История происхождения азербайджанского народа. Кто такие азербайджанцы тоже забывать не надо

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ИЛИ ТЮРКИ?
Итак, без национальной самоидентификации нет национальной идеологии. Прежде чем пытаться сформировать национальную идею, нам надо твердо определиться со своим самоназванием и этнической принадлежностью. В этом смысле выбор у нас небольшой. Есть только два реальных варианта, из которых нужно выбирать.

1. АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ (AZERBAYCANLI). Если мы будем формировать национальную идеологию, отталкиваясь от этнонима "азербайджанец", появившегося по инициативе Сталина только в 1930-х гг, получим то, что получили. То есть зайдем в тупик или сформируем нежизнеспособную, искусственную национальную идею придуманного народа.

2. ТЮРК (TURK). Если же мы, тюрки Азербайджана, вернем себе свое естественное самоназвание turk (Azэri turklэrи), которым называли себя сотни лет вплоть до конца 1930-х годов, то разрубим завязанный Сталиным "гордиев узел" и вернемся в русло нормального, естественного национального существования. В итоге на многие сложные вопросы найдутся простые ответы, и многие, казавшиеся неразрешимыми, проблемы решатся сами собой.

Вывод: национальную идею Азербайджана невозможно сформировать, не вернув государствообразующей нации ее истинное и законное самоназвание - turk. Формирование адекватной и достойной национальной идеи Азербайджана при сохранении недавно придуманного названия "азербайджанец" просто невозможно.

Потеряв национальную самоидентификацию, мы погрязли в спорах о том, кто мы - потомки шумеров, албанцев, мидян или кого-то еще. Этим утомительным и глупым спорам конца нет и не будет, пока мы не встанем на естественную платформу и не признаем, что под искусственным, безликим названием "азербайджанец" скрываются реальные этносы - в основном тюрки, а также курды, талыши, таты, лезгины и т.д. Все они - азербайджанцы по гражданству, но в то же время представляют разные этносы, как, например, швейцарцы подразделяются на франко-, итало- и германо-швейцарцев.

Итак, суммируем:

1. Формирование адекватной национальной идеи в Азербайджане невозможно без возвращения народу его самоназвания (этнонима) turk, насильственно отнятого у него по распоряжению Сталина в конце 1930-х гг. Выражение Azэri turku может использоваться параллельно, наподобие того, как турки иногда употребляют выражение Turkiyэ turklэri. Выражение "азербайджанец" (Azэrbaycanlы) нужно оставить как наименование любого уроженца Азербайджана, независимо от национальности.

2. Тюрки Азербайджана являются самостоятельной нацией со своим государством, языком и культурой, генетически и культурно тесно связанные с родственными тюркскими народами, особенно огузскими, т.е. турками, туркменами и др.
3. Национальную идею Азербайджана невозможно сформировать без учета основной массы нашего этноса - азербайджанских тюрок, проживающих в Иране (30-40 миллионов) и исторически называющих себя turk.
4. Национальная идея Азербайджана не может существовать без опоры на: а) историческое и культурно-политическое наследие государствообразующей нации - тюрок Азербайджана, т.е. "тюркизм". б) идею азербайджанского патриотизма и сотрудничества всех наций Азербайджана (тюрок, талышей, курдов, татов, удин, русских, евреев, лезгин, аварцев и др.) на благо общей Родины, т.е. "азербайджанизм".

Фарид АЛЕКПЕРЛИ, доктор исторических наук, заведующий отделом Института рукописей НАНА.

Очень молодая нация, еще недавно сами ее представители не знали, как себя называть и кто они такие. Называли себя, как попало. При сов.власти - «бакинцами». Формирование азербайджанской нации произошло при советской власти, она взяла на себя такую задачу. Но в 1926 году народ еще записывали «тюрками», и уже в 1939 году - азербайджанцами.

(Таких типажей сейчас нет)

Характерно низкое осознание собственной этнической принадлежности и государственности. Только Гейдар Алиев (отец), можно сказать, стал создателем нации в полном смысле этого слова. Его сын Ильхам продолжил дело отца. Работа у него тяжелая, потому что весьма низкий технологический и общий уровень культуры народа (всё это накладывается на современное бескультурье). Исторически в этих краях не только не знали, как себя называть, но и не стремились что-либо знать и узнать, напр., о существовании атмосферного давления, других физических законов. Здесь не было лейденской банки, яблоко Ньютона не падало, магдебургские полушария не разрывали.

Я и сейчас спрашивал у абитуриентов и др. молодых людей, что такое число «пи», каков радиус Земли, ее окружность, что такое статическое электричество, что такое коэффициент трения, какова ширина/длина/глубина Каспийского моря и т.д. - ни на один вопрос никто не ответил!

Стилистическая отсталость. Одеты, как в униформы, все парни все, как один, в джинсах и белых рубашках. О девушках и женщинах писать лучше вообще воздержусь. Внешне все не очень , скажем так. Не итальянцы. Очень много людей с плохими фигурами, женщины очень рано становятся бесформенными. И мужчины тоже. Зубы плохие с 25 лет, вставляют золотые. Очки не носят, т.к. не нуждаются в них. Знакомятся через социальные сети, живых знакомств нет. У мужчин глаза не загораются при виде какой-либо женщины, как это было когда-то. Мимика слабо развита, выражает только грубые и простые эмоции. Простодушны. Преобладает конкретное мышление. Нет романтиков, нет философов.


Телевизионное шоу.

Но при всём этом, в целом, Азербайджан добился большего, чем ему полагалось бы своим местоположением. Благодаря прирордным богатствам и благодаря правителю-европейцу во главе страны. Тоже достижение!

Страна выглядит прилично, ее не стыдно показать. И вообще преобладает порядок - это на взгляд стороннего наблюдателя (меня). Не видел ни разу ничего негативного или безобразного. Тоже не часто бывает.

Азербайджан

Когда говоришь слова
«погром», все, как правило вспоминают бедненьких евреев. На самом деле,
если хотите узнать, что такое погром, спросите об этом русских беженцев
из Чечни и Азербайджана. Ну про ТО, что делали и продолжают делать с
русскими чеченцы многие уже знают. Об этом разговор отдельный. А вот про
бакинские погромы 1990 года мало кто знает. А жаль. Иначе многие
по-другому посмотрели бы на гостей с Кавказа.

Из всех кавказских республик
(не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского
населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было
всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в
Баку русских в январе 1990 года убивали только за то, что они русские.

Первыми жертвами погромов
стали армяне, ненависть к которым с момента карабахского конфликта била
через край. Достаточно сказать, что, когда в 1988-м произошло страшное
землетрясение в Спитаке и Ленинакане, Баку ликовал, и в Армению был
отправлен поезд с топливом в рамках оказания помощи, к которому
обязывались все союзные республики, на цистернах которого было написано:
«Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!»

До определённого момента
кровопролитие удавалось избежать, благодаря русскому коменданту города.
На требование руководства «Народного фронта» убрать всех инородцев
генерал, немного подумав и что-то подсчитав в уме, заявил, что ему
достаточно четырех суток для эвакуации некоренных жителей, после чего он
превратит город в мусульманское кладбище. Желающих экспериментировать
не нашлось, и «народные защитники» сразу отступили. Впрочем, ненадолго.
Ослабление государственной власти и распад страны не мог не стать
катализатором с трудом сдерживаемой агрессии азербайджанских
экстремистов. О том, что списки обречённых на истребление готовились
заранее, было известно. В первом списке стояли армяне, во втором -
русские. Однако, никаких своевременных мер не было принято, и 13 января
началась бойня.

Вот живая картинка из Баку девяностого года. Беженка Н.И. Т-ва:
«Там творилось что-то невообразимое. С 13 января 1990 начались погромы,
и мой ребенок, вцепившись в меня, говорил: «Мама, нас сейчас убьют!» А
после ввода войск директор школы, где я работала (это вам не на
базаре!), азербайджанка, интеллигентная женщина, сказала: «Ничего,
войска уйдут - и здесь на каждом дереве будет по русскому висеть».
Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в
Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!..»

Да, Баку в 1990 году кипел
ненавистью к «русским оккупантам». Горцы создавали Азербайджан для
азербайджанцев: «на улицах и в домах орудует толпа громил, и при этом
митингующие ходят с глумливыми лозунгами: «Русские, не уезжайте, нам
нужны рабы и проститутки!». Сколько же сотен тысяч, если не миллионов,
русских людей пережили десятки погромов и «холокостов», чтобы, в конце
концов, убедиться, что нет никакой дружбы народов?


«Женщина из 3агорска оказалась русской беженкой из Баку. Внешне
похожа на внезапно постаревшую девочку-подростка, бледная, руки
трясутся, говорит, сильно заикаясь - так, что порой трудно разобрать
речь. Проблема ее проста по какому пункту какого из юридических
документов их должно считать беженцами? их не прописывают, а на работу
без прописки не принимают («правда, я шитьем подрабатываю, полы в
подъездах мою»), статуса беженцев де присваивают,положенных в этом
случае денег не дают. Галина Ильинична стала объяснять... Беженка вынула
лист бумаги и авторучку, но записать ничего не смогла - руки тряслись
так, что ручка оставляла на листке только прыгающие каракули. Я взялся
помочь.

Закончив писать, спросил
беженку, кивнув на трясущиеся руки: «Это отчего у Вас так?..» «Ой, да
сейчас уже почти прошло! Я и говорить сейчас стала лучше (А я, грешным
делом, думал, что хуже некуда!) А вот тогда, когда нас убивали...» «Где
вас убивали?» «Да в Баку, где мы жили. Выломали дверь, мужа ударили по
голове, он без сознания валялся все это время, меня били. Потом меня
прикрутили к кровати и начали старшенькую насиловать - Ольгу, двенадцать
лет ей было. Вшестером. Хорошо, что Маринку четырехлетнюю в кухне
заперли, не видела этого… Потом побили все в квартире, выгребли что
надо, отвязали меня и велели до вечера убраться. Когда мы бежали в
аэропорт, мне чуть не под ноги упала девчоночка - выбросили с верхних
этажей откуда-то. Вдрызг! Её кровь мне все платье забрызгала...
Прибежали в аэропорт, а там говорят, что мест на Москву нету. На третьи
сутки только и улетели. И все время, как рейс на Москву, ящики картонные
с цветами, десятками на каждый рейс загружали… В аэропорту издевались,
все убить обещали. Вот тогда я начала заикаться. Вообще говорить не
могла. А сейчас, - на ее губах появилось что-то наподобие улыбки, -
сейчас намного лучше говорю. И руки не так трясутся...»

У меня не хватило мужества
спросить ее, что же сталось со старшенькой, которой было двенадцать лет,
в день чудовищного надругательства, как пережила весь этот ужас
четырехлетняя Маринка…»

Вот так. У вас появились некоторые вопросы к радостно
улыбающимся азерам, которых полно на наших рынках? Помните, глядя на
них: ЭТО ОНИ насиловали двенадцатилетнюю Ольгу, ЭТО ОНИ выкидывали
русских детей из окон, ЭТО ОНИ грабили и унижали наших братьев!

Ещё один рассказ - "Сегодня на улицах Баку стоят танки, дома
одеты в черные траурные флаги.

— На многих домах надписи: «Русские —
оккупанты!», «Русские — свиньи!». Моя мама приехала по распределению из
Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому
языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год
работала в школе учительницей... Пришла неделю назад в школу, а в
коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!». Я говорю: «Вы
что, ребята?». А они в меня плюют... Я их азбуке учила. Теперь вот мы с
мамой здесь /в России/. Родственников в России у нас нет. Денег нет,
работы нет... Куда? Как? Ведь моя родина — Баку.Женщины-учительницы, с
которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные
слезы обиды.

— Я убежала с дочкой с одной сумкой, за три минуты. Жуткая
обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех бедах, что
были в республике. Я не видела на лозунгах Народного фронта фамилии
Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно, потому
что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там.

Я не называю имен и фамилий
этих женщин — они так просили. В Баку остались их родственники, мужья.
Мало ли что...

— Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных
властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу
потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на
продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались
погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне,
где русские, где смешанные семьи и т. д. Это была продуманная
националистическая акция.

Я выхожу в коридор военных казарм Московского высшего
пограничного командного училища КГБ СССР, где сегодня живут эти женщины.
По длинному блестящему коридору ходят курсанты с повязками, на стенах
самодельные указатели со стрелками — «междугородный телефон», «детская
кухня». Бегают ребятишки, которые неизвестно когда и где снова пойдут в
школу. Тихо ходят грустные русские женщины. Мужья многих из них сегодня
там, в Баку, охраняют жизнь азербайджанских детей.

Каждый день в училище
прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и
Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч".

Следующими жертвами по плану
погромщиков должны были стать русские офицеры и их семьи. В первые дни
был захвачен детский сад, быстро, однако, отбитый нашими военными, затем
в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку
на которые удалось отбить чудом. Александр Сафаров вспоминает: «Третий
день резни, 15 января, начался со страшного грохота. Сначала послышался
звук, напоминающий взрыв, потом гул, и новое здание штаба флотилии на
Баиловской шишке исчезло в облаках пыли. Штаб сполз по склону, разрушив и
засыпав обломками столовую береговой базы бригады ОВРа.

Официально причиной
обрушения штаба стал оползень, однако время случившегося вызвало
сомнения в правдивости этой версии (по версии военных - это был
подготовленный теракт).

От штаба уцелела одна стена с балконом и Главкомом на нем. Он
как раз вышел на балкон осмотреться, а возвращаться ему оказалось
некуда. Под обломками зданий погибло 22 человека, и среди них мой
хороший товарищ капитан 3 ранга Виктор Зайченко. Его задавило
перекрытием в кабинете на втором этаже столовой. У Вити осталось трое
сыновей.

В течение следующих месяцев
русских повально выселяли из квартир. В судах на все претензии заявляли
откровенно: «Кто захватил? Азербайджанцы? Правильно сделали! Езжай своя
Россия и там командуй, а здесь мы хозяева!!!» Но самый тяжёлый удар
российские военнослужащие получили после краха ГКЧП. Придя к власти,
Борис Ельцин объявил базировавшуюся в Баку флотилию российской, а
военнослужащих россиян передал под юрисдикцию Азербайджана. Этот акт был
справедливо расценен военными, как предательство. «Именно в это время, -
пишет А. Сафаров, - пользуясь таким положением, азербайджанский суд
приговорил лейтенанта общевойскового училища, применившего оружие при
отражении вооруженного нападения на КПП училища и убившего несколько
бандитов, к смертной казни.

Больше года парень провел в камере смертников в
ожидании расстрела, пока под нажимом общественного мнения в России (в
основном газеты «Советская Россия») Гейдар Алиев вынужден был передать
его российской стороне.

А сколько еще таких, как он, были преданы и на Родину не
вернулись? Все это осталось тайной, в том числе и число жертв резни. Обо
всех не расскажешь…»

Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана
Михаила Забелина, на 2004-й год в стране осталось около 168 тысяч
русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало
около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики
насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989
году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других
русскоязычных), в 1999 году - 176 тысяч…

На фоне этого масса
азербайджанцев благополучно обосновалась в России, в Москве. Но и этого
показалось мало, и в январе 2007 года Организация Освобождения Карабаха
выступила с угрозой в адрес оставшихся в Азербайджане русских. Угроза
была мотивирована мнимой дискриминации их соотечественников в России:
«Положение азербайджанцев во всех регионах России, и в частности, в
центральных городах, плачевное. Торговые объекты, принадлежащие нашим
соотечественникам, закрываются, те, кто пытается открыть новые,
подвергаются проверкам, на них налагаются штрафы, в домах азербайджанцев
проводятся обыски, и применяется насилие.

Эта коварная и жестокая
политика в отношении азербайджанцев России проводится с позволения
официальных лиц, и выражает их позицию, которая заключается в полном
выселении азербайджанцев из этой страны. (…)

Мы требуем от российского
руководства положить конец дискриминации наших соотечественников,
проживающих в этой стране, в противном случае ООК предпримет конкретные
шаги по приостановлению деятельности российского посольства в Баку и
выселению русских из Азербайджана» - говорится в сообщении.

Российское руководство,
разумеется, не напомнило азербайджанским мигрантам и их защитникам, что у
них есть своё государство, и они могут возвращаться туда и
устанавливать свои порядки там, а не в России.

, булгары , хазары , огузы , печенеги и др.

Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне , проживавшие в северной Персии . Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.) . Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа . Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами .

Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско -массагетских) . Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род , под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века» . Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.» .

В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев» , а согласно БСЭ 1926 года , «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др. » .

Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности , мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность» . Согласно С. А. Токареву : «происхождение азербайджанцев - вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья - каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация» , продолжавшаяся и в период монгольского завоевания .

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»

Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:

Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, ещё недостаточно ясен .

При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, - огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза» .

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI-XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века , в эпоху правления Сефевидов . Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа .

Генетические исследования

Антропологические данные

Антропологически азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы . Сюда же включают кумыков , цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен . Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы .

Исследования XIX века

В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:

Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90%. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)» . ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:

Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру - 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное .

Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам» . Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77-78)» .

Исследования XX века

Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа .

Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:

Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы - наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше .

Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики , Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы , балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами , чеченцами и ингушами , а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов» .

Источники

  1. Stuart James An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires . - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27. - ISBN 0313274975
  2. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - ИКЦ «Академкнига», 2002. - С. 197. - ISBN 5-94628-118-6

    Оригинальный текст (рус.)

    В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI-XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.

  3. Этногенез азербайджанцев - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Central Asian Survey: The Journal of the Society for Central Asian Studies (1982, с. 437).
  5. Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica
  6. George A. Bournoutian . A brief history of the Aghuankʻ region. Mazda Publishers, 2009. ISBN 1-56859-171-3 . Стр. 28
  7. Михаил Илларионович Артамонов История хазар. - Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. - С. 419. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры - токуз-огуз - девять племён, карлуки - уч-огуз - три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.

  8. Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательс︣тво, 1954. - С. 513. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) - союз племён, существовавший в Приаралье в 6-11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  9. Grand Dictionnaire Encyclopédique Larousse (1982). Page 921, ISBN 2-03-102301-2 (retrieved 17 February 2007).
  10. Minorsky, V. «(Azarbaijan).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill

    Оригинальный текст (англ.)

    In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.

  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  12. Большая советская энциклопедия. - М .: Советская энциклопедия, 1926. - Т. 1. - С. 660.
  13. Очерки истории СССР: кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.. - Изд-во Академии наук СССР, 1958. - С. 330.
  14. С.А. Токарев Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. - Изд-во Московского университета, 1958. - С. 295-296.
  15. Основы иранского языкознания: древнеиранские языки. - М .: Наука, 1979. - С. 49.
  16. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 79, Часть 1. - С. 18.
  17. Сакинат Шихамедовна Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. - Наука, 1990. - С. 8-9. - ISBN 5020167614 , 9785020167612
  18. Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 56-57.
  19. А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 21.
  20. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  21. XAVIER DE PLANHOL . IRAN I. LANDS OF IRANn , Encyclopædia Iranica .

    Оригинальный текст (англ.)

    This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border-not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.

  22. Olivier Roy The new Central Asia: the creation of nations . - I.B.Tauris, 2000. - С. 6. - ISBN 1860642780 , 9781860642784