Кто не работает тот ест фразеологизм. Кто не работает, тот все равно ест 

А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих, чтобы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. Соломон говорит в одном месте: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (Притч. 6:6- … Итак, трудитесь непрестанно, ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест , ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.

Апостольские постановления.

Дидахе

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие:

Всякий, приходящий к вам во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший - странник, помогите ему, насколько можете, но он не должен оставаться у вас долее двух или, в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь устроить его так, чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет с этим сообразоваться, то он - христопродавец, держитесь подальше от таковых!

Дидахе.

Свт. Иоанн Златоуст

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если

Писание к нему [муравью] отсылает ленивца, говоря: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым (Притч. 6:6) . Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться - доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится, и работает не столько для себя, столько для нас; и христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек: если накопил ты деньги, употреби их на других; если у тебя есть слова назидания, не закопай их, но предложи нуждающимся; если - другой какой избыток, будь полезен имеющему нужду в плодах трудов твоих.

К народу антиохийскому.

Многие часто входят в строгие исследования о нуждающихся, расспрашивают их об отечестве, образе жизни, нравах, занятиях и здоровье телесном, делают им упреки и требуют от них множества объяснений касательно их здоровья. Оттого-то многие из бедных представляются изувеченными по телу, чтобы видом этого несчастья преклонить нашу жестокость и бесчеловечье. Летом попрекать их за это хоть и жестоко, но не так еще, но зимой во время стужи быть столь безжалостным и бесчеловечным судьею и не оказывать им никакого снисхождения за то, что ничего не делают, не есть ли верх жестокости? Для чего же, скажешь, Павел давал фессалоникийцам такой закон: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10) ? Для того, чтобы и ты, услышав это, обращал слова Павла не к бедному только, но и к себе самому, потому что заповеди Павла относятся не к бедным только, но и к нам. Скажу и нечто тяжелое и неприятное; знаю, что рассердитесь, но, несмотря на это, скажу, потому что и говорю не для того, чтобы оскорбить вас, но чтобы исправить. Мы попрекаем бедных праздностью, которая часто заслуживает и извинения, а сами часто делаем такие дела, которые хуже всякой праздности… Итак, когда будешь говорить: что же скажем Павлу? - говори так не бедным только, но и себе самому. А с другой стороны, читай не только его угрозу, но и снисхождение, потому что апостол, сказав: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь , присовокупил: Вы же, братья, не унывайте, делая добро (2 Сол. 3:13) .

О милостыне.

Свт. Кесарий Арелатский

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Кто-то, может быть, скажет: кто же в состоянии все время мыслить о Боге и вечном блаженстве, когда всем людям приходится заботиться и о пропитании, и об одежде, и о домашнем устроении? Но Бог и не повелевает отринуть попечение о нынешней жизни, заповедав через апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10) ; да и тот же апостол говорит о самом себе: занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Сол. 3:8) . И вот если к этому попечению, которое особо заповедал Господь, не присоединится ни скупость, ни жадность (обычные прислужницы сластолюбия), то любые труды, любые заботы должны поистине считаться праведными. Лишь бы только эти занятия не вырастали до того, что у нас не останется времени для благочестия, - написано ведь: «Мирские тяготы сделали их несчастными».

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст

Второе побуждение к тому, чтобы жить чинно, бесчинные братия имели в точной заповеди, лично самим Апостолом данной. Пример можно было еще перетолковывать, но прямая заповедь обязывала, отстраняя всякую возможность уклонения. Заповедь налагала долг, пример располагал к исполнению его, указывая способ, или ведя к тому, как бы по проложенной дороге. Оба вместе должны бы победоносно воздействовать на исправление нрава, прежде криво направленного. Оба и употреблены Апостолом. И пример дан сильный, и заповедь предложена в очень строгом тоне: кто не хощет делати, ниже да яст . Он хочет сказать: того не за что и хлебом кормить, тот теряет как бы право на вкушение пищи, и если вкушает, то без всякого права, а или по своему нахальству, или по милости других. Вот в какой степени обязателен труд! Человек рождается на труд, как и птица на летание (Иов. 5:7) . Так присуждено тотчас по падении. Труд - общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19) . Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Никого и не увольняет от него Апостол. Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, - богатый ли или бедный, ниже да яст , тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом. Между тем, однако ж, не надобно выпускать из внимания, что слово Апостола обращено здесь к праздным ленивцам, чтоб совесть их растревожить, а не к другим, чтоб пресечь их благотворительность. Не та у него мысль: и не давайте ему есть. Этого суда и расправы никому он не дает. Напротив, прямо против этого говорит ниже, чтоб, делая добро, не стужали, что дают тунеядцам (стих 13) . Феодорит пишет: «А сие: ниже да яст , Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать свойственную им щедрость».

Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Итак, если вы имели нужду в образце для подражания, то таковым были мы, - если вам нужно было слово, мы говорили, - если понадобилось послание, мы написали, что кто не хочет работать, пусть не ест .

Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Эти слова святого апостола люди неверующие злобно направляют против служителей Христовой Церкви, говоря им: вы дармоеды, вы не занимаетесь физическим трудом… Здесь одна лишь злоба, а правды нет. Прежде всего всякий священник физически много работает, с утра до ночи, да и ночью не имеет покоя. Ведь он совершает службы Божии с утра – утреню, потом обедню, вечером – вечерню, не менее шести часов в день; потом многочисленные требы, из которых погребение очень трудное: в снег, грязь, дождь он идет на кладбище не менее версты, а в других местах и несколько верст. Ночью его могут потребовать к больному, и он не может отказаться. Служение священника не менее тяжкое физически, чем служение врача. Почему же никто не бросает врачам такого тяжкого обвинения, как тунеядство? Потому что всякий врач – труженик, и такой же труженик, как и священник… Но служение священника гораздо тяжелее, чем врача и всякого другого общественного работника. Православный пастырь вмещает в своей душе жизнь своей паствы: болеет их нуждами, страданиями, муками веры, нравственной жизни… В заботах о душевном спасении своих пасомых он не спит ночей и часто плачет, раньше времени старится, часто умирает от заражения при напутствованиях… Добрый пастырь душу свою полагает за овец своих! Вы скажете – таких немного. Ответим: но они есть. Правда, не все такие, но и не все врачи, не все другие работники на высоте своего положения.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блаж. Августин

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Итак, прежде всего мы должны показать, что блаженный апостол Павел хотел, чтобы рабы Божии выполняли физическую работу, которая имела бы своей целью великую духовную награду, так чтобы и само пропитание, и одежду они ни от кого не получали, а добывали собственными руками. Затем мы должны показать, что те евангельские заповеди, исходя из которых некоторые лелеют не только свою лень, но и свою гордыню, не противоречат апостольскому завету и апостольскому примеру. А посему давайте посмотрим, от каких слов апостол переходит к словам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

У вас (προς υμάς ) вместо: с вами (μετ« υμών). В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Прп. Макарий Великий

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

А если кто-нибудь и в молитве вял, и в служении или каком-либо другом деле, осуществляемом ради покоя братий, проявляет изнеженность, нерадивость и небрежность, не стараясь, как то подобает истинному мужу, усердно исполнять порученное ему дело, то (пусть он услышит) Апостола, называющего такого человека «праздным». (Указывая на то, что подобный лентяй) не работает, а лишь попусту тратит время, (Апостол) не признает его достойным и хлеба, говоря: «Кто празден, тот не ешь» В другом месте говорится: «Праздных и Бог ненавидит; праздный не может быть верным» . И в Книге Премудрости сказано: «Мнозей бо злобе научила праздность» (Сир. 33:28) . Каждый обязан в любом деле, совершаемом ради Господа, плодоносить и быть усердным хотя бы даже в одном (служении), чтобы не лишиться вечной жизни, оказавшись бесплодным.

Великое послание.

Лопухин А.П.

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Бытия 3:19 . Сравни «Учение 12 Апостолов», XII, 3.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

«Кто не работает, тот не ест» - популярное выражение для осуждения лени, безделья и тунеядства .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Kто не работает, тот не ест

    Мыслить №23 Кто не работает - тот ест! Роль денег в развитии общества

Субтитры

Происхождение выражения

Мысль о том, что лентяи и бездельники не должны кормиться за счёт тех, кто работает, - довольно часто появляется в человеческой истории. Впервые выражение с похожим смыслом встречается в Новом Завете во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла :

Похожее по смыслу выражение использовалось и в дзэн-буддизме . Так, в сборнике «101 история Дзэн », содержащем истории, которые излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзэн, авторство которого приписывается японскому дзэнскому учителю Мудзю (1227-1312), имеется притча № 83 «Кто не работает - не ест».

Хайкудзё, китайский мастер Дзен, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет : подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. «Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, - подумали ученики. - Лучше вернём их». Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: «Кто не работает, тот не ест».

На русском языке аналогичная идея выражена близкими по смыслу и структуре народными пословицами: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Работать не заставят, так и есть не поставят», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» и др.

Как принцип первых поселений англичан в Америке

Весной 1609 года этот афоризм высказал первым британским колонистам на территории современных США капитан Джон Смит , один из основателей и лидеров Джеймстауна :

Вы должны руководствоваться законом, что тот, кто не работает, тот не ест (за исключением неспособных трудиться из-за болезни). Труд тридцати или сорока честных и трудолюбивых человек не должен расходоваться на поддержание ста пятидесяти праздных бездельников.

Оригинальный текст (англ.)

You must obey this now for a law, that he that will not work shall not eat (except by sickness he be disabled). For the labors of thirty or forty honest and industrious men shall not be consumed to maintain a hundred and fifty idle loiterers.

В работах Ленина

… «Но эти недостатки - продолжает Маркс - неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит, после долгих мук родов, из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»…

Таким образом, в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, то есть лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью. Постольку - и лишь постольку - «буржуазное право» отпадает.

Но оно остается всё же в другой своей части, остается в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества. «», этот социалистический принцип уже осуществлён; «за равное количество труда равное количество продукта» - и этот социалистический принцип уже осуществлён. Однако это ещё не коммунизм, и это ещё не устраняет «буржуазного права», которое неравным людям за неравное (фактически неравное) количество труда дает равное количество продукта.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (сентябрь 1917) этот афоризм Ленин называет «главнейшим правилом»:

Нам дало для этого средство и оружие в руки само воюющее капиталистическое государство. Это средство - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. «Кто не работает, тот не должен есть » - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью.

В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 - январь 1918 годов) Ленин назвал этот афоризм уже «заповедью социализма» :

Надо, чтобы каждая «коммуна» - любая фабрика, любая деревня, любое потребительное общество, любой комитет снабжения - выступили, соревнуя друг с другом, как практические организаторы учёта и контроля за трудом и за распределением продуктов. Программа этого учёта и контроля проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одеже, имели теплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. «Кто не работает, тот пусть не ест » - вот практическая заповедь социализма…

Популярность же фразе принесла статья Ленина «О голоде (письмо к питерским рабочим)» (май 1918 года), в которой эта фраза названа уже «коренным началом социализма»:

Бур­жуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределе­ние хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест ».

В СССР

В Конституции РСФСР 1918 года содержалась статья, обязывающая всех граждан Республики к труду:

Статья 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

Фраза Ленина в сокращённом виде вошла в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года :

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест ». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду ».

В слегка изменённом виде, этот принцип перешёл и в Конституцию СССР 1977 года:

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду»

Фраза была переработана героем Алексея Смирнова , который сказал «Кто не работает, тот ЕСТ. Учись, студент».

Знаменитая фраза «кто не работает, то не ест», широко употреблялась в советское время, как в официальной литературе и политике, так и в народе. Ничего странного в этом нет: ведь она сама по себе обладала убедительностью и некоей моральной очевидностью. Это был один из нравственных ресурсов, которые использовал коммунистический строй и коммунистическая идеология. Например, так звучал второй принцип из тоже знаменитого Морального кодекса строителя коммунизма, включенного в Третью Программу КПСС (1961): «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».

А еще раньше этот афоризм даже вошел в текст первой советской (сталинской) конституции 1936 года. Вот какой была ее 12-я статья:

«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Однако тут нужно сделать важное пояснение: этот принцип был позаимствован коммунистами и социалистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Или, в подлиннике: Εἴ τις οὐ θέλει ἐργάζεσθαι, μηδὲ ἐσθιέτω.

Во втором послании к христианской общине Фессалоник (сейчас это греческий город Салоники) апостол, в частности, увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает «бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас» (Фес 3:6). И он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук:

«Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 7:10).

Видимо, в фессалоникийской общине много было тех, кто, по словам апостола, не делал никакой работы, но много суетился. Их он и увещевает, чтобы они, «работая в тишине, ели хлеб свой» (2 Фес 3:12).

Казалось бы, сама по себе разница в смысле между фразой «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест», и фразой «кто не работает, тот не ест» очень незначительна, что в принципе они имеют в виду одно и то же. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, все же сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в Советской России употреблена впервые, и оттуда введена в широкий оборот в советское время.

Это был май 1918 года, шла гражданская война. В Питере, Москве и неземледельческих губерниях свирепствовал голод. Особенно от него страдали городские жители. И Ленин, разбирая главный вопрос – вопрос о хлебе, говорит, что в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и «нетрудовое крестьянство», кулаки. Он, по сути, задает в статье некую рамку координат, как коммунисты должны относиться к этой проблеме, что и в каких терминах по этому поводу думать и делать. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом «взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: “кто не работает, тот да не ест”. “Кто не работает, тот да не ест” – это понятно всякому трудящемуся. С этим согласны все рабочие, все беднейшие и даже средние крестьяне, все, кто видал в жизни нужду, все, кто жил когда-либо своим заработком… В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине - основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы».

Поэтому Ленин требует безусловной хлебной государственной монополии, полного запрета на торговлю хлебом частными лицами, а также самого строгого государственного учета и контроля в деле изъятия «излишков хлеба» у крестьян и его последующего распределения. Эту задачу он называет уже даже не революционной, а подлинно коммунистической, а ее решение – главным преддверием социализма.

И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Это за меня будет решать другой – государственный чиновник и государственное законодательство. Дело в том, что теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет, кого можно считать работающим человеком, а кого – нет, что является общественно полезным, а что таковым не является. То есть, лишь тот, кого государство утвердит в качестве трудовой единицы в своих штатах, тот и будет получать от него зарплату и, следовательно, есть.

У такого положения дел, кстати, есть и тот плюс, что человек гарантирован от безработицы: государство всегда готово предоставить ему работу, но – лишь согласно своему расписанию штатов и по своему усмотрению. И если ты не вписываешься в эти рамки, если ты слишком свободен, тогда тебя могут привлечь по статье за тунеядство.

О фразе “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” апостола Павла и его проповеди о Втором пришествии - в .

Мечта о халяве - одна из вековых. Призрак ее вновь бродит по Европе. И не только. Имя ему - безусловный базовый доход (ББД). Кандидат во французские президенты от социалистов Бенуа Амон включил требование безусловного дохода в предвыборную программу. Для начала - по €600 каждому молодому французу. К 2022 году - всем совершеннолетним и уже по €750.

Правда, французы от этой идеи почему-то не в восторге. Опрос осенью прошлого года показал: 64% против, даже если это не увеличит нагрузку на бюджет (госдолг Франции - 95% ВВП). Мол, это будет потворствовать человеческой лени. Люди бросят работу и будут прохлаждаться в рамках небольшого, но обеспечивающего минимальные потребности бюджета.

Вы прикиньте сами - стали бы вы работать на постылой работе, если бы вам на зарплатную карточку капало ежемесячно… Ну сколько?

«Сколько вам надо для счастья, Шура?» - вопрошал Бендер Балаганова. А тому ведь и немного надо было. Это у Остапа Ибрагимовича были грандиозные планы насчет Рио-де-Жанейро и белых штанов. Вам 25 тыс. достаточно? Для Москвы и Питера , раз уж там даже ОСАГО дороже, - ладно, 35–40 тыс. Согласились бы?

Французы, разумеется, сами себе противоречат: опасаясь за леность сограждан, 85% их уверяют, что все равно работу не бросят. Потому как потребности человека по части самореализации выше «прожиточного минимума». Думаю, и у нас работать бросили бы не все.

Аналогичные опросы проводили и в Германии : 53% немцев против ББД, а 17% (примерно, как у французов) работу бросили бы. Опостылела. Есть в жизни более интересные вещи. На прошлогоднем референдуме в Швейцарии идею ББД отвергли 77% голосов. 2 тыс. франков ведь давали! Нет, сказали трудолюбивые швейцарцы. Это увеличит налоги для остальных. Финны тоже трудолюбивые, но еще более дотошные. Они пошли на эксперимент. Чтоб уж наверняка.

С января текущего года 2 тыс. простых финских безработных стали получать по €560. Не от государства напрямую, а от Института социального страхования.

Дальше Европы пошли в Канаде . Стране, напомним на всякий случай, нефтедобывающей. Там запущено два пилотных проекта ББД - в провинции Онтарио и на острове Принца Эдварда. Набирает силу движение за введение ББД по всей стране. На очереди, очевидно, Квебек. В Онтарио каждому участнику (эксперимент рассредоточен по трем кластерам в разных по социальным параметрам частях провинции) будут три года выплачивать 1320 канадских долларов в месяц плюс 500 для людей с ограниченными возможностями.

Канада уже имеет опыт. Эксперимент по выплате ББД проходил в провинции Манитоба с 1974 года при поддержке федерального правительства Пьера Трюдо (нынешний премьер Джастин Трюдо - его потомок) и был прикрыт консерваторами в 1979-м. Тогда размер ББД уменьшался пропорционально заработкам семей - участников проекта. Вопреки опасениям, заметно меньше стали работать только самые молодые и матери, ухаживающие за малыми детьми. Зато, например, резко сократилось число заболеваний и обращений за медпомощью. В том числе в связи с психическими расстройствами.

Сокращение бедности ведь ведет к уменьшению заболеваемости. А чем реже ходишь на работу, тем крепче спишь.

Аналог ББД - Постоянный фонд Аляски , действует с 1976 года. Из него всем жителям штата выплачиваются дивиденды из прибыли от реализации нефти. Выплаты год от года разные. Самая маленькая была произведена в 1984 году - по $331, самая высокая в 2015-м - $2072. В 2016 году, согласно формуле подсчета дивидендов, полагалось уплатить каждому жителю проданной Россией Америке в 1867 году Аляски по $2052, но губернатор Уокер скостил сумму до $1022. Жирно, мол, будет.

Идея выплаты единого равного дохода всем гражданами принадлежит Томасу Пейну , одному из отцов-основателей США . Она отражена в его трактате «Аграрная справедливость»: собственники обработанных земель должны были бы выплачивать общине определенный пожизненный «социальный дивиденд», исходя из того, что община имеет право на «общую» землю и ее богатства.

Со времен Томаса Пейна идея проделала много «реинкарнаций», включая коммунистический принцип - «от каждого по способностям, каждому - по потребностям». И большевистский - «кто не работает, тот не ест». Сегодня у ББД есть сторонники и среди левых, и среди правых (вариации на эту тему можно найти даже у Милтона Фридмана).

Аргументы «за» в основном такие. ББД помогает бороться с бедностью и чрезмерным социальным неравенством. И то и другое обходится обществу слишком дорого. Выражаясь в росте расходов на борьбу с сопутствующими явлениями. Чем больше бедных и чем сильнее неравенство, тем больше болезней, в том числе «социальных», насилия, преступности. Мало какая страна сегодня может себе сегодня позволить дикий капитализм, как он был описан Диккенсом.

Введение ББД вместо забюрократизированной системы социального обеспечения может оказаться для государства дешевле, чем содержать армию «социальных бюрократов» и заниматься администрированием разных пособий.

Аргументы против более очевидны. Люди разленятся и перестанут работать. А откуда брать деньги на содержание «халявщиков»? Насчет лени. Проведенные эксперименты не вполне этот тезис подтверждают. Так, опыт Манитобы 70-х показал снижение мотивации к труду среди мужчин на 1%, на 3% среди замужних женщин и на 5% среди незамужних молодых девушек. А редкий опыт введения ББД среди бедных показал вообще парадоксальный результат.

Когда в 2008–2009 годах в намибийской деревне Омитара местным жителям стали платить ББД, их экономическая активность выросла. Просто потому, что людям дали «приподняться» над убийственной и унижающей человеческое достоинство нищетой.

Ирландское правительство лет пять назад подсчитало возможную цену введения в стране ББД. Получилось, что уровень налогов на доходы должен быть около 45%. В больших и богатых США, согласно ряду исследований, достаточен был бы 39-процентный плоский подоходный налог. Экстраполируя такие подсчеты на нашу почву, заметим, что в России уровень налоговой нагрузки граждан вовсе не 13%, как кажется некоторым, а как раз (с учетом выплат за нас работодателей и всяких косвенных налогов) близок к тем самым 45%.

То есть с сугубо фискальной точки зрения, абстрагируясь от прочих обстоятельств, даже мы бы практику ББД потянули? В это трудно поверить, наблюдая, как Минфин чуть ли не каждый месяц предлагает ввести новые поборы и сборы, а пенсионные накопления граждан конфискуются.

Легко представить, как у нас стали бы «раскручиваться» популисты, обещая всем выплаты не на уровне нынешних нищих пособий и пенсий, а при котором можно реально сводить концы с концами. Источники пополнения соответствующих фондов тоже легко бы нашлись. Создали бы, к примеру, ФГУП «Отнять и поделить». Не хуже, чем на Аляске. Предложили бы «распатронить» всяких топ-менеджеров с их заоблачными бонусами, коррупционеров и прочих госолигархов. Да и по части распределения доходов от продажи полезных ископаемых, помнится, еще в 90-х некоторые (включая ныне советника президента Сергея Глазьева) подсчеты вели. Опять же можно распустить по домам все собесы и отделения Пенсионного фонда. И не только. Это какая ж экономия выйдет!

Было бы интересно посмотреть на эксперимент, подобный финскому, у нас в какой-нибудь в депрессивной области. А вдруг наш человек окажется не хуже бывших чухонцев или жителей намибийской деревни? А вдруг он не все пропьет-прогуляет? А вдруг это, напротив, даст ему импульс для саморазвития, роста, свободу выбора занятий?

Так чтобы не терпеть, с одной стороны, самодуров-начальников на постылой тупой работе за жалкие 15 тыс. руб., с другой - подняться над нищетой.

Недавно вице-премьер Голодец (надо же, какое прозрение, на эту тему есть исследования аж 90-х) заметила, что у нас, вставших с колен, есть «работающие бедные». Каковых давно не сыскать в нормальных странах. То есть люди имеют постоянную работу, но все равно нищие. Такие даже и в вузах есть - «нищие доценты», например. А введи вот ББД - их бы не стало.

В нынешних наших условиях это, конечно, невозможно. А то вскрылась бы вся чудовищная неэффективность нынешней системы соцобеспечения (как части неэффективного государства). Она хоть и обходится бюджету по долям в общих расходах в разы меньше, чем в других европейских (не говоря о США) странах, но все равно бессмысленно дорога в сравнении со своей чудовищной неэффективностью.

Всякое обсуждение вопросов типа ББД или еще какой «социальной инженерии» все равно упирается в проблему эффективности государства, прозрачности его расходов и подконтрольности их обществу.

Но есть и другой аспект, повышающий актуальность обсуждения ББД. Это роботизация. Андроиды и роботы будут оставлять все больше людей без работы. Не случайно один из адептов инновации Илон Маск - ярый сторонник ББД. Согласно недавнему исследованию конгресса США, есть 83-процентная вероятность, что работники с зарплатой до $20 в час (а это неквалифицированные работники в США) будут вытеснены роботами уже в ближайшее время. Для получающих $40 в час - вероятность около 30%.

По прогнозам Всемирного экономического форума, роботизация уничтожит 5 млн рабочих мест в 15 самых развитых странах уже к 2020 году.

По расчетам Международной организации труда, в обозримом будущем под угрозой исчезновения будут 137 млн рабочих мест в таких странах, как Камбоджа , Вьетнам , Индонезия , Филиппины , Таиланд . Это 56% их рабочей силы. Сегодня они работают на западного потребителя, завтра их заменят машины. Эти подсчеты актуальны и для нас. Что будут делать все эти люди? На что жить? Не все же пойдут в галеристы, дизайнеры, массажисты, коучеры личностного роста, психоаналитики, тренеры по йоге и организаторы шопинга.

У нас проблема роботизации затушевана «таджикизацией», условно. Механизация заменена миллионами гастарбайтеров, социальная цена адаптации которых для общества все выше. На этом фоне власти еще делают вид, что собираются создать к 2025 году 25 млн современных рабочих мест.

Однако к тому времени, возможно, глобальная роботизация кардинально изменит мировой рынок труда, сделав нашу рабочую силу (и экономику в целом) окончательно неконкурентоспособной.

Нищие же гастарбайтеры могут класть тротуарную плитку (притом плохо), но не умеют делать роботов.

Рассуждения о безусловном базовом доходе в нашей стране сегодня кажутся сущим утопическим бредом. Однако известно, что важнейшей составляющей частью любой утопии является не только благостная мечта о будущем, но и попытка осознать, сколь прискорбно во многих своих проявлениях настоящее. Которое всего лишь - подготовка к будущему.

Кто не работает, тот не ест — слова апостола Павла в его втором обращении к Фессалоникийцам (Солунянам) .

6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб

Фессалоникийцы — жители города Фессалоники (нынче — Салоники), расположенного на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря. Основал город македонский царь Кассандр в 315 году до н. э. Название дал в честь своей жены Фессалоники. Благодаря удачному местоположению Фессалоники играли значительную роль в торговле Греции со с ранами Малой Азии и Причерноморья, потому город всегда отличался богатством. Сегодня Салоники — второй по величине город Греции

В своем стремлении привлечь к учению Христа как можно больше народа апостол Павел прибыл в Фессалоники в первом же своем проповедническом путешествии в Европу. Проповедовал Павел в синагоге для иудеев и вне её стен — для язычников. Рассказывая об учении Христа, Павел, видимо, несколько недооценил силу воображения жителей и мощь своего апостольского слова, потому после его отъезда в городе начали множится слухи, что пришествие Христа будет вот-вот. В результате одних жителей предстоящее жутко пугало, другие, побросав дела, ожидали чуда, и все вместе как бы тронулись умом. Павел узнал об этих настроениях и отправил свое второе послание к солунянам (Фессалоники — Солунь в старо-славянском), в котором призывал их успокоиться и жить, как жили, работать, трудиться, ибо только труд дает средства к существованию. Так что мысль Павла «кто не работает, тот не ест» была немудрена. А идеологическое, всеобъемлющее свойство приобрела уже в наше время.

Аналоги поговорки «кто не работает, тот не ест»

  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
  • Работать не заставят, так и есть не поставят
  • На полатях лежать, и ломтя не видать
  • Чего наберешь, то и понесешь
  • Горька работа, да хлеб сладок
  • У ленивого что на дворе, то и на столе
  • Работай до поту, так поешь в охоту
  • Что умолотишь, то и в засек положишь
  • На чужую работу глядя, сыт не будешь

    Применение фразеологизма «кто не работает, тот не ест»

    - «Я - женщина нерабочая, у меня от польской работы в голове делается кружение… - Скажите, какая вы нежная! Тогда гуляй себе, но хлеба не получишь. У нас «кто не работает, тот не ест!» (Шолохов «Поднятая целина»).
    - «В нетронутых, сияющих снегах стоял Страстной монастырь, безмолвный, с большой красной надписью: «Кто не работает, тот не ест» на красных приземистых стенах» Каверин «Освещенные окна»).
    - «Приказ был такой - за каждый надоенный литр - сто граммов муки. Дала корова десять литров- получай кило… Дала пятнадцать-получай полтора. Такая была заведена коровная сдельщина: кто не доится, тот не ест» (Е. Носов «Пятый день осенней выставки»).
    - «Кто не работает, тот не должен есть» - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» (Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?»)
    - «Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест» (Ленин «О голоде (письмо к питерским рабочим»)

    Кто не работает, тот не ест

    (Сербская народная сказка )
    У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень - пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Я и ты,- отвечает она.
    - Ну, кто работал, тот и есть может.
    Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
    На третий королевна и говорит свекрови:
    - Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
    Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Мы трое: я, ты и королевна.
    - Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.
    Через три года приезжает король проведать дочку. Видит - работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
    - Как, и ты научилась работать?
    - А как же,- отвечает королевна,- у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.
    Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

    Кто не работает, тот ест