Равнодушие как паралич души. Равнодушие это паралич души, преждевременная смерт

Тема: Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть »

Введение : Что такое равнодушие? Каково его влияние на жизнедеятельность человека. Равнодушие - это непроницаемая стена между человеком и окружающим миром. Человек, испытывающий равнодушие ко всему вокруг, теряет возможность не только воспринимать внешнее бытие, но и самовыражаться. Равнодушие разрушает способность человека чувствовать и уничтожает в нем лучшие черты, которые он приобретал на протяжении жизни.

А что значит лишиться способности чувствовать для человека (стать равнодушным ко всему)? Это значит перестать быть живым существом и окунуться в мир, полный серых, однообразных, мучительно болезненных оттенков и цветов. Становясь равнодушным, человек, буквально утопает в собственном мире, выбраться из которого ему уже крайне тяжело.

Аргумент : Литература знает множество примеров того, как равнодушие негативно отражалось на жизни человека. Один из таких, наиболее наглядный и показательный, запечатлен в романе "Преступление и наказание". Второстепенный герой романа - Петр Петрович Лужин погряз в равнодушии не только к внешнему миру, но и к близким людям. Он желал жениться на Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, преследуя низменную цель: взять бедную, измученную судьбой девушку, чтобы быть для нее благодетелем и спасителем, которому она должна покорно служить и уважать.

Лужин, требуя переезда в Петербург, не утруждает себя заботами о переезде Дунечки и ее мамы, Авдотьи, и находит интерес только в своих деньгах, при этом безразлично относясь к близким людям. Равнодушие Лужина сыграло с ним злую шутку: он потерял невесту и получил серьезный удар по самолюбию. Достоевский в противовес Лужину ставит таких персонажей как Родион Романович Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин. Их образы являются геометральными противоположностями образу Петра Петровича и соответственно их судьбы в романе "Преступление и наказание" имеют счастливый конец. Таким образом, Федор Михайлович показывает, что отсутствие равнодушия к людям и любовь к ближнему являются залогом счастья для человека.

Вторым аргументом хотелось бы привести роман "Герой нашего времени", главный герой которого Григорий Александрович - пример человека, буквально поглощенного равнодушием. Разглядывая жизнь с различных сторон, он видит лишь пустоту, бессмысленность и вечное страдание. Путешествуя по Российской Империи, молодой офицер не находит в жизни ничего, что могло бы наполнить его жизнь счастьем и душевным теплом, напротив все ему кажется каким-то отчужденным. Даже последнее решение, погубившее его - отправиться на войну в Персию было сделано от скуки, порожденной тотальным безразличием к жизни и собственной судьбе.

Заключение : Подводя итоги вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что равнодушие, словно раковая опухоль в теле больного, медленно, но верно уничтожает человека и его любовь к жизни, тем самым, разрушая и ломая жизнь его жизнь и жизни близких ему людей. Именно поэтому каждый человек обязан проявлять должное внимание и заботу, питать живой, человеческий интерес хотя бы к судьбам тех, кого он горячо и искренно любит!

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

Сегодня в новостях снова говорили страшные вещи о погибших людях и семьях в Луганске, о том, как одна из семей погибла от попавшей в их дом бомбы, об умершем мальчике, которому только вчера исполнилось пять лет. Война рядом. И гибнут ни в чём не повинные люди, такие же как мы. И каждый из нас мог бы оказаться на их месте. Это не кино, не очередной боевик с кровавыми разборками, это – наша жизнь. Это живые люди со своими мечтами и планами, со своими радостями и горестями, со своей любовью и болью. И как трагично и нелепо обрываются их жизни, которые могли бы длиться ещё много лет. Как беспощадно расправляются с людьми такие же люди. А люди ли? Как можно называть людьми тех, кто безжалостно убивает своих же братьев? Что у них вообще вместо сердца? И с чьего равнодушного молчания это всё происходит?

«Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства». (Татьяна Толстая «Кысь»)

Эта война происходит не в другой реальности, это наша современная жизнь, в которой мы все связаны и едины. Наверное, в сердцах многих людей всё происходящее сейчас на Украине отзывается болью. Матери так же сочувствую матерям, потерявшим своих детей, чувствуя их боль как свою собственную.И неважно, взрослые были эти дети или нет, – для матери её ребенок всегда остаётся ребенком. Но слезы, молитвы и крики не равнодушных людей, к сожалению, не могут остановить эту войну. У не равнодушных пока не хватает ни сил, ни денег, ни власти, чтобы покончить со злом. И война продолжается, унося с собой сотни человеческих жизней. А в это время многие равнодушные люди, имеющие и связи, и деньги, и власть, смотрят на эту войну как на остросюжетный фильм, как будто бы всё это и вовсе их не касается. Равнодушные остаются равнодушными, пока эта беда не касается их. Вот за себя и за собственную жизнь им бы стало по-настоящему страшно. Но человека можно назвать живым человеком, только пока он чувствует боль другого, только тогда, когда его сердце способно к любви, состраданию и прощению. Все остальные – мертвые души, погрязшие в пучине собственного эгоизма и материальных вещей, разменявшие свою человечность на комфорт и безопасность, превратив собственное сердце в вещь. Мы, все живущие здесь, прежде всего люди, жизнь которых хрупка и непредсказуема, она может оборваться в любой день, и что тогда останется? Остается память и любовь как раз-таки не равнодушных, способных к искренним чувствам. Мы все равны на этой земле, одинаково рождаемся и умираем, одинаково плачем и боимся, одинаково хотим жить.

Как сказал Ирвинг Ялом: «В шахматах, как в жизни: когда партия заканчивается, все фигуры– пешки, ферзи и короли – оказываются в одном ящике».

Мы все равны. У нас одна на всех земля и одно на всех небо. Поэтому хочется пожелать многим людям быть более живыми, искренними, понимающими, одним словом, – не равнодушными. Не равнодушными к чужой беде и боли. Потому что самый страшный враг человека – это равнодушие.

«Равнодушие – это паралич души» (А.П. Чехов «Палата №6»).

РАВНОДУШИЕ
А равнодушны ли Вы?
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
А. П. Чехов

Равнодушие как качество личности – это утрата способности что-то или кого-то любить.Равнодушная любовь – глупое несовместимое словосочетание, такое же абсурдное, как связка смертельное убийство или доброе Зло.

Равнодушный человек – это тот, кто потерял способность любить, человек с выгоревшим сердцем. Сергей Есенин описал такое состояние: «И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, – Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».Когда в человеке живет любовь к чему-то или кому-то, она переливается через край и изливается на окружающих, ее невозможно измерить и утаить.

Ущербность и пагубность равнодушия – в отсутствии любви. Черствый человек с огрубевшим сердцем может нежно любить себя, жену и детей, не показывая своих чувств и не проявляя эмоций. Между равнодушием и черствостью отсутствует знак равенства, это далеко не синонимы. В большинстве семей мужчины в той или иной степени проявляют черствость по отношению к близким, но обвинить их в отсутствии любви, значит, жестоко оскорбить. Их не научили в детстве, и они не умеют проявлять любовь, нежность и ласку. Если бы равнодушие к своим женам и детям совпадало бы с черствостью, у нас было бы поголовное безбрачие.

Встречает как-то Любовь на своем пути Влюбленность.
– Здравствуй, любовь! Как же я тобой восхищаюсь, ты самое сильное чувство!
– восклицает Влюбленность.
– Да, я сильнее тебя, – соглашается Любовь.
– Но знаешь ли ты, в чем заключается моя сила? – задумчиво спрашивает она.
– Потому что без тебя люди не могут быть счастливы, ты ведь соединяешь сердца
– уверенно отвечает Влюбленность.
– Нет, ни в этом моя сила, сильной меня делает мое умение прощать,
– не соглашается Любовь.
– А что ты можешь простить, если тебе больно уже от Предательства? – недоумевает Влюбленность.
– Да, я сильно страдаю от Предательства, – говорит Любовь,
– но простить Предательство я могу, так как этот поступок человек совершает не от злого умысла, а от незнания.
– Но простить Измену ты не сможешь!
– восклицает Влюбленность. – Да, простить Измену трудно,
– констатирует Любовь.
– Но Измену я тоже смогу простить, потому что, изменивший человек имеет возможность выбрать лучшее, сравнивая людей путем проб и ошибок.– Неужели, ты смогла бы простить и Ложь?
– спрашивает Влюбленность.
– Глупышка, ведь ложь
– это только слабость человеческая, она причиняет меньше зла, чем все остальные чувства. Часто люди лгут от нежелания делать больно или от осознания собственной безысходности, а это не так уж и плохо. – Значит, нормально, когда люди утаивают правду и лгут друг другу? – недоумевает Влюбленность.
– Конечно, люди могут говорить неправду, но не тогда, когда по-настоящему любят, – отвечает Любовь. Поэтому ложь ко мне не имеет никакого отношения, когда любят люди не врут. – Чего еще в твоих силах простить?
– интересуется Влюбленность.
– Простить я могу Злость, потому что она кратковременна и со временем проходит, Резкость, так как ее вызывает Огорчение, а огорчается человек не по собственной причине. Могу простить Обиду, она
– старшая сестра Огорчения, еще могу простить Разочарование, так как за ней часто приходит Страдание, – отвечает Любовь.
– Ах, Любовь, мне бы твои силы! – восхищенно восклицает Влюбленность.
- А я вот не такая, я гасну при первом же испытании. Как я завидую тебе!
– Ты не права, моя девочка! – не соглашается Любовь.
– Есть чувство, которое не могу простить даже я. Действительно, я могу прощать многое, но это страшное чувство способно причинить мне сильную боль, и нет на свете никакого лекарства, чтобы излечить ее. Это чувство отравляет меня и ранит сильнее Предательства и Измены, задевает хуже Зла, Лжи и Обиды.

Называется это чувство Равнодушие, оно самое страшное из всех существующих чувств. Отвращение, Ненависть и Презрение – тоже отрицательные чувства, но они выражают отношение к человеку. Они ничто, по сравнению с Равнодушием. Равнодушному человеку наплевать на чувства других и на происходящее в их жизни.

Именно равнодушие сильнее меня, оно разрушает Любовь.Б. Ясенский в «Заговоре равнодушных» писал: “Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут убить. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут предать. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».

Равнодушный, то есть безучастный человек, – никакой, сновидящий, аморфный, пассивный или, как сказано в книге Откровений 3:15-16, «теплый»: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Горячий» или «холодный» человек каким-то образом выражен, имеет свое лицо, позицию, мнение. «Теплый», то есть равнодушный человек, не способен на активную духовную жизнь.Зачастую, корень равнодушия зарыт в далеком детстве. Для ребенка проявление эмоций – жизненно необходимая потребность. Если ее отвергнуть, она никуда не исчезнет, ибо служит проявлением сущности маленького человека.

Потребность останется нереализованной внутри и будет настойчиво искать другие косвенные формы проявления. К сожалению, потребности психики при реализации приобретают искаженный вид, как это бывает с равнодушием. Ребенку в грубой форме запретили проявлять свои эмоции. У него появился эмоциональный страх. Но от природы не убежишь, проявление чувств и эмоций – важная потребность человека. Чтобы реализовать потребность, он надевает маску равнодушия.

Подсознание прочно хранит детскую недолюбленность, недостаток тепла и ласки, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей. Статистика утверждает, большинство равнодушных людей в детстве были обделены материнской любовью и заботой. В дальнейшей жизни осуществляется обыкновенный «перенос» отношений к себе в детстве на супруга, детей и остальных людей. Родителям равнодушие возвращается обратно бумерангом.Подросткам присуща определенная форма равнодушия, ошибочно принимаемая за возмужалость. Мальчишкам прививается убеждение, что настоящий мужчина должен быть не эмоциональным, жестким и предельно сдержанным, иначе сочтут за «слабака».

Поэтому молодые мужчины примеривают на себя маску равнодушия. Вдобавок к трудному, обделенному любовью детству, маска равнодушия постепенно вырабатывает у человека душевную лень, не давая возможности отозваться на чужие волнения и оказать действенную помощь в трудную минуту. Душевная лень разъедает душу, заставляя по-настоящему играть роль равнодушного человека – не вмешиваться, не обращать внимания, беречь свои нервы и силы. Постепенно в сознании созревают принципы равнодушия: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти».

Со временем равнодушие становится тяжким душевным недугом, дальнейшее развитие которого означает полную безучастность ко всему на свете, даже к самому себе. Как ржавчина поедает железо, равнодушие, без осознанных усилий со стороны человека, постепенно закабаляет и разрушает его душу. Человек безвозвратно уходит в себя, при этом отравляя жизнь членам семьи. Все обходят его стороной. Равнодушие убивает все чувства, по силе своего пагубного воздействия оно заметно превышает измену, обиду и ложь.Мне пришлось воочию увидеть вырост равнодушия на примере сына одного знакомого. Семья была неблагополучная: мать ненавидела отца, и свою ненависть и разочарование жизнью выплескивала на детей. Жесткость и черствость матери были избирательны – сын был болен, поэтому все доставалось девочке. Для воспитания равнодушия нужно обладать определенным «педагогическим мастерством».

Первое, что сделала Макаренко в женском лике, отучила сына о ком-то заботиться. Все в доме ходили на цыпочках, чтобы не потревожить больного. В мальчике начал расти эгоизм и жуткая несусветная лень. Он уже не болел, но привычка целыми днями лежать на диване и абсолютно ничем не интересоваться осталась. К совершеннолетию он вымахал под два метра, сажень в плечах, головой быка убьет. Если беспристрастно описать его проявленные качества: это лень, махровый эгоизм, лживость, лицемерие, цинизм, безответственность и невежество.

Ядовитый коктейль качеств личности уже тогда настораживал своим устойчивым отсутствием интереса к большинству сфер жизни. Но больше всего тревожила не способность кого-то или что-то любить. Женившись по расчету, он, спустя десять лет, бросил семью, оставив двоих детей. Больше он о них никогда не вспоминал. Алиментов не платил ни рубля. Вернулся к родителям и вот уже пятнадцать лет лежит на диване. Никаких чувств, никакой любви, полный паралич души – равнодушие.Равнодушие уводит человека в зазеркалье жизни. Когда его перестает интересовать собственная жизнь – это логичный финал взращивания равнодушия. Но это никак не безразличие. Между равнодушием и безразличием зияющая пропасть принципиальных отличий. Безразличие – это:

1. избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то;
2. установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то. Человек может быть безразличен к себе, например, после сильного потрясения. Нервная система «жмет на тормоза» в целях восстановить растраченную энергию. В других случаях у человека существует определенный интерес к чему-то или кому-то. Не испытывает интереса только труп. Так, жена может быть безразличной к футболу, но любить фигурное катание. Она может быть безразличной к аквариумным рыбкам и, в то же время, обожать своего пса. Иными словами, безразличие в отличие от равнодушия вполне уживается с избирательной любовью и интересом к кому-либо или чему-либо.Безразличие не придает особой важности кому-то или чему-то, не выделяет жирной чертой на шкале значимости какие-то объекты внешнего мира. Ей без разницы, где петь – в Кремлевском дворце или перед простыми крестьянами, где выступать – на олимпийских играх или на чемпионате общества «Урожай». Невзирая на лица, то есть безразлично, она будет повсюду одинаково излагать свою точку зрения.

Безразличие в отличие от бесплодного и отрешенного равнодушия не отрицает любви и интереса. Равнодушие парализует душу. Безразличие оперирует с категорией не души, а разума. Например, человек неравнодушен к никотину, но разум запрещает ему тянуться к пачке сигарет. Если разум силен, человек отодвинет душу в сторону и будет безразличен к курению.Зачастую, причина равнодушия кроется в желании человека защититься от обрушивающихся на него негативных эмоций. Так, в нише равнодушия удобно уберечься от сварливости начальника или жены. Когда на него ежедневно выливается поток упреков, он, желая «выжить», зачастую неосознанно играет роль равнодушия. Беда только в том, что эта роль со временем становится его естественным внутренним неизлечимым состоянием.

В рассказе А. П. Чехова «Тоска» блестяще выписано человеческое равнодушие. У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только… Иона молчит некоторое время и продолжает:
- Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

© подсказки.инфо

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.

Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.

Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни – герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.

Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.

Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью - в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.

Конечно, учитель Беликов - это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» - это равнодушие.

В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.

Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе – домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты – такой же серой, будничной, убогой.

Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.

Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.

Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.

И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.

Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).

Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, - Раневская и Гаев – потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним - свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.

Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал «болезнью века». Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И «помогают» им в этом превращении «футляры», которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате – множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела – «лишь бы их жизнь не тронула». Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара – полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.