Горький на дне анализ костылев. Образ и характеристика костылева в пьесе на дне горького сочинение

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.


Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, - жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев - мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное». Но на самом деле все это лицемерие - он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...» - говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, маслина в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно-никакого толку не будет... как ты есть - так и останешься...» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», -говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и з конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и одним этим ударом убил его, сам не желая этого. Василиса добилась своего, более того, она внушила Hafaiue мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса- вывернется! Она- хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

Костылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы, которая живет с ним исключительно ради денег и ждет скорейшей его кончины. Между ними довольно большая разница в возрасте.

Самого Костылева нельзя назвать положительным героем. Он очень любит деньги, труслив, готов на любые поступки, чтобы получить выгоду.

Его жена Василиса изменяет ему с Васькой Пеплом. Костылев знает об этом, он хочет внезапно застукать их вдвоем, но обстоятельства не складываются так, как ему нужно. Всякий раз Василиса выкручивается из любой ситуации. Она даже предлагала своему любовнику убить Костылева, но тот влюблен в ее сестру, поэтому не готов на такие жертвы ради Василисы.

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что Костылев не может достать жену с любовником не оттого, что боится не выдержать психологически, а потому что он понимает, что ему необходимо защищать себя и вступать в драку с любовником, а он из-за своей трусости продолжает оставаться в унизительной роли обманутого мужа.

Его трусость подтверждает ситуация, когда Пепел ругает Костылева, а тот, в свою очередь, со страхом удаляется, не пытаясь за себя постоять.

Он по-зверски обращается с людьми. Даже над сестрой жены он позволяет себе издеваться, упрекать, унижать. Не просто так так несмешливо и несерьезно к нему относятся постояльцы. При этом Костылев очень часто говорит о любви к людям, очевидно, его слова ничего не стоят. Живет он не только на деньги, которые получает за ночлежку, а за то, что продает краденное у Пепла.

Костылев говорит о вере в Бога. Скорей всего эта вера также вырастает из страха быть наказанным за все свои проступки и промахи. Большинство постояльцев терпеть не могут Костылева, да и это неудивительно. Это чрезвычайно жадный и жестокий человек, лишенный всяческого чувства сострадания и любви к ближнему.

Жизнь у Костылева обрывается внезапно и неожиданно. В момент очередной перепалки с сестрой Василисы Наташей, которой обожгли кипятком ноги, Пепел решил заступиться за бедную девушку и убил Костылева.

2 вариант

Одним из главных героев повести Максима Горького «На дне» считается Костылев. Все основные действия и события происходят в ночлежке, где и работает наш персонаж. У него есть супруга Василиса. Она очень хитрая, наглая и лицемерная девушка. Она вышла замуж за Костылева из-за его денег, а не по любви. Василиса с нетерпением ждет кончины своего «горячо любимого» супруга. Между мужем и женой имеется значительная разница в возрасте.

Костылев не является положительным персонажем. Мужчина безумно любит деньги. Он готов делать все, что угодно ради получения своей выгоды. Костылев трусливый и полый человек.

Василиса, не стесняясь, изменяет своему престарелому супругу с Васькой Пеплом. Костылев подозревает о нечестности жены. Мужчина хочет застукать их на горячем, но обстоятельства не позволяют этого сделать. Василиса с легкостью выкручивается и мастерски оправдывается в любой ситуации. Женщина неоднократно предлагала Ваське Пеплу убить своего законного супруга. Но, любовник не готов пойти на такой серьёзный поступок ради прихоти Василисы.

Можно сказать, что Костылев боится обнаружить свою жену с любовником. Все это потому, что пожилой мужчина не хочет начинать скандал с вытекающей из него потасовкой. Костылев боится, что Васька Пепел окажется сильнее него. Он настоящий трус. Ради того, что бы не получить тумаков, Костылев продолжает оставаться в унизительном положении обманутого супруга.

Есть еще одно доказательство трусости Костылева. Это ситуация когда Васька кричит на него, а он вместо того, что бы осадить и поставить на место Пепла в ужасе покидает помещение. Костылев даже не попытался за себя заступиться.

Пожилой мужчина очень плохо относится к окружающим его людям. Он часто издевается над своей супругой. Костылев унижает ее и прилюдно оскорбляет. Постояльцы дома относятся к мужчине не серьёзно, иногда даже издеваются над ним. Костылев часто обманывает людей, говоря им, что очень их любит. Это настоящая ложь. Помимо основного дохода (аренда за комнату в ночлежке) у Костылева есть еще дополнительный. Он торгует ворованными вещами, которые приносит ему Васька Пепел.

Костылев рассказывает всем, что он верующий в Бога человек. Но в это могут поверить только те люди, которые его плохо знают. За своей верой он скрывает страх быть наказанным высшими силами за гнусные поступки и промахи. Многие люди, которые живут в ночлежке, искренне ненавидят Костылева. Он зарекомендовал себя жадным, озлобленным, порой жестоким человеком. У него отсутствуют чувства жалости, сострадания и любви.

В итоге Костылев умер внезапно. Его убил Васька Пепел за то, что пожилой мужчина решил в очередной раз поиздеваться над инвалидом Наташей (сестра Василисы). Герой Костылев вызывает у читателей неприязнь. Это сугубо отрицательный персонаж.

Сочинение Костылев в пьесе На дне

Михаил Иванович является одним из главных героев в пьесе "На дне". Этот мужчина является обладателем ночлежки, в которой собрались все очередные герои. Они относятся к бедным. И именно в этом месте происходят все дальнейшие события от начала пьесы и до конца.

Так же главный герой имеет жену, но у них нет взаимопонимания. Как выясняется, Василиса даже хотела убить своего мужа. Да и любовник у нее был, не счастлива она была с Костылевым. Главному герою пятьдесят четыре, а его жене двадцать шесть. Вот она и нашла ему замену помоложе, а именно Василия.

Главный герой достаточно эмоциональный человек, читатель замечает это, когда главный герой начинает топать ногами, издает визгливый крик. Но также Михаил Иванович имеет такое качество, как хитрость, сам автор это выделяет. Да и как говорил Сатин, по его мнению, Костылева никто не любит, кроме конечно черта. Все в этой ночлежки считают владельца плохим человеком, даже жена его называет ядом. Василиса считает, что он впился в нее, как тот клоп, уже как четыре года. И так же просит Ваську, чтоб он дал ей свободу, и помог убить ее мужа. Но он не согласен на такое, ведь он не настолько плохой человек, и хочет счастливой жизни с Наташей.

Костылев выкупает у Пепла украденные вещи, и когда же ему это сказали, он категорически отказывается от этого. Но Михаил прекрасно знает правду и их местный полицейский. А так же главный герой догадывается о похождениях его жены, так как такие слухи давно ходили. Но так же каждый раз, когда хочет их застать, никак не получается. Так же он очень жадный человек. Это подтверждается в том, что он сдавал милиции Василия, но при этом имея с ним общее дело. Как стало потом известно, главный герой ходит в церковь вместе со своей женой. Василису он совершенно не уважает, она могла услышать в свой адрес оскорбительные слова. И даже можно сказать, он к ней цепляется за самые различные мелочи. И так же вместе со своей женой издевается над ее сестрой - Наташей. И относится к ней как к своей служанке. Так же ее избивают, родная же сестра Василия. И получается так, что заступиться никто и не может, что самое обидное в этой ситуации. Но находится такой парень, как Василий, но и для него это оказывается тяжело.

Костылев не замечает за собой свои же поступки. Ведь утверждает, что Клещ плохо относится к своей жене. Что же при этом происходит, главный герой сам же так делает. В конце у него происходит случайная смерть. Василий не хотел его убивать, но получилось так, что он его ударяет. И этот удар происходит очень сильный, что после него происходит смерть главного героя.

Пепел отправляется в тюрьму, как и Василиса, ведь она является его помощницей в этом деле. Его жена это все из начально предлагала, но получилось все случайно.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 8 класс и 3 класс

    Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • Я проснулся было чуть светло, потом я посмотрел на часы, которые стояли на тумбочке, было 9 утра. Я встал быстро, оделся, подошел к окну и увидел, что за окном падает большими хлопьями снег

  • Герои повести Олеся Куприна сочинение краткая характеристика персонажей

    Основными персонажами произведения являются Иван Тимофеевич, представленный в образе молодого дворянина, и Олеся, изображенная писателем в качестве простой крестьянской девушки.


  • Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса «На дне», в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора.

    С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия – ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Здесь живут, дерутся и умирают шулера, воры, проститутки, бывшие работники (телеграфист Сатин, слесарь Клещ, картузник Бубнов и другие). Все они находятся практически в одинаковом положении, хотя степень их падения на «дно» различна. Одни стремятся вырваться из нищеты, а другие полностью отреклись от нормальной человеческой жизни и подчиняются воле обстоятельств.

    В пьесе весьма необычно показан общественный конфликт.

    Среди героев произведения есть не только обитатели ночлежки, утратившие всякие социальные признаки, но и, так называемые, «хозяева жизни», которые представлены парой Костылевых, содержателей ночлежки. Лицемерный и трусливый старикашка Костылев выжимает прибыль из каждой своей жертвы, а его жена Василиса с жестокостью жадной хищницы прокладывает себе путь преступлениями.

    Хозяин ночлежки появляется в первом акте пьесы, и по первой же его реплике читатель понимает, что ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит. Костылев входит в подвал, а в это время Актер помогает умирающей Анне выйти в сени, чтобы подышать свежим воздухом. Старик с издевкой называет их «парочкой», не испытывая ни капли сочувствия к чужому горю. Позже Костылев обещает Клещу накинуть на его основную плату еще «полтинничек». Клещ не скрывает своего отвращения к хозяину ночлежки, который готов вытянуть из людей последние средства к существованию.

    Старик Костылев – отвратительный персонаж. Чтобы подчеркнуть это, Горький дает ему возможность высказываться о доброте. Какой сатирой являются в устах Костылева слова о том, что доброта – самое высокое благо! Существующие на самом «дне» жизни обитатели ночлежки кажутся в моральном плане гораздо выше и достойнее этого жадного старикашки. В каждом «босяке» можно найти какие-либо положительные качества, пускай немного искаженные бесчеловечными условиями жизни. В Костылеве же читатель не найдет ни одного хорошего качества.

    Образ Василисы, жены Костылева, не менее показателен в плане изображения «хозяев жизни». Никаких моральных устоев нет у этой женщины. Замуж за старика она вышла ради денег и достойного социального статуса. В этом заключается ее основная жизненная позиция. Василиса – «умная баба», умеющая приспосабливаться к любым обстоятельствам.

    Сразу читатель узнает о Василисе то, что она имеет в любовниках вора Ваську Пепла. Но настоящих чувств к нему она, конечно же, не испытывает. Иметь молодого любовника при старом муже - это хорошо, а если при этом есть еще и денежная выгода, то - вдвойне приятно. Василиса прекрасно понимает, что Пепел зависит от нее, ведь в любой момент она может сдать его полицейским. Поэтому ей легко удается заставить Ваську воровать для нее. Читателю неизвестно, как долго продолжались их отношения, но однажды Васька решает взбунтоваться. Он откровенно высказывает Василисе все, что накипело в его душе за время их общения. Выясняется, что на самом деле он любит не бездушную Василису, а ее младшую сестру Наташу. Василиса тут же находит способ извлечь выгоду для себя из сложившейся ситуации: она готова отдать Ваське сестру при условии, что он убьет ее мужа. Таким образом, хозяйка ночлежки хочет избавиться сразу от всех, неугодных ей людей. В случае отказа, она обещает пеплу замучить Наташу до смерти. Застав однажды их вдвоем, Василиса запирает Наташу в доме и жестоко избивает ее. За красивой внешностью этой женщины скрывается настоящее чудовище, способное на ужасные поступки.

    Между Пеплом и Костылевым происходит конфликт, и Васька случайно убивает хозяина ночлежки. Теперь ему грозит каторга. Василиса, в итоге, достигла своей цели: она одним махом избавилась от мужа, любовника и сестры. Правда, ее тоже вместе с Васькой забирают в участок. Но она, конечно, сможет выкрутиться. Только такие люди, как Василиса, способны существовать в подобных условиях. Ее ничто не сможет свалить, хитрость и изворотливость помогут этой женщине выстоять при любых обстоятельствах.

    Конечно, убийство Костылева не может решить социальный конфликт пьесы. Хозяйкой ночлежки теперь станет Василиса, и ее обитателям придется совсем худо. С помощью образов Василисы и Костылева Горький показал уровень морального падения «хозяев жизни». Ничего человеческого в них не осталось, и, в этом плане, «босяки» выглядят намного достойнее своих «господ».

    ­Костылев

    Костылев – персонаж произведения М. Горького “На дне”; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Свою прибыль он готов хоть из мертвого выжать, то есть из каждой своей жертвы.

    Ему известно, что Василиса тайком бегает к одному из постояльцев – Ваське Пеплу. Время от времени он пытается их застукать вдвоем, но безрезультатно. Жена у Костылева “бой-баба”, выпутается из любой ситуации. Она подговаривает Ваську прибить ее мужа, чтобы освободить ее от брачных оков. Васька, в свою очередь, любит не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которую та от злости колотит.

    В конце произведения он все-таки убивает Костылева, но это выходит случайно. Василиса этому очень рада. Известно, что она выкрутится из любой ситуации, а он, скорее всего, попал на каторгу. К своим постояльцам Костылев ни капли сострадания не испытывал.


    Другие работы по этой теме:

    1. ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа...
    2. Лука Лука – один из главных действующих лиц в пьесе Максима Горького “На дне”, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый...
    3. ­Квашня Квашня – одна из персонажей пьесы Максима Горького “На дне”; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в...
    4. Дед Василий Васильич Каширин – дедушка Алеши, главного героя в автобиографическом произведении М. Горького “Детство”. Это был небольшой, сухонький старичок с суровым нравом. Его Алеша...
    5. Данко Многими исследователями творчества Горького, отмечается некая связь образа его героя Данко с образами Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Даже его имя имеет один корень...