Школьная энциклопедия. Краткая биография альбрехта дюрера самое главное

Дюрер Альбрехт (1471—1528) -

немецкий художник

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 26 лет, 1498

Родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую М. Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV в., сочетавшего черты готики и Возрождения.

Посещение Италии (1494—1495 и 1505—1507 гг.) и Нидерландов (1520—1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.). Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495—1497 гг.).

Его композиции ясны, логичны и точно проработаны

(«Дрезденский алтарь», около 1496 г.;

алтарь Паумгартнеров, 1502—1504 гг.;

«Поклонение Троице», 1511 г.). В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.

В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах — «Большие страсти» (около 1497—1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502—1511 гг.), «Малые страсти» (1509—1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500— 1503 гг.) — мастерство Дюрера достигает совершенства. Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513—1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).

Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился в гравюрах на меди

(«Адам» и «Ева», 1504 г.).

Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.). Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).

В 1526 г. художник создаёт последнюю работу — живописную композицию-диптих

«Четыре апостола»

Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

Картины Альбрехта Дюрера


Альбрехт Дюрер - Кормящая Мадонна

Мадонна с Младенцем, держащим половинку груши

Madonna and Child (Haller Madonna), c. 1498, Oil on wood, 50 x 39 cm, National Gallery of Art, Washington

Альбрехт Дюрер__«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» / фрагмент / (нем. Rosenkranzfest)_ 1506

Мученичество десяти тысяч христиан

Поклонение св Троице

Adoration of the Magi, 1504, Oil on wood, 100 x 114 cm, Galleria degli Uffizi, Florence

The Seven Sorrows of the Virgin Mother of Sorrows/Семь скорбей Марии, центральная часть, Скорбящая мать

Портрет Иоганна Клебергера

Портрет венецианки

Портрет императора Максимилиана I

Портрет мужчины на зелёном фоне.

Portrait of Elsbeth Tucher

Голова женщины.

Virgin and Child before an Archway

Портрет девушки с заплетёнными волосами

Портрет Барбары Дюрер

Portrait Of A Man With Baret And Scroll

Portrait of a Young Fürleger with Loose Hair, 1497, Oil on canvas, 56 x 43 cm, Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt

Портрет неизвестного в красной мантии (св. Себастьян)

Дюрер, Альбрехт (Drer, Albrecht) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры - плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это - наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг - поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева - мученики во главе с Богоматерью; справа - пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева - деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа - миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет - Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь - аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519-1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий художник.

Родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую М. Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490-1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV в., сочетавшего черты готики и Возрождения.

Посещение Италии (1494-1495 и 1505-1507 гг.) и Нидерландов (1520-1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.). Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495-1497 гг.).

Его композиции ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502-1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.). В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.

В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах - «Большие страсти» (около 1497-1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502-1511 гг.), «Малые страсти» (1509-1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500- 1503 гг.) - мастерство Дюрера достигает совершенства. Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513-1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).

Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился в гравюрах на меди («Адам» и «Ева», 1504 г.). Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.). Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).

В 1526 г. художник создаёт последнюю работу - живописную композицию-диптих «Четыре апостола». Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века , и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi , от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер :6 .

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью . В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина , Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет , Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута . Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни :5 .

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник » Хартмана Шеделя . В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру :97-98 .

Первое путешествие. Женитьба

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

Поездка в Италию

Считается, что в 1494 году или несколько раньше, Дюрер предпринял путешествие в Италию . В «Семейной хронике» Дюрер ничего не пишет об этой поездке, часть исследователей предполагает, что художник совершил её в 1493/1494-1495 годах (существует также мнение, что она не состоялась) , где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи , Полайоло , Лоренцо ди Креди , Джованни Беллини и других мастеров.

Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494-1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1493/1494-1495 годов . Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах :27 .

Начало самостоятельной работы

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека , Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо , Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов » , написанное Дюрером для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей » (около 1500).

Венеция

Нюрнберг 1506-1520

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера) :8 .

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице » («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств , Вена) :106-107 . Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда , разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем ». В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге :106 . Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса »), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру , для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии », этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени. Геллер в итоге остался доволен выполненной работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов .

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом верный путь к признанию и материальному благополучию :7 . Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне . В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров .

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии» , «Большие страсти» , «Малые страсти», «Страсти» на меди), предназначенные для продажи. В 1515-1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике - офорте . Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512 году, Дюрер использовал такой вид гравюры как «сухая игла », но вскоре оставил её .

Летом 1518 года Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге , где написал портреты Максимилиана I, Якова Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I . Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой », монументальной ксилографией (3,5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок :8 . Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки . В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа :76 . В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее . В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана ». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну .

Дюрер и Реформация

В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк . Знакомство с сочинениями Мартина Лютера , которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat ) , вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом , Меланхтоном , Корнелиусом Графеусом (Cornelius Grapheus), Николасом Кратцером . Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине» . В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать портрет самого Лютера, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?» Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев », выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей .

В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев , хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению . Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке .

Поездка в Нидерланды

А. Дюрер. Портрет Эразма. Бумага, чёрный мел. Ок. 1520

4 октября 1520 года Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну. В Нюрнберг художник возвратился в июле 1521 года .

Последние годы

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет - диптих «Четыре апостола », который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха - некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером ( ) , выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов , другие - отклик мастера на религиозные разногласия , потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности» :105 .

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни :92 . Симптомы заболевания - в том числе сильное увеличение селезёнки - он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге :11 .

Магический квадрат Дюрера

Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»

«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения - цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.

Звездная и географическая карты Дюрера


Рисунки

«Руководство к измерению циркулем и линейкой»

Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошла в трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (Vnderweysung der messung mit dem zirckel vnd richtscheyt , издан в 1525, второе издание с поправками и дополнениями Дюрера вышло в 1538) :11 .

«Руководство к укреплению городов, замков и теснин»

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году , Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея . Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В то же время он отмечал, что главное в обороне - стойкость защитников .

Память

Комментарии

Примечания

  1. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Ксилография
  2. Albrecht Dürer // One hundred most influential painters and sculptors of the Renaissance . - Britannica Educational Publishing. - The Rosen Publishing Group, 2009. - 376 с. - ISBN 9781615300433
  3. Головин В. Дюрер и немецкое Возрождение // М. Брион. Дюрер. - М .: Молодая гвардия, 2006. - С. 9. - (Жизнь замечательных людей).
  4. Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ.. - М .: Ниола-Пресс, 2010. - 96 с. - (Из собрания Британского музея). - 3000 экз. - ISBN 978-5-366-00421-3
  5. Дюрер А. Литературное наследие Дюрера // Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц. . - М .: Искусство, 1957. - Т. 1.
  6. Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров , Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков . - Москва: Книга, 1986. - 50 000 экз.
  7. Giulia Bartrum, «Albrecht Dürer and his Legacy», British Museum Press, 2002, ISBN 0-7141-2633-0
  8. Rebel E. Albrecht Dürer, Maler und Humanist. - C. Bertelsmann, 1996. - С. 457.
  9. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2002. - Т. 1. - С. 307. - 544 с. - ISBN 5-7654-1889-9
  10. , с. 30
  11. Dürers Familienwappen (нем.) . Museum Kloster Asbach . Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 19 марта 2012.
  12. Wölfflin H. Die Kunst Albrecht Dürers. - München: F Bruckmann, 1905. - С. 154-55.
  13. Costantino Porcu (ed), Dürer, Rizzoli, Milan 2004. p. 112
  14. Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - ISBN 5-224-03922-3
  15. Королёва А. Дюрер. - М .: Олма Пресс, 2007. - С. 82. - 128 с. - (Галерея гениев). - ISBN 5-373-00880-X
  16. Виппер Б. Статьи об искусстве / Вступит. статья Г. Н. Ливановой. - М .: Искусство, 1970. - С. 107. - 591 с.
  17. Rupprich H. Durer: Schrifilicher Nachlass, 3 vols. - Berlin: Deutscher Verein fur Kunstvvissenschaft, 1956-69. - Т. 1. - С. 221.
  18. Письмо Пиркгеймера архитектору Иоганну Черте
  19. Strauss, Walter L. (Ed.). The Complete Engravings, Etchings and Drypoints of Albrecht Durer. Dover Publications, 1973.

Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник , живописец, график, гравер. Родился в 1471 г. в Нюрнберге — умер в 1528 г. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Исследуя его творчество, можно видеть, что Дюрер был приверженцем итальянского Ренессанса и вкладывал в свои работы немало средневекового мистицизма. Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам, с которыми можно ознакомиться в публикации .

Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Для того, что бы получить Звание Мастера, он пустился в годы странствий, что было необходимым условием. За четыре года он посетил Базель, Кольмар и Страсбург, где учился тонкостям изобразительного искусства и совершенствовал свои знания. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника — ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева».

В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую, и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы. Ему помогали некоторые художники и граверы: Антон Кобергер, Ханс Шойфелайн, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Эта болезнь мучила его до конца жизни. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал » Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит «. Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день.

Если вы хотите использовать в оформлении интерьера лучшие технологии и достижения цивилизации, то естественным выбором для вас должны стать раздвижные стеклянные двери . Компания Stekloprofil в СПб предлагает продукцию самого высокого качества.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Автопортрет Дюрера в зрелые годы

Адам и Ева

Алтарь Паумгартнера

Император Максимиллиан I

Императоры Карл и Сигизмунд

Куст травы

Мадонна с грушей

Мария с младенцем и святой Анной

Портрет женщины

Портрет Иеронима Хольцшуэра

Портрет молодой венецианки

Портрет отца Дюрера в 70 лет

Праздник всех святых