История пряника на руси для детей. "история появления пряника"

Все помнят строчки из любимой сказки нашего детства - "Сказки о рыбаке и рыбке" Александра Сергеевича Пушкина:
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне.
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным...

ЧТО ЗА ДИКОВИННОЕ БЛЮДО И КАК ЖЕ ЕГО "ПЕЧАТАЛИ"?

Первые пряники на Руси назывались "медовым хлебом", их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в "медовый хлеб" стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских "сухих духов" пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.

Печатный пряник - самый распространенный (известны еще пряники вырезные и лепные). Изготавливался он с помощью пряничной доски. Мастера-знаменщики вырезали ее из твердых пород древесины - клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок в зеркальном отражении. Такая пряничная форма может служить очень долго, до 70 лет. Особенно если периодически кипятить ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. Есть в истории пряничных форм совершенно особый случай, когда доска использовалась лишь однажды: в 1896 году ко дню коронации последнего российского императора Николая II (1868-1918) был испечен уникальный пряник с профилем монарха.

Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.

Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века...

ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

Самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов "Старая Тула" и "Ясная Поляна" невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.

ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК

Появился примерно в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, настолько небольшого (примерно 4х2,5 см), что на нем зачастую не помещалось полностью название города, а только три первые буквы - ВЯЗ. При этом он был дороже своих тульских, городецких и московских собратьев: по 1 рублю 50 копеек за фунт, когда другие пряники стоили 4 копейки за фунт. Возможно, именно столько должен стоить настоящий королевский пряник, ведь доподлинно известно, что к 300летнему юбилею Дома Романовых вяземские купцы преподнесли Николаю II пряник весом в целый пуд (около 16 кг). В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян.

АРХАНГЕЛЬСКИЕ "КОЗУЛИ"

Козуля обозначает с поморского "завиток", "змейка". Эти украшенные цветной глазурью фигурки из теста в виде различных животных первоначально пеклись только на Рождество. Сегодня же эта разновидность силуэтного пряника - символ Поморья - выпекается в Архангельской и Мурманской областях к любым домашним праздникам: новоселью, свадьбе, при рождении ребенка. Люди верят, что "козули" в доме защищают от злых духов, поэтому не принято их сразу есть и тем более выбрасывать. Лучше украсить ими рождественскую елку.

ГОРОДЕЦКИЙ ПРЯНИК

В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений, в которых работали потомственные мастера, преимущественно старообрядцы. Создавали они пряники, в отличие от вяземских, внушительного веса и размера. На пряничных формах вырезались рыбы и птицы, гербы с двуглавыми орлами, пароходы и поезда с дымящими трубами, разные фирменные надписи и пожелания - не пряник, а настоящее произведение искусства. Известно до 30 сортов городецких пряников, в том числе с различными наполнителями: сиропные, фруктовые, миндальные, лимонные. Эта сладость пережила и революцию, и войны и до сих пор выпускается ведущими предприятиями города.

И НАКОНЕЦ 3D-ПРЯНИК

Сегодня интернет-магазины предлагают пряники любых форм, размеров, цветов, к любому торжественному и не очень случаю. В широком ассортименте также детские пряники в виде персонажей современных мультфильмов или последняя тенденция пряничной моды - 3D-пряники. А еще в наличии пряничные корабли, пряничные поезда - кажется, для современных кондитеров нет ничего невозможного.

Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.

СДЕЛАЙ САМ

"И пряников сладких всегда не хватает на всех..."

За минувшие столетия основной принцип приготовления пряников не изменился - большая часть процесса и сегодня выполняется вручную. Причем это доступно любому желающему. Достаточно взять полтора стакана муки, 50 граммов сливочного масла, 1/2 стакана меда, одно яйцо, 1/4 чайной ложки соды, щепотку пряностей (на выбор: кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин) и две столовые ложки воды.

Мед положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягченное масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.

Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6 мм. Разрезать на квадратики, вырезать ножом зверюшек или стаканом сделать кружки. Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

ФОЛЬКЛОР

Веселый пряник и под мышкой пролезет

Русские пряники - явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Какое еще блюдо может похвастаться таким длинным списком пословиц и поговорок, ему посвященных: "и пряником не заманишь", "ломается, как пряник", "без работы пряников не купишь", "кнутом и пряником", "как пряник в ухе", "под пиво и пряник покатит", "веселый пряник и под мышкой пролезет", "слаще пряников медовых", "купи себе пряник"...

А вяземскому прянику нашлось место в творчестве (стихотворение "Не матерью, но тульскою крестьянкой...") известного русского поэта, пушкиниста Владислава Ходасевича (1886-1939):

Она не знала сказок и не пела,
Зато всегда хранила для меня
В заветном сундуке, обитом жестью белой,
То пряник вяземский, то мятного коня.

Исследовательский проект по теме: « История русского пряника. Резные пряничные доски.» Бородинова Алина и Соловьёва Анастасия - уч. 9 «б»школы №3 Руководитель– Викулова Татьяна Николаевна

Исследовательский проект по теме: «История русского пряника. Резные пряничные доски.» Цель исследования: выявить, как сохранились традиции русского народа, связанные с пряниками. Задачи: изучить историю возникновения пряника и пряничных досок; освоить технологию изготовления пряника; обобщить полученный материал, сделать вывод.

История возникновения пряника Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках появилось около 350 л. до н.э. Первые пряники на Руси, назывались “медовым хлебом” и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII – XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

Виды пряников В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства: лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины); печатный пряник (их делают с помощью пряничной доски, или “пряницы”, в виде рельефного оттиска на тесте) ; силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника);

Традиции и обряды Пряники было можно распределить по назначению: Прощальные – было принято дарить в Прощеное Воскресенье. В этот день по христианскому обычаю ходили «прощаться» (просить друг у друга прощения за все причиненные обиды) младшие к старшим, дети к родителям, подчиненные к начальникам. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов) .

Традиции и обряды Подарочные Свадебные Поминальные

Пряники в искусстве

Городецкие пряничные доски Эта специфическая форма резьбы существовала в целом ряде городов и местечек Центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Пряничные доски городецкие мастера поставляли и в другие города, в особенности в соседние, где существовал пряничный промысел, использовавший для «печатных» пряников доски-штампы.

Существовало два типа пряничных досок – "штучные", позволяющие сделать оттиск только одного пряника (достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (54см) в ширину); "наборные", когда на доске размещались 2,4,8,16 и более "шашек" с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками.

Пряничные доски в Егорьевске В ЗАПАСНИКАХ ЕГОРЬЕВСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, ХРАНИТСЯ ОГРОМНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ПРЯНИЧНЫХ ДОСОК. Ф ОТОГРАФИИ НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В КНИГЕ « ЕГОРЬЕВСКИЕ ДИКОВИНЫ»

ГОРОДЕЦКИЙ МУЗЕЙ Музей пряника расположен в усадьбе Петелина (1906). В экспозиции представлены резные доски, с помощью которых печатались пряники, наиболее интересные образцы пряников, а также описание технологии изготовления и история промысла.

Тульский музей

Наше приготовление пряника РЕЦЕПТ. Пряники «Тульские» Ингредиенты: 250 г муки, 75 г сахара, 75 г меда, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 яйцо, 1/2 ч. ложки соды, 1 ч. ложка пряностей, 3 ст. ложки воды, 150-200 г густого варенья или джема, 1 яйцо для смазки, 4 ст. ложки сахара для сиропа. Приготовление Приготовить тесто (см. предыдущие рецепты), раскатать его в пласт толщиной 1 см, разрезать на прямоугольники или сделать круглые лепешки, положить посередине густое варенье и размазать его почти до краев лепешки. Края смазать яйцом, а сверху накрыть другой лепешкой. Чтобы варенье не вытекало, прижать края лепешек. Выпекать 10-12 мин при температуре 240-250°С.

Освоение технологии приготовления пряника

И вот что у нас получилось…

Результаты исследования: В наше время сохраняются старинные пряничные доски и рецепты в музеях, позволяющие изучать историю развития пряничного дела в нашей стране; К сожалению пряничное производство, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, утрачиваются традиции связанные с выпечкой пряника; Внешний вид и вкусовые качества пряников изменились; Но и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники. И всё таки мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех – от мала до велика.

История русского пряника

Переход от обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На Руси первые пряники, называемые тогда «медовым хлебом», появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять местные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

В XVII - XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников). К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Среди них были так называемые «торуньские», из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки, добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены.

В России пряники из ржаной ситной муки готовили с медом, гвоздикой, анисом, имбирем, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в теплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.

К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, чтобы получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тертого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине и т.д.

Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней елки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Преподносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю.

На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать. Покупатели победнее отдавали предпочтение дешевым мелким пряникам «канфаркам» и мятным «жамкам» (иное название - «жомки» или «жемки») - приготовленным вручную круглым вздутым лепешкам с неопределенным рисунком.

Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили «прощаться» (просить друг у друга прощения за все причиненные обиды) младшие к старшим, дети к родителям, подчиненные к начальникам. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов) .

Пряники в России в XIX веке продавали на ярмарках и посадских торжищах, на знаменитой Нижегородской ярмарке, где в Главном павильоне существовали пряничные ряды, в Москве - в булочных, во время гуляний на Новинском бульваре, у Новодевичьего монастыря, на Цветном бульваре, в Вербное Воскресенье на Красной площади, на грибном рынке, около бань; в Петербурге - в булочных и лавках, в дни святочных, масленых и пасхальных гуляний - на Адмиралтейской площади и на Царицыном лугу (Марсово поле).

Известный владимирский краевед и этнограф И. Голышев, который в 1870 годах составил «Атлас рисунков со старинных прянишных досок», отмечал, что в его время больших узорчатых пряников уже не пекли, пряничные заведения начали постепенно исчезать, а многие обряды и обычаи русской жизни утрачивать свое значение.

В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех, от мала до велика.

Русские пряники - явление общенациональное, вряд ли где-нибудь еще до такой степени связанное с народной жизнью и бытом. Распространены они были повсеместно. Их производили в Перми и Керчи, в Архангельске и Путивле, в Харькове и Рязани, в Калуге и Твери, в Вязьме и Воронеже, в Новгороде и Белгороде и во множестве других городов. В Нижнем Новгороде, например, было 6 пряничных заведений, которые выпекали 7 550 пудов этой продукции в год, в Вязьме также 6 пекарен производили 3 170 пудов, в Ярославле и Пошехонии 2 пряничных завода выпускали 4 850 пудов пряников. И качество этой продукции было отменным, иначе зачем было тверскому пряничнику Ивану Баранову открывать свои магазины в Берлине, Париже, Лондоне и Вене. Понравились русские пряники и в далекой Америке, где в 1876 году на выставке, проходившей в Филадельфии, потомственный пряничник Уткин, земляк Ивана Баранова, получил бронзовую медаль «за разнообразие сортов пряника и оригинальность его пошиба». Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев - от царского стола до бедной крестьянской избы. Бытовал он и в помещичьей, чиновничьей, купеческой среде.

Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки (как правило, использовали ситную ржаную или крупчатую пшеничную) и от теста (простое пресное применяли для изготовления дешевых сортов, из кислого делали дорогие «коврижки», существовало также заварное тесто, тесто, выдержанное на морозе), от основы, на которой замешивалось тесто (на меду - так называемые «одномедные», на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика. В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины), печатный пряник (их делают с помощью пряничной доски, или «пряницы», в виде рельефного оттиска на тесте) и силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника).

Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. Так, например, для детей выпекались небольшие пряники в форме домашних животных, птиц, зверей, с традиционными новогодними сюжетами, в подарок невесте и молодой даме дарили пряник в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей, павлинов с соответствующими случаю надписями: «Знак любви», «Знак верности», «Знак памяти», «Знак дружбы», «Кого люблю, тому дарю», «В день ангела». По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались «подносные» или «заздравные».

Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 5 до 15 фунтов, а в некоторых случаях до 1 пуда), но и выделялись особой изощренностью и сложностью рисунка, равно как и высоким стилем дарственных надписей, как, например, «От всей совести моей дарю милости твоей» или «Радуйся Российский Орел двуглавый, ты бо еси ныне во всем мире славный». Двуглавый орел, шатровые терема, фигуры львов, единорогов, осетров, птицы Сирин - вот наиболее популярные сюжеты «подносных» пряников. Учитывая вес и размер «заказных» пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью, так как донести такой пряник, не разломив его по дороге, было задачей не из легких.

Лепные пряники

Лепные пряники - особый вид пряничного производства, они пришли к нам из языческой Руси. Их появление в виде ритуального хлеба связано с языческими представлениями древних славян, осознававших свою зависимость от природных явлений (дождя, снега, града, засухи), дарующих или губящих урожай,что и определило для них уважительное отношение к природе, и к многочисленным богам, олицетворяющим ее силы.

Чтобы заслужить милость богов и их покровительство, каждому из них приносились жертвенные дары- быки, бараны, олени, петухи. С принятием христианства языческие мировоззрения были адаптированы к новым религиозным требованиям. Трансформировались и жертвоприношения, кровавые жертвы животных заменились на их скульптурные изображения из глины, дерева и теста. Именно эти ритуальные фигурки из теста и явились тем изобразительным началом, которое спустя столетия перейдет на то, что мы называем «пряник».

Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории русского Севера под названием «козули». Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Архаика формы, условность образа, отсутствие второстепенных деталей, ограниченность сюжетного ряда и его устойчивость на протяжении веков, а также своеобразие технологии выделки (испеченные изделия несколько раз опускаются в кипяток, отчего «козуля» становится более гладкой, светлой и крепкой) и аскетичность исходного материала (грубая ржаная мука, соль и вода) - все это отличительные признаки лепных пряников.

Пряники «тетёры»

Не менее древнюю историю, чем лепные «козули», имеют и так называемые «тетёры», или «витушки», которые до сих пор делают на Мезени и в Каргополе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры, близкие к солярным знакам и орнаменту реликтовых памятников культуры.

Печатный пряник

Печатный пряник изготавливают с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли «знаменщиками». Вот что писал об этих досках первый исследователь пряников И. Голышев: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром, которые вырезались по заказам особыми мастерами, а также, кроме заказов, доски вырезались и на вольную продажу; на них существовала своя мода: прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Резчики иногда кроме разных надписей вырезали свою фамилию. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший доску, конкурировал перед другими».

Наиболее популярными мотивами досок для «подносных» пряников были двуглавый орел с атрибутами царского отличия, сказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами или флагами («хоромные» или «терематые»), сложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами, а также изображениями львов, барсов, птицы Сирин и Алконоста. Стоимость «подносных» досок и пряников была очень высока, так как их «эксклюзивность» и адресность посвящения не позволяла их тиражировать. Пряники же с наборных досок были небольшими с простым, незатейливым рисунком и дешевыми, за что и получили название - «грошевики».

Доски

Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтение все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего - березе. Доски из этих пород были долговечными, грани резьбы не «заваливались», соответственно и рисунок пряников долгое время оставался четким. Для того чтобы она служила как можно дольше, доску, предназначенную для резки, долго и тщательно высушивали, а уже готовую форму проваривали в кипящем растительном масле или ставили в восковую баню. К обработанным таким образом доскам тесто не прилипало и легко сходило. С этим же была связана и особенность порезки пряничной доски, резные грани которой должны были иметь открытый наклон, также позволявший тесту легко сходить, не деформируя рисунка на оттиске.

Размер и форма пряничных досок диктовались назначением пряника. Самыми крупными были доски для выделки подарочных, свадебных или заздравных пряников, они, по свидетельству И. Голышева, достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (около 54 см) в ширину. Торжественность таким пряникам придавали не только их размеры, но и соответствующие случаю сюжеты и надписи, которые шли по периметру пряника как красивое декоративное обрамление. Существовало два типа пряничных досок - «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более «шашек» с одним или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 «шашками».

Силуэтные пряники

Силуэтные пряники появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными. Их широкое распространение, особенно в Центральной России, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий, линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, и не связанный с его формой - на «вырубных» пряниках из Воронежа, ярко-красная расцветка сахарной глазурью и наклеенными кусочками сусального золота по светлому фону - на пряниках из Путивля, оригинальное использование пуха и крашеных птичьих перьев - на расписных пряниках Новохоперска.

Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули» выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества.

В святочные недели «козули» выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и калядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Персонажами этих козуль, приуроченных к Новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах.

Сегодня русский Север, пожалуй, единственное место в России, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение.

И происходит это не вследствие консерватизма мышления северян, а как наследственное уважительное отношение к предкам и их традициям.

Пряники - одно из самых древних мучных кондитерских изделий, изготавливаемых с добавлением мёда, патоки и пряностей. Корни происхождения уходят вглубь тысячелетий. Следы их можно обнаружить ещё в гробницах эпохи Древнего Египта. А первые упоминания относятся к 350 году до нашей эры. Хотя своё привычное название они приобрели позже, когда в рецепт были добавлены различные пряности.
Сейчас для нас наиболее известны и распространены тульские пряники различных форм и размеров, а одним из первых пряничных изделий в знакомом для нас виде выпечены в бельгийском городе Динан. Но, позднее получили известность под названием Аахенские пряники, так как были взяты и популяризированы городскими мастерами Аахена.

По традиции это лакомство представляет собой выпечку в виде прямоугольника с добавлением орехов, цукатов, марципанов, пряностей. До настоящего времени эти богато украшенные изделия являются визитной карточкой Аахена. Но уже в 14 веке знаменитыми становятся Нюрнбергские пряники, во многом благодаря длительному сроку хранения. К 15 веку они в Германии распространилась повсеместно и выпекались к различным событиям. Именно нюрнбергские кондитеры придумали добавить в рецепт пряности, в том числе перец. Одним из самых знаменитых становится пряник Элизы, в составе которого были только орехи, яйца, мед и пряности.

Примерно в то же время получают распространение пряничные сюжеты, изображавшие в основном религиозные мифологические картины. В 17м столетии, а точнее, в 1640 году в Польше появляются торульские пряники, отличающиеся добавлением большого количества пряностей и нередко использовались для приданого для польских невест.

Очень полюбились пряники в России. Изначально появились они в виде круга из ржаной муки с добавлением сока различных ягод. Понемногу рецепт дополнился душистыми травами и мёдом. Такие изделия были любимы всеми слоями населения. С 17 века пряничное производство становится серьёзной отраслью. Особенно славились московские, вологодские, архангельские, тульсике, вяземские, тверские мастера. Своим лепными пряниками-козулями - в виде птиц и животных, была знаменита Архангельская губерния. Они были и традиционным святочным угощением. Уважаемыми на Руси были печатные пряники, изображавшие события городской и сельской жизни. По сей день тульские печатные пряники известны по всему миру.

Пряники сегодня

Современные лакомства по своему способу приготовления делятся на два вида. Без предварительной заварки муки - сырцовые, и с заваркой - заварные. Так же по-прежнему применяются такие виды, как печатные, вырезные, лепные формы.Кроме того, существует огромное количество пряничных добавок — лакомства мятные, медовые, ржаные, пшеничные, шоколадные, миндальные, малиновые, клюквенные и многие, многие другие. Отличает русские пряники и покрытие их глазурью, чаще всего белого цвета.В последнее время широко распространены пряники, изготавливаемые ручным способом с разнообразием форм, сюжетов и цветов глазури.
Именно в России пряники получили наибольшую известность и являются одним из кулинарных символов страны.

История возникновения пряника

Об истории возникновения пряника, о том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор.

Как пишут в этимологическом словаре Фасмера, пряник - происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначающего пряности, приправы.
Письменные упоминания о медовых лепешках со специями появляются около 350 до н.э. О том, что мы сейчас называем пряниками, знали древние египтяне и римляне.

Впервые воспоминания о пряниках у славянских племен появилось еще во времена Киевской Руси около IX века, и назывались пряники тогда «медовым хлебом», из-за того, что основным ингредиентом этого хлеба был мед, составлявший почти половину массы всего продукта. Мука же для «медового хлеба» готовилась из ржаной муки, замешанной на соке из лесных ягод ну и, конечно же, меда. По причине отсутствия других сладостей, кроме меда и ягод, в более поздние пряники добавляли много разнообразных трав, фруктов, зерен и кореньев съедобных растений.

Свое имя «пряник» - хлеб из меда получил достаточно давно, еще в Темные века, когда в Европе бушевала чума, а славяне погрязли в междоусобных войнах. Некоторые племена в то время наладили торговлю со странами Востока, в XII - XIII веках, основным товаром которых были шелка, ковры, специи и пряности. Собственно последние и стали использоваться в качестве добавок к «медовому хлебу», чем и обеспечили его современное название. Количество и ассортимент пряностей, используемых при выпекании пряников, могло розниться и не являлось устоявшимся. Использовали практически все, что привозили из-за моря русские купцы: шафран, укроп, базилик, тмин, анис, мята, ваниль, апельсин, имбирь, лимон, перец черный, мускат, померанц, гвоздику и многое другое. Как ни странно, но этот продукт сразу же завоевал к себе доверие всех слоев русского общества и обжился практически на каждом столе, будь то купеческий или крестьянский. Медовый пряник плотно вошел в русский фольклор, заняв там свое почетное место.

В XVII - XIX веках пряничное дело было очень распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам. Секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками!

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, и для раздачи нищим. Им даже приписывали лечебные свойства, а потом пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела - хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю.

В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства: печатные, вырезные и лепные. Печатный - самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые "разгонные" пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться. Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; самый простой и эффективный способ приготовления. И лепной пряник - самый древний способ изготовления пряников;

Сегодня, под брендом «Baker 26» выпускаются любимые каждым с детства сладости, созданные мастерами своего дела по традиционным рецептам. Наши пряники пользуются повышенным спросом благодаря приятному пряно-сладкому вкусу и аромату.