Можно ли пожалеть раневскую любовь вишневый сад. Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» стала одной из его лучших произведений. Действия разворачиваются в имении помещицы Раневской с прекрасным вишневым садом. Но из-за нехватки денег и многочисленных долгов, ей советуют продать сад, но помещица не хочет его терять. Ведь именно с этим местом связаны многие её воспоминания из молодости. Но это решение губит ее, и она теряет и имение, и великолепный вишнёвый сад.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы. Её характер выражает противоречивые друг другу черты. Сам Чехов говорит, что она – "плохой хороший человек", хотя никогда не разделял героев на плохих и хороших. Ведь в жизни у всех людей присутствуют и те, и те черты. Любовь Андреевна обладает и расточительностью, и бездумностью, и легкомыслием, и неприспособленностью к жизни, но, тем не менее, в ней присутствуют и хорошие качества. Она очень чувствительна, добра, образована, умеет видеть вокруг себя только прекрасное. Неоднозначность её характера проявляется в речи, которая наполнена душевностью, манерностью и даже сентиментальностью.

После того, как Раневская вернулась обратно в своё имение, в ней она надеется на продолжение той новой и чистой жизни, которая была у неё в молодости. Но через некоторое время она узнаёт, что это имение приобрёл купец Лопахин. Для него этот сад означает что-то большее, чем просто объект, который он приобрёл. Он восторгается и восхищается своим новым прекрасным приобретением.

Чехов сочувствует героине, ведь кроме вишневого сада, она теряет свои самые ценные воспоминания о своей молодости. Но автор уверен, что во всём этом виновата лишь только она сама. Раневская хоть и добра, но в ней проявляется эгоизм. В своей легкомысленной погоне за лучшей жизнью, она ни на что не обращает внимания на своём пути. Она абсолютно не умеет правильно тратить свои деньги, сорит ими на каждом углу и не задумывается о последующем дне. Например, она заботится о больном Фирсе, но потом забывает его в покинутой усадьбе.

В гибели сада Чехов винит только Раневскую, показывая нам тем самым, что именно люди – кузнецы своего собственного счастья. И поиск лучшей жизни не приведет ни к чему к хорошему, а только к бедам и несчастиям. Главная героиня не хотела трудиться, а только ленилась и отдыхала, не считая труд полезным делом, поэтому она и осталась жить своими прошлыми воспоминаниями.

Сочинение про помещицу Любовь Раневскую

Последним творческим произведением писателя Антона Павловича Чехова стала пьеса «Вишневый сад», которую он написал в 1904 году. В произведении он попытался дать полную характеристику русских помещиков. Он описывает их как никчемных и жадных людей, которые сами по себе ничего не могут достичь в своей жизни. На фоне такого слоя общества прислуга характеризуется жалостью и бедностью. Они не могут устроить свою собственную жизнь.

Главной героиней пьесы «Вишневый сад» является разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская. В девичестве она носила фамилию Гаева, как у родного брата. У героини имеются две дочери. Анна является родной дочерью, а приемной – Варвара.

Раневская обладала великолепной красотой, которая с годами только хорошела. С интересом следила за парижскими новинками в одежде, и одевалась исключительно в соответствии с представленными там стилями. Выглядела она всегда так почтительно, что ей подавали шляпы и пальто. Помещица обладала удивительными и трогательными глазами. Госпожа была хорошим, добрым и славным человеком с легким и простым характером. Дочери считали мать отзывчивой и щедрой женщиной, которая способна раздать все, что только имела. Данная положительная черта не всегда была уместна. Любовь не умела экономить деньги, а зачастую просто сорила ими понапрасну. Она прекрасно понимала, что поступает не разумно, осуждала себя за этот порок, но ничего с собой поделать не могла. Остановиться было ей не под силу. Осуждая за неправильное поведение, называла себя грешницей и глупой женщиной.

Любовь Андреевна любила всех вокруг. Дочерей, которых постоянно ласкала. Негодяев, которые ее используют. Старого лакея по имени Фирс. Свою родину Россию, которую оплакивает в поезде, она любила очень нежно.

Автор пьесы описывает события, когда в жизни Раневской наступил период разорения. Она неудачно растратила все свое имение и теперь осталась без денег. Имение, в котором располагался вишневый сад выставили на торги за большие долги. Для госпожи сад был местом, который напоминал ей о прожитой жизни, о молодости, о счастье. Все дорогие и милые ее сердцу воспоминания были связаны с этим местом. Когда купец предлагает ей вырубить сад, а землю сдавать в аренду, она отказывается. Несмотря на то, что это помогла бы ей избавиться от долгов, она против. Ей не хочется прощаться с местом, которое так дорого ее сердцу. Со своим братом они не принимают никаких попыток решить сложившуюся проблему, надеясь на чудо. В результате они лишаются поместья.

Несколько интересных сочинений

    Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

    Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна – это праздничное время года. Весна – это время женской красоты и прелести. Весной все девушки и женщины самые красивые.

  • Анализ произведения Шолохова Поднятая целина

    Михаил Шолохов - всемирно известный советский писатель, гений которого был по достоинству оценён ещё при жизни. Его произведения носили общеисторический характер, в которых на фоне грандиозных социальных изменений в стране

  • Анализ произведения Голубая стрекоза Пришвина

    Произведение относится к лирической прозе писателя, повествующей о событиях Первой мировой войны, в которой автор участвует в качестве военного корреспондента.

  • Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс (описание)

    Я любуюсь восхитительной картиной известнейшего художника-живописца Игоря Александровича Попова «Первый снег». Изысканное творчество пробуждает во мне много прекрасных чувств. Полотно невероятно красивое и правдивое

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

/ / / Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Раневская предстает перед читателем как женщина уже не молодая, но сумевшая сохранить довольно привлекательную внешность. Похоронив много лет назад сына, у нее осталась родная дочь и удочеренная Варя.

Женщина уезжает в Париж, дабы убежать от горя, которое нависло над ней как клеймо. Однако и в другой стране Любовь не находит счастья. Ее избранник сначала сильно заболевает, а позже разоряет Раневскую и находит себе «новую» любовь. Это и заставляет ее вернуться в родное поместье, которое уже выставлено на торги за большой долг.

Чехов показывает и характер Раневской. Женщина добрая, щедрая, возвышенная, очень образованная. Между ней и дочерью Анной чувствуются настоящая привязанность. Все герои пьесы отзываются о ней положительно.

Однако женщина имеет и ряд положительных отрицательных качеств. Она расточительна и невнимательно относится к деньгам. Ее «легкость и воздушность» всего лишь внешняя оболочка бесхарактерности, глупости и жеманства. Все свое время женщина привыкла проводить в свое удовольствие. Ее не беспокоит, чем питаются ее дети, чем она будет расплачиваться за музыкантов, и вообще чем помочь семье в тяжелое время. Пассивное участие в решении судьбы вишневого сада, влечет за собою соответствующие последствия. Но она об этом даже не думает. Женщина свято верит в чудо, и не понимает всей серьезности ситуации.

Все ее мысли направлены в воспоминания о былом времени. Она как бабочка порхает по комнатам, обнимает старую мебель и восхищается цветением вишен.

Раневская абсолютна пустая внутри. Привыкшая иметь всегда много денег, жить в роскоши, носить дорогие украшения, давать балы, женщина абсолютно не приспособлена к реальной жизни. Возможно, из-за этого она подсознательно подбирает себе мужчин, которые так же беззаботно «существуют», за ее счет.

Несколько раз Любовь ловит себя на мысли, о том, что на все экономит, и во всем себе отказывает. И что сейчас не те времена, когда можно «сорить» деньгами, но это лишь временное просветление. Ей немного жаль дочь, но менять свою жизнь она не собирается. Ведь Раневская не знает, с каким трудом достаются «червонцы».

Кошельком Раневской привыкли пользоваться многие, даже ее преданный лакей Яша. Она не задумывается, что такая жизнь ведет ее в нищету, где ей никто уже не поможет, даже .

А пока есть деньги, присланные ее тетушкой, чтобы выкупить имение, но которых катастрофически не хватило, есть лакей Яша, есть Париж, снова распахивающий свои объятия... Впереди безбедная жизнь за границей, раскаявшийся любовник, о чем еще Раневской можно мечтать?! А дочери? Ну да Бог с ними, взрослые же уже, сами как-нибудь проживут…

Любовь настолько обескуражена потерей вишневого сада, что пускает на самотек сватовство Вари. Она опять считает, что без нее эта «проблема» как-нибудь сама собой решится. А в итоге, Лопахин, так и не решается сделать девушке предложение замужества. Варя уезжает работать к «чужим» людям экономкой и это нисколько не волнует беспечную Раневскую. Главное, что у нее все хорошо.

«Вишневый сад» - последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В этой пьесе воплотились выработанные писателем новые стилевые принципы, новые приемы построения сюжета и композиции.

Приступив к работе над пьесой в марте 1903 года, Чехов уже в октябре посылает ее в Художественный театр, на сцене которого 17 января 1904 года и состоялось первое представление «Вишневого сада». Премьера спектакля совпала с пребыванием писателя в Москве, с днем его именин и рождения, и актеры театра устроили торжественное чествование своего любимого драматурга.

Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.

Действие пьесы, как сообщает автор в первой же ремарке, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Это настоящее «дворянское гнездо», с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Вишневый сад является в пьесе символическим образом. Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сади разъединит всех героев в конце пьесы.

Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.

Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из-за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение. Сама природа в пьесе как бы напоминает ей о необходимости духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – «белые массы цветов», поют скворцы, над садом блестит голубое небо. Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной несчастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».

Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. Все ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих людей.

Подчеркивая чувство равнодушия Раневской, Чехов показывает нам отношение героини к телеграммам из Парижа. Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав». Во втором действии уже известен покупатель – Раневская читает и рвет телеграмму. В третьем действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее. В Париже Раневская собирается жить на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.

Героиня совершенно забыла все обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным. В России она бросает всех на произвол судьбы. Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну совершенно не заботит ее судьба, хотя она и сделала попытку выдать Варю замуж за Лопахина. Но эта попытка оказалась неудачной.

Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)».

Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.

Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер.


Пьеса Чехова «Вишневый сад» соединяет в себе несколько ключевых идей и мыслей - конфликт поколений, конец русского дворянства, привязанность к дому и семье. В центре повествования - вишневый сад, принадлежащий помещице Любови Андреевне Раневской. Тяжелое материальное положение заставляет её пойти на продажу сада, к которому сама Раневская сильно привязана душой. Для неё это место является олицетворением семьи, уюта, спокойной размеренной жизни без перемен.

Женским образам в своих произведениях Чехов уделял огромное внимание. Персонаж Раневской в постановках «Вишневого сада» — один из ярчайших чеховских образов, вокруг которого критиками ведутся постоянные споры. Несмотря на внешнюю сложность этой героини, в ней нет противоречий, она верна своим мыслям и принципам.

Любовь Андреевна была замужем за «присяжным поверенным» недворянского происхождения. Муж имел огромные долги, много пил, от чего и умер в скором времени. Не испытывая счастья в браке, но переживая от потери супруга, Раневская заводит роман с другим. Однако женщине приходится испытать новое горе - трагическую гибель маленького сына, после чего Раневская пытается убежать от своего горя в Париж. Любовник едет с ней, но вместо поддержки и искреннего сочувствия Любовь Андреевна получает лишь растрату своего состояния, после чего остается одна. Тогда помещица возвращается домой.

Характеристика этой героини двойственна: с одной стороны, Любовь Андреевна прекрасно образована, имеет отличное воспитание, она верна своим убеждениям, добра с окружающими и щедра. С другой стороны - ясно заметна порочность Раневской, её неспособность мыслить рационально. Женщина любит жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, что в конце концов приводит к печальному концу: необходимости продажи сада.

О своем неумении распоряжаться деньгами и привычке сорить ими Раневская и сама говорит. Несмотря на эту бесшабашность и даже порочность, окружающие любят эту женщину, тянутся к ней. В ситуации с садом также наблюдается двойственность характера Любови Андреевны: она очень привязана к этому месту, поэтому сильно переживает необходимость его продажи, однако пытается замаскировать свои переживания легкостью поведения. Раневская напевает мелодии и закатывает бал в имении перед торгами. И в этих поступках - вся сущность Раневской.

Нежелание продавать вишневый сад, страх перед переменами - не причина предпринять какие-либо действия для Любови Андреевны. Лопахин предлагает несколько реальных способов спасти участок, но Раневская предпочитает лишь на словах выражать свои страдания, не претворяя идеи купца в жизнь. Помещица несколько оторвана от реального мира, она живет в своих фантазиях, и эта оторванность не единожды приводит к печальному финалу. Культурная, образованная, тонко чувствующая Раневская - яркая представительница исчезающего аристократического общества, буквально на глазах вытесненного людьми новой формации - деятельными и приземленными.