Ван хельсинг история жизни. Абрахам Ван Хельсинг: история прообраза

Легенды утверждают, что первые вампиры появились на Земле во времена древней Месопотамии. А вот охотники на нечисть стали известны не так давно. Одним из первых борцов с восставшими мертвецами считают Абрахама Ван Хельсинга. Непримечательный внешне мужчина победил могущественного злодея - , он же .

История создания

Великий вампир и не менее великий охотник на кровопийцев вышли из-под пера одного автора. «Отцом» Ван Хельсинга является , а первые приключения героя подробно изложены в романе «Дракула».

Жаркие дебаты на тему, существовал ли Ван Хельсинг в действительности, не утихают и по сей день. Исследователи уверены, что у персонажа есть несколько реальных прототипов, от которых Стокер собрал занимательные качества.

Литературоведы отмечают много общих черт у Ван Хельсинга и востоковеда Арминия Вамбери. Оба мужчины посетили немало стран и хорошо владеют иностранными языками. Вамбери написал труд по истории и этнографии, которым Брэм Стокер пользовался при написании «Дракулы». Имя Арминия упоминается в самом романе:

«Я просил своего друга Арминиуса, профессора Будапештского университета, дать о нем сведения; он навел справки по всем имеющимся в его распоряжении источникам и сообщил мне о том, кем он был. По-видимому, наш вампир был тем самым воеводой Дракулой, который прославил свое имя в войне с турками из-за великой реки на границе с Турцией».

Вторым прототипом отважного ученого называют Ежи Хельсинга. В середине ХVIII века Ежи написал монографию, посвященную вампирам. В книге подробно изложены способы победить нечисть. Известно, что во время чумы пастор (Хельсинг был служителем протестантской церкви) наблюдал процесс раскапывания могил и отсечения голов мертвым, чтобы покойные не возродились.


В апреле 1972 года персонажем заинтересовались создатели комиксов. Первое появления героя состоялось в «Tomb of Dracula. Vol 1». Постепенно Абрахам занял свою нишу во вселенной «Марвел». А как иначе? Дракула, давно обосновавшийся в комиксах, не может существовать без главного врага и охотника.

Биография и сюжет

Родина Абрахама Ван Хельсинга неизвестна. Существует мнение, что герой родился и вырос в Голландии, но акцент мужчины выдает немецкие корни. Его называют «специалистом по таинственным заболеваниям». На самом же деле профессор Ван Хельсинг - специалист по оккультизму, метафизике, антропологии, философии и религии.

Увлечение потусторонним началось в раннем возрасте после прочтения книги Августина Калмета. Войну с нечистью Ван Хельсинг затеял из-за личной трагедии. Его девушка (по другим источникам - жена) была укушена представителем клана «Дети Иуды». Вампиры расположились неподалеку от родового имения Ван Хельсинга и подстерегли невинную жертву темным вечером.


После потери любимой профессор истребил убийц и занялся исследованиями непонятных явлений. С этого момента биография героя плотно связана с вампирами и другими мистическими существами.

Следующее столкновение с кровопийцами произошло в английском городе Уитби, куда профессора пригласил коллега Джон Сьюард. Джон наблюдает у своей возлюбленной признаки странного заболевания и просит Ван Хельсинга вылечить девушку. К сожалению, профессор прибывает в город слишком поздно. Переливание крови и постоянное присутствие цветков чеснока не спасают девушку. Любимая Сьюарда уже превратилась в вампира.


Абрахам находит несчастную, пронзает сердце красавицы осиновым колом, отрезает голову и набивает рот девушки чесноком. Расспросив окружающих, Ван Хельсинг понимает, что за превращением возлюбленной доктора Сьюарда стоит влиятельный вампир Дракула. Профессор отправляется на поиски главного злодея. Погоня завершается в Трансильвании, где Ван Хельсинг с помощниками расправляются с влиятельным кровопийцей.

Дальнейшая судьба героя достоверно неизвестна. Абрахам Ван Хельсинг продолжает странствовать по миру и бороться с нечистью. Основное оружие смелого ученого, помимо интеллекта: распятие, осиновый кол и святая вода.

Экранизации

Первое появление профессора на широком экране состоялось в 1931 году. Роль борца с кровопийцами исполнил Эдвард Ван Слоун. Черно-белая картина впечатлила неискушенного зрителя, поэтому в 1936 годы вышла вторая часть киноленты «Дочь Дракулы».


Сериал 1977 года «Граф Дракула» снят по мотивам оригинального произведения. Многосерийный фильм - совместное творение Испании, Германии, Великобритании и Лихтенштейна. Образ Ван Хельсинга воплотил британский актер Фрэнк Финлей.

В 1979 году вышла классическая экранизация романа Стокера. Фильм под названием «Дракула» награжден премией «Сатурн» в категории «лучший фильм ужасов». Роль отважного борца с вампирами исполнил - крупнейший актер ХХ века.


Наиболее колоритным исполнителем роли смелого ученого считается сэр . Фильм с участием актера вышел в 1992 году. От остальных экранизаций «Дракула Брэма Стокера» отличается размахом и невероятным звездным составом.


Абрахам Ван Хельсинг, помимо вампиров, часто сталкивается с другими мистическими тварями. В мультфильме «Ван Хельсинг: лондонское задание» (2004 год) герой вступает в борьбу с мистером Хайдом и доктором Джекилом.


Самой популярной картиной об охотнике за вампирами стал фильм под названием «Ван Хельсинг» (2004 год). Кинолента повествует о приключениях Гэбриэла Ван Хельсинга (роль исполнил ) - потомка профессора. На пути героя встает сам Дракула (актер Ричард Роксбург), (Сэмюэль Уэст) и даже оборотень (Уилл Кемп).


Режиссер картины и автор сценария - Стивен Соммерс - снабдил Ван Хельсинга помощницей. Принцесса Анна () давно пытается убить вампира. Таково предназначение потомка великого рода цыган. Бал у Дракулы чуть не заканчивается для героини катастрофой. Роли и актеры, которые их исполнили, запомнились публике после выхода триллера в прокат.

Помимо фильмов и сериалов, Ван Хельсинг - герой компьютерных игр, мюзиклов и аниме.

  • Имя Брэм (так звал себя Стокер) - сокращение от Абрахам.
  • Фильм «Ван Хельсинг» заимствует некоторые идеи , отраженные в кинокартине «Бал вампиров». Лента, выпущенная в 1967 году, не оправдала ожиданий публики, поэтому плагиат прошел незамеченным.

  • В 2016 году вышел американо-канадский сериал «Ван Хельсинг». В многосерийном фильме вновь поднимается тема наследников великого ученого. Теперь бороться со злом предстоит Ванессе - забытому отпрыску Абрахама.
  • В романе Брэма Стокера Ван Хельсингу исполнилось 60 лет.
  • Роль борца со злом в очередной экранизации о Ван Хельсинге предложили сыграть . Актера не вдохновил предложенный сценарий, и съемки пришлось отменить.

Цитаты

«Вспоминать тех, кого ты любил и потерял, еще тяжелее, чем вообще не иметь воспоминаний».
«Моя жизнь, моя работа, мое проклятье – уничтожать зло».
«Если хочешь кого-то убить - убивай, а не трепись без смысла!»
«Возьми все бумаги, которые находятся тут же, дневник Харкера и остальное, и прочти их, а затем отыщи нежить, отруби ему голову, сожги его сердце, вбей в него кол, чтобы мир наконец вздохнул свободно».
«По правде, я устал от бытия; старуха с косой обнимает меня крепче, чем любая красотка».
Композитор Хореограф Кинокомпания Длительность Бюджет Сборы Страна

США 22x20px США

Язык

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год Предыдущий фильм

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующий фильм

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

IMDb

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Выход фильма «Ван Хельсинг» (оригинальное название - Van Helsing) К:Фильмы 2004 года

«Ван Хельсинг» (англ. Van Helsing ) - фильм американского режиссёра Стивена Соммерса про вигиланта -истребителя монстров Ван Хельсинга. Сюжет представляет собой смесь романов «Дракула », «Франкенштейн » и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда ». Кроме того, Чудовище Франкенштейна в фильме является положительным персонажем.

Главный герой - Гэбриэл Ван Хельсинг, охотник за нечистью. Его фамилия взята из романа «Дракула» Брэма Стокера , где фигурировал персонаж Абрахам Ван Хельсинг , доктор-философ и мистик. Какова степень общественных отношений между Дракулой и Гэбриэлом в фильме не раскрывается.

Сюжет

Действие происходит в 1887-1888 годах в Королевстве Румыния. Силы Тьмы готовятся к Последней Битве.

Чтобы достичь перевеса, вампир граф Дракула пытается оживить своё потомство. Для этого он строит в горах Трансильвании в местном замке лабораторию (элементы эстетики стимпанка) и приглашает туда доктора Виктора Франкенштейна , который разгадывает тайну жизни и при помощи электричества оживляет монстра , основой которого послужили части тел мертвецов. Этот монстр - ключ к оживлению расы вампиров. Однако окрестные крестьяне во главе с местным могильщиком, возмущённые вскрытием могил, поднимают бунт и хотят казнить Франкенштейна за эксперименты над мертвецами. Граф Дракула появляется в замковой лаборатории и раскрывает перед доктором свои планы. Франкенштейн в ужасе обращается за помощью к своему помощнику Игору, но все напрасно. Доктор берет меч в руки с целью защитить своё творение от вампира, но сам погибает. Монстр успевает встать с ложа и кидает в вампира часть оборудования, отчего Дракула оказывается в камине. Чудовище, взяв на руки тело своего умершего создателя, пытается спрятаться в стоящей неподалеку одинокой мельнице, причем Игор обращает внимание крестьян на это с помощью крика: "Доктор Франкенштейн!". Крестьяне поджигают мельницу, и находившийся в то время на балконе самой мельницы монстр с телом доктора на руках исчезает, проваливаясь в огненную пропасть с истошным воплем. Граф и его три невесты являются в облике страшных летучих мышей к мельнице и в итоге крестьяне в ужасе бегут. Дракула и его три невесты пребывают в шоке.

Через год в Париже по поручению Ватикана, объявленный в розыск за убийства, рыцарь Святого Ордена, Ван Хельсинг, пытается остановить Мистера Хайда, злое «Я» доктора Генри Джекила. Он находит на улице Парижа труп молодой девушки и потухшую сигару и является в Собор Парижской Богоматери. Там происходит поединок между вигилантом и Мистером Хайдом, в ходе которого Ван Хельсинг убивает доктора Джекила. В который раз Ван Хельсинга называют убийцей, ведь именно перед смертью все подобные существа превращаются в людей, которыми они когда-то были. Вскоре вигилант прибывает в Ватикан и встречается с кардиналом Джинеттом в соборе. Последний проводит Ван Хельсинга в лабораторию и знакомит его с послушником - изобретателем Карлом. Выясняется, что следующее задание Ван Хельсинга это уничтожение графа Дракулы. Дело в том, что четыреста пятьдесят лет назад жил Трансильванский рыцарь Валерий Старший, сын которого обратился ко злу и был убит некой Левой Рукой Господа. После своей смерти королевский сын заключил сделку с дьяволом и стал вампиром графом Дракулой. Валерий поклялся перед церковью, что пока Дракула не будет убит, никто из его потомков после смерти не попадёт в рай. Но убить Дракулу не удалось ни ему, ни его потомкам. Ван Хельсинг должен помочь ныне живущим потомкам Валерия Старшего исполнить договор.

В это время граф Дракула продолжает попытки оживить своё мертворожденное потомство, прибегнув к помощи Игора. Источником жизненной энергии должен быть очень сильный человек, и в попытках найти такого Дракула использует плененного цыганского короля по имени Борис Валерий - потомка того самого короля Валерия, а следовательно, и родственника Дракулы в его человеческом обличии. Дети Бориса - принц Велкан и принцесса Анна - продолжают битву против Дракулы. Во время охоты на местного оборотня, Велкан служит приманкой. Не все идет гладко, но оборотень попадает в клетку, однако по случайности, выбирается и начинает погоню за Анной. Велкан спасает сестру, но вместе с оборотнем падает с обрыва в горную реку. Впоследствии выясняется, что Велкан был укушен оборотнем и впоследствии стал слугой Дракулы.

Ван Хельсинг прибывает в Трансильванию вместе с послушником Карлом, где в местном городке сталкивается с недоверием местного населения, а затем и знакомится с самой Анной. Но вдруг появляются невесты Дракулы в облике чудовищных летучих мышей и нападают на людей. В первом же бою, пока Алира и Верона пытаются убить Анну, вигилант убивает Маришку, используя святую воду из источника. Алира и Верона чувствуют ее смерть и в ужасе возвращаются к Дракуле. Вампир отчитывает невест и посылает Велкана в облике оборотня разузнать о новом госте, который тем временем усыпляет Анну и отправляется на разведку. Через некоторое время в ночное время суток Анна приходит в себя и чувствует, что кто - то или что проникло в родовой замок Валериусов. Принцесса вооружается булавой и обнаруживает открытое окно. Она закрывает окно, но видит звериные следы и затем сталкивается со своим братом в человеческом обличье. Велкан, воспользовавшись коротким облачным затмением полнолуния, пытается сказать Анне, что у Дракулы есть противоядие, но опять превращается в оборотня. Ван Хельсинг прибегает на помощь Анне и спугивает оборотня. Последний убивает могильщика и возвращается к Дракуле, который явно недоволен попыткой брата связаться с сестрой. Анна застает вигиланта на кладбище и просит его помочь ей найти противоядие для брата, а затем вместе с ним проникает в принадлежащий Дракуле замок, где раньше и было создано Чудовище Франкештейна.

Тем временем Дракула с помощью Велкана, который при этом обнаруживает труп своего отца в лаборатории, пытается еще раз оживить своих детей. Анна при этом безуспешно пытается освободить брата из плена, а Ван Хельсинг делает попытки уничтожить Дракулу. Однако Дракула узнаёт в новом враге своего бывшего друга и собственного убийцу - воина, которого называли Левой Рукой Господа, но понимает, что Ван Хельсинг ничего не помнит. Воспользовавшись замешательством вампиров от смерти на глазах у невест Дракулы еще одного их выводка, который, однако, сумел вылупиться и даже напасть на население городка, Ван Хельсинг и Анна сбегают из замка. Дракула посылает Велкана - оборотня убить их обоих и уединяется с Алирой и Вероной. Одновременно Карл после того, как провел ночь с горожанкой, которую спас от выводка Дракулы, обнаруживает старинное полотно, где изображены два рыцаря в доспехах с мечами в десницах. На глазах у изумленного послушника рыцари вступают в бой, причем один превращается в оборотня, а другой становится летучей мышью - вампиром.

После побега профессор и сестра Велкана проникают в руины сожженной мельницы и внезапно падают вниз. Тем самым они случайно обнаруживают монстра Франкенштейна в его же подземном убежище под той самой мельницей и делают предположение, что он знает секрет, как убить Дракулу. Причем монстр теряет сознание от действия пущенных в него вигилантом стрел со снотворным, Анна пытается убить его, а Ван Хельсинг этому препятствует. Однако Ван Хельсинг случайно наводит Дракулу на след монстра Франкенштейна - ключ к возрождению новой расы вампиров. Дело в том, что Велкан выследил Анну и вигиланта в момент их разговора с монстром.

Открыв план Сил Тьмы, Ван Хельсинг пытается переправить монстра в Рим - туда, где его вампиры не смогут достать. Хотя отданный под начало послушника монстр выступает против этой поездки. Вскоре в горном лесу по дороге кортеж атакуют невесты Дракулы и Велкан - оборотень. Монстра не удаётся захватить, причем он спасает Карла от гибели. В схватке погибают Верона - вторая невеста графа-вампира и превращённый в оборотня принц Велкан, при этом успев укусить Ван Хельсинга.

Однако усилиями Алиры была захвачена в плен принцесса Анна, которую Дракула предлагает обменять на монстра. При встрече вампирша и вигилант договариваются провести сделку во время маскарадного бала в Будапеште в ночь на Хеллоуин. Но Ван Хельсинг прибегает к хитрости. Он усыпляет монстра и прячет его на кладбище, а сам переодевается вместе с Карлом и идет с ним на бал, где Дракула на глазах у Алиры уже танцует с Анной и пытается её укусить. Вигилант спасает Анну, но Дракула раскрывает его сущность перед вампирами (участниками бала). Одновременно в зал бала входит Игор, а вместе с ним толпа живых мертвецов с плененным монстром Франкенштейна. Толпа вампиров бросается на троицу, но та успевает спастись от гибели, прыгнув через окно здания, где происходит бал, прямо в волны Дуная, причем сами вампиры погибают от изобретения Карла. Вигилант пытается спасти монстра, которого Игор переправляет на корабль, но перед профессором опускается решетка и попытка завершается неудачей. Затем троица проникает в замок, но там пусто и Ван Хельсинг приходит в ярость.

Однако Ван Хельсинг с помощью Карла разгадывает тайну Ледяной Крепости - тюрьмы в горах, в которую заключил сына - вампира Валерий Старший. Дело в том, что сама крепость скрыта в родовом замке Валериусов за стеной, укрытой географической картой Трансильвании с приложенными к ней словами. Однако кусок с недостающими словами пропал, что обрекло род Валериусов на бесплодные поиски входа туда, где расположена Ледяная крепость. Но сам кусок с древними письменами обнаружился у Ван Хельсинга и последний с помощью этого сумел обнаружить вход, на месте которого оказалось зеркало. Троица с факелами в руках проходит через зеркало в заснеженную гористую местность и видит перед собою Ледяную Крепость. Она проникает в замок и берет в плен Игора, вынужденного рассказать об сыворотке, с помощью которой можно превратить оборотня в человека (так как оборотень может убить Дракулу, если восстанет). Одновременно вигилант видит то, как пленного монстра поднимают на тросе на самый верх замка, и принимает решение разделиться. Ван Хельсинг берется спасти монстра, а Карл, которому профессор дал противоядие против оборотней, Игор и Анна отправляются к месту хранения сыворотки.

Пока на глазах у Дракулы монстра готовят к пробуждению потомства графа - вампира, а Ван Хельсинг проникает в лабораторию, Игор проводит Карла и Анну в место, где Дракула спрятал сыворотку. Однако бывший ассистент доктора Франкенштейна запирает послушника и принцессу и оставляет их наедине с Алирой, на которую Дракула наложил обязанность - охранять сыворотку. Несмотря на это, Карл с помощью Анны с сывороткой в руках выбирается на свободу и тут же подвергается нападению Игора. Сама Анна остается, чтобы начать бой с вампиршей. В то же время Ван Хельсинг пытается спасти монстра, но эта попытка пресекается Дракулой и потомство графа - вампира вырывается на свободу. Одновременно монстр спасает Карла от Игора, хотя его самого спасает от гибели послушник. Причем, благодаря Карлу, чудовище Франкенштейна проникает в место, где хранилась сыворотка и где Алира уже готова выпить кровь казалось, побежденной Анны. Из - за вмешательства монстра Анна вырывается на свободу и,получив сыворотку из рук Карла и убив колом Алиру, спешит на помощь к вигиланту, который в момент полнолуния под звон часов сумел превратиться в оборотня и напасть на Дракулу в облике летучей мыши. Граф - вампир то принимает человеческий облик, чтобы объясниться с вигилантом и привлечь его на свою сторону, то дерется с ним, но в конце концов погибает от рук Ван Хельсинга. Тем самым потомство Дракулы прекращает свое существование, даже не успев вылететь из стен крепости. Однако Ван Хельсинг остаётся оборотнем и нападает на Анну. Карл, видя это, собирается убить Ван Хельсинга, но оказывается, что Анна успевает сделать ему укол с противоядием. Однако сама она погибает.

Проводя погребальное сожжение тела Анны, Ван Хельсинг видит образ улыбающейся Анны и её встречу с братом и отцом на небесах (в буквальном смысле). Монстр Франкенштейна, которому удалось выжить, уплывает на плоту в неизвестном направлении. А Ван Хельсинг и Карл отправляются на лошадях обратно в Рим.

Персонажи

Основные персонажи:

Флаг Ватикана Гэбриэл Ван Хельсинг - «Левая рука Бога », имеет смутную историю жизни, не помнит своей прошлой жизни, за исключением некоторых фрагментов битв далекого прошлого, в частности, рассказал Карлу, что помнит битву с римлянами в Масаде , от чего вопрос о его возрасте остается открытым, ведь осада Масады является частью войны иудеев и Римской империи . Сам Дракула говорит, что они были братьями по оружию 400 лет назад, и что в 1462 году именно Гэбриэл убил его и забрал графский перстень с его руки. Согласно некоторым теориям, Ван Хельсинг является изгнанным из Рая архангелом Гавриилом. Коренастый черноволосый мужчина, носящий тяжелый кожный плащ, широкополую шляпу. Влюбился в Анну и сумел одолеть Дракулу.

Карл - церковный послушник и помощник Ван Хельсинга. Изобретатель почти всего его оборудования и главный специалист по истории, что и помогло героям одержать верх над графом-вампиром.

Дракула - вампир граф Владислав Дракула, сын Валерия Старшего, рожденный в 1422 году. Был убит в 1462 году «Левой Рукой Господа», но переродился как вампир и признает своего спасителя, Люцифера , своим отцом. Из-за этого Валерий Старший заключил с Ватиканом сделку: никто из его потомков не попадёт в Рай, пока Дракула жив, но не способный убить своего сына (возможно из-за того, что первородного вампира может убить только оборотень), запер его в отдалённом ледяном замке в горах при помощью волшебного зеркала-портала, но Дьявол дал Дракуле способность превращаться в инфернального демона-летучую мышь. У него имеется три невесты-вампирши, с которыми он стремится заполонить мир своими детьми, но те рождаются мёртвыми ввиду того, что их родители сами являются нежитью. В отличие от остальных вампиров, не может быть убит традиционными способами: осиновый кол, святая вода, солнечный свет. Погиб от руки вигиланта, ставшего оборотнем.

Анна Валериус - принцесса цыган, род которой должен убить Дракулу. Благодаря вигиланту, сумела выполнить предназначение своего рода, но умерла от руки Ван Хельсинга в облике оборотня. Перед тем как её дух воссоединился с семьёй в Рай, является Ван Хельсингу в видении Божественного света.

Второстепенные персонажи:

Велкан Валериус - принц цыган, брат Анны. Стал оборотнем и погиб от руки вигиланта.

Виктор Франкенштейн - «безумный» учёный, создавший монстра из фрагментов тел разных мертвецов. Жил и работал в замке Дракулы. Погиб от руки графа-вампира, когда доктор отказался помогать ему в возрождении его потомства.

Игор Штаусман - горбатый и уродливый слуга доктора Франкенштейна, позже перешедший на сторону Дракулы и пытавшийся воссоздать исследования своего господина.

Монстр Франкенштейна - созданное из нескольких частей тел разных мертвецов, существо, возвращенное к жизни доктором Виктором Франкенштейном . Так как он первое возрождённое наукой живое существо, является «ключом» к возрождению потомства Дракулы и долгое время прятался от графа-вампира под старой мельницей, где его пытались сжечь местные жители. В конце фильма он отправился в странствие, чтобы удалиться от мира, понимая, что его не примут таким, какой он есть.

Верона - старшая невеста Дракулы, черноволосая вампирша с фиалковыми глазами. Погибла от кольев при падении повозки с Франкенштейном, но на самом деле там был нитроглицерин с кольями.

Маришка - средняя невеста Дракулы, вследствие обращения обрела мелкие кудри в волосах и золотой блеск в глазах. Убита Ван Хельсингом из арбалета-автомата.

Алира - младшая невеста Дракулы, рыжеволосая девушка, чьи чёрные глаза приобретают розоватый цвет. Убита лично Анной при помощи серебряного кола.

Дверги - слуги Дракулы. Помогают Игору в экспериментах по оживлению вампирского потомства. Трудяги - карлики, но очень жестокие. «Убивайте Дверга не задумываясь, иначе он убьет вас », - предупреждает Анна Ван Хельсинга, когда тот впервые видит Двергов в замке Дракулы. Когда Ван Хельсинг разбивает газовую маску одного из них, то можно заметить, что это гомункулы с белыми глазами, бесперестанно щёлкающие зубами.

В ролях

Актёр Роль Русский дубляж
Хью Джекман Гэбриэл Ван Хельсинг Гэбриэл Ван Хельсинг Владимир Антоник
Кейт Бекинсейл Анна Валериус Анна Валериус Ольга Плетнева
Ричард Роксбург Граф Дракула Граф Дракула Всеволод Кузнецов
Дэвид Венхам Карл Карл Вячеслав Баранов
Шулер Хенсли Чудовище Франкенштейна Чудовище Франкенштейна Алексей Колган
Джози Маран Маришка Маришка Ольга Сирина
Елена Анайя Алира Алира -
Уилл Кемп Велкан Валериус/Человек-волк Велкан Валериус/Человек-волк Андрей Бархударов
Кевин Дж. О’Коннор Игор Игор Александр Клюквин
Алан Армстронг Кардинал Джинетт Кардинал Джинетт Виктор Бохон
Сильвия Коллока Верона Верона Ольга Голованова
Сэмюэль Уэст Виктор Франкенштейн Виктор Франкенштейн Алексей Колган
Робби Колтрейн голос Мистера Хайда голос Мистера Хайда Александр Клюквин

Образ Дракулы

Соммерс переосмысливает канонический образ Дракулы, впервые описанный в культовой книге Брэма Стокера «Граф Дракула» (). Это уже не жестокий мстительный воевода средневековой Валахии, а Трансильванский граф Нового времени с манерами викторианского джентльмена. У него при этом длинные чёрные волосы, собранные в хвост, и тёмное пальто. Он обладает сверхъестественными способностями Тёмного Ангела. Вампиром Дракула стал после смерти, заключив договор с дьяволом и став его приёмным сыном. Вечная жизнь дала ему неуязвимость, мрачную иронию, одиночество и жажду крови. Ему неведом страх смерти, однако Дракула не так бесстрастен, как представляется. Его невесты - сильные и красивые женщины, умерщвлённые с помощью укуса в шею. Остальные после подобной процедуры просто умирают. Ему подчиняются люди, вампиры, дверги и оборотни . Дракула владеет дворцом в Будапеште и на Хеллоуин устраивает маскарадные балы. Подобно другим вампирам, он спит днём в гробу, не отражается в зеркале, может ходить по потолку и стенам и обладает способностью превращаться в крылатого монстра, а также ни святая вода, ни осиновый кол, ни распятие не способны нанести ему ощутимого ущерба. По древнему преданию, Дракулу может убить только восставший оборотень.

  • По слухам, роль монаха-ученого Карла могла достаться звезде 80-х Полу Хогану . В результате этого персонажа сыграл Дэвид Уэнэм .
  • Хью Джекман одновременно снимался в двух картинах: «Ван Хельсинг» и «Люди Икс 2 », причем приоритетной работой считал «Ван Хельсинга». График съемок «Людей Икс» подстраивался под расписание съемок у Соммерса. Тем не менее «Ван Хельсинг» вышел в прокат на год позже, чем «Люди Икс 2».
  • Стивен Соммерс изначально хотел предложить роль Анны англичанке Кейт Бекинсейл , но счел, что та откажется, поскольку героиня слишком похожа на её персонаж в готовящемся к выходу «Другом мире ». Но когда агент Кейт показал ей сценарий «Ван Хельсинга», актриса сразу же согласилась на съемки.
  • Фильм содержит много исторических ошибок и неточностей. Действие фильма происходит в 1887-88 гг. (в эпизоде схватки Ван Хельсинга и мистера Хайда в Париже показана строящаяся Эйфелева башня). Корабль, на котором герои плывут в Трансильванию, относится к золотой эре пиратства (1650-1730 гг.) и никак не мог быть использован в конце XIX века.
  • Еще в 1994 году данный проект задумывался как сиквел к оригинальному фильму по роману Брэма Стокера «Дракула», главную роль в котором должен был исполнить Энтони Хопкинс . Однако с тех пор утекло много воды, и первоначальный сценарий изменился до неузнаваемости.
  • Оригинальный персонаж по фамилии Ван Хельсинг из «Дракулы» волею обстоятельств сменил своё имя с Абрахама на Гэбриел.
  • Начало фильма совпадает с началом Невесты Франкенштейна (1935) , где также сгорает мельница, а создание Франкенштейна спасается в колодце.
  • Послушник Карл упоминается в фантастической повести Андрея Уланова «Колдуны и капуста». Там же, одна из героинь использует сконструированный им арбалет.

Побочные произведения

  • По мотивам фильма вышла игра для PlayStation 2 , XBox и Game Boy Advance . В озвучке игры для PS2 и XBox приняли участие Хью Джекман и Ричард Роксбург.
  • Был снят короткометражный мультфильм «Ван Хельсинг: Лондонское задание », который является приквелом фильма, где Ван Хельсинг ищет Джека Потрошителя , которым оказывается мистер Хайд. В мультфильме мистер Хайд похищает души растерзанных им девушек, которые передаёт затем королеве Виктории с целью её омоложения и использования в роли своей марионетки.
  • Была выпущена серия комиксов «Van Helsing», события которой развиваются между схваткой с Хайдом и прибытием в Рим. В комиксах Ван Хельсинг борется с доктором Моро и его гибридными мутантами .
  • В год выхода фильма была выпущена одноимённая новеллизация за авторством Кевина Райана.

Напишите отзыв о статье "Ван Хельсинг (фильм)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • «Ван Хельсинг» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.) на сайте Rotten Tomatoes

Отрывок, характеризующий Ван Хельсинг (фильм)

– Ну, это смотря для какой, Изидора! – улыбнулся Караффа. – Опять же, есть «семья» и СЕМЬЯ... И Ваша, к сожалению, принадлежит ко второй категории... Вы слишком сильны и ценны, чтобы просто так жить, не платя за свои возможности. Запомните, моя «великая Ведьма», всё в этой жизни имеет свою цену, и за всё приходится платить, вне зависимости от того, нравится Вам это или нет... И уж Вам, к сожалению, придётся платить очень дорого. Но не будем говорить о плохом сегодня! Вы ведь провели чудесное время, не так ли? До встречи, мадонна. Я обещаю Вам, она будет очень скоро.
Я застыла... Как же знакомы были мне эти слова!.. Эта горькая правда так часто сопровождала меня в моей, коротенькой ещё, жизни, что я не могла поверить – слышу их от кого-то ещё!.. Наверное, это и впрямь было верно, что платить приходилось всем, только не все шли на это добровольно... И ещё иногда эта плата являлась слишком дорогой...
Стелла удивлённо вглядывалась в моё лицо, видимо заметив моё странное замешательство. Но я тут же показала ей, что «всё в порядке, всё хорошо», и, замолчавшая на мгновение, Изидора, продолжала свой прерванный рассказ.
Караффа удалился, уводя мою дорогую малышку. Окружающий мир померк, а моё опустошённое сердце капля за каплей медленно заполнялось чёрной, беспросветной тоской. Будущее казалось зловещим. В нём не было никакой надежды, не было привычной уверенности в том, что, как бы сейчас не было трудно, но в конце концов всё как-нибудь образуется, и обязательно будет всё хорошо.
Я прекрасно знала – хорошо не будет... У нас никогда не будет «сказки со счастливым концом»...
Даже не заметив, что уже вечерело, я всё ещё сидела у окна, наблюдая за суетившимися на крыше воробьями и думала свои печальные думы. Выхода не было. Караффа дирижировал этим «спектаклем», и именно ОН решал, когда оборвётся чья-либо жизнь. Я не в силах была противостоять его козням, даже если и могла теперь с помощью Анны их предусмотреть. Настоящее меня пугало и заставляло ещё яростнее искать хотя бы малейший выход из положения, чтобы как-то разорвать этот жуткий «капкан», поймавший наши истерзанные жизни.
Неожиданно прямо передо мной воздух засверкал зеленоватым светом. Я насторожилась, ожидая новый «сюрприз» Караффы... Но ничего плохого вроде бы не происходило. Зелёная энергия всё сгущалась, понемногу превращаясь в высокую человеческую фигуру. Через несколько секунд передо мной стоял очень приятный, молодой незнакомый человек... Он был одет в странную, снежно-белую «тунику», подпоясанную ярко-красным широким поясом. Серые глаза незнакомца светились добром и приглашали верить ему, даже ещё не зная его. И я поверила... Почувствовав это, человек заговорил.
– Здравствуй, Изидора. Меня зовут Север. Я знаю, ты не помнишь меня.
– Кто ты, Север?.. И почему я должна тебя помнить? Значит ли это, что я встречала тебя?
Ощущение было очень странным – будто пытаешься вспомнить то, чего никогда не было... но чувствуешь, что ты откуда-то всё это очень хорошо знаешь.
– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

Блэйд, братья Винчестеры из сериала "Сверхъестественное", Джон Константин и Саймон Белмонт – за долгие годы мировая культура успела породить немало образов профессиональных охотников на вампиров. Во многих отношениях образы эти явно проистекают из одного конкретного источника – образа Абрахама ван Хельсинга из "Дракула" Брэма Стокера.


Абрахам ван Хельсинг – вымышленный персонаж, профессиональный охотник на вампиров (и, в ряде случаев, иных сверхъестественных монстров), один из главных противников Дракулы (Count Dracula).

Впервые в качестве противника Дракулы ван Хельсинг предстает в классической книге Брэма Стокера (Bram Stoker). Голландского (по всей видимости) профессора приглашает его бывший ученик Джон Сьюард (Dr. John Seward); Сьюард надеется, что ван Хельсинг сможет помочь ему разобраться с таинственным заболеванием, поразившим Люси Вестенру (Lucy Westenra). Утверждается, что в свое время Сьюард спас ван Хельсингу жизнь – ученый в ходе неких неизвестных событий получил сильнейшую рану, и от гангрены был спасен лишь благодаря своевременным действиям Джона.



Надежды Сьюарда оказываются не напрасными – ван Хельсинг первым понимает, что Люси стала жертвой вампира и помогает героям в ходе дальнейшего конфликта. Особенно крепкая связь у Абрахама налаживается с Артуром Холмвудом (Arthur Holmwood), женихом Люси – Артур во многих отношениях напоминает ван Хельсингу его умершего сына. К сожалению, теорию свою ученый указывает слишком поздно и помочь Люси уже не успевает. Вернувшуюся в образе вампира Люси спасти ему также не удается; в конечном итоге Артур и Абрахам вынуждены расправиться с восставшей из мертвых девушкой. В дальнейшем ван Хельсинг примыкает к героям в их атаке на Дракулу в Трансильвании; непосредственно в финальном бою с вампиром ученый не участвует, однако на бой с "невестами Дракулы" выходит отважно, защищая Мину Мюррей (Mina Murray) и очищая замок графа Дракулы от нежити. Уже после победы над Дракулой Абрахам ван Хельсинг становится наставником и в какой-то степени дедушкой сыну Джонатана Харкера и Мины, Куинси Харкеру (Quincey Harker).

Описанию ван Хельсинга в романе уделяется немало места; довольно подробно автор описывает его внешность и – через рассказ Сьюарда – характер. Согласно Джону Сьюарду, Абрахам ван Хельсинг является одним из наиболее выдающихся ученых эпохи. Абсолютная открытость разума вкупе со стальными нервами, невероятным самоконтролем и целеустремленностью делают его весьма и весьма ценным союзником; верное и доброе сердце (несколько сокрытое общей резкостью характера) ван Хельсинга, в свою очередь, превращает его в опаснейшего противника графа Дракулы. В оригинальном романе ван Хельсинг представляется ученым широкого профиля; в дальнейших интерпретациях его нередко превращали в весьма и весьма узкого профессионала – специалиста по паранормальным и сверхъестественным сущностям.

Под вопросом остается и национальность ван Хельсинга. Фамилия у ученого явно голландская, да и телеграмму он получает в Амстердаме (Amsterdam). Вместе с тем, ван Хельсинг изъясняется с довольно странным немецким акцентом и периодически вставляет в речь немецкие фразы; именно поэтому во многих источниках ван Хельсинга изображают немцем.

Ван Хельсинг интересен не только как один из первых противников графа Дракулы, использующего наравне с классическими "физическими мерами воздействия" интеллект. В чистом виде образ Абрахама ван Хельсинга использовался прежде всего в разного рода экранизациях "Дракула" Брэма Стокера; в других фильмах на вампирскую тематику нередко используются сильно модифицированные образы – чаще всего представляющиеся потомками легендарного охотника на вампиров. Среди наиболее ярких потомков такого рода особо следует отметить Габриэля ван Хельсинга (Gabriel Van Helsing) из вышедшего в 2004-м полнометражного художественного фильма "Ван Хельсинг" ("Van Helsing") и леди Интегру Хельсинг (Integra Hellsing) из популярных манги и аниме "Hellsing".

Габриэль ван Хельсинг – образ, воплощенный на большом экране Хью Джекманом (Hugh Jackman) – представляет собой профессионального охотника на монстров, работающего на тайную организацию "Рыцари святого ордена" ("Knights of the Holy Order"). Эта вариация ван Хельсинга страдает от потери памяти и о своих вскользь упоминавшихся столкновениях с Дракулой не помнит. В дальнейшем выясняется, что Габриэль ван Хельсинг является не просто чрезвычайно удачливым охотником, но воплощением самого архангела Гавриила.

Леди Интегра Фэйбрук Уингейтс Хельсинг (Sir Integra Fairbrook Wingates Hellsing) из манги и аниме "Hellsing" является внучкой самого Абрахама ван Хельсинга; женщина стоит во главе Королевского ордена рыцарей-протестантов – тайной организации, специализирующейся на защите страны и короны от угроз сверхъестественного толка. Непосредственным помощником и защитником леди Интегры является вампир Алукард, являющийся, как выясняется позже, когда-то побежденным самим Абрахамом ван Хельсингом Дракулой.


Режиссёр Продюсер

Боб Дюксэй

Автор
сценария В главных
ролях Оператор

Аллен Девю

Композитор Кинокомпания Длительность Бюджет Страна Год IMDb Выход фильма «Ван Хельсинг» (оригинальное название - Van Helsing)

Карл - друг Ван Хельсинга, послушник церкви.

В ролях

Актёр Роль
Хью Джекман Гэбриэл Ван Хельсинг Гэбриэл Ван Хельсинг
Кейт Бекинсейл Анна Валериус Анна Валериус
Ричард Роксбург Граф Дракула Граф Дракула
Дэвид Венхам Карл Карл
Шулер Хенсли Чудовище Франкенштейна Чудовище Франкенштейна
Джози Маран Маришка Маришка
Елена Анайя Алира Алира
Уилл Кемп Велькан Валериус/Человек-волк Велькан Валериус/Человек-волк
Кевин Дж. О’Коннор Игорь Игорь
Алан Армстронг Кардинал Джинетт Кардинал Джинетт
Сильвия Коллока Верона Верона
Сэмюэль Уэст Виктор Франкенштейн Виктор Франкенштейн
Робби Колтрейн голос Мистера Хайда голос Мистера Хайда

Образ Дракулы

Соммерс переосмысливает канонический образ Дракулы, впервые описанный в культовой книге Брэма Стокера «Граф Дракула» (). Это уже не жестокий мстительный воевода Валахии, а трансильванский граф с манерами викторианского джентльмена. У него при этом длинные чёрные волосы, собранные в хвост, и тёмное пальто. Он обладает сверхъестественными способностями Тёмного Ангела. Вампиром Дракула стал после смерти, заключив договор с дьяволом и став его приёмным сыном. Вечная жизнь дала ему неуязвимость, мрачную иронию, одиночество и жажду крови. Ему неведом страх смерти, однако Дракула не так бесстрастен, как представляется. Его невесты - сильные и красивые женщины, умерщвлённые с помощью укуса в шею. Остальные после подобной процедуры просто умирают. Ему подчиняются люди, вампиры, дверги и оборотни . Дракула владеет дворцом в Будапеште и на Хеллоуин устраивает маскарадные балы. Подобно другим вампирам, он спит днём в гробу, не отражается в зеркале, ходит по потолку и обладает способностью превращаться в крылатого монстра, а также ни святая вода, ни осиновый кол, ни распятие не способны нанести ему ощутимого ущерба. По древнему преданию, Дракулу может убить только восставший оборотень.

Побочные произведения

  • По мотивам фильма вышла игра для PlayStation 2 , XBox и Game Boy Advance . В озвучке игры для PS2 и XBox приняли участие Хью Джекман и Ричард Роксбург.
  • Был снят короткометражный мультфильм «Ван Хельсинг: Лондонское задание», который является приквелом фильма, где Ван Хельсинг ищет Джека Потрошителя , которым оказывается мистер Хайд. В мультфильме мистер Хайд похищает души растерзанных им девушек, которые передаёт затем королеве Виктории с целью её омоложения и использования в роли своей марионетки.
  • Была выпущена серия комиксов «Van Helsing», события которой развиваются между схваткой с Хайдом и прибытием в Рим. В комиксах Ван Хельсинг борется с доктором Моро и его гибридными мутантами .
  • На картине в Замке Валериев, где оживают два рыцаря, Карл читает стих из фильма «Человек-волк ».
  • Сцена бала частично скопирована из фильма Романа Полански «Бал вампиров ».
  • Имя Ван Хельсинга «Гэбриэл» и его прозвище «Левая Рука Господа» - отсылка к Архангелу Гавриилу .
  • Во время бала, когда Анна и Дракула оказываются перед зеркалом, видно, что в зеркале отражается одна лишь Анна, хотя кроме них, в зале хватает людей. Это является отсылкой к тому, что все приглашенные на бал - вампиры, что становится ясно спустя всего несколько минут.

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт фильма (англ.)
  • «Ван Хельсинг» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Ван Хельсинг» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes

Профессор Абрахам Ван Хельсинг - ученый-антрополог и специалист по оккультным наукам - известен, в первую очередь, как литературный персонаж ирландского писателя Брэма Стокера из его известного произведения «Дракула», опубликованного в 1897 году.

Если в качестве основы для образа главного персонажа романа, графа Дракулы, послужило реальное историческое лицо (князь Валахии Влад Цепеш), то почему же тогда для образа Ван Хельсинга автор также не мог использовать реальный прототип? Если да, то кто именно мог выступить в этой роли?

До сих пор был известен лишь один кандидат, предложенный Дж. Гордоном Мэлтоном в своей книге "Энциклопедия вампиров", - Арминиус Вамбери, венгерский историк, который был лично знаком с Брэмом Стокером и чьим трудом по истории Венгрии пользовался писатель во время работы над "Дракулой". Но при этом сам Мэлтон указывает, что в романе литературный Ван Хельсинг упоминает своего "друга Арминиуса" из университета в Будапеште. Версия слабая, но все же версия.

В 2015 году вышла книга польского журналиста Адама Венгловского "Очень польская история всего" ("Bardzo polska historia wszystkiego"), которая посвящена поиску следов "польского" в широком круге исторических личностей, событий, мифов и легенд.

Пастор Хельвинг и его статья 1722 года о польских упырях

Ежи Анджей Хельвинг, или Georg Andreas Helwing (1666-1748), родился в мещанской семье в нынешнем польском городе Венгожево (Варминьско-Мазурское воеводство), который во времена жизни пастора назывался по-польски Венгоборком или по-немецки Ангеборком.

Мать Хельвинга была дочерью местного священника, а его отец перенял эту должность после смерти своего тестя. В его семье родным языком был немецкий, но знали также и польский, так как большая часть прихода была польскоязычной.

С детства Хельвинг проявлял интерес к естественным наукам. Получив неплохое образование и степень магистра, он предпринял научное путешествие по Европе, продолжая совершенствоваться в теологии и различных научных дисциплинах (ботанике, астрономии, истории, литературе, философии и математике).

После смерти своего отца в 1705 году Хельвинг становится его преемником на должности настоятеля протестантского прихода, также передав этот пост после себя своему сыну.

Хельвинг, в первую очередь, был известен в научном мире своими ботаническими исследованиями, которые вылились в несколько монографий и создание ботанического сада. Также известно о том, что пастор интересовался прусскими древностями и даже проводил археологические раскопки древнего некрополя с захоронениями по обряду трупосожжения и городищ.

Но если еще более углубиться в биографию этого неординарного человека, то можно обнаружить и его публикации на тему народного фольклора. В частности, мы имеем в виду его статьи об оборотнях и польских упырях , опубликованные на страницах научного периодического издания "Breslaunische Sammlungen von Natur- und Medizin geschichten".

Под упырями Хельвинг, согласно местной народной традиции, понимал "такой тип мертвых человеческих тел, которые сами себя в гробу пожирают", что становится причиной распространения эпидемий, которые прекращаются лишь после того, как упыря обезглавят. Пастору довелось лично стать свидетелем практической реализации данного поверья, когда в 1709-1710 годах по Мазурам и Вармии прошлась эпидемия чумы, в одном только Венгожеве выкосившая около 13 тысяч человек.

Хельвинг описал ситуацию, имевшую место в деревне Харш, жители которой занялись раскопками могил в поисках "самопожирающихся трупов", отсекая головы наиболее подозрительным. Правда, эта акция никак не помешала дальнейшему распространению болезни.

Ван Хельсинг в одноименном фильме 2004 года

Пастор Хельвин не был "охотником на вампиров", но он пытался трезво взглянуть на эти суеверия и предрассудки, не принимая их за истину, но все же тщательно описав.

Что же может его объединять с литературным Ван Хельсингом? Тема вампиров, схожесть фамилий, образованность и эрудиция, глубокая вера, знание немецкого, пребывание в Голландии и так далее.

Адам Венгловский считает это более чем достаточным, чтобы предложить Хельвинга в качестве прототипа персонажа из романа Брэма Стокера.

В конце концов, Арминиус Вамбери мог быть знаком с научными публикациями пастора из Ангеборка и вполне мог сообщить о них писателю.