О сюжетной прозе лу синя. Правдивая история а-кея

Лу Синь наст. имя Чжоу Шу-жэнь. 1881, Шаосин — 1936, Шанхай. Родился в обедневшей чиновничьей семье. Получил классич. и совр. образование, в 1902—1909 изучал в Японии медицину, там же обратился к лит-ре. Опуб-ликовал ряд научно-популярных работ, пропагандирующих зап. культуру; среди них выделяется статья «Сила сатанинской поэзии» («сатанинская» здесь означает «мятежная»), в к-рой он впервые представил кит. читателям Байро-на, Пушкина, Лермонтова, Мицкевича и др. классиков европ. лит-ры. В 1909 выпустил (с братом Чжоу Цзо-жэнем) два сб. переводов зап. писателей, где видное место заняли рус. авторы. Популяризацию рус. лит-ры продолжал до конца жизни, переводил произведения Гоголя, Чехова, Арцыбашева, Луна-чарского, Фадеева и др.

После революции 1911 работал в Мин-ве образования республиканского пр-ва и преподавал в пекинских вузах. С началом «лит. революции» (вэньсюэ гэмин) в 1918 опубликовал «Куан жэнь жицзи» («Записки сумасшедшего») — первый рассказ на совр. разговорном яз., обличающий бесчеловечность феод. об-ва. Вместе с написанными позже реалистическими, гуманистич. рассказами и ге-ниальной сатирич. повестью «А-кью чжэн чжуань» («Подлинная история А-кью») он составил сб. «Нахань» («Клич»), затем последовали «Панхуан» («Блуждания», 1926) и сб. стихотворений в прозе «Е цао» («Дикие травы», 1927). Эти произведения оказали решающее влияние на становление реалистич. направления в новейшей кит. лит-ре, основоположником к-рой был признан Лу Синь.

В том же, 1918 началась деятельность Лу Синя как публициста. Его произве-дения в самых различных формах публицистики — от политич. статей и фелье-тонов до лит.-критич. заметок и стихотворений в прозе (сам автор называл их «пестрыми сочинениями» — цза вэнь) — составили 10 сборников, первым из к-рых был «Жэ фэн» («Горячий ветер», 1925). В произведениях 1918—1924 пре-обладают темы критики старого обществ. устройства и старой морали, обоб-щенно именовавшихся «конфуцианскими», полемика с защитниками старой культуры, поддержка борьбы студенч. молодежи за раскрепощение личности, за свои права и протест против подавления этой борьбы реакционным пр-вом. Публицистику Лу Синя отличает жанровое и стилистич. многообразие, ма-стерское использование сатиры и иронии, лексич. богатство.

После неудачи революции 1925—1927 писатель поселился в Шанхае и сразу оказался в центре лит. дискуссий. Он выступал за правдивую, серьезную лит-ру, помогающую освободит. борьбе, против левацких ультрареволюцион-ных лозунгов. Одновременно он вел борьбу с проповедниками «среднего пу-ти», по его мнению, уводившими лит-ру от действительности. В 1930 он стал одним из организаторов и неформальных руководителей Лиги левых писате-лей Китая (Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн). Он активно участвовал в демократич. орг-циях, во всемирном антифашистском движении, выступал в поддержку СССР.

В 1928 вышла книга воспоминаний «Чжао хуа си шэ» («Утренние цветы, собранные вечером»), где в поэтич. форме повествуется о родных местах писателя, его друзьях. В 1936 появились «Гу ши синь бянь» («Старые легенды в новой редакции») — книга, где своеобразно сочетаются порой пародийные, порой героико-романтич. интерпретации древних мифов и сказаний с явными намеками на злобу дня. Но осн. жанром шанхайского периода была публи-цистика.

На рубеже 20-30-х Лу Синь познакомился с идеями марксизма и переводами ряда марксистских работ, начал общаться с видными представителями коммунистич. интеллигенции, такими, как Цюй Цю-бо. Он стал пропагандировать отеч. и мировую революционную культуру, выступал против политики Гоминь-дана и ее сторонников в лит-ре. В последние месяцы жизни он включился в орг-цию отпора надвигавшейся опасности япон. агрессии.

Будучи непримиримым противником прежней идеологии, к-рую считал «фео-дальной», и отражавшей ее традиц. культуры, Лу Синь выступал за преемствование позитивных сторон классич. наследия и нар. творчества, чему посвящен ряд работ, в частности «Чжунго сяошо шилюэ» («Очерк истории китайской прозы», 1924).

Похороны Лу Синя вылились в небывалую нар. манифестацию. Писатель, мыслитель, патриот и интернационалист, Лу Синь признан одной из круп-нейших фигур в истории Китая ХХ в. Собрания его соч., а также отд. произ-ведения неоднократно издавались на рус., япон., англ. и др. языках.

Источники:
Лу Синь. Собрание сочинений. Т. 1-4. М., 1954-1956; он же. Избран-ное. М., 1989; он же. «О, эта великая и проклятая стена»: (Из публи-цистики 20-х гг.) / Вступ. В. Сорокина // ПДВ. 1993, № 2, с. 158-168.

Литература:
Глаголева И.К. Лу Синь: Биобиблиографический указатель. М., 1977; Желоховцев А.Н. Фальсификации продолжаются: По страницам публи-каций китайской прессы о Лу Сине // ПДВ. 1973, № 2, с. 143-148; Значение творческого наследия Лу Синя для актуализации сферы куль-туры Китая и утверждения мировых и национальных духовных ценностей // Проблемы литератур Дальнего Востока: Сб. материалов II Междунар. науч. конференции... Т 1, разд. I. СПб., 2006, с. 9—229; Лебедева Н.А. Лу Синь и писатели Северо-Восточного Китая // ПДВ. 2006, № 5, с. 156—164; Петров В.В. Лу Синь. М., 1960; Позднеева Л.Д. Лу Синь. М., 1957; она же. Лу Синь: Жизнь и творчество. М., 1959; Семанов В.И. Лу Синь и его предшественники. М., 1967; Сорокин В.Ф. Фор-мирование мировоззрения Лу Синя: Ранняя публицистика и сборник «Клич». М., 1958; Торопцев С. Лу Синь и борьба за реализм в китайском кино // ПДВ. 1982, № 4, с. 164—176; Федоренко Н.Т. Лу Синь // Федо-ренко Н.Т. Очерки современной китайской литературы. М., 1953, с. 38—84; он же. Мастерство писателя и его интерпретация: К 90-ле-тию со дня рождения Лу Синя // Федоренко Н.Т. Избранные произве-дения. Т. 2. М., 1987, с. 274—289; Бао Чжун-вэнь. Лу Сюньды сысян хэ ишу синьлун (Общественно-политические и эстетические взгляды Лу Синя). Нанкин, 1989; Ван Жунь-хуа. Лу Сюнь сяошо синь лунь (Новое исследование прозы Лу Синя). Шанхай, 1993; Линь Чжи-хао. Лу Сюнь чжуань (Жизнь Лу Синя). Пекин, 1981; Фан Сян-дун. Лу Сюнь юй та «ма» годы жэнь (К творческой биографии Лу Синя). Шанхай, 1996; Чжунсюэ Лу Сюнь цзопин чжу ду (Статьи о творчестве Лу Синя). Пекин, 1990; Lu Xun and His Legacy / Ed. Lee Ou-fan. Berk., 1987.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 335-337.

Лу Синь (настоящее имя - Чжоу Шужэнь) (25.9.1881, Шаосин, - 19.10.1936, Шанхай), китайский писатель, публицист и литературовед. Родоначальник современной китайской литературы. В 1930-36 возглавлял Лигу левых писателей Китая. Родился в семье обедневшего помещика. В 1902 окончил Нанкинское горно-железнодорожное училище и был направлен для продолжения образования в Японию, где примкнул к просветительскому движению китайских студентов, выступал как переводчик и публицист. В статье «О силе сатанинской поэзии» (1907) проявились его симпатии к романтизму, заметные и в дальнейшем. Почти одновременно возник интерес Лу С. к реализму. В Японии и на родине Лу С. участвовал в подготовке Синьхайской революции (1911-13). В 1913 он создал первый рассказ «Былое». В 1918 Лу С. опубликовал первое произведение новокитайской литературы - рассказ «Дневник сумасшедшего», своеобразный вариант «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя. Позже опубликовал сборники «Клич» (1923), «Блуждания» (1926), в который вошла повесть «Подлинная история А-Кью». Её герой, деревенский подёнщик, подвергается издевательствам со стороны односельчан и в конце концов погибает на плахе по необоснованному обвинению в грабеже. В этой повести и некоторых рассказах отразилось не апологетическое, а критическое отношение автора к народу, роднящее его с русскими революционными демократами, А. П. Чеховым и М. Горьким. Многие рассказы Лу С. посвящены интеллигенции. Здесь и смельчаки, способные пойти на смерть ради своего народа (Ся Юй из рассказа «Снадобье»), и просто умные люди, понимающие величие простого человека («Маленькое происшествие»), и симпатичные, но жалкие старые книжники («Кун И-цзи», «Блеск»), и приспособленцы вроде Фан Сюань-чо из «Праздника лета».

Большое место в творчестве Лу С. занимают стихотворения в прозе, объединённые в сборнике «Дикие травы» (1927), в которых нередко звучат пессимистические ноты. И всё же вера в жизнь у Лу С. в конечном итоге оказывается сильнее тоски. Некоторые стихи написаны сатирическими красками, иногда близки к пародии («Моя потерянная любовь»).

Сатирико-героические сказки Лу С. составили сборник «Старые легенды по-новому» (1936), основное содержание которого - критика уродливых сторон действительности. Например, в «Покорении стихии» писатель переработал китайский миф о потопе, высмеяв интеллигентов, которые дрожат за своё благополучие и не думают о народе. Мифический герой Юй, по преданию спасший Китай от потопа, становится у Лу С. олицетворением труда, демократии, равенства.

В своих публицистических статьях Лу С. откликался на самые злободневные события внутренней и международной жизни: сборники «Горячий ветер» (1925), «Под роскошным балдахином» (1926), «Инакомыслящий» (1932), «Книга о лжесвободе» (1933), «О погоде болтать разрешается» (1934), «В узорчатой кайме» (1936) и другие. Лу С. много сделал для пропаганды марксистской эстетики, для популяризации прогрессивной мировой и особенно русской и советской литературы в Китае, переводил сочинения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, М. Горького, А. А. Фадеева и других. «... Наши непрерывные связи с Советским Союзом, - писал он, - положили начало широким литературным связям Китая со всем миром» («Приветствую литературные связи Китая и России», 1932, см. Собрание сочинений, том 2, М., 1955, с. 102). В статье «Революционная пролетарская литература в Китае и кровь её авангарда» (1931) он защищает прогрессивных китайских писателей, борется с феодально-буржуазной культурой и лжереволюционными литераторами. Его «Краткая история китайской повествовательной прозы» (1923) - первый обобщающий труд о наиболее демократическом роде национальной литературы.

Труды Лу С. переведены на многие языки мира. На русском языке выпущено 4-томное собрание его сочинений (1954-56) и более ста отдельных изданий его произведений.

Большая Советская Энциклопедия

Настоящее имя Чжоу Чжаншоу, Чжоу Сужэнь (周樟寿, 周树人) Псевдоним Лу Сюнь, Лу Синь (鲁迅) Национальность Хань Жена Чжу Ань (朱安 , с 1906 года) Дети Чжоу Хайин (周海婴 , 1929 - 2011) Профессия Писатель, публицист, мыслитель Жанры Очерки, рассказы, новеллы, проза, стихи, пьесы Известнейшие произведения «К оружию», «Записки сумасшедшего», «Подлинная история А-кью»

Лу Синь (鲁迅 , Lǔ Xùn, Лу Сюнь, на родном диалекте - Лу Синь) (1881–1936), настоящее имя Чжоу Шужэнь (周树人 ) - Китайский писатель, оказавший большое влияние на развитие литературы и общественно-политической культуры Китая в первой половине XX века . Считается основоположником современной китайской литературы. Писатель, редактор, переводчик, критик, эссеист и поэт. В 1930-хх годах - глава китайской Лиги левых писателей в Шанхае .

Работы Лу Синя оказали большое влияние на возникновение «движения 4 мая» и были высоко оценены коммунистами после 1949 года. Мао Цзэдун сам был большим поклонником творчества Лу Синя. Хотя Лу Синь и симпатизировал коммунистическим идеям, он не вступил в Коммунистическую партию Китая . Как и другие лидеры «Движения 4 мая», он был левым либералом.

Биография

Ранние годы

Лу Синь родился в сельской местности у города Шаосин провинции Чжэцзян 25 сентября 1881 года. При рождении ему дали имя Чжоу Чжаншоу (周樟寿 ). Второе имя - Юшань (豫山 ), позднее заменено на Юцай (豫才 ). Перед отправкой на учёбу в Цзяннаньскую военно-морскую академию в 1898 году, Лу Синь сменил первое имя на Шужэнь (树人 ), это имя образно означало «становиться образованным человеком».

Семья Чжоу в Шаосине была очень образованной. Дед Лу Синя по отцовской линии, Чжоу Фуцинь (周福清 ), занимал должность в столичной академии Ханьлинь, а мать, урождённая Лу, сама научилась чтению. Семья Лу Синя начала испытывать трудности, когда Чжоу Фуцинь был уличён в коррупционном скандале - он пытался обеспечить тёплое место для Чжоу Бои, своего сына и отца Лу Синя. Чжоу Фуцинь был арестован и едва избежал казни. Лу Синя воспитывал престарелый слуга семьи - А Чан. Любимой книгой Лу Синя в детстве был «Шань Хай Цзин» - сборник китайской мифологии.

Родной дом Лу Синя в Шаосине

Хронический туберкулёз отца, который умер, когда Лу Синь был подростком, предопределил его интерес к медицине. Причём из-за множество шарлатанов, безуспешно окружавших отца перед смертью, Лу Синь скептически относился к традиционной китайской медицине. Он захотел изучать западную медицину.

Образование

Молодой Лу Синь

В 1898 - 1899 годах Лу Синь обучался в Цзяннаньской военно-морской академии, а затем был переведён в Школу горного дела и железных дорог при Цзяннаньской военной академии. В школе он изучал западные науки, английский и немецкий языки. В числе переведённых Лу Синем в тот период книг - «Эволюция и этика» Томаса Гексли, «О свободе» Джона Стюарта Милля, а также романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

В 1902 году Лу Синь на стипендию Цинского правительства поехал в Японию, и поступил в институт Кобун - подготовительную языковую школу для китайских студентов, обучающихся в Японии. Там он, помимо учёбы, занимался Джиу-Джитсу, а также опубликовал свои первые эссе, ещё на вэньяне - классическом китайском языке.

«Дневник сумасшедшего»

В 1903 году Лу Синь кратковременно вернулся в родной дом, и в возрасте 22 лет вступил в договорной брак с местной дворянкой - Чжу Ань. Невеста была по традиции подобрана матерью Лу Синя, была неграмотной, и, по обычаю, с перебинтоваными ногами. Брак был несчастливый, хотя Лу Синь всю жизнь материально поддерживал жену.

Сендай

В 1904 году Лу Синь поступил в медицинскую академию Сендая, став там первым иностранным студентом. В академии у него сложились близкие отношения с одним из учителей - Фудзино Гэнкуро. Своё почтение Лу Синь выразил в эссе «Господин Фудзино» в своих мемуарах «Утренние цветы, сорванные в сумерках». Фудзино в ответ написал своё эссе, вышедшее как некролог в 1937 году. В марте 1906 года Лу Синь внезапно прекратил обучение и покинул академию.

Книги Лу Синя

Причины такого неожиданного поступка Лу Синь описал в предисловии к своему сборнику «К оружию». Однажды после занятий один из преподавателей показал Лу Синю слайды, на которых была изображена казнь одного из китайских шпионов, помогавших русской армии в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Больше всего Лу Синя поразила полная апатия китайских зрителей, и он решил, что лечение душевных болезней гораздо важнее лечения болезней телесных.

Весной 1906 года Лу Синь переехал в Токио, где, сотрудничая с учёным и филологом Чжан Тайянем и своим братом, Чжоу Цзожэнем, перевёл на китайский и опубликовал произведения русских и восточноевропейских писателей, включая нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. Следующие три года он жил в Токио и писал серию очерков на вэньяне по истории науки, китайской и европейской литературе, о китайском обществе, реформах и религии. А также Лу Синь переводил художественные произведения разных авторов на китайский язык.

Китай

Лу Синь в 1909 году

Вернувшись в Китай в 1909 году, Лу Синь начал преподавать в Чжэцзянской средней школе в Ханчжоу и в китайско-западной средней школе в Шаосине - своём родном городе. Со свержением императорской династии и установлением республики в 1911 году Лу Синю предложили должность в министерстве образования. Вместе с республиканским правительством Лу Синь переехал в Пекин, где жил и работал до 1926 года. В министерстве образования Лу Синь работал главой секции, а затем помошником секретаря, а с 1920 года ещё и преподавал в Пекинском университете и Женском педагогическом колледже Пекина.

В мае 1918 года Лу Синь опубликовал первый крупный рассказ на байхуа - разговорном китайском языке - «Дневник сумасшедшего» (狂人日记 ). Рассказ был острой критикой устаревших китайских традиций и феодальных отношений, душивших и тормозивших страну. Публикация рассказа утвердила Лу Синя в качестве одного из самых влиятельных писателей своего времени. В то же время, «Дневник сумасшедшего» - первый рассказ, опубликованный под псевдонимом «Лу Синь» (Лу - девичья фамилия матери автора).

Лу Синь в 1926 году

Ещё более известным рассказом стал «Подлинная история А-Кью» (阿Q正傳 ), опубликованный по частям в 1921 - 1922 годах. Обе работы были включены в сборник «К оружию» (呐喊 , другой вариант перевода - «клич»), изданный в 1923 году.

С 1924 по 1926 год Лу Синь писал сборник мемуаров и эссе под названием «Утренние цветы, сорванные в сумерках» (朝花夕拾 ), опубликованный в 1928 году, а также сборник стихов в прозе «Дикие травы» (野草 ), изданный в 1927 году. Также были написаны многие рассказы, вошедшие во второй сборник «Блуждания» (彷徨 , 1926 год). В 1926 году Лу Синь поддержал протесты студентов, которые вылились в резню 18 марта. После этого Лу Синь ушёл в добровольное изгнание, преподавал в Амойском университете Сямэня, а затем в Чжуншаньском университете Гуанчжоу. Вместе с ним поехала его ученица и любовница Сю Гуанпин.

С 1927 года до самой смерти Лу Синь жил в более либеральном Шанхае, где по инициативе Коммунистической партии Китая стал одним из основателей Лиги левых писателей. Большинство очерков датировано этим, последним периодом. 27 сентября 1929 года Сю Гуанпинродила Лу Синю сына, которого назвали Чжоу Хайином (周海婴 ), «дитём Шанхая». Родители предполагали, что он сам сменит имя, когда захочет, но он этого так и не сделал. В 1930 году Лу Синь опубликовал «Краткую историю китайской прозы» (中国小说史略 ) - всеобъемлющий обзор китайской литературы до времени жизни автора, составленный на основе лекций, прочитанных в Пекинском университете.

Лу Синь

Другая важная часть его работы включает перевод литературных произведений, в том числе русских. Лу Синь восхищался Гоголем, перевёл на китайский «Мёртвые души». В этот же период Лу Синь писал множество очерков и эссе, которых насчитывается около 20 томов. Книги Лу Синя остаются влиятельными и популярными как в Китае, так и в Японии.

Лу Синь был редактором нескольких левых журналов, таких как «Новая молодёжь» и «Ростки». Из-за его левого уклона, а также той роли, которую оказали его работы на последующую историю Китайской народной республики, он был запрещён на Тайване до конца 1980-хх годов. Лу Синь был в числе первых сторонников движения Эсперанто в Китае.

Последние дни

К 1936 году лёгкие Лу Синя были ослаблены хроническим туберкулёзом, к тому же он был заядлым курильщиком. В марте он заболел бронхиальной астмой и лихорадкой. В ходе лечения ему слили 300 грамм жидкости из лёгких через прокол. С июня по август он снова заболел, его вес уменьшился до 38 килограмм. Немного оправившись, он написал два эссе на тему сметри - «Смерть» и «Это тоже жизнь». В 3:30 утра 18 октября Лу Синь проснулся с большим затруднением дыхания. Был вызван доктор Судо, его врач, который сделал обезболивающую инъекцию. В течение суток с ним была Сю Гуанпин. В 5:11 утра 19 октября Лу Синь скончался.

Лу Синь похоронен в мавзолее в парке своего имени в Шанхае. На его гробнице надпись, сделанная Мао Цзэдуном . За вклад в «движение 4 мая» Лу Синь был посмертно принят в ряды Коммунистической партии Китая.

Творчество

Лу Синь

Первые статьи и очерки Лу Синя были вполне традиционны - написаны на вэньяне - книжном, письменном китайском языке с крайне сложной грамматикой, малопонятном для недостаточно грамотных людей. Но с 1918 года Лу Синь стал одним из начинателей и наиболее активных участников «движения за новую литературу». Его рассказы стали писаться на байхуа - новом письменном китайском языке, приближенном к разговорному. Вместе с тем Лу Синь ввёл в китайскую литературу малые формы - рассказы, очерки, эссе, до того отсутствовавшие, а также другие приёмы и особенности европейской литературы. Нетипичными были и основные темы его произведений - жизнь простолюдинов, крестьян, пролетариев и городской интеллигенции. Лу Синь высмеивал устаревшие средневековые обычаи, ставшие дикими в XX веке. Высмеивая традиционализм, ретроградство и рабскую покорность, он, вместе с тем, сочувствует и симпатизирует своим героям. Он считается мастером иронии. Мастерское владение родным языком позволяет ему строить игру слов и весьма двусмысленные предложения, крайне сложные для перевода.

Мемориальные музеи

Мемориальный музей Лу Синя в Шаосине

Музей в Шаосине

Шаосинский мемориальный музей Лу Синя находится по адресу: город Шаосин, район Юэчэн, улица Лусюньчжунлу, дом 235 (绍兴市, 越城区, 鲁迅中路, 235号 ). В музейный комплекс входит множество объектов: музей, построенный в 1973 году, фамильная усадьба семьи Чжоу, где вырос Лу Синь, средняя школа города, застройка конца XIX века (время проживания Лу Синя в Шаосине), храмы Тугу и Чанцин, гостиница Сяньхэн и другие. В 1988 году музей вошёл в число Охраняемых памятников КНР, в 1997 году - в число 100 центров образцового патриотического воспитания. Музей посещали Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао, Ли Пэн, Чжу Жунцзи и другие руководители КНР.

Мемориальный музей Лу Синя в Нанкине

Нанкинский мемориальный музей Лу Синя находится в здании средней школы Нанкинского педагогического университета. и открыт 27 апреля 2006 года. В Нанкине Лу Синь жил и учился четыре года (с 1898 по 1902). В 2012 году площадь экспозиции была увеличена с 70 до 220 квадратных метров.

Музей Лу Синя в Пекине

Музей в Пекине

Пекинский мемориальный музей Лу Синя находится в микрорайоне Фучэнмэнь в центре города, дом 19 на второй линии, где Лу Синь жил с мая 1924 года по август 1926 года. Музей открыт в 1956 году и является первым биографическим музеем в КНР. Экспозиция составляет более 60 тысяч экспонатов, среди которых много книг и рукописей писателя. Помимо биографической ценности - это один из немногих домов начала XX века, сохранившихся в Пекине.

Мемориальный музей Лу Синя в Сямэне

Сямэньский мемориальный музей Лу Синя находится в здании Цзимэйлоу Сямэньского университета и открыт в октябре 1952 года. Лу Синь жил и преподавал в Сямэне с 4 сентября 1926 года по 16 января 1927 года. Музей включает мемориальную комнату и выставочный зал, посвящённый творчеству писателя.

Мемориальный музей Лу Синя в Гуанчжоу

Мемориальный музей Лу Синя в Гуанчжоу работает с октября 1959 года. 18 января 1927 года Лу Синя пригласили преподавать в Чжуннаньском университете Гуанчжоу. В первое время он жил в колокольной башне Чжунлоу, где в январе 1924 года Сунь Ятсен созвал первый национальный съезд Гоминьдана. 23 марта Лу Синь переехал в Байюньлоу. Лу Синь жил в Гуанчжоу восемь месяцев, за которые написал 43 эссе, 10 переводов и 180 писем. Музей содержит более 10 тысяч экспонатов, в числе которых рукописи, фотографии и личные вещи Лу Синя. Главное место уделено спальне и рабочему кабинету Лу Синя.

Музей в Сямэне Музей в Гуанчжоу

Мемориальный музей Лу Синя в Шанхае

Шанхайский мемориальный музей Лу Синя находится по адресу: город Шанхай, район Хункоу, улица Тяньай, дом 200 (上海市, 虹口区, 甜爱路, 200号 ), внутри парка им. Лу Синя.

Парк и гробница Лу Синя в Шанхае

Лу Синь похоронен в мавзолее в парке Лу Синя в Шанхае. После смерти 18 октября 1936 года, 22 октября писатель был похоронен на кладбище в Шанхайском районе F. В 1956 году Лу Синь был перезахоронен в парке Хункоу, который был реконструирован и переименован. Гробница выполнена из гранита, на надгробии высотой более 5 метров выбита надпись каллиграфическим почерком Мао Цзэдуна : «Могила Лу Синя». Хвойные деревья у гробницы посажены сыном писателя - Чжоу Хайином, многие деревья и цветы подарены и посажены японскими друзьями Лу Синя.

Музей в Шанхае Гробница Лу Синя в Шанхае

Лу Синь родился в знатной интеллигентной семье, отец был образованным человеком, но рано умер. Семья жила благодаря деду, который занимал крупную государственную должность в столице. Мать была необразованной, из деревни, но выучилась всему самостоятельно и после смерти отца постаралась дать сыну образование.

С 5 лет Лу Синь начал зазубривать классические тексты, в возрасте 8-10 лет начал читать классические романы. Он не любил классическую конфуцианскую литературу. Дед разорился, когда Лу Синю было 15 лет, и вся семья переехала в Нанкин. Там Лу Синь поступает в Нанкинское мореходное училище, потом в Горно-рудное училище - там он изучает естественные науки. В возрасте 21 года он уезжает в Японию. Там он поступает в Медицинский институт, но потом понимает, что он хочет лечить не тело человека, а его душу (с помощью литературы). Первое произведение - «Душа Спарты», 1903, потом статья «О демонической силе поэзии» (про поэзию А.С. Пушкина, Лермонтова, Байрона и др.), 1907. Во время русско-японской войны он знакомится с произведениями Л. Н. Толстого. Увлекается русской литературой, призывает идти по русскому пути, борясь со старым. Пытается показать культурную отсталость Китая.

Лу Синь вернулся в Китай уже известным. Был приглашен преподавать в Пекин и стал совмещать преподавательскую деятельность с литературой, писать стихи.

В 1911 году в Китае происходит Синьхайская революция. В 1911-1912 годах он пишет рассказ «Былое», в котором проявляются зачатки реализма. С 1912 по 1918 года Лу Синь ничего не пишет и не издает.

В 1918 назревало движение за новую культуру и новый язык. Лу Синь хотел создавать свой собственный особый литературный стиль – разговорный стиль. Он является основоположником современной китайской литературы – сочетал элементы Вэньяня с живым, разговорным языком, изображал реальных людей, выступал за переход на Байхуа.

Самые известные книги – сборники: «Клич» (1918 – 1922), «Блуждания» (1924 – 1926), «Дикие травы»(1924 – 1926), «Записки сумасшедшего».

бросается на мать с ножом. Мать бежит от сына и встречает Николая Угодника в образе старичка, который объясняет ей, от какой судьбы он спас ее и младенца, не препятствуя его смерти. Женщина понимает смысл его слов и снова оказывается в прошлом, рядом с умершим ребенком. Брат с сестрой, слушая нянин рассказ, начинают плакать оттого, что младенец в итоге так и не воскрес, хотя сестра и пытается понять сама и объяснить брату, что так «ему (младенцу) лучше», что ему «было предопределение». Метафорический смысл этой притчи направлен на осмысление судьбы эмигрантов, для которых покинуть родину казалось равносильным смерти, однако лучше смерть, чем «псевдожизнь».

Здесь, как и в некоторых других рассказах периода эмиграции, акцент делается на нетипичном для Гиппиус, «детском» видении мира

Непогрешимой вере в чудо и, возможно, неосознанной вере в обязательное спасение души. Новыми героями ее рассказов становятся дети, чей собственный взгляд на мир теперь лучше отражает надежду эмигрантов на спасение (возвращение на Родину) и веру в будущее. «Несправедливость», «Дочки», «Таня», «Ваня и Мэри», «Надя» - в этих рассказах явственно ощущается присущее теперь автору иррациональное начало, основанное не на фактах, а на слепой, «спасительной» вере. Интуитивность, а не опытные знания, надежда, призрачная, но дающая силы - таков теперь главный лейтмотив ее повествования.

В рассказах Гиппиус все чаще звучит тема времени, вечности, неразделяемого «сейчас» и «потом», «тогда» и «теперь». Автор рассуждает о времени так, словно его не стало или его значение утрачено, после роковых событий перестало быть важным, «когда это было». Теперь «все равно когда, вероятно давно...»8 Страх, гибель (причем моральная часто тождественна физической)

Типичные для художественного мира Гиппиус экзистенциальные категории в этот период творчества. Писательница по-новому смотрит и на свое прошлое, на прежнее мировоззрение. Не случайно многие свои рассказы доэмигрантского периода она переиздает, внося в них различные

УДК 821.581.09Лу Синь

лу синь В россии

М. В. Михайлова, Шэ сяолин

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова E-mail: [email protected], (Шэ Сяолин)[email protected]

В статье рассматриваются подходы, обусловленные историческим контекстом, к изучению творчества китайского писателя Лу Синя в советском литературоведении 20-70-х гг. ХХ в., выявляются причины интереса к его наследию, дается анализ основных достижений российского лусиневедения, про-

корректировки и изменения («Светлое озеро», «Старый керженец», «Женское», «Только две» и др.). Эмигрантский период творчества Гиппиус и, в частности, ее рассказы характеризуются стойким ощущением катарсиса, твердой и мужественной уверенностью в Божьем оправдании любого креста, несомого людьми.

Несмотря на звучащее в поздних рассказах убеждение в том, что эмиграция обрекает творческую личность на крах, сама З. Гиппиус до конца сумела сохранить свое литературное и человеческое достоинство. Ее декадентские настроения, «мстящие» и «гневные» нотки ее творчества постепенно сменяются подлинно человеческими, наполненными смирением, мудростью.

Язык ее прозы, тем не менее, остается прежним. Он, как и ранее, выверен и точен. Чувство слова никогда не покидает и не подводит Гиппиус, ее способность находить нужную, «звучащую» фразу или оборот, задающий тон всему рассказу, остается неизменной. Необыкновенная память, способность воспроизвести «былое» и воплотить в новых произведениях пережитые чувства и эмоции, донести до читателя всю палитру мыслей и ощущений - все это делает литературное наследие З. Гиппиус ценным источником знаний об одном из самых трагических и сложных периодов в судьбах русских писателей ХХ в. - их жизни за рубежом в период первой русской эмиграции.

Примечания

1 ОсьмаковаН. Единственность Зинаиды Гиппиус. URL: http://gippius.com/about/osmakova-edinstvennost-gippius. html (дата обращения: 12.08.2015).

2 Гиппиус З. Собр. соч. : в 15 т. Т. 11. Вторая любовь: Проза эмигрантских лет. Рассказы, очерки, повести 1923-1939 гг. М., 2011. С. 93.

3 Там же. С. 275.

4 Там же. С. 276

5 Там же. С. 106.

6 Там же. С.130.

7 Там же. С. 30.

8 Там же. С. 37.

водится сопоставление с аналогичными работами китайских ученых.

Ключевые слова: Лу Синь, литературоведение в СССР, критический реализм, социалистический реализм, классик китайской литературы.

© Михайлова М. В., Сяолин Шэ, 2015

Lu Xun in Russia

M. V. Mikhailova, Shes Sanling

The article examines historically determined approaches to the study of the oeuvre of the Chinese writer Lu Xun in the Soviet literary criticism in the 20-70s of the XXth century, identifies the causes of interest in his heritage, analyzes the main achievements of the Russian Lu Xun studies, and provides a comparison with similar works by Chinese scientists.

Key words: Lu Xun, study of literature in the USSR, critical realism, socialist realism, classic of Chinese literature.

DOI: 10.18500/1817-7115-2015-15-4-85-90

Двадцатые годы XX в. ознаменованы усиленным интересом советского культурного сообщества к «новой китайской литературе», т. е. той, которая возникла и укрепилась после развития общественно-политического Движения 4-го Мая, которое расценивалось как демократическое. И выразителем этого умонастроения становится в восприятии советских литературоведов и читателей Лу Синь (1881-1936). Он действительно являлся одной из ведущих фигур современной китайской литературы, и он же оказался в числе первых писателей, произведения которых были переведены на русский язык и «изданы в СССР отдельным сборником»1, а впоследствии неоднократно и переиздавались. В итоге советский читатель познакомился практически с самыми значительными текстами его художественных и публицистических произведений. Почти одновременно началось и изучение наследия Лу Синя, толчком чему послужил сборник его произведений 1929 г. Поначалу исследование его творчества ограничивалось описанием жизненного пути и мировоззрения, и подход к писателю имел отчетливо выраженный общественно-политический характер, определялся состоянием идеологической атмосферы в российском обществе. Это отчетливо прослеживается во вступительных статьях к разным изданиям и рецензиях на выходящие сборники его произведений.

В 1929 г. вышел в свет сборник «Правдивая история А-Кея» в переводе Б. А. Васильева, который написал и предисловие. Он счел, что Лу Синь «по характеру своего творчества» в первую очередь бытописатель, что он «один из первых начал брать, в качестве темы, китайскую деревню, до тех пор не находившую себе места в классической литературе Китая»2. Это же отметил и рецензент сборника Я. Фрид, указавший, что «знание китайской деревни, умение играть мельчайшими бытовыми деталями, ирония, сдержанный лиризм делают вещи этого писателя интересными и для европейского читателя»3. Многие из этих моментов и легли в основу определения, которое надолго сохранилось за Лу Синем. Поэтому неудивительно, что уже в 5-ом томе «Литературной энциклопедии 1929-1939» в статье о китайской

литературе об этом писалось как об установленном факте: «Лу Сюнь (китайский Чехов, как его называют) - бытописатель, реалист, впервые ввел в литературу тематику деревни, с необычайной яркостью отобразил нищету, страдания и безвыходность положения крестьянина, задавленного пережитками феодализма»4, т. е. делался упор на критической направленности его творчества. Но чуть позже, в связи с ожесточением классовой борьбы в советском обществе, в 6-ом томе в статье, непосредственно освещающей его фигуру, писателю была дана уже классовая оценка: «По своей идеологии Л.-С. - типичный мелкобуржуазный радикал. Сыграв значительную роль в так назыв. "литературной революции", впервые внеся мотивы деревни в новую литературу и доказав своими произведениями возможность художественного использования живого языка вместо архаических форм старой письменности, Лу-Синь в своем дальнейшем развитии отстал от бурных темпов китайской революционной литературы, оставшись на анархическо-инди-видуалистических позициях»5. Но уже в 1949 г. А. Фадеев несколько исправил это положение, обратившись к характеристике именно художественного дарования писателя и введя его в круг существования основных тенденций литературного процесса ХХ в. В статье, озаглавленной «О Лу Сине», он писал: «По духу он - рядом с Чеховым и Горьким. <.. .> Он, подобно нашим классикам, был писателем-критическим реалистом, то есть писателем, разоблачавшим и бичевавшим силы старого общества, силы, угнетавшие народ и подавлявшие личность "маленького человека". Лу Синь - мастер короткого рассказа. Он умеет коротко, ясно и просто передать мысль в образах, в эпизоде - большое событие, в отдельном человеке - тип»6. Так, в нескольких предложениях Фадеев сумел выявить самое существенное в наследии художника: социальную зоркость автора, сатирические краски, особую сжатость повествования, национальный колорит.

В 1953 г. была написана популярная брошюра «Великий китайский писатель Лу Синь», в которой автор дал краткий обзор жизненного и творческого пути писателя, связав его, естественно, «с историей освобождения китайского народа от феодального и империалистического гнета»7. Там же возникла формула, которая будет сопровождать отныне разговор о Лу Сине постоянно: он «родоначальник и первый классик реалистической литературы Китая нового времени»8.

Изучение Лу Синя в СССР получило новый импульс после появления четырехтомного Собрания сочинений писателя, вышедшего в 19541956 гг. Почти сразу же появлялось пять монографий, посвященных ему: «Лу Синь» (1957) и «Лу Синь. Жизнь и творчество» (1959) Л. Д. Поздне-евой, «Формирование мировоззрения Лу Синя» (1958) В. Ф. Сорокина, «Лу Синь. Очерк жизни и творчества» (1960) В. В. Петрова, «Лу Синь и его

предшественники» (1967) В. И. Семанова. Здесь уже осваивались не только факты биографии писателя, но и процесс формирования его творческого метода. А самое главное, предлагался подробный анализ его художественных произведений из сборников «Клич», «Блуждания», «Дикие травы» и «Старые легенды в новой редакции». К творчеству Лу Синя в это время советские ученые применяли те же определения - «реализм» и «критический реализм», что и китайские исследователи. А вот относительно использования термина «социалистический реализм» по отношению к его творчеству у китайских и советских исследователей возникли разногласия (в Китае имя Лу Синя стали определенно связывать с этим методом).

Л. Д. Позднеева в своих монографиях (книга «Лу Синь. Жизнь и творчество» была переведена на английский, японский и китайский языки, что делало ее, в свою очередь, в определенной степени образцовой в отношении «оценок», выставляемых художнику), определенно заявив, что Лу Синя следует считать основоположником метода критического реализма в Китае, но добавляла, что в последние годы Лу Синь пришел к методу социалистического реализма, который проявился в сборнике «Старые легенды в новой редакции». Хотя фраза, будто бы подтверждающая приверженность писателя новому методу, в общем не очень отличалась от того, что писалось применительно к его критическому реализму -«социалистический реализм обусловил большую силу его типов, позволил ему вынести приговор отрицательным героям своего времени и воспеть славу народу - созидателю и борцу»9, она призвана была убедить читателя, что писатель перешел на новые идейно-эстетические позиции.

В. Ф. Сорокин, указав, что Лу Синь «поднял китайскую литературу до вершин критического реализма, создал потрясающую по своей правдивости картину действительности», подчеркнул глубокое раскрытие им «классовых противоречий китайского общества»10, что, конечно же, возможно только при условии овладения новым художественным методом. Литературовед выстраивал свою конструкцию, как обычно и делалось, на анализе эволюции образа положительного героя-революционера, что, по его убеждению, «свидетельствует об утверждении в его творчестве конца двадцатых - начала тридцатых годов метода социалистического реализма»11. Теперь Лу Синь определенно становится и «одним из зачинателей социалистического реализма в Китае»12.

Несколько более осторожен в определениях был В. В. Петров. Литературовед убежден, что «новый революционно-демократический характер реализма Лу Синя» определился в связи с движением 4 мая 1919 г., и это стало важнейшим моментом в дальнейшем развитии реалистического метода писателя. Но «проблема определения творческого метода "Старых легенд в новом изложении" требует еще тщательной разработки в

виду сложности самого литературного материала, и категорическая формулировка о социалистическом реализме в "Старых легендах в новом изложении" еще недостаточно доказана». Он следующим образом аргументировал свою точку зрения: в рассказах «прогрессивные силы представлены героями-одиночками, защищающими интересы народа, но принадлежащими к господствующему классу, тогда как сам народ показан лишь как пассивная масса. О связях главных персонажей с народом сказано слишком мало. Такое изображение народа еще не соответствует принципам литературы социалистического реализма, которая воспевает народ как движущую силу истории»13. Последнее замечание в свете дискуссий о сущности социалистического реализма следует признать справедливым. Во всяком случае автор работы «Лу Синь. Очерк жизни и творчества» пытался привести в соответствие реальные наблюдения над текстами китайского писателя с теоретическим установками, бытовавшими в советской науке.

Однако не следует думать, что советские исследователи ограничивались только рассуждениями на тему, соответствует ли написанное Лу Синем канонам социалистического реализма. Они пытались обнаружить и художественное своеобразие прозы писателя, обращались не только к содержанию его произведений, но и к их формальным достоинствам. Портретные характеристики героев, их психология, описание окружающей среды - все это так или иначе подвергалось пристальному разбору.

На взгляд Позднеевой, Лу Синь - выдающийся мастер художественной детали, приметливый наблюдатель, что позволило ему нарисовать широкую картину современного Китая, а самое главное - создать ряд ярких образов представителей различных общественных слоев. Его герои представляют собой разительный контраст с тем, к чему привык китайский читатель: «На смену фантастическим, авантюрным и рыцарским романам, драмам и новеллам, в которых влюблялись друг в друга "ученые таланты" и изнеженные красавицы, Лу Синь ввел в литературу неприкрашенную действительность, новых героев - простых людей»14. Именно разрыв с предшествующей национальной традицией, реформа языка оказались способны вывести писателя на новый уровень эстетического освоения действительности. Раньше повествование о герое требовалось по старой традиции китайской литературы начинать с фамилии героя, имени предков и местности, где он родился, т. е. давать обширную экспозицию, но казнь и насилие любого рода не давали возможности людям из низших классов оставить хоть какие-нибудь следы в официальных документах. Следовательно, чтобы начать жизнеописание незначительного героя, Лу Синю пришлось создать новую форму.

Этой «формой» стал лаконизм: «Особенно поражает умение Лу Синя несколькими штрихами

вскрыть социальные противоречия»15. Компактность определила и композиционные особенности произведений писателя: «С каждым новым произведением перед читателем раскрывается богатство композиционных средств писателя. В одних рассказах он сосредоточивает все внимание на каком-то эпизоде в жизни героя, очень скупо обрисовывая его прошлое. <.. .> В других произведениях писатель проводит своего героя через ряд жизненных испытаний, раскрывая процесс изменения его характера в следующих друг за другом эпизодах или в картинах начала жизни и конца»16. Л. Д. Позднеева перечислила разные приемы, использованные Лу Синем для лепки образа, например, приемы описания внешней характеристики героев, природы и места действия, пародирование, прием контраста. Особо отметила она специфический прием, разработанный писателем для обрисовки отрицательных персонажей, - обыгрывание контраста «между той добропорядочной, глубокомысленной личиной, которую они носят обычно, и гаденьким нутром»17. И эти достижения Позднеева связала с учебой Лу Синя у классиков русской литературы - Гоголя, Щедрина, Чехова и Горького, который он переводил на протяжении всей жизни.

Так, о «Старых легендах в новой редакции» она писала: «Материалы для своих сатирических сказок Лу Синь подбирал очень долго. Он знакомился с такого рода произведениями других писателей. <.> Он в тридцатых годах изучал этот жанр у реалистов - Салтыкова-Щедрина и Горького. <.> Создание же последних, подлинно реалистических сказок совпадает со вниманием писателя к русским авторам. <.> Если в основном решении проблемы сатиры в сказке можно найти сходство писателя с Салтыковым-Щедриным, то в высмеивании философских школ нельзя не признать горьковских настроений. Но творческое восприятие иностранного опыта лишь помогло Лу Синю вынашивать собственный замысел и воплощать его в реалистическом, обличительном плане». При этом литературовед настойчиво проводила мысль, что, учась у великих, Лу Синь «не повторил ни одного из них»18.

В. Ф. Сорокин в статье «О реализме Лу Синя» попытался обозначить вехи развития художественного творчества писателя, заметив, что новаторство Лу Синя было связано, главным образом, с «принципиально новым методом создания художественных образов»19. В чем же он заключался? В новых способах раскрытия характера героя, который теперь выступал не носителем одной какой-либо черты, а рисовался многопланово. Помогает в этом писателю опора на реалистическую типизацию, которая немыслима без «глубины психологического анализа», которую Лу Синь воспринял от Чехова и Толстого. Именно они нацелили его на передачу сокровенных мыслей и переживаний действующих лиц. «В старой китайской литературе, - писал автор

статьи, - была известна лишь новелла бытового, фантастического или исторического содержания, в которой на первом месте были острота ситуации и драматичность сюжета», а психологизм Лу Синя

стал «явлением в значительной степени новым для

" " 20 китайской литературы»20.

В его же монографии о Лу Сине были проанализированы ранние публицистические выступления писателя и его первые шаги в области художественной прозы, включая его первый рассказ «Былое», написанный на классическом китайском языке вэньяне и долго не привлекавший в Китае внимания. Обобщая свои наблюдения, автор сделал вывод об основных составляющих художественного мира китайского прозаика - это реализм, отличающийся «прежде всего смелостью и широтой критики», революционный патриотизм и гуманизм. Он также указал на особое сочетание сатиры и патетики в произведениях китайского художника, который создал «целую галерею сатирических образов»21 и раскрыл духовное величие своего народа. Именно эти черты, посчитал он, более всего роднят творчество Лу Синя с русской классической литературой.

В. В. Петрова заинтересовала система художественных образов писателя. Он выделил образы крестьян, интеллигентов, женщин, выявил их типичные особенности, рассмотрел различные художественные приемы, используемые автором в произведениях, исследовал отношения писателя к наследию классической китайской и русской литературы. Он приветствовал разнообразие образов китайских интеллигентов, которые писателем отнюдь не идеализируются. Напротив, Лу Синь «сосредоточил внимание на критике их недостатков. Он осуждал тех, кто капитулировал перед трудностями и предавался унынию, сурово обличал консерваторов с их двуличной моралью»22. Исследователь остановился на рассказе «Братья», выделив в нем «обличение интеллигентского эгоизма». Он вступил в спор со своими китайскими коллегами, которые ограничивали значение этого произведения биографической канвой (главным в их рассуждениях было сопоставление событий рассказа с фактами жизни Лу Синя). И нельзя не согласиться с его утверждением, что такое прочтение «перечеркивает социальное и художественное значение этого произведения»23. Петров считал, что в первую очередь надо ценить самобытность китайского автора, его индивидуальный почерк, что не отменяет, однако, влияния русской литературы, которое особенно заметно в сборнике «Клич» и рассказе «Записки сумасшедшего». Как отмечал сам Лу Синь, последнее произведение написано под прямым влиянием одноименного произведения Гоголя. Но Петров конкретизирует это замечание, указывая на «форму повествования (дневник), прием критики общественного зла (восприятие окружающего мира глазами душевнобольного)». «Если говорить о влиянии на Лу Синя других русских писателей, - продолжал он, - то после

Гоголя должен быть назван Чехов, с которым Лу Синя сближает непримиримое отношение к общественным порокам, интерес к жизни "маленького человека", острота художественного анализа и наблюдательность»24. Кроме того, в рассказах писателя ощущается влияния Леонида Андреева и Гар-шина. Петров обобщил, что «русская классическая литература сыграла важную роль в формировании реалистического метода Лу Синя, но ее влияние отнюдь не нарушало самобытности его писательской манеры, не означала отступлений от национальных традиций ради лжеевропейзации»25. Все свои наблюдения филолог подкреплял характеристикой литературных взглядов писателя, изложенных тем в литературных дискуссиях.

Касаясь конкретно языковых особенностей произведений Лу Синя, Петров сделал несколько важных наблюдений над стилем писателя (особенно ощущаемых в «Блужданиях» и «Кличе»), который характеризуется «тщательным отбором тропов, отсутствием словесных украшений, лаконизмом в диалогах, выразительностью детали при воспроизведении портрета героев и фона рассказов»26. Затронул Петров и тему взаимодействия народного и классического китайского языков. Из классики Лу Синь брал нередко «целые цитаты из древних сочинений, преимущественно из книг конфуцианского канона»27, но, преследуя цели художественной выразительности, он также обращался к народной этимологии, использовал иностранные слова, вульгаризмы. Все перечисленные факты выделяют исследование Петрова среди текстов, посвященных наследию Лу Синя, почти всегда носящих печать своего времени. Это позволило известному филологу-китаисту Б. Риф-тину указать, что работа В. Петрова имеет чисто «литературоведческий характер»28. И Сорокин в своей статье «Изучение новой и современной китайской литературы в России» подчеркнул достоинства книги В. Петрова, привлекающей «взвешенностью и точностью характеристик, тщательною документированностью положений»29.

Эти же качества во многом присущи и монографии В. И. Семанова, рассматривающего фигуру писателя в сопоставлении с предшествующей литературой. Используя историко-сравнительный метод, автор сравнил творчество Лу Синя с произведениями романистов-обличителей начала XX в. на разных уровнях - идейно-тематическом, образном, языковом - и отметил как новаторство писателя, так и преемственность традиции в его творчестве. Он выделил следующие уровни для сопоставления: «жанры», «темы, герои, идеи, настроения», «принципы создания образов», «описание среды», «композиция», «выявление авторской оценки», «язык» - и пришел к заключению, что Лу Синь обратил внимание на страдающую личность, сосредоточился на поиске в каждом человеке индивидуальных, неповторимых черт, на глубоком проникновении во внутренний мир героев. Семанов писал, что Лу Синь, по сути, наметил

совершенно новый принцип изображения человека с опорой на открытия русской реалистической прозы XIX в. «Старая китайская проза, - писал он, - в том числе обличительный роман, раскрывала характер героя почти исключительно через его поступки. Лу Синю предстояло прежде всего преодолеть инерцию, сложившуюся в национальной литературе. Вероятно, поэтому первый его рассказ "Дневник сумасшедшего" (можно перевести также: "Записки сумасшедшего") был почти целиком посвящен раскрытию внутреннего, духовного мира героя. Немалую поддержку Лу Синю в этом радикальном повороте оказало творчество Гоголя, которое он высоко ценил»30.

Семанов обратил также внимание на «бес-тиарий» Лу Синя (об этом прежде практически не писалось) и на синтез восточной и западных традиций, в частности западноевропейской эстетики, сформулировав это положение следующим образом: писатель, «с одной стороны, через голову обличительных романистов апеллирует к китайской классической прозе, авторы которой не вмешивались открыто в повествование, а с другой, воспринимает традицию западного классического реализма, где тенденциозность достигалась в основном столкновением характеров и ситуаций»31.

Большим завоеванием русского лусиноведе-ния стала статья Л. З. Эйдлина «О сюжетной прозе Лу Синя», которая в качестве предисловия была напечатана в сборнике писателя «Повести. Рассказы» (1971). Этот автор также апеллировал как к особому завоеванию Лу Синя - к аккумуляции в его наследии классической китайской, западной и русской литературных традиций. Подробно были им проанализированы «Записки сумасшедшего», в которых он увидел не только гоголевское влияние, но и типологическое сходство с творчеством другого русского писателя - Леонида Андреева. «Записки.», отмечал он, «удивили и даже взволновали читателей, увидевших здесь много нового и необычного. Конечно, некоторые из них помнили, что рассказ с таким названием был уже в мировой литературе, и не кто иной, как Лу Синь, писал в свое время о русском писателе Гоголе. <...> Но позвольте, скажет внимательный, сведущий в литературе читатель, не подобным ли призывом кончалось уже другое какое-то произведение? Да, да. "Спасите меня! Спасите!" - кричит герой рассказа Л. Андреева "Ложь". Стоит задуматься над тем, что столь поразившее современников творение Лу Синя начинается с гоголевского заглавия и кончается подобным андреевскому призывом»32. И в рассказе «Завтра» он также обнаружил сходство с андреевским творчеством: «Рискуя показаться назойливым в ассоциациях, снова приводящих к Андрееву, я не могу не вспомнить о рассказе его "Великан" начала 900-х годов, почти несомненно, как и многие произведения Андреева того времени, известном Лу Синю. В нем та же атмосфера безнадежного материнского горя <...> "Завтра" Лу Синя распространеннее и конкретнее, и глубже

андреевского эскиза, и оставляет в нас не только чувство разрывающей душу скорби, но и неудовлетворенную мысль о завтрашнем <...> дне». Утверждая, что Лу Синь - очень национальный писатель, впитавший в себя китайскую традицию и не мыслимый без нее, но «китайская действительность не могла уже обойтись без взгляда на запад, когда он врывался в нее и своим насилием, и своим сочувствием»33. По словам современного русского ученного, статья Эйдлина - «лучшее, что написано у нас о Лу Сине - художнике и человеке, написано - при всей неизбежной сжатости - красочно, тонко, ассоциативно и убедительно»34.

Изучение художественной прозы Лу Синя в России в основном совпадает с теми этапами, которое переживало оно в Китае. Но именно русским ученым удалось вписать творчество великого китайского писателя не только в китайскую, но и в мировую культуру. В России рассматривался не только идейный смысл его произведений, но и их художественное своеобразие. Лу Синь воспринимался как достойный преемник классического наследия Китая, но в первую очередь как создатель современной китайской прозы, основоположник нового китайского литературного языка и первый китайский писатель, кто смог синтезировать достижения национальной и западной литературы.

Примечания

1 Серебряков Е., Родионов А. Постижение в России духовного и художественного мира Лу Синя // Проблемы литератур Дальнего Востока. V Междунар. науч. конф. : сб. материалов: в 3 т. СПб., 2012. С. 10.

2 Лу Синь. Правдивая история А-Кея. Л., 1929. С. 5.

3 Фрид Я. [Рец.] Правдивая история А-Кея // Новый мир. 1929. № 11. С. 255.

4 Кара-Мурза Г. Китайская литература // Лит. энциклопедия: в 11 т. Т. 5. М., 1931. Стб. 249.

5 Лу-Синь // Там же. Т. 6. М., 1932. Стб. 641.

7 Федоренко Н. Великий китайский писатель Лу Синь. М., 1953. С. 3.

8 Там же. С. 19.

9 Позднеева Л. Лу Синь. Жизнь и творчество. М., 1959. С. 516.

10 Сорокин В. Формирование мировоззрения Лу Синя. М., 1958. С. 191.

11 Там же. С. 134.

12 Сорокин В. О реализме Лу Синя // Вопр. литературы. 1958. № 7. С. 22.

13 Петров В. Лу Синь. Очерк жизни и творчества. М., 1960. С. 327.

14 Позднеева Л. Указ. соч. С. 177.

15 Там же. С. 209.

16 Там же. С. 209-210.

17 Там же. С. 212.

18 Там же. С. 515.

19 Сорокин В. О реализме Лу Синя. С. 20.

20 Там же. С. 21-22.

21 Сорокин В. Формирование мировоззрения Лу Синя. С. 191.

22 Петров В. Указ. соч. С. 178.

23 Там же. С. 197.

24 Там же. С. 151.

25 Там же. С. 153.

26 Там же. С. 202.

27 Там же. С. 203.

«ФНХМЙ», 1992^02Ш2Щ°

29 Сорокин В. Изучение новой и современной китайской литературы в России // Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Инт-т Дальнего Востока. Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М. Л. Титаренко [и др.]. М., 2008. С. 198.

30 Семанов В. К новой классике // Вопр. литературы. 1962. № 8. С. 147.

31 Там же. С. 152.

32 Эйдлин Л. О сюжетной прозе Лу Синя // Лу Синь. Повести. Рассказы. М., 1971. С. 5.

33 Там же. С. 10.

34 Сорокин В. Изучение новой и современной китайской литературы в России. С. 198.

УДК 821.161.109-1+929[Мандельштам +Белый]

несобранный цикл о. мандельштама памяти андрея белого (проблемы композиции и жанра)

Б. а. Минц

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается группа стихотворений Мандельштама, по-свящённых Андрею Белому, и показывается, что эта группа состав-

ляет несобранный цикл, связанный с архаическими признаками жанра реквиема. Анализ композиции цикла позволяет предположить, что вариативность стала здесь одним из факторов циклизации. Ключевые слова: жанр, композиция, несобранный цикл, циклизация, реквием, вариативность.