Чудо юдо сказка читать онлайн. Аудиосказка иван крестьянский сын и чудо-юдо слушать онлайн

ИВАН, КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Выросли сыновья. Тесно стало в доме, да и надел был мал, чтобы всех прокормить. Так что пришлось сыновьям определяться, как быть дальше? Старший остался в доме старика и старухи. И по старшинству, и чтобы не оставить без куска хлеба родителей. Средний отделился, построил дом, женился. Общество ему выделило надел земли, на котором он стал пахать и хлеб засевать. А младшенький – Иван, решил пойти в дружину княжескую. Так и сказал.

Надо же, чтобы кто-то вас охранял. И труды ваши сохранял.

Собрался Иван, вскинул котомку на плечи и пошел в сторону стольного града, где княжеская дружина обретала.

Идет Иван по проселочной дороге, носками лаптей землю загребает, а сам весь в мечтах, как он станет отважным воином в дружине князя. Глядь, справа от дороги на куче камней пристроился древний старичок в одежде, которая когда-то была белой, да запылилась вся. В правой руке держит старик могучий посох. Иван даже удивился, как, при такой своей субтильности старик умудряется посох таскать. Глянул на небо. О, Солнышко уже на обедню показывает. Пора бы и пообедать. Присел Иван рядом со стариком, прежде поздоровавшись, достал краюху хлеба и фляжку со студеной водой. И принялся обедать, чем бог послал. Скосивши взгляд, Иван увидел, что дед-то, похоже, голоден. Ишь, чуть ли слюну не пускает, глядя на Иванову краюху. Иван был человеком добрым. Да и, живя в веси, на себе знал, что такое голод. Так что отломил он половину от своей краюхи и передал деду. Точно, голодный, смотри, как уплетает, да водичкой из фляги запивает. Порадовался Иван, что хоть кому-то сделал доброе дело, да и стал доедать оставшееся.

Доел старичок хлеб, запил водичкой студеной, смахнул крошки с усов и бороды и спрашивает.

Кто ж ты такой будешь, и куда путь держишь?

Я Иван, крестьянский сын. А путь держу в столицу. Хочу поступить в дружину княжескую.

Задумался старик. А Иван заволновался.

Что-то не так?

Старик отвлекся от своих мыслей и посмотрел на Ивана.

Всё так. Но тебе известно, что воины княжеские несколько иначе одеты?

Ну да, у них кольчуги, шеломы стальные, сапоги и брюки кожаные.

Старик сильно удивился:

Откуда такие глубокие познания?

Еще в детстве через нашу весь проходило княжеское войско. И я запомнил, как они одеваются.

Старик понятливо кивнул. После чего сказал.

За доброту твою душевную сделаю я тебе, Ваня, дар.

Стукнул старик посохом по земле… и исчез. А Иван вдруг оказался одетым точь-в-точь, как он описал: в кольчуге с бляхами на груди, на голове остроконечный шлем с бармицей, спадающей на плечи, вместо штанов из холста, кожаные штаны, вместо лаптей ладные сапоги. А напротив Ивана появился буланый конь. Грива у него длинная, черная, как и хвост, который свисает чуть ли не до земли. Глаза карие. На коне седло, к которому слева привешен круглый щит, а справа в специальной подставке торчит длинное копье. Наконец, справа от Ивана, там, где сидел старец, лежит булатный меч на широком ремне. Удивился Иван переменам.

Ай да, старец, ай да, кудесник.

Достал из дорожной сумы пару яблок и подошел к коню, который бил копытом. Конь благосклонно принял подношение. Иван же надел пояс с мечом, вскочил на коня и быстрее ветра помчался в стольный град – наниматься на службу. А по дороге ему на плечо спикировал сокол и уселся, уцепившись за наплечную бляху.

Князь отнесся к Ивану благосклонно и взял в дружину. Дружинники приняли Ивана в свою семью, научили основам ратного дела. И уже вскоре Иван стал ходить в походы против врагов Отечества. Ходил и в дальние походы. Мастерство Ивана росло не по дням, а по часам. И вскоре он стал одним из лучших дружинников. Нужно сказать, что Ивану в боях здорово помогал и буланый конь, который оказался боевым конем, а потому грыз зубами и бил копытами вражеских лошадей. А сокол перед боем взлетал в небо и оттуда пикировал на врагов, нападавших на Ивана. И рвал их когтями и клювом, не давая нанести Ивану вреда.

Но однажды Ивану изменила воинская удача, и он получил серьезное ранение в бок. Лекари, как могли, подлечили Ивана, а князь дал ему отпуск и отпустил на побывку. Оно и ладно, потому как Иван уже семь лет не был дома. Попросил Иван потуже завязать рану, чтобы не сильно кровила, вскочил на коня буланого, посадил сокола на плечо, да и отбыл в родимые края.

И вот он подъезжает к тому самому камню, где впервые встретился со старцем. И что он видит?! Снова старец перед ним, но уже не сидит, а стоит. Иван соскочил с коня и вежливо поклонился. А старец жестом указал на камень: Мол, давай посидим, есть разговор. Иван противоречить не стал, хотя его душа уже была в родных краях. Но он знал, что старец просто так не остановил бы.

Когда присели на камень, старец заговорил.

Не спеши Иван домой. Есть тебе работа знатная… ратная. Твои братья вместе с общинным ополчением пошли к калиновому мосту, что на речке Смородине, биться с чудом-юдом. Но не одолеют они чудо-юдо без тебя. Сие дело только тебе под силу. Так что разворачивай коня и езжай к калиновому мосту. Пусть ополчение воюет с нечистью, которая сопровождает чудо-юдо. Тебе же придется схватиться с самим чудом-юдом. Да и то, опасаюсь, что без княжеской дружины тебе будет трудно справиться с этим делом.

Почему?

Потому что чудо-юдо оно не одно. Сначала придет трехголовое чудо-юдо. Если ты его победишь, придет девятиголовое чудо-юдо. Если и его победишь, придет двенадцатиголовое чудо-юдо. И каждое из этих чудо-юд будет с собой вести войско нечисти, чем дальше, тем злее и опаснее. Так что вряд ли ополчение из мужиков-лапотников с нечистью справится.

Иван кивнул, приподнял кольчугу, оторвал от повязки кусок, смоченный его кровью, повязал соколу на лапу и сказал:

Лети мой брат к князю, переда от меня весточку, пусть князь собирает дружину на помощь. А ты их проведешь, лады?

Сокол был смышленый и все понял. Едва Иван повязал кровяную тряпицу, он взлетел и полетел в сторону стольного града. Иван из-под руки посмотрел на сокола, после чего обратился к старцу.

Старче, расскажи ты мне, чем так славен калинов мост и речка Смородина. Там что много калины и смородины?

Нет, Ваня. Калинов мост и речку Смородину назвали наши далекие предки. А у них были понятия, которые многим теперь непонятны. Например, калинов мост назван от слова «калина», что обозначало у предков нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной», то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

Река Смородина (Огненная река) — у предков - это река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет». Фактически, эта река отделяет мир живых от мира мертвых. Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород», и обозначает сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина».

Ты хочешь сказать, что калинов мост соединяет Явь и Навь?

Именно так. Можно еще сказать, что на одном берегу Добро, а на противоположном – Зло.

И что из всего этого следует?

А вот что. Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью.

Ты хочешь сказать, что мне придется на него ступить?

Не просто ступить, а сражаться на калиновом мосту с чудо-юдом и не пропустить него на берег Яви. Иначе великое Зло поселится на нашей земле.

Иван вскочил с камня, и собрался было садиться на коня, но старец остановил его.

Погоди, дай рану твою подлечу.

Снял с пояса одну флягу, в которой оказалась мертвая вода, и смочил ею рану Ивана. И рана враз засохла. Потом смочил рану из второй фляги – с живою водой и рана мгновенно затянулась. После чего обратился старец к Ивану:

Запомни, чудо-юдо зверь ночной, как и его войско. Так что будьте готовы к ночному сражению. И еще. Прежде чем сражаться с чудо-юдом, ты спрячься под мостом, пока не перейдет на наш берег чудо-юдина рать. Пусть нечистью занимается ополчение. А ты выскакивай из-под моста, когда на него выйдет чудо-юдо и вступай в битву.

Все понял, отче, - ответил Иван, влезая на коня. Тут старец стукнул посохом по земле и Иван оказался у того самого калинова моста, о котором только что шла речь. Иван приложил руку к глазам и осмотрелся. Глядь, идет ополчение. Он соскочил с коня и пошел им навстречу. Радостно встретили его ополченцы. А он рассказал им все, о чем услышал от старца.

Услышав речи Ивана, ополченцы стали строить укрепления против нечистой рати… пока еще день. Протрудились до ночи, пока не услышали шум и лязг на другой стороне реки. Ополченцы стали готовиться к битве, а Иван спрятался под калиновым мостом.

И вот идет-гремит нечистая рать. Перешла она реку и бросилась на укрепления ополченцев. А в этот время само чудо-юдо трехголовое соизволило явиться на битву.

Иван выскочил из-под моста и бросился на чудо-юдо. Завязалась сеча лютая, смертная.

А конь Ивана и сокол охраняли своего хозяина со спины, не давая нечисти подобраться сзади. А если кому приходила эта мысль в голову, то добрые копыта и острый клюв быстро выбивали это желание из головы нечисти.

Всю ночь шла лютая сеча. И под утро победил-таки Иван чудо-юдо трехголовое. Отрубил все его головы. После чего тело сбросил в реку Смородину, где оно и сгорело. А порубленные головы выбросил на вражеский берег. Не все же только костям человеческим украшать наш берег.

Вытер Иван пот со лба и оглянулся на поле, где бились ополченцы с нечистью. Вдруг какая помощь нужна? Но нет, ополченцы кого порубили, кого загнали в речку Смородину на погибель. Так что и с этой стороны наша взяла.

А с восходом солнца на ратном поле появился старец, все с тем же посохом. На его поясе висели две фляги: одна с мертвой, другая с живою водою. И стал старец врачевать раненых ополченцев, поднимать на ноги уставших, ободрять. К обеду все ополченцы были в добром здравии и старец собрался уходить. Но предупредил, что следующая ночь будет пострашнее, ибо придет чудо-юдо девятиголовое и приведет с собой рать нечестивую, еще хуже и страшнее, чем предыдущую. С тем и исчез.

Подкрепившись, стали ополченцы поправлять порушенное укрепление, чтобы достойно встретить врага. Иван им, конечно, помогал, чем мог. А мог он многое, поскольку обрел неоценимый боевой опыт. Так что к ночи были готовы не только старые укрепления, но и воздвигнуты новые.

И снова с наступлением ночи поперла рать нечистая на земли русские под водительством девятиглавого чудо-юды. И снова была сеча лютая, что у ополчения, что у Ивана на калиновом мосту. И снова победили силу нечистую. А Иван сбросил тело чудо-юды в реку Смородину, а головы выбросил на вражеский берег.

Появившийся на рассвете старец опять подлечил всех раненых и предупредил, что третья ночь будут самой тяжелой, потому что придет рать нечистая несть числа. И вести ее будет чудо-юдо двенадцатиголовое. Так что не пришлось ополченцам отдыхать, потому как занялись они восстановлением укреплений.

А старец отвел Ивана в сторону и говорит:

После того, как переборешь чудо-юдо, спрячься под калиновым мостом, потому как прилетят женки убиенных тобою чудо-юд. Вот и послушай, о чем говорить будут.

Иван быстро сообразил, о чем речь, а потому кивнул соглашаясь.

Сразу не заладилось у ополчения в битве с нечистью в третью ночь. Нечисти было видимо-невидимо, да и злая она была невероятно, чуть друг друга не ели. Так что, теряя друзей, ополченцы стали пятиться, оставляя одно укрепление за другим. И была бы победа на стороне нечисти, но тут зазвучала труба и на холме появилось войско князя, во главе с самим князем. Оценив ситуацию, князь дал команду, и вся его дружина ринулась в бой. И нечисть была с огромными потерями отброшена с захваченных позиций и побежала в сторону Смородины. Точнее, ее туда погнали объединенные силы ополченцев и дружинников.

Не сладилось поначалу дело и у Ивана. Как оказалось, у двенадцатиголового чудо-юды был волшебный коготь. И стоит снести Ивану очередную голову, как чудо-юдо коснется своим когтем отрубленной головы и на ее месте вырастает новая. Поэтому Иван сменил тактику и сосредоточился на том, чтобы в первую очередь срубить волшебный коготь. И срубил… вместе с лапой. Ну, а далее, дело привычное – руби головы, пока ни одной не останется. Так что и у Ивана, в конце концов, дело сладилось. И, как и раньше, сбросил тело чудо-юды в реку горящую, а головы выбросил на вражеский берег.

Но не стал Иван после битвы идти к войску ратному, а по совету старца спрятался под калинов мост. И как оказалось, не зря. Вскоре прилетело три грифона, ударились оземь и превратились в женщин, которые бросились к головам убиенных Иваном чудо-юд, начав их оплакивать.

Вдруг поднимает голову та женщина, которая женка трехглавого чудо-юды и говорит:

Великую мстю познают убивцы моего мужа. Притворюсь колодцем и нагоню на них жажду. А когда они напьются воды из моего колодца, тут все и лягут замертво.

Вторая жена, та, которая женка девятиглавого говорит:

А я превращусь в яблоневый сад и нагоню на них голод. Как попробуют они моих яблок, так и полягут все замертво.

Женка же двенадцатиглавого чудо-юды заявила:

А я нагоню на них сон, и расстелю на поле ковров, лягут они на ковры, там и останутся навечно.

Сказав это, женщины собрали головы своих мужей в мешки, превратились в грифонов и улетели.

Вылез из-под моста Иван, и пошел к ополченцам и войску княжескому, которые справляли тризну по убиенным. Пусть земля будет им пухом. На следующий день, распрощались дружинники и ополченцы. Дружинники возвращались в столицу, а ополченцы к себе в весь. Иван остался с ополченцами… все-таки у него отпуск.

Идут ополченцы, а впереди Иван на коне. День выдался жаркий, воду всю выпили. Глядь, у дороги колодец. Ополченцы обрадовались, но опередил всех Иван. Он соскочил с коня, выхватил свой меч буланый и стал рубить сруб колодца. Застонал колодец, а из тех мест, куда попал меч Иванов, полилась кровь. И вдруг колодец исчез… и жажда прекратилась.

Идут они дальше. Видят сад у дороги. И захотелось всем поесть этих яблок. Но опять опередил всех Иван. Выхватил он меч и стал рубить самую толстую яблоню. Застонала яблоня, заскрипела, кровью умылась… да и исчезла вместе с садом.


Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2) , учебник под ред. В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, - говорил М.Горький. (Слайд 1 )

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись )

Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” - сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2 )

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3 )

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося ) (Слайд 4 )

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых . Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем . Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп )

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8 )

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно , это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1 )

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2 )

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван - герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу )

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

- Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)

Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси - есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем(Слайд 17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание (Слайд 18)

  • Записать интервью с литературным героем сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка, пойдём мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остаётся: он ещё очень молод, чтоб на бой идти.

Нет,- говорит Иван,- не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, всё повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка,- говорят братья.

Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на Калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он; злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к Калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы,- говорит Иван,- заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через Калинов мост не пропустить.

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел на реку Смородину - всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лёг под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под Калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван, крестьянский сын, здесь? Так он ещё не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!

Вышел тут Иван, крестьянский сын, из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван, крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

Стой, Иван, крестьянский сын! - кричит чудо-юдо.- Дай мне роздыху!

Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван, крестьянский сын, отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под Калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

Ну, что, не видел ли чего?

Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошёл к реке Смородине. Спрятался под Калинов мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на Калинов мост въехал - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился... Чудо-юдо коня - по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван, крестьянский сын, здесь? Так он ещё не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван, крестьянский сын, из-под Калинова моста:

Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт.

Как махнёт Иван своим булатным мечом раз, два, так и снёс у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил - по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван, крестьянский сын, захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глпзищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под Калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лёг и заснул.

Утром приходит средний-брат.

Ну, что,- спрашивает Иван,- не видал ли ты за ночь чего?

Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

Ну, коли так, пойдёмте со мной, братцы дорогие я вам и комара и муху покажу!

Привёл Иван братьев под Калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

Вот,- говорит,- какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

Застыдились братья.

Сон,- говорят,- повалил...

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван,

Я,- говорит,- на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришёл Иван, крестьянский сын, к реке Смородине стоит под Калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнём-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на Калинов мост - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, чёрный пёс позади ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван, крестьянский сын, здесь? Так он ещё не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я только дуну - его и праху не останется!

Вышел тут из-под Калинова моста Иван крестьянский сын:

Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

Это ты, Иван, крестьянский сын! Зачем пришёл?

На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

Отвечает Иван, крестьянский сын; чуду-юду:

Я пришёл ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришёл я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем - и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану, крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван, крестьянский сын?

Что за отдых! По-нашему - бей, руби, себя не, береги! - говорит Иван.

Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стёкла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат...

Собрался Иван с силами, размахнулся ещё раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья всё спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван, крестьянский сын, ещё сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по брёвнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржёт да с цепей рвётся.

Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать... А Иван, крестьянский сын, тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал всё в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

Эх вы, сони! - говорит Иван.- Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья.- Отдохнул бы после такого побоища.

Нет,- отвечает Иван,- не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать - обронил там.

Охота тебе! - говорят братья.- Заедем в город - новый купишь.

Нет, мне тот нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, перешёл на тот берег через Калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошёл к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь ещё чего.

Смотрит - сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

Старшая говорит:

Отомщу я Ивану, крестьянскому сыну, за моего мужа! Забегу вперёд, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут?

Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.

Вторая сказала:

А я забегу вперёд и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвёт на мелкие частички!

И ты хорошо вздумала! - говорит старая змеиха.

А я,- говорит третья,- напущу на них сон да дрёму, а сама забегу вперёд и оборочусь мягким ковром с шёлковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть - тут-то их и спалит огнём!

Отвечает ей змеиха:

И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

Выслушал Иван, крестьянский сын, всё это и вернулся к братьям.

Ну что, нашёл ты свой платочек? - спрашивают братья.

И стоило время на это тратить!

Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой.

Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьём и коней напоим.

Неизвестно, какая в том колодце вода,- отвечает Иван.- Может, гнилая да грязная.

Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! - говорит Иван.

Долго ли, коротко ли - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван, крестьянский сын, забежал вперёд и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала...

Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят лежит на поле ковёр мягкий, и на нём подушки пуховые.

Полежим на этом ковре, отдохнём немного! - говорят братья.

Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает Иван.

Рассердились на него братья:

Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковёр бросил. Вспыхнул кушак пламенем - ничего не осталось на месте.

Вот и с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.

Подошёл он к ковру и давай мечом ковёр да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковёр этот - всё чудо-юдовы жёны были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

Обрадовалась змеиха - думала, что Ивана, крестьянского сына, с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

Видит Иван, что беда неминучая,- припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали...

Смотрят- стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

Кузнецы, кузнецы,- говорит Иван,- пустите нас в свою кузницу!

Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана, крестьянского сына, с братьями!

А кузнецы ей в ответ:

Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмёшь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь...

Устала змеиха, села отдохнуть.

Тут Иван, крестьянский сын, выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван, крестьянский сын, с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка, - говорят братья.

Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!

Вышел тут Иван - крестьянский сын, из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне роздыху!

Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

Ну, что, не видел ли чего?

Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо-юдо коня - по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван - крестьянский сын из-под калинова моста:

Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.

Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Утром приходит средний брат.

Ну, что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?

Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

Застыдились братья.

Сон, - говорят, - повалил...

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

Я, - говорит, - на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я только дуну - его и праху не останется!

Вышел тут из-под калинова моста Иван - крестьянский сын:

Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

Это ты, Иван - крестьянский сын! Зачем пришел?

На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

Отвечает Иван - крестьянский сын чуду-юду:

Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем - и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану - крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван - крестьянский сын?

Что за отдых! По-нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.

Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.

Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать... А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

Эх вы, сони! - говорит Иван. - Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища.

Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать - обронил таки.

Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.

Нет, мне тот нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит - сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

Старшая говорит:

Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!

Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.

Вторая сказала:

А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие частички!

И ты хорошо вздумала! - говорит старая змеиха.

А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть - тут-то их и спалит огнем!

Отвечает ей змеиха:

И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

Выслушал Иван - крестьянский сын все это и вернулся к братьям.

Ну что, нашел ты свой платочек? - спрашивают братья.

И стоило время на это тратить!

Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой.

Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.

Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.

Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! - говорит Иван.

Долго ли, коротко ли - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван - крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала...

Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.

Полежим на этом ковре, отдохнем немного! - говорят братья.

Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает Иван.

Рассердились на него братья:

Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем - ничего не осталось на месте.

Вот и с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот - все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

Обрадовалась змеиха - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

Видит Иван, что беда неминучая, - припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали...

Смотрят - стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

Кузнецы, кузнецы, - говорит Иван, - пустите нас в свою кузницу!

Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана - крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:

Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь...

Устала змеиха, села отдохнуть.

Тут Иван - крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.

ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек.

Здорово, добрые молодцы!

Здравствуй, дедушка!

Куда это вы путь держите?

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

А где же их достать, дедушка?

А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.

Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами-то нам куда сподручнее биться будет!

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка! - говорят братья.

Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост, хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела…

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.

Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Что ты, мой конь, споткнулся? От чего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван - крестьянский сын из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так ударились, что кругом земля загудела.