В чем заключается ядро образа чичикова. В чем заключается неоднозначность, неодновременность образа Чичикова? Внешность и черты характера

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет философские искания автора 30-х гг. 19 века. Сюжет поэмы предсказал ему А.С. Пушкин, суля произведению верный успех.

Действительно – главный действующий герой «Мертвых душ» Павел Иванович Чичиков стал воплощением героя своего времени, первым образом предпринимателя в русской литературе, человека, выбравшегося из нищеты посредством порой нечестных действий.

Детство Чичикова

Чтобы лучше понять образ героя, следует обратиться к его детству. Его семья бедствовала, отец, вымещая недовольство жизнью на сыне, осыпал его бесконечными упреками. Все, к чему старик имел интерес – собирательство и хранение «копеечки». Перед смертью он завещал сыну льстить и слушаться людей более значимых, усердно учиться и беречь «копеечку».

Павел Иванович с точностью исполнил волю отца. Уже в школе, выслуживаясь перед учителем, он стал его любимчиком. Постепенно он понял, что может найти подход к любому человеку. Пообещав взять в жены дочку начальника, занял почетную должность. Убедив сотрудников на таможенной службе в неподкупности, связался с контрабандистами и нажил приличное состояние.

Заработок любым путем

Герой никогда не унывает, ничто неспособно остановить его на пути к зарабатыванию средств – даже мораль. Поэтому в его голове созревает план по скупке мертвых душ у помещиков и последующей продаже их в качестве живых.

На пути к своей цели он сталкивается с рядом помещиков, каждый из которых является воплощением какой-то одной черты его характера. Манилов, совершенно не приспособленный к жизни, только и делает, что мечтает. С ним Чичиков льстив и услужлив. Коробочка – груба и хамовата. Так же разговаривает с ней и герой. Сложности возникают у него в общении с Ноздревым – фамильярности Павел Иванович не приемлет. Однако для достижения цели продолжает находиться в доме помещика и даже переходит в разговоре с ним на «ты». Собакевич туповат, зато хозяйственен. С ним Чичиков ведет себя прямолинейно. А Плюшкин – «прореха на теле человечества», скупердяй крайней степени. Но и тут Чичиков находит нужный аргумент для скупки душ – убеждает Плюшкина в экономии на налогах на мертвых крестьян.

Когда Павел Иванович остается наедине с самим собой, можно заметить, как все эти черты проявляются в его характере: он бережно срывает афишу, чтобы спокойно прочесть ее дома, собирает всевозможные мелочи и хранит их в ларчике.

Мертвая душа

Искренние чувства, свойственные обыкновенному человеку, чужды для Чичикова. По сути он сам, как и другие помещики – душа мертвая. Он ради наживы убил в себе радость простой жизни.

Возрождение

Однако автор верит в его возрождение. Он наделяет Чичикова душевными порывами, способными в будущем подтолкнуть его к движению вперед. К примеру, то, как Чичиков потерял дар речи и оцепенел перед красотой юной дочери генерала, говорит о затаившихся где-то глубоко в душе человеческих чувствах.

Насколько я знаю, во втором томе Гоголь предполагал показать путь возрождения героя, очищения его души от грехов и скупости чувств. Однако, второй том сожжен, и нам неизвестно, каким образом происходило возрождение Павла Ивановича Чичикова.

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника

Образ Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была важнейшим этапом в развитии русского критического реализма и явилась вершиной художественного творчества писателя. В своем произведении Гоголь осмеял пороки крепостнической России снизу доверху: от провинциальной глуши до Москвы и Петербурга. Гоголь, по словам Герцена, «выставил напоказ Россию дворянчиков, крепостников, которых мы увидели выходящими из дворцов и домов без масок...»

Центральным персонажем поэмы Гоголя «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму, а все другие герои характеризуются через его к ним отношение, Именно о нем автор пишет в XI главе: «Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Конечно, писатель не сводил свое произведение к истории одного человека; свою задачу он видел в том, чтобы проанализировать различные явления жизни. Однако Чичиков является главным героем поэмы, скрепляющим все повествование.

Вращающийся в кругу помещиков Чичиков представляет собой человека, обладающего иными жизненными принципами. Перед нами Гоголь создает типичный образ представителя нарождающейся буржуазии. По своему происхождению он также принадлежит к дворянскому сословию, но усадьба, где он мог бы заняться хозяйством, не приносит ему доходов. Отец Чичикова не был богат, а в наследство сыну оставил четыре заношенных фуфайки, два старых сюртука да незначительную сумму денег, Чичиков, в отличие от других помещиков, сам пробивал себе дорогу в жизни. Еще во время пребывания в школе он проявил поразительную оборотистость по части зарабатывания денег. Практичность, расчетливость, плутовство уже тогда были присущи характеру Чичикова. Его фантазия бойко раотала над изобретением разного рода коммерческих операций. Кроме того, он ловко умел войти в доверие к школьным наставникам, а потому был в школе «на отичном счету» и при выпуске получил книгу «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Однако Чичиков с ранних лет научился оценивать свои отношения с людьми с точки зрения реальной пользы. Так, например, он отказывается помочь школьному наставнику, хотя раньше (будучи учеником) заискивал перед ним. Равнодушие к чужим беам - еще одна черта в характере этого персонажа.

Все низкие душевные качества Чичикова с особой силой проявляются, когда он вступает на путь самостоятельной жизненной деятельности. Стремление сделать «приращение к полтине», руководившее им с раннего детства, превратилось теперь в страстную жажду накопительства. Большое впечатление на Чичикова производят картины богатой, роскошной жизни. «Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он.как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!"»

Поставив своей целью стать непременно богатым человеком, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и изобретательность. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят барыши.

Появившись в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков чрезвычайно быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии, поскольку в результате долгой жизненной практики он блистательно выработал в себе способность к приспособлению. Он умеет показать себя человеком хорошего светского воспитания, обладающим большой и разносторонней культуой. Но главная сила его воздействия заключалась в том, что к каждому он умел найти свой подход. С ловкостью виртуоза Чичиков мог играть на слабых струнках человеческой души. Все чиновники, да и сам губернатор, довольны были приездом нового интересного человека.

Гоголь показывает, что Чичиков очень легко «перевоплощается», быстро переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям. Так, например, в беседе с Маниловым он легко улавливает его манеру поведения. Паел Иванович так же галантен и обходителен, питает склонность к «высоким» материям, преисполнен сентиментальной чувствительности. А вот с Коробочкой Чичиков галантности не проявляет. Беседа с ней носит совсем иной характер, Многоопытный герой быстро разгадывает сущность характера помещицы и поэтому действует весьма бесцеремонно, Он не считает нужным особенно стесняться - ведь деликатностью здесь не добиться уступки в приобретении мертвых душ.

При встрече с Ноздревым Чичиков старательно приспосабливается к вольному и бесцеремонному стилю поведения нового знакомого. Иных отношений, кроме «приятельских» (каковыми он их считает), Ноздрев не признает, поэтому Чичиков ведет себя так, будо они друзья с этим помещиком. Когда Ноздрев начинает хвастаться, Чичиков предпочитает отмолчаться, но зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети, расставленные его новоявленным «другом».

Прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают при встрече с Собакевичем и сменяются поиском правильных форм поведения с этим «неуклюжим медведем». Собакевич - делец, умеющий во всем соблюдать свою выгоду. В разговоре с ним главный герой показывает себя умудренным коммерсантом, знающим всякие способы воздействия на партнера. «Eгo не собьешь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину Чичиков находит подход, приняв вид великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старичку. Только так можно было не вызвать подозрения у скопидома, котоый более всего боится быть ограбленным. Совершив все эти метаморфозы, герой снова обретает в кругу губернского общества облик приятноо человека, вызывающего шумные восторги. Легкость перевоплощения открывает необыкновенную энерию и изворотливость Чичикова. Мы понимаем, что за мнимыми обходительностью и мягкостью Чичикова скрывается расчетливая и хищная натура. На лице же его - маска благочестивого и благонравного человека.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Появляясь в обществе в образе порядочного человека, он ни в малейшей степени не склонен к добродетели. Его маска добродушия и благожелательности служит лишь средством, которое помогает ему проворачивать дела.

Одержимый страстью к богатству, Чичиков не похож на самозабвенного игрока, теряющего чувство меры. Он расчетлив и аккуратен. Он способен ждать, долго и терпеливо подготавливать то, что обещает ему барыши. Он не думает об аморальности своих поступков, его интересует лишь выгода. Гоголь резко оттеняет отсутствие у своего героя каких-либо нравственных принципов. Обращаясь к биографии Чичикова, писатель заявляет: «Нет, пора припрячь подлеца». Итак, приобретательство, хищничество и аморальность в облике Чичикова слиты воедино.

Сопоставляя Чичикова с помещиками, Гоголь показал те новые черты, которые свойственны героям, сформировавшимся вне атмосферы барской усадьбы. На первый план здесь выступают жизненная цепкость, необыкновенная изворотливость, авантюризм. Стремясь достичь своих целей, Чичиков не знает покоя. Он пребывает в постоянном движении. Ему чужда созерцательность Манилова, но в то же время он далек и от простодушия Коробочки. Хитрый и предприимчивый, он насквозь видит людей и умеет прибрать их к рукам. Но одновременно ему не свойственны разгул и желание прожигать жизнь, которые являются неотъемлемой чертой облика Ноздрева. Если все многочисленные затеи Ноздрева ни к чему не ведут, то на всем, что предпринимает Чичиков, лежит печать практической сметки и деловитости. В свою очередь, деловитость эта не похожа на грубую и прямолинейную расчетливость Собакевича. Обходительность и умение расположить к себе людей дают Чичикову большие преимущества перед Собакевичем.

Таким образом, Чичиков является одновременно и лучше, и хуже всех помещиков, выведенных Гоголем в поэме. Он, представитель нового хищнического предпринимательства, не противостоит Манилову или Собакевичу. Он срастается с ними, обретает единство с дворянской средой, однако при этом преследует свои интересы. Чичиков вбирает в себя все самые жизнеспособные черты уходящих отношений, отбрасывая те, которые не могут служить целям обогащения. Что же касается морали и нравственности, то этими понятиями Чичиков не обременяет себя, как и те помещики, с которыми он встречается.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей - все это сформировало из него расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики. Однако Чичиков - «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала сме­на традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за гора­ми и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа челозека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В.связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный ге­рой в «Мертвых душах», представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного «класса» дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности». То есть, иными сло­вами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практичес­ки на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейно-композиционная роль, он - центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было ос­новной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету’ представля­ет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы явля­ется дорога (в абстрактном представлении - линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способ­ствует образованию и развитию Сюжета. Это, несомненно, важная фун­кция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует био­графия этого героя - недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает «мертвые души»; это своего рода внешний ин­терес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особен­ностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка - покупки «мертвых» душ.

А причины эти - в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына «в люди» - угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков - предприимчивый делец, обладающий изрядным тер­пением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное «неодолимой силе его харак­тера», т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практичес­кой житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающе­му миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью - воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна - это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начата закладываться еще с детства, проведенного в Обломов- ке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на афе­ру с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой га­лереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городс­кие чиновники видят в нем Наполеона, антихриста - и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина» (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполе­оном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея - в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Ива­нович и участи «признания» в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична - почтмейстер, автор данной те­ории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет боль­шое значение: капитан Копейкин, Наполеон - это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли ЧИЧИКОВЫ.

Известно, что Гоголь задумывал «Мертвые души» как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок Н-ого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что пока­яние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичи­ковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести дол­гие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в «Мертвых душах» - один из немногих деловых лю­дей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной краса­вице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и се­мьи - те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова мож­но дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рам­ки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, кото­рой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства - то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

«Вся Русь явится в нем», - сказал о своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее... С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», проницательный взгляд Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Широкая типизация образов поэмы стала предпосылкой того, что имена многих героев Гоголя стали нарицательными. И все же Гоголя можно было бы почитать за гения заодно лишь создание образа «милейшего человека» Павла Ивановича Чичикова. Что же за человек этот Чичиков? Автор подчеркивает, что прошло время добродетельных героев, а потому показывает нам… подлеца.

Происхождение героя, как говорит автор, «темно и скромно». Родители его - обедневшие дворяне, и отец, отдавая Павлушу в городское училище, может оставить ему лишь «полтину меди» да мудрый наказ: угождать Учителям и начальникам и, главное, беречь и копить копейку. Еще в детстве Павлуша обнаруживает огромную практичность. Он умеет во всем себе отказывать, лишь бы скопить хотя бы небольшую сумму. Он угождает преподавателям, но только до тех пор, пока зависит от них. Окончив училище, Павлуша уже не считает нужным помочь спившемуся учителю.

Чичиков убеждает себя, что в нем нет «привязанности собственно к деньгам для денег». Деньги - средство для достижения жизни «во всех довольствах». С горькой иронией замечает автор, что герой поэмы даже хотел бы иногда помочь людям, «но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме». И вот постепенно стремление к накопительству заслоняет для героя важнейшие нравственные принципы. Обман, взяточничество, подлость, махинации на таможне - вот те средства, с помощью которых Павел Иванович старается обеспечить достойное существование себе и своим будущим детям. Неудивительно, что именно такой герой задумывает фантастическую аферу: покупку «мертвых душ» с целью заклада их в казну. Его уже давно не интересует моральный аспект подобных сделок, он полностью оправдывает себя тем, что «пользуется от избытков», «берет там, где всякий брал бы».

Надо отдать герою должное. Он не пользуется протекциями, не хватает звезд с неба; все, чего он добивается, - результат упорного труда и постоянных лишений. Более того каждый раз, как на горизонте появляются контуры удачи, на голову героя обрушивается очередное бедствие. Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», ибо понимает, как тяжело русскому человеку «набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе».

Чичиков не только неутомим в изобретении хитроумных планов. Весь его облик уже приспособлен к тому, чтобы было проще «копить копейке». В его внешности нет ярких черт, он «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности». Чичиков прекрасно знает людей и с каждым говорит на понятном собеседнику языке. Чиновников он покоряет «приятностью светского обращения», Манилова очаровывает слащавым тоном, Коробочку умеет припугнуть, с Ноздревым играет в Шашки на души умерших крестьян. Даже с избегающим общения с людьми Плюшкиным Чичиков находит общий язык.

Чичиков являет собой новый для русской действительности тип дельца-предпринимателя. Но это не значит, что Гоголь исключает его из ряда литературных ассоциаций. Иногда Павел Иванович напоминает романтического светского героя, который «…готов был отпустить ответ, вероятно, ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях…». Во-вторых, в Павле Ивановиче есть нечто от образа романтического разбойника (по слухам, он врывается к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина»). В-третьих, городские чиновники сравнивают его с Наполеоном, которого «выпустили» с острова Елены. Наконец, Чичиков отождествляется даже с Антихристом. Конечно, такие ассоциации пародийны. Но не только. Самое страшное, по мнению Гоголя, заключается в том, что появление такого героя говорит, что порок перестал быть величественным, а зло - героическим. Чичиков - это антигерой, антизлодей. Он воплощает лишь прозу авантюризма ради денег.

Конечно, не случайно чиновники сравнивают Чичикова с капитаном Копейкиным. В рамках сюжета это сравнение комично (почтмейстер не обращает внимания на то, что у Чичикова на месте руки и ноги), но для писателя оно имеет огромное значение, не зря даже фамилия благородного капитана созвучна чичиковскому «копи копейку». Герой войны 1812 года олицетворяет романтическую эпоху недавнего прошлого, но теперь время окончательно измельчало, и его героями стали Чичиковы. И страшнее всего то, что в жизни они воспринимаются людьми так же, как в поэме. Их называют интересными, ими все довольны. А потому Гоголь считает необходимым заглянуть им поглубже в душу, обнаружить их «сокровеннейшие мысли», то, что «ускользает и прячется от света».

Но тем не менее именно Чичиков в поэме - один из немногих «людей пути», которым, по мнению Гоголя, суждено было возродиться. Да, цель героя мелочна, но движение к ней лучше, чем полная неподвижность. Впрочем, второй том поэмы, в котором герой должен был прийти к очищению души, так и не был опубликован.

Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, давно разрушена. А зло накопительства продолжает опутывать человечество. Не потому ли образ Чичикова можно считать гениальным открытием Гоголя?