Что такое пепелац. Несколько любопытных фактов

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 4-5 метров. В верхней части пепелаца находится небольшая, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, функция которой неизвестна. Для полёта используется изготовленного из воды , которое называется . В пепелаце также имеются две аварийных катапульты (для катапультирования нужно нажать на рычаг, называемый каппа ). Для остановки двигателя летящего в атмосфере пепелаца используются тормоза со тормозной жидкостью. Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован небольшими колёсами.

История

  • Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе - грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» - так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: "Пепела! Пепела!").
  • Эскиз пепелаца нарисовал , когда он в вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.
  • Пепелац, на котором летают герои фильма, делали и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт , от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков - умелец с .
  • Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком - это втулка несущего винта .
  • Фильм должен был сниматься в , однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать . Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во . Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
  • В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан оказался материалом легковоспламеняющимся). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин нашли полиуретан и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся.
  • Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
  • Один из актёров фильма - (исполнитель роли скрипача) - после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.
  • В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал:
- Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? - Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. - изумился Данелия. - Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? - Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство - может они и вам дадут гравицаппу.
В этом разделе нет .

Пепелац и авиация

Летательные аппараты, внешне похожие на пепелац:

  • Roton - многоразовый одноступенчатый космический носитель с вертолётным способом вертикальной посадки. Разрабатывался компанией Rotary Rocket . В 1999 г. экспериментальная модель-прототип Roton ATV совершила три испытательных полёта на малых высотах. Коммерческую эксплуатацию корабля планировалось начать в 2001 г., однако из-за банкротства компании проект был закрыт. См. тж. Roton SSTO (англ.) .
  • GoldenEye - в октябре 2003 года американская компания Aurora Flight Science провела испытания нового . Внешне эта машина похожа на большую металлическую бочку с двумя парами стабилизаторов (крыльев), на которых закреплены колёсики. Испытания конструкции завершились успешно. Турболёт смог подняться в воздух, а затем совершить мягкую посадку. По словам разработчиков, идея аппарата была заимствована из фильма «Золотой глаз» о Джеймсе Бонде.

«Кин-дза-дза!», 1986, СССР, режиссер Георгий Данелия


Как корабль назовешь...

Более всего зрителей беспокоил вопрос, откуда в принципе взялось это несуразное название - «Кин-дза-дза!». Георгий Данелия поведал публике следующее: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?« Леонов за ним, как эхо, повторяет: «Феле-феле-феле…» Дальше отвечает: «Зелень». - «Какая?» - «Кинза». И давай петь: «Кин-дза-дза-дза…» Всю дорогу пел. «Не можешь заткнуться?» Песня испепелилась. Название осталось».

Не подумай, что это какая-то исключительная абсурдная история, примерно так придумывались названия к половине великих книг, фильмов и рок-альбомов. Даже неловко вспомнить, что поначалу «Кин-дза-дза!» задумывался как космическая версия «Острова сокровищ» Стивенсона.


Человек за бортом

По разным причинам в фильме так и не смогли сняться ни Вахтанг Кикабидзе, ни Борислав Брондуков. Но самое феноменальное приключилось с , для которого была написана роль торговца космической пылью. Актер два раза приезжал на съемки в пустыню Каракумы, но в первый раз сгорели декорации для его эпизода, так что пришлось развернуться и отчалить. А во второй приезд Ярмольника в новую декорацию впечатался пьяный водитель передвижного дизель-генератора. В итоге роль Ярмольника убрали из сценария от греха подальше. Вместе с ним из фильма исчезло и само понятие космической пыли, а ведь кинокартину планировали назвать в честь ее: «Космическая пыль».


Какие брюки надеть к галстуку?

Социальный и кастовый статус обитателя планеты Плюк определялся цветом штанов. Чтобы ты не запутался, смотри эту схему. На самой вершине в голубых штанах - сам ПЖ, а внизу ошивается (и пошивается) всякое отребье. К примеру, обладателями желтых штанов могут стать зажиточные люди, имеющие капитал в один грамм КЦ, пацаки пред ними должны приседать и произносить «ку» целых два раза!


Космический хвост

Ты помнишь, что диковинный летательный аппарат, на котором герои проводят половину фильма, зовется «пепелац» (от грузинского «пепела», то есть «бабочка»). Декораторы и художники «Мосфильма» нашли на свалке самолет Ту-104, потратили много времени и сил, чтобы отпилить его хвостовую часть, затем покрыли пенополиуретаном и накидали сверху фактуры и цвета. Получился допотопный, но все равно потрясающий стимпанковый драндулет. Хотя не факт, что в тогда уже знали слово «стимпанк».


Небесный тихоход

На самом деле было сделано несколько пепелацев разного размера. Их отправили железной дорогой в Каракумы, но по пути груз затерялся. Что неудивительно, так как в сопроводительных документах он обозначался как «пепелацы». Естественно, что железнодорожники сбились с ног, но найти пепелацы оказались неспособны. Пришлось просить содействия у КГБ, после чего пепелацы были обнаружены где-то во Владивостоке, что перенесло съемки фильма на полтора месяца, то есть на самый жаркий сезон в пустыне.


Мама, мама, что мы будем петь?

Шлягер «Мама, что мы будем делать», постоянно звучащий в фильме, прошел долгую историю деформаций и издевательств, пока не превратился в то, что мы слышим в «Кин-дза-дза!». На самом деле песенка под названием «Одесситка» в первые годы обрела популярность в программе комических куплетов Утесова. Но ниже мы даем тебе видео из популярнейшего кинофильма «Котовский» 1942 года, откуда ту песню взяли герои и переложили ее на классический колыбельный мотив.


Больше хороших товаров

Режиссеру пришлось дважды перемонтировать фильм. А все потому, что первая версия картины была более лаконичной и динамичной и длилась 1 час 45 минут. Но тут выяснилось, что у «Мосфильма» обязательство перед государством: сдать двухсерийную картину. И в этом случае весь персонал студии остался бы без премий, да и без половины зарплаты тоже. Георгий Данелия снова заперся в монтажной и разбодяжил хронометраж вырезанными ранее сценами. Получилось то самое великое двухсерийное кино на 2 часа 15 минут, которое мы все увидели.


Второй раз «ку!»

Огромное количество сценарных идей и художественных красот так и не удалось перенести на экран, так как где-то тупо не хватало денег. А с костюмами, например, так и вовсе вышла анекдотичная, чисто советская история. Параллельно с фильмом Данелии готовились съемки эпика Сергея Бондарчука «Борис Годунов», так что пошивочный цех «Мосфильма» работал в авральном режиме и потому отказался делать задуманные для «Кин-дза-дза!» костюмы. «Вот что надето на Леонове: ботинки из картины «Тиль Уленшпигель». Костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами», - вспоминал Данелия.

Неудивительно, что режиссера долго преследовала мысль переснять фильм, пусть даже в нарисованном, мультипликационном виде. Его полнометражный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» вышел в 2013-м, был очень скверно принят и критиками, и зрителями: 25 миллионов рублей сборов при бюджете 140 миллионов. Однако ты не обращай на это внимания и просто его посмотри: это красивое, примечательное творение, пусть даже отклоняющееся от священного канона 1986 года.

Многие наверняка смотрели советский фильм "Кин-дза-дза!", снятый в жанре антиутопии. Некоторые слова из картины вошли в наш разговорный язык, а фразы героев стали устойчивыми выражениями. Одна из таких находок - слово "пепелац". "Что это?" - возникает вопрос у человека, не удивительный фильм.

Оказывается, что это фантастический специально придуманный для картины. Сейчас некоторые автомобилисты ласково называют так свою машину. А еще слово "пепелац" употребляется тогда, когда речь идет о вертолетах, самолетах и других летательных устройствах.

Вспоминаем сюжет фильма

Герои картины, дядя Вова и Скрипач, по странному стечению обстоятельств оказываются на некоей планете под названием Плюк, затерянной во Вселенной. Сначала земляне решили, что оказались в пустыне Каракумы - кругом песчаные барханы. Стоит невыносимая жара. Местные жители здесь очень похожи на людей, но обладают способностью читать мысли. Дядя Вова и Скрипач, поняв, что они оказались на другой планете, ищут способ вернуться на Землю.

Для этого им нужен космический корабль, который здесь называют пепелацем. Герои знакомятся с артистами Би и Уэфом, которые обладают такой чудо-машиной. Но для того, чтобы совершить межпланетный полет, к устройству нужно приделать гравицаппу. Ведь, как известно, пепелац из "Кин-дза-дза!" - это машина, которая может осуществлять передвижения на очень большие расстояния за считанные секунды только при наличии этой детали. Земляне начинают поиски необходимой им гравицаппы.

Оказывается, что величайшим сокровищем на планете Плюк являются КЦ - обычные спички. Не зная об этом, дядя Ваня и Скрипач отдают их даром местным жуликам. Но позже герои обнаруживают у себя последнюю спичку. Ее они надеются обменять на гравицаппу. Но вскоре герои лишаются своего последнего козыря. Местные жители Би и Уэф, снедаемые жаждой наживы и надеющиеся на Земле найти большой запас КЦ, решают помочь землянам вернуться на Родину. Они везут их туда на своем пепелаце. Но на пути их встает планета Альфа, жители которой недолюбливают обитателей галактики Кин-дза-дза. Героям предстоит высадиться здесь. На Альфе дядю Вову и Скрипача находит босоногий старик-землянин, по воле которого они сюда попали. Он возвращает их на Землю.

Устройство машины

Попробуем описать, что собою представляет пепелац. вопрос возникает у каждого, кто впервые видит эту чудо-машину. Аппарат довольно громоздкий - 5-6 метров в высоту, метра 3 в диаметре. Он имеет цилиндрическую или яйцевидную форму. В верхней части машины находится небольшая перекладина, которая вращается во время полета. Пепелац не приспособлен для транспортировки. Однако некоторые его виды могут быть снабжены колесами. Как правило, такую модернизацию механизма предпочитают небогатые жители планеты Плюк - те, что не имеют достаточных средств на приобретение топлива. Транспортировать это оборудование не так уж легко. Из-за громоздких размеров его сложно двигать по зыбучим пескам планеты Плюк. Как правило, для этого требуется сразу человека четыре.

В целях управления механизм снабжен двумя аварийными катапультами. Использоваться они могут лишь при горизонтальном полете. Одна важная деталь: при помощи данного оборудования можно полностью исключить или хотя бы уменьшить перегрузки на человека, совершающего передвижение на пепелаце. Одна из катапульт совмещена с туалетом, где в качестве смывающего средства применяется песок. Есть здесь и тормозная система. Правда, принцип ее действия неизвестен. Для правильной ее работы необходима тормозная жидкость, созданная на основе спирта. Некоторые жители планеты Плюк, не отличающиеся примерным поведением, иногда употребляют эту субстанцию внутрь.

Полеты в атмосфере

Пепелац из "Кин-дза-дза!" - это устройство для передвижения как в атмосфере, так и в космическом пространстве. Если полет осуществляется на небольшой высоте, то скорость механизма невелика (100-150 км/ч). Однако время подъема на заданную отметку занимает всего 2-3 секунды. На машине можно совершать и межпланетные полеты. Но для этого устройство должно быть оснащено гравицаппой.

Эта деталь имеет небольшие размеры (10-15 см в длину) и яйцевидную форму. Сделана она из металла. Данная деталь вставляется в так называемую цаппу, напоминающую собой большую гайку. Для приведения устройства в режим работы необходимо на него нажать.

Пепелац с гравицаппой - межпланетный космический корабль

Планета Плюк технически более развита, чем наша Земля. Сложно представить, что здесь создан механизм, способный за считанные секунды доставить свой экипаж в любую точку Вселенной. Это оборудованный гравицаппой пепелац. Что это? Как он передвигается? Попробуем найти ответы на эти вопросы. Полет на пепелаце в данном режиме напоминает телепортацию. Настолько с большой скоростью он происходит. Всего несколько секунд - и обладатель механизма переносится в другую точку Галактики. Правда, для разогрева машины для межпланетного полета требуется немного больше времени - несколько минут.

Топливо для "чудо-машины"

Что необходимо для передвижения любой автомашины? Конечно, топливо. Так как данное устройство вымышленное, не существующее в нашем мире, то и горючее для него должно быть фантастическим, ненастоящим. Луц. Именно так называется топливо, которым заправляют пепелац. Что это? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к некоторым эпизодам фильма, где говорится об этом горючем. Из диалога героев картины становится ясно, что луц представляет собою субстанцию на основе водорода, получаемую из воды. Реализуется топливо через луцераздаточные колонки, которые могут быть как автоматами, так и обслуживаться местными жителями.

Как изобрели пепелац?

Фото, представленное здесь, дает возможность детально рассмотреть, что собою представляет этот фантастический механизм.

Интересна история его создания. Художник Теодор Тэжик специально для картины "Кин-дза-дза!" изготовил трехметровый макет пепелаца. Но работники мастерской киностудии "Мосфильм" отказалась сделать данное устройство. Пришлось использовать подручный материал. На свалке был найден старый и непригодный самолет "Ту-104". С большим трудом от него была отрезана хвостовая часть. Эту деталь бывшего самолета покрыли полиуретаном и подожгли. Сделано это было для того, чтобы немного "подкоптить" механизм. Ведь он, как известно, должен был проходить сквозь плотные слои атмосферы. Но с поджогом немного не рассчитали - пепелац загорелся. После того как пожар был потушен, перед глазами разработчиков предстал аппарат, мягко говоря, "потрепанный". Именно его и снимали в картине. Стоит упомянуть о том, что всего было изготовлено три подобных устройства: этот, в масштабе 1:12 и размером с детскую игрушку.

Съемки фильма проходили в что находится в Туркмении. Именно туда по железной дороге был отправлен груз, называемый не иначе, как "пепелацы". Однако на станции прибытия железнодорожники не смогли отыскать данные устройства. Ведь они не знали, что это за слово такое, что означает. Пепелац уехал дальше и, соответственно, к месту съемок доставлен не был. Директору "Мосфильма" пришлось подключить к поискам КГБ, чтобы не сорвать полностью проект. Механизм был найден только через полтора месяца на станции во Владивостоке. Из-за этого инцидента время съемок пришлось перенести с весны на лето. А это, как известно, самый жаркий период в пустыне Туркмении.

Несколько любопытных фактов


Слово пепелац из фильма "Кин-дза-дза!" сегодня

  • Существует две разные музыкальные группы с данным названием. Одна из них играет блюз-рок, вторая - "старые" песни.
  • Придумана компьютерная флеш-игра под названием "Пепелац".
  • В Ижевске и Анапе есть развлекательные центры с таким же названием.
  • Археологи, работающие на раскопках канатную дорогу, необходимую для своих спецнужд, иронично называют пепелацем.

Мы выяснили, что означает слово "пепелац". Несмотря на то что оно вымышленное, в нашей жизни оно нашло свое применение.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5-6 метров и диаметром 2,5-3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5-2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта (её вращение прекращается в момент посадки и возобновляется при взлёте). Пепелац эцилоппов вместо перекладины оснащён устройством, напоминающим лапки штопора , поднимающиеся при вращении.

Транспортировка гражданского цилиндрического пепелаца

Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами - крайне редко применяемая на Плюке модернизация. Скорее всего это связано с бедностью владельца, который не всегда может иметь при себе достаточный запас луца , поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами . Масса пепелаца, несмотря на размеры, скорее всего невелика - четыре человека могут транспортировать его на колёсах по вязкой поверхности (пустыне) (см. фото).

Катапульта пепелаца

В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролёте рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего). Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении.

Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь.

Топливо

Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц . Луц получают из воды ; возможен и обратный процесс - получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в неделимых зарядах (стоимость одного заряда 10 чатлов , при этом луц можно покупать только целыми зарядами, имея 7 чатлов купить луц невозможно). Одного заряда достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.

Виды полёта

Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой .

Полёт без гравицаппы

Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту - 2-3 секунды.

Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100-150 км/ч, высота полёта - 30-100 м. По-видимому, необходимости в полётах на бо́льшей высоте нет, так как горы на Плюке , скорее всего, отсутствуют.

В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.

Полёт с гравицаппой

Модель пепелаца

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками), напоминающие телепортацию . Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца , которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками , находящимися в тентуре , но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре , он не может.

Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу , которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.

Характеристика пепелаца в фильме

  • Ну, гравицаппа, это то, без чего пепелац может только так летать, а с гравицаппой в любую точку Вселенной. Фьють - за пять секунд.
  • Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…
  • - Земля в антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?
    - Как это так?
    - Так. Мне всю жизнь не везло.
    - Не может пепелац на Землю попасть. И хватит трепаться, ясно? Пошли планету делить.

Изготовление и съёмка в фильме

Первоначально пепелац был изготовлен художником фильма Теодором Тэжиком в виде макета высотой около трёх метров, однако этот макет в съёмках фильма задействован не был . По воспоминаниям Георгия Данелии , мастерские киностудии «Мосфильм» отказались изготавливать пепелац. Для его изготовления Георгий Данелия и Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на свалке самолёта Ту-104 , после чего Теодор Тэжик покрыл её пенополиуретаном и покрасил, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колёса были изготовлены работником «Мосфильма» Александром Батынковым.

Съёмки фильма проходили в Туркмении , в пустыне Каракумы близ города Небит-даг (ныне Балканабад). При выезде в киноэкспедицию изготовленный в павильоне «Мосфильма» пепелац был по ошибке отправлен вместо Небит-Дага во Владивосток, что вынудило съёмочную группу продлить экспедицию сверх запланированного срока в один месяц.

Перед съёмкой эпизодов с пепелацем художник Теодор Тэжик счёл, что для большей достоверности пепелац следует покрыть копотью, однако при попытке сделать это с помощью паяльной лампы наружное покрытие из пенополиуретана загорелось.

Пепелац в современном русском языке

Понятие пепелац в качестве летательного аппарата (например, БПЛА , авиамодели либо космического корабля ) или для обозначения сложных технических движущихся устройств широко используется в современных печатных и электронных СМИ и литературе СНГ . Также «пепелацем» в СНГ шуточно (иронически) называют различные (в частности, необычные) автомобили

Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по словам режиссёра Георгия Данелия, были уверены, что им пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм. Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду

Главная декорация "Ракета Пепелац" при перевозке на съёмочную площадку оказалась не в Небит-Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал "лихтваген" (водитель был в стельку пьян). Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И еще! И еще!

Эскизов костюмов было предостаточно. Но когда сдавали постановочный проект, в производственном отделе "Мосфильма" сказали, что пошивочный цех перегружен и поэтому он ничего сшить не сможет. (В то время на "Мосфильме" снимался "Борис Годунов" и еще какие-то сложнопостановочные, важные картины)
Обратились в мастерскую художественного пошива при Большом театре. Там было очень дорого, и поэтому там сшили всего несколько костюмов. Больше смета не позволяла. А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой. В итоге написали плакат и повесили его в кабинете режиссёра: "Превратим недостатки в достоинства!" А Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы "Заря". Майки и кальсоны. Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем летные костюмы. Один Данелия притащил домой и, когда разобрал, понял - это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии...

Пружинки носили во рту эцилопы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок, и выглядело это завлекательно. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков и чатлан надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил: "А это не для того, чтобы летчики в них писали?" "Нет", - сказал Данелия, но трубочки на всякий случай срезал

В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной "Мосфильма" и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где снимали этот фильм.
Таким образом, на Уэфе оказались надеты - брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы "Заря", полусапожки из фильма "Тиль Уленшпигель". А перед самой съемкой режиссёр нашел на помойке блямбу непонятного назначения, он ее вымыл и приклеил клеем "Момент" к заду матросских штанов чатланина

На той же помойке он нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Данелия был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы.

На Яковлева еще в Москве решили надеть летный костюм и вязаную шапочку. Когда приехали в Небит-Даг, цвет костюма показался ярким, и режиссёр решил этот костюм перекрасить. Наполнил водой ванну, вылил бутылку чернил, положил туда костюм, а утром достал. Когда костюм высох, то оказался такого же цвета, какого и был.

Когда актриса Ирина Шмелева (она играла Цан) прилетела в Небит-Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм не отдали. Костюмерша Света завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо!

Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов-спортсмен» (это колокольчики для донок)

Пепелац, бандуру, на которой летают герои, "Мосфильм" тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона "Мосфильма", художник Теодор Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан

Когда закончился подготовительный период и все должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет. И через год оказалось, что опять многое не готово и кое-чего как не было, так и нет! Тогда Данелия решил: "Делай что должно, а там - будь что будет!" И все выехали в экспедицию в Туркмению, в город Небит-Даг

Приехали. Главной декорации "Пепелац" - нет (как я уже писал, ее отправили во Владивосток). Колесо обозрения, которое где-то раздобыл замдиректора Сережа Сендык, еще не поставили. Декорация "Катер" не готова. Комбинированные кадры нельзя снимать - нет пультов управления. А на съёмку уже приехали: Станислав Любшин - ведущий актер МХАТа, Евгений Леонов - ведущий актер "Ленкома" и Юрий Яковлев - ведущий актер Театра имени Вахтангова. Главные режиссеры этих театров пошли навстречу и освободили артистов. Но только на месяц. Месяц кончается, все актеры здесь, а снимаются только проходы и пейзажи. Нужные и ненужные. Жара, градусов, наверное, шестьдесят

Наконец пришел Пепелац! (Пока разыскали и привезли, прошло несколько недель)
В первый же день, когда поставили Пепелац на точку и собрались снимать, Тэжик сказал, что Пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить... и декорация загорелась! (Пенополиуретан оказался материалом легко воспламеняющимся.) Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Что делать? Через неделю актеры улетят. "Будем снимать так", - решил режиссёр.

Но Биц каким-то чудом раздобыл у военных компоненты А и В (составляющие пенополиуретана). Ночью Самулейкин с Тэжиком залатали Пепелац, и к утру его можно было снимать. Но Тэжик сказал, что теперь-то подкоптить его надо обязательно, потому что видны заплатки. Данелия согласился, но предупредил, чтобы ближе чем на десять метров к Пепелацу он не приближался.

Тэжик коптит, режиссёр с мегафоном в руке сидит метрах в сорока от декорации (настроились на общий план), видят: на шоссе посреди пустыни появилась "Чайка", а за ней две черные "Волги". Это из Красноводска приехали посмотреть, как снимается кино, секретарь обкома и несколько женщин из отдела культуры обкома. Встретили гостей любезно: поставили для них стулья, угостили зеленым чаем. (Зеленый чай на съемочной площадке всегда был)

Гости спрашивают, про что картина. Данелия начиет делать то, чему до сих пор не научился, - формулировать, о чем фильм. Старается. Говорит, что в современном мире отсутствие духовности ведет к разобщенности, отсюда и одиночество, потеря интеллекта, отсутствие коммуникабельности. Говорит, а сам одним глазом смотрю на Тэжика с факелом. И когда сказал про отсутствие коммуникабельности, увидел, что Тэжик подошел слишком близко к Пепелацу и сейчас его снова подожжет! Данелия завопил в мегафон на всю пустыню: "Тэжик! (Непечатное слово!) Отойди от Пепелаца! (Непечатное слово!) А то опять сожжешь его на... (Непечатное слово! Непечатное слово! Непечатное слово!)"

Тэжик всё понял, отошел на положенное расстояние и продолжил коптить свое детище.
Только тут Данелия сообразил, что все это слышал отдел культуры обкома. Извинился. Обкомовцы сухо сказали, что они ко всему привыкли, быстро попрощались и уехали. Больше режиссёр к ним за помощью не обращался

За одну экспедицию в Кара-Кумах все снять не успели, пришлось выезжать туда еще раз. А ещё надо было сделать спецэффекты. Ведь летательные аппараты должны летать, а повозки ездить. Но уже другая история...