Где родился свифт в какой стране. Краткая биография джонатан свифт самое главное из жизни английского сатирика

Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии.


Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.

В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народамИталии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери , несправедливо изгнанный,негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть БожественнойКомедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.

Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.

По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgarieloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (Demonarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.

В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народномкрасноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное в дение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, Х VI, 82). Основной темой БожественнойКомедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. БожественнаяКомедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.

Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.

Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.

Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.

С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский , который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.

Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).

В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.

Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы: все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории.

Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.

21 мая в 1265 году родился один из основоположников литературного итальянского языка, величайший поэт, богослов, политический деятель, вошедший в историю мировой литературы как автор «Божественной комедии» Данте Алигьери .

Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Полное имя легендарного поэта — Дуранте дельи Алигьери, появился он на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре Средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.

Данте Алигьери был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Данте получил образование в рамках средневековых школьных программ, а так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. Автор «Божественной комедии» овладел французским и провансальским языками, читал всё, что попадало под руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь учёного, мыслителя и поэта.

Поэт-изгнанник

Юность гениального писателя пришлась на непростой период: в конце XIII века в Италии обострилась борьба между императором и папой. Флоренция, где жили Алигьери, разделилась на две противоборствующие группировки — «чёрных» во главе с Корсо Донати и «белых», к которым принадлежал Данте. Так началась политическая деятельность «последнего поэта Средневековья»: Алигьери участвовал в городских советах и антипапских коалициях, где во всём блеске проявлялся ораторский дар писателя.

Данте не искал политических лавров, но его очень скоро настигли политические тернии: «чёрные» активировали свою деятельность и устроили погром противникам. 10 марта 1302 года Алигьери и ещё 14 «белых» сторонников были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, философу и политику пришлось бежать из Флоренции. Больше никогда Данте не удалось вернуться в любимый город. Странствуя по свету, он искал место, где можно уединиться и спокойно работать. Алигьери продолжал учиться и, самое главное, творить.

Поэт-однолюб

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в юную особу. Именно это нежное чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди . Но никакие узы брака не могли помешать поэту восхищаться своей музой, она всю жизнь оставалась «владычицей его помыслов». Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной в 1290 году.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати . Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура , Тристан и Изольда , Ромео и Джульетта .

Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Итальянская «Комедия»

Смерть Беатриче положила начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона , посещать религиозную школу. Всё это послужило толчком к созданию «Божественной комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг. Поэма Данте оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера.

«Божественной» комедия Алигьери стала не сразу, так её окрестил позже автор «Декамерона» Джованни Боккаччо , придя в восхищение от прочитанного. Данте же назвал свою рукопись очень просто — «Комедия». Он использовал средневековую терминологию, где комедия — это «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»; трагедия — «всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом». Несмотря на то, что в поэме затрагиваются «вечные» темы жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, Данте не мог назвать своё произведение трагедией, ведь она, как и все жанры «высокой литературы», должна была быть создана на латинском языке. Алигьери же писал свою «Комедию» на родном итальянском, да ещё и с тосканским диалектом.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года, оставив после себя значительный след в мировой литературе и положив начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Данте Алигьери – величайший средневековый поэт. Он родился в 1265 г. во Флоренции, в зажиточной семье, принадлежал к гвельфской партии. 9-ти лет от роду Данте влюбился в 8-летнюю Беатриче (может быть, дочь Фолько Портинари, как утверждает Боккаччо), 18-ти лет посвятил ей своей первый сонет. С 24 лет Данте Алигьери принимал деятельное участие в политической и общественной жизни родного города, сначала в военных походах (в битве при Кампальдино, в осаде Капроны 1289 г.); потом (приписавшись для получения политических прав к цеху аптекарей и врачей) – в правительственных органах (в Большом и Малом Советах, в Совете Ста). В 1300 г. Данте исполнял должность приора. Когда гвельфы распались на Черных и Белых, Данте примкнул к последним и вместе с их вожаками покинул Флоренцию, когда Черные в ходе жестокой партийной борьбы взяли верх в союзе с папой Бонифацием VIII (1301). Данте был заочно приговорен к сожжению, а имущество его было конфисковано, так что жена его, Джемма, урождённая Донати, с трудом содержала семью.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

О жизни Данте Алигьери в период изгнания мы имеет мало достоверных сведений. Сначала присоединившись к Белым (тяготевшим к гибеллинам ), Данте потом с ними разошелся, гостил у Бартоломео делла Скала в Вероне, был в Болонье, в Луниджиане, может быть, в Париже. Когда в 1310 г. император Генрих VII отправился походом в Италию, Данте проникся надеждой вернуться в родной город, торопил императора раздавить неблагодарных флорентинцев. Но Генрих VII умер в 1313 г., и Данте снова был обречен на жизнь скитальца, осужден «есть чужой хлеб и всходить по чужим лестницам». Последнее прибежище Данте нашел у Гвидо Новелло да Полента, племянника воспетой им (Ад, V) Франчески да Римини, в Равенне, где он и умер в 1321.

Если внешняя биография Данте в подробностях нам неизвестна, то его духовная история вызвала среди ученых оживленный и продолжительный спор. В статье «Dante"s Trilogie» исследователь Витте старался доказать, что жизнь и творчество Данте Алигьери представляют собой «трилогию». В юности Данте был наивно верующим человеком: этот период опоэтизирован в его «Новой Жизни » («Vita Nuova»). В зрелые годы Данте от веры перешел к сомнению: эта эпоха увековечена им в «Пире » («Convivio»). Наконец, на склоне жизни Данте Алигьери снова вернулся к вере, но уже не детски-наивной, а просветленной разумом: эта последняя фаза его духовного развития нашла свое художественное воплощение в «Божественной Комедии » («Divina Commedia»).

Памятник Данте на площади Санта-Кроче во Флоренции

Гипотеза Витте вызвала оживленный спор на страницах немецкого «Дантовского ежегодника», после которого от неё уцелела только основная её идея. Жизнь и творчество Данте в самом деле представляют собой трилогию, и притом в двояком отношении. С формально-психологической стороны это – трилогия любви. В основе мира и жизни лежит по философскому учению Данте (Пир, III; Чистилище, XVII и XVIII), любовь, как основная движущая сила. Стихийная в низших сферах, она становится сознательной в человеке. В сердце юноши Данте эта любовь обращена к женщине. В «Новой Жизни», состоящей из ряда стихотворений, спаянных и объяснённых прозаическим комментарием, воспета в загадочно-мистических тонах платоническая страсть поэта к Беатриче. Некоторые толкователи Данте видят в ней, впрочем, не земную женщину, а лишь символ или католицизма (Перес) или империи (Россетти) или же вечной женственности (Бартоли). В зрелый период жизни Данте обращает свою любовь уже не к женщине, а к «философии», воспевая в «Пире» не мадонну, а науку, знание (О любви, как основе философствования, см. Пир, III). Наконец, на склоне лет любовь Данте обращена к Богу, к небесам (Рай, XV).

Жизнь и творчество Данте Алигьери представляют вместе с тем в культурно-историческом отношении «трилогию» человека, выросшего на рубеже двух сменявшихся эпох. В юности – поэт-мистик в духе любовной лирики трубадуров , преобразованной в Италии представителями dolce stil nuovo («Новая Жизнь»), Данте в зрелом возрасте является пионером новой реалистической культуры начинавшегося Возрождения , утверждая (Пир, III, 15), что не к разрешению «вечных» метафизических вопросов стремится, главным образом, ум человека, а к постижению земных наук. Он и сам углубляется в изучение научных проблем («Пир» – своего рода, хотя и неоконченная, энциклопедия; «De vulgari eloquentia» – первый трактат по лингвистике и теории словесности), предаётся земной любви (увлечение donna gentile в конце «Новой Жизни», Петрой, см. «Canzoniere»), увлекается мирскими общественными и политическими делами. Но Данте не остановился на этой реалистической точке зрения, а вернулся на склоне лет к средневековому аскетическому мировоззрению, объявив земные блага прахом и тленом (Чистилище, XIX, Рай, XI), сосредоточив свои помыслы на Боге, как на высшей цели бытия. Из этого аскетического настроения выросла «Комедия» Данте, прозванная так, потому что она открывается ужасом и кончается блаженством (см. письмо к Кангранде делла Скала, может быть, написанное не Данте). Эпитет «божественная» (в смысле «несравненная») встречается впервые в 1555 году.

(Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е.