Труженник хитрец шкурник.

/ / / Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии»

Стихотворение «Определение поэзии» относится к раннему периоду творчества Б. Пастернака, который отличается оригинальными метафорами, символами, соединяет в себе черты символизма и футуризма, имеет легкий философский подтекст. Тем не менее, авторская мысль не прячется за тропами и читатель сразу понимает, что хотел сказать поэт.

Тема стихотворения «Определение поэзии» – попытка объяснить сложное явление искусства, найти его истоки. Автор доказывает, что поэзию нельзя определить сухими терминами из словаря, ведь она – порыв души, воодушевление природы и вселенной.

В центре произведении – лирический герой, который пытается дать определение поэтическому искусству. Но он не ищет ответ в библиотеке, не спрашивает у «разумных» мужей. Герой полагается на свои наблюдения, считает, что поэзия – это «свист», «щелканье льдинок», «слезы вселенной в лопатках». Для объяснений он собирает вечные звуки и образы, которые ассоциируются с поэзией. Лирический герой намекает, что она является сплетением старого, вечного и нового: «Это - с пультов и с флейт - Figaro // Низвергается градом на грядку».

Многие поэты акцентируют на том, что лучшая пора для создания шедевров, идущих от сердца – ночь. И Пастернак не исключение. Он в один голос с лирическим героем утверждает, что поэзия – «Всё, что ночи важно сыскать». Но отыскать это – полдела, нужно еще донести «звезду» (метафорическое название поэзии) другим.

В последних строках с помощью метафоры воспроизводится жизнь поэтов-современников Б. Пастернака. Лирический герой намекает на то, что произведения современных авторов должны хохотать наперекор всем невзгодам, но даже это им не под силу, ведь вселенная глухая. Под образом вселенной автор скрывает общество и власть.

Поэзию также можно считать самостоятельным образом стиха. Ее определению посвящаются два катрена. На протяжении всего стихотворения создается впечатление, что поэзия – это прекрасный сад с соловьями и флейтами, который является связующим звеном между человечеством и вселенной, космосом.

Каждая строка произведение «Определение поэзии» – оригинальное художественное средство. Поэт использует метафоры (первые два куплета; «небосвод завалился ольхою»), эпитеты (глубокие доньи; трепещущие, мокрые ладони), символы (звезда, вселенная). Стих написан так, что смысл тропов можно понять только из целостного текста.

Стихотворение состоит из четырех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – четырехстопный хорей. В некоторых катренах кажется, что поэт не сильно заботится о точности рифмы, гораздо важнее для него – передать смысл. Особенность стиха – тесная связь заголовка и основного текста: без названия очень сложно определить, о чем идет речь. Тем не менее, сухое название «Определение поэзии» контрастирует с сочными строками произведения.

Стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии» – новое, интересное видение поэтического искусства, которое соединяет в себе художественное и философское начало.

«Определение поэзии» Борис Пастернак

Это — круто налившийся свист, Это— щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое.

Борис Пастернак - один из самых ярких писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох. В те времена представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова. Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии» , написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые изменения. В стихотворении «Определение поэзии» явно ощущается влияние символизма , который господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки футуризма - течения, к которому Пастернак был близок в тот период. В стихотворении «Определение поэзии» поднимается тема поэзии, дана попытка обозначить ее природу. Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Поэзия предстает как выражение всего суще-го в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, лирический герой не находит ничего более емкого и точного, чем обращение к явлениям окружающего мира. Стихотворение условно можно разделить на 2 части. В первой части преобладают, преимущественно звуковые образы: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «двух соловьев поединок», «Figaro" низвергается градом на грядку». Во второй части произведения звуки приглушаются: здесь и «звезда на трепещущих ладонях», и тихий небосвод, «завалившийся ольхою». А в финале - пояснение: «Ан вселенная — место глухое». «Определение поэзии» - стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом . Рифмовка во всех строфах перекрестная - АВАВ. Стихотворение начинается анафорой, слово «это» подчёркнуто употребляется в начале каждой строки. Для лирического героя было особенно важно наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть стихотворения, вдохнуть в каждую строчку свой эмоциональный заряд. Внимание читателя притягивается яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по убеждению лирического героя, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления произведения оживают, они неразрывно связаны между собой. Образ Вселенной (это в стихотворении написано с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек - часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. Лирический герой не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей. В стихотворении очень тонко применяется популярный прием символистов - аллитерация , когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист» - звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные. Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения и сравнения : «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать», «ночи так важно сыскать». Анализируя морфологические особенности стихотворения, замечаем, что наиболее употребляемой частью речи является имя существительное, что является характерной особенностью поэзии символистов. Необходимо обратить внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Отдается предпочтение коротким безличным предложениям. Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Герой глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия. Язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия являются пятая и шестая строки стихотворения:

«Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках.»

В старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыплются, будут выплаканы. В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где «вселенная» лирического героя оказывается местом глухим.

На мой взгляд, автору удалось очень тонко и образно передать особенности своего понимания природы поэзии и предназначения творчества. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, купаленные донья, доски. Поэзия для него - соединение слышимого и видимого, звуков и образов.

Текущая страница: 8 (всего у книги 16 страниц)

О людях с характером Жертвы говорят, что они напоминают пугливую лань с огромными глазами.

Не зря говорят «У страха глаза велики». Связка ролей Злодея и Жертвы – это отношения мучителя – садиста и избиваемой Жертвы. Целью издевательства и избиения является стремление загнать человека на роль покорной и безропотной Жертвы.

Все иерархические отношения в обществе основаны на связке Кумира и Жертвы. От этой связки рождается уважение и почитание старших, начальников. Тех непокорных, кто не хочет уважать и почитать старейшин, отрицает иерархию или не желает признавать за собой роль младшего, загоняют на эту роль при помощи избиений, жестокости и подавления.

Люди с характером жертвы – это очень искренние люди. Они чувствуют малейшую фальшь или неискренность у других.

К характеристике Н. Татарова добавим следующее. Жертвы относятся к самым слабым психотипам – психастеникам и астеникам. Большинство Жертв относятся к низшему уровню. Если у Героя в момент опасности уровень энергии резко повышается, то у Жертв в момент опасности в организм выбрасываются вещества, которые резко снижают уровень энергии, мышцы становятся сверхнапряженными и Жертва как бы цепенеет от страха, не в силах пошевелить непослушными мышцами. Жертвы малодушны, трусливы, и склонны к сомнениям. Они очень обидчивы, безвольны и бесцельны, очень жалостливы. Именно с сильной идеализацией жалости связано высокая чувствительность Жертвы. Они добры и дружелюбны. Жертв отличает повышенная тревожность, которую можно определить как отступление перед препятствиями в связи с неуверенностью в собственных силах. Большинство Жертв являются шкурными.

Ролевая ненависть

Обобщая ролевые характеристики мы можем выделить пять сильных ролей (Герой, Злодей, Хитрец, Шкурник, Кумир) и две слабых (Простак-Трудяга и Жертва). Сильные роли обладают психопатическим характером. Они идеализируют силу и власть, преклоняются и восхищаются перед сильными. Для них характерны отношения по вертикали, причём каждый старается взобраться по этой вертикали настолько высоко, насколько позволяют им их способности и стечение обстоятельств. Но среди сильных ролей есть разница в отношении к слабым. Если Хитрецы, Шкурники и Кумиры испытывают ненависть и презрение по отношению к слабым, в положении которых обычно оказываются Простаки-Трудяги. То Герои и Злодеи (кроме шкурных) испытывают ненависть и презрение к своим врагам, на положении которых обычно оказываются Хитрецы, Шкурники и Кумиры (кроме Хитрецов альтруистов). Ключевой здесь является ролевое чувство Героя по отношению к Жертве, а именно жалость и нежность. Надо ли говорить, что обычно на положении жертвы оказываются Простаки-Трудяги.

Слабые же роли, к которым относятся Простаки-Трудяги и Жертвы идеализируют слабость и подчинение. В отношениях они стремятся к равенству, которого в силу всего вышесказанного им не удаётся добиться. Анализируя «звезду магов» мы видим две противостоящие друг другу ролевые группы, которые испытывают по отношению друг к другу диссонансное взаимодействие. С одной стороны – это Хитрецы, Шкурники и Кумиры (в дальнейшем просто Хитрецы и Шкурники), которые будучи крайне эгоистичны, способны, тем не менее, организовываться ради достижения совместных выгод. С другой стороны – это Герои, Злодеи и Простаки-Трудяги (в дальнейшем просто Герои и Злодеи). Герои и Злодеи являются как бы «крышей» Простаков-Трудяг и мстят за обиды, причинённые им Хитрецами и Шкурниками. Итак, налицо два противостоящих друг другу ролевых треугольника. В которых, в результате действия обратных психокомплексов (основные из которых – идеализация альтруизма и идеализация корыстолюбия), накапливается диссонансное взаимодействие, которое можно охарактеризовать, как ролевую ненависть. Об этом говорится в Коране: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу». (Сура 2:36). Это говорит Господь Адаму и Еве, которые ослушались его и съели «отравленное» яблоко знания. Вот только знание это являлось знанием Сатаны. Он научил людей тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но только со своей точки зрения. Короче говоря, он отравил сознание людей, зарядив их разнонаправленной информацией, нашпиговав их сознание энерговирусами, и возбуждая в людях посредством их, ненависть друг к другу. Как известно, Адам и Ева в отличие от Сатаны раскаялись в содеянном, и пообещали Господу избавиться от скверны для того, чтобы вернуться в Рай. И для того, чтобы выйти из ролевой войны, для того, чтобы избавиться от ненависти, надо избавиться от энерговирусов (психокомплексов), какими бы прекрасными не представлялись бы вам те или иные ценностные ориентации. Ведь как пишут Э. и Д. Хикс в своей книге «Удивительная сила эмоций»: «Все ваши якобы твёрдые убеждения и принципы всего-навсего набор отдельных мыслей, которые пришли к вам в голову в какой-то момент времени, да так там и остались».

Вот, что пишет на эту тему А. Скляров: «В обществе, вследствие наличия диссонирующих пар и групп индивидов образуются источники напряжения, источники потенциальной энергии агрессии, устранить которые, путём той или иной эволюции элементов и всего общества в целом, полностью на современном этапе не представляется реально возможным. Наличие источников напряжения требует в этом случае периодического сброса накапливаемой потенциальной энергии агрессии. Так как любая материальная система, предоставленная сама себе, стремится к положению с минимумом потенциальной энергии». Таким образом, вся мировая история с древнейших времён является извечной борьбой альтруистов (Герои и Злодеи) с корыстолюбцами (Хитрецы и Шкурники), в которой они попеременно одерживают победу.

Для Героев и Злодеев (кроме шкурных) идейные ценности, некие абстрактные отвлеченные понятия выше материальной выгоды и потому они люди принципиальные. Они считают, что раз слово дано, его надо держать.

Для Хитрецов и Шкурников материальные блага и выгода дороже идей, потому принципы их подвижные, они всегда там, где их выгода, а потому они люди беспринципные. Они сохраняют верность своим словам только в том случае, если это им выгодно.

Ролевые войны

История человечества – это история войн. Войны бывают захватнические, освободительные, гражданские, религиозные и колониальные. Но самые главные войны, из которых собственно и проистекают все остальные, ролевые войны, которые не прекращаются ни на секунду, ни в одном из народов мира. Меняется только вектор борьбы.

Теория ролевых войн является синтезом и дальнейшим развитием идей Л. Гумилёва, А.Ю. Склярова и ролевой теории чувств Н. Татарова. Так, согласно теории пассионарности гениального историка Л. Гумилёва, который подметил определённые закономерности в историческом развитии различных народов, все этносы, как и человек, могут быть молодыми, среднего возраста и старыми (уставшими). То есть каждый этнос имеет своё рождение и смерть, продолжительность жизни этноса, если только он не попадает в неблагоприятные условия, Л.Гумилёв определяет в 1200 лет. В начале своего пути этнос обладает высокой энергией. В нём присутствует большое количество людей, обладающих сильным духом и ставящих перед собой большие задачи. Это явление Л.Гумилёв назвал пассионарностью. Этнос постепенно достигает своего могущества, но затем вдруг наступает спад, происходит падение пассионарности и эту фазу Л.Гумилёв окрестил надломом. Власть переходит к субпассионариям и сила этноса слабеет, затем следует новый пассионарный взлёт, но уже на менее высоком энергетическом уровне. Который снова сменяется спадом. Так продолжается в течение 1000 лет, по истечении которых этнос, израсходовав всю свою энергию, входит в фазу гомеостаза, в которой он обладает минимальной энергией. В этом этносе рождается очень мало людей с сильным характером и волей, в нём преобладают слабохарактерные люди. Если молодой этнос можно сравнить по характеру с человеком паранойяльного психотипа, то старый этнос можно сравнить с астеником.

Проводя аналогию, можно сравнить жизнь любого этноса со змеёй, поедающей саму себя. В начале жизненного пути этноса змея целая, но она уже начала поедать свой хвост. В середине пути, змея уже съела половину туловища. Когда же змея съест всё, она обессиливает, потому что есть уже больше нечего, осталась одна голова. Народ попадает в фазу гомеостаза. Теперь достаточно одного удара, для того, чтобы голова разлетелась на мелкие кусочки. Поэтому этнос в фазе гомеостаза, попав в неблагоприятные условия, исчезает с лица земли.

Фаза гомеостаза продолжается в течение двухсот лет, по истечении которых может произойти новый пассионарный подъем, либо этнос и далее будет пребывать в фазе гомеостаза. Вот вкратце суть теории пассионарности Л. Гумилева. Так, например, в истории Египта можно выделить Древнее царство, которое постепенно пришло в упадок, а затем после нового пассионарного подъема возникновение Нового царства, которое постепенно, в связи с падением уровня энергии его жителей также пришло в упадок. В VI веке до нашей эры египтяне во второй раз в своей истории вошли в фазу гомеостаза, в которой пребывали более 2500 лет вплоть до недавнего времени. Попав в фазу гомеостаза, египтяне стали легкой добычей разных завоевателей, народов, обладающих более высоким уровнем энергии. Так персов сменили македонцы, македонцев римляне, римлян византийцы, византийцев арабы, арабов турки, а турков англичане. Начнём наш анализ мировой истории с точки зрения ролевых войн, с такого широко известного в истории государственного деятеля, как Александр Македонский.

Как пишет Л. Гумилёв, жил-был царь и вдруг он собрался и пошёл в поход. А чего ему собственно не хватало? – задаётся вопросом Л. Гумилёв. А действительно чего? Денег? Денег у него было сколько угодно. Женщин? Нет, женщин у него тоже было сколько угодно. Славы? Да и славы у него было хоть отбавляй. Ведь он же был царём, а придворных подхалимов при любом дворе не перечесть в любые времена. Так почему же Александр Македонский пошёл в столь трудный и опасный поход? Л. Гумилёв пишет, что в поход его погнала высокая пассионарность, высокий уровень энергии.

Мы добавим к этому, что македонцы были молодым народом, обладающим высоким уровнем энергии. В этой фазе в народе рождается большое количество Героев и Злодеев паранойяльного и эпилептоидного психотипа, в отличие от фазы гомеостаза, когда эти два психотипа отсутствуют. Итак, македонцы находятся в первой фазе первого цикла. В этой фазе весь этнос обладает высоким уровнем энергии, но власть находится в руках Героев и Злодеев, которые идеализируют альтруизм (общую выгоду), и действуют в интересах государства и будущих поколений, так как Герои и Злодеи люди дальновидные. Они держат в узде Хитрецов и Шкурников, которые идеализируют корыстолюбие (свою выгоду). И так как Герои и Злодеи люди жестокие, и на расправу скорые, то Хитрецам и Шкурникам не остаётся ничего иного, как подчиняться им. Так как весь этнос обладает высоким уровнем энергии, то вследствие диссонансного взаимодействия двух ролевых групп в нём накапливается громадное количество ролевой ненависти. Причём, если одна ролевая группа (Герои и Злодеи) расходует свою ненависть, то вторая ролевая группа (Хитрецы и Шкурники) накапливает её. Расходуется же ролевая ненависть у Героев и Злодеев одним путём – массовыми убийствами. У Простаков-Трудяг она расходуется за счёт интенсивной работы, за счёт их способности к сверхнапряжению. Первая фаза первого цикла у различных народов имеет различную продолжительность, в зависимости от того с какой скоростью расходуется ролевая ненависть, но в среднем около 250 лет. А. Македонский относится к паранойяльному психотипу. По своей роли он герой высшего уровня. Он имеет сильный ум и сильный характер, и, обладая высочайшим уровнем энергии, накапливает в себе максимально возможное количество ролевой ненависти. Основное назначение Героя высшего уровня – снижение уровня ролевой ненависти. Вот почему А. Македонский пошёл в поход и по этой причине солдаты пошли за ним. Однако 10 лет спустя, после большого количества битв и сражений уровень ролевой ненависти упал, и солдаты отказались идти дальше, как бы ни умолял их А. Македонский. Дело в том, что Простаки-Трудяги обладают более низким уровнем энергии, поэтому в них накапливается меньше ролевой ненависти и она быстрее расходуется. Короче говоря, у македонцев закончилось время Героев и Злодеев, и они вступили во вторую фазу первого цикла. Вместе с падением уровня ролевой ненависти, у Героев и Злодеев упал уровень энергии, и инициатива теперь перешла к Хитрецам и Шкурникам. Наступило время Хитрецов и Шкурников. А с точки зрения теории ролевых войн это означало одно – жить А. Македонскому осталось недолго. Так как он со своей идеализацией общей выгоды стоит поперек интересов Хитрецов и Шкурников, которые идеализируют личную выгоду. Итак, А. Македонский был убит, а его империя была разделена на части. Шансы на жизнь у А. Македонского могли быть только в том случае, если бы он был шкурным Героем. В заключение можно сказать, что А. Македонский пришел к власти в то время, когда первая фаза первого цикла у македонцев подходила к концу, и потому царствование А. Македонского было таким кратким. На этом мы заканчиваем анализ македонской истории и переходим к истории Древнего Рима.

Древний Рим

В III веке до н. э. в Италии появился новый пассионарный этнос – римляне. Древний Рим – это классический пример города-государства. Дело в том, что пассионарными были только жители города Рима и прилегающих к нему окрестностей, всех остальных италиков пассионарный толчок не затронул. Не удивительно, что обладавшие более высоким уровнем энергии римляне постепенно установили господство над всей Италией. В исторической литературе описывается случай, когда враги римлян, пытая пленных, отрубали им руки, в ответ же те просто смеялись, приводя своим поведением в ужас своих врагов. К этому можно добавить, что ближе к закату Римской империи, потерявшие былой дух римские воины падали в обморок от небольших ран. Широко известно выражение «Пиррова победа». Греческий полководец Пирр разбил римлян, но они оказали ему столь упорное сопротивление, что Пирр сказал: «Еще одна такая победа и мы окончательно погибнем». Одним из самых тяжелых испытаний для Рима в конце III века до н. э. была вторая пуническая война с Карфагеном, которую начал Ганнибал – Герой среднего уровня, обладавший высоким уровнем военного мышления, значительно превосходивший уровень военного мышления римлян.

Ганнибал, одержав ряд побед над римлянами, поставил их государство буквально на грань катастрофы и обладай римляне более низким уровнем энергии, они бы капитулировали. Но в силу своей пассионарности, римляне обладали сильной нервной системой, сильным духом, огромным количеством ролевой ненависти и большим количеством Героев, готовых пожертвовать жизнью ради победы. Все это нивелировало преимущество Ганнибала в уровне военного мышления. 15 лет воевал Ганнибал в Италии, но римляне даже и не думали о том, чтобы сдаваться. Положение Ганнибала осложнялось еще и тем, что власть в Карфагене принадлежала Хитрецам и Шкурникам, которые никак не могли преодолеть свою ролевую ненависть к Герою. Карфаген ничем не помогал Ганнибалу. Постепенно, после многих унизительных поражений, уровень военного мышления римлян поднялся и сам Ганнибал был их учителем. После этого участь Карфагена была предрешена. Впоследствии Карфаген был разрушен, а его жители превращены в рабов. Здесь мы должны отметить еще один факт, если Герои и Злодеи люди дальновидные, то Хитрецы и Шкурники не могут видеть дальше собственного носа и совершенно лишены дара видеть перспективу. Завтра не доступно для их понимания.

Закончилось время Героев и Злодеев в Риме со смертью Гая Юлия Цезаря, который относится к паранойяльному психотипу и является Героем высшего уровня. А так как они ломают старые традиции и устанавливают новые, то он покончил с республикой и положил начало диктатуре императоров. Гай Юлий Цезарь завоевал Галлию, уничтожив около 3-х миллионов галлов, а затем вторгся в Британию. Некоторые историки связывают эти войны с тщеславием Цезаря, но на самом деле его гнала вперед ролевая ненависть, уровень которой он интенсивно снижал и даже перестарался. К 44 году до н. э. запасы ролевой ненависти у Героев и Злодеев подошли к концу. Сработало невидимое реле и у римлян закончилось время Героев и Злодеев и началось время Хитрецов и Шкурников. А так как Гай Юлий Цезарь был альтруистом, то он был убит.

После смерти Цезаря развязалась гражданская война за власть между хитрецом Августом и соратником Цезаря, злодеем Марком Антонием. Естественно, что победу одержал Октавиан Август, в правлении которого германскими племенами были разбиты легионы Вара и это свидетельство того, что в это время военная мощь Рима несколько ослабла. В это время римляне уже не проводят столь активную завоевательную политику, как прежде и это связанно с ослаблением боевого духа римских воинов. Сам Август был правителем хитрым, умным и осторожным, но после его смерти наступила череда порочных императоров (Тиберий, Калигула, Нерон), которые своим безрассудным правлением, совершенно расстроили дела в государстве (стремясь лишь к собственной выгоде, развлечениям и удовольствиям). Время смуты и гражданских войн, закончилось победой полководца Веспасиана в 69 году н. э., который основал династию Флавиев. С приходом к власти Веспасиана в Римской империи закончилось время Хитрецов и Шкурников и вновь началось время Героев и Злодеев. Римляне вступили в первую фазу второго цикла. Наиболее знаменитым из династии Флавиев, был император Траян, один из самых талантливых военачальников в Римской истории. При нем Римская империя достигла пика своего могущества (98-118 гг.). Траян воевал всю свою жизнь, практически не бывая в Риме, также интенсивно расходуя запасы ролевой ненависти. С его смертью закончилось время Героев и Злодеев и вновь началось время Хитрецов и Шкурников. Римляне вступили во вторую фазу второго цикла. Не удивительно, что пришедший в 118 году н. э. император Адриан перешел от наступления к обороне, символом которой стал Адрианов вал.

И здесь уже можно отметить закономерность – во времена Хитрецов и Шкурников прекращаются войны за пределами империи (с внешними врагами), но начинается невидимая война против Простаков-Трудяг (против своего народа).

Если в начале Римской империи ее основу составляли свободные землепашцы, то в правление Хитрецов и Шкурников, как в первом цикле, так и во втором, основной упор направлен на ухудшение положения крестьян, они постепенно разоряются, а на их месте возникают огромные латифундии. Такая политика ведется по двум причинам, первая – это идеализация собственной выгоды, вторая – ролевая ненависть.

Итак, во времена правления Хитрецов, Шкурников и Кумиров, фактически ведется необъявленная гражданская война, и силы государства слабеют.

Как пишет О. Боровик: «Когда правящая элита ориентирована на получение благ и удовольствий, если идея личного обогащения доминирует над идеей служения – в стране наступает паралич мышц, исчезают силы».

В 193 году н. э. вновь наступило время Героев и Злодеев, на троне воцарилась династия Северов. В 235 году со смертью Александра Севера Рим вступил во вторую фазу третьего цикла. К концу второй фазы третьего цикла глубочайший кризис охватил Римскую империю. Но в 284 году с приходом к власти императора Диоклетиана вновь наступило время Героев и Злодеев и ситуация в Римской империи стала поправляться. В этот период для удобства управления Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Во время правления императора Константина христианство стало государственной религией. В 361 году н. э. закончилось время Героев и Злодеев и вновь наступило время Хитрецов и Шкурников. Римский этнос вступил в фазу гомеостаза. Столь раннее наступление фазы гомеостаза у римлян объясняется тем, что согнанные со своих земель крестьяне перебрались в города и люмпенизировались. Они ничем не занимались и требовали от властей хлеба и зрелищ. Известно, что физический труд укрепляет нервную систему, в то время как праздная жизнь ослабляет ее. К тому же в крупных городах уровень энергии падает быстрее, чем в сельской местности. Как бы то ни было, к этому времени уровень энергии римлян очень сильно упал. Они стали плохими воинами и римским императорам пришлось нанимать на службу в армии варваров.

Вообще это довольно распространено в истории, как мы увидим в дальнейшем. Как мы уже говорили, в вошедшем в фазу гомеостаза этносе перестают рождаться два самых сильных психотипа – паранойяльный и эпилептоидный. Это означает, что в этом этносе очень мало Героев и Злодеев, но так как они нужны для войн с врагами для подавления восстаний, то теперь Герои и Злодеи приглашаются со стороны из других этносов. Этнос, попавший в фазу гомеостаза, может пережить неблагоприятное время, если он попадет в благоприятные условия, но римляне в таких условиях не оказались. Поэтому после падения Римской империи в 476 году н. э. римляне исчезли как народ и этому есть следующее объяснение. У молодого народа, обладающего высоким уровнем энергии, очень сильные связи, так как люди нуждаются в энергоинформационном обмене. У старого же этноса очень слабые связи, так как люди обладают низким уровнем энергии. И теперь они не нуждаются в обмене энергиями. Они становятся равнодушными друг к другу и к тому, что их объединяет. Теперь достаточно небольшого толчка, чтобы то, что прежде составляло основу народа – исчезло. Забывается язык, культура, традиции. Люди остаются, исчезает то, что прежде их объединяло. По такой схеме исчезали все древние народы, попавшие в неблагоприятные условия. Потомки римлян переняли у победителей их язык, культуру, обычаи и стали другим народом.

Если сравнивать древних римлян с древними греками, то можно увидеть разницу в мышлении этих двух народов. Так у греков сильнее развито образно-эмоциональное мышление и связанная с ней богатая фантазия и воображение, о чем свидетельствуют мифы древней Греции. Для римлян же характерно преобладание абстрактно-логического мышления. Римляне добились высочайших успехов в строительстве различных инженерных сооружений. Еще одно различие заключается в том, что греки, как народ могут существовать сами по себе, они являются обычным народом. Римляне же, являются имперским народом и сами по себе они жить не могут. Им необходимо распространять среди других народов свой образ жизни, свою культуру и традиции. Если на первых порах они жестоко эксплуатируют завоеванные народы, то впоследствии они предоставляют этим народам такие же права, как и римлянам, так как в противном случае центробежные тенденции (стремление народов к независимости) будут разрывать империю. И действительно, галлы и испанцы, североафриканские народы и другие, в течение столетий существовали достаточно комфортно, находясь под защитой Рима и в то же время пользуясь благами Римской цивилизации. Всё же надо сказать, что у имперских народов националистические тенденции усиливаются во время Хитрецов и Шкурников, и сходят на нет во времена Героев и Злодеев, потому что имперство и национализм несовместимы.

В VШ веке до н. э. племена скифов двинулись из азиатских степей на Кавказ. У скифов наступило время Героев и Злодеев, и теперь их гнала вперёд ролевая ненависть, для активного вымещения которой им нужен был враг, которого они нашли в лице киммерийцев, ирано-язычных кочевников, кочевавших в степях Северного Кавказа. Скифы подвергли их полному разгрому, и киммерийцы бежали от них в страны Передней Азии. Преследуя их, скифы разгромили по пути царство Урарту (государство древних армян), затем, обосновавшись на Северном побережье Каспийского моря, они начали совершать набеги на страны Передней Азии: Мидию, Лидию, Ассирию, Вавилон и Египет, постепенно подчинив их себе и сделав их своими вассалами. Но прошло некоторое время и у скифов закончилось время Героев и Злодеев, и наступило время Хитрецов и Шкурников. Государство скифов было разгромлено, часть их была истреблена, другая часть пошла в услужение местным правителям, третья часть, самая непокорная, вернулась назад в родные степи. Там они смешались с другими народами. Вернулись в степи самые сильные, но вернулись не с пустыми руками. Скифы в Вавилоне освоили руническую письменность, которую у них впоследствии переняли гунны. Во время своих походов скифы произвели большое впечатление на современные им народы. Так греческий кентавр возник под впечатлением, которое скифы оказали на греков, которых поразило умение скифов управлять конем. Кентавр – это человек, слившийся с конем. Также большое впечатление на греков произвела дальность и точность, с которой скифы стреляли из лука. Сильное впечатление и по сей день производят предметы скифского искусства, знаменитый скифский «звериный» стиль, который у них унаследовали гунны и тюрки.

В Китае первый пассионарный толчок произошел в 18 веке до нашей эры. Последствием этого стало образование древней китайской государственности и воцарение династии Ся. Спустя тысячу лет, в 8 веке до нашей эры китайцы попали в фазу гомеостаза. Второй пассионарный толчок последовал в 5 веке до нашей эры, что опять привело к тому, что люди стали организовываться и в конце первой фазы Цинь Ши Хуанди – Герой высшего уровня, объединил Северный Китай. На протяжении многих столетий основными соперниками китайцев были гунны, кочевавшие к северу от Китая. Как пишут китайские историки, гунны не превосходили другие кочевые народы в численности или храбрости, но они превосходили их в организованности и доставляли много хлопот своим соседям. Для защиты от них Цинь Ши Хуанди построил Великую китайскую стену, которая является самым крупным оборонительным сооружением за всю историю человечества. В 210 году до нашей эры умер Цинь Ши Хуанди. С его смертью в Китае закончилось время Героев и Злодеев и началось время Хитрецов и Шкурников. Это привело к падению династии Цинь и установлению династии Хань. Ситуация для Китая, ослабшего в результате внутренних распрей, осложнилась тем, что у гуннов также произошел пассионарный толчок и во главе гуннов в 209 году до нашей эры стал каган Моде – Герой высшего уровня. Теперь чаша весов в противостоянии китайцев и гуннов склонилась в сторону последних, и Китай стал выплачивать дань гуннам.

В Китае закончилась первая фаза – фаза Героев и Злодеев и началось время Хитрецов и Шкурников, которые тут же развернули войну внутри своего этноса. Если во время войн с сильным врагом Герои и Злодеи предпочтут биться до победного, то Хитрецы и Шкурники предпочтут подчинение завоевателю, продолжая в то же время ролевую войну против своего народа. Теперь народ попадает под двойной гнет с одной стороны чужеземцев, а с другой стороны собственной элиты. Таким образом, мы можем видеть, что происходит как бы некая пульсация этноса, во времена Героев и Злодеев сила этноса увеличивается, и он растёт вширь, подчиняя себе соседние народы. Во времена Хитрецов и Шкурников сила этноса слабеет, и теперь он как бы сжимается.

Интересно, что переход из одного состояния в другое, характерен не только для этносов, но и для микроорганизмов. Так учёные, исследующие гриб – слизневик, являющийся колонией миллиардов бактерий, срок жизни которых в миллион раз короче человеческой жизни, установили, что власть в колонии переходит от одних групп бактерий к другим. Так, если гриб оказывается в благоприятных условиях, то господствуют в колонии бактерии эгоисты, но как только гриб попадает в неблагоприятные условия, то власть в колонии переходит к бактериям альтруистам, которые жертвуя своими жизнями, сохраняют жизнь колонии в целом. После того, как неблагоприятная ситуация преодолена, власть в колонии снова переходит к бактериям эгоистам.

При таком раскладе, бактерии альтруисты должны были бы вымереть, но этого не происходит, так как у клеток эгоистов рождаются клетки альтруисты и наоборот. Таким образом, сохраняется баланс между альтруистами и эгоистами.

Ещё более интересным является тот факт, что не только бактерии, но и молекулы белка переходят из одного состояния в другое (эффект Басова-Жаботинского). Так жидкость в стакане меняет цвет каждые несколько секунд.

Вообще гунны навели много страха на китайцев и Великая китайская стена – это материальное воплощение этого страха.

В 140 году до нашей эры с восшествием на престол императора У Ди у китайцев вновь наступает время Героев и Злодеев и теперь война идет с переменным успехом. Когда же в 70 году до нашей эры у гуннов начинается время Хитрецов и Шкурников преимущество переходит к китайцам. Гунны разделены, и большая их часть попадает в зависимость от Китая. Таким образом, чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

Наиболее интересной для историков является последняя фаза Героев и Злодеев западных гуннов, начавшаяся в 360 году нашей эры. Западные гунны, кочевавшие в то время в Западном Казахстане и в степях между Уралом и Волгой, подверглись нападению аланов, которых поддерживали многочисленные племена вестготов, расселившиеся от Германии до Крыма, и подчинившие себе славянские племена. Война закончилась полным поражением алан и их союзников. Преследуя их, гунны оказались в Европе, в Венгрии. И здесь в Европе гунны навели много страха на своих врагов. Аланы и вестготы, спасаясь от них, убежали в Испанию и Африку, остготы в западную Римскую империю. Теперь столкновение римлян и гуннов стало неизбежным. Столетиями римляне учили другие народы воевать. Но вот пришли гунны и преподали им урок. Гунны были кочевниками, и они хорошо знали, как один большой табун разбить на несколько мелких. Или как несколько табунов согнать в один. Они знали, как отделить вожака от стада. И все эти знания они применяли в войне. Поэтому, во время битв их действия были направлены на то, чтобы окружить войска противника. Либо они стремились разделить их на несколько отрядов, для того чтобы уничтожить по частям. Еще одним приемом было уничтожение или блокировка командования, для того чтобы нарушить взаимодействие и координацию сил противника. Впервые римская армия встретилась с противником, которого она не могла одолеть в регулярной войне.

Сравнивая римлян и гуннов, мы видим, что хотя гунны раньше начали свою историю, все же к V веку н. э. они сохранили в себе силу духа, которая римлянами давно была утеряна. В V веке н.э. гунны сходили с исторической арены. Заканчивалось их историческое время, но как пишет Л. Гумилев: «Перед уходом гунны громко хлопнули дверью». Они завоевали Китай и Индию, Византия и западная Римская империя платили им дань. Великое переселение народов также вызвано страхом перед гуннами. Римляне писали, что мир не видел более жестоких людей, чем гунны.

Отличие хитрого Шкурника от шкурного Хитреца заключается в том, что если у Шкурников доминирующая система мотивов, определяющая их поведение является идеализация корыстолюбия, то у Хитрецов доминирующей системой мотивов является идеализация хитрости.

Хитрецы и Герои дают наибольшее количество людей высшего уровня.

Простак-Трудяга

Они отличаются физической силой и выносливостью. Они способны выполнить большой объем работы. Это - люди труда. Это простые, немудрящие и работящие люди.

Главное для людей труда сохранять ритм жизни, ритм труда. Им нельзя внезапно прерывать сложившийся ритм жизни. Постоянный труд для них – насущная необходимость.

У людей такого типа простые радости и понятная жизнь. Про них говорят «сила есть – ума не надо». Внешне они туповаты, шутки у них просты, тонкого юмора не понимают, с полуслова на лету мысль не схватывают, между строк читать не умеют. Объяснять им надо всё просто, ясно и доходчиво, а лучше, не вдаваясь в подробности сказать «Надо поработать». И верно, работать – это единственное, что они могут. Поэтому, когда им нужны деньги, они ищут работу, а не деньги.

Другое чувство, связанное с ролью Простака-Трудяги, это чувство верности и дружбы. Сила любого коллектива в его сплочённости, взаимовыручке и взаимоподдержке. Чувство «Мы» порождает известные правила дружеских отношений «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех и все за одного». В устойчивой связке отношений между ролями Героя и его простоватого друга сокрыт тот механизм, который побуждает коллектив к действиям.

Герой рвётся в бой, бурю, в новое и неизвестное, а его друг под воздействием чувства коллективизма тянется за Героем.

Важно понять, что Герои сильны не только сами по себе, по отдельности, Герои сильны в первую очередь своими друзьями, своими верными корешами. Оттого Герои всегда и побеждают, что с ними их верные друзья.

Поддавшись чувству дружбы, чувству «Мы», друзья Героев вынуждены действовать также как и Герои, хотя им самим такое поведение несвойственно и в отсутствии Героев они не проявляют творческой активности, азарта и вдохновения.

Третье чувство, связанное с ролью Простака-Трудяги – это чувство неприятия, обиды. Это чувство является эмоциональным обращением от роли Простака-Трудяги к роли Шкурника.

Несмотря на всю неброскость и заурядность, роль Простака-Трудяги имеет очень большое значение для этносферы. Если чувство единения создает народы, то чувство неприятия отделяет народы друг от друга. Чувство неприятия порождает ксенофобию – неприятие чужаков, инородцев, иностранцев.

Без объединяющего людей чувства «Мы» не было бы народов и человечество «квантовалось» бы только на отдельных людей. А без чувства неприятия к чужакам, человечество слилось бы в единую общность, и тогда не было бы разделения человечества на народы, то есть не было бы этносферы.

Эмоциональное обращение от роли Простака-Трудяги к роли Злодея – это чувство удивления, недоумения. Это чувство называют также состоянием растерянности, ошарашенности, обалдения, когда человек находится в дурацком положении, чувствует себя полным идиотом, не знает что говорить и делать.

Чувство растерянности и недоумения вызывает состояние ступора, замирания. В таком состоянии человек, обалдев, тупо смотрит, раскрыв рот, как баран на новые ворота, таращится и ничего не понимая, хлопает глазами. При коллективном недоумении возникает немая сцена.

Из-за чувства недоумения, связанного с ролью Простака-Трудяги, людей такого типа считают бестолковыми, дураками, непроходимыми тупицами.

Они составляют тот слой людей, который изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение воспроизводит сложившийся веками быт и уклад жизни, передает трудовые дедовские методы, навыки и приемы хозяйствования.

На этих людях земля держится. Они составляют основу народа. Про них сказано «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

К характеристике Н. Татарова добавим следующее, большинство Простаков-Трудяг альтруисты и большинство их относятся к низшему уровню. Поэтому в отличие от Хитрецов, Шкурников и Кумиров они обладают слабой способностью к расчету. Их можно назвать недостаточно приспособленными к жизни. Всю жизнь они тяжело и трудно работают, но больших денег не зарабатывают. Простаков-Трудяг дают три психотипа – шизоиды, сензетивы и психастеники. Причем Простаки-Трудяги шизоиды очень изобретательны. Простаки-Трудяги совестливы и обладают высокой моралью. Они идеализируют верность, честность и благородство.

Они не амбициозны, довольствуются тем, что есть. Это связано, прежде всего, со слабостью образно-эмоционального мышления, которое и ответственно за силу желаний и за силу нервной системы.

Простаки-Трудяги очень верные супруги. Так, если у Простака-Трудяги очень серьезно заболеет супруг, то он его никогда не бросит, и будет ухаживать за ним в течение долгих лет, как бы тяжело ему ни было. К примеру, шкурная жена в таких случаях бросит своего супруга немедленно.

Жертва

Обращение от роли Жертвы к роли Кумира – это чувство восхищения, любования, преклонения и благоговения. Это чувство называют обычно высоким или возвышенным. Люди с характером Жертвы чрезвычайно впечатлительны, любят охать, ахать и падать в обморок. Склонны к преувеличению, плаксивы. Они нуждаются в красоте и гармонии. Это скромные люди.

Прежде чем они доверятся, раскроются и отдадутся, их надо долго приручать и обхаживать. Открытость и доверчивость – это искреннее чувство маленького, слабого и беззащитного человека перед «великой доброй силой», которая защищает и укрывает.

У родителей, которые чересчур восторгаются своими детьми и превозносят их похвалой, дети вырастают наглыми и чванливыми, горделивыми и заносчивыми, себялюбивыми и эгоистичными, глупыми и самодовольными. Это происходит от того, что чувство восторга и восхищения есть адресное эмоциональное обращение от роли Жертвы – Поклонника к роли Кумира, то есть приучают их кумирствовать, задирать нос, относиться к другим с чувством собственного превосходства.

О людях с характером Жертвы говорят, что они напоминают пугливую лань с огромными глазами.

Не зря говорят «У страха глаза велики». Связка ролей Злодея и Жертвы – это отношения мучителя – садиста и избиваемой Жертвы. Целью издевательства и избиения является стремление загнать человека на роль покорной и безропотной Жертвы.

Все иерархические отношения в обществе основаны на связке Кумира и Жертвы. От этой связки рождается уважение и почитание старших, начальников. Тех непокорных, кто не хочет уважать и почитать старейшин, отрицает иерархию или не желает признавать за собой роль младшего, загоняют на эту роль при помощи избиений, жестокости и подавления.

Люди с характером жертвы – это очень искренние люди. Они чувствуют малейшую фальшь или неискренность у других.

К характеристике Н. Татарова добавим следующее. Жертвы относятся к самым слабым психотипам – психастеникам и астеникам. Большинство Жертв относятся к низшему уровню. Если у Героя в момент опасности уровень энергии резко повышается, то у Жертв в момент опасности в организм выбрасываются вещества, которые резко снижают уровень энергии, мышцы становятся сверхнапряженными и Жертва как бы цепенеет от страха, не в силах пошевелить непослушными мышцами. Жертвы малодушны, трусливы, и склонны к сомнениям. Они очень обидчивы, безвольны и бесцельны, очень жалостливы. Именно с сильной идеализацией жалости связано высокая чувствительность Жертвы. Они добры и дружелюбны. Жертв отличает повышенная тревожность, которую можно определить как отступление перед препятствиями в связи с неуверенностью в собственных силах. Большинство Жертв являются шкурными.

Ролевая ненависть

Обобщая ролевые характеристики мы можем выделить пять сильных ролей (Герой, Злодей, Хитрец, Шкурник, Кумир) и две слабых (Простак-Трудяга и Жертва). Сильные роли обладают психопатическим характером. Они идеализируют силу и власть, преклоняются и восхищаются перед сильными. Для них характерны отношения по вертикали, причём каждый старается взобраться по этой вертикали настолько высоко, насколько позволяют им их способности и стечение обстоятельств. Но среди сильных ролей есть разница в отношении к слабым. Если Хитрецы, Шкурники и Кумиры испытывают ненависть и презрение по отношению к слабым, в положении которых обычно оказываются Простаки-Трудяги. То Герои и Злодеи (кроме шкурных) испытывают ненависть и презрение к своим врагам, на положении которых обычно оказываются Хитрецы, Шкурники и Кумиры (кроме Хитрецов альтруистов). Ключевой здесь является ролевое чувство Героя по отношению к Жертве, а именно жалость и нежность. Надо ли говорить, что обычно на положении жертвы оказываются Простаки-Трудяги.

В отличие от классических исторических дисциплин, теория ролевых войн отличается тем, что она не только описывает события прошлого, но может и предсказывать события будущего.

Ролевые войны находят свое отражение и в культурной жизни. Так, в конце 50-х годов зародилось движение стиляг, а впоследствии, на эту тему был даже поставлен фильм. Стиляги – Хитрецы и Шкурники противопоставляют себя «тупой серой массе» – Простакам-Трудягам. Их посыл гласит – «мы лучше вас». Да и в знаменитой современной юмористической программе «Ровшан и Джамшут» Хитрецы и Шкурники высмеивают тупость Простаков-Трудяг. И никого не должен вводить в заблуждение тот факт, что Простаки-Трудяги относятся к другой национальности. Просто так можно более безопасным образом потешаться над ними. В разные времена в культурной жизни доминируют деятели, стоящие на тех или иных ролевых позициях. Так, во времена Хрущева получила большой резонанс книга А. Солженицына «Архипелаг Гулаг». Эта книга - своеобразный гимн Хитрецов и Шкурников, вместивший в себя всю ненависть к системе и противоположной ролевой группе. Во времена Горбачева, такие историки как Р. Медведев и Д. Волкогонов, с пеной у рта изобличали преступления Сталина, они так же, как и А. Солженицын были переполнены ролевой ненавистью. Таким образом, во времена Хитрецов и Шкурников господствует точка зрения писателей и историков, стоящих на позиции Хитрецов и Шкурников. Во времена же Героев и Злодеев, господствует точка зрения историков и писателей, стоящих на позиции Героев и Злодеев. Поэтому взгляд на историю и многие другие вещи в разные времена различен. И это подтверждает фразу о том, что мораль с исторической точки зрения изменчива.

Интересно, что в воровском мире, также существует деление на роли. Вор в законе – Герой, авторитет; положенец – Злодей; баклан – Шкурник; Хитрец – шестерка; Простак-Трудяга – лох, фраер, мужик; Жертва – терпила. И также как в обычном мире, в воровском мире существует ролевое противостояние. Так мужики, отсидевшие срок, рассказывали, что сидеть гораздо легче, когда в зоне находится воровской авторитет, вор в законе или положенец, потому что тогда на зоне царит порядок. Когда же авторитета нет, на зоне начинается беспредел, потому что Хитрецы, Шкурники и Кумиры не могут сами справиться со своей ролевой ненавистью по отношению к Простакам-Трудягам. Также как и в обычном мире, в воровском мире идут свои ролевые войны, достаточно вспомнить ожесточенные «сучьи» войны в 50-х годах прошлого столетия.