Где учился андерсен. Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник

ВЛАСОВ.

Краткая справка.

ВЛАСОВ Андрей Андреевич (1901-1946). Генерал-лейтенант, Председатель Комитета Освобождения Народов России, Главнокомандующий Вооруженными Силами КОНР. Создатель и главнокомандующий «Русской освободительной армии» (РОА). Родился в с. Ломакино Нижегородской губернии в многодетной крестьянской семье, тринадцатый ребенок. После сельской школы окончил духовное училище в Нижнем Новгороде. Два года учился в духовной семинарии. После Октябрьской революции поступил в Нижегородскую единую трудовую школу, а в 1919 г. - в Нижегородский государственный университет на агрономический факультет, где занимался до мая 1920 г., когда был призван в РККА. В 1920-1922 гг. учился на командирских курсах, участвовал в боях с белогвардейцами на Южном фронте. С 1922 по 1928 г. Власов занимал командные должности в Донской дивизии. После окончания Высших армейских стрелковых курсов им. Коминтерна (1929) преподавал в Ленинградской школе тактики им. В.И. Ленина. В 1930 г. вступил в ВКП(б). В 1933 г. окончил высшие курсы комсостава «Выстрел». В 1933-1937 гг. служил в Ленинградском военном округе. В 1937-1938 гг. был членом военного трибунала в Ленинградском и Киевском военных округах и, как он сам писал, «всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся». С апреля 1938 г. - помощник командира 72-й стрелковой дивизии. Осенью 1938 г. направлен военным советником в Китай (пседоним «Волков»). С мая 1939 г. - главный военный советник. Награжден Чан Кайши орденом Золотого Дракона и золотыми часами.

С января 1940 г. Власов в чине генерал-майора командовал 99-й дивизией, которую в короткое время превратил в лучшую из всех трехсот дивизий Красной Армии. Газета «Красная Звезда» в серии статей (23-25 сентября 1940 г.) прославляла дивизию, отмечая высокую боевую подготовку личного состава и умелую требовательность командования. Эти статьи изучались на политзанятиях во всей Красной Армии. Особенно подчеркивались выдающиеся заслуги генерала Власова. Нарком Тимошенко наградил комдива золотыми часами. Позже сам Сталин приказал наградить Власова орденом Ленина (февраль 1941 г.), а 99-ю дивизию - переходящим Красным Знаменем РККА. В ходе войны дивизия первой из всех получила орден (Стрижков Ю.К. Герои Перемышля. М, 1969).

В январе 1941 г. Власов был назначен командиром 4-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа. Война для Власова началась под Львовом. За умелые действия при выходе из окружения он получил благодарность и был назначен командующим 37-й армией, защищавшей Киев. Как известно, вся Киевская группировка (пять армий, около 600 тысяч человек) попала в окружение. После жестоких боев разрозненные соединения 37-й армии сумели пробиться на восток, а раненого командарма солдаты вынесли на руках.

8 ноябре 1941 г. после приема у Сталина назначен командующим 20-й армией Западного фронта. Под его командованием 20-я армия отличилась в декабрьском наступлении под Москвой, освободила Волоколамск и Солнечногорск. В январе 1942 г. Власову присвоено звание генерал-лейтенанта, он был награжден орденом Красного Знамени. Г.К. Жуков, который с 1940 г. поддерживал Власова, дал ему следующую характеристику: «Лично генерал-лейтенант Власов в оперативном отношении подготовлен хорошо, организационные навыки имеет. С управлением войсками справляется вполне».

9 марта 1942 г. он был назначен заместителем командующего Волховским фронтом. Фронт был создан Ставкой для деблокады Ленинграда в декабре 1941 г. После эвакуации раненого командира 2-й ударной армии Власова назначили на его должность (16 апреля 1942 г.).

2-я ударная армия попала в окружение еще в январе 1942 г. в результате, главным образом, бездарных действий Ставки Главного командования. В свою очередь командующий фронтом К.А. Мерецков, только недавно освобожденный Сталиным из застенков НКВД (и чудом оставшийся в живых), боялся сообщать в Кремль о реальной ситуации на фронте. Почти без продовольствия и боеприпасов, не имея средств связи, 2-я ударная несла огромные потери. В конце концов, в июне 1942 г. Власов отдал приказ пробиваться к своим мелкими группами.
Вечером 13 июля 1942 г. недалеко от с. Туховежи Ленинградской области Власов уснул в каком-то сарае, где и был взят в плен: видимо, о нем донесли крестьяне (Штрик-Штрикфельдт В. Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и русское освободительное движение. М., 1993. С. 106). Находясь в Винницком военном лагере для пленных офицеров, он согласился сотрудничать с вермахтом и возглавить русское антисталинское движение.


В ответ на приказ Сталина, объявившего его изменником, Власов подписал листовку, призывавшую свергнуть сталинский режим и объединиться в освободительную армию под его, Власова, руководством. Генерал также написал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом». Листовки разбрасывались с самолетов на фронтах, распространялись в среде военнопленных. 27 декабря 1942 г. Власов подписал так называемую Смоленскую декларацию, в которой изложил цели власовского движения. В середине апреля 1943 г. Власов посетил Ригу, Псков, Гатчину, Остров, где выступал перед жителями оккупированных районов. До июля 1944 г. Власов пользовался сильной поддержкой немецких офицеров, настроенных против Гитлера (граф Штауффенберг и др.). В сентябре 1944 г. он был принят Гиммлером, шефом СС, который вначале был против использования Власова, но, сознавая угрозу поражения, в поисках доступных резервов дал согласие на создание формирований Вооруженных сил КОНР под руководством Власова. 14 ноября 1944 г. был провозглашен Пражский манифест, главный программный документ власовского движения. Власов был назначен главнокомандующим им же создаваемой Русской освободительной армией (РОА). Гитлер был против создания РОА и изменил свое мнение лишь в сентябре 1944 г., когда положение фашистов на Восточном фронте катастрофически ухудшилось. Большая часть военнопленных вступала в РОА, чтобы сохранить себе жизнь и не погибнуть в лагерях. В феврале 1945 г. была сформирована первая дивизия РОА, затем вторая1. Однако на Восточном фронте власовцы фактически не сражались - Гитлер приказал отправить все русские и другие национальные формирования германской армии на западный фронт. Многие солдаты и офицеры таких частей добровольно сдавались в плен американцам и англичанам. 14 апреля 1945 г. 1-й дивизии РОА было приказано сдерживать наступление Красной Армии на Одере, однако дивизия, игнорируя приказ, двинулась на юг в Чехословакию. В начале мая 1945 г., отвечая на призыв о помощи со стороны восставших жителей Праги, эта дивизия помогла восставшим разоружить части немецкого гарнизона. Узнав о подходе танков маршала Конева, дивизия, покинув Прагу, направилась на запад, чтобы сдаться американцам. 27 апреля 1945 г. Власов отверг предложение испанских дипломатов генерала Франко эмигрировать в Испанию. 11 мая 1945 г. он сдался американцам в замке Шлоссельбург, а 12 мая неожиданно был захвачен в штабной колонне сотрудниками СМЕРШа 162 танковой бригады 25-го танкового корпуса. На закрытых заседаниях Военной коллегии (май 1945 - апрель 1946 г.), без адвокатов и свидетелей, дал обширные показания о своей деятельности, но виновным себя в измене Родине не признал. Это его поведение (и некоторых других власовцев) не позволило провести над ними открытый судебный процесс. Военной коллегией Верховного суда СССР во главе с генералом юстиции В.В. Ульрихом приговорен к смертной казни через повешение. Казнен в ночь на 1 августа 1946 г. (Известия. 1946. 2 авг.). По некоторым данным, останки захоронены в Москве на Донском кладбище.

Власовцы, которым не удалось бежать, были выданы союзниками СМЕРШу в период 1945-1947 гг.

Судьба генерала Власова продолжает вызывать острые дискуссии. Многие согласны с официальным осуждением его как предателя, другие считают Власова одной из бесчисленных жертв сталинского режима. Он мог бы стать героем, если бы застрелился - вспомним генерала Самсо-нова, командующего 2-й ударной армией в Первой мировой войне, который, попав в окружение в 1914 г. в аналогичной ситуации в лесах Восточной Пруссии, покончил с собой. После долгого запрета имя Власова появилось в российской печати (Колесник А.Н. Генерал Власов - предатель или герой? М., 1991; Пальчиков П.А. История генерала Власова // Новая и новейшая история. 1993. № 2; Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1993; Вронская Док. Предатели? // Столица. 1991. № 22; Трушнович Я.А. Русские в Югославии и Германии, 1941-1945 // Новый часовой. 1994. №2. С. 160-161; Толстой Н. Жертвы Ялты. М., 1995).

Примечания
1) На конец апреля 1945 г. генерал-лейтенант А.А. Власов имел в своем подчинении Вооруженные Силы в следующем составе: 1-я дивизия генерал-майора С.К. Буняченко (22 000 чел.), 2-я дивизия генерал-майора Г.А. Зверева (13 000 чел.), 3-я дивизия генерал-майора М.М. Шаповалова (не вооруженная, имелся лишь штаб и 10 000 добровольцев), запасная бригада полковника СТ. Койды (7000 чел.), Военно-Воздушные Силы генерала Мальцева (5000 чел.), дивизион ПТО, офицерская школа, вспомогательные части, Русский Корпус генерал-майора Б.А. Штейфона (4500 чел.), казачий стан генерал-майора Т.И. Доманова (8000 чел.), группа генерал-майора А.В.Туркула (5200 чел.), 15-й казачий кавалерийский корпус генерал-лейтенанта X. фон Панвица (более 40 000 чел.), казачий резервный полк генерала А.Г. Шкуро (более 10 000 чел.) и несколько мелких формирований численностью менее 1000 чел.; всего более 130 000 человек, однако эти части были разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, что стало одним из главных факторов их трагической судьбы (Трушнович Я.А. Русские в Югославии и Германии, 1941-1945 // Новый часовой. 1994. №2. С. 155-156).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советник при китайском маршале.


Власов Андрей Андреевич (Волков) - родился 1.09.1901 г. в с. Ломакино Покровской волости Серначевского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина. Русский. В 1919 г. окончил 1-й курс агрономического факультета Нижегородского государственного университета. В РККА с 1920 г. Член РКП(б) с 1930 г. Окончил Нижегородские пехотные курсы (1920), высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава РККА им. Коминтерна (1929). Занимал различные должности от командира взвода до начальника 2-го отдела штаба ЛенВО. С января 1936 г. - майор, с 16 августа 1937 г. - полковник. В конце октября 1938 г. был направлен в Китай в качестве военного советника. Служил в Чунцине. До февраля 1939 г. стажировался в штабе главного военного советника (комдива А. Черепанова). Читал лекции чинам китайской армии и жандармерии по тактике стрелковых подразделений. С февраля 1939 г. находился в качестве советника при штабе маршала Янь Си-шаня, возглавлявшего 2-й военный район (провинция Шаньси) и вошедшего позже в блок для совместных действий против «красной опасности». В августе 1939 г. «за нарушение норм поведения советского коммуниста за рубежом» был переведен в приграничные районы Монголии. 3 ноября 1939 г. вернулся в СССР. После Китая занимал должности: командира 72-й стрелковой и 99-й стрелковой дивизий КОВО. С 28.02.1940 г. - комбриг, с 5.06.1940 г. - генерал-майор. Был награжден орденом Красного Знамени. С 17.01.1941 г. - командир 4-го механизированного корпуса КОВО. В начале Великой Отечественной войны с частями корпуса попал в окружение. После выхода был назначен командующим 37-й армией Юго-Западного фронта. Вновь попал в окружение. После выхода и соответствующей проверки был назначен командующим 20-й армией, с которой принял участие в обороне Москвы. Был награжден орденом Красного Знамени. С 24.01.1942 г. - генерал-лейтенант. В дальнейшем занимал должности заместителя командующего Волховским фронтом и командующего 2-й Ударной армией. 12 июля, выходя из окружения, был взят в плен. После допросов и бесед с представителями германского командования дал согласие сотрудничать с немцами. Стал организатором Русской освободительной армии (РОА). В конце 1944 г. возглавил Комитет освобождения народов России (КОНР), стал командующим ВС КОНР. В мае 1945 г. был арестован советскими органами и доставлен в Москву. В ночь на 1 августа1946 г. по приговору ВКВС СССР был повешен.

Использованы материалы книги А.Окорокова Русские добровольцы. М., 2007.

Вот как пишет о генерале Власове писатель-фронтовик, Герой Советского Союза Владимир Карпов: " С 25 по 27 сентября в 99 и стрелковой дивизии, входившей в составКиевского Особого военного округа, которым командовал Жуков, были проведенысмотровые учения в присутствии нового наркома обороны. На многих учениях вдругих округах чаще всего отмечались недостатки, командиры наказывались запослабление подчиненным. А тут вдруг впервые была отмечена очень высокаяподготовленность дивизии и умелая требовательность командования "Краснаязвезда" была несколько дней заполнена статьями об успехах 99-й стрелковойдивизии. Я перечитал эти сентябрьские номера газеты за 1940 год, такие еестатьи, как "Новые методы боевой учебы", "Партийная конференция 99-й СД","Командир передовой дивизии" Был опубликован приказ наркома обороны от 27сентября 1940 года, в нем среди прочего было сказано: "Красноармейцы иначальствующий состав дивизии в процессе учений показали умение решатьбоевые задачи в сложных условиях.
За успехи в боевой подготовке и образцовые действия на смотровомтактическом учении награждаю:

1. 99-ю стрелковую дивизию - Переходящим Красным знаменем КраснойАрмии;
2 Артиллерию 99-й стрелковой дивизии - Переходящим Красным знаменемартиллерии Красной Армии "

На политзанятиях во всей Красной Армии изучались статьи об этойпрославленной тогда дивизии. Вот одна из них передо мной - "Командиркраснознаменной дивизии" В этой статье воздавалось должное командирудивизии, который в условиях невероятной требовательности отличился передвсеми другими своей сверхтребовательностью. Я умышленно не называю пока егофамилии, чтобы это стало более неожиданным для читателей. Вот что писалось втой статье о командире дивизии: "За двадцать один год службы в Красной Армиион приобрел ценнейшее для военачальника качество - понимание людей, которых он призван воспитывать, учить, готовить к бою. Это понимание не книжное, неотвлеченное, а реальное "Я люблю службу",- часто говорит генерал. И он умеет раскрывать и поощрять в людях рвение к службе Он ищет в человеке и развиваетв нем военные способности, закаляя их в постоянных упражнениях, испытанияхполевой жизни. Человек бывалый, неприхотливый, приученный к суровой боевойжизни, которая и является для него родной стихией, он всей душойприветствовал новое направление в боевой подготовке войск. Военныйпрофессионал, он давно убедился на практике в могучей силетребовательности... Генерал вывел дивизию в болото и леса под открытое небо.Учил для боя, для воины".
Нарком обороны наградил командира 99-й дивизии золотыми часами, аправительство - орденом Ленина. 99-я стрелковая дивизия стала образцом длявсей Красной Армии. А теперь я скажу читателям, кто же был этотпрославленный и требовательный командир - генерал-майор А А Власов. Да-да,тот самый Власов, который позднее станет изменником. РодиныКомандующий округом Жуков тоже высоко ценил работоспособность и требовательность Власова. Вот какую он подписал ему аттестацию в те дни. Ясчитаю необходимым ознакомить с ней читателей, потому что "власовщина" нетакое простое явление, как его трактуют в нашей литературе, нам придетсяразобраться с этим делом подробнее и глубже".

Аттестация за период с 1939 по октябрь 1940 года на командира 99-й стрелковой дивизии генерал-майора Власова Андрея Андреевича.

1. Год рождения- 1901 г.

2. Национальность - русский

3 Партийность - член ВКП(б) с 1930 г

4Соц. положение- служащий.

5. Общее и воинское образование - общее среднее,военное- 1 курс вечерн[ей] военной академии.

6. Знание иностранных языков -немецкий, читает и пишет со словарем.

7. С какого времени в РККА - 1920 г.

8С какого времени на должностях начсостава - 1920 г.; в занимаемой должности- с 1940 г.

9. Участие в гражданской войне - в гражданской войне участвовал.
10. Награды - юбил[ейная] медаль XX лет РККА.
11. Служба в белых и буржуазно-националистических армиях иантисоветских бандах - не служил
Предан партии Ленина - Сталина и социалистической Родине.
Прекрасно всесторонне развит, военное дело любит, много работает надсобой, изучает и хорошо знает военную историю, хороший руководитель иметодист, обладает высокой оперативно-тактической подготовкой.
В генерале Власове удачно сочетается высокая теоретическая подготовка спрактическим опытом и умением передать подчиненным свои знания и опыт.
Высокая требовательность к себе и подчиненным - с постоянной заботой оподчиненных Он энергичен, смел в решениях, инициативен.
Хорошо знает жизнь частей, знает бойца и умело руководит воспитаниемих, начиная с мелочей; любит войсковое хозяйство, его знает и учит частизаниматься им.
Дивизия, которой генерал Власов командует с января 1940 года, под егонепосредственным руководством много и упорно работает над отработкойотделения, взвода, роты, батальона и полка и добилась в этом большихуспехов.
Вникая но все детали отработки мелких подразделений, генерал Власовсделал дивизию крепкой, высоко тактически отработанной, физически закаленнойи вполне боеспособной.
Дисциплина в частях 99 ДС на высоком уровне.
Генерал-майор Власов непосредственно руководит подготовкой штабовдивизии и полков. Он уделяет много внимания состоянию учета и хранениясекретных и мобилизационных документов и хорошо знает технику штабнойслужбы.
Его авторитет среди командиров и бойцов дивизии высок. Физически здорови к походной жизни вполне годен.
Вывод: Занимаемой должности вполне соответствует. В военное время можетбыть использован в должности командира корпуса.

Командир 8 стрелкового корпуса, генерал-майор Снегов

Заключение старших начальников:
Согласен
Командующий войсками КОВО
Генерал Армии Жуков
Член Военного Совета КОВО
Корпусный Комиссар

Источник: "Роман-газета" 1991 год
Владимир ВАСИЛЬЕВИЧ Карпов
МАРШАЛ ЖУКОВ, ЕГО СОРАТНИКИ И ПРОТИВНИКИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И МИРА
Книга 1 . Сайт: http://lib.ru/PROZA/KARPOW_W/zhukow.txt

"В дни битвы за Москву - пишет далее Владимир Карпов - начала зарождаться легенда о генерале Власове. Вэтой битве он не совершил ничего особенного, и даже наоборот, почти неучаствовал в ней из-за болезни. Но после того как Власов перешел на сторону гитлеровцев и стал претендовать на роль "освободителя народов России",потребовалась ему престижная биография. Вот и начали придумывать ему патриотические подвиги. Один (довольно талантливый сочинитель) написал о нем целую книгу, в которой выдает Власова за главного защитника Москвы.

Поскольку нам придется еще не раз соприкасаться с этой личностью,считаю необходимым поставить точки над "и" в cа мом начале мифотворчества.

Я впервые услышал о Власове еще в предвоенные годы, будучи курсантомТашкентского пехотного училища имени Ленина. После неудач в финской войне новый нарком обороны маршал Тимошенко издал приказ по боевой подготовке, основной идеей которого был принцип: учить тому, что необходимо на войне, вусловиях, приближенных к боевой обстановке. Это означало, что мы большую часть своей учебы и жизни будем проводить в поле.

И пошли бесконечные учения, окапывания, многокилометровые дневные и ночные марши, самостоятельное приготовление пищи (каши) в полевых условиях или питание сухим пайком в течение нескольких суток. Дисциплинарные гайки закрутили до последней степени: за опоздание из увольнения на несколько минут - арест, на несколько часов - трибунал. Некоторые курсанты, даже у насв училище, где все же был режим учебного заведения, не выдерживали такой истязательной требовательности, и бывали случаи самоубийств.

Вот в таких драконовских условиях генерал Власов выделился своей жестокостью. При осенней проверке частей Красной Армии его 99-я стрелковая дивизия была признана лучшей в сухопутных войсках...

Наверное, не трудно представить, каким был этот генерал, отличившийся таким образом в тех невероятно тяжелых условиях службы.

Тогда Власова наградили орденом Ленина. А нарком обороны Тимошенко такрасчувствовался на учениях от требовательности Власова, что тут же вручилему золотые часы. "Красная Звезда" печатала статьи, восхваляя ипропагандируя непреклонную требовательность командира лучшей дивизии. 99-я стрелковая дивизия получила переходящее Красное знамя РККА.

Власов считался тогда кристально чистым по происхождению и образцовым спартийной стороны офицером. Правда, был у него небольшой грешок: в молодостив попы готовился - окончил духовное двухгодичное училище в Нижнем Новгородеи затем поступил в духовную семинарию, где проучился еще два года. Но кто жемог этим упрекнуть генерала? Сам Генсек Сталин был когда-то таким же семинаристом. Это сходство, пожалуй, работало на авторитет Власова. Во всехаттестациях и характеристиках подчеркивается его политическая зрелость ипреданность партии. Он сам в автобиографии пишет (в том же 1940 году):

"В ВКП(б) вступил в 1930 г. ...Неоднократно выбирался членом партийногобюро школы и полка. Был редактором школьной газеты. В общественной работевсегда принимал активное участие, был избираем членом военного трибуналаокруга".

Обратите внимание - заседал в трибунале в годы самых жестоких репрессий(1937-1939). Я не располагаю материалами о том, кого конкретно осудил иотправил на тот свет за антисоветскую деятельность будущий борец сбольшевизмом, но, наверное, очень многих, потому что приговор к высшей меренаказания - расстрелу - был в те годы самым частым. (Оставляю возможностьпоискать в архивах и осветить эту сторону деятельности Власова другимисследователям, так как не располагаю на это временем и документами).

Вот какими слонами завершает Власов описание своего партийногопортрета:

"Партвзысканий не имел. В других партиях и оппозициях никогда и нигдене состоял и никакого участия не принимал, никаких колебаний не имел. Всегдастоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся. ОрганамиСоветской власти к суду никогда не привлекался. За границей не был".

В общем, кристально чистый, безоглядно преданный коммунист. Насчет "заграницей не был" Власов лукавит. Был он за рубежом, в Китае, немногим болеегода, с сентября 1938-го по декабрь 1939-го.

На сей счет я располагаю любопытным документом:

СПРАВКА

Секретно

Кандидатура полковника Власова Андрея Андреевича проверялась через НКВДпо линии Разведывательного управления для посылки в командировку за рубеж.Получена проверка № 167 от 11 августа 1938 г., что компрометирующих
материалов нет.

Какое задание выполнял Власов, тоже оставляю для выяснения другимавторам. В завершение этого эпизода из жизни Власова скажу лишь то, что ондал подписку о неразглашении, и поэтому имел юридическое право не упоминатьо задании. Однако добавлю такой штрих, чтобы дать читателям пищу дляразмышлений. Разведывательное управление, использовав Власова только одинраз, почему-то не оставило его в своих кадрах, а написало хорошуюхарактеристику о преданности партии и, как говорится, с миром вернуло наслужбу в войска. Вывод в характеристике такой: "Тов. Власов, находясь вкомандировке, с работой справился".

Я не один год прослужил в этом уважаемом управлении и знаю: попасть вразведку - дело весьма трудное, но уйти из нее еще сложнее. Когда офицерапосле первого испытания возвращают в войска, за этим стоит нечто не в пользуэтого человека.

Пишу об этом не потому, что так полагается писать о изменнике, - нет инет. Сам факт говорит за себя: почему-то не пришелся ко двору в разведкеВласов.

Таким образом, Власов не мог бы пожаловаться на трудное продвижение вслужбе. Наоборот - головокружительный взлет: неполный год командовалдивизией (с января по октябрь 1940 года), неполный месяц корпусом (с 22.6 по13.7.41), с сентября 1941 г. командовал 37-й армией до дня сдачи Киева.Затем выходил из окружения, и в ноябре назначен командующим 20-й армией,
которая обороняла Москву в составе Западного фронта.

Много было написано в западных и наших изданиях об этом периоде"полководческой деятельности" Власова.

Не хочу обременять читателей опровержением всех этих небылиц, приведунесколько документов, которые перечеркивают все тенденциозные выдумки. Всвоих воспоминаниях генерал Сандалов, бывший тогда начальником штаба 20-йармии, пишет, что Власов был только назначен командующим, но на первом этапебитвы за Москву в командование армией практически не вступил - находился
далеко от передовой, в госпитале.

Военный совет армии, вполне естественно, запрашивал разные инстанции -когда же появится командующий? Вот один из телеграфных ответов:

Начальнику Главного управления кадров Красной Армии

Генерал-майор Власов сможет быть направлен не ранее 25-26 ноября связи
продолжающимся воспалительным процессом среднего уха.

Начальник штаба ю.з.ф. Бодин Нач. воеисанупра ю.з.ф. Бялик

Генерал Сандалов пишет в своих мемуарах, что при его назначении на должность начальника штаба 20-й армии он спросил маршала Шапошникова: "А ктоназначен командующим армией?"

Недавно вышедший из окружения командующий 37-й армией Юго-Западногофронта генерал Власов, - ответил Шапошников. - Но учтите, что он сейчасболен. В ближайшее время придется обходиться без него...

Следовательно, Власов практически не вступил в командование 20-й армиейв ноябре 1941 года, когда шел оборонительный период битвы за Москву. В этоммесяце армия только формировалась и была в резерве Ставки.

Отсутствие Власова в "ближайшее время", о котором сказал Шапошников,растянулось, по сути дела, и на весь период контрнаступления под Москвой.

Вот что пишет генерал Сандалов о первом посещении Власовым штаба 20-йармии:"Сокрушительный удар дивизии Короли и групп Ремизова и Катукова стоилнеприятелю больших потерь, смял его оборонявшиеся части и принудил их котходу.Наступая на пятки отходившего в Волоколамск противника, нанося емуфланговые удары лыжными отрядами, 331-я дивизия Ф. П. Короля подошла утром19 декабря к восточным предместьям Волоколамска.
В полдень 19 декабря в с. Чисмены начал развертываться армейскийкомандный пункт. Когда я и член Военного совета Куликов уточняли на узлесвязи последнее положение войск, туда вошел адъютант командующего армией идоложил нам о его приезде. В окно было видно, как из остановившейся у домамашины вышел высокого роста генерал в темных очках. На нем была меховаябекеша с поднятым воротником, обут он был в бурки. Это был генерал Власов.Он зашел на узел связи, и здесь состоялась наша первая с ним встреча.Показывая положение войск на карте, я доложил, что командование фронта оченьнедовольно медленным наступлением армии и в помощь нам бросило наВолоколамск группу Катукова из 16-й армии. Куликов дополнил мой докладсообщением, что генерал армии Жуков указал на пассивную роль в руководствевойсками командующего армией и требует его личной подписи на оперативных
документах. Молча, насупившись, слушал все это Власов. Несколько разпереспрашивал нас, ссылаясь, что из-за болезни ушей он плохо слышит. Потом сугрюмым видом буркнул нам, что чувствует себя лучше и через день-два возьметуправление армией в свои руки полностью...
Вечером группа генерала Ремизова и морская бригада заняли пригороднуюслободу Пушкари и вышли к северозападной окраине Волоколамска. Несколькопозже сибиряки 331-й дивизии Короля во взаимодействии с танкистами группыгенерала Катукова пробились к восточной и юго-восточной окраинам города.Ночью начался штурм города".

Из приведенных цитат ясно одно: Власов к взятию Волоколамска не имеетникакого отношения, потому что он там не был и армией не командовал.

Что касается Солнечногорска, освобождение которого тоже записывают взаслуги Власову, то этот город был освобожден 12 декабря, задолго до первогоприезда - 19.12 - и быстрого отъезда Власова, о котором пишет генералСандалов.

Мне могут возразить: но генерал Власов за бои под Москвой награжденорденом Красного Знамени! Это верно. А случилось так: всех командующихармиями за победу под Москвой представили списком на награждение такиморденом. Был в этом списке и генерал Власов - по должности, а не по делам.

А вот Жукова в списке не было, и он за эту блестящую победу по защите столицы, а потом и за решительное контрнаступление, не награжден. Не было всписке...

Список командующих армиями составлял Жуков как командующий Западнымфронтом, он не мог включить самого себя.

Но Верховного Главнокомандующего Сталина тоже не наградили за этовыигранное великое сражение. Видно, не до того было...".

В начало

Биография Ганса Христиана Андерсена: где жил взрослый сказочник? 2 апреля исполнится 213 лет со дня рождения писателя. Что сокрыто между строк детского писателя, читайте в сегодняшней заметке, посвященной датскому прозаику.

Где жил Ганс Христиан Андерсен?

«Жизнь каждого человека – это сказка,

написанная Богом»

Г. Х. Андерсен

Сказки Ганса Христиана Андерсена, не раз переосмысленные мультипликаторами и режиссерами, сопровождали взрослых с пеленок до становления. Популярные «Русалочка», сгинувшая в морской пене, «Девочка со спичками» , от истории которой кровь холодеет, «Девочка, наступившая на хлеб», «Красные башмачки» и другие были посвящены не детям, а взрослым, не утратившим веру в сказку. Перечитывая строки знакомых историй, можно находить новые и новые ответы на сложные жизненные вопросы.

«Жил-был тролль, злющий-презлющий…»

Не тролль, конечно, но его создатель – Ганс Христиан Андерсен родился и жил в городе Оденсе, Датско-Норвежской унии со 2 апреля 1805 года. Отец был башмачником, а мать прачкой. Словно сошедшие с литературных подмостков, родители подарили мальчику неиссякаемые мотивы для сказок. Ганс был нервным ребенком с плохими физическими показателями, поэтому со школы приходил в побоях. Автор «Пользы от волшебства» Ален Брук провела исследование для The New York Times о детстве писателя. Оказалось, что побои и физические издевки были нормальными не только для школьников, но и учителей, использовавших силу, как один из методов «обучения».

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»

Г. Х. Андерсен

Волшебство окружало Ганса с молодых лет. Несмотря на бедное происхождение, в городке ходили слухи, что Ганс принадлежал к знатному роду. В автобиографии Христиан не раз упоминал о дружбе с королем Федериком VII, а тогда еще принцем Фритсом. Плод своих фантазий автор пытался оживить, устраивая спектакли дома, от чего получал издевки одногодок.

Ганс Андерсен: страхи, женщины и сказки

Года издевательств и бесплотных фантазий сделали из Ганса Христиана Андерсена нервозного юношу. По данным биографов и вытяжкам из автобиографии автора можно сформировать портрет сказочника: худощавый, высокий, сутулый, с тревожным взглядом. Боялся, казалось, всего на свете: собак, ограбления, отравления, сгореть в огне, выпасть из окна. Последние два страха подтолкнули писателя повсюду носить с собой веревку, будучи экипированным на случай неожиданного прошествии. Один раз дети прислали автору в подарок коробку конфет, но Ганс настолько боялся отравления, что переслал подарок племянницам.

Гансу Христиану было под 40 лет, когда он впервые влюбился. В 1840 году познакомился с Дженни Линд в Копенгагене. Хотя внутренний мир Ганса Андерсена был занят сказками и ни о каких романах речь не могла идти, девушка украла сердце нервозного писателя и вскоре, в 1843 году он напишет в своем дневнике , будто удивляясь и одновременно восторгаясь, «Я люблю!».

Развивая другие стороны профессионального направления, увлекался созданием комедий и пьес, писал стихи, в частности для Дженни Линд, которая вскоре вышла замуж за другого, не разделив пылкой любви писателя. Пробовал себя в роли романиста, но запомнился в народе, как старый-добрый сказочник Ганс.

«Меня сделали писателем песни отца и речи безумных» — писал Г. Андерсен. Не знаем, речи ли в голове или из окружения, но в мрачных картинах сказок с толикой надежды и безмерными просторами чистоты сказочнику удалось передать частицу себя.

Ганс Христиан Андерсен, цитаты и афоризмы:

  • «Жизнь, как красивая мелодия, только песни перепутались»;
  • «Когда отдаляешься от гор, только тогда видишь их в подлинном обличии. Также же и с друзьями».
  • «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

(Пока оценок нету)

В городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.

На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В том же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя "Импровизатор" (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма "Мулат" (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле-Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность ("История одной матери"), подвиг любви ("Русалочка"), силу искусства ("Соловей"), тернистый путь познания ("Колокол"), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом ("Снежная королева"). Многие сказки автобиографичны. В "Гадком утенке" Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

Среди произведений Андерсена, вышедших во второй половине его жизни (1845-1875) — поэма "Агасфер" (1848), романы "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1853) и др. В 1846 году он начал писать свою художественную автобиографию "Сказка моей жизни", которую окончил в 1875 году, последнем году своей жизни.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена — высшая международная награда в современной детской литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года — художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

В связи с 200-летием со дня рождения писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Ганса Христиана Андерсена.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Датская литература

Ганс Христиан Андерсен

Биография

АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805−1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю Абеллино - страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.

Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.

К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.

После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1−3, 1835−1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830−1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, „Импровизатор“ прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л. Н. Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Ганс-Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника-плотника, в городе Оденсе (остров Фюн) второго апреля 1805 года. Его детство прошло с рассказами и песнями отца и вырезными фигурками его деда. Мать научила его швейному мастерству. После просмотра спектакля Абеллино «Страшный бандит», он начал придумывать свою первую пьесу, делая для нее кукольных артистов. Письму и чтению обучился к 10 годам, начальную школу закончить не смог.

Когда Гансу исполнилось 12 лет, его отец умер. И мальчику пришлось идти помощником сначала на суконную а потом на табачную фабрику. Заработав немного денег, четырнадцатилетний Христиан отправился в Копенгаген в 1819г.. Там он получал уроки балета, латыни, немецкого и датского языка. Также начал углублять свои знания в мировой поэзии и драматургии. Живя в голоде и бедности начинает писать свою первую трагедию «Разбойники в Виссенберге». За публикацию первого акта в газете «Арфа», получил свой первый гонорар. После чего начал писать трагедию «Альфсоль». В Это время стает знаменит среди копенгагенских знаменитостей. За содействия Й. Коллина ему достается королевская стипендия. 1822 - был принят во второй класс латинской гимназии в Слагельсе. В те годы очень много пишет, а его стихи «Умирающее дитя», «Вечер» очень высоко оценивают критики.

1828 год – зачислен в Копенгагенский университет и получил звание кандидата философии. Первая романтическая проза Ганса вышла в 1829. Большой триумф ему приносит его водевиль «Любовь на Николаевой башне» 1829. В 1831 написал «Теневые картины» и сборник стихов «Фантазии и эескизы». В 1833 сотворил для короля Дании Фредерика цикл стихов. В Риме начинает писать «Импровизатор»1835 - первый роман. После этого написал эссе о Микеланджело и Рафаэле, «Всего лишь скрипач» 1837, «Быть или не быть» 1857, «Мулат» 1840. С 1835 по 1837 мир увидели его три выпуска Сказок. В 1843 встретил свою последнюю и самую сильную любовь оперную певицу Иени Линд. Но их встреча не принесла ничего хорошего для сердца Андерсена. Он умирает холостяком 4 августа 1875 г. в Копенгагене.

Произведения

Снежная королева

Биография

Детство

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн . Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми. Он так и умер в полном одиночестве.

Творчество

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene , 1839)
  • Ангел (Engelen , 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth , 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder , 1845)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet , 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer , 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen , 1857)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (Klods-Hans , 1855)
  • Гречиха (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дурень Ганс (Klods-Hans , 1855)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • Ель (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker , 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • Лён (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • Огниво (Fyrtøiet , )
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kjærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten , 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • Соловей (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Дикие лебеди
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утенок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снежная королева (в двух частях)
    • Снеговик
    • Дюймовочка
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Оперы по сказкам Андерсена

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • «The Ugly Duckling» Opera-Parable By Andersen For Mezzo-Soprano (Soprano), Three-part Childrens Choir And the Piano *

1 Act: 2 Epigraphs, 38 Theatrical Pictures * Length: Approximately 28 minutes * The opera version (Free transcription) Written by Lev Konov (1996) On music of Sergei Prokofiev: The Ugly Duckling, op. 18 (1914) And Visions Fugitives, op. 22 (1915-1917) * (Vocal score language: Russian, English, German, French)

Фотогалерея

Ссылки

  • Полное собрание сочинений Андерсена. Сказки на 7 языках с иллюстрациями, повести, романы, стихи, письма, автобиография, фотографии, картины. (рус.) (укр.) (белор.) (монг.) (англ.) (фр.) (исп.)