Как называется кукольный театр. Кукольный театр — детям

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Магия кукольного театра

5. Кукольный театр и школа

Заключение

Приложение

Введение

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

1. Немного об истории тетра кукол

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол -- в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.

Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.В Древнем Египте (16 в. до н. э.) -- это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае -- культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках -- куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть.

Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.

В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой -- Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии -- Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 -- 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -- чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты -- о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е.С. Деммени, художники Н.Я. и И.С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова -- выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» -- румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева -- Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока -- Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского -- Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка -- Минский Театр кукол).

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей. Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

2. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии

Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem -- Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии -- комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.

На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами.

Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).

Использовали в представлениях кукол-марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.

Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы.

Сатиричным образам доктора-шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников.

В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия.

Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых. кукольный театр батлейки

В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие.

3. Классификации кукольных театров

3.1 Классификация по принципам социального функционирования

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями.

По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока:

индонезийский ваянг;

японский дзёрури;

индийский;

китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции.

Кукла участвовала в европейских мистериях 11--16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др.

Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия. В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании).

Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра.

В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади.

В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй и); т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры.

Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: - иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); - театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); - лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления

Она носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии.

Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

4. Магия кукольного театра

Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить ребёнка с мягкой игрушкой - перчаткой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки - все одновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть.

С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе.

На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла - веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний.

Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут ребёнку ответить на вопрос, каково это - быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

И, наконец, главное, каково это - быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он - взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека.

Для ребенка же сказка - это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из детей выберет героя, который ему симпатичен.

Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

Каждый из героев должен говорить с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.

И помните, театр - это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает ребенку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития процесса.

С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.

Сюжет рассказа - лишь опора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира.

Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Именно этому и поможет театр кукол.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.

Потому что он ближе нашим детям. Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинает раскованно говорить. Куклы помогут преподать важные уроки.

Кукольный театр, с которым дети могут, знакомятся на занятиях или в специальных кружках, способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, увеличивают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга человека, следовательно, речи и мышления ребенка.

На занятиях с детьми может происходить и знакомство с историей кукольного театра.

Занятия так же способствуют развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию. Эти занятия способствуют раскрепощению детей через игру, имитацию, свободу выбора, развитию речи, и мелкой моторики.

Школьники могут под руководством преподавателей или родителей заниматься и изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.

5. Кукольный театр и школа

Кукольный театр может прийти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении с литературными произведениями

Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.

Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений - режиссера и актеров.

Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. Обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация с использованием кукол имеет специфические особенности. В зависимости от желания учащихся кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных, ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.

В результате возросшего уровня языковой подготовленности учащимся, можно предложить заниматься инсценированием или постановкой какого-либо литературного произведения.

Инсценирование - более активный и сложный процесс воплощения образа, нежели драматизация, так как в его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене.

В инсценировании ярче прослеживается последовательность творческих этапов:”периода познания”, “периода переживания” и “периода воплощения”. Реализация этих этапов способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию эмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитию творческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.

Целесообразно с самого начала работы над инсценированием предоставить учащимся выбор произведения, помочь осознать и прочувствовать поведение и речь персонажей, отработать выразительное чтение выбранной роли.

В целях повышения интереса к театральному делу в масштабах школы рекомендую один - два раза в год ставить настоящие спектакли

Руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами.

Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно даже самое совершенное техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.

В современной методике школьного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок.

Как и говорилось ранее кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.

Заключение

Взрослые не играют в игрушки только по одной, вполне разумной причине: у них не хватает на это времени и сил. Играть, как играют дети, -- самое серьезное занятие в мире; и как только суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходится отказаться от такого огромного, дерзновенного дела. Нам хватает сил на политику и бизнес, на искусства и науки; но для игры мы слабы.

Эту истину признает каждый, кто хоть когда-нибудь во что-нибудь играл -- строил из кубиков дом, нянчил куклу, расставлял оловянных солдатиков.

Взрослые не играют, как дети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могут потратить силы и время на такое великое дело.

Философия кукольных театров достойна всяческого внимания. Из этой игрушки можно вывести все, что нужно понять современным людям.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.

Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.

Родителям и преподавателям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.

Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: "Ну что все собрались?" или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Приложения

Рис.1 «Петрушка»

Рис.2. «Перчаточная кукла»

Рис.3. «Батлейка».

Рис.4 «Марионетка»

Список использованной литературы

1. О теории и практике художественного творчества детей. Ветлугина Н.А. Москва Изд. - “Нева”. 1991 г.

2. Кукольный театр. Ростов - на - Дону: ”Феникс”, 1999 г.

3. Батлейка. Мн.: “ Молодёжное ”. 2000 г.

4. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - “Нева”. 2000 г.

5. Эстетическое воспитание младших школьников. Цветкова И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.

6. Педагогика (конспект лекций) - М.: ”Приор-издат”,2004 г.

7. Гнутикова С.С. История музея театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова: создание каталога-путеводителя по музею// Сохранение культурного наследия народов мира. Тез. докл. -- М., 2005.

8. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Куклы мира/ Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. -- М., 2003.

9. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Музеи России/ ред. группа: М. Шинкарук, Н. Иванова, Е. Евлахович и др. -- М., 2008.

10. Гнутикова С. Рождение музея// Театр чудес. -- М. 2002.

11. Гнутикова С.С. Театральные куклы// Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова. -- М., 2005.

12. Гнутикова С. Хранители кукольных сокровищ// Театр чудес. -- М.2002.

13. Советов В.М. Театральные куклы (технология изготовления).-- Спб., 2003.

14. Цит. по: Москалев И.М. Ленора Шпет: уроки жизни и театра. -- М., 2005.

15. Соломоник И.Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. -- М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Немного об истории театра кукол. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

    Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способам управления ими. Характерные черты ритуально-обрядового и народного сатирического кукольного театра.

    презентация , добавлен 24.12.2011

    История развития кукольного театра в России. Домашние и студийные спектакли. Кукольный театр Сергея Владимировича Образцова. Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол. Творческие связи театра.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2017

    Формирование основных атрибутов японского кукольного театра. Типы фигур, используемых для исполнения спектакля. Рассмотрение деталей ниньгё дзёрури: голова (касира), руки, ноги, костюм (исо), парик. Пространство японского кукольного театра Бунраку.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    История возникновения кукольного театра. Его виды и особенности. Способы управления куклой. Техника изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра и куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой. Выбор материалов и инструментов.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Особенности жизни британского общества на рубеже ХIХ–ХХ веков. История театра кукол Англии как особого вида театрального действия. Характеристика пьес с участием марионеток и Панча. Основные формы театральных кукол и сущность технологии их создания.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Узбекский народно-профессиональный театр кукол обозначается как "Кугирчок уйин" (кукольная игра), "кугирчокчи" - исполнители (играющие куклами). История многовекового развития кукольного искусства в Узбекистане. Анализ существовавших направлений театра.

    реферат , добавлен 03.08.2008

    Театр кукол как одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства. Передвижной дом для минималистов. Основные стили лазерного шоу. Сведения о главных составляющих мобильного театра. Сценический линолеум Duo: вид, преимущества.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Народный кукольный театр в Белоруссии. Социально-культурный пласт национальной культуры. Театры батлеечного типа. Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением. Тщательность проработки деталей куклы. Батлейка в Институте теологии.

Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.

На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.

Первые театральные куклы

Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Такие экземпляры приводили публику просто в восторг. Немного позже куклы были помещены в специальный ящик с предусмотренными отверстиями, из которых они торчали во время представлений. С такими «волшебными» коробочками кукольники странствовали по городам и показывали небольшие спектакли.

В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. В средине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки. В этот период разнообразие кукол просто поражало - маленькие, большие, куклы-перчатки, -тарелочки, -ложечки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.

Узнайте, как создать кукольный театр своими руками. При этом персонажей можно не только сшить, слепить, но и сделать из пластиковых ложек, деревянных палочек.

Пальчиковый кукольный театр своими руками

Хотите развить мелкую моторику малыша, речь, мышление и просто иметь возможность поднимать всей семье настроение, тогда превратите комнату в храм искусства. Для этого вам нужно знать, как сделать пальчиковый кукольный театр своими руками.


Для такого вам потребуется:
  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы.
Как вы видите, персонажи сказки «Репка» выкраиваются очень просто. Каждый герой состоит из двух идентичных деталей. Но на одной стороне нужно вышить нитками черты лица. Можно их сделать и вырезав из темного фетра, а затем приклеить или пришить.

Сложите 2 заготовки персонажа изнаночными сторонами, прошейте по краю на машинке или ниткой с иголкой на руках.

Чтобы сделать бороду для деда, намотайте на пальцы нитки в несколько рядов, прорежьте их с одной стороны. Сложите эти одинаковые нити пополам, пришейте бороду на место.


А вот какими могут быть герои сказки «Курочка ряба».


Бороду и челку деда, волосы бабушки выкроите из серого фетра. Он же поможет создать мышку с длинным хвостом. Вот такие куклы для кукольного театра можно сшить. Если их будет надевать малыш, выкроите таким образом, чтобы они были по размеру его пальчиков. Если спектакль будут показывать для детей взрослые, тогда куклы из ткани должны быть чуть большего размера.

Ознакомьтесь еще с одной интересной идеей. Таким может быть домашний кукольный театр для постановки сказки «Репка». В детском саду лучше иметь более крупных персонажей, чтобы всей группе было видно их издалека. Но можно сделать и такой, взяв:

  • пасту для моделирования (лучше Jovi, которую не нужно обжигать, она твердеет на воздухе);
  • желтую и зеленую пасту Jovi Patcolor;
  • акриловые краски;
  • кисточки;
  • фломастеры;
  • стеки.

  1. Давайте сначала вылепим деда. Возьмите кусочек пасты размером 2х3 см, скатайте из него колбаску, сформируйте цилиндр. У вас должно получиться подобие матрешки с туловищем и головой, а внизу будет выемка для пальца.
  2. Отдельно вылепите ручки, прикрепите их к туловищу. А вот черты лица, бороду, усы обозначьте при помощи стека.
  3. По такому же принципу вылепите бабку, внучку и животных. Когда эти персонажи высохнут, раскрасьте их акриловыми красками.
  4. Для репки скатайте шарик из желтой пасты, чуть вытяните его сверху, вставьте сюда ботву из зеленого пластика, зафиксируйте.


При лепке пастой вы увидите, что она на воздухе быстро сохнет, поэтому периодически смачивайте пальцы водой.


Вот такой у вас получится пальчиковый кукольный театр, своими руками ребенок сможет разыгрывать сказку «Репка» или придумать свой сюжет с некоторыми из данных персонажей.

Настольный театр своими руками

Если вы хотите иметь настольный театр с бумажными куклами, тогда укрупните следующее изображение. Распечатайте его на цветном принтере на плотной бумаге. Если нет такой возможности, приложите к экрану лист тонкой бумаги, переведите очертания на него. Затем поместите на картон, нанесите контуры, пусть ребенок разукрасит персонажей цветными карандашами или красками. Останется вырезать изображения, подклеить каждое сбоку и приклеить к голове макушку.


А вот еще шаблоны, по которым легко мастерятся куклы для театра. Своими руками или, отдав заготовки ребенку, вырежьте их по контурам, склейте попарно.


Если небольшой прямоугольный лист цветной бумаги склеить сбоку, получится небольшой тубус. Он должен быть таким, чтобы хорошо сидел на пальце. Приклейте к заготовке уши, нос, глаза, передние лапы, и получится герой пальчикового кукольного театра.


Этих персонажей можно смастерить из самых неожиданных материалов. Посмотрите, как превратить пластиковые ложки в героев постановок.


Чтобы сделать такие игрушки для кукольного театра, возьмите:
  • пластиковые ложки;
  • цветную бумагу;
  • ножницы;
  • готовые пластиковые глазки;
  • клеевой пистолет;
  • ткань;
  • узкую ленту, ножницы.
Далее следуйте такой инструкции:
  1. Клеевым пистолетом приклейте готовые глазки к выпуклой стороне ложки.
  2. Лоскут ткани, перевязанный лентой, превратите в платье. Для мужского персонажа достаточно приклеить галстук-бабочку на шею.
  3. Надрежьте с одной стороны полоски цветной бумаги бахромой, приклейте эти волосы. Их заменят и куски покрашенной ваты.
Все, детский кукольный театр на дому готов. Возьмите большую картонную коробку, оклейте ее цветной бумагой, переверните. Сделайте ножом в дне прорези, вставьте сюда ложки и водите кукол вдоль этих отверстий, как по дорожке.

Таким же образом управляют и другими персонажами, для создания которых понадобятся:

  • палочки от мороженого;
  • детские журналы;
  • клей;
  • ножницы.
Пусть ребенок вырежет картинки людей, животных из журнала или из старой книги, наклеит их на палочки.


Если вы хотите смастерить другой настольный театр, тогда в ход пойдут крышки от молочных бутылок. Пластиковые стаканчики из-под йогурта.


Приклейте на обратную сторону этих предметов бумажных героев сказок, и можно разыгрывать с ними старые сюжеты или придумывать новые. Фон создается из большого листа картона, который раскрашивают в тему.

Как сделать ширму для кукольного театра?

Это неотъемлемый атрибут кукольного театра. Ознакомьтесь с самыми простыми вариантами:

  1. Закройте отверстие под столом тканью, привязав два ее угла к верху одной и второй ноги. Ребенок сидит сзади на полу и водит персонажей на уровне крышки стола - чуть выше ее.
  2. Возьмите старую занавеску или простыню. Соберите любое из этих полотен на веревку, концы нити привяжите с одной и второй стороны дверного проема. Сделайте в центре наверху любого из этих полотен прямоугольный вырез. Он должен быть на такой высоте, чтобы не было видно сидящего за занавеской ребенка или взрослого, которые исполняют роль кукловодов.
  3. Для пальчикового театра делается ширма настольная. Проще всего смастерить ее из картона. Берется коробка. Ее нужно разобрать, оклеить обоями или цветной бумагой, согнуть 2 боковины, чтобы по центру осталось полотно достаточного размера. В нем делается вырез, через которой кукловод показывает пальчиковые игрушки.


А вот как сделать ширму из фанеры. Для нее вам потребуются:
  • фанера;
  • лобзик;
  • ткань или кусок обоев;
  • клей;
  • маленькие дверные петли.
Инструкция по изготовлению:
  1. Опираясь на представленные размеры, выпилите из фанеры 3 заготовки: центральную и 2 боковины. Оклейте их тканью.
  2. Когда полотно высохнет, прикрепите петли на означенные участки, чтобы можно было закрывать ширму для кукольного театра и складывать ее.


Посмотрите, как сделать ширму из картона, чтобы иметь возможность показывать спектакли варежковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Она должна быть такой, чтобы кукловод умещался там свободно, встав в полный рост. Если спектакль показывают дети разных возрастов, тогда высокие встанут на колени, подложив под них подушку.

Для того, чтобы сделать ширму, вам понадобятся:

  • клей ПВА;
  • веревка или шнурок;
  • картонные коробки;
  • обои;
  • канцелярский нож;
  • шило;
  • рулетка;
  • широкая кисть;
  • длинная линейка;
  • тряпка.


Ширма для кукольного театра своими руками мастерится следующим образом:
  1. Чертеж дан для подростков или взрослых, рост которых 1 м 65 см. Если вы делаете ширму для детей, уменьшите этот показатель.
  2. Чтобы она была прочной, делайте ее трехслойной. Для этого на один большой лист картона наклейте второй, затем с другой стороны - третий. Наносите клей ПВА широкой кистью. Таким образом вы сделаете фронтальную деталь - фартук.
  3. Боковые элементы тоже изготовляются трехслойными, но отгибы, которые вы затем приклеите к фартуку, должны состоять из одного слоя.
  4. Соедините детали, склеив их. Когда клей высохнет, прошейте в этих местах шнурком, предварительно проделав в местах крепления отверстия. Таким же образом присоедините верхнюю арку.


Осталось оклеить ширму обоями неяркого цвета, чтобы они не отвлекали от театрального действа.

Мастерим куклы-перчатки своими руками

Такие можно увидеть в настоящем кукольном театре. Куклы перчатки надевают на руку. Сгибая пальцы, вы сможете сделать так, что тканевый персонаж будет наклонять голову, шевелить руками.


Детский кукольный театр на руку будет иметь много персонажей, если вы воспользуетесь предложенным шаблоном.


Но не обязательно создавать сразу всех героев. Давайте начнем с двух - зайчики и поросенка. Поняв, как сделать такие куклы перчатки, вы сможете сшить и другие, тем самым, постепенно пополняя свой театр.

Если затем вы будете изготовлять кукол-людей, то можете выполнить прическу из ткани или из ниток.

Толщина шеи персонажа должна быть такой, чтобы кукловод просовывал сюда средний и указательный пальцы для управления героем спектакля.


Перед тем как шить кукол для театра, положите на переснятую выкройку перчатку кукловода, чтобы решить, подходит ли основа. Если нет, тогда увеличьте или уменьшите ее. Можно обойтись и без перчатки, приложив руку кукловода на выкройку-основу. Учтите, персонаж не будет статичным, поэтому нужно прибавить немного со всех сторон на свободное облегание, чтобы ткань героя действа не натягивалась во время управления им.

Итак, вот что вам потребуется для того чтобы сшить куклу-перчатку:

  • искусственный мех и/или однотонная ткань;
  • калька или прозрачная бумага либо целлофан;
  • ручка;
  • ножницы;
  • нитки;
  • пуговицы для глаз.
Укрупните данную выкройку. Приложите к ней прозрачный материал (целлофан, бумагу или кальку), перерисуйте. Вырежьте по контуру.


Положите лекало на сложенное пополам полотно, вырежьте с припуском на шов 7 мм. Для зайчика лучше взять серую ткань или белый мех, для поросенка - розовую.


Если вы хотите нарисовать черты лица, хвостики, ладони, копытца, тогда сделайте это сейчас, перед тем, как сшить обе половинки каждого персонажа. Возьмите специальные краски для ткани, которые не линяют при стирке. Если таких нет, тогда используйте акварель, гуашь, но предварительно нанесите на ткань раствор ПВА, после его высыхания раскрасьте это место, но используйте минимум воды. Когда краска высохнет, для ее закрепления сверху положите еще один слой ПВА.

Но лучше всего вышить нос, рот, натянув эти участки на пяльцы или притачать заготовки соответствующих цветов и пуговицы-глаза.

Выкроите для куклы перчатки зайчика манишку из белого меха, пришейте ее треугольную часть к передней половинке, и полукруглую, в виде воротника, к задней. К этой же обратной стороне притачивается хвостик, а к обеим частям - белые лапки с розовыми коготками или без них.


Когда пришиты мелкие детали, можно стачивать обе половинки куклы на изнанке на машинке или на лице - на руках. В последнем случае, используйте шов «через край» или возьмите бейку проходящего цвета, окантуйте ею боковой шов.

В такой технике создаются и другие куклы перчатки, например, поросенок.


Когда будут стачаны бока со всех сторон, подшейте низ. Уши персонажей можно набить ватой или синтепоном. Любым из этих материалов заполните нос поросенка, только после этого пришейте этот «пятачок» к голове. Сделайте аппликацию на его щечках, придав им цветущий вид. Осталось пришить немного желтых нитей между ушей, и еще одна кукла перчатка готова.


Теперь вы знаете, как сшить персонажей для кукольного театра, если хотите это еще и увидеть, тогда посмотрите следующие сюжеты.


Сейчас мы воспринимаем его как детский, но он стал считаться таковым только в ХХ веке. Точное время зарождения этого вида искусства не установлено, но первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса и Изиды собирали толпы людей. Куклами тогда служили огромные фигуры, которые были щедро украшены драгоценными камнями и приводились в движение по особым праздникам.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, а в 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

История Большого театра кукол

Здание БТК построено в 1912 г. для богатого купца, банкира Евгения Бурцева. Он планировал открыть здесь музей современного искусства, который предполагалось расположить в зале с высоким стеклянным потолком. После революции здание национализировали, в нем давали представления передвижные театры и лет 40 подряд находились разные еврейские общества.
Сам БТК переехал в это здание в 1941 году. До этого момента театр странствовал по разным площадкам города со времен основания его в 1931г. пятью энтузиастами. Только в 1956 г. режиссер БТК Королев М.М. открыл соответствующую кафедру при Институте Театральных Искусств (РГИСИ), которая была второй в мире.
Сейчас в БТК дают не только кукольные, но и драматические, музыкальные, пластические спектакли.

Три типа театров кукол

1) Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3) Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.


Вертепный театр

Играется этот спектакль строго под Рождество. Возник он из-за семинаристов, которые ходили по домам и показывали сценки о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Вертеп представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная, иногда трехъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом. Вторая часть представления обычно была на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке.
Куклы приводились в движение с помощью небольших прорезей.

Театр теней

Он пришел с Востока из ритуалов Индонезии и Китая. Возможно, это самый древний вид театра. В XVII веке теневой театр перекочевал в Европу.

Театр масок

Театр масок пришел из древней Греции. В античном театре, в который помещалось 10000 зрителей никто бы не разглядел лица актеров если бы не было масок. Поэтому лица артистов визуально увеличивали.

На фото слева отец паночки.

Паночка. Ночью, наверное страшно наткнуться на такой реквизит.)

Виды кукол

Марионетка

Первый вид кукол - марионетка, подвешенная на нити, которые прикреплены к ваге. Длина этих нитей может быть максимум полтора метра. Слово нить этимологически восходит к слову нерв и поэтому это самая очеловеченная кукла, потому что даже если это лошадка, то она все равно наиболее близка к физиологии. Одна такая марионетка стоит от 200 000 до 600 000 рублей.

Раньше нити красили специальной краской, чтобы их скрыть или вешали специальную сетку, чтобы внимание зрителя рассеивалось и казалось, что кукла ходит сама по себе.
Репертуар марионеток представлял равнодушие житейской действительности, обращался к вечным темам: библейские, античные сюжеты, переделки рыцарских романов. Классика репертуара - это Дон Жуан и Фауст.

Петрушка

В каждой стране есть любимые традиционные персонажи. В России это Петрушка.
Во Франции Полишинель, у него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.
В Италии Пульчинелла, что переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной
Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.
Куклы Панч и Джуди герои в Британии.
В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.
Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Это традиционные ярмарочные герои. У обычного кукольника была четырехгранная ширма. В сценах было не больше двух героев, потому как у человека только две руки.
Есть два способа управления куклой - московская и петербургская.
Московская - указательным пальцем управляют головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками.
Петербургская — голову куклы надевают на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец.