Мы же не чужие!Андрей Попов. Все интересное в искусстве и не только


Еще один очень интересный российский худоник. Жанр, в котором он работает, принято называть карикатурой, но в данном случае это не совсем правильно. Творчество Андрея Попова это скорее веселый взгляд на мир. Эти работы настроения не испортят. Приятного просмотра.))

Родился 13 февраля 1970 г., в г. Ташкенте, в семье военнослужащего. Окончил Военный Инженерно-Космический Институт им. А.Ф.Можайского в 1992 годуДо 1995 года проходил службу в армии, уволился из вооруженных сил в звании старшего лейтенанта

Художник о себе:

Я не профессионал. На художника я не учился. Я учился в советские времена в студии в Ташкенте, у Шумовского Якова Львовича, о нём Дина Рубина написала в своей книге «На солнечной стороне улицы». У неё героиня преподавала в этой студии, а я реально в ней учился. В этой студии учился Женя Воробьёв, он мощно выделялся своими карикатурами на фоне других ребят. И я, глядя на его рисунки, загорелся, подражал ему. Потом я поступил в Академию Можайского в Петербурге, и уже там, в военном училище, я начал делать жизненные зарисовки. На Невском увиденные сценки запечатлевал, кое-что из армейского быта подхватывал…


Я 5 лет отучился, отслужил, остался в Питере. Уволившись, попал случайно в «Деловой Петербург» и там рисовал карикатуры 10 лет.








Это история о том, как человек не просто поменял прежде выбранный путь, но и преуспел на новом. В общем, история – о жизни, жизни российского карикатуриста Андрея Попова.

Это нужно было ещё исхитриться, чтобы сначала много лет отдать армии и учёбе в Военно-инженерном Космическом Институте им. Можайского в Санкт-Петербурге, не просто мечтать о космонавтике, а идти к ней прямо и уверенно, как и полагается потомственному военному, а потом резко остановиться, вспомнить детскую студию художественного творчества и стать художником-карикатуристом.

Вот так кардинально и поступил Андрей Попов, когда влечение к рисованию перевесило все доводы в пользу космонавтики. Карикатуры на питерскую действительность, карикатуры на своё начальство, на реалии военного быта – это был только старт в карьере будущего гения карикатуры и гэга.

Андрей не просто высмеивает пороки общества в карикатурах или иронизирует по поводу странностей и противоречий ситуаций в гэгах. Он смотрит вглубь и ищет то вечное и философское, чем пронизан мир. Он рассказывает зрителю о жизни, вроде бы обыденной, но видимой человеку творческому и философично настроенному в особом ракурсе.

Гораздо интереснее у него та часть работ, в которой он не затрагивает остросатирическое, лишь осторожно скользя по грани между юмористическим и романтичным. Часто ли мы сами, без вот таких визуальных толчков и шпаргалок, задумываемся о жизни и том, как она устроена в своей тончайшей структуре - чувственной. Чаще плывём по течению событий, изредка задерживая внимание на чём-то совсем уж из ряда вон выходящем. Но рядовые моменты жизни мелькают сотнями невидимок.

Мозг же Андрея Попова словно бы иначе устроен. О жизни он думает постоянно и находит в ней мириады маленьких прелестных минуток, которые запечатлевает в своих работах. Юмор этих карикатур, добрый и не пошлый, поднимает настроение и формирует особый внутренний миролюбивый и добродушный позитивный настрой.

Несмотря на то, что Андрей пока ещё не нашёл «своего» персонажа, как, например, Коты у Васи Ложкина, тем не менее сюжеты его карикатур западают в память и узнаваемы по стилистике среди других работ российских карикатуристов.

Художник Андрей Попов с детства начал заниматься карикатурой, в армии рисовал шаржи на сослуживцев, а потом иллюстрировал новости в газете «Деловой Петербург». Теперь его рисунки любят за добрую иронию и оригинальность.

Андрей Попов родился 13 февраля 1970 года в Ташкенте, в семье военнослужащего, в 1992 году окончил Военный инженерно-космический институт им. А.Ф. Можайского, а потом три года служил в армии. Уволился из вооруженных сил в звании старшего лейтенанта.

«Я не профессионал. На художника я не учился. Я учился в советские времена в студии в Ташкенте, у Шумовского Якова Львовича, о нем Дина Рубина написала в своей книге «На солнечной стороне улицы». У нее героиня преподавала в этой студии, а я реально в ней учился. В этой студии учился Женя Воробьев, он мощно выделялся своими карикатурами на фоне других ребят. И я, глядя на его рисунки, загорелся, подражал ему. Потом я поступил в Академию Можайского в Петербурге, и уже там, в военном училище, я начал делать жизненные зарисовки. На Невском увиденные сценки запечатлевал, кое-что из армейского быта подхватывал».

«»Главное в картине – выразительность», - говорил мой первый наставник в детской изостудии при Дворце текстильщиков в Ташкенте, Яков Львович Фрумгарц. Выразительность заключалась в умении автора передать эмоцию, настроение, приоткрыть дверь в свой, созданный только тобой мир, поэтому в студии поощрялась полная свобода фантазии, а элементы обучения композиции и перспективы вводились ненавязчиво, как бы походя. Заметьте, сколько мы видим технически грамотных работ, но оставляющих нас совершенно равнодушными. Поэтому если вашего ребенка с первых занятий в детском кружке сажают за рисование натюрморта с натуры - за руку его и бегите оттуда».

«Учась в Военном инженерно-космическом институте, я получил еще один важный творческий урок. Я рисовал шаржи на сослуживцев и командиров. А мои друзья размножили шарж на начальника курса, и рисунок появился у них в прикроватных тумбочках. Я был вызван «на ковер» и после легкой взбучки понял, что могу «менять мир» вокруг… хотя и не всегда в приятную для себя сторону. И благодарен своему командиру и учителю - Владимиру Николаевичу Юркину, который, несмотря на двусмысленность ситуации, не дал моей страсти загнуться, так что на протяжении всего обучения я продолжал рисовал карикатуры, хотя теперь уже, конечно, с учетом воинской этики».

После армии Попов остался жить в Питере, попал в «Деловой Петербург» и 10 лет рисовал там карикатуры. Но потом концепция издания поменялась, и они перестали иллюстрировать материалы таким образом.

«Если говорить о самом остром и основном направлении карикатуры, о политической сатире, то у него есть очень сильное свойство - умение десакрализировать объект насмешки, особенно если объектом являются власть предержащие. А теперь зададим себе вопрос: востребовано ли сегодня это качество жанра в печатной прессе, на телевидении? Часто ли вы встречаете там персонифицированные карикатуры на чиновников высшего звена? В российском интернет-пространстве карикатура пока дышит свободнее».

Его работы часто отказываются называть карикатурами, потому что они для этого слишком добрые.

«Среди людей сейчас установка такая, что карикатура - это злая сатира, так повелось еще с советских времен, это штык такой, который кой-кому всаживают. И этого никто не хочет. Зато расцвела карикатура с гэгом, который должен насмешить. И когда заходят на карикатурный сайт, то ждут, что будут непременно громко хохотать. Но карикатура, как и любой жанр, гораздо шире. Как в кино - не только комедия и трагедия существуют, но и мелодрамы, и трагикомедии и так далее и тому подобное».

«Иногда приходится слышать, что мои работы не карикатуры, а представляют собой что-то другое. Я не озабочен классификацией, но все же думаю, что присущий им обычно некий «гэг» свидетельствует именно о карикатурном происхождении. А в свойственном карикатуре искажении мне хочется увидеть и показать красоту. Поэтому мои работы можно называть «красивыми карикатурами», если хотите. Вообще, наш жанр намного шире, чем кажется. Карикатура сродни улыбке. Ведь в улыбке столько оттенков! И во весь рот, и ироническая, и загадочная джокондовская, и смех сквозь слезы, и таящая грусть… Поэтому карикатура - это не только социальная и политическая сатира, дружеские шаржи и простенькие изошутки, но и философия, взгляд на жизнь через призму иронии и остроумия».

Среди коллег художник одним из сильнейших называет Сергея Елкина, ему нравится Бильжо и Алексей Лемех, но он не хочет состязаться с теми, кто занимается политикой: «Мне ближе социальная карикатура, сексуально-социальная. Политика и секс - основные темы, и вторая из них мне намного ближе».

Попов считает, что карикатура не должна быть уродливой: «Мы с другом, который искал картину для своей квартиры, пошли в галерею на Литейном. И увидели два этажа ужасно депрессивных работ, передававших эмоциональное и социальное состояние из старой эпохи, когда люди выражали в живописи отчаяние и полное безнадежное одиночество. Если повесить такую картину, то потом вскоре можно повеситься и самому. Лучше сразу Мунка «Крик» повесить, суицид настанет быстрее. И я понял, что нужно рисовать красивое. Чтобы люди удивились, посмеялись, а главное, чтобы не отчаивались».





Попов Андрей Андреевич (1832–1896)-известный российский живописец-жанрист.
Андрей Андреевич Попов стал знаковой фигурой для российской живописи XIX века. Получив блестящее образование у родного отца, юный талант, подогреваемый всеобщим признанием, постепенно вырос в большого мастера – живописца.

Андрей Андреевич Попов родился в 1832 году в Туле в семье малоизвестного провинциального художника. Под руководством своего отца - провинциального живописца получил первоначальную художественную подготовку. В 1846 году поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где его учителями были сначала М. Воробьева, а позже Б. Виллевальде.
С самого начала своего уже взрослого творческого пути, Андрей Попов подавал большие надежды как художник. Своей живой и интересной манерой изображения образов, художник завоевал огромные симпатии в среде живописцев и искусствоведов, как профессионалов, так и простых любителей. Он принимал активное участие на академических выставках, где представлял свои работы широкому кругу ценителей – живописцев.

Попов пользовался поддержкой Общества поощрения художников. Его картина «Демьянова уха» (на сюжет басни Крылова) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику характерностью и выразительностью изображенных лиц и своим здравым комизмом. Она доставила художнику малую золотую медаль. Одновременно с нею были им выставлены картины: «Возвращение из города» и «Портрет детей господина Языкова».

В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попова: «Склад чая на Нижегородской ярмарке».Данная картина стала апогеем творческого пути художника, подняв его на пик его художественной карьеры. Эта картина принесла художнику большую золотую медаль и звание «классного художника I степени», после чего Андрей Андреевич Попов отправился в путешествие в 1863 году, предоставив перед тем на академическую выставку 1861 года свои картины: «Богомолки» и «Мастерская художника».

Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме, откуда возвратился в Санкт-Петербург в 1867 году и привез написанную там картину: «Гулянье на Монте-Пиньо». Это было последнее его произведение, не лишенное достоинств, но несравненно более слабое, чем его первые картины.По возвращении в Россию имя художника было на слуху профессионалов и любителей. Его картинами живо интересовались коллекционеры. Однако с начала 1870-х годов имя художника все реже упоминлось даже в среде знатоков изобразительного искусства, а с 1873 года картины А.А. Попова окончательно исчезают с выставок.
Вообще блестящие надежды, которые Попов подавал в начале своей карьеры, не оправдались: вследствие своей болезненности и зависевшего от неё упадка энергии, он работал все слабее и слабее, и под конец почти совершенно бросил заниматься живописью.

К сожалению, Андрей Андреевич Попов не оставил большого творческого наследия. Имея незаурядный взгляд на вещи, бытовые ситуации, и на жизнь вообще, художник мог создать гораздо больше, однако, крайне неблагосклонная к художнику судьба помешала осуществлению всех его смелых планов…
Андрей Андреевич Попов скончался 24 июня 1896 года в возрасте 64-х лет в родной Туле, где и был похоронен.

Андрей Андреевич Попов вошёл в историю русской живописи, как яркий представитель жанровой картины XIX века. Данный жанр находится на стыке нескольких живописных направлений и представляет собой своеобразный симбиоз портрета, натюрморта и пейзажа. В центре жанровой картины всегда взаимодействие персонажей между собой. Фоном для жанровой картины может быть обычная городская жизнь с ее бытовыми хлопотами или люди на отдыхе.
Несколько работ художника украшают экспозицию Русского музея, ряд картин художника находятся в частных коллекциях.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 1. - С. 53. - 692 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Андрей Попов родился 13 февраля 1970 года в Ташкенте, в семье военнослужащего. В 1992 году окончил Военный инженерно-космический институт им. А.Ф. Можайского, а потом три года служил в армии. Уволился из вооруженных сил в звании старшего лейтенанта.


«Я не профессионал. На художника я не учился. Я учился в советские времена в студии в Ташкенте, у Шумовского Якова Львовича, о нем Дина Рубина написала в своей книге “На солнечной стороне улицы”. У нее героиня преподавала в этой студии, а я реально в ней учился. В этой студии учился Женя Воробьев, он мощно выделялся своими карикатурами на фоне других ребят. И я, глядя на его рисунки, загорелся, подражал ему. Потом я поступил в Академию Можайского в Петербурге, и уже там, в военном училище, я начал делать жизненные зарисовки. На Невском увиденные сценки запечатлевал, кое-что из армейского быта подхватывал».
«”Главное в картине – выразительность”, - говорил мой первый наставник в детской изостудии при Дворце текстильщиков в Ташкенте, Яков Львович Фрумгарц. Выразительность заключалась в умении автора передать эмоцию, настроение, приоткрыть дверь в свой, созданный только тобой мир, поэтому в студии поощрялась полная свобода фантазии, а элементы обучения композиции и перспективы вводились ненавязчиво, как бы походя. Заметьте, сколько мы видим технически грамотных работ, но оставляющих нас совершенно равнодушными. Поэтому если вашего ребенка с первых занятий в детском кружке сажают за рисование натюрморта с натуры - за руку его и бегите оттуда».

«Учась в Военном инженерно-космическом институте, я получил еще один важный творческий урок. Я рисовал шаржи на сослуживцев и командиров. А мои друзья размножили шарж на начальника курса, и рисунок появился у них в прикроватных тумбочках. Я был вызван “на ковер” и после легкой взбучки понял, что могу “менять мир” вокруг… хотя и не всегда в приятную для себя сторону. И благодарен своему командиру и учителю - Владимиру Николаевичу Юркину, который, несмотря на двусмысленность ситуации, не дал моей страсти загнуться, так что на протяжении всего обучения я продолжал рисовал карикатуры, хотя теперь уже, конечно, с учетом воинской этики».

«Если говорить о самом остром и основном направлении карикатуры, о политической сатире, то у него есть очень сильное свойство - умение десакрализировать объект насмешки, особенно если объектом являются власть предержащие. А теперь зададим себе вопрос: востребовано ли сегодня это качество жанра в печатной прессе, на телевидении? Часто ли вы встречаете там персонифицированные карикатуры на чиновников высшего звена? В российском интернет-пространстве карикатура пока дышит свободнее».

«Среди людей сейчас установка такая, что карикатура - это злая сатира, так повелось еще с советских времен, это штык такой, который кой-кому всаживают. И этого никто не хочет. Зато расцвела карикатура с гэгом, который должен насмешить. И когда заходят на карикатурный сайт, то ждут, что будут непременно громко хохотать. Но карикатура, как и любой жанр, гораздо шире. Как в кино - не только комедия и трагедия существуют, но и мелодрамы, и трагикомедии и так далее и тому подобное».

«Иногда приходится слышать, что мои работы не карикатуры, а представляют собой что-то другое. Я не озабочен классификацией, но все же думаю, что присущий им обычно некий “гэг” свидетельствует именно о карикатурном происхождении. А в свойственном карикатуре искажении мне хочется увидеть и показать красоту. Поэтому мои работы можно называть “красивыми карикатурами”, если хотите. Вообще, наш жанр намного шире, чем кажется. Карикатура сродни улыбке. Ведь в улыбке столько оттенков! И во весь рот, и ироническая, и загадочная джокондовская, и смех сквозь слезы, и таящая грусть… Поэтому карикатура - это не только социальная и политическая сатира, дружеские шаржи и простенькие изошутки, но и философия, взгляд на жизнь через призму иронии и остроумия».