Народное творчество. Фольклор

Народное творчество восточных славян представляет собой огромную и специальную область исследования. В рамках общего курса можно коснуться лишь самых основных его явлений. Разнообразие форм народного творчества русских, украинцев, белорусов и высокое художественное совершенство многих его произведений таковы, что лишь немногие другие народы Советского Союза могут с ними в этом отношении поспорить.

Устное народное творчество (фольклор, народная словесность) русских, украинцев и белорусов обнаруживает сложное сочетание старых, традиционных и новых форм. Прежние фольклористы рассматривали устное народное творчество исключительно как памятник старины, полагая, что в новейшую эпоху, начиная с проникновения капитализма в деревню, оно обречено на упадок и исчезновение. Но советские фольклористы установили, что это неверно: народное творчество не иссякает и в наши дни, мало того, в советскую эпоху возрождаются и некоторые традиционные жанры фольклора, проникаясь новым содержанием, и развиваются совершенно новые. «Фольклор, - говорит один из видных советских фольклористов Ю. М. Соколов, - это отзвук прошлого, но в то же время и громкий голос настоящего» .

К числу традиционных жанров восточно-славянского фольклора принадлежат: обрядовые песни, лирические песни, народный театр, сказки, пословицы, поговорки и загадки, эпическая поэзия - былины и исторические песни, духовные стихи.

Обрядовые песни - быть может, древнейший вид народной поэзии. Они сопровождали различные обряды из цикла календарных, от рождественских до жнивных. Вместе с этими обрядами они возникли в отдаленную эпоху на почве стихийно-материалистического трудового отношения земледельца к природной среде, но окрашены были и магическими представлениями. Другие обрядовые песни были связаны с семейной обрядностью - это свадебные песни, похоронные причитания (причеты, заплачки); из последних особенно интересны северные. В настоящее время эта обрядовая поэзия, за немногими исключениями, отошла в прошлое.

Лирическая народная поэзия чрезвычайно разнообразна. В ней преобладают грустные мотивы, порожденные тяжелой долей трудового народа в прошлом. Выделяются любовные и семейно-бытовые песни, далее песни о рекрутчине и солдатчине, о крепостном праве, бурлацкие, ямщицкие, тюремные, шуточно-сатирические и иные. Помимо песен крестьянского происхождения, с XVIII в. стала зарождаться и фабричная поэзия рабочих, сохранявшая, впрочем, тесные связи с деревенской поэзией.

Народный театр был некогда довольно широко распространен. У восточных славян это по преимуществу кукольный театр,
известный в нескольких видах. У русских наиболее известен театр «Петрушки» (куклы, надеваемые и двигаемые на пальцах); главный персонаж спектаклей - Петрушка, смелый, находчивый, остроумный герой, вступающий в борьбу с купцом, полицейским, лекарем и всех одолевающий; в этом образе нашел выражение стихийный протест народа против социального гнета. У украинцев и белорусов был больше известен другой вид театра - «вертеп», где куклы двигались через прорезы в полу сцены; содержанием представлений были частью церковные сюжеты, частью бытовые сатирические сцены. Третий вид театра - «раёк» у русских: это разные картинки, которые показывались зрителям путем перематывания между двумя валиками, причем раёшник давал шуточнорифмованные пояснения.

Гораздо менее распространен был театр живых актеров. Известно всего несколько пьес этого народного театра, возникших около XVIII в.: это «Царь Максимилиан», «Лодка», «Голый барин» и др.

В старину на Руси были бродячие профессионалы-актеры - так называемые скоморохи. Но правительство и церковь преследовали их за сатирические выступления против власти имущих, и уже в XVIII в. скоморохи перевелись.

Сказочный эпос восточных славян чрезвычайно богат. Принято делить народные сказки на типы: сказки о животных, волшебные, сказки-легенды, бытовые, сказки-анекдоты, сказки-новеллы. Сказки с элементом чудесного являются вообще более древними. Но ошибочно мнение прежних исследователей, особенно сторонников мифологической школы, будто в основе всякой и прежде всего волшебной сказки лежит миф или религиозное представление. Советские фольклористы и этнографы пришли к выводу, что сказочное творчество народа с самого начала существовало самостоятельно от религиозно-мифологических представлений, хотя взаимное перекрещивание того и другого, конечно, было. Отмечается, что (П. Г. Богатырев), образы сказок у восточных славян - такие как баба-яга, кощей бессмертный, жар-птица - совершенно не встречаются в народных верованиях (т. е. народ не верит в их существование) и, наоборот, предметы народных поверий - леший, водяной, домовой и пр. - почти никогда не фигурируют в сказках. Сказки бытового содержания связаны с социальной тематикой, нередко имеют сатирическую окраску и почти не заключают в себе элементов фантастики: здесь встречаются сюжеты о попе и его работнике (поп всегда рисуется отрицательными чертами), о глупом барине и барыне, о солдате и др. В этих сказках народ запечатлел свою вражду к эксплуататорам и сочувствие к обездоленным.

Пословицы и поговорки чрезвычайно многочисленны. В них тоже выражается народная мудрость, народные представления о морали, критическое отношение к эксплуататорскому строю. Известно, как широко пользовались и пользуются народными пословицами классики литературы, как часто используют их в своих выступлениях политические деятели.

Один из наиболее специфических видов русского фольклора - героический эпос, так называемые былины. В отличие от других видов фольклора, распространение их ограничено: они сохранились почти исключительно на севере - в Карельской АССР, Архангельской, Вологодской областях, на Печоре, в некоторых местах Сибири. Но по происхождению своему былины связаны с древними центрами Руси - по преимуществу с Киевом, Новгородом, меньше с Москвой. Создавались они, по мнению большинства специалистов, между XII и XVII вв. Советские фольклористы установили, что и былины, подобно другим видам народной поэзии, не являются полузабытым обломком старины, а живут и сейчас полнокровной жизнью, изменяются, даже обогащаются новыми деталями. Впрочем, основное содержание былин - подвиги древних богатырей. Из них наиболее излюбленным является крестьянский герой Илья Муромец, рядом с ним стоят Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга Святославич, Микула Селянинович и др. Это богатыри киевского цикла. Из новгородского цикла выделяются особенно Садко, Василий Буслаевич. Слово «былины» - не народное, его ввели фольклористы, из них первый И. И. Сахаров. Народ называет эти произведения чаще «старинами». Исполняются они особыми специалистами - «сказителями», талантливыми певцами, обладающими огромной памятью, ибо надо помнить подряд тысячи строк текста. Наиболее известные Сказители - семья Рябининых, семья Крюковых (умершая, в 1954 г. Марфа Крюкова - орденоносец и член Союза советских писателей). Исполняются былины нараспев, мотивы их нередко слышатся в произведениях русской классической музыки.

К былинам близки «исторические песни». Они посвящены историческим деятелям - Ивану Грозному, Степану Разину, Пугачеву и др, и ближе передают исторические события. По размерам они, как правило, короче.

У украинцев тоже есть исторические песни. Но у них получил большое значение особый жанр народной исторической поэзии - так называемые «думы». По содержанию большинство дум посвящено историческим событиям, борьбе украинского народа с татарами, турками, поляками; но есть и думы бытового содержания. Характерная особенность дум - наличие в них наряду с чисто народным творчеством также элементов книжного, интеллигентского сочинительства. Пелись думы обычно слепцами-лириками, кобзарями, бандуристами.

Духовные стихи - отживший вид народной поэзии. В средние века они отражали настроения недовольных слоев населения, примыкавших к разным «ересям»; но впоследствии этот «еретический» их дух пропал. Духовные стихи пелись разными странниками, слепцами-нищими, богомольцами, державшимися вблизи монастырей. Это был вид религиозной пропаганды, одурманивавшей сознание народа.

Но основная масса произведений традиционного восточнославянского фольклора представляет большую идейную ценность. К ним с интересом относился В. И. Ленин. Ознакомившись с записями русских фольклорных текстов, он сказал раз одному из собеседников: «Какой интересный материал… Я бегло просмотрел все эти книжки и вижу, что не хватает, очевидно, рук или желания все это обобщить, все это просмотреть под социально-политическим углом зрения. Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных. Смотрите…, в сказках Ончукова, которые я перелистал, - ведь здесь есть замечательные места. Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков литературы. Это подлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» . Высоко оценивал русский фольклор Максим Горький. «Собирайте наш фольклор, - говорил он писателям, - учитесь на нем, обрабатывайте его».

Задолго до того, как люди вознамерились строить рай на земле своими руками, их предки верили в то, что подобный обетованный край уже существует. От Китежа до Буяна – 6 обетованных стран в русской традиции.

Пожалуй, самое известное обетованное место. Сокровенный город, который находился в северной части Нижегородской области на берегах озера Светлояр. Согласно легенде, когда монгольский хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его, один из русских пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала князя Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Внезапно из-под земли хлынула вода, поглощая город и топя захватчиков. Врагам оставалось лишь бессильно наблюдать, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. Исчез и крест – и на месте Китежа осталась только водная гладь.

С тех пор, согласно легенде, считается, что только чистый сердцем и душой может найти путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра, которое иногда называют «Русской Атлантидой». К легенде о Китеже неоднократно обращались, в том числе композитор Римский-Корсаков, создавший «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легендарная страна свободы в русских народных преданиях, образ Беловодья частично связан с образом невидимого града Китежа. Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а ее распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье. В XVIII-XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ - долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Новый Свет.

Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной в «излучине» моря, где стоит мировое древо - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.

Эту обетованную страну описывал Ефросин в «Слове о рахманех и о предивном их житии». Те же Острова Блаженных подробно описаны в апокрифе, известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам». Острован населяют «рахманы» (брахманы?), христианские мудрецы, которых якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. Рахманы днем и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды.

Прижив с женой двух детей, рахманы разводятся и живут целомудренно. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме, «мы от вашего рода есмы». В посту рахманы вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Рахманы живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха.

Сказочный остров-град в русском фольклоре. Хорошо известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Остров Буян наделен чудесной силой, на нем хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень - у того все желания исполняются. В качестве предположительных реальных прототипов острова-града Буяна называют заграничные острова Рюген и Борнхольм (имеющие, однако, не по одному, но по несколько городов и поселений каждый), а также остров-град Свияжск и остров Березань.

В славянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна. В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий». В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах: «ляцяць у вырай» (белор.) и «летіти у вирій» (читается: лэтиты у вырий) (укр.), которые не употребляются в другом контексте.


Мифы, легенды и даже сказки рассказывают современным обывателям об удивительных местах, где ранее обитали неизвестные существа, жили сверхлюди и царили справедливость и блаженство. Ученые и исследователи несколько веков пытались отыскать сказочный остров Буян, легендарный Авалон, и многие их поиски увенчались успехом. В этом обзоре представлены известные мифические места, которые существовали на самом деле.

1. Остров Буян



«В царство славного Салтана мимо острова Буяна», - эти строки из сказки Пушкина уже давно стали любимыми для многих поколений, а, между тем, некоторые исследователи утверждают, что нашли тот самый остров, о котором упоминал поэт. Это немецкий остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Ранее его населяло племя руянов, откуда и прежнее название места – Руян. Возможно, путем многовековых этимологических преобразований Руян превратился в Буян.

Еще одна интересная особенность - это фраза «на море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Этими словами на Руси подкрепляли разные заклинания. На реальном острове находится белая меловая скала «Королевский трон». Из сказаний няни Пушкина Арины Родионовны можно почерпнуть информацию о тридцати богатырях (в сказке их было 33). Ранее автор Саксон Грамматик упоминал о гвардии из 300 человек, охранявшей остров Руян. Исследователи считают, что в древности остров Рюген и Русь связывали тесные торговые и культурные отношения.

2. Хай-Бразил



Согласно ирландской мифологии Хай-Бразил – это священный остров довольства, справедливости и бессмертия. По легендам, он окружен туманами и появляется перед взорами людей раз в семь лет. Остров несколько раз изображался на древних картах, т. к. некоторые мореходы утверждали, что видели его. Современные ученые считают, что Хай-Бразил могла бы быть Баффинова земля. Возможно, из-за преломления лучей света, проходящих сквозь слои холодного и горячего воздуха, появлялась оптическая иллюзия.

3. Лукоморье



Еще одна загадочная земля, известная сегодня по сказкам Пушкина – Лукоморье. Согласно фольклору, это царство где-то на севере, где люди впадают в спячку, а с приходом весны просыпаются. Реальное же название «Lucomoria» часто изображалось на древних западноевропейских картах. Эта земля располагалась по правую сторону Обской губы, на территории Томской области. Если обратиться к этимологии слова, то «лукоморьем» ранее обозначало «изгиб морского берега». Так что название Лукоморье ранее часто встречалось в совершенно разных местностях.

4. Остров Авалон



Остров Авалон упоминается в мифах о короле Артуре. По легенде, именно на этом острове был выкован меч Эскалибур и похоронен король Артур. Об Авалоне, как о реальном месте, заговорили в 12 веке, когда в графстве Сомерсет, возле города Гластонбери, на Холме Святого Михаила было обнаружено захоронение. На надписи было указано, что это могила короля Артура и его жены Гвиневры. Современные историки полагают, что, скорее всего, это был «рекламный трюк», чтобы собрать деньги на ремонт аббатства. Наверняка сказать нельзя, потому как в 17 веке во время Гражданской войны могила была разорена, а останки разбросаны.

5. Туле

Для греков и римлян Туле ассоциировался с границей известного им мира. Впервые о его местонахождении упоминается и работе греческого исследователя Пифея (Pytheas) в 4 веке до н. э. после его путешествия в Северную Европу. Пифей упоминал об острове Туле, в замерзшем море и о северном сиянии. На тот момент исследователю никто не поверил. Спустя несколько столетий, когда была открыта Исландия, она очень подходила под описания грека. Нацисты, в свою очередь, считали Туле родиной арийской нации.

6. Тмутаракань



Место с забавным названием «Тмутаракань » в 10-11 вв было действительно реальным городом. Он находился несколько удаленно от других княжеств в Керченском проливе. Со временем Тмутаракань перешел под влияние Византии, а затем к Генуе. Сегодняшнее название этой местности полуостров Тамань.

7. Ээя



В греческой мифологии Ээя – это остров богини Цирцеи (Кирки), которая заманивала к себе мореходов и превращала их затем в зверей. В гомеровской поэме Одиссей попал на этот остров и провел там целый год. Исследователи определили мифическое место как полуостров Cape Circeium, расположенный на западном побережье Италии. Возможно, во времена Гомера, уровень воды был выше, и Cape Circeium выглядел как настоящий остров.
В древних летописях сохранилось множество записей и о других легендарных местах, таких как Многие ученые и авантюристы до сих пор ищут эти города и страны.

Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом.


Когда мы говорим о Снегурочке, то на самом деле имеем в виду двух персонажей: прекрасную деву, влюбленную в Леля, и маленькую девочку, вылепленную из снега бездетными стариками. Прекрасная дева - Снегурочка - персонаж, вымышленный конкретным человеком, Александром Николаевичем Островским. Она героиня пьесы «Снегурочка», которую автор назвал весенней сказкой. Ее родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед-Мороз и Весна-Красна. Снегурочка - ребенок необдуманного поведения Весны-Красны, и сама она об этом говорит так:

"Шестнадцать лет тому, как я для шутки,
И теша свой непостоянный нрав
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого…
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка."

Дед-Мороз любит Снегурочку и прячет ее от Ярилы, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает. Ее гибель связана с любовью, которую несет Ярило, а не собственно с солнечным светом и теплом. В фольклорных сказках девочка-Снегурочка слеплена из снега, ее создатели-родители - это дед и баба, которые сделали ее из снега. Снегурочку могут слепить как снежную бабу или насыпать снег в ступу и растолочь его пестом - в процессе такого перетирания снега появляется девочка; есть варианты, когда снег ставили на печку. Гибнет она от прыжка через костер, и чувства в данном случае не описываются.

Первые записи русских фольклорных сказок, в которых действует персонаж девочка-Снегурочка, появились в XIX веке, но, вероятно, они существовали и до этого. Пьеса Островского написана в 1873 году. И, конечно, та Снегурочка, которую мы все знаем как внучку Деда Мороза, связана именно с пьесой Островского, хотя в ней много отсылок к фольклорным сказкам о девочке-Снегурочке. Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть ее внучкой, а не дочкой.

Дед Мороз появился не намного раньше Снегурочки, он тоже изобретение XIX века, хотя мы привыкли, что он персонаж мифологический. И обычно ссылаются на то, что в русском фольклоре есть персонаж Мороз, которого кормят на Рождество овсяным киселем, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Когда его звали на рождественское застолье, то хозяева выносили блюдо с киселем на улицу и кричали:

Мороз, Мороз! Приходи есть кисель!
Мороз, Мороз! Не бей наш овес!

Как выглядит этот персонаж и что он делает - никому не известно. Но совершенно очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями.

А появление привычного нам Деда Мороза связано со стремлением русского общества - конечно, городского и образованного - создать своего русского самобытного рождественского деда, который будет приносить детям подарки. Это желание не упало на неподготовленную почву. В 1848 году Владимир Федорович Одоевский пишет «Сказки дедушки Иринея», среди которых есть сказка «Мороз Иванович». Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живет в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Постепенно к началу ХХ века складывается уже привычный нам образ Деда Мороза, но это Рождественский Дед. После революции 1917 года этот персонаж подвергается гонениям, и в 1929 году, когда Рождество объявили рабочим днем, Дед Мороз ушел из праздничного пространства. Однако в 1936 году было принято решение о праздновании уже не Рождества, а Нового года, и Дед Мороз вернулся. А уже в 1937 году на новогодней елке у детей в Колонном зале Дома союзов у Деда Мороза появилась внучка - Снегурочка.

Дед Мороз, несмотря на сложность и дискуссионность вопроса о сказочной карте России, живет в Великом Устюге, а родиной Снегурочки принято считать Кострому, хотя это не совсем так. Согласно сказочной карте России родина Снегурочки находится в имении Щелыково Костромской области. Там располагается музей-усадьба Островского, где он обдумывал идею написания пьесы «Снегурочка». А если руководствоваться логикой создателей сказочной карты, согласно которой родина персонажа там, где произведение написано, тогда родиной Снегурочки должна быть Малая Ордынка в Москве, где Островский написал пьесу. Однако идея с Щелыково прижилась, музейные работники активно используют этот бренд. Сейчас «Голубой дом» в усадьбе Островских в Щелыково - это терем Снегурочки. Но поскольку до Щелыково добираться сложнее и количество людей, которые туда могут приехать, меньше, чем тех, кто может добраться до Костромы, то резиденция Снегурочки была перенесена в областной центр.

Варвара Добровольская