Чем кумушек считать трудиться. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться

Прочла в новостной ленте: "Лауреаты «Ники» поддержали участников антикоррупционных акций".
Нет, никаких официальных "коммюнике", призывов не было. По поводу воскресных событий в Москве высказалось несколько кинорежиссёров: Красовский, Захаров, Митта, Сокуров. Последний разразился пространной речью, которая и по форме, и по содержанию была исполнена полностью в духе его творчества. Один гендерный подход к защите человеческого достоинства протестантов чего стоит: "...давайте мы примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам, девушкам, которые участвуют в общественных акциях." Интересно Пуси Райт знают, что у них появился такой защитник?

После чего вся речь стала восприниматься как естественное перенесение того спектакля, который силами незрелой детворы кто-то пытался разыграть на Пушкинской площади, на сцену официоза под названием "Ника".

Не знаю, инфантилизм или какой-то иной духовный настрой руководил участниками, устроившими овацию Сокурову, но, здравомыслия в его выступлении были крохи. Пожалуй, только те, что молодежь нельзя оставлять без общественного призрения.

А из этого вытекают совсем не те посылы, которые пытался, хотя и в смутном виде, обозначить режиссёр. Если дети находят какие-то поводы для собственного недовольства, что вполне естественно в ту возрастную пору, когда личность еще не прошла стадию своей актуализации, то причины этого прежде всего следует поискать в семье. Если дети выходят на улицу, значит их отцы такие же дети, только с ещё большей степенью безответственности.

И если Сокуров, видимо объясняя мотив, толкнувший молодёжь на улицы, в своей речи произносит: "Они сейчас наконец-то поняли что в стране происходит", то это звучит по меньшей мере наивно. Если режиссёр уже понял, что поняли эти дети, то он претендует на роль Бога. Что в стране происходит до конца не понимают даже отцы, иначе их дети не оказались бы увлеченными на улицы гриммовским крысоловом. Хотя, если уж говорить совсем по взрослому, то наверняка многие из отцов молчат в тряпочку по причине их очень успешной встроенности в глобальную систему коррупции, всепоглощающей эрозией охватившей всю страну. С верху до низу! И самодовольные, лоснящиеся лица и упругие животики персон "Ники" тому не исключение.

И собственно, почему этих лоснящихся персон следует исключать из разговора об участи нашей молодёжи. «Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает. Это невозможно уже больше терпеть», – вопиёт режиссер. Но позвольте, номер политиков в этом разговоре не самый первый. Прежде всего для этого государство и содержит такую огромную армию умных, творчески образованных людей, не последние представители которых и были явлены на "Нике". Уверена, не все из них заботу государства о себе любимых воспринимают как акт пустопорожнего потакания индивидуальным творческим поискам, до которых никогда не будет дела народу, о чём в своей речи сокрушался сам режиссёр относительно своего творчества.

Хочется надеяться, что есть и те, кто в состоянии эту заботу государства о творческих людях, обеспечивающую свободу их творческого самовыражения, увязать с ответственностью перед обязательствами самого государства перед гражданами. Так сказать, со способностью проявить акт солидаризации с государством в делах таких тонких, к которым иначе, чем с творческих позиций подходить и не следует. В противном случае это будет акт той самой вопиющей коррупции, в борьбе с которой так неуклюже пытаются солидаризироваться наши иные творческие люди.

Государство содержит как минимум две армии:

Военных, стоящих на страже государственных устоев, обеспечивающих суверенитет страны;
- творческую интеллигенцию, призванную стоять на страже нравственных устоев общества.

И если последние не принимают присяги перед обществом, то это обусловлено только принципом служения в этой армии по свободному духовному призванию, что совсем не исключает принцип долга перед обществом, к которому творческие люди призывают себя сами по творческому определению. Николай Бердяев говорил: «Творчество есть продолжение миротворения… Результат творчества – внесение в мир новой духовной энергии, новых ценностей, поднимающих людей на более высокую ступень бытия... Творчество должно создавать новую жизнь, а не просто культурные продукты большего или меньшего совершенства». Следовательно, творчество – это искусство наполнять жизнь духовной энергией более высокого идеального бытия, красоты его жизненных устремлений.

Но похоже до высокого идеального бытия нам ещё ох, как далеко. А устремления ох, как некрасивы. И если посмотреть на причину протестов обобщающе, то проблема коррупции не в отдельных видных персонах, а в атмосфере всеобщей безответственности, поголовном алчном безумии, в ничем не оправданной претенциозности к общественным благам, в забвении понятия долженствования. И если незрелую молодёжь можно подтолкнуть на борьбу с отдельными персонами, то молчание народа объясняется только тем, что отдельными акциями не побороть неисчислимую рать присосавшихся к общественной кормушке персон.

Конечно, в этой связи можно говорить о неэффективности государственного управления. Но кто знает как побороть сорную траву, если сама атмосфера, само время плодит её семена? Закатать всё в асфальт? Всех пересажать? Это уже было. С кого начинать исправление? И главное - кто тот авангард, который поведёт за собой народ по "более высоким ступеням бытия". Политики? Но они временщики - пришли ушли, выбрались, не выбрались. Спасибо им уже за то, что взялись за грязную работу, которую определил для них всё тот же Бердяев: "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад". Плохо ли, хорошо ли, но государство эту функцию исполняет. И мы уже знаем, что бывает и по другому, пример тому совсем рядом. А началось всё там ровно с того, к чему призывают и нашу молодежь иные крысоловы. Но оказывается дело-то не в персонах, с изгнанием которых атмосферу не изменишь. Дух надо менять! Дух, который приобрело наше время. Но кто ближе всего искушён в задачах духовных, если не творцы "новой духовной энергии"? И если наша творческая интеллигенция не считает эту задачу своей, считает дело отдачи ей своих талантов недостойным их величия, пасует её политикам, плохи наши дела.

-------------------

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть".-
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

И.А.Крылов

Рецензии

В целом Браво!
Но на
"кто знает как побороть сорную траву, если сама атмосфера, само время плодит её семена? Закатать всё в асфальт? Всех пересажать? Это уже было."
А не нужно бросаться в крайности. Зачем сажать всех, можно только врагов и предателей. Но в любом случае нужно быть немного строже. Как говорил мой друг полковник К.: "Хватит жить по принципу трех "С" : "Сопли, слюни и слезы" А мы как в старые добрые времена только этим и занимаемся.

Ох, Александр! "пересажать ВСЕХ" - это, конечно, только фигура речи. Но и насчёт "врагов и предателей" Вы, надеюсь, тоже не серьёзно. Слишком много их наберётся. Хотя, конечно, положение с культурой у нас самое катастрофичное, что имеет свои последствия и во всем остальном. Ибо не экономика, а культура прежде всего является основой благополучия, в том числе и экономики.

Будет правильнее не искать врагов, а устранять условия их плодящие. Но, как правильно заметил один из прошлых рецензентов... "Но кто? Как? Когда? Где? Продолжить?... Хорошее Ваше послание, да не в нашу ли всё это пустоту, которую мудро поддерживают... правильно - не наши".

Остаётся задача - перемудрить тех мудрых, в чём девизом может быть тоже три С - совесть, смысл, свет (гласность).

Спасибо Вам за неравдодущие.

Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читать

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.

Басня Зеркало и обезьяна - анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

Лида (14:06:22 23/10/2011):
О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016):
"Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко - и в действительной жизни, и в зеркале жизни - в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их ("Зеркало и обезьяна"). Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют суть и смысл басни так: "...Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, - хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: "Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!" Пусть им говорят то же, что в басне "Зеркало и обезьяна" сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017):

Суть и смысл басни в следующем: "Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело - подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: "На каждом человеке есть два мешка: один - спереди, другой - сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний - чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них - как на ладони!". Прочтите у Крылова басню "Зеркало и Обезьяна"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017):
Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: "Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире."

Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: "В чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает".


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Художник Г. Куприянов. ?Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Слайд 13 из презентации «Басни Крылова 5 класс» . Размер архива с презентацией 624 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Жизнь и творчество Гоголя» - Учебные материалы к уроку литературы в 5 классе. Н.В.Гоголь «Заколдованное место". Биографическая справка. Мать Мария Ивановна-дочь богатого помещика. Кто рассказчик? Жизнь и творчество». по теме: «Н.В.Гоголь. Что необычного в названии сборника? Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Светлого. Знакомство с Пушкиным (1831). Годы жизни: 1809-1852. Почему «пасичник» написано через «и» ? «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Двенадцать месяцев Маршак» - Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович. Двенадцать месяцев - драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942-43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году.

«Пушкин 5 класс» - Лицей, в котором учился А.С. Пушкин. Литература 5 класс. Родители поэта. Презентация к уроку литературы.5 класс. Выполнила:Клочкова Т.В., учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 2. Александр Сергеевич Пушкин. С.Я Маршак. Портрет маленького Саши Пушкина.

«История бумаги» - Леса Урала. Бамбук расщепляли и замачивали с известью. Производство бумаги на ЦБК. В военные годы разработал производство спец. бумаги для боевых патронов. Сырая бумага поступает на бумагоделательную. машину. Производство мешков. Из истории ЦБК. Новолялинский ЦБК – первым выпустил сульфатную целюлозу в СССР. Руководитель строительства фабрики. Экскурсия в краеведческом музее. Полученную массу вываривали.

«Изобразительно-выразительные средства» - Для чего? О? Какой звук повторяется в данном фрагменте стихотворения М. Лермонтова? О!? О! Аллитерация (повторение согласных звуков). МОУ «СОШ № 21 г. Владимира» 5 «А» класс Учитель: Кочеткова О.А. 2011 г. Звукопись. У наших ушки на макушке! (О).

«Урок литературы Астафьев» - Родился в крестьянской семье. Первое знакомство с творчеством В.П. Астафьева. Язык текста. Виктор Астафьев с родителями. Творческое задание по рассказу «Ласточка». Творчество В.П Астафьева хорошо известно как в России, так и за границей. Участник ВОВ Наш земляк. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». Дом В.П.Астафьева в д.Овсянка Красноярского края. Известные произведения В.П.Астафьева.