Откуда пришли азербайджанцы. Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Многим любопытным пользователям не терпится узнать, кто такие азербайджанцы, и откуда они взялись. После русско-персидских войн 1813 и 1828 годов территории возвышенного государства Ирана на Кавказе были переданы Российской империи, а договоры - Гюлистанский в 1813 году и Туркманчайский в 1828 - создали новые границы между Россией и Ираном.

Образование Азербайджанской Демократической Республики произошло в 1918 году. Несмотря на то, что они живут по обе стороны персидско-азербайджанской границы, азербайджанцы образуют единую этническую группу. Однако северяне и южане отличаются в силу почти двух столетий отдельной социальной эволюции иранских азербайджанцев и азербайджанцев в российском/советском Азербайджане. Язык народа объединяет азербайджанцев, но столетия разлуки привели к значительным различиям в грамматической и лексической структуре языка. Кроме того, турецкий и азербайджанский языки достаточно близки, чтобы их носители могли иметь простой разговор без предварительного знакомства, что побудило некоторых тюркских лингвистов классифицировать их как два диалекта единого языка. Но это лишь малая часть запутанной истории происхождения нации азербайджанцев.

Этимология названия Азербайджан

Считается, что Азербайджан назван в честь Атропата, персидского сатрапа (губернатора), правившего в Атропатене (современный Иранский Азербайджан) около 321 года до нашей эры. Это многое объясняет и в вопросе происхождения азербайджанцев. Название Атропаты - это эллинистическая форма Атурпата, что означает «охранник огня», «огонь» (позже искаженный в адур, а затем в āðar в новом персидском языке; сегодня произносится как āzar). Сегодняшнее название Азербайджан - арабская форма Азарбайгана. Последнее происходит от Ādurbādagān, в конечном счете от Āturpātakān, что означает «земля, связанная с (сатрапом) Атурпат» (-ан, здесь искаженная в -kān, является суффиксом для ассоциации или формирования наречий и множественных чисел).

История нации азербайджанцев пропитана духом героической древности, отсылающей к временам древних сатрапов и иранских огнепоклонников.

Этноним азербайджанцев

Современный этноним «азербайджанец» или «азербайджанский» относится к тюркским народам Иранского Азербайджана и Азербайджанской Республики. Они исторически называли себя (или именовались другими) мусульманами, турками, туркменами, персами или аямами - то есть религиозная идентификация преобладала над этнической. Это отражает происхождение азербайджанцев от иранцев и тюрок.

Когда Южный Кавказ вошел в состав Российской империи в девятнадцатом веке, российские власти, которые традиционно относили всех тюркских людей к татарам, определяли тюрков, проживающих в Закавказском регионе, как кавказских или адербейанских (адербейджанских) татар, чтобы отличить их от других тюркских групп. Российский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанный в 1890 годах, также описывал "татар" в Азербайджане как адербейджанов (адербейджаны), отмечая при этом, что этот термин не был широко принят. Этот этноним также использовался Джозефом Деникером, которому принадлежит следующее описание:

Таким образом, адербейджаны Кавказа и Персии, которые говорят на тюркском языке, имеют тот же физический тип, что и хаджмей-персы, которые говорят на иранском.

В публикациях на азербайджанском языке выражение «азербайджанская нация», относящееся к тем, кто был известен как татары Кавказа, впервые появилось в газете «Кашкул» в 1880 году.

История

Поиск ответа на вопрос: "Откуда появились азербайджанцы как национальность?" заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и ​​тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.

Древность

Вопрос "Откуда произошли азербайджанцы?" актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.

Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы - они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными "инициаторами" происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Этногенез азербайджанцев

Во многих источниках они обозначаются как тюркский народ из-за их тюркского языка. Современные азербайджанцы считаются прежде всего потомками кавказских албанцев и иранских народов, живших в районах Кавказа и северного Ирана - до тюркификации.

История происхождения нации азербайджанцев на этом не заканчивается. В начале XI века орды Гузза (сначала в меньших партиях, а затем в значительном количестве) под властью сельджуков оккупировали Азербайджан. В результате иранское население страны и прилегающие части Закавказья стали тюркоязычными, а характерные черты турецкого языка ашхарбайджани, такие как персидские интонации и пренебрежение вокальной гармонией, отражают нетюркское происхождение местного населения. Вот откуда появились азербайджанцы.

Таким образом, многовековая тюркская миграция и тюркификация региона помогли сформировать современную этническую идентичность. Происхождение азербайджанцев как нации во многом произошло благодаря тюркизации.

Тюркизация

Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.

Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.

Иранские корни

Иранское происхождение азербайджанцев, вероятно, связано с древними племенами, такими как мидяне, в Иранском Азербайджане, а также с древними скифскими захватчиками, которые прибыли в восьмом веке до нашей эры.

Encyclopædia Iranica пишет:

Тюрки-азербайджанцы, в основном, происходят от более ранних иранских жителей.

Некоторое количество иранских этносов до сих пор присутствует в Азербайджане.

Кавказские корни

Так от кого произошли азербайджанцы? Согласно информации из Encyclopædia Britannica, они имеют смешанное этническое происхождение. Самый древний этнический элемент в их родословной восходит к античным жителям восточного Закавказья и, возможно, к мидийцам Северной Персии. Вот откуда появились азербайджанцы.

Имеются данные о том, что несмотря на неоднократные вторжения и миграции, аборигенные кавказцы, возможно, были культурно ассимилированы, сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Значительная информация была изучена о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство. Удинский язык, который все еще звучит в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Вот и ответ на вопрос о том, откуда появились азербайджанцы на Кавказе.

Это влияние кавказской культуры распространилось дальше на юг - в Иранский Азербайджан. В течение первого тысячелетия до нашей эры еще один кавказский народ, маннайцы (маннаи), населял большую часть Иранского Азербайджана. Ослабленные конфликтами с ассирийцами, маннайцы, как полагают, были завоеваны и ассимилированы мидянами к 590 году до н. э.

Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии. Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана. Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.

История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.

Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.

Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.

Язык

Азербайджанский язык (также упоминаемый как азербайджанский тюркский) является тюркским языком, на котором говорят прежде всего азербайджанцы, которые сосредоточены, в основном, в Закавказье и Иранском Азербайджане. Язык имеет официальный статус в Азербайджанской Республике и в Дагестане (федеральный субъект России). Однако он не имеет официального статуса в Иранском Азербайджане, где проживает большинство азербайджанцев. На нем также говорят в азербайджанских общинах Грузии и Турции, а также в диаспорах, прежде всего в Европе и Северной Америке.

Этот язык является частью огузской ветви тюркских языков. Он имеет две основные ветви: североазербайджанский (в Азербайджанской Республике и в России, на основе ширванского диалекта) и южноазербайджанский (в Иране, на основе табризского диалекта). Он тесно связан с турецким, кашгайским, гагаузским, туркменским и крымско-татарским языками.

Происхождение языка

Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние - главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.

Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.

Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).

По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.

Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.

Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма - от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.

Азербайджанцы в Иране

В Иране азербайджанцы, такие как Саттар-хан, ратовали за конституционную реформу. Персидская конституционная революция 1906-1911 годов потрясла династию Каджаров. Парламент (меджлис) был основан на усилиях конституционалистов, появились первые демократические газеты. Последний шах династии Каджар вскоре был отстранен в результате военного переворота во главе с Реза-ханом. В стремлении навязать национальную однородность в стране, где половина населения были этническими меньшинствами, Реза-шах в быстрой последовательности запретил использование азербайджанского языка в школах, а также театральные представления, религиозные обряды и книги.

После свержения Реза-шаха в сентябре 1941 года советские войска взяли под свой контроль Иранский Азербайджан и помогли создать Народное правительство Азербайджана - марионеточное государство под руководством Сеида Джафара Пишевари.

Советское военное присутствие в Иранском Азербайджане было нацелено, в основном, на обеспечение поставок союзников во время Второй мировой войны. Будучи обеспокоенными продолжающимся советским присутствием после Второй мировой войны, Соединенные Штаты и Британия оказали давление на Советы, требуя покинуть иранские территории к концу 1946 года. Сразу после этого иранское правительство восстановило контроль над Иранским Азербайджаном.

11 декабря иранские силы вошли в Тебриз, и правительство Пишевари быстро рухнуло. Действительно, иранцев с энтузиазмом приветствовал народ Азербайджана, который решительно предпочел доминирование Тегерана, а не Москвы.

Советская готовность отказаться от своего влияния в Иранском Азербайджане, вероятно, вызвана несколькими факторами, в том числе осознанием того, что настроения для автономии были преувеличены, а также нефтяные концессии были куда более важной целью. Таким образом, середина 20 века завершила историю происхождения народа азербайджанцев.

Приехав в Азербайджан, вы попадете в страну, где царит жаркое солнце, можно увидеть великолепные постройки (будь это памятники архитектуры или современные дома). И еще вас, без сомнения, покорят своим темпераментом азербайджанцы, которые входят в семью кавказских народов и по праву гордятся своей историей и культурой. Без них невозможно представить ни кавказский колорит, ни само постсоветское пространство.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и , населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими .

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы .

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в .

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к . Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к .

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к , однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, не собираются признавать это.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в . К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые . Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов . А современные мотивы во многом до сих пор напоминают , поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в . Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои .

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями .
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Азербайджанцы в России сегодня

В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.

Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.

На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.

Композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.

Рассматривая , как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного государственного образования был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые знакомы нам сейчас. Много веков понадобилось для их формирования, и много событий, как положительных, так и отрицательных, стало причиной их возникновения. В азербайджанских традициях нашли отражение и различные религиозные мировоззрения людей, особенность их менталитета, влияние других культур. Многие из традиций в XX веке централизованное (советское) правительство республики пыталось искоренить, но никогда и ни у кого не получится уничтожить в человеке то, что является частью его. Именно поэтому многие древние традиции живы до сих пор.

После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из главных особенностей азербайджанской кулинарии, как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам. Кстати, другая отличительная особенность азербайджанской кулинарии — использование баранины. Из неё готовится долма, которая очень напоминает голубцы.


Широкую известность получили такие блюда, как кюфта-бозбаш (бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом), довга (суп из кислого молока) и, конечно же, люля-кебаб. Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком. Кондитерские изделия можно поделить на две группы: печенье (шакер-луку, унланан, курабье) и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава. Самый распространенный национальный напиток - это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.

Не удивляйтесь, если первым блюдом, поданным к столу, будет чай. У азербайджанцев чаепитие давно превратилось в культурно-эстетическое достояние, которое имеет свои приемы и правила. После завершения чаепития подаются вторые блюда, свежие овощи и зелень, а в конце - довга или сладости. Многие блюда нужно употреблять с помощью рук, например, рис принято брать щепоткой. Азербайджанский обед может длиться около трех часов. Тем не менее, в городских условиях трапеза часто проходит по знакомым для иностранцев европейским стандартам.

Чайхана

Еще одна традиция, связанная с чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В современном понимании иностранного человека чайхану можно с уверенностью назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения. В известном смысле это заведение, призванное сохранять стабильность в обществе. Повздорившие днем соседи встречаются вечером в чайхане. И здесь, в кругу соседей, друзей, за стаканом чая они могут спокойно обсудить свои проблемы и найти взаимовыгодный выход из сложившейся ситуации.

Праздники

Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

Одежда

Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани. Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка. Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой - дополнительно еще стеганую безрукавку. Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку - чадру. Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами. В условиях резкого социального неравенства в одежде разных социальных групп населения наблюдались большие отличия. Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов - тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей - шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения - браслеты, монисто, бубенчики, перстни. В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа., Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин - широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

Свадьба

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...

Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Чай в азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы не понял. В общем, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

Особенно интересны свадебные традиции Азербайджана . В этой стране существует много разных предсвадебных обычаев. Один из самых первых - это Хабар гёндярмя или оповещение о сватовстве. В случае если семья девушки не соглашается на сватовство, родственники юноши просят помощи у уважаемых людей, чтобы те помогли получить согласие. Также существует обычай малого сватовства, согласно которому невесту сватают мать юноши и другая близкая родственница.


У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок - это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники. Непосредственно свадьба («Той») может длиться до трех дней. Все гости высказывают добрые слова в адрес новобрачным и танцуют. Слева и справа от жениха находятся его ближайшие друзья (молодые). Мать жениха должна приготовить для них подарки. Главное, чтобы жених и невеста много танцевали.

Выбор имени

Выбор имён для новорожденных тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого родственника.

Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.

Танцы

Национальные танцы Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны. Молодежь собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы вопроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой, руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук, изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.

На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но загадочная и гордая страна с прекрасным именем Азербайджан. Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать духовное богатство наследия своих потомков. В Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают национальные традиции. Здесь каждый человек с младенчества погружается в неповторимую атмосферу самобытности.


Традиции деторождения

Чтобы не допустить рождения больного ребенка, беременные азербайджанки стараются постоянно быть приветливыми и обходительными. Особенно полезно, согласно древним обычаям, задержать взгляд на красивых цветах, воде или небе. После рождения младенца сразу купали в соленой воде, чтобы ребенок был честным и смелым. Но при первом купании мать не должна быть с ребенком. Когда у малыша появлялись первые зубки, проводился особый обряд, при котором готовилось блюдо из 7 видов зерновых. После того, как ребенку исполнялся 1 год, ему начинали подрезать ногти и стричь волосы. Первые остриженные волосы и ногти принято хранить.

Перечисленные традиции Азербайджана - это далеко не полный перечень удивительных традиций этой страны. Посетив её, вы сможете на себе почувствовать всю многоликость народа, проживающего на этой территории. В любом случае знакомство с древними традициями азербайджанцев будет не только познавательным, но и полезным, а иногда и поучительным.

, булгары , хазары , огузы , печенеги и др.

Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне , проживавшие в северной Персии . Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.) . Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа . Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами .

Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско -массагетских) . Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род , под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века» . Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.» .

В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев» , а согласно БСЭ 1926 года , «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др. » .

Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности , мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность» . Согласно С. А. Токареву : «происхождение азербайджанцев - вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья - каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация» , продолжавшаяся и в период монгольского завоевания .

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»

Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:

Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, ещё недостаточно ясен .

При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, - огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза» .

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI-XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века , в эпоху правления Сефевидов . Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа .

Генетические исследования

Антропологические данные

Антропологически азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы . Сюда же включают кумыков , цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен . Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы .

Исследования XIX века

В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:

Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90%. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)» . ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:

Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру - 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное .

Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам» . Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77-78)» .

Исследования XX века

Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа .

Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:

Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы - наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше .

Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики , Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы , балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами , чеченцами и ингушами , а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов» .

Источники

  1. Stuart James An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires . - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27. - ISBN 0313274975
  2. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - ИКЦ «Академкнига», 2002. - С. 197. - ISBN 5-94628-118-6

    Оригинальный текст (рус.)

    В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI-XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.

  3. Этногенез азербайджанцев - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Central Asian Survey: The Journal of the Society for Central Asian Studies (1982, с. 437).
  5. Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica
  6. George A. Bournoutian . A brief history of the Aghuankʻ region. Mazda Publishers, 2009. ISBN 1-56859-171-3 . Стр. 28
  7. Михаил Илларионович Артамонов История хазар. - Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. - С. 419. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры - токуз-огуз - девять племён, карлуки - уч-огуз - три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.

  8. Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательс︣тво, 1954. - С. 513. - ISBN 5846500323 , 9785846500327

    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) - союз племён, существовавший в Приаралье в 6-11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  9. Grand Dictionnaire Encyclopédique Larousse (1982). Page 921, ISBN 2-03-102301-2 (retrieved 17 February 2007).
  10. Minorsky, V. «(Azarbaijan).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill

    Оригинальный текст (англ.)

    In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.

  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  12. Большая советская энциклопедия. - М .: Советская энциклопедия, 1926. - Т. 1. - С. 660.
  13. Очерки истории СССР: кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.. - Изд-во Академии наук СССР, 1958. - С. 330.
  14. С.А. Токарев Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. - Изд-во Московского университета, 1958. - С. 295-296.
  15. Основы иранского языкознания: древнеиранские языки. - М .: Наука, 1979. - С. 49.
  16. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Изд-во Академии наук СССР, 1962. - Т. 79, Часть 1. - С. 18.
  17. Сакинат Шихамедовна Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. - Наука, 1990. - С. 8-9. - ISBN 5020167614 , 9785020167612
  18. Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 56-57.
  19. А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. - Наука, 1972. - С. 21.
  20. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  21. XAVIER DE PLANHOL . IRAN I. LANDS OF IRANn , Encyclopædia Iranica .

    Оригинальный текст (англ.)

    This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border-not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.

  22. Olivier Roy The new Central Asia: the creation of nations . - I.B.Tauris, 2000. - С. 6. - ISBN 1860642780 , 9781860642784