Дом Андерсена – место, где оживают сказки.

Сказка Старый дом Андерсена - чудесная история мимолетной встречи маленького мальчика и старенького дедушки из не менее старого дома. У дедушки уже не осталось друзей, и он был ужасно одинок, так говорили все в округе. Дом его был обшарпанным и слишком старым, чтобы находиться на одной улице с другими домами. По крайней мере, так считали все жители улицы, кроме, пожалуй, доброго мальчика. Он подарил дедушке одного из своих оловянных солдатиков и даже побывал в гостях в необычном доме. Годы прошли, и вот уже мальчик подрос и вместе со своей женой поселился в новом доме, построенном на месте старого. Неожиданно нашелся оловянный солдатик, а вместе с ним и много воспоминаний. Сказка Старый дом читается на одном дыхании, она обязательно понравится мечтательным малышам с хорошим воображением.

Сказка Старый дом скачать:

Сказка Старый дом читать

В одной улице стоял старинный-старинный дом, выстроенный ещё около трёхсот лет тому назад, — год был вырезан на одном из оконных карнизов, по которым вилась затейливая резьба: тюльпаны и побеги хмеля; тут же было вырезано старинными буквами, и с соблюдением старинной орфографии целое стихотворение. На других карнизах красовались уморительные рожи, корчившие гримасы. Верхний этаж дома образовывал над нижним большой выступ; под самой крышей шла водосточная труба, оканчивавшаяся драконовою головой. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из живота, — труба была дырявая.

Все остальные дома в улице были такие новенькие, чистенькие, с большими окнами и прямыми ровными стенами; по всему видно было, что они не желали иметь со старым домом ничего общего и даже думали: «Долго ли он будет торчать тут на позор всей улице? Из-за этого выступа нам не видно, что делается на улице по ту сторону его! А лестница-то, лестница-то! Широкая, будто во дворце, и высокая, словно ведёт на колокольню! Железные перила напоминают вход в могильный склеп, а на дверях блестят большие медные бляхи! Просто неприлично!»

Против старого дома, на другой стороне улицы, стояли такие же новенькие, чистенькие домики и думали то же, что их собратья; но в одном из них сидел у окна маленький краснощёкий мальчик, с ясными сияющими глазками; ему старый дом и при солнечном, и при лунном свете нравился куда больше всех остальных домов. Глядя на стену старого дома с истрескавшейся и местами пообвалившейся штукатуркой, он рисовал себе самые причудливые картины прошлого, воображал всю улицу застроенной такими же домами с широкими лестницами, выступами и остроконечными крышами, видел перед собою солдат с алебардами и водосточные трубы в виде драконов и змеев… Да, можно таки было заглядеться на старый дом! Жил в нём один старичок, носивший короткие панталоны до колен, кафтан с большими металлическими пуговицами и парик, про который сразу можно было сказать: вот это настоящий парик! По утрам к старику приходил старый слуга, который прибирал всё в доме и исполнял поручения старичка-хозяина; остальное время дня старик оставался в доме один-одинёшенек. Иногда он подходил к окну взглянуть на улицу и на соседние дома; мальчик, сидевший у окна, кивал старику головой и получал в ответ такой же дружеский кивок. Так они познакомились и подружились, хоть и ни разу не говорили друг с другом, — это ничуть им не помешало!

Раз мальчик услышал, как родители его говорили:

— Старику живётся вообще недурно, но он так одинок, бедный!

В следующее же воскресенье мальчик завернул что-то в бумажку, вышел за ворота и остановил проходившего мимо слугу старика.

— Послушай! Снеси-ка это от меня старому господину! У меня два оловянных солдатика, так вот ему один! Старый господин, ведь, так одинок, бедный!

Слуга, видимо, обрадовался, кивнул головой и отнёс солдатика в старый дом. Потом тот же слуга явился к мальчику спросить, не пожелает ли он сам навестить старого господина. Родители позволили, и мальчик отправился в гости.

Медные бляхи на перилах лестницы блестели ярче обыкновенного, точно их вычистили в ожидании гостя, а резные трубачи — на дверях были, ведь, вырезаны трубачи, выглядывавшие из тюльпанов, — казалось, трубили изо всех сил, и щёки их раздувались сильнее, чем всегда. Они трубили: «Тра-та-та-та! Мальчик идёт! Тра-та-та-та!» — Двери отворились, и мальчик вошёл в коридор. Все стены были увешаны старыми портретами рыцарей в латах и дам в шёлковых платьях; рыцарские доспехи бряцали, а платья шуршали… Потом мальчик прошёл лестницу, которая сначала шла высоко вверх, а потом опять вниз, и очутился на довольно-таки ветхой террасе с большими дырами и широкими щелями в полу, из которых выглядывала зелёная трава и листья. Вся терраса, весь двор и даже вся стена дома были увиты зеленью, так что терраса смотрела настоящим садом, а на самом-то деле это была только терраса! Тут стояли старинные цветочные горшки в виде голов с ослиными ушами; цветы росли в них как хотели. В одном горшке так и лезла через край гвоздика: зелёные побеги её разбегались во все стороны, и гвоздика как будто говорила: «Ветерок ласкает меня, солнышко целует и обещает подарить мне в воскресенье ещё цветочек!»

С террасы мальчика провели в комнату, обитую свиною кожей с золотым тиснением.

Да, позолота-то сотрётся,
Свиная ж кожа остаётся!

говорили стены.

В той же комнате стояли разукрашенные резьбою кресла с высокими спинками.

— Садись! Садись! — приглашали они, а потом жалобно скрипели. — Ох, какой лом в костях! И мы схватили ревматизм, как старый шкаф. Ревматизм в спине! Ох!

Затем мальчик вошёл в комнату с большим выступом на улицу. Тут сидел сам старичок-хозяин.

— Спасибо за оловянного солдатика, дружок! — сказал он мальчику. — И спасибо, что сам зашёл ко мне!

«Так, так» или, скорее, «кхак, кхак!» — закряхтела и заскрипела комнатная мебель. Стулья, столы и кресла просто лезли друг на друга, чтобы взглянуть на мальчика, но их было так много, что они только мешали один другому.

На стене висел портрет прелестной молодой дамы с живым весёлым лицом, но причёсанной и одетой по старинной моде: волосы её были напудрены, а платье стояло колом. Она не сказала ни «так», ни «кхак», но ласково смотрела на мальчика, и он сейчас же спросил старика:

— Где ты её достал?

— В лавке старьёвщика! — отвечал тот. — Там много таких портретов, но никому до них нет и дела: никто не знает, с кого они писаны, — все эти лица давным-давно умерли и похоронены. Вот и этой дамы нет на свете лет пятьдесят, но я знавал её в старину.

Под картиной висел за стеклом букетик сушёных цветов; им, верно, тоже было лет под пятьдесят, — такие они были старые! Маятник больших старинных часов качался взад и вперёд, стрелка двигалась и всё в комнате старело с каждою минутой, само того не замечая.

— У нас дома говорят, что ты ужасно одинок! — сказал мальчик.

— О! меня постоянно навещают воспоминания прошлого… Они приводят с собой столько знакомых лиц и образов!.. А теперь вот и ты навестил меня! Нет, мне хорошо!

И старичок снял с полки книгу с картинками. Тут были целые процессии, диковинные кареты, которых теперь уж не увидишь, солдаты, похожие на трефовых валетов, городские ремесленники с развевающимися знамёнами. У портных на знамёнах красовались ножницы, поддерживаемые двумя львами, у сапожников же не сапоги, а орёл о двух головах; сапожники, ведь, делают всё парные вещи. Да, вот так картинки были!

Старичок-хозяин пошёл в другую комнату за вареньем, яблоками и орехами. Нет, в старом доме, право, было прелесть как хорошо!

— А мне просто невмочь оставаться здесь! — сказал оловянный солдатик, стоявший на сундуке. — Тут так пусто и печально. Нет, кто привык к семейной жизни, тому здесь не житьё. Сил моих больше нет! День тянется здесь без конца, а вечер и того дольше! Тут не услышишь ни приятных бесед по душе, какие вели, бывало, между собою твои папаша с мамашей, ни весёлой возни ребятишек, как у вас! Старый хозяин так одинок! Ты думаешь, его кто-нибудь целует? Глядит на него кто-нибудь ласково? Бывает у него ёлка? Получает он подарки? Ничего! Вот разве гроб он получит!.. Нет, право, я не выдержу такого житья!

— Ну, ну, полно! — сказал мальчик. — По-моему, здесь чудесно; сюда, ведь, заглядывают воспоминания и приводят с собою столько знакомых лиц!

— Что-то не видал их, да они мне и незнакомы! — отвечал оловянный солдатик. — Нет, мне просто не под силу оставаться здесь!

— А надо! — сказал мальчик.

В эту минуту в комнату вошёл с весёлою улыбкой на лице старичок, и чего-чего он только ни принёс! И варенья, и яблок, и орехов! Мальчик перестал и думать об оловянном солдатике.

Весёлый и довольный вернулся он домой. Дни шли за днями; в старый дом по-прежнему посылались, а оттуда получались поклоны, и вот, мальчик опять отправился туда в гости.

Резные трубачи опять затрубили: «Тра-та-та! Мальчик пришёл! Тра-та-та!» Рыцари и дамы на портретах бряцали доспехами и шуршали шёлковыми платьями, свиная кожа говорила, а старые кресла скрипели и кряхтели от ревматизма в спине: «Ох!» Словом, всё было как и в первый раз, — в старом доме часы и дни шли один как другой, без всякой перемены.

— Нет, я не выдержу! — сказал оловянный солдатик. — Я уж плакал оловом! Тут слишком печально! Пусть лучше пошлют меня на войну, отрубят там руку или ногу! Всё-таки хоть перемена будет! Сил моих больше нет!.. Теперь и я знаю, что это за воспоминания, которые приводят с собою знакомых лиц! Меня они тоже посетили, и поверь, им не обрадуешься! По крайней мере ненадолго. Под конец я готов был спрыгнуть с сундука!.. Я видел тебя и всех твоих!.. Вы все стояли передо мною, как живые!.. Это было утром в воскресенье… Все вы, ребятишки, стояли в столовой, такие серьёзные, набожно сложив руки, и пели утренний псалом… Папа и мама стояли тут же. Вдруг дверь отворилась, и вошла незваная двухгодовалая сестрёнка ваша Маня. А ей стоит только услыхать музыку или пение — всё равно какое — сейчас начинает плясать. Вот она и принялась приплясывать, но никак не могла попасть в такт, — вы пели так протяжно… Она поднимала то одну ножку, то другую и вытягивала шейку, но дело не ладилось. Никто из вас даже не улыбнулся, хоть и трудно было удержаться. Я таки и не удержался, засмеялся про себя, да и слетел со стола! На лбу у меня вскочила большая шишка — она и теперь ещё не прошла — и поделом мне было!.. Много и ещё чего вспоминается мне… Всё, что я видел, слышал и пережил в вашей семье так и всплывает у меня перед глазами! Вот каковы они, эти воспоминания, и вот что они приводят с собой!.. Скажи, вы и теперь ещё поёте по утрам? Расскажи мне что-нибудь про малютку Маню! А товарищ мой, оловянный солдатик, как поживает? Вот счастливец!.. Нет, нет, я просто не выдержу!..

— Ты подарен! — сказал мальчик. — И должен оставаться тут! Разве ты не понимаешь этого?

Старичок-хозяин явился с ящиком, в котором было много разных диковинок: какие-то шкатулочки, флакончики и колоды старинных карт; таких больших, расписанных золотом, теперь уж не увидишь! Старичок отпёр для гостя и большие ящики старинного бюро и даже клавикорды, на крышке которых был нарисован ландшафт. Инструмент издавал под рукой хозяина тихие дребезжащие звуки, а сам старичок напевал при этом какую-то заунывную песенку.

— Эту песню певала когда-то она! — сказал он, кивая на портрет, купленный у старьёвщика, и глаза его заблестели.

— Я хочу на войну! Хочу на войну! — завопил вдруг оловянный солдатик и бросился с сундука.

Куда же он девался? Искал его и сам старичок-хозяин, искал и мальчик — нет нигде, да и только.

— Ну, я найду его после! — сказал старичок, но так и не нашёл. Пол весь был в щелях, солдатик упал в одну из них и лежал там, как в открытой могиле.

Вечером мальчик вернулся домой. Время шло; наступила зима; окна замёрзли, и мальчику приходилось дышать на них, чтобы оттаяло хоть маленькое отверстие, в которое бы можно было взглянуть на улицу. Снег запорошил все завитушки и надпись на карнизах старого дома и завалил лестницу, — дом стоял словно нежилой. Да так оно и было: старичок, хозяин его, умер.

Вечером к старому дому подъехала колесница, на неё поставили гроб и повезли старичка за город в фамильный склеп. Никто не шёл за гробом, — все друзья старика давным-давно умерли. Мальчик послал вслед гробу воздушный поцелуй.

Несколько дней спустя в старом доме назначен был аукцион. Мальчик видел из окошка, как уносили старинные портреты рыцарей и дам, цветочные горшки с длинными ушами, старые стулья и шкафы. Одно пошло сюда, другое туда; портрет дамы, купленный в лавке старьёвщика, вернулся туда же, да так там и остался: никто, ведь, не знал этой дамы, никому и не нужен был её портрет.

Весною приступили к сломке старого дома — этот жалкий сарай давно уже мозолил всем глаза — и с улицы можно было заглянуть в самые комнаты с обоями из свиной кожи, висевшей клочьями; зелень на террасе разрослась ещё пышнее и густо обвивала упавшие балки. Наконец, место очистили совсем.

— Вот и отлично! — сказали соседние дома.

Вместо старого дома на улице появился новый, с большими окнами и белыми, ровными стенами. Перед ним, то есть собственно на том самом месте, где стоял прежде старый дом, разбили садик, и виноградные лозы потянулись оттуда к стене соседнего дома. Садик был обнесён железною решёткой, и вела в него железная же калитка. Всё это выглядело так нарядно, что прохожие останавливались и глядели сквозь решётку. Виноградные лозы были усеяны десятками воробьёв, которые чирикали наперебой, но не о старом доме, — они, ведь, не могли его помнить; с тех пор прошло столько лет, что мальчик успел сделаться мужчиною. Из него вышел дельный человек на радость своим родителям. Он только что женился и переехал с своею молодою женой как раз в этот новый дом с садом. Оба они были в саду; муж смотрел, как жена сажала в клумбу какой-то приглянувшийся ей полевой цветок. Вдруг молодая женщина вскрикнула:

— Ай! Что это?

Она укололась, — из мягкой рыхлой земли торчало что-то острое. Это был — да, подумайте! — оловянный солдатик, тот самый, что пропал у старика, валялся в мусоре и, наконец, много-много лет пролежал в земле.

Молодая женщина обтёрла солдатика сначала зелёным листком, а затем своим тонким носовым платком. Как чудесно пахло от него духами! Оловянный солдатик словно очнулся от обморока.

— Дай-ка мне посмотреть! — сказал молодой человек, засмеялся и покачал головой. — Ну, это, конечно, не тот самый, но он напоминает мне одну историю из моего детства!

И он рассказал жене о старом доме, о хозяине его и об оловянном солдатике, которого послал бедному одинокому старичку. Словом, он рассказал всё, как было в действительности, и молодая женщина даже прослезилась, слушая его.

— А, может быть, это и тот самый оловянный солдатик! — сказала она. — Я спрячу его на память. Но ты непременно покажи мне могилу старика!

— Я и сам не знаю, где она! — отвечал он. — Да и никто не знает! Все его друзья умерли раньше его, никому не было и дела до его могилы, я же в те времена был ещё совсем маленьким мальчуганом.

— Как ужасно быть таким одиноким! — сказала она.

— Ужасно быть одиноким! — сказал оловянный солдатик. — Но какое счастье сознавать, что тебя не забыли!

Оказалось, что это говорил лоскуток свиной кожи, которою когда-то были обиты комнаты старого дома. Позолота с него вся сошла, и он был похож скорее на грязный комок земли, но у него был свой взгляд, и он высказал его:

Да, позолота-то сотрётся,
Свиная ж кожа остаётся!

Оловянный солдатик, однако, с этим не согласился.

Копенгаген - сказочный город! И я даже не говорю об уютных улочках и двориках, о церквях и замках, башенках и колокольнях, ведь весь город пропитан духом сказок Ганса Христиана Андерсена . Где-то здесь находится маленький садик, в котором любили сидеть Кай и Герда, стоит старый дом, где на каминной полке любовались друг другом фарфоровые трубочист и пастушка, плещется канал, по которому в бумажной лодочке плыл бравый оловянный солдатик. В одном из четырёх зданий дворца Амалиенборг два мошенника день и ночь ткали невесомую материю для нового платья короля, а в замок Розенборг ненастной ночью постучалась принцесса слишком нежная для того, чтобы спать на горошине. На дворцовой площади приговорили к сожжению на костре немую Элизу и построили виселицу для солдата, обладавшего волшебным огнивом. Воображение датского сказочника преобразовывало всё вокруг, от богатого особняка до обычной чернильницы. Но что же нам известно о самом Андерсене?

Ганс Христиан (или Ханс Кристиан) Андерсен (Hans Cristian Andersen ) - всемирно известный писатель и поэт, автор таких сказок, как «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и многих других.

Ганс Христиан родился в семье бедного башмачника в 1805 году в городе Оденсе на острове Фюн. Любимой игрой мальчика был кукольный театр - Ганс устраивал дома настоящие импровизированные представления.

В 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген с единственной целью - устроиться на работу в театр и прославиться. Какое-то время подросток играл второстепенные роли, но его уволили, как только начал ломаться голос.

Тем не менее Андерсену удалось устроиться в школу за счёт королевской казны, благодаря чему финансовые проблемы временно отошли на второй план. Правда школьные годы Андерсен вспоминает без особой радости, так как грамматика ему давалось тяжело, из-за чего приходилось постоянно выслушивать критику в свой адрес.

Андерсен написал большое количество литературных произведений, включая романы, повести и пьесы, но наибольший успех и всеобщее признание принесли ему сборники сказок. Первый том «Сказок» вышел в 1835 году.

Андерсен много путешествовал, но всегда возвращался в Копенгаген, где жил в районе Нюхавн рядом с каналом.

На нескольких домах сохранились памятные таблички в его честь.



Один из главных бульваров столицы был назван в честь сказочника. Андерсен стал знаменитым ещё при жизни, но это не принесло ему ни богатства, ни любви.

Андерсен с тростью и в цилиндре наблюдает за оживлённой улицей, повернув голову в сторону одной из достопримечательностей города, о которой вы узнаете в конце рассказа.

Достаточно прогуляться по городу, чтобы вспомнить сюжеты некоторых сказок. В одном из четырёх зданий дворца Амалиенборг, возможно, трудились над королевским нарядом два обманщика из сказки «Новое платье короля». Знаменитая фраза «А король-то голый!» превратилась со временем в крылатое выражение.

На этой самой площади ждала сожжения на костре Элиза из сказки «Дикие лебеди», прижимая к груди одинадцать рубашек из крапивы, а солдат пытался избавиться от петли при помощи волшебного огнива.

В сказочном замке Розенборг вполне могла оказаться нежная принцесса, почувствовавшая горошину через сорок тюфяков и пуховиков.

В музее датского писателя можно рассмотреть сцены из известных сказок, а также послушать их в записи, сделанной профессиональным рассказчиком.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик» повествует о несчастной любви и превратностях судьбы. Многие сказки Андерсена вполне можно назвать автобиографическими.

Сказка «Русалочка» - снова о несчастной любви и самоотверженности.

«Девочка со спичками» - одна их самых трагичных сказок Андерсена на мой взгляд. В детстве произвела на меня огромное впечатление.

«Дюймовочка» - грустная сказка с счастливым концом.

Настало время узнать, куда смотрит памятник Андерсену на одноимённом бульваре. А смотрит он в сторону сказочного парка развлечений «Тиволи». Если честно, я не собирался тратить драгоценное время на аттракционы и сладкую вату, но в один из вечеров оказался рядом с входом и решил заглянуть внутрь. Я был просто поражён.

Парк «Тиволи» открыл свои двери в 1843 году, когда Андерсену было 38 лет. Это один из старейших и наиболее посещаемых парков в Европе, а то и в мире.

Наиболее выгодно «Тиволи» смотрится после наступления темноты. Вся территория украшена лампочками, гирляндами, фонариками. Везде цветы, газоны (по которым можно ходить!), прудики, фонтаны. У меня от неожиданности просто дух захватило - я словно вновь окунулся в детство. А ведь в парижском Диснейленде я и близко не испытал ничего подобного.

Театр пантомимы в китайском стиле с занавесом, выполненном в виде павлиньего хвоста.

Кстати, Уолт Дисней как-то раз посетил «Тиволи» и был впечатлён атмосферой праздника и беззаботности.

Отель «Нимб» в восточном стиле по слухам входит в сотню лучших отелей мира.





Открытие китайского павильона (опять же по слухам) вдохновило Андерсена на сказку о соловье и китайском императоре.

В какой-то момент я вдруг услышал эпическую музыку и увидел цветные всполохи. Началось лазерное шоу с фонтанами. Зрелище казалось ещё более сказочным, благодаря ратушной башне на заднем плане.


Это было просто незабываемо, и я теперь всем буду советовать сходить в «Тиволи» и обязательно остаться до закрытия. Парк, как и сказки Андерсена, понравится и взрослым, и детям.

Кстати, Андерсен всегда говорил, что пишет сказки для всех возрастов. Он даже отказался, чтобы на его памятнике присутствовали дети - ведь взрослые тоже имеют право мечтать. Многие из нас прочитали «Огниво», «Оле-Лукойе» или «Диких лебедей» в ранние годы, но полностью понять смысл некоторых сказок получится скорее всего лишь в более взрослом возрасте. К сказкам датского писателя можно возвращаться спустя много лет и открывать для себя новое. Этим они и хороши.

Идем по следам писателя в Копенгагене и на острове Фюн. В датской столице можно увидеть его дом в Новой гавани, любимое кафе, круглую башню и парк Тиволи, а на острове – дом, где он родился, а также загадочные замки, вдохновившие на сказки.

МЕСТА АНДЕРСЕНА В КОПЕНГАГЕНЕ

НЮХАВН

Во времена Андерсена Нюхавн или Новая гавань (канал проложили в 1673 году) кипела жизнью: моряки сновали по пристани, перекрикивались друг с другом и разгружали лодки.

На фото: прогулочные лодки в Новой гавани

В отличие от наших дней, тогда поселиться в Новой гавани было недорого, и место любила артистическая публика. Вот и Ганс Христиан Андерсен с весьма скромными средствами мог себе позволить снять апартаменты. Переселившись в Копенгаген, он успел пожить в трех домах – в 20, 67 и 18, в последнем провел два десятка лет.

А в целом в Новой гавани он написал большинство своих сказок – от «Принцессы на горошине», «Цветов маленькой Иды» до «Огнива». Из дома писатель обычно держал путь в несколько любимых мест – в Королевский датский театр, где пела певица, к которой он благоволил, в кондитерскую La Glace или в парк Тиволи.

КРУГЛАЯ БАШНЯ

В «Огниве» Андерсен описывает глаза собаки, «каждый с Круглую башню». Круглая башня в центре Копенгагена была выстроена в 17 веке, до сих пор она является самой старинной в Европе действующей обсерваторией.

По меркам тогдашнего датчанина размер с «Круглую башню» – и впрямь было нечто внушительное. Писатель посещал университетскую библиотеку при обсерватории, так он и заприметил метафору для сказки. Сейчас внутри башни можно забраться по спиральной дороге длиной в 268,5 метров. Вопрос только, где проходил свадебный пир в «Огниве», если «собаки тоже сидели за столом и таращили глаза».

ТИВОЛИ

Парк аттракционов Тиволи строился в 19 веке с оглядкой на восточные сады, так в его центре появилась пагода на озере, а потом и Театр пантомимы, выстроенный в китайском стиле.

Старинная открытка с изображением парка Тиволи

Тиволи открылся в 1843 году, от тех времен сохранился старинный фасад. Писатель любил совершать по парку прогулки. Существует красивая легенда, что сказка о Китае «Соловей» отчасти вдохновлена пагодой в Тиволи.

КАФЕ LA GLACE

Андерсен был сладкоежкой, хотя из-за дурных зубов десертов ему следовало избегать. И все же писатель частенько захаживал в кондитерскую La Glace.

Кафе открылось в 1870 году, до сих пор сохранило старомодный интерьер и подачу. А в честь 200-летия знаменитого завсегдатая был изобретен торт H. C. Andersen с лимонным муссом, малиной, анисом и орехами.

ОСТРОВ ФЮН

Отправившись на остров Фюн можно узнать про детские годы писателя, так как родился он в Оденсе. Остров имеет славу зеленого уголка, благодаря обилию садов и сельской местности. На Фюне также можно вживую увидеть поместья и замки, которые вдохновляли писателя на сказки.

На фото: остров Фюн, ресторан Falsled Kro

Прославившись на издании книг, он завел знакомство с аристократами и стал посещать богатые дома. И не только на Фюне, но и по всей Дании. Например, «Гадкий утенок» написан под впечатлением замка Гиссельфельд, стоящего на озере.

ДОМ АНДЕРСЕНА В ОДЕНСЕ

Исследовать остров можно начать с самого крупного города – Оденсе и дома-музея писателя. В маленьком доме он родился и провел детские годы.

Старинная гравюра с изображением дома Андерсена

На фото: дом-музей Андерсена в Оденсе

Семейство Андерсенов едва перебивалось, поэтому только юноше исполнилось 14 лет, он сбежал в Копенгаген за новой жизнью. Внутри музея воссоздана обстановка не только из детских лет писателя, но и комната из его квартиры в Нюхавне.

На фото: дом-музей Андерсена в Оденсе, воспроизведенная
комната квартиры писателя в Нюхавне

В старом центре Оденсе смотрите не только на здания и узкие улицы, сохранившиеся со времен 19 века. Смотрите и под ноги – по специальным отпечаткам ног на тротуаре можно пройти по важным для Андерсена местам.

ЗАМОК БРОХОЛЬМ/BROHOLM SLOT

Один из любимых замков Андерсена на Фюне, сблизившегося с владевший им семьей. Писатель останавливался не меньше 6 раз у хозяев замка.

На фото: замок Брохольм (Broholm Slot)

На фото: библиотека в замке Брохольм

Была даже легенда, что он родился не в доме бедного башмачника в Оденсе, а в Брохольме. Замок расположен в живописной местности. Можно не только побродить по тем же залам, по которым ходил сказочник, но и пообедать в ресторане, расположенном прямо в замке.

Андерсен побывал в Эгесков дважды, место впечатлило его своей мощью и мрачноватой атмосферой. Замок был спроектирован в 1554 году в виде неприступной крепости, окруженной рвом. Залы заполнены рыцарскими доспехами, шкурами животных и чучелами зверей, убитых разными владельцами замка.

В одной из комнат замка на несколько лет заточили блудную дочь семьи Ригборг. Словом, чем не Вестерос? А вокруг Эгесков разбит огромный парк с лабиринтами и цветниками, где можно провести несколько часов в солнечную погоду. .

ЗАМОК НЮБОРГ

Средневековая крепость Нюборг до 16 века оставалась резиденцией датских королей. В замке также собирался датский парламент Данехоф, первая конституция тринадцатого века была подписана именно в Нюборге.

В честь славной истории крепости каждый год проводятся средневековые ярмарки с рыцарскими турнирами.

ЗАМОК ВАЛЬДЕМАРА И ЗАМОК ХИНСГАУЛЬ

На острове Фюн всего 123 замка, рассказываем о еще двух, связанных с Андерсеном. В древнем Хинсгауль (первые упоминания с 12 века) писатель побывал летом 1843 года и написал, что из окон замка открывается самый прекрасный вид во всей Дании, а именно на залив.

На фото: замок Хинсгауль (Hindsgavl slot)

На фото: замок Вальдемар (Valdemars Slot)

А вот в Вальдемаре писателя привлекли не только живописные картины моря, но еще и обстановка – портрет одной из обитательниц замка попал в его роман.

ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ НА ОСТРОВЕ ФЮН?

В погожий день отправляйтесь на водную прогулку по реке Оденсе, чтобы полюбоваться на лесные чащи вдоль берега. Если хотите узнать, как выглядела сельская жизнь в 19 веке, стоит съездить в воссозданную Фюнскую деревню времен Андерсена.

Такую примерно, как описана в начале «Гадкого утенка»: «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера». Поклонникам редких зверей будет интересен зоопарк Оденсе, ставший лучшим зоопарком Европы в 2013 году.

На фото: ресторан Pasfall в Оденсе

Само собой, попробуйте датскую островную гастрономию. В Оденсе рекомендуем ресторан Pasfall и улицу баров Vintapperstræde. Множество любопытных гастрономических мест расположено в небольших городках Фюна или на природе.

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

Музей Андерсена в Оденсе (Оденсе, Дания) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот музей, открытый в 1908 г., стал одним из первых в мире, посвящённых великому сказочнику. Музейные экспозиции рассказывают о жизни писателя начиная с детских лет, когда он был просто сыном бедного башмачника. Учёба в школе, трудные годы в Копенгагене, дебют в качестве автора, писательская карьера - все этапы творческого пути Андерсена вплоть до смерти подробно освещены в выставках. Как и более личные аспекты жизни писателя: круг его знакомств, артистические опыты, многочисленные путешествия. Осмотр экспозиции даёт посетителям возможность понять, каким человеком был знаменитый сочинитель, и представить себе склад его характера - хотя бы по оригинальным рисункам, сделанным его рукой.

Музей располагает самым современным оснащением, включая мультимедийные экраны, подключённые к библиотечному фонду, и многочисленные точки для прослушивания сказок Андерсена.

Один из интереснейших залов - это новая экспозиция «Трансформации», призванная разбавить скучную музейную атмосферу капелькой той магии, которая наполняла каждую страницу андерсоновского текста.

Музейная экспозиция поделена на несколько тематических частей. «Век» рассказывает об эпохе Андерсена; «Человек» - о самом писателе, начиная с его внешности и заканчивая чертами характера и привычками. Также помимо выставок «Жизнь» и «Работа» здесь есть отдельная экспозиция «Искусство», посвящённая визуальному творчеству Андерсена: его рисункам и вырезанным из бумаги силуэтам.

В части экспозиции «Искусство» выставлены большущие ножницы, которыми сказочник пользовался для вырезания своих бумажных фигурок. Учитывая их размеры и детализацию фигурок, становится очевидно, что Андерсен обладал не только огромной креативностью, но и не меньшим терпением.

Ну а один из интереснейших залов - это новая экспозиция «Трансформации», призванная разбавить скучную музейную атмосферу капелькой той магии, которая наполняла каждую страницу андерсоновского текста. Основная идея «Трансформации» базируется на том, что тексты Андерсена нужно чувствовать и переживать, а не просто читать. С помощью самой современной проекционной технологии и аудиосистемы в этом зале организаторы попытались передавать саму суть и атмосферу сказки - без слов.

Отдельное помещение в музее занимает зал «Нюхавн» с реконструкцией рабочего кабинета писателя в его последней квартире в доме № 18 по ул. Нюхавн в Копенгагене. Интерьер комнаты был тщательнейшим образом восстановлен по фотографиям 1874 г., и все здешние предметы меблировки, как и некоторые личные вещи, - исключительно оригиналы, принадлежавшие писателю.

Музей Андерсена и Дом детства Андерсена - это не одно и то же. Два музея находятся друг от друга на расстоянии примерно полукилометра, хотя осмотреть оба можно по одному билету.

Также интересно пройти по своеобразной художественной галерее в длинном коридоре. Андерсен, несмотря на явный талант, не иллюстрировал сам свои тексты. В этой галерее вывешены иллюстрации, которые создавались для его произведений, начиная с 1838 г. Здесь, в частности, есть и «Гадкий утёнок» кисти Дали.

Кроме того, в музее есть круглый «Мемориальный зал», который был достроен позднее основных помещений, в 1929 г. Его стены были расписаны в 1930 г. Нильсом Ларсеном Стевнсом: глазам посетителей предстают восемь больших фресок, которые иллюстрируют истории из жизни Андерсена, взятые из его автобиографии «Сказка о моей жизни».

Практическая информация

Адрес: Bangs Boder, 29, DK-5000, Odense C.

Время работы: в июле - августе ежедневно с 10:00 до 17:00. В остальное время года - до 16:00 ежедневно, кроме понедельника.

Вход: 110 DKK для взрослых (в стоимость билета входит посещения Дома детства Андерсена). Для посетителей младше 18 лет вход бесплатный.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Едем в Данию, на родину Ганса Христиана Андерсена - за лёгким волшебством и ощущением праздника.

В моём детстве в канун Нового года обязательно показывали фильм-сказку "Снежная королева". Ту самую - с придворными воронами, маленькой разбойницей, говорящим оленем, Евгением Леоновым в роли короля и Еленой Прокловой в роли Герды. И я всегда мечтала оказаться внутри этой сказки:) Где-то в маленькой стране за тридевять земель, где возможно всё.

Тогда я ещё не знала, что своей влюблённостью в "Снежную королеву" я больше обязана Евгению Шварцу, чем Андерсену, и что в моей жизни действительно будет та самая маленькая страна с черепичными крышами, кустами красных роз и чудесами. Оказавшись в Дании, я ни минуты не сомневалась, что хочу увидеть город и дом, где родился один из величайших сказочников. Кстати, у книги "Снежная королева" было много редакций, но моя сказочная история выглядела так:)

Родной город Ганса Христиана Андерсена называется Оденсе и находится на острове Фюн в 145 километрах от (про который уже был ). Памятники Андерсену - в Дании явление очень частое, почти как у нас памятники Пушкину.

Добраться до Оденсе несложно. С Центрального железнодорожного вокзала Копенгагена поезда ходят каждые 30 минут. Билеты можно купить в день отправления, цена - около 2,5 тысяч рублей. Но при желании сэкономить надо ловить билеты льготной категории Оrange на www.dsb.dk за месяц до поездки, получится вдвое дешевле.

Оденсе находится на острове Фюн. С острова Зеландия, где находится датская столица, на Фюн перекинут 7-километровый мост Большой Бельт. Едешь, а кругом только вода:) Кстати, Большой Бельт является единственной платной дорогой в Дании (33 евро за проезд), ну это если ехать на автомобиле.

Оденсе был основан в 988 году и являлся грозной обителью викингов. В его названии даже присутствует имя варяжского бога Одина. Сейчас это третий по величине город Дании. Хотя по российским меркам - это скорее что-то типа райцентра. И скажу я вам, это сказочный райцентр! Первое, что мы увидели, выйдя из здания вокзала - трёх великанов с узнаваемым профилем и парочку, выгуливающую филина. Оказалось, что три великана - это Импровизатор, Дорожный попутчик и Тень, и они действительно олицетворяют Андерсена. А филин пленён злыми волшебниками, пытающимися превратить его в собаку...

А это кто? :) Роскошно лежит у ратуши посреди блошиного рынка. Дети, кстати, используют эту махину вместо горки. Возможно, это Слава.

«Слава - женщина гигантского роста, величиной с башню нашей ратуши. Она смотрит как внизу на земле копошатся люди, мелкие-мелкие. Слава нагибается, наугад берёт одного из них из толпы, поднимает высоко-высоко на уровень своих глаз, внимательно рассматривает его и разочарованно произносит: «опять не тот», и роняет его на землю» (Г. Х. Андерсен).

На рынке со всех сторон за нами подглядывал великий сказочник и его земляки:)

В Оденсе проживает около 200 тысяч человек, и все они фанаты Андерсена. Даже светофоры - с его силуэтом.

И некоторые колодезные люки:)

И граффити:) Мы, увы, с ним не встретились. Источник фото www.lolaakinmade.com.

На улицах разбросано около
18 скульптур на тему творчества Ганса Христина Андерсена.

Уверена, существует какая-нибудь карта с указанием их местонахождения, но у нас её не было, и мы не переставали удивляться, как географии скульптур, так и их внешнему виду:)

Собака из сказки "Огниво", у которой глаза, как чайные блюдца:)

Дюймовочка, по версии датских скульпторов:) Оказывается, она и не должна быть красавицей ибо сказку Андерсен посвятил своей подруге - маленькой горбунье Генриетте Вульф, которая всю жизнь мечтала полюбить эльфа, но чаще ей встречались жуки, кроты и жабы.

А Русалочка? В том атеистическом переводе, который читали мы, девушка страдала от несчастной любви и отсутствия денег на пластическую операцию. У Андерсена же была совсем другая задумка. Его Русалочка была набожной особой и мечтала обрести бессмертную душу, расхаживая в непотребном виде влюбив в себя человека. Адрес Русалочки, Морской ведьмы, Дюймовочки, Ганса Чурбана и самого Андерсена - Оdense, Claus Bergs Gade 7.

Стойкий оловянный солдатик (Overgade, 19) .

Пастушка и Трубочист:) в состоянии аффекта. На пересечении Kongensgade и Vestergade.

А вы знали, что Андерсен писал стихи? "Женщина с лукошком яиц" - одна из его поэтических муз:) стоит по адресу Kongensgade 30.

"Позвольте, мол, сударыня,
Мне вашу ручку правую сейчас поцеловать!"
И - ах, какою гордою тогда пройдусь я павою!
Нос этак задеру...
И задрала!.. Лукошечко свалилось - трах! и яйца,
Попадавши, разбилися, а вместе с ними рушились
Хоромы разноцветные..."

Самой неожиданной находкой стал для нас Голый Король. Он спрятался в секретной подворотне на Vestergade 75, рядом с маленькой и очень приятной кафешкой Cafe Cuckoo"s Nest. Будете в Оденсе, не пропустите. Демократично, джаз-бэнд под окнами и вид на Голого Короля.

В кафе можно попробовать знаменитые смёрребрёды - бутерброды, из которых датчане сделали культ:) Существует около 150 вариаций, но при приготовлении в качестве фундамента всегда используется ржаной хлеб с семечками и сливочное масло, дальше слоями укладываются разные начинки. В конце 19 века на смёрребрёд складывали кусочки вчерашней еды, всё подряд (в этом и была его фишка!). Иногда смёрребрёды делают закрытыми, но это скорее исключение из правил.

Классические смёрребрёды выглядят так.

Скульптуры, посвящённой Снежной Королеве, мы так и не нашли:(

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в этом маленьком жёлтом домике с яркой черепичной крышей (Bangs Boder 29) . Теперь здесь музей.

Отец его был бедным башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно. Первые сказки малыша Андерсена слушал старый кот, живший у них дома. Например, историю про китайского принца, который пророет весь земной шар, вылезет прямо в Оденсе и заберёт его с собой в Китай.

Оденсе, домик Андерсенов. Старинная гравюра.

"Ганс Христиан Андерсен". Иллюстратор Кирилл Челушкин.

Бабушка Ганса по материнской линии служила в госпитале для душевнобольных, который находился неподалеку от дома Андерсенов. Мальчик часто забегал к ней в гости послушать небывалые истории пациентов (уж те рассказывали так рассказывали!). Кстати, по всему Оденсе встречаются "красные следы сказочника" и по ним можно дойти до всех знаковых мест.

В 14 лет Ганс понял, что маршруты пора расширять, и свалил из родительского дома в Копенгаген - на маленьком бумажном кораблике. Там он быстро повзрослел, занялся самообразованием и стал тем Андерсеном, которого узнал весь мир! Это если совсем кратко:)) А в Оденсе остались воспоминания. На каждом шагу:)

В городе есть чудесный сад имени Андерсена, и каждый день там дают представления по мотивам его сказок:)

В остальном - это обычный ландшафтный парк и излюбленное место отдыха горожан.

Источник фото footage.framepool.com.

Кстати, Андерсен - один из самых переводимых в мире писателей. Его сказки переведены более чем на 150 языков. Хотя, как я теперь понимаю, в СССР они были далеки от оригинала, их почти полностью переписали:))

В целом Оденсе произвёл на нас очень приятное впечатление. В городе нашлось всё, что мы любим - узкие улочки, секретные дворики, пряничные домики, цветущие балкончики, река с плакучими ивами...

И даже теннисные столы на улице! :)

Как всегда, не хватило только времени:) И, конечно же, я бы не отказалась побывать в Оденсе в канун Нового года. Судя по этому видео, волшебство там не иссякает.