Говорящий грач пришвин. Говорящий грач

Целый месяц маленький грачик прилетал и стучал клювом в окошко. Хозяин дома сыпал ему немного гречки, беседовал с ним в надежде, что птичка когда-то ему ответит. Как-то воры ограбили человека, и ему нечем было покормить грача, но неожиданно птичка заговорила.

Рассказ Говорящий грач скачать:

Рассказ Говорящий грач читать

Расскажу случай, какой был со мной в голодном году.

Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в это время хранился целый мешок гречневой крупы, - я и питался все время гречневой кашей. Вот бывало прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:

Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой. «Кашки хочешь, дурашка?» он сказал бы: «Хочу».

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

Ну, ладно, - рассердился я и забросил ученье.

К осени случилась со мной беда: полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили - половина огурца была на тарелке, и ту унесли!

Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел - лицо все зеленое стало.

Стук, стук! - кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!» - явилась у меня мысль.

Открываю окно и хвать его. А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним, к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше - и на самую макушку. Я туда не могу - очень качается.

Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Хочешь кашки, дурашка?

Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

Умница! - сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их? Десять может?

Десять, - говорю, - может.

А ежели двадцать?

Двадцать, - говорю, - едва ли…

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить - и Журка с ней, она в огород - и Журке там надо, и тоже на полевые колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится - нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула - и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: "Ах, ах, горе какое! Ах, ах!" Мы все прибежали к колодцу. Видим - Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

Фру-фру! - кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше "фру-фру", сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять - проглотил, дали десять - проглотил, двадцать и тридцать, - да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Терентий

Многие думают, что до крайности трудно вырастить у себя тетерева. Раньше у меня тоже ничего не выходило, и пойманные тетеревята хирели. Но теперь я научился и вырастить у себя тетерева считаю для себя делом не очень трудным. Сильно росистым июльским утром я пускаю собаку на то место, где водятся тетеревиные выводки. Мокрый от росы тетеревёнок боится взлететь и бежит в траве, а собака за ним потихоньку идёт. Так мы доходим до кочки. Тетеревёнок спрячется за кочку, собака станет в упор. Раздвинешь осторожно траву, заметишь пёрышки… Цап! - и в шляпу. У меня таковская шляпа.

В деревне пойманному лесному гражданину прежде всего надо найти подходящую квартиру. Ныне живущий у меня Терентий, о котором я и рассказываю, вырос в подполье у милой хозяюшки нашей, Домны Ивановны. Самое главное, я считаю, на первых порах - надо бояться застудить тетеревёнка: они в это время очень зябкие и квёлые. Корм начинают есть без всяких хлопот, только надо, конечно, знать, что дать. Если совсем маленьким взять, то надо кормить муравьиными личинками. Но я таких маленьких тетеревят не брал - незачем это: с собакой я всегда могу поймать в росу и хорошо летающего, окрепшего тетеревёнка. В неволе он очень скоро привыкает к голосу. Бывало, кричишь ему:

Терентий, Терентий! Терёха, Терёха!..

Он и бежит. Голову вытянет и ждёт. Червячка ему - он и глотнёт, - другого, третьего… Чем надо кормить, знаешь по времени: я приношу с охоты тетерева и смотрю, что у него в зобу. Бывают ягоды можжевельника, брусника, черника, клюква. Зимой к корму, запасённому летом - клюква, брусника, - прибавляешь немного овса, потом больше, больше и так приучишь к этому обыкновенному корму, и тетерев живёт без всяких хлопот.

Потешно было с нынешним моим Терентием, когда я поймал его и принёс к Домне Ивановне. Мы на летнее житьё издавна уж ездим к этой Домне Ивановне, и я так приучил её к своему охотничьему языку, к охотничьим своим птицам, что, бывало, когда соседский петух станет забивать её петуха, она бросается на вражеского петуха с прутом и ругает его:

У, бекас, длинноносый, страшный!

Пойманного Терентия эта Домна Ивановна устроила в подполье, и в первый день он там всё молчал. Рано утром на следующий день, когда только что стало светать, слышно мне было наверху, как он там, в подполье, забегал и стал по-своему свистать:

Фиу, фиу!

Или по-нашему:

Где ты, мама?

Сильней и сильней свистит:

Фиу, фиу! (Да где же ты, наконец?)

Слышу, Домна Ивановна из кухни - как мать отвечает сквозь сон человеческим детям:

Милый ты мой…

И так пошло у них. Тетеревёнок внизу:

Фиу! (Где ты, мама?)

Домна Ивановна сверху сквозь сон:

Милый ты мой…

Потом, видимо, тетеревёнок нашёл нашу ягоду и замолчал. А я отлично умею по-тетеревиному. Я просвистел:

Фиу, фиу! (Где ты, мама?)

И Домна Ивановна сейчас же ответила:

Милый ты мой…

Осенью этого Терентия, в полном чёрном пере, с хвостовыми косицами лирой и красненькими бровями, я перевёз к себе в город, пустил на чердак и всю зиму кормил овсом. Весной у меня на чердаке начался настоящий тетеревиный ток, и это так непривычно, так невероятно - в городе токующий тетерев, - что мой сосед, слесарь Павел Иванович, долго верить не хотел и думал, что это я сам, охотник, потешаю себя и бормочу по-тетеревиному.

Однажды я зазвал к себе его, велел снять сапоги. На цыпочках, босые, поднялись мы совершенно бесшумно на чердак.

Смотрите, Павел Иванович! - прошептал я.

И позволил ему из-за моей спины посмотреть. Сам, конечно, пригнулся. Терентий, хорошо освещённый из слухового окна, ходил по чердаку кругом; на пригнутой к полу его голове горели брови ярко-красным цветком, хвост раскинулся лирой, и по-своему он пел. Эту песню свою он взял у весенней воды, когда она, переливаясь, журчит в камешках, - так хорошо! Время от времени, однако, эта прекрасная, но однообразная песня ему как бы прискучивала. Он останавливался, высоко поднимал вверх свой пурпуровый цветок на голове - прислушивался, воображая врага, и с особенным, лесным звуком "фу-фы" подпрыгивал вверх, как бы поражая невидимого противника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края

Комплексный анализ текста. М. Пришвин. «Говорящий грач»

Подготовила учитель

русского языка и

литературы

Максимова Любовь Федоровна

с.Солонешное

2014

Цель: создать условия для обучения школьников правилам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя об авторе:

Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист).

Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет в биографии Пришвина образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Женьшень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.

2.Анализ текста. М. Пришвин. «Говорящий грач»

Тема

Конкретный случай общения человека с природой, обучение грачонка умению говорить.

Какое чувство вызывает этот рассказ? Почему? Какие стороны человеческого характера побеждают в этой ситуации?

Рассказ надолго оставляет чувство веселого изумления перед мудростью природы, радует большой природной добротой рассказчика. Даже в трудной ситуации он побеждает намерение исполнить свой черный план и находит светлые силы с юмором рассказать о своей неудаче, о задуманном коварстве, остаться добрым другом природы.

Идея

Не чини зла природе, как бы говорит автор, только неумный человек может такое совершить, и тогда природа сама над тобой посмеется.

Тип речи

Перед нами текст повествовательного типа речи

Стиль

Это художественный стиль

На какие композиционные части можно разделить этот текст?

Композиционно текст легко разделяется на две почти самостоятельные части, так что, ориентируясь на предложение «К осени случилась со мной беда...», можно посчитать его началом всего текста.

Как связаны эти части?

Средствами связи являются такие слова, как грач - грачонок, гречневая каша, поклюет, желтый нас, крупа, выражение «Хочешь кашки, дурашка?» - те языковые средства, которые не могут не повторяться при изложении содержания. Предложение «Расскажу случай...», является начальной частью всего текста. Особую смысловую нагрузку в этом предложении несет словосочетание в голодном году: в дальнейшем становится понятной высокая цена гречневой крупы, доброта рассказчика, не жалеющего ее для грачонка, понятны зеленое лицо, вероломный порыв «Вот и мясо!» и др. Первое предложение, как видим, типично для начала повествования: в нем все исходные данные - что, с кем, когда произошло. Вместе со вторым предложением, продолжающим функцию первого, это тот родник, из которого вытекает живой ручеек текста.

Начальное предложение указывает: в голодном году. А обязательно ли это? Может быть сказать: в прошлом году, в давнее время и т. п.?

В тексте три случая прямой речи. Все ли они обязательно нужны?

Объясните, почему рассказчик не забыл сказать о своем лице, посмотревшись в зеркало. Почему об этом сказано перед сообщением о прилете грача?

Почему в последней части большинство предложений короткие? Случайно ли это?

Если радость, то почему?

Задание на дом на выбор:

  1. Написать анализ текста М. Пришвина «Говорящий грач»
  2. Создать свою миниатюру.

Литература

  1. Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Михаил Пришвин

Говорящий грач

асскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;

Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: “Кашки хочешь, дурашка?”, он сказал бы: “Хочу”.

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

Ну ладно, - рассердился я и забросил ученье.

К осени случилась со мной беда. Полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половинка огурца была на тарелке, и ту унесли. Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел, лицо все зеленое стало.

“Стук, стук!” - кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

“Вот и мясо!” - явилась у меня мысль.

Открываю окно - и хвать его! А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу; очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Хо-чешь, каш-ки, ду-раш-ка?