хотя, без сомнения, все художники проекта создавали модели существ и ландшафта «Прометея» под огромным влиянием его работ. Более того, в работу над фильмом были привлечены эскизы и наработки Гигера, которые были созданы им в 1969 г. для «Чужого», но по разным причинам так и не были тогда использованы. Об этом, а также почему Г.Р.Гигер не участвовал в создании «Прометея», Ридли Скотт рассказывает в бонусных материалах (продолжительностью 34 часа) к фильму, вышедших отдельными дисками.

В средневековье дракон стал олицетворением сатаны, и как таковой должен был ужасать, а посему и изображать его следовало страшным. Поэтому в образе дракона собрали все самое худшее, что вызывает страх и отвращение: змеиные чешуи, ящериное и одновременно фаллическое тело ящерицы (ящериц и саламандр панически боялись), раздвоенный змеиный язык и ядовитую слюну, змеиный хвост, зубатую и ко всему этому в придачу извергающую огонь (конечно, адский) пасть, крылья нетопыря (которого тоже боялись). Короче говоря - сплошное зло, сплошная мерзость, сплошной ужас. Идентичную операцию впоследствии произвел Х.Р. Гигер (H.R. Giger): создавая образ «Чужого», он собрал воедино все человеческие фобии.

Еще одной известной работой в кино стала работа над фильмом «Особь» (Species, 1995), научно-фантастический фильм Р. Дональдсона, где Гигер разработал дизайн инопланетных красот. Кроме того Гигер, в сотрудничестве с Крисом Фоссом (Chris Foss) и Жаном Жиро «Мёбиусом» (Jean Giraud (Moebius)), в качестве дизайнера участвовал в работе над фильмом «Дюна» .

Одно из любимых занятий Гигера - написание книг, самая известная книга о фильме «Species».

Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.»

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства». В 2000 году издательство Taschen предложило почитателям творчества художника коллекцию карт Таро (Baphomet Tarot – by Akron & H.R.Giger ). Каждая карта является тщательным воспроизведением одной из картин Гигера.

Художник спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съемок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис. Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ.), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х.Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. В коллекции музея - многочисленные гротески, скульптуры, эксцентричная мебель и модели для фильмов, большая часть - из 60-х гг. На первом этаже представлена частная коллекция Гигера. В музее находится много эскизов к фильму чужой, а также модели чудищ. В крохотном закутке, отделенном от остальной экспозиции шторами, в свете красной лампы находятся странные рисунки с пришельцами в компроментирующе-эротических позах (вход только для лиц достигших 18 лет).

В музее HR Giger в Грюйере находится бар HR Giger. Дизайн бара спроектирован Гигером. Он представляет собой высокие арки, напоминающие спинные хребты позвоночных животых. Если вы находитесь внутри, у вас создается ощущение, что вас проглотил «чужой». Все в этом баре внушает страх и тревогу. Когда-то «Гигер-бар» был еще и в Нью-Йорке, но закрылся, а в Токио так и не появился - помимо прочих чудес художник хотел, чтобы каждый стол находился в отдельной кабинке лифта и постоянно поднимался и опускался. Японские архитекторы сочли это невозможным и рассорились с Гигером.

В 2012 году проводил выставки в Гамбурге, Германия, в Москве и Стамбуле. В планах находятся работа для дальнейших персональных выставок, так же как и участии в многочисленных групповых выставках в галереях и музеях во всем мире.

Последний период жизни Гигер жил и работал в Цюрихе.

Художник и дизайнер Ганс Рудольф Гигер скончался на 75-м году жизни в больнице от травм, полученных при падении с лестницы в понедельник, 12 мая.

В сети интернет можно встретить следующие варианты написания имени и фамилии художника:

Ханс Рудольф Гайгер; Х.Р. Гайгер; Ганс Руди Гигер; HR Giger; H. R. Giger; Hansruedi Giger; Hans Rudolf «Ruedi» Giger.

====================================

  1. Hans Rudolf Giger - Summary Bibliography (перечень изданий с обложками, оформленными художником).
  2. Страница на IMDB
  3. Мирза Бабаев. Гигер: биомеханика зла (День за днем, 1 декабря 1995)
  4. Видео-пролистывание каталога выставки H.R. Giger Seul avec la Nuit

Дополнительную информацию к биографии Гигера предоставил

Едва появившись в прокате, фильм «Чужие» (" Alien ") моментально стал культовым, особенно для зарубежной молодежи. Этот факт подтверждают как миллионные кассовые сборы, так и огромное количество фанатичных поклонников картины.

Благодаря последним, судя по всему, фильм и получил логическое продолжение, мы не успели оглянуться, как в нашей жизни появились «Чужие-2», «Чужие-3». В общем, считаем до пяти. Пока до пяти. В 1980 г. «Чужие» получили «Оскара». Это заслуга швейцарского художника Ханса Руди Гигера. Одной из самых парадоксальных фигур современного искусства.


ХРОНИКА ШЕДЕВРА

В1977 году Ханс Руди Гигер получил от кинокомпании «XX век Фокс» заказ на дизайнерские разработки фантастических монстров для фильма «Чужие». В начале февраля 1978 года режиссер Ридли Скотт прибыл в Цюрих для ознакомления с предварительными набросками.

Шесть недель спустя кинокомпания одобряет разработки и вызывает Гигера в Лондон для дальнейшего обсуждения эскизов.

Еще через десять недель окончательный вариант дизайна готов. Гигеру дается еще шесть недель для его «овеществления». Однако процесс затягивается на целых пять месяцев.

Наконец осенью 1978 года все работы были закончены. Через полгода в Голливуде состоялась премьера «Чужих» и началось триумфальное шествие фильма по миру.

В СЕТЯХ «НЕКРОНОМИКОНА»

Выбор художника для «Чужих» был закономерен. Все творчество Ганса Руди Гигера настолько монструозно, что лучшего разработчика кошмарных инопланетных чудищ не стоило и желать. Однако в действительности эффект превзошел все ожидания.

Заслуженного «Оскара» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» художник получил в 1980 году. Кто-то из кинокритиков охарактеризовал дизайн этой картины как «пугающее присутствие гигеровского творчества». Как ни странно, здесь оно в некотором смысле вторично: художник отчасти цитировал самого себя, свой «Некрономикон» («Маски смерти»), который, в свою очередь, был навеян одноименной книгой Г.Ф. Лавкрафта.

Герой Лавкрафта, черный маг из Йемена Абдулла аль Азред, некогда бродил по тайным храмам Вавилона и Мемфиса, жил в «городе зла» Белет эль Джин, где общался с демонами, участвовал в их ритуалах и был допущен к некой ужасающей тайне, принадлежавшей могучей расе, более древней, чем человечество. Согласно легенде, в 783 году на базарной площади города Саннах посреди солнечного дня безумный фанатик-сатанист был разорван на куски невидимым когтем.

Образы книги пленили воображение Гигера. Одержимый «Некрономиконом» и изрядной дозой ЛСД, он следом за Абдуллой аль Азредом бродил по улицам Саннаха и творил свою галерею «Масок смерти» — более 30 картин за три месяца. Стал ли швейцарский художник последовательным сатанистом, сказать трудно, но отношения с христианством были разорваны окончательно.

Подсознательная же готовность к неприятию Христа была заложена в нем еще в раннем возрасте.

РАННЯЯ ТЯГА

Ханс Руди Гигер родился 5 февраля 1940 года в местечке Чар, в семье аптекаря. О месте своего рождения он позже скажет так: «Мне кажется, что нигде больше не было такого количества алкоголиков, идиотов и самоубийц».

Самые неизгладимые впечатления будущий художник получил в католическом детском саду. Его нередко наказывали, причем своеобразно. Впоследствии, будучи взрослым, Гигер не раз испытывал возбуждение при виде текущей крови. Сказывались воспоминания о тех часах, которые он провел стоя на коленях под распятием, где Иисус страдал, покрытый ужасающими кровавыми ранами. Сложилась неразрывная цепь: удовольствие — наказание — кровь — возбуждение. Наказывали же Гигера в основном за тягу к девочкам. Примечательно, что дошколенок Ханс Руди получил даже прозвище — Убийца женщин.

Биомеханика

Еще одно необычное пристрастие появилось у Гигера в младших классах школы. Преподаватель выводил своих подопечных на прогулку и затеял игру в лошадки, надо сказать, что эти игры проходили на площадке, где в Средние века казнили преступников. Лошадками были девочки, наездниками — мальчики. Напрасно Ханс Руди пытался добиться смены ролей — вожделенную упряжь на него так и не надели.

Зато в одном из своих художественных альбомов «Passage Temple Life» (можно приблизительно перевести как «Путешествие в жизнь храма», но англ. Temple — не только «храм», но и «висок») Гигер щедро снабдил героев всевозможными ремнями, застежками и прочей сбруей, а еще собрал внушительную коллекцию мужских подтяжек.

Прозвище «Убийца женщин» в некотором роде тоже оказалось пророческим. Женщины на картинах Гигера — бледные, анемичные, болезненные — вечно истязаемы и насилуемы самыми изощренными способами.

Практически все крупные альбомы художника питались детскими впечатлениями. Проект «Ghost Train» («Поезд призраков») родился в подвале дома почтенного аптекаря, который маленькому Гигеру казался лабиринтом, населенным ужасными призраками. «Мой "Ghost Train" стал поездкой в одну сторону по этому лабиринту, наполненному скелетами, монстрами из папье-маше, висельниками и мертвецами, танцующими под аккомпанемент собственных костей», — признавался художник. Со временем знаменитый подвал расширился и удлинился за счет соседних домов, купленных Гигером.

СТИЛЬ ДЛЯ БАЙКЕРОВ

Почти все «кошмарные видения» художника получили то или иное развитие. Из «Некрономикона» возникли вполне осязаемые и движущиеся «Чужие». Из «Ghost Train» — лабиринт в частных владениях художника. Из безнадежной серии «The Spell» («Надежда») — детали оформления фильма «Полтергейст-2».


Из дизайнерских разработок к киноверсии фантастической эпопеи Фрэнка Херберта «Дюна» — интерьер в рабочем кабинете Гигера, в котором, по словам мастера, «властвует греховность и творится черная магия». В отличие от «Чужих» киноверсия «Дюны» заметным событием не стала, зато компьютерная игра, вобравшая в себя гигеровскии дизайн, до сих пор пользуется популярностью.

Складывается впечатление, что художнику мало воплотить ужастики на холсте, ему явно необходим следующий шаг к овеществлению всей этой жути. К слову сказать, и не холсты это вовсе, а деревянные щиты, на которые покрытие нанесено с помощью специальной фототехнологии и акриловых красок, напыленных аэрографом.

На ранних этапах своей карьеры Гигер работал еще более любопытно: развешивал листы бумаги на проволоке и зубной щеткой разбрызгивал на них тушь, а затем процарапывал лини щепкой.

Одну из первых работ как раз такого рода — «Atomickinder» («Атомное дитя») — в 1963 году опубликовали андеграундные журналы «Clou» и «Hotcha», угадав в недавнем выпускнике Цюрихского художественного училища будущую культовую фигуру. Тяга к различного рода неформалам сохранилась у Гигера на всю жизнь. В шестидесятые годы он создает цикл «Ангелы Ада», где к несущимся мотоциклистам из тьмы устремляются крылатые демоны. Эта работа стала эмблемой швейцарских байкеров на целые 20 лет, пока они не обратились к Гигеру с просьбой разработать обновленную атрибутику и эмблемы движения. Типография запорола тираж, но художник все равно забрал его и вручную выправил огрехи печатников, что снискало ему еще большую любовь и поклонение. С той поры в байкеровской среде стало престижным носить на теле татуировки, выполненные по мотивам произведений Гигера.

Психоделия — важнейшая черта творчества Гигера. Неслучайно в списке литературных пристрастий художника первые места занимают Кафка, Майеринк и Лавкрафт. В целом же творчество Гигера — это своего рода «звериная икона» Апокалипсиса. Виртуозно владея приемами культовой живописи, «швейцарский сатанист» использует их для демонстрации вещей, относящихся к инфернальному плану существования. Люди на его картинах стянуты металлическими скобами, запаяны и заварены в частях разрушенных механических конструкций. Лопнувшая кожа, вываливающиеся внутренности...

Смаковать инфернальный ужас - занятие не хуже многих других. О вкусах, разумеется, не спорят - разве что кончина мифического Абдуллы аль Азреда несколько портит аппетит. Впрочем, признанный маэстро Гигер творческим несварением явно не страдает - а уж что там от искусства, а что лишь от лукавого...

Гигер живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его атобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционыровал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имелась, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человечесой кожей). Его первая возлюбленная - прекрасная Ли Тоблер - после девяти лет с Гигером впала в летаргию, а затем застрелилась. Он симпатизирует "Ангелам Ада" и даже нарисовал плакат для слета этой организации в Швейцарии. После выхода "Некрономикона Гигера" ("Некрономикон" - апокрифическая книга заклинаний, позволяющих вызвать демонических Властелинов мира - важнейших источник вдохновения для Алистера Кроули, Г.Ф.Лавкрафта и многих других черновидцев) Гигер был заочно принят в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой") - что является, несомненно, признанием его авторитетным эксперто в области Зла.

Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут. Так, в частности, истолковывает значение творчества Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири:

Гигер, ты иномирный пришелец, таящийся в моем теле, откладывающий в нем свои блуждающие яйца чуда. Ты опутал себя шелковистым коконом, словно личинка, и проложил глубокий тоннель к железе моей мудрости. Гигер, ты видишь глубже, чем мы, одномашненные приматы. Не посланник ли ты какого-то сверхразумного биологического вида? Может быть, ты - вирусный гость, глядящий глазами цвета маковых лепестков на наши органы размножения?

Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно показывает нам - и даже слишком отчетливо - откуда мы пришли и куда уйщем. Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенические фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опусткается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядять ваши цепочки ДНК? Взгляните на его работы.

Увлекая нас вспять - в наше болотистое, слизистое, вегетативное, насекомовидное прошлое, он всегда толкает нас вперед - в космос. Его конечная перспектива - внеземная. Он учит нас любить наши скользкие, эмбриональные, насекомовидные тела - чтобы мы смогли преображить их.

Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользауясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функчионивовать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя.


Многие бро смотрели фильм Ридли Скота «Чужой». Ну, по крайней мере точно помнят что такое ксеноморф, собственно, это сам Чужой. Собственно образ инопланетной очень странной формы жизни вошел практически во все списки лучших монстров за все время существования индустрии кинематографа. В чем секрет? А секрет в том, что монстр в фильме был сделан под чутким руководством крайне талантливого, но весьма сомнительного в психическом плане швейцарского художника по имени Ганс Рудольф Гигер.

Черт возьми, просто посмотри на его работы!! Этот чувак не просто странный, а еще вдобавок талантливый и странный. Несмотря на откровенные проблемы в психике, Гигер остается культовым художником уже много-много лет.


Как он вообще таким получился? Скорее всего причина в том, что папашка маленького Руди (который, кстати, была аптекарем) подарил маленькому Гансу в далеком детстве… настоящий человеческий череп. С этой поры у Руди начались странности. Впрочем, еще тогда он увлекался мифологией и оккультными науками.

Больше всего на свете маленького Руди интересовали… девочки. Собственно, некоторые ненавистники Гигера считают, что он до глубины души ненавидит женщин, что в корне неверно: мастер ужаса дам боготворил и обожал. Несмотря на то, что от Гигера ушло много жен (а одна даже в мир иной), он со всеми сохранил приятельские и партнерские отношения (кроме той, что отошла в мир иной, разумеется).

Рисовал Гигер с младых ногтей, учился анатомии, так, что его работы (несмотря на очевидную фантастическую составляющую) поразительно реалистичны. Первая его работа, которая получила специфичное название «Atomkinder» («Атомные дети») была опубликована в 1959 году, когда Гигеру было 19 лет. В дальнейшем он много раз печатался в контркультурных журналах, был популярным, но в крайне узких кругах. Пока… пока он не выпустил альбом плакатов, который был назван в честь вымышленной книги, присутствующей в книгах Лавкрафта, «Некрономикон». Тут-то к Гигеру и пришла слава, ведь его заметил режиссер Ридли Скотт, который предложил художнику сделать всех монстров в фильме «Чужой». Гигер ни в чем себе не отказывал, и тут-то Скотт встретился с важной проблемой: почти все картины Руди носили в себе… наличие мужских половых пиписек и (что очень часто) женских прелестей и органов. После небольшого косметического изменения Скоттом знаменитый ксеноморф перестал так явно напоминать… сам понимаешь что.

Тема пинусов и женских прелестей проходит через творчество Гигера красной линией. Старику Фрейду даже ничего говорить не нужно — итак все понятно. Впрочем, Ганс никогда не скрывал, что любит онанировать. Честный человек!


Кроме ярко выраженных половых органов в творчестве Гигера есть место наркотикам. Знающие люди с уверенностью утверждают, что по периодам творчества Ганса можно проследить, когда он употреблял те или иные вещества. Чаще всего это амфетамин. Впрочем, сейчас Гигер не употребляет — не солидно как-то и никому не рекомендует: у него и так в голове страшно, а с «дурью» еще хуже.

В творчестве Гигера преобладают зеленые, черные, металлические и коричневые оттенки. Собственно, Гигера в некотором роде считают создателем киберпанка — жанра в научной фантастики. Обилие плоти и различного металла соединяются в картинах Гигера в самых различных пропорциях, все это обильно приправляется извращенным разумом, половыми органами и всем таким прочим. Получается ужасно и талантливо. Гигер активно использует в своем творчестве прибор под названием аэрограф, это прибор, который распыляет краску на рисунки тонким слоем, придавая им матовость. Во многих своих работах (например, в рисунках для обложек альбомов для разных рок-групп) Гигер использует интересную технологию нанесения краски прямо на фотографию, придавая рисунку дополнительную реалистичность. И никакого фотошопа

Умер художник Ганс Руди Гигер - легенда сай-фая и западной поп-культуры, создатель ксеноморфов из фильма «Чужой». Он скончался в понедельник в Цюрихе, в результате травм, полученных из-за неудачного падения. Как сообщает портал SRF, художник умер в больнице от травм, полученных при падении c лестницы. Ему было 74 года.

Швейцарец Ганс Руди Гигер, последователь Дали и поклонник Лавкрафта, страдал от расстройства сна и свои первые художественные опыты рассматривал как арт-терапию.


Идеи, которые приходили в голову Гигеру, были довольно-таки кошмарными: предельно холодное и механистичное изображение человеческих тел и их частей, гибридов людей и машин, в которых Фрейд нашел бы много интересного.


В 1975 году он работал с режиссером Алехандро Ходоровским над экранизацией фантастического романа «Дюна» и там познакомился со сценаристом Дэном О*Бэнноном. Из проекта ничего не вышло, но О*Бэннона глубоко потрясли гигеровские эскизы. Он вернулся в Голливуд и начал, как он сам потом выразился, писать сценарий «о монстре Гигера».

Теперь мы знаем этот проект под названием «Чужой». Когда сценарий запустили в производство, О*Бэннон убедил режиссера Ридли Скотта поручить разработку образа монстра Гигеру. Основой стал рисунок NecronomIVиз сборника Гигера Necronomicon, созданного под влиянием уже упомянутого Лавкрафта. Здесь монстр более антропоморфен, чем мы привыкли его видеть в кино.

А началось все... с черепа.


Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество.

В июне 1998 года в небольшом Грюйере, на родине знаменитого сыра с цветочным привкусом, появился музей. Музей, так резко контрастирующий с умиротворяющей атмосферой мирного и изящного города, пасторальным пейзажем окрестностей и средневекового замка Шато Сен-Жермен, что раздобревшие от , белого вина и местных деликатесов туристы невольно вздрагивают, наткнувшись на украшенные горгульями двери. Это - музей Гигера - художника, придумавшего «Чужого» и создавшего дизайн для одноименного фильма.



Атмосфера внутри весьма специфическая. Темно и тихо. На черном полу - какие-то загадочные символы, вызывающие неясную тревогу и напряжение. С потолка свисают инсталляции «Чужих» в натуральную величину. Впрочем, их здесь можно увидеть не только под потолком.







На стенах изображения красивой женщины, частично сросшейся с машиной… Мрачные голографические постеры. Черепа неизвестных существ. Смерть. Деградация. Уродство. Монстры и биомеханические существа. Обилие черного, серого и красного…










И так — три этажа жуткой, фантастической экспозиции, которой, кажется, нет конца…




Бесконечная анфилада залов и пугающая чернота иного мира - его так скрупулезно вырисовывает аэрограф художника.










И даже мебель на одном из этажей полностью соответствует мрачному, сюрреалистическому и пугающему миру HR Giger. Чего только стоит кресло со спинкой, напоминающей выдранный с мясом хребет какого-то огромного животного!




От просмотра работ художника по телу не просто ползут, а быстро бегают мурашки. Так что очень кстати оказывается бар, выполненный в том же стиле, что и . Он словно собран из позвонков инопланетных монстров, а роль барных табуретов в нем исполняют троны из так и не снятого фильма «Дюна» А. Ходороски.

Источник:


Материал подготовлен для сайта turj.ru
При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.












Ганс Рудольф Гигер родился в 1940 году в швейцарском городке Чур (Коер) - столице немецкоязычного кантона Граубюнден, где его отец работал аптекарем. Гигер учился в школе прикладных искусств в Цюрихе (сейчас это Музей дизайна), а затем завершил свое образование, изучая дизайн интерьеров и промышленный дизайн.


Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер прославился на весь мир в связи с фантастическим реализмом. Давайте сделаем несколько шагов по его музею - этой уникальной и парадоксальной вселенной. Гигера называют провокационным гением, и действительно, эмоции, которые он вызывает, не оставляет равнодушных. Ни это ли является целью искусства?


Грюйер

Художник купил шато Сен-Жермен в Грюйере в 1997 года, где в июне 1998 года был открыт его музей.


маленький средневековый город

Этим самым Гигер дал Грюйеру новое измерение, где встретились два совершенно разных мира: маленький средневековый город, зеленый и живописный...


музей Гигера

... и параллельная вселенная, нереально футуристическая.


вход в музей Гигера

Все в музее создано Гигером, он выступает здесь и в качестве монументального конструктора, и дальновидного художника, и скульптора. Его профессия архитектора и промышленного дизайнера вносит определенный калибр и разнообразие в работу.


Черная комната. Декор. 1957 г.

Первые картины Гигера, в основном выполненные тушью, относятся примерно к 60-ым годам.


Они передают тревогу этого времени: война, создание ядерного оружия, перенаселенность, абсурдность человеческого существования.

Эти работы были напечатаны в швейцарском журнале "Политическая и культурная критика" в 1963 году вместе со стихотворением:

    Хвала тому, чьим порожденьем
    Мы стали. Мы - атомные дети, дети-привиденья.
    Всем тем, кто выполнил закон послушно,
    В земную пыль, лицом уткнувшись, рухнул
    И отсчитал 15 раз секунд-столетий...
    Иначе нас бы не было на свете.

    Мы, атомные дети, здесь не для суда, не для упреков.
    Шокировать вас не хотим, тем более, винить кого-то
    В том, в чем нельзя винить...
    Но просим вас привыкнуть к нам,
    принять нас, как своих сестер и братьев,
    и просто полюбить.

    Но не просите дать взамен гарантий,
    Пройдут года, нас станет большинство.
    И кто тогда считаться будет аномальным,
    Страданья переметнуться на кого?

Коллаж головы, выполненный аэрографом

Гигер использует несколько методов и художественных техник. Наиболее важными сам он считает работы, выполненные аэрографом.


Эскиз 350. Дань Бёклину. 1977 ("Остров Мертвых")

Картины Гигера пишутся спонтанно и безоговорочно, без предварительного эскиза. Несмотря на это мы видим идеальную симметрию и гармонию.

Иероглифы, 1978

Главные мотивы творчества Гигера: рождение, подсознание, жизнь, страдание, мечты, насилие, войны, машины.

Crowley (The beast 666) Число зверя

Страх и смерть переведены на символический и провокационный язык.

Танец ведьм, 1977

Гигеру нравится показывать внутреннюю сторону человека: архитектуру биологического.


Пейзаж XV, 1972-1973

Он пишет плотские,

Водопад, 1977

органические

Комикс - стрип, 1989

и эротические пейзажи.

Биомеханоид III, 1974

Кроме того, машины всегда присутствует в его работах, их он как бы пересаживают в организм человека. В серии "Biomecanic" Гигер представил концепцию технического прогресса с точки зрения роботов.


№ 250 Ли. Стеклография, 1974

Женщина играет ведущую роль в картинках Ганса Гигера. Она представляет духовный и божественный аспект мира художника.

№ 307, Мастер и Маргарита, 1976

Он пишет их в виде матерей, богинь

№ 307, Фридрих Кухн, Стеклография, 1973

и соблазнительниц, с почти абсолютной властью.

№ 324, Сатана, 1977

Происхождение образов Гигера часто можно найти в его снах, ночных кошмарах или футуристических видениях.

Некроном

Он передает их на полотне и бумаге смело и виртуозно.


№ 380. Пилот в кабине после аварии Чужого

Чужой - персонаж, созданный Гигером в том же состоянии духа, как и все другие его биомеханические существа. За эскизы к фильму он получил Оскара в Голливуде в 1980 г.


№ 290. Дюна II, 1975

Кроме того, художник создал несколько других персонажей и пейзажи для фильмов, таких как Дюна, Полтергейст.

В мире тату Гигер также является источником вдохновения для создания экспрессивных татуировок.

№ 218 Обложка для альбома "Brain Salad Surgery" (английская рок-группа Emerson)

Гансом Гигером разработаны многие обложки для музыкальных групп, в частности, для Emerson Lake & Палмер, Дебби Харри, Carcass и Celtic frost, а также аксессуары для Korn (американская ню-метал-группа из Бейкерсфилда) и Милен Фармер.


Гигер-Бар

Последнее детище Гигера - это бар в готическом стиле. Он находится в доме напротив музея. Вначале я даже не поняла, что сюда можно зайти, думала, что это продолжение музея или приватная часть дома. В основе концепции оформления - собор из костей. Теперь Гигер-Бар является неотъемлемой частью сюрреалистического и футуристического музея, здесь можно посидеть и выпить бокал Грюйерского вина (рекомендую вино 2010 г.)