Ханс рудольф гигер рисунки фаллические символы. Ганс рудольф гигер и биомеханические бары

Биомеханические миры Ганса Гигера

Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия;
страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида,
и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет,
ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение,
подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены,
он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Эта «красотка» — один из первых экс-периментов в области биомеханического искусства, когда Гигер еще предпочитал работать с чернилами (1960 год).Рисунок Ганса Гигера (1960 год)

Умер художник Ганс Руди Гигер - легенда сай-фая и западной поп-культуры, создатель ксеноморфов из фильма «Чужой». Он скончался в понедельник в Цюрихе, в результате травм, полученных из-за неудачного падения. Как сообщает портал SRF, художник умер в больнице от травм, полученных при падении c лестницы. Ему было 74 года.

Швейцарец Ганс Руди Гигер, последователь Дали и поклонник Лавкрафта, страдал от расстройства сна и свои первые художественные опыты рассматривал как арт-терапию.


Идеи, которые приходили в голову Гигеру, были довольно-таки кошмарными: предельно холодное и механистичное изображение человеческих тел и их частей, гибридов людей и машин, в которых Фрейд нашел бы много интересного.


В 1975 году он работал с режиссером Алехандро Ходоровским над экранизацией фантастического романа «Дюна» и там познакомился со сценаристом Дэном О*Бэнноном. Из проекта ничего не вышло, но О*Бэннона глубоко потрясли гигеровские эскизы. Он вернулся в Голливуд и начал, как он сам потом выразился, писать сценарий «о монстре Гигера».

Теперь мы знаем этот проект под названием «Чужой». Когда сценарий запустили в производство, О*Бэннон убедил режиссера Ридли Скотта поручить разработку образа монстра Гигеру. Основой стал рисунок NecronomIVиз сборника Гигера Necronomicon, созданного под влиянием уже упомянутого Лавкрафта. Здесь монстр более антропоморфен, чем мы привыкли его видеть в кино.

А началось все... с черепа.


Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество.

В июне 1998 года в небольшом Грюйере, на родине знаменитого сыра с цветочным привкусом, появился музей. Музей, так резко контрастирующий с умиротворяющей атмосферой мирного и изящного города, пасторальным пейзажем окрестностей и средневекового замка Шато Сен-Жермен, что раздобревшие от , белого вина и местных деликатесов туристы невольно вздрагивают, наткнувшись на украшенные горгульями двери. Это - музей Гигера - художника, придумавшего «Чужого» и создавшего дизайн для одноименного фильма.



Атмосфера внутри весьма специфическая. Темно и тихо. На черном полу - какие-то загадочные символы, вызывающие неясную тревогу и напряжение. С потолка свисают инсталляции «Чужих» в натуральную величину. Впрочем, их здесь можно увидеть не только под потолком.







На стенах изображения красивой женщины, частично сросшейся с машиной… Мрачные голографические постеры. Черепа неизвестных существ. Смерть. Деградация. Уродство. Монстры и биомеханические существа. Обилие черного, серого и красного…










И так — три этажа жуткой, фантастической экспозиции, которой, кажется, нет конца…




Бесконечная анфилада залов и пугающая чернота иного мира - его так скрупулезно вырисовывает аэрограф художника.










И даже мебель на одном из этажей полностью соответствует мрачному, сюрреалистическому и пугающему миру HR Giger. Чего только стоит кресло со спинкой, напоминающей выдранный с мясом хребет какого-то огромного животного!




От просмотра работ художника по телу не просто ползут, а быстро бегают мурашки. Так что очень кстати оказывается бар, выполненный в том же стиле, что и . Он словно собран из позвонков инопланетных монстров, а роль барных табуретов в нем исполняют троны из так и не снятого фильма «Дюна» А. Ходороски.

Источник:


Материал подготовлен для сайта turj.ru
При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.












Ганс Рудольф Гигер родился в 1940 году в швейцарском городке Чур (Коер) - столице немецкоязычного кантона Граубюнден, где его отец работал аптекарем. Гигер учился в школе прикладных искусств в Цюрихе (сейчас это Музей дизайна), а затем завершил свое образование, изучая дизайн интерьеров и промышленный дизайн.


Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер прославился на весь мир в связи с фантастическим реализмом. Давайте сделаем несколько шагов по его музею - этой уникальной и парадоксальной вселенной. Гигера называют провокационным гением, и действительно, эмоции, которые он вызывает, не оставляет равнодушных. Ни это ли является целью искусства?


Грюйер

Художник купил шато Сен-Жермен в Грюйере в 1997 года, где в июне 1998 года был открыт его музей.


маленький средневековый город

Этим самым Гигер дал Грюйеру новое измерение, где встретились два совершенно разных мира: маленький средневековый город, зеленый и живописный...


музей Гигера

... и параллельная вселенная, нереально футуристическая.


вход в музей Гигера

Все в музее создано Гигером, он выступает здесь и в качестве монументального конструктора, и дальновидного художника, и скульптора. Его профессия архитектора и промышленного дизайнера вносит определенный калибр и разнообразие в работу.


Черная комната. Декор. 1957 г.

Первые картины Гигера, в основном выполненные тушью, относятся примерно к 60-ым годам.


Они передают тревогу этого времени: война, создание ядерного оружия, перенаселенность, абсурдность человеческого существования.

Эти работы были напечатаны в швейцарском журнале "Политическая и культурная критика" в 1963 году вместе со стихотворением:

    Хвала тому, чьим порожденьем
    Мы стали. Мы - атомные дети, дети-привиденья.
    Всем тем, кто выполнил закон послушно,
    В земную пыль, лицом уткнувшись, рухнул
    И отсчитал 15 раз секунд-столетий...
    Иначе нас бы не было на свете.

    Мы, атомные дети, здесь не для суда, не для упреков.
    Шокировать вас не хотим, тем более, винить кого-то
    В том, в чем нельзя винить...
    Но просим вас привыкнуть к нам,
    принять нас, как своих сестер и братьев,
    и просто полюбить.

    Но не просите дать взамен гарантий,
    Пройдут года, нас станет большинство.
    И кто тогда считаться будет аномальным,
    Страданья переметнуться на кого?

Коллаж головы, выполненный аэрографом

Гигер использует несколько методов и художественных техник. Наиболее важными сам он считает работы, выполненные аэрографом.


Эскиз 350. Дань Бёклину. 1977 ("Остров Мертвых")

Картины Гигера пишутся спонтанно и безоговорочно, без предварительного эскиза. Несмотря на это мы видим идеальную симметрию и гармонию.

Иероглифы, 1978

Главные мотивы творчества Гигера: рождение, подсознание, жизнь, страдание, мечты, насилие, войны, машины.

Crowley (The beast 666) Число зверя

Страх и смерть переведены на символический и провокационный язык.

Танец ведьм, 1977

Гигеру нравится показывать внутреннюю сторону человека: архитектуру биологического.


Пейзаж XV, 1972-1973

Он пишет плотские,

Водопад, 1977

органические

Комикс - стрип, 1989

и эротические пейзажи.

Биомеханоид III, 1974

Кроме того, машины всегда присутствует в его работах, их он как бы пересаживают в организм человека. В серии "Biomecanic" Гигер представил концепцию технического прогресса с точки зрения роботов.


№ 250 Ли. Стеклография, 1974

Женщина играет ведущую роль в картинках Ганса Гигера. Она представляет духовный и божественный аспект мира художника.

№ 307, Мастер и Маргарита, 1976

Он пишет их в виде матерей, богинь

№ 307, Фридрих Кухн, Стеклография, 1973

и соблазнительниц, с почти абсолютной властью.

№ 324, Сатана, 1977

Происхождение образов Гигера часто можно найти в его снах, ночных кошмарах или футуристических видениях.

Некроном

Он передает их на полотне и бумаге смело и виртуозно.


№ 380. Пилот в кабине после аварии Чужого

Чужой - персонаж, созданный Гигером в том же состоянии духа, как и все другие его биомеханические существа. За эскизы к фильму он получил Оскара в Голливуде в 1980 г.


№ 290. Дюна II, 1975

Кроме того, художник создал несколько других персонажей и пейзажи для фильмов, таких как Дюна, Полтергейст.

В мире тату Гигер также является источником вдохновения для создания экспрессивных татуировок.

№ 218 Обложка для альбома "Brain Salad Surgery" (английская рок-группа Emerson)

Гансом Гигером разработаны многие обложки для музыкальных групп, в частности, для Emerson Lake & Палмер, Дебби Харри, Carcass и Celtic frost, а также аксессуары для Korn (американская ню-метал-группа из Бейкерсфилда) и Милен Фармер.


Гигер-Бар

Последнее детище Гигера - это бар в готическом стиле. Он находится в доме напротив музея. Вначале я даже не поняла, что сюда можно зайти, думала, что это продолжение музея или приватная часть дома. В основе концепции оформления - собор из костей. Теперь Гигер-Бар является неотъемлемой частью сюрреалистического и футуристического музея, здесь можно посидеть и выпить бокал Грюйерского вина (рекомендую вино 2010 г.)

Едва появившись в прокате, фильм «Чужие» (" Alien ") моментально стал культовым, особенно для зарубежной молодежи. Этот факт подтверждают как миллионные кассовые сборы, так и огромное количество фанатичных поклонников картины.

Благодаря последним, судя по всему, фильм и получил логическое продолжение, мы не успели оглянуться, как в нашей жизни появились «Чужие-2», «Чужие-3». В общем, считаем до пяти. Пока до пяти. В 1980 г. «Чужие» получили «Оскара». Это заслуга швейцарского художника Ханса Руди Гигера. Одной из самых парадоксальных фигур современного искусства.


ХРОНИКА ШЕДЕВРА

В1977 году Ханс Руди Гигер получил от кинокомпании «XX век Фокс» заказ на дизайнерские разработки фантастических монстров для фильма «Чужие». В начале февраля 1978 года режиссер Ридли Скотт прибыл в Цюрих для ознакомления с предварительными набросками.

Шесть недель спустя кинокомпания одобряет разработки и вызывает Гигера в Лондон для дальнейшего обсуждения эскизов.

Еще через десять недель окончательный вариант дизайна готов. Гигеру дается еще шесть недель для его «овеществления». Однако процесс затягивается на целых пять месяцев.

Наконец осенью 1978 года все работы были закончены. Через полгода в Голливуде состоялась премьера «Чужих» и началось триумфальное шествие фильма по миру.

В СЕТЯХ «НЕКРОНОМИКОНА»

Выбор художника для «Чужих» был закономерен. Все творчество Ганса Руди Гигера настолько монструозно, что лучшего разработчика кошмарных инопланетных чудищ не стоило и желать. Однако в действительности эффект превзошел все ожидания.

Заслуженного «Оскара» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» художник получил в 1980 году. Кто-то из кинокритиков охарактеризовал дизайн этой картины как «пугающее присутствие гигеровского творчества». Как ни странно, здесь оно в некотором смысле вторично: художник отчасти цитировал самого себя, свой «Некрономикон» («Маски смерти»), который, в свою очередь, был навеян одноименной книгой Г.Ф. Лавкрафта.

Герой Лавкрафта, черный маг из Йемена Абдулла аль Азред, некогда бродил по тайным храмам Вавилона и Мемфиса, жил в «городе зла» Белет эль Джин, где общался с демонами, участвовал в их ритуалах и был допущен к некой ужасающей тайне, принадлежавшей могучей расе, более древней, чем человечество. Согласно легенде, в 783 году на базарной площади города Саннах посреди солнечного дня безумный фанатик-сатанист был разорван на куски невидимым когтем.

Образы книги пленили воображение Гигера. Одержимый «Некрономиконом» и изрядной дозой ЛСД, он следом за Абдуллой аль Азредом бродил по улицам Саннаха и творил свою галерею «Масок смерти» — более 30 картин за три месяца. Стал ли швейцарский художник последовательным сатанистом, сказать трудно, но отношения с христианством были разорваны окончательно.

Подсознательная же готовность к неприятию Христа была заложена в нем еще в раннем возрасте.

РАННЯЯ ТЯГА

Ханс Руди Гигер родился 5 февраля 1940 года в местечке Чар, в семье аптекаря. О месте своего рождения он позже скажет так: «Мне кажется, что нигде больше не было такого количества алкоголиков, идиотов и самоубийц».

Самые неизгладимые впечатления будущий художник получил в католическом детском саду. Его нередко наказывали, причем своеобразно. Впоследствии, будучи взрослым, Гигер не раз испытывал возбуждение при виде текущей крови. Сказывались воспоминания о тех часах, которые он провел стоя на коленях под распятием, где Иисус страдал, покрытый ужасающими кровавыми ранами. Сложилась неразрывная цепь: удовольствие — наказание — кровь — возбуждение. Наказывали же Гигера в основном за тягу к девочкам. Примечательно, что дошколенок Ханс Руди получил даже прозвище — Убийца женщин.

Биомеханика

Еще одно необычное пристрастие появилось у Гигера в младших классах школы. Преподаватель выводил своих подопечных на прогулку и затеял игру в лошадки, надо сказать, что эти игры проходили на площадке, где в Средние века казнили преступников. Лошадками были девочки, наездниками — мальчики. Напрасно Ханс Руди пытался добиться смены ролей — вожделенную упряжь на него так и не надели.

Зато в одном из своих художественных альбомов «Passage Temple Life» (можно приблизительно перевести как «Путешествие в жизнь храма», но англ. Temple — не только «храм», но и «висок») Гигер щедро снабдил героев всевозможными ремнями, застежками и прочей сбруей, а еще собрал внушительную коллекцию мужских подтяжек.

Прозвище «Убийца женщин» в некотором роде тоже оказалось пророческим. Женщины на картинах Гигера — бледные, анемичные, болезненные — вечно истязаемы и насилуемы самыми изощренными способами.

Практически все крупные альбомы художника питались детскими впечатлениями. Проект «Ghost Train» («Поезд призраков») родился в подвале дома почтенного аптекаря, который маленькому Гигеру казался лабиринтом, населенным ужасными призраками. «Мой "Ghost Train" стал поездкой в одну сторону по этому лабиринту, наполненному скелетами, монстрами из папье-маше, висельниками и мертвецами, танцующими под аккомпанемент собственных костей», — признавался художник. Со временем знаменитый подвал расширился и удлинился за счет соседних домов, купленных Гигером.

СТИЛЬ ДЛЯ БАЙКЕРОВ

Почти все «кошмарные видения» художника получили то или иное развитие. Из «Некрономикона» возникли вполне осязаемые и движущиеся «Чужие». Из «Ghost Train» — лабиринт в частных владениях художника. Из безнадежной серии «The Spell» («Надежда») — детали оформления фильма «Полтергейст-2».


Из дизайнерских разработок к киноверсии фантастической эпопеи Фрэнка Херберта «Дюна» — интерьер в рабочем кабинете Гигера, в котором, по словам мастера, «властвует греховность и творится черная магия». В отличие от «Чужих» киноверсия «Дюны» заметным событием не стала, зато компьютерная игра, вобравшая в себя гигеровскии дизайн, до сих пор пользуется популярностью.

Складывается впечатление, что художнику мало воплотить ужастики на холсте, ему явно необходим следующий шаг к овеществлению всей этой жути. К слову сказать, и не холсты это вовсе, а деревянные щиты, на которые покрытие нанесено с помощью специальной фототехнологии и акриловых красок, напыленных аэрографом.

На ранних этапах своей карьеры Гигер работал еще более любопытно: развешивал листы бумаги на проволоке и зубной щеткой разбрызгивал на них тушь, а затем процарапывал лини щепкой.

Одну из первых работ как раз такого рода — «Atomickinder» («Атомное дитя») — в 1963 году опубликовали андеграундные журналы «Clou» и «Hotcha», угадав в недавнем выпускнике Цюрихского художественного училища будущую культовую фигуру. Тяга к различного рода неформалам сохранилась у Гигера на всю жизнь. В шестидесятые годы он создает цикл «Ангелы Ада», где к несущимся мотоциклистам из тьмы устремляются крылатые демоны. Эта работа стала эмблемой швейцарских байкеров на целые 20 лет, пока они не обратились к Гигеру с просьбой разработать обновленную атрибутику и эмблемы движения. Типография запорола тираж, но художник все равно забрал его и вручную выправил огрехи печатников, что снискало ему еще большую любовь и поклонение. С той поры в байкеровской среде стало престижным носить на теле татуировки, выполненные по мотивам произведений Гигера.

Психоделия — важнейшая черта творчества Гигера. Неслучайно в списке литературных пристрастий художника первые места занимают Кафка, Майеринк и Лавкрафт. В целом же творчество Гигера — это своего рода «звериная икона» Апокалипсиса. Виртуозно владея приемами культовой живописи, «швейцарский сатанист» использует их для демонстрации вещей, относящихся к инфернальному плану существования. Люди на его картинах стянуты металлическими скобами, запаяны и заварены в частях разрушенных механических конструкций. Лопнувшая кожа, вываливающиеся внутренности...

Смаковать инфернальный ужас - занятие не хуже многих других. О вкусах, разумеется, не спорят - разве что кончина мифического Абдуллы аль Азреда несколько портит аппетит. Впрочем, признанный маэстро Гигер творческим несварением явно не страдает - а уж что там от искусства, а что лишь от лукавого...

Гигер живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его атобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционыровал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имелась, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человечесой кожей). Его первая возлюбленная - прекрасная Ли Тоблер - после девяти лет с Гигером впала в летаргию, а затем застрелилась. Он симпатизирует "Ангелам Ада" и даже нарисовал плакат для слета этой организации в Швейцарии. После выхода "Некрономикона Гигера" ("Некрономикон" - апокрифическая книга заклинаний, позволяющих вызвать демонических Властелинов мира - важнейших источник вдохновения для Алистера Кроули, Г.Ф.Лавкрафта и многих других черновидцев) Гигер был заочно принят в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой") - что является, несомненно, признанием его авторитетным эксперто в области Зла.

Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут. Так, в частности, истолковывает значение творчества Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири:

Гигер, ты иномирный пришелец, таящийся в моем теле, откладывающий в нем свои блуждающие яйца чуда. Ты опутал себя шелковистым коконом, словно личинка, и проложил глубокий тоннель к железе моей мудрости. Гигер, ты видишь глубже, чем мы, одномашненные приматы. Не посланник ли ты какого-то сверхразумного биологического вида? Может быть, ты - вирусный гость, глядящий глазами цвета маковых лепестков на наши органы размножения?

Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно показывает нам - и даже слишком отчетливо - откуда мы пришли и куда уйщем. Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенические фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опусткается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядять ваши цепочки ДНК? Взгляните на его работы.

Увлекая нас вспять - в наше болотистое, слизистое, вегетативное, насекомовидное прошлое, он всегда толкает нас вперед - в космос. Его конечная перспектива - внеземная. Он учит нас любить наши скользкие, эмбриональные, насекомовидные тела - чтобы мы смогли преображить их.

Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользауясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функчионивовать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя.

26 апреля - международный День Чужого. За годы своего существования «дикие, но симпатичные» создания сумели покорить сердца тысяч зрителей. Возможно, это связано с неповторимой мрачной атмосферой мира, который они населяют. А может быть, все дело в самих существах, успешно пугающих вот уже не одно поколение людей. Так или иначе, всё дело в мрачной фантазии их создателя - Ганса Руди Гигера (1940-2014).

При всем уважении к работе других создателей «Чужого» - сценаристов Дэна О’Бэннона и Рона Шуссета и режиссёра Ридли Скотта, надо признать, что именно Гигеру Чужие обязаны своей неповторимой стилистикой. Художнику удалось сплести воедино направления научной фантастики и готических ужасов. Благодаря ему рядом с прогрессивным миром высоких технологий, озаряемым ярким светом звезд, существует мрачный мир тьмы, исполненный опасностей и первобытных страхов. Соединение двух, казалось бы, несовместимых жанров делает мир Чужих уникальным. Недаром фильм «Чужой» до сих пор считается законодателем моды в жанре космического хоррора.

О, дивный блеск экзоскелета!
О, чудный гребень теменной!
И внешних ребер блеск стальной
Был колдовскому амулету
Подобен.
Г. Л. Олди. «Чужой среди своих»

Художник дьявола

Ханс Руди Гигер (Hans Rudi Giger) родился в 1940 году в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. На будущего художника неизгладимое впечатление произвел человеческий череп, подаренный однажды его отцу: у мальчика появилась тяга ко всему темному и загадочному. Архитектуре и дизайнерскому мастерству Ханс обучался в Цюрихской школе прикладных искусств.

Первые серьезные работы, выполненные тушью и маслом, появились в начале 60-х. В 1966, когда Гигер работал дизайнером интерьеров, прошла его первая персональная выставка картин. Позже Гигер выработал уникальный стиль рисования. Его излюбленной техникой стало напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов.

О Гигере ходило множество слухов. Некоторые считали его художником Зла. И неудивительно, ведь еще со студенческих лет он предпочитал селиться в «проклятых» домах и коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы. В 1975 Гигер даже участвовал в парижской сатанинской выставке, а многие его работы носят откровенно богохульный характер. Но, пожалуй, самая известная из них - альбом «Некрономикон», опубликованный в 1977 году. Именно из него «растут ноги» Чужого.

На Скотта произвёл впечатление гигеровский альбом «Некрономикон», и он попросил художника сделать нечто подобное. Сходство заметить нетрудно.

Рисунки Гигера из различных томов «Некрономикона».

Отцы и дети

Сценарий «Чужого» был разработан Дэном О’Бэнноном летом 1972 года. О’Бэннон, талантливый выпускник Южно-калифорнийского Университета кинематографии - специализировался в основном на сатире. Участвуя в съемках фильма «Темная звезда» режиссера Джона Карпентера, Дэн решил написать похожий по теме, но иной по стилистике сценарий. Получившаяся история под рабочим названием «Память» впоследствии стала первой половиной «Чужого». Редактировал и доводил текст до ума он совместно с продюсером Роном Шуссетом, у которого О’Бэннон жил после возвращения с сорвавшихся съемок «Дюны» Алехандро Ходоровского (1975). После многочисленных переписываний разрозненные листы превратились в полноценный сценарий.

Главная сложность заключалась в создании облика Чужого и «подгонке» под него всех событий фильма. В ходе работ дизайнеры предлагали множество концепций, ни одна из которых не была одобрена. Создаваемые художниками существа, которых лишь с натяжкой можно было назвать монстрами, никак не подходили для грандиозных планов режиссера.

Ридли Скотт прекрасно понимал: для того, чтобы впечатлить публику, нужен не просто большой и слюнявый Бармаглот с планеты Чертзнаетгде-13, щеголяющий зубами из папье-маше и прочей атрибутикой фильмов категории «Б». Необходимо создать атмосферу саспенса, развернуть перед зрителями панораму огромной вселенной, которая, с одной стороны, поражала бы своими размерами, а с другой - вызывала бы давящее ощущение мрачности и враждебности. Воплотить в жизнь подобный идейный парадокс казалось невыполнимой задачей. Нужен был по-настоящему гениальный творец.

Именно тогда О’Бэннон вспомнил о человеке, с которым он познакомился во время съемок «Дюны»: Ханс Руди Гигер. Созданные этим швейцарским сюрреалистом концептуальные рисунки для «Дюны» запали в душу О’Бэннону и оказали большое влияние на сценарий. Обсудив гигеровские работы, О’Бэннон с Шуссетом поняли, что знают, как будет вести себя инопланетное существо. По плану монстр должен был использовать тела людей в качестве живых инкубаторов и появляться на свет, разрывая человеческую плоть. Так была выработана основная направленность сценария, под которую быстро подогнали сам текст. Оставалось только решить вопрос с внешним видом существа.

После такого «поцелуя взасос» люди, как правило, недолго живут

Первые эскизы

Летом 1977 О’Бэннон сообщил Гигеру о съемках нового научно-фантастического фильма. Вскоре сценарист получил от Гигера его «Некрономикон» и продемонстрировал рисунки режиссеру. Когда Ридли Скотт пролистал издание, то несколько секунд не мог оправиться от шока. Ему показалось, будто кто-то залез ему в голову и, прочитав мысли, изобразил на бумаге именно то, что Скотт так хотел воплотить в фильме. Несмотря на сопротивление со стороны продюсеров (у которых, очевидно, была иная точка зрения), режиссер настоял на привлечении к съемкам именно этого художника. В 1978 году с Гигером был заключен контракт. В течение трех месяцев он сделал более двух десятков рисунков Чужих и отправил их в Великобританию, где по ним должны были создать фигуру существа в полный рост.

Однако скульпторы не справились. И тогда Гигера лично пригласили в Англию для участия в подготовке к съемкам. Поездка затянулась на 5 месяцев. Скотт настоял, чтобы именно Гигер занимался стилистикой всего фильма. Работа велась в строжайшей секретности. Художник проводил дни напролет в Шеппертонской студии, трудясь над дизайном интерьеров космического корабля, внутри которого по сценарию были обнаружены яйца Чужих. Там же Гигер создал облик мертвого пилота и декорации пустынной планеты (LV-426), где этот корабль был найден.

Первые сделанные Гигером рисунки Чужого

Роль Чужого в первом фильме сыграл непрофессиональный актер по имени Болажи Бадежо (Bolaji Badejo). Двадцатишестилетний нигериец обучался в Лондоне графическим искусствам. С Ридли Скоттом его свел случай. Режиссер хотел подобрать такого человека на роль Чужого, чтобы зрителю было сложно понять, что существо на экране - всего лишь искусно сделанный костюм. Сначала выбор его пал на Питера Мэйхью, игравшего роль Чубакки в “Звездных войнах”. Однако сочетание роста (2,07 метра) и худобы нигерийца убедили Скотта взять на роль именно Болажи.

Гигер четыре месяца работал над костюмом Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, «навешивая» готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.

«Чужое» лицо нигерийской национальности

Воплощение ужаса

После долгих месяцев работы Гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части («Чужие», 1986), ксеноморф, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз Гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела ещё более провокационно.

Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой - пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых - муравьев, термитов, скорпионов. Другие - у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом Чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.

Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек - Карло Рамбальди. Лицо Чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат превзошел самые смелые ожидания. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов.

Даже Ридли Скотт, который прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе. В 1980 году Гигер и Рамбальди получили за свою работу «Оскар» за лучшие спецэффекты. И абсолютно заслуженно.

Бесспорно, «Чужой» позаимствовал много идей у фильмов сороковых-пятидесятых годов (например, «Монстр без лица», 1958 или «Ночь кровожадного чудовища», 1958). Сюжет его, что греха таить, не отличается большой оригинальностью, а диалоги не несут какой-то философской нагрузки. Но в способности передать атмосферу противостояния человека и инопланетных агрессоров ему нет равных. Обладая бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, фильм собрал в семь раз большую кассу. Такой успех - редкость даже для нашего времени.

Фильмы, открывающие перед нами во всей красе некоторые события этой вселенной, успели сменить четырех режиссеров. Многие писатели-фантасты пробовали себя в качестве авторов книг по миру Чужих. Издательство Dark Horse Comics выпустило около сотни комиксов, повествующих о противостоянии людей и ксеноморфов. Много воды утекло, а «Чужой» по-прежнему завоевывает новых поклонников. Все это доказывает одну простую истину: настоящие шедевры неподвластны времени. Да и, в конце концов, четверть века - не такой уж и большой срок для гениальной идеи.


Учёба
  • Zurich University of the Arts [d]

Ханс (Ганс) Ру́дольф «Рюди» Ги́гер (нем. Hans Rudolf «Rüdi» Giger ); 5 февраля 1940, Кур Граубюнден , Швейцария - 12 мая 2014, Цюрих , Швейцария ) - швейцарский художник , представитель фантастического реализма , наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой ».

Биография [ | ]

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлечённого всем тёмным и таинственным ребёнка послужил принесённый отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм). [ ]

Гигер в 1985 году

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 году в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги « ». Особенно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта . Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой » и создания образа ксеноморфа . Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф - приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири :

Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в (англ. ) , Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. Последние годы жил и работал в Цюрихе .

Скончался 12 мая 2014 года в больнице от травм, полученных при падении с лестницы при невыясненных обстоятельствах .

Стиль [ | ]

«Женский торс», скульптура Гигера на выставке 2009 года, Швейцария

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма . Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой , а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства» .

Сотрудничество с музыкантами [ | ]

Микрофонная стойка Джонатана Дэвиса, созданная Г. Р. Гигером

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса . В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

Примечания [ | ]