Истинная любовь в евгений онегин. В помощь школьнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Две сестры Характер Ольги –пассивное отображение эпохи. Она живет легко, весело, но бездуховно. Характер Татьяны – своеобразный, самобытный. Она живет трудно, мучительно, но духовно богато.

3 слайд

Описание слайда:

Резкое разделение женских и мужских имен с 18-19 вв: Ксения, Ирина, Марина, Акулина -крестьянские. Александра, Елизавета, Ольга, Юлия – дворянские. Татьяна – очень редкое. Благородные – Владимир, Леонид. Отрицательное – Евгений. Комические – Филарет, Пахом. В элегиях – античные имена, в романсах – французские, в романах – русские, имени Татьяна не было до Пушкина.

4 слайд

Описание слайда:

Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было? Почему две сестры никогда не бывают вместе?

5 слайд

Описание слайда:

Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души

6 слайд

Описание слайда:

Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/

7 слайд

Описание слайда:

Подумай! Почему Татьяна решилась написать письмо Онегину? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?

8 слайд

Описание слайда:

Онегин и Татьяна Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?

9 слайд

Описание слайда:

Подумай! Как ожидает Татьяна «приговора»? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще?

10 слайд

Описание слайда:

Именины Татьяны Почему Онегин поехал к Лариным? За что он зол на Ленского? /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /

11 слайд

Описание слайда:

Подумай! Сон Татьяны странный или вещий? /В самом ОБЫКНОВЕННОМ лесу с Татьяной происходят удивительные приключения./

12 слайд

Описание слайда:

Сравни! Сон: -Одна в лесу -Страх Татьяны -Чудовища -Пир -Ссора Именины: -Одна среди всех -Страх Татьяны Гости -Обед -Ссора

13 слайд

Описание слайда:

Именины Татьяны Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.

14 слайд

Описание слайда:

Дуэль Онегина и Ленского Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Как провел ночь Онегин? Кто перед нами: враги или друзья? Докажите.

15 слайд

Описание слайда:

Пока Ленский был жив, можно было быть с ним ироничным, снисходительным. Но сейчас Онегин, как «громом поражен».После убийства Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».Только трагедия смогла открыть ему недоступный прежде мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни. Уходит и со страниц романа.Нет места романтике в этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но Недолговечно. Для него были возможны три пути – гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого себя, не может не думать о содеянном. Он может уже то, чего не мог раньше: страдать, раскаиваться, мыслить.

16 слайд

Описание слайда:

Подумай! Что узнала Татьяна об Онегине, посетив его дом? Можно ли это посещение назвать кульминацией второй сюжетной линии?

17 слайд

Описание слайда:

Жизнь московского дворянства Каковы каждодневные занятия? О чем разговоры? Каково светское общество Москвы? Как развлекаются?

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Подумай! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит?

20 слайд

Описание слайда:

Герои Пушкина в начале и в конце романа Преображение Татьяны не было авторским произволом. Именно неординарность, динамичность характера героини и позволяли ей меняться. В начале романа Татьяна –внутренне противоречивый человек, чувствительный, чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает. Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму. И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.

21 слайд

Описание слайда:

Герои Пушкина в начале и в конце романа Уже первая строфа романа говорит о «странности характера героя. Онегин как бы проверяет, пробует разные возможности жизни, не отдавая предпочтения никакой. Часто герой вынужден играть роль, навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный». В конце романа мы видим его «угрюмым и неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

24 слайд

Описание слайда:

Автор-тот, кто зримо или незримо присутствует в произведении. Автор -герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирические отступления-высказывания лирического героя, отступления от непосредственного сюжета в литературном произведении. Художник А.В.Нотбек

25 слайд

Описание слайда:

Образ автора – художественный образ, созданный писателем и выражающий в произведении его мысли, чувства. С помощью образа автора в романе А.С.Пушкине «Евгений Онегин» вводится множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, всеохватность, широту. Также образ автора помогает Пушкину выразить свое отношение к героям романа. Роль автора в романе.

26 слайд

Описание слайда:

Тематика лирических отступлений Размышления о собственной судьбе (автобиографические лирические отступления) Размышления об искусстве, его роли Оценка автором литературных направлений Рассуждения об экономике, политике России Рассуждения о поколении, о судьбе Размышления о любви Размышления о природе

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Лирические отступления в романе Автобиографические (воссозданы реальные факты из биографии поэта); Энциклопедические (узнаем о жизни светской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности); Пейзажные зарисовки среднерусской полосы России (перед читателями проходят все времена года; помогает раскрытию характеров героев романа); Философские размышления (о жизни, ее быстротечности, рассуждения о поколении, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и др.); Исторические (автор совершает экскурсы в русскую историю (о Москве, об Отечественной войне 1812 года); Авторские оценки (автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку)

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герой произведения, “дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов”, до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными “окурками” под каблуком “модного повесы”. Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только “наукой страсти нежной”, а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.
Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: “Несчастной жертвой Ленский пал”. Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: “Уж не пародия ли он?” Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на “ярмарку невест”, по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. “Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…” – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню “роскошной царственной Невы”. И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: “Чуть с ума не своротил”. Но время бежит, а ответа нет. “Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума”, – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Любви все возрасты покорны… А. Пушкин Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что Read More ......
  2. Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали Read More ......
  3. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон. По этическим Read More ......
  4. Все дело в том, что Пушкин с гениальной прозорливостью в ряде случаев угадывал эту диалектику бытия. Его образы позволяют читателю и в наши дни заново для себя открыть это вечное обновление, кипение, развитие жизни посредством отрицания отрицания или перехода скачком Read More ......
  5. Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий “Евгений Онегин” – вершина творчества А. С. Пушкина. В своей Read More ......
  6. Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для молодых людей начала 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: Read More ......
  7. Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них – проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Read More ......
Тема любви в романе “Евгений Онегин”

«Евгений Онегин» является, можно сказать, философским произведением, ведь в нем рассматривается немало «вечных» тем, в том числе и любовь. Сама любовь в поэме предстает перед читателями в разных обличиях: это искренняя и нежная любовь Татьяны, запоздавшая страстная любовь Онегина, ветреная влюбленность Ольги, пылкая и романтическая любовь Владимира Ленского. Также любовь в поэме рассматривается со стороны взаимных и с позиции безответных чувств.

Татьяна - это образ чистой и искренней любви. Она полюбила Онегина первой и нежной любовью, грезила о нем, сравнивая себя с героинями прочитанных ею романов. Конечно, неопытная в любовных делах Татьяна во многом идеализировала Евгения. В своем письме она честно открывает перед ним свою душу, вверяя свою судьбу в его руки. Она признается ему, что в своих мечтах представляла своего любимого именно таким и сразу его узнала при первой встрече, поняв, что он - ее судьба. Татьяна была откровенна в своем письме, она относилась к Евгению как своему суженому, готовая связать с ним всю свою жизнь. Любовь Татьяны чистая и бескорыстная, она полюбила Евгения таким, каким его увидела впервые, во многом идеализировав его, ведь по сути она его совсем не знала. Её любовь нежная, девичья, светлая и искренняя, но, к сожалению, Евгений не ответил на ее чувства.

Сам Евгений был очень искушен в любви, его ничем уже нельзя было удивить, хотя искренность Татьяны затронула его сердце. Но Евгений честно признается в том, что не сможет ей быть хорошим мужем, что он не достоин ее. Он хорошо знает себя и понимает, что тихая и послушная жена быстро ему наскучит, что его образ жизни не подходит для семейного очага, ведь Онегин привык к развлечениям и к беззаботной жизни. Но в то же время Онегин оценил искренность Татьяны, не посмеялся над ее чувствами, а отнёсся к ним с должным уважением и пониманием. Среди светских кокетливых барышень он мало встречал таких глубоких и достойных девушек, как Татьяна. В разговоре с ней он рассказывает ей предельно честно о себе и о своём отношении к семейной жизни. Онегин признается, что если бы он хотел создать семью, то непременно выбрал бы Таню, считая, что она будет лучшею женой, но пока он не хотел связывать себя узами брака.

Любовь всё же настигла и Онегина, но было уже поздно — Татьяна была замужем за генералом. Понравилась ли бы Татьяна Евгению, будь она прежней скромной и искренней девушкой? Вряд ли. Онегина пленила именно недоступность, холодность и сдержанность Татьяны, ее величие и безразличие. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей,» — так говорил сам Онегин. То же самое касается и мужчин. Доступная и влюбленная Татьяна, «легкая добыча» не нужна была Онегину, но вот величественная и принадлежащая другому мужчине женщина очаровала его. Татьяна демонстрирует в поэме прекрасные черты благородства и верности. Она верная жена, которая не может нарушить данное ей слово, не может предать мужа, пусть даже и не любимого ею. «Но я другому отдана, я буду век ему верна,» — говорит она Онегину, не давая ему шансов на роман с нею.

Сестра Тани, Ольга, — ветреная девушка, которая не способна на глубокие чувства. Она легко увлекается мужчинами, что и доказал Онегин на именинах Татьяны. Он смог легко вскружить ей голову и очаровать ее, несмотря на то, что она была невестой Ленского. Также после гибели Владимира Ольга в очередной раз доказывает свою ветреность, ведь, недолго погоревав, она в скором времени выходит замуж за другого. Любовь Ольги обманчива, поверхностна, непостоянна, она не способна полностью раствориться в любимом человеке и посвятить себя ему.

Более серьезные и пылкие чувства испытывал молодой поэт — Владимир Ленский, все его думы были связаны с любимой девушкой, он сочинял для нее стихи, отстаивал ее честь, хотел связать с ней свою жизнь. Ленский и погибает, принося себя в жертву, надеясь защитить Ольгу от соблазнителя Онегина. Любовь Владимира жертвенная, искренняя, но слишком пылкая и романтическая. Он любит Ольгу за ее красоту, за ее кокетливость, во многом представляя ее лучше, чем она есть на самом деле. Ольга всего лишь позволяет ему себя любить, ей приятны его ухаживания, но душевная связь у них отсутствует, ведь Ольга даже не смогла почувствовать, что Владимира ждет гибель. Перед дуэлью он приходил к ней, но она вела себя как всегда, непринужденно и ветрено, не вспоминая про то, что она обидела его чувства своим флиртом с Онегиным.

Актуальность и масштабность этого произведения Пушкина поразительны. В образе ее героев можно увидеть и черты многих современных людей. Со времен жизни поэта по сути ничего не изменилось. Всё так же пылкие и романтичные юноши влюбляются в ветреных красавиц, которые их «меньше любят», а достойные девушки очаровываются «Онегиными». И принцип: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»- до сих пор работает.

«Евгений Онегин» – знаменитый роман в стихах, принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, написанный в промежутке между 1823 и 1831 годами. Он представляет собой классическое, образцовое произведение, признанное шедевром русского слога не только в России, но и за ее пределами. Сегодня, пожалуй, каждому мало-мальски образованному человеку известен сюжет и герои произведения "Евгений Онегин". Тема любви, тема дружбы, тема сокровенности человеческих и романтических отношений, проблемы морально-этического характера –все это лишь небольшой перечень вопросов, которые поднимает в произведении поэт. И не только поднимает, он размышляет над ними, ставя своих героев в нетривиальные ситуации, наблюдая за их поведением и реакциями. Во время прочтения произведения периодически возникает ощущение, что роман живет своей жизнью, что у героев есть свои принципы и желания, и что, может быть, сейчас Евгений прочтет письмо и найдет в своем сердце отклик на него, полюбив несчастную Татьяну. Однако нет, не таков Евгений Онегин. Тема любви не трогает его, он устал, ему скучно, а сердце его не готово на любовь в тех глобальных масштабах, которые предлагает ему Ларина. Герой вежливо, но убедительно отказывается от тех чувств, что открыла ему девушка. И, тем самым, любовь Татьяны переходит из разряда «тайного чувства» в категорию «неразделенной любви». Однако она так сильна, что даже через много лет, выйдя замуж за другого и кардинально изменив свою жизнь, Ларина не перестанет любить Онегина. Подтверждение тому мы видим в самом конце романа, где Татьяна прямым текстом говорит своему герою: Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Однако, в романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается не только с точки зрения Татьяны – женщины сильной и твердой, которая через всю свою жизнь бережно несет чувство любви, но и с точки зрения героя –Евгения. В свое время он оттолкнул «милую девушку Таню», но когда, спустя годы, столкнулся с ней в высшем обществе, понял, что она притягивает его, словно магнит. И даже более того – ранее холодный, рассудочный и прямолинейный Евгений – теперь, опьяненный нынешней Татьяной, поступает как когда-то она – пишет ей письмо, в котором признается: Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел. Он обвиняет себя в роковой ошибке, в той злой шутке судьбы, которая теперь бросает его к ногам княгини Татьяны. Кается и плачет в ногах у любимой, поверженный Евгений Онегин. Тема любви превращается для него из второстепенной и ненужной, в единственно важную. Он покоряется решению Татьяны: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. В романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается многосторонне и непросто, но хэппи-энда, как это не грустно, быть и не должно. Любовь есть, она никуда не исчезает, но выше этого чувства стоит мораль и долг. А значит, пусть герои и не могут быть вместе, но они должны быть счастливы, ведь Господь одарил их высшим переживанием и высшим счастьем – любовью! Стоит признать, что с такой точки зрения, в романе «Евгений Онегин» тема любви преподносится как радость и благо, несмотря ни на что.

Тема любви часто затрагивается в русской классической литературе. Авторы переносят в творчество свои любовные переживания. Есть счастливая, окрыляющая любовь, есть безответная, полная страданий, встречается любовь, приносящая разочарования, и даже приводящая к смерти.

Любовь в жизни Татьяны Лариной

Настоящая любовь Татьяны трогает Евгения Онегина, обращает на себя внимание. Девушка смогла заинтересовать «молодого повесу», но он понимает, что на глубокое чувство не способен. Евгений знаком только с «наукой страсти нежной», а к Татьяне такие навыки применить не получится.

Татьяна решает написать письмо своему любимому, ведь таким образом поступали героини романов, чтением которых она увлекалась, и всегда получали ответ от возлюбленных.

Мировосприятие Татьяны строится на основе прочитанных книг, образ Онегина создан девушкой в воображении. В действительности, не зная Онегина достаточно хорошо, она возомнила его героем своего романа. Мысль о том, что первой признаваться в своих чувствах юноше - не очень хорошо, не посещает Татьяну. Ведь в ее книгах об этом - ни слова.

Противоречивая натура Евгения Онегина

Онегин, который ценит Татьяну за ее искренность и наивность, после прочтения послания первым делом думает о себе, а не о девушке. Он горд тем, что поступил благородно, не воспользовался отсутствием любовного опыта Татьяны. Молодой человек преподносит ей урок, не осознавая, какую боль он наносит своей пламенной речью. Кажется, что Онегин не умеет любить.

Трагическая гибель друга неминуема для Евгения. Он не предпринял ни одной попытки помириться с соседом. В душе Онегин отвергает возможность мирного решения конфликта и соглашается на дуэль.

По кодексу поединка прошлых времен, его смысл - испытание на смелость достойно продержаться под прицелом. Главный герой пренебрегает правилами: одним выстрелом он смертельно ранит противника. После чего в спокойно говорит: «Жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Высокомерия Онегина, уязвленного авторитета, непомерной гордыни? Гибель Владимира - шаг на пути к изменениям в душе Евгения.

Онегин устает от жизни в деревне, он подавлен осознанием того, что убил друга. Чтобы сменить обстановку, он решает путешествовать. Здесь автор проводит аналогию с героем поэмы Байрона - Чайльд-Гарольдом: такой герой-романтик, замкнутый, угрюмый, безумно тоскующий и зловеще привлекательный. Вскоре такие эпитеты находят опровержение.

Крушение идеалов как душевная трагедия

Когда Татьяна наведывается в дом возлюбленного и посматривает литературу, которой он увлекался, то видит заметки на полях, наброски, и у нее тотчас изменяется отношение к Онегину: «Уж не пародия ли он?» Нет, он реальный человек, который может лишить жизни и причинить боль.

К Татьяне приходит осознание того, что созданный ею образ не совпадает с действительностью, и, возможно, реальная личность не заслуживает любви. Рушится высокое чувство, и это вызывает у Татьяны глубокие переживания. У нее не получается обрести спокойствие, нет желания отправляться в Москву на «ярмарку невест», ей безразлично свое будущее.

Зарождение любви в душе главного героя

«Я вышла замуж…» - слова, которые услышит Онегин из уст Татьяны. Став замужней дамой, она приобрела то, что страстно желала: из деревни переезжает в Петербург, вращается в высших кругах, регулярно наведывается в модные салоны, организовывает вечера в своем доме. В тексте романа не говорится о том, что Татьяна Ларина не испытывает нежных чувств к супругу. Жизнь Татьяны размерена и благополучна.

Онегин, поездив по миру, не найдя цель, не пристрастившись к труду, по воле судьбы оказывается в Петербурге, где случайно видится с Татьяной. Она другая: замужняя, состоятельная и уважаемая княгиня, богиня «царственной Невы».

В душе Онегина зарождается любовь. Он начинает ухаживать за Татьяной, но наталкивается на стену равнодушия. Герой хандрит и уединяется в своем доме. Теперь уже он пишет письмо Татьяне, открывая свои чувства. Ларина отвечает Онегину отказом, не принимая его любовь.

В черновом варианте романа вызывают сомнения чувства Онегина. И это несмотря на проникновенное, пропитанное страстью письмо, которое стало апогеем русской лирической литературы. Это Александр Сергеевич писал, а не герой его произведения, как может оказаться на первый взгляд.

Кто в действительности претерпевает изменения? Татьяна Ларина. Она любила и продолжает испытывать это чувство к Евгению. Поняв его низкую сущность и увидев его отрицательные черты, она остается верна своему чувству по прошествии нескольких лет. И при этом меняется. И эти явные изменения заметны читателю. Все гениальное просто. Это и есть главный смысл и ирония произведения гениального поэта А. С. Пушкина.