Что такое фас и профиль. Анфас и профиль: что это такое и как с ними работать

Анфас и в профиль. В значении наречия лицом к смотрящему. В профиль и анфас. Рассказы, Шукшин Василий Макарович. Испания. Анфас и профиль, Под редакцией В. Л. Верникова.

При подаче заявления о пропаже человека также рекомендуется подобрать фотографии, на которых пропавший изображен анфас и в профиль. Именно профильные и силуэтные изображения животных и людей преобладают в пещерном искусстве. Четкий рисунок профиля, в отличие от фаса, делал его удобным для металла. В античности, активно пользовавшейся техникой скульптуры, рельефный профиль использовался во многих вариациях.

Тогда же в Греции в искусстве появляется идеальный греческий профиль (единая линия лба и носа), сконструированный по канонам красоты. Фас (положение «глаза в глаза») более удобен для изображения духовного, спиритуалистического, которое становится главным содержанием средневекового искусства. Таковы изображения бесов, а также Иуды в композициях «Тайной вечери»: он обычно единственный из апостолов, который изображается в профиль. Однако в других композициях прочие апостолы также могут быть написаны в профиль, так как это компромиссная позиция между поворотом лица к Христу и к зрителю).

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.

Таким образом, античная традиция профилей правителей на монетах и медалях была реанимирована. Т. н. Выход из профиля в фас является композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения. Первым портретом в фас (то есть подобным лику Христову) считается Автопортрет Дюрера (1500), воспринимавшийся сначала как эпатажный. Если профиль тяготеет к плоскости, то в новом композиционном повороте можно трактовать объёмно голову и плечи, словно в реальном пространстве, что ведёт к большей жизненности.

Царский профиль попадает на монету и медаль, получив очень высокий статус. Анфас, беда с иностранными словами, все мы хотим переиначить их на русский лад. Иногда это нам удается.

1. Напротив. О положении человеческого лица, если смотреть в упор. Меня пишет Браз. Мастерская. Испания. Анфас и профиль» продолжает серию коллективных монографий Института Европы РАН под общим названием «Старый Свет — новые времена». Думаю, мне стоит говорить только о фильме, а киноповесть оставить в покое, потому что путь от литературы в кино — путь необратимый. Совсем другое дело - анфас. Если вы думаете, что это существительное мужского рода, то ошибаетесь.

Смотреть что такое «АНФАС» в других словарях:

При цитировании и перепечатке материалов ссылка на nashasreda.ru обязательна. Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках. Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче. Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат.

Как это по-русски? Снимок анфас - или в анфас?

Как синоним слова «профиль» используется слово «силуэт», однако это не всегда справедливо, так как силуэт может изображать человека в совершенно любом ракурсном повороте. Сигналитическая фотография предпочитает правый профиль. В русском языке используется в нескольких устоявшихся словосочетаниях.

Профильные изображения животных (символов богов или племен), а позже людей чеканятся на монетах начиная с Лидийского царства (где в 6 в. до н. э. впервые были отчеканены деньги). Однако высокие мемориальные качества профильного изображения приводили к тому, что он был популярен в монетах, медалях, резных камеях и инталиях, а также в надгробных стелах.

По мере упадка Римской империи искусство становится все более «варварским», что видно и по качеству чеканки профиля на монетах. Портрет Средневековья, который вообще не руководствовался принципами сходства, отводит профилю резко второстепенную роль, предпочитая фас даже на монетах. Это были изображения жертвователей (т. н. ктиторские или донаторские портреты).

Рисование головы — фас или анфас

Самый древний образец станкового портрета человека Нового времени, дошедший до наших дней (то есть симптом рождения нового жанра светского портрета) был выполнен именно в виде профильного портрета.

По итальянской традиции фон золотой, изображение профильное и погрудное. Ренессансные гуманисты активно изучают античные монеты, медали, рельефы и камеи, используя их в качестве образца для подражания. Основным типом портрета в Италии начала 15 века пока остается профильный, основы которого были заложены донаторским портретом средневековья.

Позже в обилии подобные медали стал чеканить Пизанелло, также много работавший и в живописи. А в середине XV века намечается тенденция к жизненной конкретизации, нейтральный фон часто меняется на интерьер или пейзаж, композиция становится более развернутой в пространстве. Чтобы «развернуть» позируемого анфас и в три четверти, (написав их также, как ранее Христа и святых в сакральных картинах), потребовалось определенное время и умственное усилие.

Уже в значении самого слова заключена предложная семантика. И все-таки фотограф может спросить: вас в профиль снимать или… А с этим «или» возможны варианты. И к слову «анфас» не нужно ничего приклеивать, предлоги ему не нужны. Анфас- это анфас. Просите фотографа снять вас анфас - и он снимет вас анфас. Без всяких предлогов.

Конечно, иногда нам приходится фотографироваться и в профиль — повернувшись к фотографу боком. Но это бывает довольно редко. Обычно требуются фотографии другого рода: когда вы сидите или стоите лицом к тому, кто вас снимает. И все-таки фотограф может спросить: вас в профиль снимать или…
А с этим «или» возможны варианты. Кто-то может сказать в анфас, а кто-то — в фас. И только знающие люди просят сфотографировать их анфас. Что такое профиль, понятно: очертание предмета или лица сбоку. Так что фотограф вправе спросить, не надо ли снять вас в профиль. Классическое существительное с предлогом: в профиль.

Совсем другое дело — анфас. Если вы думаете, что это существительное мужского рода, то ошибаетесь. Это наречие.

Сфотографироваться как? — анфас. Это французское слово, а точнее, даже два слова — en face, дословно «в лицо». Во французском-то это существительное с предлогом, а в русском оно превратилось в неизменяемое наречие. Анфас это — как «лицом к смотрящему». И к слову «анфас» не нужно ничего приклеивать, предлоги ему не нужны. Анфас- это анфас. Просите фотографа снять вас анфас — и он снимет вас анфас. Без всяких предлогов.

, лингвист, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»

ПОРТРЕТ: фас (анфас), профиль, труакар (3/4) и т.д. (спасибо младшему сыну за помощь в съёмке) 1. ПРИХОДЯЩИЙ ПРОФИЛЬ (нижняя точка съёмки). В этом положении голова повёрнута так, что почти прорисовывается профиль, но не до конца, потому как в кадре ещё присутствует дальний глаз модели. Применяется такое положение достаточно редко, так как в этом случае нос выглядит удлинённым и не очень красивым. Но, тем не менее, такое положение подойдёт для съёмки людей, обладающих не особо крупными носами (например, у темнокожих людей носы широкие и приплюснутые. 2. УХОДЯЩИЙ ПРОФИЛЬ. С такой точки съёмки практически не видно всего лица модели. В кадр попадает лишь ухо, щека и кончик носа. Такое положение используется очень редко, но подойдёт для сюжетного портрета, когда на снимке присутствует два человека, повёрнутых лицом друг к другу, либо для портрета с использованием зеркала. 3. ПРОСТОЙ ПРОФИЛЬ. Как следует из названия, этот ракурс обеспечивает проработку непосредственно чистого профиля модели. Не любой человек будет хорошо выглядеть в таком положении (в основном это зависит от структуры лица). Но если свет грамотно поставлен, а модель обладает притягивающими взгляд пропорциями, то можно добиться интересных результатов. 4. ПРИХОДЯЩИЙ ПРОФИЛЬ. При таком полуобороте голова портретируемого человека повёрнута на критический угол, т.е. кончик его носа располагается на фоне края щеки. Однако такое положение подходит не каждому, потому что при таком ракурсе лицо визуально сужается, а нос - удлиняется. 5. КРИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ГОЛОВЫ. При таком полуобороте проекция кончика носа располагается примерно на середине щеки, лицо имеет достаточно выраженный объём. Такую точку фотографы довольно часто выбирают при съёмке портретов. 6. КЛАССИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ГОЛОВЫ. При таком полуобороте проекция кончика носа располагается примерно в 1/3 части щеки, а лицо приобретает более выраженный объём. Такая точка съёмки оптимально подойдёт в большинстве случаев съёмки портретов. 7. ЛЁГКИЙ ПОВОРОТ ГОЛОВЫ (полуоборот). Голова модели должна быть слегка повёрнута так, чтобы дальнего уха практически не было видно. Сразу появляется объём в кадре и уходит симметрия. Такое положение актуально для людей, у которых нос имеет, например, горбинку. При лёгком повороте головы такая особенность носа становится менее заметной. 8. ФАС, верхняя точка съёмки (фотоаппарат находится выше уровня глаз). Такая точка смягчает "недостатки" нижний части лица, например, тяжёлый или двойной подбородок, обвислые щёки и т.д. Тем самым визуально омолаживает лицо, но при этом удлиняет нос. 9. АНФАС, нижняя точка съёмки (фотоаппарат находится ниже уровня глаз). Анфас, нижняя точка съёмки (фотоаппарат находится ниже уровня глаз). Такую точку фотограф выбирает для того, чтобы скрыть "недостатки" верхней части головы (чересчур высокий или широкий лоб), залысины и т.д., при этом слегка укорачивается нос. Такую точку фотограф выбирает для того, чтобы скрыть "недостатки" верхней части головы (через чур высокий или широкий лоб), залысины и т.д., при этом слегка укорачивается нос. 10. ФАС (анфас). Грамотное расположение модели значительно влияет на передачу черт лица и объём портрета. Анфас - подходит для большинства видов съёмки, особого интереса не представляет и чаще всего применяется для протокольной съёмки на документы.

- Вот кто-то в профиль и в анфас

Достоинства: На портретах очень красиво выходит при правильных чертах лица

Недостатки: Практически отсутствуют

Термины «анфас» и «профиль» нередко слышны от фотографов, занимающихся портретом. Что же означают эти слова?

Вот простейший пример, по которому сразу все становится понятным. Предположим, вы посетили фотостудию, чтобы сфотографироваться на паспорт, например. Вас попросят сесть перед объективом. Сделать это нужно будет таким образом, чтобы ваш взгляд был направлен в объектив, а лицо приняло строгое выражение. Повороты головы направо, налево, даже на сантиметр неприемлемы.

Здесь еще проще. Иногда во время фотографирования вас могут просить встать в профиль. В таком случае вам надлежит повернуться боком перед объективом и позволить себя сфотографировать. Правда, подобные фотографии сразу в «анфас» и в «профиль» выполняются, когда фотографируют актеров или правонарушителей. Обычно простые граждане редко вынуждены позировать именно так. Если только кто-то не захочет запечатлеть вас именно так (ради шутки или на митинге, например).

Однако у некоторых людей прекрасный профиль. Девочки с идеальными и классическими чертами лица обычно используют все возможности продемонстрировать свою внешность на фотокамеру.

Впечатляюще выглядят черно-белые портретные изображения, особенно если человеческий силуэт снимается на темном фоне.Тут выступает игра на контрастах – темный задний план благоприятно отражает линии профиля.

Хоть для современных людей не проблема сделать качественные и, главное, недорогие фото, портреты, сделанные живописцами, все еще популярны. Однако анфас и профиль в портрете теперь не актуальны. Среди картинных полотен минувших столетий подобные образцы, кстати, тоже не настолько многочисленны.

Одно из известнейших изображений в анфас – это известный автопортрет живописца Дюрера, написанный им в 1500-ом году.

Сей мастер художественной кисти сделал для своей эпохи очень дерзкий поступок, живописав себя непосредственно перед зрителем, потому что перед этим было принято изображать только лица святых и Иисуса Христа.

На знаменитом портретном эскизе Эрнесто Че Гевары изображено лицо революционного героя. Этот портрет считается изображенным в анфас, однако сие утверждение спорное – легкий, слегка заметный поворот головы все же присутствует: легендарный кубинец устремляет свой взгляд в небо, что придает изображению динамичность.

Стоит упомянуть и о старинном живописном полотне живописца-итальянца Сандро Ботичелли: на нем запечатлен непередаваемо прекрасный профиль молодой флорентийки – Симонетты Веспуччи. Это живописное портретное полотно – одно из самых известных полотен, нарисованных в фокусе в «профиль». Девушка на момент создания картинного полотна была очень молодой замужней леди. Ее признавали первой флорентийской красоткой. Среди историков бытует мнение, что ее страстно любил Джулиано Медичи.

Сандро Боттичелли – живописец при дворе Медичи – нередко изображал на своих полотнах девушку. Она была натурщицей для полотен «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна Магнификат» и другие.

Из-за красоты этой леди организовывались турниры рыцарей, ей посвящались стихи, а певцов вдохновляла ее божественная красота. Если бы не работа великого живописца Возрождения, мы теперь не имели бы возможности увидеть ее тонкие возвышенные черты. Симонетта Веспуччи покинула этот мир очень рано – в возрасте 22 лет.

Живописцы запечатлевают при сотворении портретов и иные положения моделей в пространстве. Наиболее предпочитаемый ракурс живописцев-портретистов всех эпох – «три четверти». Это небольшой поворот лица и тела: влево или вправо. Дабы иллюстрировать этот пример, возьмем, к примеру, известный портрет с изображением уникальный и неувядающий Джоконды, написанный Леонардо да Винчи.

Портретисты просят иногда своих моделей повернуться еще больше. Это уже с поворотами в «две трети» – нечто среднее между профилем и анфасом.

Видео обзор

Все(19)
Как нарисовать портрет: ПОЛНЫЙ РАЗБОР! Пропорции головы и лица. Анатомия. Рисуем вместе с Viki-ART Профиль и анфас. Челябинцам раскрыли секреты портретной съемки ПОРТРЕТ за 5 минут! Как нарисовать портрет: ПОЛНЫЙ РАЗБОР! Урок 2: Профиль. Основы построения. Рисуем вместе с Viki-ART. Жак Фреско | Jacque Fresco | Рисую портрет карандашом в память великого человека Учимся рисовать (Основные пропорции лица.) how to draw face proportions Как нарисовать лицо человека, поиск пропорций. Урок рисования карандашом. Как научится рисовать Как рисовать реалистичную бороду, усы, щетину и прочую растительность на лице. Как нарисовать глаза, УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ГЛАЗА человека карандашом, УРОК РИСОВАНИЯ, поэтапное рисование "Портрет по фото", как нарисовать Рисуем лицо человека анфас и профиль - 15 урок КАК РИСОВАТЬ ПОРТРЕТ ГУАШЬЮ // Как я пишу портрет Как Нарисовать голову спереди, сбоку и с любого ракурса ПРОСТОЙ СПОСОБ. Пропорции головы. Портрет в три четверти. Часть 1: Основы. Как нарисовать ПОРТРЕТ девушки карандашом начинающему художнику. Ученик рисует с нуля Урок рисования Как нарисовать лицо человека. Построение и пропорции лица. Как нарисовать портрет: ПОЛНЫЙ РАЗБОР! Урок 3: Поворот 3/4. Пропорции лица. Рисуем вместе с Viki-ART Пропорции головы. Часть 1. Поэтапное рисование портрета Как нарисовать портрет по фото.Часть 1:Основы/ How To paint commission portraits

Анфас и профиль

Вопрос

Как правильно: «сфотографироваться в анфас» или «анфас»?

Анфа/с , нареч. (франц. en face - спереди, в лицо) - лицом к смотрящему. Уже в значении самого слова заключена предложная семантика. Употребление в анфас возникло под влиянием предложного сочетания в профиль , где профиль – существительное в значении «вид сбоку»: сфотографироваться в профиль . Ср. у В. Катаева: Фотографировали каждого поодиночке. Анфас и в профиль . В анфас как разговорное зафиксировано в БАС-2: снимать крупные планы в анфас; на нее надо смотреть в анфас .

Об утрате тавтологичности в выражении в анфас указывал К. С. Горбачевич: «Для современного литературного языка… в качестве нормы допустимы и традиционно-литературное анфас , и новое, пришедшее из разговорного языка в анфас » (Горбачевич, 1971, с. 123).

Правильно

фотографироваться анфас и фотографироваться в анфас .

Смотри


Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева . 2015 .

Смотреть что такое "анфас и профиль" в других словарях:

    Профиль человека - Джованни да Ориоло. Портрет Леонелло д Эсте У этого термина сущ … Википедия

    анфас - нареч. и сущ. а, м. Лицом к смотрящему; вид лица спереди. Сняться на фото анфас. Его профиль интереснее анфаса. Этимология: От французского en face ‘в лицо’. Культура речи: Под влиянием оборотов типа в профиль и в результате забвения… … Популярный словарь русского языка

    Профиль (человека) - Художник Горелова Галина Гаврилрвна, картина Голова в профиль. Эскиз к работе Иван Грозный Профиль положение головы или сложной фигуры «вбок», под 90° к наблюдателю. Бывает левый профиль и правый профиль в зависимости от направления поворота… … Википедия

    АНФАС - [фр. en face букв. в лицо] вид лица спереди. В значении наречия лицом к смотрящему. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. анфас (фр. en face букв. в лицо) лицом к смотрящему; вид лица, предмета прямо спереди. Новый словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    анфас - нареч. en face. 1. Напротив. О положении человеческого лица, если смотреть в упор. Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. 23. 3. 1898. Чехов А. А. Хотяинцевой. Он непременно хотел снять одного льва в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анфас - Анфас, беда с иностранными словами, все мы хотим переиначить их на русский лад. Иногда это нам удается. Кому не приходилось слышать выражения в анфас? Перед нами пример неправильной формы, настолько утвердившейся в языке, что языковеды были… … Словарь ошибок русского языка

    АНФАС - АНФАС, нареч. (франц. en face в лицо). О лице, как оно представляется взору, если смотреть на него не сбоку, а прямо; ант. в профиль. Сняться на карточке анфас. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Анфас - Автопортрет Дюрера (1500): как считается, первый портрет, изображающий человека анфас. До этого подобные изображения были прерогативой только Иисуса Христа и святых Анфас, также фас (фр. … Википедия

    профиль - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? профиля, чему? профилю, (вижу) что? профиль, чем? профилем, о чём? о профиле; мн. что? профили, (нет) чего? профилей, чему? профилям, (вижу) что? профили, чем? профилями, о чём? о профилях 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    Анфас - нареч. качеств. обстоят. 1. Лицом к смотрящему; в фас. Ant: в профиль 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Испания. Анфас и профиль , Под редакцией В. Л. Верникова. "Испания. Анфас и профиль" продолжает серию коллективных монографий Института Европы РАН под общим названием "Старый Свет - новые времена" . Чуть больше трех десятилетий назад Испания…