Теренций - братья.

Знаменитый римский драматург Публий Теренций (190–159 гг. до н. э.), по прозвищу Афр (Африканец), был родом из Карфагена. В Рим он попал в качестве раба в дом сенатора Теренция Лукана. Хозяин обратил внимание на одаренного юношу, дал ему образование и отпустил на волю. Став вольноотпущенником, Теренций сохранил свои дружеские отношения, приобретенные в доме хозяина, с Публием Корнелием Сципионом, будущим завоевателем Карфагена и его друзьями: Гаем Лелием, Луцием Фурием Филом (позже – консулом 136 года) и Спурием Муммием, братом будущего разрушителя Коринфа Луция Муммия. Из пролога к пьесе Adelphi некоторые ученые выводили даже заключение, что Сципион и Лелий помогали Теренцию писать комедии. Литературный кружок Сципиона, к которому принадлежал Публий Теренций Афр, стремился примирить разные слои римского общества, проповедуя их взаимное согласие. Распространение гуманных взглядов члены кружка думали положить в основу социального мира. Подобные идеи пронизывают и творчество Теренция. В устах старика Симона, героя комедии «Девушка с Андроса», так звучит положительная программа поведения молодого человека (Симон говорит о своем сыне):

«Так жил он. Всех легко переносил, терпел:
С кем вместе был, тем отдавался полностью.
Ко вкусам их приспособлялся, никому
Наперекор, ни перед кем другим никак
Не выделялся. Легче так всего найдем
Друзей и имя доброе без зависти»
(ст. 61–66; пер. А. Артюшкова).

Комедии Теренция

Публий Теренций Афр и по происхождению, и по образованию был далек от народного италийского театра. Ему был близок гуманистический дух новоаттической комедии (Менандра и Аполлодора). Теренций написал 6 комедий. Все они – очень близкие к подлинникам переделки комедий Менандра , самого изящного и скромного из новоаттических драматургов. Язык у Теренция чист и правилен, версификация его хороша; план комедии продуман и исполнен прекрасно; женщины и семейный быт изображены без пошлых выходок; форма пьес художественна. Но персонажи Теренция бледны, комический элемент слаб, политического одушевления и сильных страстей нет. Диалог идет у Теренция Афра спокойно, в нем нет ни душевного волнения, ни блестящего остроумия, свойственных другому крупному римскому комедиографу – Плавту ; нет и намеков на италийский быт, которые иногда позволял себе Плавт. У Публия Теренция не было творческой фантазии, он брал все содержание своих комедий целиком из Менандра, но почти всегда составлял из двух его пьес одну. Теренций не был любимцем массы публики, как Плавт; ему пришлось два раза с горечью видеть, что зрители уходили с его комедии смотреть на бои гладиаторов и представления фокусников; но он напрасно обижался этим: иного и нельзя было ждать. Теренций сам искал одобрения немногих образованных людей, для которых хороший план, нравственный тон, поучительная развязка его пьес были привлекательнее грубой натуральности и безнравственных интриг простонародных комедий Плавта.

Публий Теренций Афр

Комедии Теренция принадлежат к жанру римской паллиаты . Их названия: «Девушка с Андроса», «Сам себя наказывающий», «Евнух», «Формион», «Свекровь», «Братья». Теренций разрабатывал благородный вариант традиционных масок паллиаты: его молодые люди скромны и почтительны к отцам («Свекровь», «Братья»), гетеры человечны и добры к своим любовникам («Свекровь», «Евнух»), в отличие от жестоких и скупых стариков Плавта старики Теренция предстают не только снисходительными к поступкам сыновей, но даже жестоко казнящими себя за суровое отношение к детям («Сам себя наказывающий»).

Традиционная злая свекровь, один из характерных персонажей народного фарса, оказывается воплощением душевного благородства и самоотверженности. Так, в комедии «Свекровь» Теренций рисует образ доброй Состраты, готовой вместе со своим мужем удалиться в деревню, чтобы не быть в тягость невестке:

«То, что вам удобно, к чести и моей пойдет:
Решилася отправиться с отцом твоим в деревню я,
Присутствие мое мешать не будет, не останется
Предлога не вернуться Филумене»
(ст. 586–589; пер. А. Артюшкова).

Теренций пользуется и приемом контаминации, но (в отличие от Плавта) делает это так, чтобы не пострадали последовательность изложения, целостность сюжета и характеры действующих лиц. В прологах комедий Теренция отсутствует экспозиция: его пьесы не предваряются пересказом содержания, и действие строится так, чтобы заинтересовать зрителя развитием событий на сцене. Прологи посвящены литературной полемике и близки к римскому ораторскому искусству II в. до н. э. Так, и в прологе к пьесе «Сам себя наказывающий» Теренций ставит на обсуждение зрителей один из злободневных вопросов:

«Твердит старик-поэт из зложелательства,
Что автор вдруг принялся за поэзию.
Не на свое надеясь дарование,
А полагаясь на талант друзей своих.
Но это вы решите и оцените,
И очень я вас всех прошу поэтому,
Чтоб речь врагов для вас не больше значила,
Чем голос добросовестных ценителей»
(ст. 24–31; пер. А. Артюшкова).

В прологах Теренция нашли отражение его взгляды на отношение к творческому наследию литературных предшественников (в ответ на обвинения поэта в недостаточно бережном обращении с греческими оригиналами). Поставлен также вопрос о значении эстетических вкусов публики: успешная постановка пьесы Теренция «Свекровь» осуществилась только на третий раз, так как в первый раз публика перебежала на представление канатных плясунов, а во второй раз зрители предпочли ей гладиаторские игры.

Язык комедий Теренция Цезарь назвал «чистой речью». Это язык образованных римлян, освобождающийся от архаических форм и стремящийся к стилистическому совершенству. В средние века и в эпоху Возрождения язык Теренция считался образцом классического латинского литературного языка.

В новое время последователем Теренция был Мольер , подражавший «Формиону» в «Плутнях Скапена» и «Братьям» в «Школе мужей». Своим предшественником Теренция считали в XVIII в. теоретики жанра «слезной комедии». С большим интересом отнесся к драматургической технике Теренция видный представитель немецкого просвещения Лессинг в своей «Гамбургской драматургии».

Краткое содержание комедий Теренция

Вот краткое содержание комедий Теренция в том порядке, в каком они, скорее всего, ставились на сцену.

Теренций «Девушка с Андроса» – краткое содержание

«Девушка с Андроса» (или «Найденная дочь») была дана в 166 году на Мегалесских играх. Афинянин Памфил, сын Симона, приобрел такую хорошую репутацию, что Хремес, богатый человек, хочет отдать за него свою дочь, которой назначил большое приданое и в чьей руке отказал молодому человеку Харину, тоже афинянину. День свадьбы уже назначен; но Хремес узнает, что у Памфила есть любовница, Гликерия, уроженка остров Андроса, живущая в Афинах в доме умершей гетеры, которая считалась её сестрой. Хремес берет назад свое обещание, к большой досаде отца Памфила, Симона. Тот ссорится с сыном и велит заковать в цепи своего раба Дава, которому прежде доверял. Неожиданно приезжает из Андроса родственник умершей гетеры, и по разговорам с ним оказывается, что Гликерия – дочь Хремеса, который когда-то потерпел близ Андроса кораблекрушение и бросил там младенца. В радости, что нашлась дочь, которую считал погибшей, Хремес соглашается отдать ее за Памфила, а другую дочь, отдает за Харина, который любит ее.

Теренций «Свекровь» – краткое содержание

В комедии «Свекровь» (Hecyra) Теренций изображает, как юноша Памфил любит гетеру, но по желанию родителей бросает ее и соглашается жениться на другой девушке. Гетера великодушно отказывается от всяких притязаний. Он женится, но уезжает, не начав брачной жизни с женой. Во время его поездки женарожает ребенка. Её свекор и свекровь (отец и мать Памфила) радуются рождению внука; но молодая женщина говорит своей матери, что до того как она стала невестою Памфила, её изнасиловал негодяй, которого она не знает. В дело вмешивается гетера; благодаря ей, оказывается, что отцом ребенка был сам Памфил; пьяный он изнасиловал девушку, лица которой не рассмотрел. Теренций оканчивает комедию всеобщим примирением.

Теренций «Сам себя наказывающий» – краткое содержание

В комедии Теренция «Сам себя наказывающий» (Heautontimorumenos) Менедем, шестидесятилетний старик, сердится на своего сына Клиния за его любовь к Антифиле, дочери неизвестной коринфянки. Он осыпает его такими упреками, что тот убегает из отцовского дома и уезжает в Азию служить наемником. Старик Менедем горько раскаивается и решает наказать себя за суровость к сыну, самой тяжелой земледельческой работой и всяческими лишениями. Через несколько времени Клиний возвращается и останавливается у соседа, Хремеса, чей сын Клитифон – его друг. У Клитифона тоже есть любовница, жениться на которой не дозволяет ему отец. Хитрый раб Сир разными интригами обманывает стариков. Наконец открывается, что возлюбленная Клиния Антифила – брошенная в младенчестве дочь Хремеса. Обрадованный Менедем позволяет сыну жениться на ней, а Клитифон обещает исправиться.

Теренций «Формион» – краткое содержание

Теренций «Евнух» – краткое содержание

«Евнух» – пьеса замечательная по стройности плана и обрисовке характеров. В ней оказывается одураченным хвастливый начальник наемников; благородная, великодушная гетера Таида освобождает из его рук купленную им девушку и возвращает ее брату; с согласия брата, она выходит за Херея, который прокрался в дом Таиды, выдавая себя за евнуха. Таида становится женою своего любовника Федрия, брата Херея.

Теренций «Братья» – краткое содержание

«Братья» (Adelphi) – лучшая из всех комедий Теренция. Её план, развитие его, характеристика лиц – все в ней превосходно. Сюжет изобилует неожиданными поворотами.

Теренция волновала проблема воспитания молодежи. Он выступал за смягчение традиционной римской системы воспитания, но вместе с тем возражал и против рабского следования чуждым для Рима образцам. Этой проблеме и посвящена пьеса «Братья». В этой комедии Теренций отступил от греческого оригинала («Братьев» Менандра), дав ей свою собственную концовку. Краткое содержание «Братьев» таково: у аттического селянина, рачительного и трудолюбивого хозяина Демеи, два сына – Эсхин и Ктесифон. Есть у Демеи и холостой брат, Микион, живущий в городе. Одного из своих сыновей (Эсхина) Демея отдает на воспитание Микиону. Но братья имеют разные взгляды относительно принципов воспитания. Микион – сторонник снисходительного воспитания, он разрешает Эсхину любые вольности и траты, требуя от него только одного – говорить правду, не скрывая никаких своих поступков. Устремления Микиона направлены на пробуждение в своем воспитаннике чувства собственного достоинства. Демея, наоборот, держит своего сына Ктесифона в чрезвычайной строгости, постоянно следит за ним, ни на минуту, как ему кажется, не оставляя без надзора. Молодые люди получают разное воспитание. Сюжетная линия пьесы развивается на основе темы любви. Каждый из молодых людей влюблен. Возлюбленная Эсхина Памфила из обедневшей семьи, она уже ждет ребенка, и Эсхин обещал жениться на ней, но не решается еще сказать об этом дяде. Ктесифон влюблен в арфистку. Помогая своему брату, Эсхин похищает арфистку у сводника. Демея, узнав о всех проступках Эсхина, упрекает своего брата за попустительство, говоря, что живущий с ним в деревне Ктесифон не способен на такие проделки. Но затем выясняется, что похищение было совершено как раз для Ктесифона. Эсхин же собирается жениться на своей возлюбленной Памфиле. Казалось бы, что Демея проиграл и должен сознаться, что его система воспитания хуже – он позволяет Эсхину жениться и не вмешивается в связь Ктесифона с арфисткой. Но Теренций предлагает новую неожиданную концовку пьесы. Демея вдруг решает изменить свой характер, желая быть для всех добрым. Он уговаривает своего брата Микиона жениться на матери Памфилы, бедной, но честной женщине, и отпустить на волю раба Сира, помогавшего в похищении арфистки. Таким образом, Теренций не отдаёт предпочтения ни тому, ни другому принципу воспитания.

Теренций

Теренций

Братья

Теренций

Перевод с латинского А. В. Артюшкова

ДИДАСКАЛИЯ

Начинается комедия Теренция "Братья". Греческая, Мевавдра. Представлена на погребальных играх в честь Луция Эмилия Павла, (которые) дали Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский. Играл Луций Амбивий Турпион. Мелодии сочинил Флакк, раб Клавдия, всюду на сарранских флейтах. Сочинена шестой, в консульство Марка Корнелия Цетега и Луция Аннция Галла.

ГАЯ СУЛЬПИЦИЯ АПОЛЛИНАРИЯ

Имел Демея сыновей двух; отдал он

Зсхина Микиону, брату, в сыновья,

Оставил Ктесифона. Тот в арфисточку

Влюбился, и от старого отца скрывал

Его любовь Эсхин; весь слух про ту любовь

Переносил он на себя, в конце концов

У сводника арфистку отнял. Бедную

Гражданку обесчестил он же, слово дав

На ней жениться. Тяжко переносит все

10 И сердится Демея. В скором времени

Открылась правда; женится Эсхин на ней,

А Ктесифон владеет той арфисткою.

Mикион, старик

Демея, брат его

Саннион, сводник

Эсхин, сын Демеи, усыновленный Микионом

Парменон |

} рабы Микиона

Ктесифон, брат Эсхина

Состpата, мать Памфилы, будущей жены Эсхина

Кантара, старуха, кормилица Состраты

Гета, раб Состраты

Гегион, старик, родственник Состраты

Памфила, девушка, дочь Состраты

Дpомон, раб Микиона

Когда поэт заметил, что завистники

Следят со злобой за его творением

B что хулить готовы уж противники

Комедию, которую сыграть хотим,

Решил он о себе дать показание.

Вы будете над ним при этом судьями,

Хвалы он стоит или порицания.

Имеется Дифилова комедия,

Заглавием она "",

А в переделке Плавта "Смерть совместная".

В тон греческой комедии есть юноша,

У сводника девицу отнимает он

10 В начале пьесы; этот пункт нетронутым

В комедию "Adelphoe", перенес сполна

От слова и до слова; эта новая

Комедия у нас сейчас и ставится.

Узнавши все, судите, что тут, кража ли

Иль только место мы одно заимствуем,

Небрежно обойденное. А что твердят

Завистники, что будто люди знатные

И разделяют труд его писательский,

Им это бранью самой сильной кажется,

Для тех людей он, значит, привлекателен,

Которые и вам всем привлекательны,

И городу всему: ведь к их-то помощи

20 В войне ли, в мире ль, в важных ли делах каких,

Забывши гордость, всяк прибегнул в свой черед.

Вначале выйдут старики, расскажут часть,

Другую часть покажут в самом действии,

Пусть увеличит ваше беспристрастие

Стремление к работе у писателя.

Акт первый

SunapoJnhskonteV

(говорит к дому)

Старик! Эй, слушай! Этой ночью с ужина

Эсхин не возвратился, нет и тех рабов,

Которые за ним пошли. Да, верная

Пословица: когда уходишь из дому

Иль, доведется, где-нибудь задержишься,

То лучше над тобой пусть то исполнится,

30 Что скажет или про себя подумает

С досады на тебя жена сердитая,

Чем то, что мыслят нежные родители.

Задержишься - жена решит: влюбился, мол,

Или в него влюбились. Пьет и сам себя

Он тешит. Хорошо лишь одному ему,

А ей так плохо. Я вот - не вернулся сын

Чем ни встревожусь! Что ни передумаю!

Не простудился б! Не упал бы где-нибудь

Да не сломал чего-нибудь себе! Ох-ох!

Придет же человеку, право, в голову

Обзаводиться тем, что самого себя

Дороже станет! И притом не мой он сын,

40 А брата моего; а тот по склонностям

Отличен от меня еще был с юности.

Я городскую жизнь любил уютную,

Досуг и то, что счастьем почитается.

Женатым не был. Он - наоборот во всем.

В деревне жил всегда в суровой скупости,

Женился, родились два сына; я из них

Усыновил себе Эсхина, старшего,

Как своего воспитывал с младенчества,

Любил и холил, в нем моя отрада вся.

Одно мне это дорого. А чтоб и он

Ко мне имел такое ж отношение,

50 Стараюсь я заботливо, даю ему,

Уступки делаю и правом пользуюсь

Отцовским не во всем; и сына приучил

Я наконец, чтоб не скрывал он от меня

Своих поступков, как другие делают

Тайком от старших в увлеченьях юности.

Кто лгать привык и смело на обман отца

Идет, тот тем смелее проведет других.

Стыдом и чувством чести много легче нам

Детей сдержать, чем страхом, полагаю я.

Но брат мой не согласен тут ни в чем со мной.

60 Ко мне он часто с криками является:

"Зачем ты, Микион, нам губишь малого?

Зачем он пьет, влюбляется? Зачем ты сам

На это все его снабжаешь деньгами?

В нем поощряешь щегольство! Как ты нелеп!"

А сам суров он до несправедливости.

И очень заблуждается, по-моему,

И крепче, что на силе только держится,

Чем ту, что создается дружелюбием.

Мои же убеждения и правила:

Кто долг свой исполняет из-под палки, тот

70 Страшится до тех пор, покамест боязно,

Чтоб не узнали; если же появится

Надежда у него, что будет скрыто все,

Вернется снова к старым он наклонностям.

Но тот, кого ты привлечешь добром к себе,

Тот платит тем же, от души все делает:

Ты здесь ли, нет ли, будет одинаков он.

Отцовский долг скорее приучать детей

Все делать не из страха - доброй волею.

Отец и деспот этим-то и разнятся.

А кто того не может, пусть сознается,

Что вовсе не умеет управлять детьми.

А! Он и есть, о ком я говорил сейчас.

И в самом деле! Что-то слишком мрачен он!

Уверен я, браниться, как всегда, начнет,

80 Демея, видеть рад тебя здоровым я.

Демея, Микион

А, очень кстати, я тебя как раз ищу.

Него ты мрачен?

Вот вопрос! А что Эсхин,

Спросил бы. Мрачен...

Вот! Я так и знал. А что

Он сделал?

Сделал! Ни стыда совсем,

Ни страха у него нет, и закон ему

Не писан. Ну, там раньше что наделано,

Оставим. Вот недавно натворил чего!

Двери выломал и в дом чужой

Ворвался, самого избил хозяина

90 И домочадцев насмерть и любовницу

Отнял свою. Кричат все: возмутительный

Поступок! По дороге говорили мне

И сколько! На устах у всех. В конце концов,

Коль брать пример - за делом брата видит он

В деревне, бережливого и скромного!

За этим - нет, совсем того не водится,

Что говорю ему я, Микион, тебе

Я говорю: ты позволяешь портиться

Нет ничего несправедливее

Людей необразованных: лишь то они

Считают правильным, что сами делают.

К чему ты это?

А к тому, Демея, что

100 Об этом судишь ты совсем неправильно.

Скандала нет, поверь ты мне, для юноши

Гулять, кутить и двери хоть выламывать.

Ведь если мы с тобою так не делали,

Нам бедность не давала. Чем ты хвалишься?

Да тем, что делал только из-за бедности!

Несправедливо! Будь на что нам делать так,

Мы б делали; и будь ты человеком сам,

Теперь бы дал ты сыну так вести себя,

Покамест это в юности удобнее,

Чем позже, в годы менее пригодные,

110 Когда, дождавшись, вон тебя он выкинет.

Нет, ты меня доводишь до безумия!

Скандала нет в таких делах для малого?

Послушай, чтобы часто не твердить о том,

Усыновить ты сына своего мне дал,

Он стал моим и, если погрешает чем,

То именно передо мною. Больше всех

Тут я плачусь. Гуляет, кутит, душится

За мой все счет. Влюбляется? Покамест мне

Удобно, деньги будет получать с меня,

А станет неудобно, очень может быть,

Ему на дверь покажут. Двери выломал?

120 Поправят. Платье изорвал? Починится.

Да, слава богу, средства есть на то еще

И до сих пор не в тягость мне. Так, стало быть,

Оставь, не то давай судью третейского

Какого хочешь - докажу, что ты не прав

Гораздо больше здесь, чем я.

Беда! Учись

У тех отцовству, кто отцом умеет быть.

Природой - ты, по духу я скорей отец.

По духу? Ты?

Не продолжай, а то уйду.

Одно н то же слушать столько раз!

Меня заботит это.

И меня. Давай

130 Разделим мы заботу. Пусть тот сын тебе,

Мне - этот. Об обоих же заботиться

Обратно, значит, отданное требовать.

Так я полагаю.

Что ж! Коль так, пускай

Мотает, тратит, гибнет! Мне и дела нет!

И если хоть словечко после...

Сердишься

А ты не веришь? Я не требую

Назад того, что дал. А больно все-таки!

Я не чужой. Мешаю? Перестан...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Теренций

Перевод с латинского А. В. Артюшкова

ДИДАСКАЛИЯ

Начинается комедия Теренция "Братья". Греческая, Мевавдра. Представлена на погребальных играх в честь Луция Эмилия Павла, (которые) дали Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский. Играл Луций Амбивий Турпион. Мелодии сочинил Флакк, раб Клавдия, всюду на сарранских флейтах. Сочинена шестой, в консульство Марка Корнелия Цетега и Луция Аннция Галла.

ГАЯ СУЛЬПИЦИЯ АПОЛЛИНАРИЯ

Имел Демея сыновей двух; отдал он

Зсхина Микиону, брату, в сыновья,

Оставил Ктесифона. Тот в арфисточку

Влюбился, и от старого отца скрывал

Его любовь Эсхин; весь слух про ту любовь

Переносил он на себя, в конце концов

У сводника арфистку отнял. Бедную

Гражданку обесчестил он же, слово дав

На ней жениться. Тяжко переносит все

10 И сердится Демея. В скором времени

Открылась правда; женится Эсхин на ней,

А Ктесифон владеет той арфисткою.

Mикион, старик

Демея, брат его

Саннион, сводник

Эсхин, сын Демеи, усыновленный Микионом

Парменон |

} рабы Микиона

Ктесифон, брат Эсхина

Состpата, мать Памфилы, будущей жены Эсхина

Кантара, старуха, кормилица Состраты

Гета, раб Состраты

Гегион, старик, родственник Состраты

Памфила, девушка, дочь Состраты

Дpомон, раб Микиона

Когда поэт заметил, что завистники

Следят со злобой за его творением

B что хулить готовы уж противники

Комедию, которую сыграть хотим,

Решил он о себе дать показание.

Вы будете над ним при этом судьями,

Хвалы он стоит или порицания.

Имеется Дифилова комедия,

Заглавием она "",

А в переделке Плавта "Смерть совместная".

В тон греческой комедии есть юноша,

У сводника девицу отнимает он

10 В начале пьесы; этот пункт нетронутым

В комедию "Adelphoe", перенес сполна

От слова и до слова; эта новая

Комедия у нас сейчас и ставится.

Узнавши все, судите, что тут, кража ли

Иль только место мы одно заимствуем,

Небрежно обойденное. А что твердят

Завистники, что будто люди знатные

И разделяют труд его писательский,

Им это бранью самой сильной кажется,

Для тех людей он, значит, привлекателен,

Которые и вам всем привлекательны,

И городу всему: ведь к их-то помощи

20 В войне ли, в мире ль, в важных ли делах каких,

Забывши гордость, всяк прибегнул в свой черед.

Вначале выйдут старики, расскажут часть,

Другую часть покажут в самом действии,

Пусть увеличит ваше беспристрастие

Стремление к работе у писателя.

Акт первый

SunapoJnhskonteV

(говорит к дому)

Старик! Эй, слушай! Этой ночью с ужина

Эсхин не возвратился, нет и тех рабов,

Которые за ним пошли. Да, верная

Пословица: когда уходишь из дому

Иль, доведется, где-нибудь задержишься,

То лучше над тобой пусть то исполнится,

30 Что скажет или про себя подумает

С досады на тебя жена сердитая,

Чем то, что мыслят нежные родители.

Задержишься - жена решит: влюбился, мол,

Или в него влюбились. Пьет и сам себя

Он тешит. Хорошо лишь одному ему,

А ей так плохо. Я вот - не вернулся сын

Чем ни встревожусь! Что ни передумаю!

Не простудился б! Не упал бы где-нибудь

Да не сломал чего-нибудь себе! Ох-ох!

Придет же человеку, право, в голову

Обзаводиться тем, что самого себя

Дороже станет! И притом не мой он сын,

40 А брата моего; а тот по склонностям

Отличен от меня еще был с юности.

Я городскую жизнь любил уютную,

Досуг и то, что счастьем почитается.

Женатым не был. Он - наоборот во всем.

В деревне жил всегда в суровой скупости,

Женился, родились два сына; я из них

Усыновил себе Эсхина, старшего,

Как своего воспитывал с младенчества,

Любил и холил, в нем моя отрада вся.

Одно мне это дорого. А чтоб и он

Ко мне имел такое ж отношение,

50 Стараюсь я заботливо, даю ему,

Уступки делаю и правом пользуюсь

Отцовским не во всем; и сына приучил

Я наконец, чтоб не скрывал он от меня

Своих поступков, как другие делают

Тайком от старших в увлеченьях юности.

Кто лгать привык и смело на обман отца

Идет, тот тем смелее проведет других.

Стыдом и чувством чести много легче нам

Детей сдержать, чем страхом, полагаю я.

Но брат мой не согласен тут ни в чем со мной.

60 Ко мне он часто с криками является:

"Зачем ты, Микион, нам губишь малого?

Зачем он пьет, влюбляется? Зачем ты сам

На это все его снабжаешь деньгами?

В нем поощряешь щегольство! Как ты нелеп!"

А сам суров он до несправедливости.

И очень заблуждается, по-моему,

И крепче, что на силе только держится,

Чем ту, что создается дружелюбием.

Мои же убеждения и правила:

Кто долг свой исполняет из-под палки, тот

70 Страшится до тех пор, покамест боязно,

Чтоб не узнали; если же появится

Надежда у него, что будет скрыто все,

Вернется снова к старым он наклонностям.

Но тот, кого ты привлечешь добром к себе,

Тот платит тем же, от души все делает:

Ты здесь ли, нет ли, будет одинаков он.

Отцовский долг скорее приучать детей

Все делать не из страха - доброй волею.

Отец и деспот этим-то и разнятся.

А кто того не может, пусть сознается,

Что вовсе не умеет управлять детьми.

А! Он и есть, о ком я говорил сейчас.

И в самом деле! Что-то слишком мрачен он!

Уверен я, браниться, как всегда, начнет,

80 Демея, видеть рад тебя здоровым я.

Демея, Микион

А, очень кстати, я тебя как раз ищу.

Него ты мрачен?

Вот вопрос! А что Эсхин,

Спросил бы. Мрачен...

Вот! Я так и знал. А что

Он сделал?

Сделал! Ни стыда совсем,

Ни страха у него нет, и закон ему

Не писан. Ну, там раньше что наделано,

Оставим. Вот недавно натворил чего!

Двери выломал и в дом чужой

Вечная тема: поздним вечером отец в тревоге поджидает дома где-то задержавшегося сына и бормочет себе под нос, что нет больших волнений, чем волнения родительские...

Старик Микион родных детей не имеет. У его же брата Демеи - двое сыновей. Одного из них, Эсхина, усыновил Микион. Воспитывает юношу в рамках разумной дозволенности и полного доверия. Демея часто упрекает его за это.

И вот как раз сын Демеи Ктесифон влюбляется в арфистку Вакхиду, которая пока является собственностью сводника Санниона.

Благородный Эсхин, умный и энергичный (правда, при случае и сам не прочь гульнуть и повеселиться), сурово приструнивает этого стяжателя: Саннион его явно побаивается. И есть основания для этого.

Более того, дабы оградить брата от слишком уж серьёзных упрёков, часть его грехов Эсхин принимает на себя, реально рискуя нанести ущерб своей репутации. И эта братская самоотверженность трогательна.

Сир, раб Микиона, очень предан хозяевам: выручает их и словом, и делом. Помогал он воспитывать обоих юношей. Кстати, сообразительный Сир принимает самое активное участие и в «укрощении» ’корыстолюбивого сводника Санниона.

И снова - традиционный сюжетный ход: в своё время Эсхин обесчестил хорошую девушку Памфилу. У той уже приближаются роды, И честный Эсхин готов принять на себя все заботы отцовства: он ни от чего не отрекается.

Но мнимые его грехи (он, как помните, часто прикрывал своего непутёвого брата Ктесифона) повредили его отношениям с невестой и ее роднёй; Эсхину просто отказано от дома.

Все же общими усилиями родственников, друзей и преданных слуг истина и мир будут восстановлены. Но это ещё впереди.

Кстати, и в такой ситуации рабы частенько оказываются умней и человечней некоторых господ. А уж находчивей - так уж всегда!

Демея все больше убеждается, что брат его лаской и добром добивается большего, чем он - строгими ограничениями и придирками.

Благодаря дружескому содействию Эсхина и Сира легкомысленный Ктесифон весело проводит время с певичкой. Их чувства искренни и поэтому вызывают симпатию зрителей. Но это, понятно, волнует его отца Демею. Поэтому в особо критические моменты преданный Сир умело выпроваживает его подальше от места любовных свиданий сына.

Чтобы проверить надёжность чувств Эсхина, его отец рассказывает о женихе-родственнике из Милета, который готов забрать Памфилу вместе с ребёнком. Тем более что Эсхин в своё время легкомысленно (чтоб не сказать - непозволительно) тянул со сватовством; будущая его жена была уже на девятом месяце!

Но, видя искреннее раскаяние и даже отчаяние сына, отец его успокаивает: все уже улажено и родня невесты поверила, что он не столь уж виноват, как твердила молва. И молодая мать поверила тоже.

Уплатив двадцать мин своднику за певичку, Микион решает и ее оставить в доме - веселей будет жить!

А все ещё ворчащего Демею он увещевает: каждый имеет право жить так, как привык, если, конечно, это не слишком мешает окружающим.

И Демея меняется прямо на глазах! Ещё недавно - суровый и надменный, он становится приветлив даже по отношению к рабам. И в порыве чувств велит слугам снести забор меж двумя домами:

пусть двор будет общий, чтобы свадьбу играть широко, сообща, и тогда невесте не придётся идти в дом жениха, что в ее нынешнем положении было бы уже нелегко.

И наконец, тот же Демея предлагает Микиону даровать свободу преданнейшему рабу Сиру. А заодно - и его жене.

Теренций

Перевод с латинского А. В. Артюшкова

ДИДАСКАЛИЯ

Начинается комедия Теренция "Братья". Греческая, Мевавдра. Представлена на погребальных играх в честь Луция Эмилия Павла, (которые) дали Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский. Играл Луций Амбивий Турпион. Мелодии сочинил Флакк, раб Клавдия, всюду на сарранских флейтах. Сочинена шестой, в консульство Марка Корнелия Цетега и Луция Аннция Галла.

ГАЯ СУЛЬПИЦИЯ АПОЛЛИНАРИЯ

Имел Демея сыновей двух; отдал он

Зсхина Микиону, брату, в сыновья,

Оставил Ктесифона. Тот в арфисточку

Влюбился, и от старого отца скрывал

Его любовь Эсхин; весь слух про ту любовь

Переносил он на себя, в конце концов

У сводника арфистку отнял. Бедную

Гражданку обесчестил он же, слово дав

На ней жениться. Тяжко переносит все

10 И сердится Демея. В скором времени

Открылась правда; женится Эсхин на ней,

А Ктесифон владеет той арфисткою.

Mикион, старик

Демея, брат его

Саннион, сводник

Эсхин, сын Демеи, усыновленный Микионом

Парменон |

} рабы Микиона

Ктесифон, брат Эсхина

Состpата, мать Памфилы, будущей жены Эсхина

Кантара, старуха, кормилица Состраты

Гета, раб Состраты

Гегион, старик, родственник Состраты

Памфила, девушка, дочь Состраты

Дpомон, раб Микиона

Когда поэт заметил, что завистники

Следят со злобой за его творением

B что хулить готовы уж противники

Комедию, которую сыграть хотим,

Решил он о себе дать показание.

Вы будете над ним при этом судьями,

Хвалы он стоит или порицания.

Имеется Дифилова комедия,

Заглавием она "",

А в переделке Плавта "Смерть совместная".

В тон греческой комедии есть юноша,

У сводника девицу отнимает он

10 В начале пьесы; этот пункт нетронутым

В комедию "Adelphoe", перенес сполна

От слова и до слова; эта новая

Комедия у нас сейчас и ставится.

Узнавши все, судите, что тут, кража ли

Иль только место мы одно заимствуем,

Небрежно обойденное. А что твердят

Завистники, что будто люди знатные

И разделяют труд его писательский,

Им это бранью самой сильной кажется,

Для тех людей он, значит, привлекателен,

Которые и вам всем привлекательны,

И городу всему: ведь к их-то помощи

20 В войне ли, в мире ль, в важных ли делах каких,

Забывши гордость, всяк прибегнул в свой черед.

Вначале выйдут старики, расскажут часть,

Другую часть покажут в самом действии,

Пусть увеличит ваше беспристрастие

Стремление к работе у писателя.

Акт первый

SunapoJnhskonteV

(говорит к дому)

Старик! Эй, слушай! Этой ночью с ужина

Эсхин не возвратился, нет и тех рабов,

Которые за ним пошли. Да, верная

Пословица: когда уходишь из дому

Иль, доведется, где-нибудь задержишься,

То лучше над тобой пусть то исполнится,

30 Что скажет или про себя подумает

С досады на тебя жена сердитая,

Чем то, что мыслят нежные родители.

Задержишься - жена решит: влюбился, мол,

Или в него влюбились. Пьет и сам себя

Он тешит. Хорошо лишь одному ему,

А ей так плохо. Я вот - не вернулся сын

Чем ни встревожусь! Что ни передумаю!

Не простудился б! Не упал бы где-нибудь

Да не сломал чего-нибудь себе! Ох-ох!

Придет же человеку, право, в голову

Обзаводиться тем, что самого себя

Дороже станет! И притом не мой он сын,

40 А брата моего; а тот по склонностям

Отличен от меня еще был с юности.

Я городскую жизнь любил уютную,

Досуг и то, что счастьем почитается.

Женатым не был. Он - наоборот во всем.

В деревне жил всегда в суровой скупости,

Женился, родились два сына; я из них

Усыновил себе Эсхина, старшего,

Как своего воспитывал с младенчества,

Любил и холил, в нем моя отрада вся.

Одно мне это дорого. А чтоб и он

Ко мне имел такое ж отношение,

50 Стараюсь я заботливо, даю ему,

Уступки делаю и правом пользуюсь

Отцовским не во всем; и сына приучил

Я наконец, чтоб не скрывал он от меня

Своих поступков, как другие делают

Тайком от старших в увлеченьях юности.

Кто лгать привык и смело на обман отца

Идет, тот тем смелее проведет других.

Стыдом и чувством чести много легче нам

Детей сдержать, чем страхом, полагаю я.

Но брат мой не согласен тут ни в чем со мной.

60 Ко мне он часто с криками является:

"Зачем ты, Микион, нам губишь малого?

Зачем он пьет, влюбляется? Зачем ты сам

На это все его снабжаешь деньгами?

В нем поощряешь щегольство! Как ты нелеп!"

А сам суров он до несправедливости.

И очень заблуждается, по-моему,

И крепче, что на силе только держится,

Чем ту, что создается дружелюбием.