Как погиб каратаев война и мир. Философия жизни платона каратаева

ПЛАТОН КАРАТАЕВ

ПЛАТОН КАРАТАЕВ - центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869), солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену и научивший его видеть жизнь так, как видят «они», простые русские люди. В первой завершенной редакции романа этого образа не было, он появился лишь в окончательной редакции, воплотив многие важные для понимания философии романа мысли. Традиционно П.К. трактуется литературоведами как тип патриархального крестьянина, который получит свое полное развитие в позднем творчестве писателя.

При встрече и знакомстве с П.К. Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие и ласковость, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. П.К. свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение «обжиться» в любых условиях.

В поведении П.К. неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои романа-эпопеи. Свои рассуждения П.К. излагает в притчеобразной форме (легенда о невинно осужденном купце, страдающем «за свои, да за людские грехи», смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь).

После гибели П.К., ослабевшего от лихорадки и застреленного французами, в сне Пьера Безухова предстает в символической форме суть той жизненной «правды», которой учил его Платон: человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Лит.: Краснов Г.В. Платон Каратаев и толстовская философия народной жизни

//Л.Н.Толстой. Статьи и материалы. V. Горький, 1963; Цетляк С.И. К проблеме диалектики авторского сознания Л.Н.Толстого: мифологические основы образа Платона Каратаева

Е.В.Николаева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАТОН КАРАТАЕВ" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War and Peace … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War And Peace … Википедия

    Инсценировка одноименного романа (1863 1869) Льва Николаевича Толстого (1828 1910). При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский Писатель, 1986. На автографе В. и м. Булгаков записал:… … Энциклопедия Булгакова

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 4 (16) марта 1889(1889 03 16) … Википедия

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Род. 1889, ум. 1970. Актер. Выпускник Петербургского театрального училища (1909). Дебютировал в 1909 г., играл на сцене театра петербургского Литературно художественного общества, в московском театре Корша (1919 27), МХАТа (с 1927 г.). Первая… …

    Топорков Вас. Осип - ТОПОРКОВ Вас. Осип. (1889 1970) актер, педагог, д р иск ведения. В 1909 окончил Петерб. театр. уч ще и вступил в труппу Петерб. т ра Лит. худож. об ва. Самая заметная роль, сыгранная на этой сцене, Платон Каратаев (Война и мир по Л. Толстому). В … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Семиотика искусства - (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа - Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат; участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все… чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст», «Реж головы ищет» и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй вили. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого. Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как. эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

На страницах романа "Война и мир" даже, казалось бы, второстепенные герои появляются неслучайно. Характеристика Платона Каратаева занимает в важное место. Попробуем вспомнить, каким был этот герой.

Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым

Характеристика Платона Каратаева в великом произведении Л. Н. Толстого начинается с момента его знакомства с Пьером. Эта встреча происходит в тяжелый для Безухова жизненный период: он сумел избежать казни, но видел гибель других людей. Главный герой лишился веры в возможность благоустройства мира и в Бога. Преодолеть этот переломный момент жизни Пьеру помогает выходец из народа «Платоша».

Народный философ

Платон Каратаев, характеристика которого является темой данной статьи, - это человек, который смог приобщить Пьера Безухова к народному началу и мудрости простых людей. Он - настоящий философ. Неслучайно Л. Н. Толстой дал Каратаеву имя Платон. Его речь полна народными присказками, от этого обыкновенного, казалось бы, солдата веет мудрым спокойствием.

Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера одной из самых значимых в жизни. Даже спустя много лет уже стареющий Безухов оценивает свои поступки и мысли по тем принципам, которые он усвоил для себя, общаясь с этим случайным знакомым.

"Круглое" начало

Характеристика Платона Каратаева, которая складывается в нашем представлении, очень необычна благодаря образной речи автора. Толстой упоминает о «круглых» и спорых движениях народного философа. Руки Платона Каратаева сложены так, будто он собирается что-то обнять. Западают в душу его добрые карие глаза и приятная улыбка. Во всем его облике, в его движениях было что-то успокоительное и приятное. Платон Каратаев был участником большого количества военных походов, но, попав в плен, отказался от всего «солдатского» и вернулся к складу выходца из народа.

Почему же именно округлостью движений наделяет Толстой своего героя? Вероятно, Лев Николаевич подчеркивает этим мирный характер Платона Каратаева. Современные психологи говорят, что круг обычно предпочитают рисовать мягкие, обаятельные, покладистые люди, которые подвижны и расслаблены одновременно. Круг - это символ гармонии. Неизвестно, знал ли об этом автор великого романа, но интуитивно он, конечно, чувствовал это. Характеристика Платона Каратаева - безусловное подтверждение жизненной мудрости Толстого.

Речь Платоши

Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» - характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.

Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», - так говорил Платон Каратаев.

Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.

Речь Платона Каратаева, его высказывания - это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.

О смысле жизни

Характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» дана автором для того, чтобы показать другой тип человека, не такой, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Этот простой солдат, в отличие от вышеупомянутых главных героев, не размышляет о смысле жизни, он просто живет. Платон Каратаев не испытывает страха перед смертью, он верит в то, что его жизнью распоряжается высшая сила. Этот герой смотрит на свою жизнь не как на что-то отдельное, а как на часть целого. Суть каратаевской натуры - это любовь, которую он испытывает ко всему в мире.

В завершение следует сказать, что Л. Н. Толстой, создав образ Платона Каратаева, хотел показать, насколько важен человек не сам по себе, а как член общества, который осуществляет общие цели. Только участвуя в общественной жизни, можно реализовать свои желания. Лишь так удается достичь гармонии. Все это стало понятно Пьеру после знакомства с Платоном Каратаевым. В соответствии с этой идеей хочется добавить, что этот конечно, интересен нам сам по себе. Однако гораздо важнее то, какую роль он сыграл в жизни Пьера Безухова. Благодаря этой встрече, главный герой смог обрести внутреннюю гармонию и согласие с миром и людьми.

Образ Платона Каратаева - это душевное народное начало, безграничная гармония, которая дается лишь через веру в Бога, в его волю на все, что происходит в жизни. Этот герой любит всех вокруг, даже французов, к которым попал в плен. Благодаря беседам с «народным философом» Пьер Безухов приходит к пониманию, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить, осознавая божественное начало всего происходящего в мире.

Итак, мы охарактеризовали Платона Каратаева. Это выходец из народа, который сумел привнести в жизнь главного героя, Пьера Безухова, понимание мудрости простых людей.

Лев Николаевич Толстой, когда писал свой роман « Война и мир » выделял и представил нам каждого героя из этого романа особенным, он вложил свою частичку загадочности. В этом сочинении речь пойдет человеке народной нравственности воплощении доброты и искренности. Платон Каратаев – крестьянин живет в гармонии с собой, его отношение одинаково ко всем кто окружал его мир. Он не разделял людей и животных, Каратаев любил мир и все то, что с ним связано. Там где находился Платон Каратаев - всегда присутствует гармония и уют. Комфортно ему было даже в помещении для пленных, где он находился.

Что касаемо его внешних данных выглядел он молодо как пятнадцатилетний юноша с чистой и светлой душой. Речь героя в романе можно назвать нелогичной бессвязной, собственно, как и вся его прожитая жизнь. Его речь не просто производила впечатление на слушателей, а завораживали его рассказы были интересны, хоть и не обычны по моему мнению. Он преподносил свои истории с помощью поговорок, пословиц, что увлекло его слушателей. Каратаеву присуще такие положительные черты как: простота, умение жить в любых обстоятельствах которые ему предоставила жизнь.

Добрый и спокойный по натуре человек, автор решил внести его образ в завершении своего романа его знакомство в плену с Безуховым сложно праздник для Пьера. Это знакомство было для того чтобы чуточку изменить отношение Пьера к миру в котором по мнению Каратаева царит простота и добро. Толстой показал, что этот персонаж любит все в целом мире. Его цель любить весь мир, и все события, которые преподносит судьба. А не по отдельности друг от друга. В нем уверенность спокойствие, которого хватает на все его окружение. Каждый персонаж уместен и преподнесен в нужны части этого огромного, но безумно интересного романа с удовольствием читала это произведение

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение кратко рассуждение

Во время своего нахождения в плену у французов Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Он тоже военнопленный. Этот человек со своим мировоззрением становится для Безухова учителем, духовным наставником. Благодаря ему, перед Пьером открывается новый смысл бытия, который дает ему толчок к началу новой жизни с новым взглядом на вещи.

Платон олицетворял собой все, что присуще простому русскому народу. Он все умел. Это самый настоящий мастер на все руки. Мог он и кафтан починить, и еду сварить. И песню спеть мог Платон и много чего еще умел. А главное – за любое дело брался он с душой.

Особым мастером был он говорить. И так сказать умел, так донести до человека свою правду, что верны его слова казались, особенно во время нелегких моментов. И Пьер, во время тяжелых своих переживаний стал прислушиваться к нему. Для него тогда казалось, после пережитого, что нету никакого смысла в существующем мире, нет в нем порядка и гармонии. Платон же уверен в обратном. И проповедовал он свое мировоззрение.

Он ко всему относился как к должному и во всем умел находить положительные стороны. Даже в том, что оказался на войне. Считал он, что ко всем и всему нужно относиться с миром. Для него гармония в мироустройстве существовала. Если что-то происходило, то, значит, для чего-то это было нужно.

Образ Платона – образ простого русского мужика. Для него нет какой-то определенной цели. Весь смысл его существования – жизнь в гармонии с окружающим. Он отличается простотой, склонности к всепрощению и терпению. Это типичная христианская душа. Себя, как личность он не считает, а считает себя частичкой целого, с которым он и находится в полном согласии.

Каратаев с одинаковой любовью относится ко всем: и к своим, и к французам. Ведь все они – творения божьи.

Став наставником для Пьера в тяжелый период, его личность показывает то, что нравственное перевоспитание простого человека невозможно. Он и так уже совершенен и его взгляды и отношение ко всему устойчивы и нерушимы. Он безропотно принимает как должное все происходящее в его жизни.

Насколько верно это мировоззрение, судить однозначно нельзя. По крайней мере, жизнь его это упрощало и он не падал духом. К тому же, смог подать пример и ближнему, излечив душу в тяжелый момент.

Живым олицетворением русского народного характера является в романе простое солдат Платон Каратаев Наиболее характерными особенностями русского человека являются следующие черты: инстинкт общественности, умеренный фатализм, нашедший себе выражение в известной пословице: «чему быть, того не миновать», смирение, несколько чрезмерный оптимизм (знаменитое «авось»), простота, приподнятость как в процессе мышления, так и в области чувств и волевых действий, наконец, обуславливающая эту простоту правдивость, искренность, что Толстой называет «духом простоты и правды».
Эти особенности национального облика русского народа и были в высшей степени присущи Каратаеву. У Каратаева совершенно нет чувства личности, своей обособленности. Сознавая себя «частью целого», Каратаев ценил в других людях не их личность, а то общее, что принадлежит всем людям, то есть «образ Божий» — добрую и прекрасную человеческую душу. Поэтому Каратаев не имел особенной привязанности к кому-либо, он жил со всеми любовно, даже с врагами. Все миросозерцание Каратаева проникнуто глубокой верой в неизбежное торжество справедливости (оптимизм и фатализм). Эта мысль утешала Каратаева среди всех его житейских невзгод.
Счастье свое Каратаев полагал в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Он всегда был за делом. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он никого не утруждал, так как эти разнообразные житейские знания позволяли ему добывать все необходимое. Эта простота потребностей и привычка к полезному труду давали ему независимость,обеспечивали счастье и здоровье. Ничто в мире не в состоянии было на рушить его счастья, потому что несчастье происходит от излишеств, которые были чужды Каратаеву. Кроме того, в Каратаеве воплотилось столь свойственное нашему народу увлечение, так сказать поэзией страдания, это своего рода умение радоваться доставшейся и на мою грешную долю чаше общего, неисчерпаемого и во веки вечные горя. Такое восторженное настроение слышится в рассказе Каратаева о невинно пострадавшем купце. «Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла на лице Каратаева … это-то смутно и радостно наполняло душу Пьера». Каратаев, по-видимому, счел бы себя «заедающим чужой век», если бы ему досталась какая-нибудь особенно счастливая, завидная для множества ему подобных доля.
Создание личности Каратаева, в котором удачно воплощены дух и характер русского народа, составляет величайшую заслугу Толстого. Известно, что наша литература очень долго занималась простым народом, много попыток было сделано, чтобы уловить его дух и силу. Все эти попытки превзойдены и навсегда заслонены созданием яркой фигуры Каратаева.