Кто по настоящему любил олесю. Аргументы на тему: Смелость и трусость в любви

Нужна ли смелость в любви?

Смелость- способность человека преодолевать страхи. Человеку свойственно бояться, это естественно. Но способность преодолевать страхи, выходить из зоны комфорта, действовать, когда не уверен в себе очень важна. Особенно в любви. Человек, влюбившись, поначалу чувствует себя неуверенно, появляются страхи. Но не решаясь действовать, ничего не получится в плане отношений. Нужны решительные поступки, чтобы на тебя просто обратили внимание.

На вопрос попытался ответить Александр Иванович Куприн в повести. Автор знакомит нас со множеством героев. Повесть начинается с описания погоды сначала в середине августа, а затем в начале сентября.

У Веры Николаевны именины и по случаю к ней приезжают гости. В качестве подарка она обнаруживает письмо и гранатовый браслет. Вскоре Николай и Василий Львович узнают отправителя. Им оказывается мужчина средних лет Г. С. Желтков. Он признаётся, что влюбился в Веру ещё до её замужества. Почему же Желтков бездействовал? Он как минимум мог познакомиться с Верой. Я думаю, что роль играло финансовое положение. Желтков был бедным человеком и не хотел омрачать жизнь Веры. Но до женитьбы Желтков обязан действовать. Как мы видим бездействие не к чему хорошему не приводит.

Таким образом на основании вышеизложенного я хочу сделать вывод. Человеку необходимо преодолевать страхи и действовать решительно по отношению к любимому или любимой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений - это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.

Я перевернула последнюю страницу повести «Олеся» - моей любимой повести А. И. Куприна.

«Олеся» глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу Эти люди такие разные: Олеся - «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич - «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич - образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся - «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.
Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича - это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения -все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» - это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

Любовь – чувство, известное всем не понаслышке. Но если cпросить точно, что же это, то все ответят по-разному. Для одних любовь – постоянные мысли об избраннике, для других – брак и семья, для третьих – секундная вспышка и немыслимо сильное притяжение. Любовь многогранна и проявляется не только в отношениях между мужчиной и женщиной. Ещё это любовь к природе, родине, ребёнку. Нужна ли смелость в любви, и влияет ли на неё трусость? Посмотрим, что думали об этом классики русской литературы, и подберем аргументы для итогового сочинения.

  1. Героиня повести «Олеся» А.И. Куприна до конца борется за любовь. Иван Тимофеевич приезжает в деревню по делам. Там он встречает Олесю, они влюбляются друг в друга. Но она — необычная девушка, она живёт вместе с Мануйлихой обособленно от всей деревни, и жители называют её ведьмой. Олеся ради любимого решается пойти в церковь и отстоять обедню. После службы её избивают суеверные женщины. Но отважная дикарка всё же делает трудный шаг навстречу любимому. Более того, она выбирает любовь, несмотря на предсказание беды, которое показали карты, а ведь в это Олеся действительно верит. Даже несмотря на грустное завершение рассказа, героиня показана в нём сильной женщиной, готовой отстоять свое чувство.
  2. Иван Тимофеевич (из того же рассказа Куприна) может служить примером трусости. Он трезво размышляет об Олесе и признаётся себе, что не представляет её у себя в гостиной, разговаривающую с его друзьями. Она не умет ни читать, ни писать, и герой рассказа трусит, потому что его избранница будет смешно выглядеть в светском обществе. Он не представляет её среди жён сослуживцев или своей невестой, хотя и делает ей предложение. Именно из-за его страхов и сомнений их союз рушится, значит, любви и трусости не по пути.
  3. Смелость показывает и Маша Миронова — героиня повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Кажется, что Петр всю повесть спасает её, но его невеста также делает отважный шаг. Она, простая девушка, воспитывавшаяся в крепости, не побоялась одна поехать с просьбой в столицу к самой императрице. Своим поступком Марья спасает Гринёва от ссылки, ведь у нее получается уговорить Екатерину простить и помиловать верного долгу офицера. При этом героиню язык не поворачивается назвать отважной, ее всегда отличали робость и застенчивость. Таким образом, любовь творит чудеса, вдохновляя людей на смелость.
  4. Петр Гринёв, как настоящий влюблённый, борется за дорогую ему девушку. Когда он получает письмо от Маши, где она сообщает, что Швабрин принуждает её к замужеству, Гринёв тут же едет к генералу и просит роту солдат, чтобы освободить Белгородскую крепость. Ему отказывают. И тут герой не выжидает, не думает о собственном будущем (ведь за «дружбу» с Пугачёвым ему грозила ссылка), но едет один выручать Марью Миронову. Гринёв проявляет храбрость и в разговоре с бунтовщиком, не лицемерит перед ним, не унижается, поэтому и увозит невесту с собой, ведь Емельяну нравятся доблесть и отвага его врага. Только смелые люди способны на сильные чувства и могут их отстоять.
  5. В «Капитанской дочке» есть и персонаж — трус. Это Швабрин. Он не ожидал услышать отказ от Маши, которую так же любил. Не готовый смириться, он воспользовался ситуацией, когда крепость взял Пугачёв. Алексей держал любимую девушку взаперти, мстил ей и Гринёву, добиваясь ее руки подлостью и хитростью. Такое поведение трудно назвать «борьбой за любовь», ведь он не жертвует собой, а пытается сделать хорошо себе лично. Такое неприятие отказа можно назвать трусостью, ведь Швабрин боиться посмотреть правде в глаза. Кроме того, в нем ощущается страх честного поединка за сердце красавицы, он предпочитает нечестные пути, а не прямое столкновение. Все это обеспечивает герою поражение в любви.
  6. В романе-эпопее «Война и мир» пример смелости в любви — Наташа Ростова. Возможно, необдуманно и по-детски она верит, что Анатоль Курагин любит её. Она принимает решение и пишет письмо Андрею Болконскому, отказываясь от предложения. Наташа готова бежать с Анатолем. Но их план раскрыт, она не может выйти из дома. Этот, хоть и опрометчивый поступок, показывает, на что готова героиня ради чувства, которое считает любовью. Кроме того, приятно видеть, что она не играет привязанностью жениха, не лжет ему, а откровенно разрывает помолвку сразу же, как только влюбляется в другого человека. Это выгодно отличает ее от Элен Курагиной, которая скрывала свои увлечения ради выгоды и обманывала супруга.
  7. Тут же следует упомянуть Пьера Безухова, другого героя «Войны и мира». Он любил Наташу, даже когда она была невестой князя Андрея Болконского. Однако герой не мешает их будущему браку. После того как Ростова отказывается от предложения Болконского, Пьер не осуждает её, но сочувствует. Он пытается убедить и Андрея в том, что это был порывистый поступок молодой влюблённой девушки. Герой всегда поддерживает возлюбленную, но практически никогда не говорит о своей любви к ней. Свое чувство он ставит ниже счастья любимого человека, а это так же требует смелости.
  8. Героиня из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» жертвует всем, даже своей душой, ради Мастера, которого любит. Она превращается в ведьму и помогает сатане провести весенний бал. Она мстит критикам, ополчившимся на роман ее любимого человека. Конечно, месть трудно назвать «положительными» поступком, но, тем не менее, женщина смела в своём чувстве и борется за избранника, защищает его до конца. Она бросает комфортную и состоятельную жизнь ради него, жжет все мосты тусклого, нелюбимого прошлого. На такой поступок пойдут далеко не все, но только отважные и решительные действия могут спасти высокое чувство в равнодушном и мелочном мире.
  9. В рассказе «Тёмные аллеи» И.А. Бунина герой, Николай Алексеевич, случайно встретился с хозяйкой постоялого двора, которую раньше любил. Надежда первая его узнаёт. Они вспоминают свою интрижку, завершившуюся ничем. Героиня до сих пор не простила его, за то, что он ее бросил, хотя и говорит, что дороже него ничего в ее жизни не было. А Николаю Алексеевичу неловко. Он, на самом деле, и проявляет трусость в любви, ведь отъезжая от постоялого двора, он не представляет, как могла бы эта содержательница гостиницы быть матерью его детей. Таким образом, мнение общества и стереотипы важнее для героя, чем любовь. Страх быть непонятым и осмеянным теми, кто для него никто, сделал несчастными жизни этих людей, и не только их. С другой стороны, эта боязнь, возможно, свела его с женщиной, которую он действительно сильно полюбил, и в случае с ней он не боялся действовать. Нельзя трактовать страх однозначно, веди, быть может, он является признаком мнимого чувства, а слабости характера.
  10. Трусость проявляет и герой рассказа «Ворон» И.А. Бунина. Молодой человек приезжает домой после окончания лицея, там няней работает Елена Николаевна, молодая и красивая девушка. Конечно, между ней и героем возникает симпатия. Но его отец, сам влюблённый в Елену, однажды увидев её вместе со своим сыном и услышав, что они любят друг друга, вызывает того на разговор и отсылает в деревню, даже грозится лишить наследства. И сынок не восстаёт, он не борется за свою любовь, но покидает Елену, которая позже выходит замуж за его отца.

Исходя из примеров, можно сказать, что любовь и трусость не совместимы. В любом случае человек, во-первых, должен открыть свою любовь другому, а во- вторых, не боясь общества или мнения окружающих, защищать её.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

К Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания "быть вместе" с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на "смутных влечениях", но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная". И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ "дочери лесов". Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

В трогательной повести Александра Ивановича Куприна "Олеся" главные персонажи - Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи - Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.

Олеся

Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу. Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать - в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность. Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.

Олеся осознает свое предназначение и стыдится его. Она не ходит в церковь в убеждении, что все ее силы от нечистого. В ней причудливым образом сочетаются скромность и пугливость с независимостью и самодостаточностью. Но за бравадой ведьмы можно угадать нежную, мечтательную девушку, которая боится людей и, в то же время, мечтает о любви.

Иван Тимофеевич

Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.

Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд. Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь. Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.

Как тебе сказать, Олеся? - начал я с запинкой. - Ну да, пожалуй, мне это было бы приятно. Я ведь много раз говорил тебе, что мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться наконец. Но женщина... женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное.

Мануйлиха

Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.

Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.

Ярмола

Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.

Он очень привязывается к Ивану, хотя немногословен и угрюм. Ярмола настаивает на уроках правописания с панычем, чем выказывает свою противоречивую натуру. С одной стороны - это лентяй и выпивоха, с другой - опытный и любознательный человек.

Евпсихий Африканович

Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный "начальник", нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать - соглашается только через дорогие подарки.

Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.