Что значит слово перспектива. Что такое перспектива, что значит перспектива

Словарь Ушакова

Перспектива

перспекти ва , перспективы, жен. (от лат. perspectus - сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный) (книж. ).

1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид.

2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп. ). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива.

| Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя, от *****

3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-нибудь поверхность (мат. ).

4. Вид, панорама, картина природы, какой-нибудь местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива.

5. Проспект, прямая, длинная улица (устар. ). Невская перспектива (теперешний Проспект 25 Октября в Ленинграде).

6. перен. , только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-нибудь в будущем. "История вкп(б) " говорит, что к концу восстановительного периода "со всей силой вставал вопрос о перспективах, о характере нашего развития, нашего строительства, вопрос о судьбах социализма в Советском Союзе". Хозяйственные перспективы. Перспективы на урожай хорошие. Перспективы посевной кампании. Политические перспективы Европы.

7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-нибудь; неизбежность или возможность чего-нибудь (разг. ). Ему мерещилась приятная перспектива поездки на пароходе. Ему грозила перспектива провести лето в пыльном городе. Нечего сказать, приятная перспектива.

В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция.

Современный экономический словарь. 1999

ПЕРСПЕКТИВА

Культурология. Словарь-справочник

Перспектива

(фр. perspective , от лат. perspicio – ясно вижу)

1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком;

2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии.

Архитектурный словарь

Перспектива

Протяженная аллея или улица, воспринимаемая как многоплановая композиция с развитием в глубину.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Фразеологический словарь русского языка

Перспектива

В перспективе - в ближайшем будущем, впереди

Словарь лингвистических терминов

Перспектива

Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Перспектива

в прямом смысле искусство изображать предметы так, как они представляются зрителю с известного отдаления; вид вдаль, на далеко находящиеся предметы. В переносном смысле - предвидение будущего, будущность; так, напр., говорят - торговые перспективы - виды на будущее торговли; перспективный план какого-либо предприятия - план, намечающий развитие деятельности предприятия на определенный, более или менее продолжительный период времени.

Античный мир. Словарь-справочник

Перспектива

способ изобр. предметов и фигур на плоскости, передающий их взаимное расположение в пространстве; при этом все параллельные линии по мере удаления сближаются, сходясь в одной общей точке на горизонте (т. н. центральная П.). В антич. живописи, использовавшей элементы П. начиная со 2-й пол. V в. до н. э. (Агафарх), каждый предмет изобр. самостоятельно и имел свою точку схода, единая неподвижная т. зр. отсутствовала; точно так же для др.-гр. художника не существовало понятия глубины планов, но был лишь один передний план.

Лит.: Виппер Б, Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 296 - 299.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Фразеологический словарь (Волкова)

Перспектива

В перспективе (иметь что , быть у кого ) - в будущем, впереди, в виду.

У него в перспективе научная экспедиция .

Гаспаров. Записи и выписки

Перспектива

♦ Из письма: "Не так важно, любим ли мы Пушкина и Овидия, как - заслужили ли мы, чтобы они нас любили. И тогда ясно: не только они нас не любят, но больше: Овидий недоумевал бы на Пушкина, а Пушкин смотрел бы на Блока, как на Жюля Жанена. Под взглядом в прошлое культура срастается в целое (идиллия волков и ягнят на одном хрестоматийном лугу), под взглядом из прошлого - рассыпается на срезы. Как одесская лестница: снизу - сплошные ступеньки, сверху - сплошные площадки". См. КОММЕНТАРИЙ.

Словарь экономических терминов

Перспектива

перспективный, будущий период.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Перспектива

Ы, ж.

1. Даль, открывающаяся с какого-н. места; видимое глазом пространство.

* Горная перспектива. *

2. только мн. , перен. Ожидаемое будущее; планы.

* Блестящие перспективы. *

|| прил. (ко 2 знач.) перспективный , -ая, -ое.

* Перспективная работа. *

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Перспектива

(франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу),

  1. система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
  2. Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центральной проекции, при которой точка Р пространства проектируется на плоскость в точку P", являющуюся точкой пересечения прямой ОР с плоскостью (О - центр перспективы). В изобразительном искусстве линейная перспектива используется при построении иллюзорного пространства.
  3. Воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предмета на расстоянии.
  4. Обратной перспективой называется система условных приемов, используемых в искусстве для передачи пространства на плоскости (увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек зрения).
  5. Вид вдаль.
  6. Планы, виды на будущее.
  7. Длинная прямая улица, проспект (устар.).

Словарь Ожегова

ПЕРСПЕКТИ ВА, ы, ж.

1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, к-рое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какогон. отдалённого пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди).

| прил. перспективный, ая, ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъёмка. П. план работ.

Словарь Ефремовой

Перспектива

  1. ж.
    1. Даль, пространство, охватываемые глазом.
    2. :
      1. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.
      2. Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя.
      3. Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение.
      4. Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости.
    3. Вид, панорама, картина природы, какой-л. местности как она представляется наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.
    4. :
      1. перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем.
      2. План, программа действий.
    5. устар. Прямая, длинная улица; проспект.
  2. ж. Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Перспектива

Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих П., или картину предмета. Вертикальная плоскость, вмещающая в себе картину, называется картинной плоскостью ; место глаза наблюдателя - точкой зрения. Пусть KS (черт. 1) есть картинная плоскость, M - точка зрения наблюдателя, стоящего на горизонтальной плоскости PQ в точке N и смотрящего на какой-нибудь предмет, находящийся от него за картинной плоскостью.

Плоскость PQ называется земной плоскостью , а ее пересечение с картиной, т. е. линия RS - земной линией, или основанием картины. Опустим из точки зрения M перпендикуляр МО на картину, который пересечет ее в точке О , называемой проекцией точки зрения . Горизонтальная плоскость, проходящая через указанный перпендикуляр МО , - называется плоскостью горизонта (на чертеже она означена пунктиром), а линия ее пересечения DE с картиной - линией горизонта, или просто горизонтом. Отложив от точки О на линии горизонта две части OD и ОЕ , равные расстоянию МО глаза от картины, получим две точки D и Е , называемые точками отдаления. Пусть на земной плоскости находится плоский предмет, например треугольник ABC , на который наблюдатель смотрит из точки зрения М. Проведем лучи зрения от точек A , B и C в точку M , и пусть эти лучи пересекают картину в точках a , b и c . Соединив эти последние прямыми линиями, получим П. abc треугольника ABC. Вообразим себе, что плоскость картины KS вращается около земной линии RS (в направлении, показанном строками на дугах) до тех пор, пока не совпадет с земной плоскостью PQ , так что обе плоскости составят одну общую плоскость PQ (черт. 2). Плоскости эти называются совмещенными, или эпюром. На эпюре N есть место наблюдателя, RS - земная линия, или основание картины, O - проекция точки зрения, DE - линия горизонта, точки D и E точки отдаления. П. треугольника ABC , помещенного за картинной плоскостью, есть abc. Нужно уметь изображать на эпюре П. каждого предмета, находящегося за картинной плоскостью, а для этого достаточно только уметь находить перспективу одной точки, потому что соединением на картине П. точек, получится П. предмета.

Черт. 2. ×åðò. 3.

Пусть дана точка А (черт. 3), лежащая на земной плоскости, найдем ее П. Для этого найдем на картине две прямые линии, проходящие через П. точки, место пересечения которых и определит искомую П. Из точки зрения M и из данной точки А опустим перпендикуляры MO и AV на картину и основания их О и V соединим прямой OV , на которой лежит П. a точки A , потому что эти перпендикуляры параллельны между собой и лежат в одной плоскости с лучом зрения AM и с линией OV , а П. точки А должна находиться на луче зрения и на картине. Из тех же точек M и А проведем две горизонтальные и параллельные между собой прямые под углом 45° к картинной плоскости, а именно MD и АХ (причем первая пройдет через точку удаления D , так как прямоугольный треугольник MOD должен быть равнобедренным, имея угол в 45°, т. е. MO = OD ). Основания D и Х этих прямых соединим прямой DX , на которой лежит П. точки А , потому что прямые MD и АХ параллельны и лежат в одной плоскости с линией DX и с лучом зрения AM. Точка пересечения а прямых OV и DX есть П. точки А. Следовательно, чтобы найти П. точки A , лежащей на земной плоскости, должно: провести на земной плоскости из точки А две прямые до встречи с земной линией, а именно: одну перпендикулярную земной линии и другую под углом 45° к ней; точку встречи первой - соединить с проекцией глаза, а второй - с той из двух точек отдаления, через которую проходит параллель из точки зрения ко второй прямой. Пересечение двух прямых, соединяющих указанные точки, дает П. точки. Указанное построение выполняется в совмещенном положении плоскостей (на эпюре) с тем только различием, что данная точка берется не за картиной в точке A , а перед ней, на стороне глаза, в точке А" (черт. 4), на перпендикуляре АА" к земной линии, делящемся в основании его В пополам.

Построение делается так: из точки А" опускается перпендикуляр А"В на земную линию, из основания В которого описывается радиусом равным ВА 1 дуга до пересечения в Х с земной линией; точка В соединяется прямой ВО с проекцией О глаза, а точка X - прямой XD с точкой отдаления D . Пересечение этих двух линий дает П. a точки А. Если точка А не лежит на земной плоскости, то находят П. высоты точки над земной плоскостью, т. е. П. перпендикуляра AB (черт. 5), где точка В есть проекция точки А на земную плоскость, или план точки А. Если из точки зрения M проведем лучи зрения в концы этой высоты A и B , то пересечение этих линий a и b с картиной определит П. ab высоты AB. Для определения П. высоты сделаем два замечания: 1) П. ab высоты AB перпендикулярна земной линии RS , потому что ab параллельна AB , как сечение картинной плоскости KS плоскостью МАВ , проходящей через прямую АВ , параллельную плоскости KS. 2) Если (как и в случае, когда точка А лежит на земной плоскости) из точек А и M опустим перпендикуляры AV и МО на картину и их основания соединим прямой VO , то эта прямая пройдет через П. точки A . Чтобы найти П. высоты AB , поступают так: опускают перпендикуляр AV из точки А на картину и основание его V соединяют с проекцией О глаза прямой OV , на которой лежит П. a точки A ; после того находят П. b проекции В точки А на земную плоскость (способом, уже показанным раньше) и из этой точки b восстанавливают на картине перпендикуляр ba к земной линии RS до пересечения с проведенной прямой OV в точке a , которая есть П. А , а линия ba есть П высоты AB.

Черт. 5. Черт. 6.

В совмещенном положении плоскостей это построение делается так: план, или проекцию, точки А берут опять на стороне глаза в точке В" (черт. 6), строят П. этой точки (как точки, лежащей на земной плоскости); от основания G перпендикуляра, опущенного из В" на земную линию RS , на продолжении его откладывают истинную высоту GV точки А и точку V соединяют с проекцией О глаза прямой OV ; перпендикуляр ba к земной линии RS встретит линию OV в П. a точки A , и П. высоты AB будет ab . Для построения П. какого угодно предмета поступают так: рисуют план предмета на земной плоскости на стороне глаза, симметрично относительно картины с действительным планом, лежащим за картинной плоскостью, и строят П. точек плана; потом, измеряя в действительности высоты разных точек предмета, строят их П. Полученные таким образом точки на картине определяют искомую П.

Д. Гика.

Приложение вышеизложенных основных правил перспективного построения к изображению на картинной плоскости параллельных между собой линий приводит к следующим заключениям. 1) Если линии параллельны между собой и к картинной плоскости, то изображения их на последней тоже параллельны между собой, причем горизонтальные останутся и в изображении горизонтальными. 2) Линии, параллельные между собой и перпендикулярные в картинной плоскости, изобразятся линиями сходящимися, которые по достаточном продолжении пересеклись бы все в одной точке на линии горизонта - проекции точки зрения. 3) Линии, параллельные между собой, но не параллельные и не перпендикулярные к картинной плоскости, изобразятся на последней линиями, имеющими на линии горизонта точки схода, определяемые без затруднений. Прилагаемый здесь черт. 7 изображает построенную по вышеизложенным правилам внутренность здания рынка.

Черт. 7. Внутренность здания рынка.

В ней точка схода обозначена буквой A , что соответствует букве О на предыдущих чертежах.

Вышеизложенные правила геометрической П. не могут быть полностью применены к художественным изображениям даже и в тех случаях, когда изображаются здания. Для примера положим, что вертикальное стекло или картинная плоскость параллельны горизонтальной линии, проходящей через центры трех равной величины шаров. Положим, что П. точки зрения приходится в центре одного из шаров, а другие два шара находятся направо или налево от первого. Если из действительной точки зрения провести, как из вершины, три конуса, охватывающие три шара - пересечение одного конуса с картинной плоскостью будет круг, а двух других - эллипсы; следовательно, только один шар в перспективе изобразится кругом. Однако странно было бы изобразить на плоской картине овал для изображения шара, потому что картина может быть рассматриваема из различных точек, в особенности если ее размеры велики. Изображая шар всегда кругом на картине, художник отступает от геометрической П.; подобным образом, изображая колоннаду, параллельную картинной плоскости, не делают боковые колонны толще центральных или в толпе людей - боковые фигуры толще средних. Если изображена группа людей внутри здания, то параллельные линии, не параллельные картинной плоскости здания, должны иметь точку схода и фигуры людей, расположенные вдоль этих линий, будут по мере удаления уменьшаться на изображении сообразно с требованиями геометрической П., но фигуры центральные и боковые изображаются не с полным выполнением этих правил, а представляют смешение ортогональной проекции с картинной. Изображения камеры обскуры не могут полностью служить для руководства художников, потому что края таких изображений перспективно обезображены (см. Фотографическая П.). В изображениях внутренности зданий, в особенности малых пространств, художники бывают принуждены отступать от геометрической П. в том отношении, что точку зрения должны избирать более удаленной от картинной плоскости, чем в действительности, для того, чтобы небольшая комната, например, не показалась очень глубокой или чтобы предметы, несколько удаленные, не казались бы чрезмерно далекими, что составляет обыкновенный недостаток фотографических изображений.

П. воздушная основана на физических законах, но в большинстве частностей художник обращается к личным и непосредственным наблюдениям. Воздух поглощает свет, изменяя тона отдаленных предметов; общий тон дали приближается к синему или голубому. Близкие предметы даже и в случае их действительной одноцветности кажутся разнотонными в разных частях, освещенных светом, отраженным другими предметами, как близкими, так и удаленными. Очертания отдаленных предметов, представляя в сущности границы между неодинаковыми тонами, вследствие слияния тонов менее определенны, чем контуры предметов, к нам близких. Старинные художники не соблюдали воздушной П. в фоне религиозных и мифологических картин, пейзажисты первые научились передавать ее в своих произведениях, которые без воздушной П. почти не имеют никакого художественного значения.

Ф. Петрушевский.

Словари русского языка

Перед тем как перейти к вопросу о том, что такое перспектива, первое, на что стоить обратить внимание - это значение слова. Оно произошло от латинского «perspicere», в переводе - «ясно видеть». Это выражение используют как для обозначения лучшего будущего для человека или ситуации, так и для отображения глубины в изобразительном искусстве. Принципы понимания второго варианта были заложены архитектором Брунеллески из Италии. С конца XV века предметное изображение в результате зрительного искажения величины и объемов, а также теней называют перспективой. Иными словами, перспектива в рисунке передает предметное изображение в реальном зрительном восприятии.

Сопутствующий термин в изобразительном творчестве - «горизонт». В изобразительном искусстве это понятие не является чем-то новым. Как и всегда, истинным горизонтом называют зрительную линию соприкосновения Земли (или моря) с небом. Важным аспектом для этого термина в рисунке является расположение горизонта на уровне глаз.

Простому пониманию очертания объектов в перспективе учат еще в дошкольном возрасте: все, что находится дальше в рисунке, - меньшего размера. Что такое перспектива, можно увидеть зрительно на примере дороги или железных путей. На горизонте обочины дороги сходятся к одной точке. С удалением трассы к горизонту столбы, фонари по ее краям становятся все короче, тоньше, пропорционально меньше по всем параметрам. Аналогично происходит с другими объектами и явлениями в повседневном мире. Если же продлить все горизонтальные линии, они сойдутся на линии горизонта.

Термином «точка схода» называют место, где сходятся все отдаленные от нас линии параллельно горизонту. Следует отметить, что если смотреть на куб под углом 90 градусов (на одну из его сторон) то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению (так как вся его плоскость находится на одном расстоянии от наших глаз). Если же перевернуть куб к нам одной из граней, то перспективному сокращению будут подвержены сразу две стороны. В этом случае точки схода уже две.

Объект может находиться как на линии горизонта, так под или над ней. Горизонт - это условная линия, объект, находящийся ближе (на первом плане) - крупнее. Соответственно, он закрывает часть линии горизонта.

Продолжим рассматривать это на предмете кубической или продолговатой формы, если предмет находится на линии горизонта, соприкасается с ней. Как показано на рисунке, мы не можем видеть верхнюю, нижнюю стороны, так же, как и две дальнейшие. Отметим и еще один момент: приближая объект к переднему плану, можно заметить, что точки схода сближаются друг к другу, делая при этом линии схода круче. Соответственно, отдаляя, - всё наоборот. Если объект над линей горизонта, видимых сторон три, соединений точек схода, как и прежде, две.

Что такое перспектива, как передать ее в рисунке, подсознательно понимают многие. Уяснив понятие «перспектива» на картинке, каждый сможет более грамотно передавать расположение и масштаб объектов в пространстве, например, расположение шкафов после ремонта или окон в пристройке к собственному дому.

Далее разберем, как рисовать перспективу в сложных объектах. По принципу вышеизложенного, ко всем выступающим углам (деталям) применяется правило: чем объект ниже горизонта, тем точки схода ближе и углы схода круче. Еще один важный аспект для рисунка комнаты: горизонт для объекта один, но точек схода у каждого объекта на рисунке может быть две (на одной линии, строго для этой композиции).

Итак, мы разобрались, что такое перспектива, но для полной передачи представления об увиденном нам понадобится еще один инструмент - тень. Для этого определим источник света, затем найдем самые нижние углы конструкции. Продлим линии схода этих углов к краям рисунка и по мере отдаления от конструкции будим уменьшать интенсивность тени. Чем дальше объект от горизонта и от источника света, тем тень длиннее.

Творите и наслаждайтесь своим творением!

Слово "перспектива" довольно распространенное в русском языке.

Если кто-нибудь из вас бывал в Египте, то, безусловно, видел знаменитые пирамиды. И конечно же, никто не смог устоять перед соблазном сфотографироваться в позиции между двумя пирамидами, когда они кажутся подвешенными на ваших раскинутых в стороны руках. Некоторые туристы делают фото, будто пальцем дотрагиваются до вершины пирамиды или целуют сфинкса. Это весьма распространенная перспектива, когда наше зрение совмещает предметы, стоящие на переднем плане, и те, что находятся вдалеке.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, что такое перспектива. Толковые словари дают определение этого понятия в нескольких значениях, т.к. оно существует в нашем сознании в разных аспектах. В латинском языке, слово perspectivo означает "ясно вижу". Перспективой называют возможность изобразить на плоскости окружающий нас мир. Фотография, например, передает реальное восприятие человеком окружающего мира. А существует перспектива, отражающая иллюзорное восприятие.

Перспектива в геометрии

Принято рассматривать несколько видов перспективы. В геометрии есть отдельный раздел, называемый линейной перспективой. Она рассчитана на то, что смотреть нужно из фиксированной точки зрения на предметы, которые уменьшаются пропорционально: чем дальше горизонт, тем меньшего размера предметы. И наоборот, горизонт ближе, и предметы большего размера. Все зависит от точки, с которой происходит наблюдение.

Геометрия, отвечая на вопрос о том, что такое перспектива, определение её даёт как о некой системе представления предметов в пространстве с трех точек плоскости или на иной поверхности. Плоскость может изображаться как угодно - вертикально, горизонтально, наклонно. От точки до горизонта как бы идут сходящиеся линии. Это прямая перспектива.

Обратная перспектива

В живописи существует понятие обратной перспективы, когда точка, из которой происходит наблюдение, дает расходящиеся линии до горизонта. Чем дальше предмет от точки зрения, тем он больше (в отличие от прямой перспективы). Так изображали мир иконописцы на своих иконах.

Перспектива в архитектуре

В архитектуре очень важен вопрос о том, что такое перспектива, значение здесь придается видению вдаль, когда картина открывается с какого-либо места или точки рассматривания, а именно взору предстает то, что видимо глазу. Для архитектуры важна объемность, т.е. соотношение объемов предметов (частей сооружений), видных для глаза. Поэтому архитектор выстраивает элементы здания, улицы и целого города. Он продумывает перспективу, вид, открывающийся, например, от двери банка к концу улицы или от входа в помещение до противоположной стены. От этого напрямую зависит наше зрительское восприятие как отдельной комнаты в доме, так и всего здания, вписывающегося в ландшафт города.

Перспектива как ожидание

Слово "перспектива" в русском языке является не только термином геометрии, архитектуры или живописи. Оно используется и в обыденной речи. И следует определить, что такое перспектива: значение, суть этого понятия. Обычно слово это, употребляемое во множественном числе, означает разные планы на определенное будущее, чьи-либо возможности. Например, в таком контексте: «Перед студентом руководитель практики развернул такие перспективы, от которых дух захватило ».

Другой оттенок значения слова «перспектива» указывает на неизбежность чего-либо. Например: «Перспектива провести весь свой отпуск у постели больного дяди совсем её не радовала ».

В языке закрепилось использование переносного значения слова "перспектива" в употреблении с предлогом - "в перспективе". Принятый для него контекст - когда речь идет о том, что ждет впереди, о ближайшем будущем. Например: «В перспективе круг обязанностей на этой функциональной позиции может быть значительно расширен ».

Перспектива в педагогике

В свое время известный педагог Макаренко, занимаясь воспитанием подростков, говорил о важности определения его. Перспектива в этом аспекте - то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, это дальнейший ход каких-либо событий. И в этом смысле говорят о перспективе близкой, средней или далекой.

Готовя учеников к самостоятельной жизни, педагог учит их ставить цели осознанно. Мысли о походе в кафе с друзьями, одноклассниками после занятий - это близкая перспектива, которая связана лишь с личной заинтересованностью. И она не требует особых размышлений.

Средняя перспектива - это уже постановка целей на достижение в ближайшем будущем. Например, это может быть совместная с классом подготовка к какому-нибудь конкурсу. Поставленная цель требует распределения ролей в коллективе и определения алгоритма подготовки.

И, наконец, продумывание действий для достижений долгосрочной цели, отодвинутой во времени - это далекая перспектива, которая требует определения и формулирования всех задач, позволяющих достичь цели. Например, успешное окончание школы требует значительных усилий и решения многих задач.

Перспекти́ва (фр.perspective от лат.perspicere - смотреть сквозь ) - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

    Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

    Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусствевозможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

История понятия.

Перспектива, как техника изображения появилась в эпоху Ренессанса, поскольку в то время достигло расцвета реалистическое направление в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед архитекторами и художниками. Многие из них использовали для определения перспективы стекло, на котором обводили правильное перспективное изображение требуемых предметов .

Привычная современным людям прямая линейная перспектива - плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают , что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).

Виды перспективы.

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

Прямая линейная перспектива.

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцеттив XIV веке, а вновь она была разработана вэпоху Возрождения(Брунеллески,Альберти), основывалась на простых законахоптикии превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простойкамерой обскурас простым отверстием (стенопом), а затем и слинзойполностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенныхпанно(на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонныхфризахвнутри помещениядворцовых сооруженийисоборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художникаА. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы , в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекциив3D-играх.

Обратная линейная перспектива.

Вид перспективы, применяемый в византийскойи древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственногосакральногосодержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческийглазвоспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе,феноменобратной перспективы исследовался многими специалистами. Например, психофизиологи с помощьюпсевдоскопаизучают восприятие обратной перспективы человеком в динамических условиях. Психологами исследуется механизм порождения зрительного образа в целом, важным элементом которого является личностный смысл.

Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу - ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра,икона,фреска,мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский , Б. В. Раушенбах ) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизмуи ксредневековому художественному наследию. Обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства (см.Агиография).

Панорамная перспектива.

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «всё вижу», в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта - на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902-1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор - Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называютдиорамой . Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровыхфотопанорам.

Тональная перспектива

Тональная перспектива - понятие техники живописи.Тональнаяперспектива - это изменение вцветеи тоне предмета, изменение егоконтрастныххарактеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновалЛеонардо да Винчи.

Воздушная перспектива.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздухаи ярко выражена во времятумана, на рассвете надводоёмом, впустынеилистепиво время ветреной погоды, когда поднимаетсяпыль .

    ПЕРСПЕКТИ́ВА , -ы, ж.

    1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать 112 перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Короленко, Смиренные. || Объемность, соотношение объемных предметов, частей предметов, представляющихся глазу. Сумерки сгущались незаметно для глаза. --- Все почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в черные плоские силуэты. Куприн, Поединок. Воздух так прозрачен и чист, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским. Б. Полевой, Золото.

    2. Способ изображения объемных предметов на плоскости в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности от точки наблюдения. Законы перспективы. Не вообразить ли себя художником и не приняться ли, в двадцать пять лет, за рисование глаз и ушей, за изучение перспективы? Писарев, Базаров. || Воспроизведение кажущихся изменений величины, очертаний объемных предметов при живописном, графическом изображении их на плоскости. Воздушная перспектива. Неправильная перспектива. Отсутствие перспективы в картине. || Мат. Центральная проекция тела на плоскость при его изображении, применяемая начертательной геометрией. Линейная перспектива. Панорамная перспектива.

    3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь. Оставалось примириться с этой перспективой. Короленко, История моего современника. Все мои товарищи ясно видели перед собой перспективу: ехать в Петербург, закончить Горный институт и затем вернуться инженером в Баку. М. Павлов, Воспоминания металлурга. || Развитие, движение вперед в чем-л. Неведов давно понял, что флот империи не на высоте, --- что нет и не предвидится движения вперед и что он сам бессилен что-либо изменить. Перспектив не было. Вишневский, Война. [Лариса:] На арматурщицу учиться иду. --- Иначе пожить хочу… С перспективой! Арбузов, Иркутская история. || обычно мн. ч. (перспекти́вы , -ти́в ). Виды, планы на будущее. Перспективы дальнейшего развития. Перспективы работы. И прежде ему случалось думать о будущем и рисовать себе всякого рода перспективы, но это были всегда перспективы дарового довольства и никогда - перспективы труда. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Перед ним развернули такие перспективы, от которых у него захватило дыхание. Чаковский, У нас уже утро.

    В перспективе - впереди, в ближайшем будущем. Закусив так, как закусывает человек, у которого в перспективе богатый званый обед, --- господин Голядкин уселся в креслах. Достоевский, Двойник.

    [Франц. perspective]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):