Фотошоп сделать акварель из фотки.

Хотите создать красивую картину акварелью без каких-либо сложных манипуляций? С помощью программы Photoshop, вы можете превратить любую фотографию в потрясающую акварельную картину всего лишь за несколько простых шагов! В этом уроке вы узнаете, как с помощью режимов наложения и галереи фильтров превратить ваши фотографии в художественные картины! Итак, давайте приступим!

Итоговый результат:

Шаг 1

Откройте исходное изображение с Венецией в программе Photoshop. Для получения наилучшего эффекта, постарайтесь подобрать фотографии с пейзажем или архитектурой. Они лучше всего подходят для передачи традиционного стиля акварели. Продублируйте слой с Венецией (Ctrl+J).

Шаг 2. Применяем фильтр Имитация (Artistic)

Находясь на дубликате слоя, идём Фильтр - Галерея фильтров - Имитация - Губка (Filter > Filter Gallery > Artistic > Sponge). Установите Размер кисти (Brush Size) 1, Контрастность (Definition) 4 и Смягчение (Smoothness) 3.

После применения фильтра, результат должен быть, как на скриншоте ниже.

Шаг 3. Завершающие Эффекты

Теперь скопируйте / вклейте текстуру Акварели на наш рабочий документ. С помощью инструмента Свободная трансформация (Free Transform (Ctrl+T)), примените масштабирование к акварельной текстуре под размеры рабочего холста. Расположите акварельную текстуру ниже дубликата слоя с Венецией.

Шаг 4

Давайте создадим эффект акварели! Поменяйте режим наложения для дубликата слоя с Венецией на Жёсткий свет (Hard Light).

Далее, поменяйте режим наложения для слоя с акварельной текстурой на Свечение (Luminosity). Убедитесь, чтобы режим наложения для оригинального слоя с Венецией был установлен на Нормальный (normal).

И на этом всё! Надеюсь, что вам понравился этот урок. Удачи, не стесняйтесь выкладывать свои работы! До новых встреч!

Итоговый результат:

Создайте новый документ размером 750×550 пикселей, откройте вашу фотографию и перетащите её в созданный документ. Уменьшите, если нужно, слой с фотографией, чтобы он соответствовал размерам холста. Назовите этот слой “Landscape”. Сделайте копию этого слоя и назовите её “Blur Landscape”. Примените фильтр “Умное” размытие (

*Фильтр Smart Blur (Умное размытие) обрабатывает низкоконтрастные области изображения, не внося изменений в контуры.
Radius (Радиус) – определяет степень размытия изображения, пределы изменения этой величины от 0,1 до 100 пикселов;
Threshold (Порог) – задает минимальное различие между соседними пикселами, определяемыми как контур; пределы изменения этой величины от 0,1 до 100 пикселов;
Quality (Качество) – определяет сглаженность контуров, может принимать одно из следующих значений: Low (Низкое), Medium (Среднее) и High (Высокое);
Mode (Режим) – позволяет выделить белым цветом контуры, заданные параметром Threshold (Порог); может принимать одно из следующих значений: Normal (Нормальный), Edge Only (Только контуры) и Overlay Edge (Наложение контуров). ",this,event,"320px");">Smart Blur Filter): Радиус (Radius): 10; Порог (Threshold): 30.

Шаг 2а – Фильтр Свечение краёв:
Сделайте копию слоя “Landscape” и назовите её “Outlines”. Расположите этот слой над слоем “Blur Landscape”. Примените фильтр Свечение краёв (

",this,event,"320px");">Glowing Edges Filter):

Ширина краёв (Edge Width): 1
Яркость краёв (Edge Brightness): 12
Смягчение (Smoothness): 15

Шаг 2b – Фильтр Свечение краёв:
Установите Режим наложения слоя “Outlines” – Умножение (

",this,event,"320px");">Blending Mode – Multiply) и Непрозрачность (Opacity) – 80%.

Шаг 3 – Нарисованное изображение:
Сделайте копию слоя “Blur Landscape” и назовите её “Painting”. В этом слое сделайте Инверсию цветов (

",this,event,"320px");">Image - Invert), потом установите Режим наложения – Осветление основы
( ",this,event,"320px");">Blending Mode – Color Dodge):

Шаг 4 – Закрашивание сухой кистью:
Установите цвет заливки – чёрный. Выберите инструмент Кисть (

",this,event,"320px");">Brush Tool), выберите сухую кисть (dry brush), установите непрозрачность кисти – 10%, и в слое “Painting” обрисуйте области разными цветами.

Шаг 5а – Эффект акварели:
Выберите инструмент Кисть (

",this,event,"320px");">Brush Tool), откройте набор кистей (кликните правой кнопкой на холсте), кликните на маленькой иконке треугольника, направленного в право и выберите набор “Wet Media Brushes”. Установите Непрозрачность (Opacity) слоя – 50% и размер кисти – 15, обрисуйте колодец в слое “Painting”. Делайте короткие разные мазки кистью.

Шаг 5b – Эффект акварели:
Увеличьте размер кисти до 100 пикселей. Длинными мазками обрисуйте небо. Чтобы добавить больше глубины цвета, делайте несколько мазков на одном и том же месте.
Чтобы создать более реалистичный эффект акварели, оставьте некоторые области не закрашенными в разных местах холста.

Шаг 5c – Эффект акварели:
Теперь закрасьте траву, используя шаг 5b.

Шаг 5d – Эффект акварели:
Установите размер кисти – 30 пикселей и сделайте несколько вертикальных мазков на траве в слое “Painting”.

Шаг 6 – Фильтр Акварель:
Сделайте копию оригинального слоя “Landscape”. Назовите этот слой “Details” и расположите его над всеми слоями в палитре слоёв. Примените к нему фильтр Акварель (

",this,event,"320px");">Watercolor Filter):

Детализация (Brush Details): 12
Глубина теней (Shadow Intensity): 0
Текстура (Texture): 3.

Установите Режим наложения этого слоя – Свечение (

Эффекты в работе акварелью. Зачем они нужны?

Добрый день, друзья! Сегодня у нас на повестке дня акварельные эффекты или эффекты в рисовании акварелью,что будет точнее. По традиции полная версия+картины с примерами на сайте в блоге(активная ссылка в профиле) Почему такая тема? Ведь после бумаги логично говорить о кистях или красках.На самом деле логика есть, даже если она сразу не очевидна) И,безусловно, потому что акварель хочется разгадывать, а не нудно заучивать, увлекаться и влюбляться, а не скучные тексты читать. Так что поговорим про "фишечки". Знаю,что могут быть спорные моменты,но повторюсь,что это не прописная истина,а мой личный и,порой,все же субъективный опыт.

Итак,пойдём по порядку (вот он без всякой логики)))

  1. Маскирующая жидкость и иные виды маски-резерва или как закрыть нужную область

Зачем нужна маска?

Для того,чтобы оставить некую область не подвластной общей заливке или любым акварельным приёмам,производимым над листом. Этот приём используется, когда нужно изолировать маленькие объекты сложной формы,когда обойти их кистью(оставив нетронутой область) просто не возможно. Например, снег,волосы в контровом свете и др.

Маскирующая жидкость-это по сути полимер,резина,которая застывая,образует плёнку и не пропускает влагу. В конце работы,маску можно снять ластиком(многие катают пальцем,но,если объектов много,палец может не выдержать)) Поэтому я предпочитаю мягкую резинку. Но! Тут важно дождаться полного высыхания,иначе можно растереть акварель вокруг и испортить работу. Маски бывают различных фирм и цветов(голубая,серая-чтобы было видно на листе).

Я пользуюсь маской от SENNELIER и довольна,вожу ее с собой на МК и за год израсходовала только 1/5 баночки 75мл, так что,несмотря на не маленькую стоимость(от 400р) вложение долгосрочное.

Самый главный момент-это чем же ее наносить? Кисти из натурального ворса не подойдут-он склеится и отмыть будет невозможно. Подойдет синтетика,но все равно,лучше сразу после использования промыть кисть под тёплой водой, так она дольше сохранится. Кисти подходят для нанесения брызг(снега) у меня это плоская из икеевского набора для детей.

Для тонких и чётких линий,кисть уже не подойдет, нет,ну,безусловно,изловчиться можно всегда,но дрогнет рука и уже линия будет не такая,как хотелось...Для таких моментов подойдет рейсфедер (вон он в левом верхнем с розовой ручкой). Этот прибор используют при черчении тушью,колёсиком сбоку можно регулировать степень сжатия/приближения друг к другу створок, тем самым получая разную толщину линий. Также его плюс в том,что отмывается он легко. Для нанесения маски можно использовать зубочистки,стеки,резиновые кисти для моделирования и др. тут уже что больше нравится. Кстати,найти рейсфедер можно в старых готовальнях, у родственников-хомячков(об этой полезности мы говорили и в Теме 3), ну или,в конце концов, на Авито.

Также маскировать области можно свечкой,масляной пастелью и др.способами ,о которых я возможно не знаю. Но,тут следует учитывать,что за счёт сыпучей структуры и фактуры бумаги Вы можете получить неровный контур(на карточке 1 видно) но в каких-то работах и сюжетах это даже необходимо.

Любой вид маскинга(резерва) Вы можете наложить как на белый лист,так и на уже цветной первый слой,естественно просушив. Во втором случае замаскированные объекты будут нести цвет первого слоя. Подходит,для залитых солнцем поверхностей(светло желтых,но не белых) Безусловно,можно закрасить участок после снятия маски,но работа с первым слоем будет выглядеть более цельно,чем отдельные кусочки. Но,конечно,многое зависит и от практики.

Продолжим. Большинство эффектов,которые я буду описывать далее, кроме 5,9 и частично 6 будут отличаться в зависимости от бумаги. Т.е на каждой отдельной бумаге они могут получаться по-разному и этот моменты раскрою далее.

Ниже пример работы маской(снег и волосы у девушки)

2 Соль

Как показывает практика,наиболее фактурные разводы получаются от крупнозернистой морской соли. У меня осталась мелкая и получились крошечные звездочки. В работе с солью самое главное-это угадать момент вброса))))тогда эффект будет максимальный. Такой момент наступает ближе к высыханию заливки, когда бумага уже не блестит от воды,если посмотреть на свет,но поверхность ещё очевидно влажная. Конечно,тут стоит потренироваться и это тоже интересно. Благодаря этому эффекту, можно получить снежное небо или фактуру на земле/траве, будто покрытые инеем цветы.

3. Алкоголь.

Это может быть спирт, или старые и нелюбимые духи, получается очень интересный эффект,будто бы зерно или яичная скорлупа. Безусловно эффект будет различаться в зависимости от дальности распыления и бумаги. Такой эффект можно применять для создания фактуры камня или разнообразия в теневых участках. К сожалению, в своих работах я не использую данный прием, поэтому примера показать не могу.

4. Вода

При распылении из пулевизатора (рассказывала про него в прошлом выпуске) можно получить много точечных звезчатых разводов, в отличие от соли,менее чётких.

При распылении на расстоянии получаются разрозненными,а чем ближе,тем больше сливаются воедино.

Тут также важно дождаться момента,когда заливка уже практически высохла(нет явной воды на поверхности), тогда эффект будет наиболее интересным. Я использую этот эффект во многих работах для разнообразия фактуры тени и заливок. При этом они становятся не "плоскими",а более сложными и объемными.

Также можно вносить воду точечно на кончике кисточки. Тогда звездчатке разводы будут более явными. Эти эффекты(размер и сама звездчатость) во многом зависят именно от бумаги, на одной получаются эффектно,на другой,будто случайные огрехи, поэтому,если Вы берете новую бумагу и планируете использовать этот эффект,то испробуйте на кусочке,чтобы результат в итоге соответствовал ожиданиям.

Точечный эффект прекрасно подходит для бликов солнца на воде,крупных хлопьев снега и др.

5. Акрил и белила

Честно скажу,что не имею на их счёт никаких предубеждений, а-ля нельзя/неправильно. Просто все должно быть к месту. Безусловно, бессмысленно зарисовывать все белые участки акварели белилами поверх, это как минимум говорит о отсутствие необходимых навыков в работе именно с этим материалом. Но использовать для деталей, точек,веточек,которые дают ньюансы и оживляют работу-вполне.

И тут вы можете заметить,что акрил ложится более укрывисто, не прозрачно, а белила(у меня НП) более лёгкие и прозрачные. Также укрывисто ложатся белила из тюбиков,так как сразу можно взять нужную консистенцию. Комбинирование прозрачности акрила/ белил помогает добиться эффекта объёма звёздного неба и снега,будто чёткие объекты ближе,а более прозрачные дальше. Но всегда следует помнить,что самой белой,безусловно, будет бумага.

В примере Вы видите мостик- перила выполнены за счет маски, а вот йцветочки внизу, ближе к воде разбавленным акрилом.

6. Набрызг краски

Можно получать за счёт зубной щетки,но я предпочитаю более аккуратный способ с чистым лицом))))В левой руке держу любую кисточку/ручку, а в правой ту,что с краской, и стучу ей по первой. Чем ближе стучать к ворсу кисти,тем разлет меньше,чем дальше,тем большая область участвует в набрызге.

По-сухому получаются чёткие капли,

а по-сырому более плавное растекание.

Если начать набрызг в свежеувлажненную область, то брызги потекут и будут иметь разную форму. Когда же область подсохнет, то капли будут мягкие,но округлые. На этом эффекте также можно играть, получая различные пятна и фактуры камней,дерева,асфальта и др.

7. Протиры

Это скорее акварельный приём,позволяющий добиться высветления локальных участков.

По-сухому лучше снимать синтетической кистью:на рисунке видно,что эффект работы синтетической кисти по влажной заливке и по сухой области практически не отличается.

Синтетический ворс хорошо забирает воду и краску и плохо отдаёт. Таким образом можно добиться высветдения,но не белого участка. Тут многое зависит от качества и плотности бумаги, чем более качественная,плотная,тем проще выполнить этот приём. На тонкой целлюлозной бумаге увлекаться не стоит,так как можно получить катышки или,вообще,дыры.

Чтобы снять краску нужно намочить синтетическую кисть чистой водой,плотно с небольшим нажимом провести по листу и вытереть об салфетку! Это очень важно! Так как ту краску,которую вы сняли,нужно удалить с кисти. Многие из вас скажут-банальность,это и так понятно)))Но по опыту работы с новичками могу сказать,что этот момент не всегда очевиден, а если краску не снять и продолжить водить туда-сюда,то грязи и порчи бумаги точно не избежать. Так что намочили-сделали одно движение-вытерли о салфетку-намочили-...и т.д

Тот же эффект по влажной заливке лучше делать кистью с натуральным ворсом,тогда линия получится не чёткой,а будто "свет сквозь листву", собственно этот эффект так и получается. По сухой же заливке,кистью из натурального ворса добиться подобного эффекта не получится.

На рисунке слева-линии на дороге протерты синтетической кистью. На рисунке справа "свет сквозь листву" выполнен мягкой кистью по-сырому.

8. Эффекты с салфеткой и пакетом.

Это ещё одни интересные эффекты,одни из любимых)) Они создаются только по сырой заливке!

Нестандартное использование материалов и разнообразие создаваемых эффектов дают ребенку ощущение «Я могу!», а маме, которая всю жизнь думала, что не умеет рисовать, позволяют преодолеть «Я не умею».

Акварель - штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому».

1. Crayon resistance effect - проявления воскового мелка

Это, пожалуй, самая распространенная техника. Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. Используя белый мелок или свечку, можно делать секретные записки или поздравления; жёлтый мелок создает эффект свечения; яркие голубые, зелёные и розовые под тёмной аварелью - неоновый эффект. Можно также совмещать эту технику с натиркой. Под лист кладем фактурную подложку (все, что найдётся дома) и сверху натираем плоской стороной мелка. Если делать это аккуратно, а подложить листики или какой-то рельефный объект, получаются отличные отпечатки.

2. Salt - соль по мокрой акварели

Посыпав на ещё влажный прокрашенный лист соль, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль-экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

3. Blotting - выбеливание краски.

Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место.

Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака.

Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

4. Pressing - продавливание

На рисунке выше видна четкая надпись тёмными буквами (I …). Она сделана на мокрой акварели кончиком кисти (краска как бы стекается в продавленные ложбинки). Таким образом можно подписывать рисунок или добавлять детали. По тому же принципу действует помещение листа мокрой акварели с фактурным объектом на ней под пресс. Лучше всего, конечно, листья так отпечатывать. Но даже из перьев и ветки елки выходит неплохая декоративная картинка.

5. Splatter and spray - разбрызгивание

Зубная щетка плюс акварель помогут сделать дождик, снег, листопад, изобразить ветер. Интересно просто брызгать разными красками на сухой лист. Увлажненный лист даст совсем другой эффект. Можно будет понаблюдать, как капельки расплываются, сливаясь друг с другом в причудливый орнамент.

Разбрызгивать можно вокруг трафарета, или наоборот внутри него. Обеспечен неизменно оригинальный результат. Только не забудьте застелить газетами рабочее пространство, краска разлетается далеко.

6. Masking tape - рисование с помощью малярного скотча

Я с удивлением обнаружила, что вышеупомянутый скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.

Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное - этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить.

7. Foam painting - рисование пеной

Весёлье и красивая текстура в одном флаконе. В ёмкости нужно смешать воду, немного жидкого мыла и много-много краски. Вручаем ребёнку трубочку и разрешаем выдувать пузыри. Как только вырастает высокая шапка, прикладываем к ней бумагу. Ребенка при этом лучше вовсе раздеть, чтобы потом проще отмыть было.

8. Alcohol and citric acid - алкоголь и лимонная кислота

Обе жидкости как бы «раздвигают» и «выедают» краску. Капля спирта дает эффект «рыбий глаз» (fish eye), при этом его летучесть может создать ещё дополнительные ареолы вокруг этого глаза, похожие на гало вокруг солнца. Очень необычно.

Лимонный сок хорошо расползается по свежей акварели, а на подсохшую уже никак не влияет. Он сам довольно сильно растекается, поэтому важно не переусердствовать. В идеальном варианте получаются вот такие «мохнатые» кляксы. Их после высыхания можно превратить в монстриков или еще кого-нибудь, добавив руки, ножки, глазки.

9. Stamping - штампование

На мой вкус, со штампами лучше работать красками погуще - гуашью, акрилом. Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.

10. Plastic cling wrap - пищевая пленка

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Если сделать одно большое ровное «окошко», обрамленное морщинками, то после высыхания краски вы увидите, скажем, озеро, или полынью. На фото даже как будто роза получилась.

11. Blowing - раздувание

Еще один прием рисования трубочкой. И снова нужно дуть, но теперь как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу.В итоге у вас получатся замысловатые деревья или просто смешные чудики, или, возможно, волосы для предварительно нарисованного персонажа.

Если хотите, можно позволить краске самостоятельно течь, куда ей захочется. Просто переверните лист вертикально, а потом пофантазируйте с ребенком, на это это похоже.

12. Light table - световой стол

Или окно, проще говоря. Эта техника не для малышей, зато мама сможет создать галерею детских портретов при желании. Все родственники будут на год вперед обеспечены подарками. В детстве все, думаю, «сводили» картинки, прикладывая оригинал с белым листом к окну. А если взять фото? В фото-редакторах нужно добиться того, чтобы осталось 2 цвета - чёрный и белый (функция posterize).

Дальше есть несколько вариантов действий. Можно закрасить все белые места восковым мелком или свечкой, а потом пройтись акварелью. Получается интересно, но не очень чисто, потому что отследить, где мелок прошёлся, довольно сложно.

Можно просто карандашом обвести все белые пятна, а потом аккуратно остальное залить краской. Это не так долго и не так сложно, как кажется. Просто чуточку терпения и аккуратности, и у вас за детский дневной сон 3-4 портрета.

Если решите ставить дело на поток, то в хобби-маркетах лучше приобрести резервирующую жидкость для акварельной бумаги. Её кистью наносим на белое, сверху проходимся акварелью, а потом снимаем резерв, как пленочку с листа. Быстро, чисто, оригинально.

Акварельные иллюстрации очень популярны как стиль в дизайн-проектах. Но вам не нужно быть мастером в рисовании на бумаге, чтобы получить такое изображение. При помощи Adobe Photoshop можно добиться реалистичного акварельного эффекта, используя набор фильтров. В сегодняшнем уроке вы научитесь превращать в акварельный рисунок любую фотографию.

Как сделать эффект акварельного рисунка из фотографии (видео урок)


Эффект будет имитировать рисунок акварелью, сделанный вручную. При помощи фильтров Photoshop мы создадим базу для эффекта, затем доведем работу до реализма, используя текстуру бумаги и акварельные кисти.


Для начала откройте выбранную вами фотографию в Adobe Photoshop. В нашем примере это фото Golden Gate Bridge by Patrick Tomasso . Кликните правой кнопкой по слою с фотографией, и выберите Convert to Smart Object/Преобразовать в смарт-объект.


В меню Filter/Фильтр выберите Filter Gallery/Галерея фильтров. Откройте категорию Artistic/Имитация и выберите Dry Brush/Сухая кисть . Укажите следующие параметры. Brush Size/Размер кисти: 10, Brush Detail/Детализация кисти: 10, Texture/Текстура: 1. Кликните OK , чтобы применить эффект.

Вновь зайдите в Filter Gallery/Галерею фильтров, в тот же раздел, и выберите Cutout/Аппликация. Настройте параметры так: Number of Levels/Количество уровней: 5, Edge Simplicity/Простота края: 4, Edge Fidelity/Точность края: 1 .

В палитре Layers/Слои кликните дважды по маленькой иконке параметров рядом с названием фильтра. Выберите blending mode/режим наложения Pin Light/Точечный свет.


Вновь зайдите в меню Filter/Фильтр и выберите Blur > Smart Blur/Размытие>Умное размытие . Укажите параметры как на картинке выше.


Кликните дважды по иконке настроек фильтра и выберите режим наложения Screen/Осветление на opacity/непрозрачности в 50%.

Выберите в меню Filter > Stylize > Find Edges/Фильтр>Стилизация>Выделение краев . Укажите фильтру режим наложения Multiply/Умножение. Так на рисунке останется только результат выделенных краев, который будет похож на линии наброска.


Найдите текстуру бумаги, например Ivory Off White Paper Texture . Вставьте текстуру в документ и масштабируйте до нужного размера. Укажите слою с текстурой режим наложения Multiply/Умножение.


Скачайте и установите набор акварельных кистей Watercolor Photoshop Brushes . Укажите слою с фотографией маску и залейте ее черным цветом. Так вы скроете всю фотографию. Возьмите инструмент Brush/Кисть и выберите одну из акварельных кистей.


Выберите белый цвет и кликая кистью в маске слоя, восстанавливайте изображение. Используйте клавиши плюса и минуса, чтобы быстро варьировать размер кисти. Так результат получится реалистичнее.


После нескольких кликов выберите другую кисть и другие настройки и продолжайте работу.


А теперь хорошая новость. Все фильтры и изменения были применены к фотографии в режиме смарт-объекта. А это значит, что если хотите применить тот же эффект к другой фотографии, просто кликните дважды по смарт-объекту, замените в нем фотографию и больше вам ничего не придется делать.