Эгон шиле woman in black stockings. Художник Эгон Шиле: картины, биография

Скандальная жизнь и творчество до сих пор делают представителей австрийского модерна и экспрессионизма персонажами эротических романов и фильмов

До 14 января 2018 года в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина будет проходить выставка произведений главных представителей австрийского модерна и экспрессионизма- Густава КЛИМТА и Эгона ШИЛЕ. Оба художника оставили яркий след в истории живописи. Бурная личная жизнь и новаторство довели одного до тюрьмы, работы другого от уничтожения спас ГИТЛЕР. Странно об этом писать, но благодаря фюреру мы и сегодня можем любоваться «Золотой Аделью» и «Поцелуем». О жизни и творчестве Щиле и Климта мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.

— Евгений Вадимович, вижу у вас на холодильнике магнитик с изображением картины Климта. В Праге я встречал на каждом шагу вазы, тарелки, пепельницы с такими репродукциями.

Да, некоторые работы Густава Климта стали в наши дни суперпопулярными и в цене не уступают самым прославленным шедеврам других художников. Тот же «Портрет Адель Блох-Бауэр» в 2006 году на аукционе в Нью-Йорке был продан за $135 миллионов. Не зря его еще называют «Золотая Адель». А коллекцию Рудольфа и Элизабет Леопольдов , ядро которой составляют произведения Эгона Шиле и Климта, правительство Австрии выкупило в конце 90-х годов XX века за 160 миллионов евро. После чего построило для собрания специальное здание. Кстати, совсем не переплатило — оценивалось собрание в 574 миллиона евро.

Выходит, несмотря на скандальность жизни и творчества, оба живописца сегодня признаны во всем мире?

— Ну, по достоинству оба были оценены еще при жизни. Имели много заказов, в том числе от государства, в 1888 году Климт получил Золотой крест за заслуги в искусстве из рук самого императора Франца-Иосифа . Эротические рисунки Шиле шли у коллекционеров нарасхват. Хотя из-за них у художника возникли серьезные неприятности. В 1910 году у живописца развилась, можно сказать, мания преследования. Он писал знакомому: «Как здесь отвратительно! Все мне завидуют и сговариваются против меня. А некогда хвалившие меня коллеги смотрят злорадными взглядами». Что говорить, скандальная репутация испортила Эгону много крови.

— И свела в могилу в 28 лет.

— Не совсем так — умер Шиле от испанки, так в 1918 году называли грипп. Кстати, он лишь на три дня пережил беременную жену.

— Удивительно, как Шиле смог за столь короткую жизнь написать такое множество произведений. Работал как проклятый?

Творческое наследие Эгона — более 300 картин и несколько тысяч рисунков. Богатое собрание осталось и от Климта. К сожалению, некоторые работы были утрачены в годы Второй мировой войны. В 1894 — 1900 годах Густав написал три картины для украшения потолка актового зала Венского университета. Профессора не приняли их, обвинив автора в непристойности. Тогда произведения выкупил богатый коллекционер Август Ледерер . Во время аншлюса Австрии они были конфискованы нацистами и помещены в горный замок. Перед отступлением фашисты его подожгли, и картины сгорели.

— Чудо, что в те страшные времена не уничтожили другие работы Климта, ведь он был евреем.

Как ни удивительно, в спасении картин сыграл роль Гитлер. В юности будущий фюрер пробовал себя в изобразительном искусстве. В Вене он показал свои рисунки Климту, который считался тогда лучшим художником Австрии. Мэтр поощрил начинающего автора, найдя в нем несомненный талант. Похвалой Адольф весьма гордился. Позже он отплатил добром на добро, отдав приказ сохранить картины Климта.

Посмотреть работы Эгона Шиле можно .

— Вы упомянули жену Шиле. Это была его единственная любовь?

— В юности художник вел в Вене богемный образ жизни. Один из его знакомых вспоминал: «Его студия была наводнена девочками. Они укрывались там от полиции или плохих родителей, ночевали… Он любил их рисовать». Прямо скажем, не только рисовать. Эгон испытывал сексуальный интерес ко многим юным созданиям. Несколько раньше, когда ему было 16, он вступил в связь с 12-летней сестрой Гертой. Они вдвоем заперлись на четыре дня в номере отеля в Триесте. Опекуну даже пришлось ломать дверь.

— И как на такое смотрели родители?

— Отец, начальник железнодорожной станции, к тому времени умер от сифилиса. Его Эгон ненавидел, а вот мать обожал. Фрейдистские мотивы можно наблюдать во многих произведениях Шиле.

Интимные отношения с юной сестрой, разумеется, не могли иметь продолжения…

— Первая большая любовь Шиле тоже была несовершеннолетней. Он познакомился с 17-летней натурщицей Климта — Валли Нойзиль , и она, так сказать, перешла из рук в руки.

Из Вены пара уехала в провинцию, где в 1912 году разразился скандал. Художника обвинили в похищении и развращении несовершеннолетней и посадили в тюрьму. До суда Шиле пробыл за решеткой 21 день и еще три дня, согласно приговору. Хорошо, что тяжкие обвинения были сняты, осталось только распространение порнографии. Художник рисовал без утайки обнаженную натуру, и посчитали, что такие портреты могли в его мастерской видеть дети. Надо понимать, что в то время непристойным считалось даже такое изображение женщины, где взгляд художника направлен на нее снизу.

Валли он оставил в 1915 году ради женитьбы на Эдит Хармс .

— Влюбился или позарился на приданое?

— Невеста — дочь слесаря, деньгами там и не пахло… Интересно, что Валли он предлагал раз в год отдыхать вместе с его семьей. Но она отказалась. Впрочем, жить ей оставалось совсем недолго: в 1917 году она умерла от скарлатины.

Скандальный шлейф тянется за творчеством Шиле и поныне или его работы сейчас безоговорочно считаются произведениями высокого искусства?

— Часто выставки художника имеют ограничение 18+, как и нынешняя в Пушкинском. Так поступают во многих музеях с живописью и скульптурой откровенно эротического характера. В частности, в Археологическом музее Неаполя натуралистическая мозаика древних римлян собрана в специальном зале, где при входе висит уведомление. Но считать, такие произведения порнографией — избави бог. Однако периодически делаются попытки получить дивиденды на «непристойности» Шиле. Вот и свой роман современный английский писатель Люис Крофтс предпочел назвать «Порнограф из Вены», а фильм с участием кинозвезды Джейн Биркин и вовсе вышел с прямолинейным заголовком «Эгон Шиле — скандал». Да что говорить. Помню в Гамбурге зашел в театр на постановку пьесы о Шиле. Оказалось, что одетыми были только зрители в зале, а художник голых натурщиц почти не рисовал — ему просто было не до того…

Прежде всего – женщины

Полагаю, старший товарищ Шиле — Климт вел не такую бурную жизнь?

— «Я не святоша и не создан для брака», — без обиняков заявил Густав женщине, которую действительно любил всю свою жизнь. И при этом изменял Эмилии Флеге он направо и налево. Существует даже устойчивое предание, что у Климта было около 40 внебрачных детей от случайных связей. Известный австрийский кинооператор и режиссер Густав Учицки уверяет, дескать, он один из этих отпрысков. Сколько детей на самом деле наплодил Густав, доподлинно неизвестно, но то, что их было немало, неоспоримый факт.

«Прежде всего в жизни и творчестве меня интересуют женщины», — признавался Климт. Лица мужчин на картинах он предпочитал, в лучшем случае, изображать повернутыми в сторону.

— Итак, Густав остался холостяком…

— Более того, многие исследователи, и я среди них, считают, что отношения Климта и Флеге с начала 1890-х, когда они познакомились, и до смерти художника в 1918 году оставались, скорее, платоническими, чем сексуальными. Ей, дочери фабриканта, художник помог открыть Дом моделей, обеспечил богатой клиентурой и изысканными рисунками платьев. Ей он завещал свои произведения, которые находились в его собственности.

Посмотреть работы Густава Климта можно .

— Потомки Эмилии наверняка богатейшие люди.

— Где там! После прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов и захвата Австрии множество картин было конфисковано у законных владельцев и рассеялось по белу свету. В наши дни наследникам приходится добиваться возврата утраченного через суд. Пять полотен, в том числе «Портрет Эмили Блох-Бауэр» были возвращены Марии Альтман . Ее роль в фильме 2015 года «Женщина в золотом» сыграла Хелен Миррен . Роль самого Климта в одноименной ленте 2006 года сыграл Джон Малкович .

Кстати, с Эмили Блох-Бауэр у Густава случился роман. Ее супруг, богатый фабрикант, заказал ему портрет жены, который художник писал… четыре года, чтобы иметь легальную возможность иметь близость с красавицей. В конце концов муж обо все догадался.

— В чем, по-вашему, секрет популярности творчества Климта?

Для него секс, кровь и смерть были неразделимы. А эти вещи людей интересуют всегда. Манят и загадочность, символизм многих произведений. Так и хочется разгадать шифр художника. Скажем, на знаменитой картине «Поцелуй» на одежде героини изображены спирали, круги и овалы. Это — символы женских гениталий. А вот прямоугольники на одежде — фаллические символы. При этом Климт — эстет, его живопись — сплав декоративного в ар-нуво и традиций византийской мозаики. А вот Эгон Шиле разрушает идеал красоты, он бунтарь, натурализмом он добивается потрясающей выразительности и эмоциональности. То, что считалось неэстетичным, отталкивающим, он ввел в сферу искусства. А новаторство в творчестве всегда ценилось наравне с мастерством и талантом.

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук

Шиле (Schiele) Эгон (1890-1918), австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме.Климт любил помогать более молодым художникам, и Шиле не стал исключением. Климт покупал его рисунки или предлагал обменять их на его собственные.В этот период его моделями часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки.Его студия была буквально наводнена ими: “Они спали, укрывались от избиений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что они живут по своему усмотрению.” Превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых носили эротический характер. Вскоре Шиле начал получать доход от этих рисунков, снабжая ими распространителей и коллекционеров порнографии, которыми в то время изобиловала Вена.

Шиле был также очарован своим собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Его восхищение самим собой разделяли и другие. Писатель Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал Шиле так: “Даже в присутствии известных людей со странными наклонностями, выделялись необычные воззрения Шиле... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как будто вызванным болью, которая заставляла его внутри плакать.... Его лаконичная манера говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было, очевидно, естественно и никоим образом не изображалось.”

Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков»
После смерти Климта весной 1918 Шиле выдвинулся на роль крупнейшего художника Австрии. Через три дня после смерти беременной жены Эдит, он умер от эпидемии испанки, унесшей десятки миллионов людей в Европе.

1.


2.


3.


4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.


11.


12.

13.

14.

15.


16.


17.

Имя Эгона Шиле - одного из выдающихся художников ХХ века, к сожалению, плохо известно у нас. Австрийское искусств вообще долгое время оставалось для россиян в тени. Их взгляды были обращены к Парижу, а что происходило в Берлине, Копенгагене или Вене мало кого интересовало.

Первым из великих австрийцев, россияне открыли Климта. Это стало возможным, во первых, благодаря частым поездкам наших соотечественников в Вену, а, во вторых, просто благодаря мировой моде на Климта.

Очень часто так бывает, что художник долгое время пребывает в забвении, и вдруг его имя извлекают на свет и начинают его усердно эксплуатировать.

Современники считали Эгона Шиле преемником Климта, но ранняя смерть помешала настолько развиться его таланту. И все же он оставил ярчайший след в искусстве XX века.

Говорят, у него был экстравагантный и тяжелый характер, который сформировался благодаря не совсем обычной атмосфере в семье.

Эгон родился в Нижней Австрии, в небольшом городке Туллн в 1890 году. Его отец, Адольф Шиле, был начальником местной железнодорожной станции. В городке не оказалось школы, подходящей для сына довольно важного по тем временам чиновника, и Эгона в 1901 году отправили учиться, сначала в Кремс, а потом в Клостернойбург, который был, по сути, северным предместьем Вены. За ним последовало и все семейство, здоровье отца все время ухудшалось, и он нуждался в хороших врачах. Но перемена места жительства не помогла, отцу стало хуже, он потерял рассудок и умер все в том же 1904 году, когда ему было 54 года.

Эгон чувствовал особую связь с отцом. В 1913 году он писал шурину: « Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».

Эгон осуждал мать за то, что слишком быстро, по его мнению, сняла траур, и мало внимания уделяла детям, и, прежде всего, ему.

«Моя мать - очень странная женщина… Она не понимает меня хоть сколько-нибудь и совершенно не любит. Если бы у нее была любовь, или, хотя бы, понимание, она способна была бы на жертвы».

В годы поздней юности он особенно сблизился со своей младшей сестрой Гертрудой (Герти). Когда ему было шестнадцать, а ей - двенадцать, они сели на поезд и уехали в Триест, где провели ночь в одном гостиничном номере. Они вообще любили уединяться, так что однажды отцу даже пришлось сломать дверь детской, чтобы увидеть, чем занимаются его дети наедине.

В 1906 году Шиле несмотря на возражения опекуна, брата его матери, поступил в Школу прикладного искусства в Вене, где в то время учился и Климт. Трудно сказать, почему он не стал учиться в Школе, и поступил в более традиционную Академию искусств, может быть, причиной тому был его тяжелый характер, который не понравился кому-то из преподавателей. Так или иначе, но он оказался в Академии, причем блестяще сдал вступительный экзамен в возрасте шестнадцати лет.

В Вене он нашел своего кумира - Климта, чтобы показать ему свои рисунки. Будущий мэтр одобрил творчество начинающего: «Да, - сказал он, - это действительно талантливо, даже очень».

Климт любил поощрять младших собратьев по искусству. Он и в дальнейшем проявлял участие в талантливом юноше, находил для него модели, представлял его потенциальным меценатам, сам покупал его рисунки. Климт рекомендовал Шиле в объединение прикладного искусства «Винер Веркштютте», которое было связано с движением «Secession» («Уход»), куда входил сам Климт. В 1908 году Шиле сделал для объединения несколько случайных работ - открыток, эскизов мужских костюмов, женских туфель. В этом же году состоялась его первая персональная выставка в Клостернойберге.

01 - Дома под склоном горы, 1907

02 - Стилизованные цветы на декоративном фоне, 1908

03 - Монастырь, дома и обнаженные деревья, 1907

В 1909 году он ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. В это время у него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями. Парис фон Гутерслох, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал что его студия, была наводнена такими девицами: «Они там отсыпались после родительских побоев, лениво слонялись по комнатам, что им не разрешалось делать дома, расчесывали волосы, одергивали платья… Они вели себя подобно животным в клетке, которая их вполне устраивает».

04 - Молодая девушка, 1910

Шиле, ставший уже превосходным рисовальщиком, сделал много рисунков этих девиц, из которых многие были чрезвычайно эротичны.

05 - Лежащая обнаженная, 1917

06 - Обнаженная, 1910

07 - Дремлющая,1911

08 - Презрительная, 1910

09 - Обнаженная на коленях, 1913

10 - Темноволосая девушка с поднятой юбкой,1911

Говорят, он поставлял свои рисунки коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество, и это составляло значительную часть его доходов. Шиле был очарован не только сексуальными подростками, но и собой. Он любил рисовать автопортреты и вкладывал в них весь свой талант и душу. Что и говорить. Он умел произвести впечатление. Артур Рёсслер, один из его самых верных защитников и покровителей, описывал его так: «Даже в присутствии импозантных мужчин, Шиле производил яркое впечатление. Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы. У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Его широкий лоб рассекали глубокие горизонтальные морщины, что придавало его лицу трагическое выражение, казалось его все время грызет изнутри неизбывная тоска. Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость, но значимость эта была не напускной, а естественной».

11 - Автопортрет

12 - Портрет Герберта Райнера, 1910

В это время Шиле любил производить впечатление, что живет в крайней бедности. Ходил он в лохмотьях, что никак не вяжется с воспоминаниями современников и некоторыми его фотографиями того времени. Его письма явственно свидетельствуют о том, что он страдал манией преследования. Вот, что он писал в 1910 году: «Здесь отвратительная обстановка. Все завидуют мне и сговариваются против меня. Коллеги глядят на меня со злорадством».

13 - Автопортрет в чёрном, 1910

В 1911 году Шиле встретил шестнадцатилетнюю Валли Нойциль, которая некоторое время с ним прожила и стала моделью его лучших картин, но перед этим она позировала Климту, и, возможно, была его любовницей.

14 - Портрет Валери Нойцель, 1912

15 - Валли в красной блузе.1913


Эгон и Уолли хотели вырваться из тесной Вены, и переехали в маленький городок Крумау, но неприязнь со стороны местных жителей заставила их покинуть его, и поселиться в столь же маленьком Нойеленгбахе, что в полутора часах езды поездом от Вены.

16 - Спальня Шиле в Нойеленгбахе, 1911

Здесь, как и в Вене, в студии Шиле стали находить себе приют многочисленные подростки, провинившиеся дома. Это не могло понравиться местным жителям, и они пожаловались на него в полицию. В апреле 1912 года Шиле был арестован. Полиция изъяла более ста его рисунков, которые посчитала порнографическими.

17 - Эгон Шиле, пишущий обнаженную натуру перед зеркалом, 1910

18 - Эрос (автопортрет), 1911

19 - Автопортрет, 1910

Шиле был заключен в тюрьму по подозрению в совращении несовершеннолетней девушки. Следствие это не доказало, но художник был признан виновным в демонстрации порнографического рисунка в месте доступном для детей. Он был приговорен к 21 дню тюрьмы, но к тому времени он уже отсидел большую часть этого срока, поэтому камере он оставался после суда только три дня.

В заключение он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника - это преступление. Это убивает подрастающую жизнь».

20- Друзья, 1913

21 - Любовники, 1913

22 - Две женщины, 1912

Инцидент в Нойеленгбахе не имел последствий для его дальнейшей карьеры. В 1912 году он был приглашен принять участие в выставке в Кельне и стал работать на крупного мюнхенского дилера Ханса Голтза. Их отношения были постоянной борьбой за деньги. Шиле всегда хотел много за свои работы, а дилер все время старался умерить аппетиты художника.

23 - Мост, 1913

24 - Закат, 1913

В это время Эгон самодовольно писал своей матери: « Все прекрасные и благородные качества были объединены во мне… Я буду плодом, который сохранит жизнь даже после распада. Вы должны очень радоваться, что родили меня…»

Самовлюбленность Шиле, эксгибиционизм и мания преследования наши отражение в эмблеме его персональной выставки, которая проходила в венской галерее «Арно». Шиле изобразил на ней себя в образе святого Себастьяна.

25 - Агония, 1912

26 - Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина, 1911

27 - Лирик, 1911

28 - Смерть и девушка, 1915

29 - Молодая мать, 1914

1915 год стал поворотным в жизни художника. Год назад он встретил двух школьниц Эдит и Адель. Они были дочерьми слесаря, который жил напротив. Шиле привлекли сразу обе, но в конце концов он предпочел Эдит, и в 1915 году увлекся ею. Валли получила отставку. Они попрощались в Café Eichberger, где он играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил ей, несмотря на разрыв проводить вместе (без Эдит) каждое лето. Валли ответила отказом. Она вступила в Красный крест в качестве медсестры и умерла от скарлатины в военной больнице в Далмации перед Рождеством 1917 года.

30 - Эгон и Эдит, 1915

Шиле и Эдит поженились, несмотря на возражения ее семейства, в июне 1915 года. Мать Эгона на свадьбу не приехала.

Спустя четыре дня после свадьбы Шиле призвали в армию. По сравнению с большинством его современников, война была для него легким приключением. Он служил сначала в части, которая занималась транспортировкой русских военнопленных, а затем писарем в лагере для военнопленных русских офицеров в Нижней Австрии. Наконец в 1917 году он был откомандирован в Вену для службы на складе, который снабжал продовольствием армию. В стране, где продовольствия катастрофически не хватало, это место считалось золотой жилой.

Эгон Шиле (12 июня 1890, Тульн-на-Дунае - 31 октября 1918, Вена) - австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Биография Эгона Шиле

Мать Эгона Шиле - чешка родом из южной Богемии, г. Чешский Крумлов. Отец - венец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905, юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека.

В 1906 он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта.

В 1908 состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной, где Шиле раньше учился в школе.

В 1909 Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где рядом с ним, кроме работ самого Климта, висели полотна Ван Гога, Эдварда Мунка и др.

В 1911 подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, Валери Нойзель. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чешский Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 Шиле был арестован по обвинению в соблазнении несовершеннолетней. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению.

В 1912-1916 Шиле широко и успешно выставляется - его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.

В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 Шиле выдвинулся на роль крупнейшего художника Австрии.

Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер от эпидемии испанки, унесшей жизни десятков миллионов людей в Европе.

Творчество Шиле

Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи.

Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям.

Landscape in Lower Austria Standing Woman in Red Female Nude

Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению.

Эгон Шиле — уникальный художник. Ему удалось создать уникальную для эпохи «модерн» эстетику (хотя, некоторые работы напоминают Климта). Творчество Шиле замешано на насилии, чувстве фрустрации. Эмоции плещут через край. Под унылым фронтоном повседневной жизни художник обнаруживает мир острых углов и острых тем.

В качестве женщин-моделей Шиле использовал в основном проституток.

Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.

С детства Шиле тянуло рисовать. Бывало, возьмет бумагу, карандаш, и ну рисовать.

В подростковом возрасте был пойман за изображением своей младшей сестры. Закрылся с сестренкой в комнате, заставил её раздеться и начал рисовать.

Мать (отец как раз в том году умер) отдала сына в Венскую школу искусств и ремесел. Затем Эгон перешел в Венскую Академию изящных искусств.

В 1909 году Шиле ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. У него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями.

Альбер Парис фон Гютерсло, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал, что его студия, была наводнена такими девицами: «Они спали, укрывались от избиений, причиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что они живут по своему усмотрению».

Однажды его рисунки попались на глаза одному состоятельному человеку. Человек решил, что рисунки Шиле – бизнес. Он начал скупать его рисунки и поставлять их коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество. Часть денег от реализации рисунков, разумеется, доставалась автору – Шиле. Но самому Эгону было не важно от кого деньги, возможно он об этом вообще не задумывался.

С этого времени Шиле стал очарован не только девочками-подростками, но и самим собой. «Да, да, меня оценили», — так и крутилось в его голове, — «Да, да, мои работы оценили, я нужен людям», — говорил он знакомым. В этот период Шиле один за другим создает собственные портреты. Автопортреты. Для истории. «Человек, которого оценили».

В письмах своей матери Шиле писал о себе: «Все красивые и благородные качества объединены во мне … Я плод, который оставит вечную жизнь…».

Студия Шиле росла. Девочки-подростки из неблагополучных семей Вены знали, что найдут тут приют, сбежав от родителей. А Шиле знал, что рисунки с обнаженными девочками принесут лишний доход. Вот студия и росла.

Соседи, конечно, в конце концов обратили внимание на странного художника. И заявили в полицию. Мол, в квартире скопище молодых несовершеннолетних девиц, ходят все голые или полуголые, иногда в таком виде появляются на балконе.

Шиле успел переехать сначала в Прагу, а затем в городок Нойленгбах. Но и там продолжил свою работу, снова организовав «студию юных натурщиц».

В апреле 1912 года Шиле был арестован. Полиция изъяла более ста его рисунков, которые посчитала порнографическими. Шиле был заключен в тюрьму по подозрению в совращении несовершеннолетней девушки, своей натурщицы. Следствие это не доказало, но художник был признан виновным в демонстрации порнографических рисунков в месте доступном для детей. Он был приговорен к 21 дню тюрьмы.

Находясь в заключении, он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника – это преступление». Шиле делал очень «морализаторские» и «жалостливые» подписи к своим автопортретам: «Я пытаюсь разобраться в себе, но меня осуждают».