Франсиско гойя капричос описание. «Причуды» Франсиско Гойи

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 03.09.2017 18:18 Просмотров: 1765

Франсиско Гойя известен не только своими живописными работами , но и сериями офортов.

Однако при жизни Ф. Гойи его офорты не были широко известны. Серии «Бедствия войны» и «Пословицы» впервые были изданы Академией Сан-Фернандо в Мадриде лишь спустя 35 лет после его смерти.

Офо́рт (аквафорте) – разновидность гравюры на металле. Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок. Затем пластину помещают в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак с пластины снимается. Перед печатью на пластину наносится краска, но гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублений переносится на бумагу. Офорт является разновидностью глубокой печати.
Офорт начал развиваться в начале XVI в. В технике офорта работали многие известные художники: Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Иван Шишкин, Сальвадор Дали и др.
Ф. Гойя известен несколькими сериями офортов:

«Капричос» (1797-1798). 80 листов этой серии являются критикой моральных, политических и духовных основ Испании той поры. Большинство офортов этой серии имеют авторские комментарии.

«Тавромахия» (1815). 33 офорта этой серии посвящены корриде.

«Бедствия войны» (1810-1820). Серия из 82 листов создана в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-1814).

«Диспаратес» («Причуды» или «Глупости») (1820-1823). 22 листа этой серии являются фактически иллюстрациями притч и пословиц.

«Капри́чос» (исп. Los Caprichos – причуды) (1797-1798)

Эта серия офортов – едкая сатира на политические, социальные и религиозные порядки, непревзойденный образец фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска. Невероятны, чудовищны изображенные Гойей образы и ситуации, но при самых изощренных вымыслах его фантазии они раскрывают существенные особенности испанской действительности того времени. «Капричос» направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества, тупости аристократии, лицемерия и алчности духовенства, суеверия и фанатизма масс. Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ».

Ф Гойя «Сон разума рождает чудовищ» (1797). Металл, офорт, акватинта, сухая игла. 21,5 × 15 см. Национальная библиотека Испании (Мадрид)
Название и тема офорта – испанская пословица El sueño de la razón produce monstruos (сон разума рождает чудовищ).
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес. Сам художник сопроводил этот офорт комментарием: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.
Разум способен контролировать навязчивые фантазии человека. Но если разум спит, то отсутствует цензура рассудка над чувствами, и тогда побеждает воображение, которое может быть навеяно человеку чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на сознание человека.
В настоящее время эту пословицу воспринимают как предостережение к совершению необдуманных действий.

Ф. Гойя «Чего не сделает портной!»
Комментарий автора: Нередко приходится видеть, как смешной урод вдруг преображается в надутое ничтожество, пустое, но весьма представительное на вид! Поистине велико могущество ловкого портного и столь же велика глупость тех, кто судит по внешности.
Человек легко может обмануться мнимым величием ничтожества. Не следует быть слишком наивными и верить всему, что вам навязывают, надо уметь рассуждать.

Ф. Гойя «Маменькин сынок»
Комментарий автора: Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок.

Ф. Гойя «Охота за зубами»
Комментарий автора: Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам.

«Тавромахия» (1815)

Гойя всегда любил корриду, нa одном из автопортретов (1790-1795) он даже изобразил себя в образе тореро. Вот два листа этой серии:

Офорт № 18: Дерзкий поступок Мартинчо на арене Сарагосы

Офорт № 5: Отважный мавр Гасуль был первым, кто боролся с быками по правилам

«Бедствия войны» (1810-1820)

Эту серию офортов искусствоведы рассматривают как протест против жестокости подавления антифранцузского восстания, последовавшей за ним войны на Пиренейском полуострове и реакционной политики восстановленной династии Бурбонов. Война для Гойи – это крушение всего гуманного, разумного, человеческого, торжество отвратительной звериной жестокости. Но основной пафос серии составляет вера Гойи в силы народа, отстаивающего свою честь и свободу.

Ф. Гойя «Невозможно видеть это»
Во время войны между империей Наполеона и Испанией Гойя занимал должность первого живописца двора и продолжал писать портреты испанских и французских вельмож. Война была ему небезразлична, но до поры до времени он хранил свои чувства в себе. Работу над серией он начал уже больным, почти оглохшим. Но опубликована серия офортов «Бедствия войны» была только спустя 35 лет после его смерти, когда стало возможным критиковать и французов, и испанских монархов.
Гойя показал катастрофическое воздействие войны на каждого отдельного человека.

Ф. Гойя. Лист № 34: За складной нож (К столбу привязан священник с крестом в руках. На груди у него табличка, на которой написано преступление, за которое его казнят – ношение ножа)

6 февраля 1799 года в «Diario de Madrid» появилось длинное объявление. Оно рекламировало сборник из 80 гравюр. В объявлении автор долго и многословно извинялся; предупреждал, что сатира направлена не против конкретных личностей, а против пороков в общем; рассказывал как трудно было рисовать гравюры не следуя ни более ранним образцам, ни природе и всячески себя расхваливал. Этот сборник до сих пор является одним из самых фантасмагорических творений человеческого разума. Речь идёт о «Los Caprichos». Автором же его был придворный художник его величества Карла IV, короля Испании — Франсиско Гойя и Лусиентес.

Гойя выпустил 300 экземпляров «Капричос» — всего ему пришлось напечатать 24 000 гравюр (не считая брака). Один сборник стоил 320 реалов (тогда столько стоил 31 грамм — или одна унция — золота). За четыре года было продано 27 экземпляров «Капричос». В итоге весь оставшийся тираж вместе с гравировальными досками выкупил Карл IV.

Caprichos переводится как каприз, фантазия, игра воображения. Считается, что слово произошло от глагола, обозначающего прыжки и скачки молодых козочек на травке. До Гойи в этом жанре изображались в основном архитектурные фантазии, намного реже — жанровые или гротескные сценки. Сатирическая фантасмагория была, по сути, изобретением Гойи.

Надо отметить, что кроме графических фантазий итальянцев, на «Капричос» оказала значительное влияние английская карикатура того времени, большим поклонником которой Гойя являлся.

Но в первую очередь он являлся большим поклонником себя. Поэтому альбом начинается с его автопортрета.

Каприз №1. Франсиско Гойя и Лусиентес, художник

Когда Гойя начал работу над серией, ему был 51 год (родился он 30 марта 1746 года). Франсиско Гойя появился на свет в суровом Арагоне, в небогатой ремесленной семье. В возрасте 13 лет он начал обучение ремеслу живописца у друга своего отца, Хосе Лузана. В 1766 году (со второй попытки, первую он бездарно провалил) он получил стипендию Художественной Академии для поездки в Италию. Вернувшись, он работал в Сарагоссе; там же и женился; и благодаря удачной женитьбе (его свояк, Франсиско Байё, в 1767 году стал предшественником Гойи на должности главного придворного художника) — переехал в Мадрид и стал управляющим Королевской Гобеленовой Мануфактуры. Благодаря общительности, чувству юмора и любви к охоте молодой художник завел нужные знакомства — и в итоге приобрел немалую популярность в высших слоях испанского общества, а так же сменил своего ушедшего на покой родственника на высшей должности, доступной художнику в Испании. Кроме того он к этому времени был отцом значительного количества детей (от семи до двадцати, из них только один сын выжил) и абсолютно глухим.

Каприз №2. Она говорит «Да» и отдает руку первому попавшемуся

Каприз №2. Она говорит «Да» и отдает руку первому попавшемуся.

У этой гравюры с изображением немного гротескной свадьбы — девушка в маске, одетая в дорогое, сшитое по последней моде платье, и довольно потасканный, хоть и с претензией одетый, жених — есть история и прототип, правда, литературный. Был у Гойи приятель, Гаспар Ховельянос. И был этот Ховельянос довольно типичным образцом человека эпохи Просвещения: немного юрист, немного экономист, немного литератор; восхищался британским общественным строем; почитывал Руссо, Вольтера, Монтескье и Гоббса; проникался современными экономическими теориями физиократов и Адама Смита и, конечно же, пускал слезу над судьбой героинь (или героев) сентиментальных романов (чувствительность тогда была в моде). Начитавшись всего этого развращающего чтива, он окинул критическим взглядом окружающую действительность и (разумеется) пришел к мысли о том, что нравы срочно нуждаются в исправлении. Результатом этих мыслей стала поэма «К Арнесто». Поэма клеймила некоторые не совсем безупречные способы заведения знакомств с матримониальными целями. Например девушки обвинялись в использовании косметики, сокрытии возраста, демонстрации ложной скромности и прочих притягательных черт характера. Молодые же люди обвинялись в сообщении заведомо неверных сведений о своем материальном благосостоянии и общественном положении. И в этой поэме есть приблизительно такие строки:

…Бездумно доверяя жениху,
Не оценив его достоинств и пороков
Сказала «да» и руку отдаёт
Тому, кто первый глянул на неё
Коварным, злым и похотливым оком.

Теперь, я думаю, вы понимаете, почему невесту окружают эти мерзкие, ухмыляющиеся, мошеннические рожи. Хотя когда довольный жених приведет аристократическую красавицу к себе в трущобы, она снимет маску… и жених тоже может быть слегка удивлён и разочарован.

В те времена по Мадриду ходило много сплетен и анекдотов о том, как темпераментные синьоры впускали ночью в дом своих любовников под видом привидения. Дети, видя такое, в испуге отправлялись спать и боялись даже нос высунуть из-под одеяла. А изобретательная мамаша в упоении предавалась радостям жизни и ролевым играм. Обратите внимание на разницу между лицами детей и женщины. Кстати дело не только в мимике — испуганные лица детей — резкий и жесткий контраст между светом и тенью; лицо женщины — мягкие полутона. Есть правда и другая трактовка, отраженная в написанном от руки примечании к одному из экземпляров этой гравюры: «Это ужасная ошибка в первоначальном образовании детей. Ребенок боится призраков больше, чем отца и верит в то, чего не существует». Но, глядя на мимику изобретательной синьоры, я всё-таки склоняюсь к версии с любовником.

Каприз №4. Маменькин сынок

Здесь, как говорится, комментарии излишни — рисунок и подпись говорят сами за себя. А если вас удивляет костюм дитяти — то тогда было принято независимо от пола детей до пяти лет одевать в платьица. Можно добавить только выдержку из «Сокровищницы кастильского или испанского языка» Каваррубиуса (1610 год): «…некоторые мальчики, даже будучи уже большими, не знают, как оторваться от титек своих матерей; из таких вырастают глупцы и порочные злодеи». У «мальчика», изображенного на гравюре судя по лицу, уже, пожалуй, борода пробивается — я тоже знаю несколько таких тридцати-сорокалетних недорослей.

Каприз №5. Одно другого стоит

Самая популярная интерпретация этой гравюры гласит, что она изображает королеву Марию-Луизу в виде мадридской проститутки и её фаворита Годоя — в виде клиента. Вряд ли это так. Во первых Гойя не был ни идиотом, ни оторванным от реальности идеалистом. Он был весьма практичным человеком. Вряд ли он бы поставил под удар свою успешную карьеру ради сомнительного удовольствия посмеяться над работодателями и покровителями. Во вторых его собственноручная подпись на эскизе гласит: «Старухи от души смеются, потому что знают, что у него нет ни гроша за душой». И если бы на изображении женщина «снимала» молодога человека в костюме «а-ля мод» — ради того, чтобы сделать его своим альфонсом — повода для смеха у старух бы не возникло. Так что это скорее всего просто зарисовка комичной (на взгляд Гойи и современной ему публики) сценки. Не говоря уж о том, что историки до сих пор задаются вопросом — а был ли Годой действительно любовником Марии-Луизы. Но об этом — позже.

Во второй половине XVIII века Европу (и Испанию в том числе) охватила мода на карнавалы в венецианском духе — с масками и переодеваниями. Французский философ и социолог Кайуа считает, что карнавальная маска позволяет скрыть социальную роль, присущую человеку, и побыть некоторое время самим собой. Гойя тоже использует маски не для того, чтобы скрыть сущность человека, а для того, чтобы показать её как можно более выпукло и ярко — взгляните на персонажей заднего плана. Об остальном говорит название: даже если девушка справа и поддастся соблазну — об этом никто не узнает.

Каприз №7. Даже так он её не узнает

Молодой модник, афранчезадо (офранцузившийся — то есть одетый по французской моде), разглядывает в монокль проститутку. Сценку эту наблюдает довольная сводня. Здесь, пожалуй, в виде пояснения достаточно надписи, сделанной Гойей на эскизе к гравюре: «Как он может распознать её? Для того, чтобы понять её сущность, недостаточно увеличительного стекла, здесь нужно верное суждение и жизненный опыт — чего недостаёт бедному молодому кабальеро…».

Каприз №8. И её похитили

Каприз №8. И её похитили…

Эта гравюра иллюстрирует специфическое чувство юмора Гойи. Композиция характерна для многочисленных изображений снятия с креста, что совсем не соответствует содержанию — сцене похищения девушки. В Испании того времени такие похищения не были редкостью: насильственные браки, похищения ради выкупа, изнасилования… В данном случае обращает на себя внимание монашеское облачение одного из похитителей. Один из комментариев к изображению говорит прямо: «Священнослужитель, жаждущий незаконной любви, нашел себе помощника для черного дела».

Каприз №9. Тантал

Тантал знаменит наказанием, которому его подвергли олимпийские боги. Он стоял по шею в воде — но когда наклонялся, чтобы попить, вода уходила от него. Прямо над его головой висели на ветке спелые фрукты — но как только он тянулся к ним, ветка отодвигалась. Око видит, да зуб неймёт. Так — по мнению Гойи — происходит и с престарелыми кабальеро, женящимися на молоденьких сеньоритах. Так что эта гравюра, изображающая заламывающего руки в страданиях пожилого джентльмена с соблазнительной, полураздетой и бесчувственной (это от того, что ей пришлось забыть о чувственных удовольствиях) девицей на коленях, — является аллегорическим изображением импотенции.

Каприз №10. Любовь и смерть

Здесь все интерпретаторы сходятся в одном: запретная любовь плохо заканчивается. В данном случае — дуэлью и смертью любовника.

Каприз №11. Парни готовы

Ещё одна гравюра без особых скрытых смыслов. Единственный вопрос, который она вызывает, это вопрос о том, кто же всё-таки здесь изображен: контрабандисты или разбойники? Хотя разбойники в те времена не брезговали промышлять контрабандой, а контрабандисты — разбоем. В любом случае современнику было понятно, что именно эти парни готовы с ним сделать при встрече.

Каприз №12. Охота за зубом

Эта сценка, в принципе, в комментариях не нуждается. Девушка пытается вырвать зуб у повешенного — не так то это и просто! Он ей нужен для колдовства. Зуб повешенного — необходимый ингредиент приворотного зелья, например.

Просто жадные монахи не дождавшиеся, пока остынет суп. Довольно безобидно, если не знать, что один из эскизов к этой гравюре назывался «Сон о неких людях, которые нас едят», а на подносе у прислужника красовалась отварная человечья голова.

Довольно типичная ситуация. Молодую девушку (судя по всему из благородной, но испытывающей затруднения семьи) продали замуж старому, уродливому и богатому карлику (некоторые предполагают в нём маррана: испанского или португальского еврея, принявшего — искренне или не очень — христианство). Девушка не в восторге, но готова пожертвовать собой ради благополучия семьи. Папаша с мамашей — довольны удачной сделкой. Только дуэнья закрыла глаза рукой — не может смотреть на похотливого уродца.

Каприз №15. Хорошие советы.

Франсиско Гойя жил в сложном 19 веке. Одаренный художник и гравер, он стал легендой своего времени. Прожив долгую и интересную жизнь, он сумел запечатлеть в искусстве самые тяжелые ее моменты. Его серия офортов является отражением несправедливости старого испанского порядка, тяжелых последствий войны и первой испанской революции.

Франсиско Гойя

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес родился в Испании в 1746 году в небогатой семье. Детство он провел в деревне. Переехав в 1760 году в город Сарагосу, Франсиско поступает в ученики к местному художнику. Бурная молодость и яркий темперамент вынуждают юношу покинуть город и отправиться в Мадрид.

В столице Испании юный художник дважды пытается поступить в Художественную академию Сан-Фернандо, но, к сожалению, в обоих случаях терпит фиаско. Тогда он решает отправиться в путешествие по Италии. Все это время Гойя усердно пишет картины и отправляет их в Мадрид, что в итоге приносит свои плоды. Его замечают. В 31 год он возвращается в Сарагосу, где начинает активную художественную деятельность. Он расписывает церкви, многие его фрески хвалят, что побуждает молодого человека вновь отправиться в столицу.

Франсиско попадает учеником к придворному художнику Франсиско Байеу, женится на его сестре и активно закрепляется при дворе. Когда умер Байеу, Гойя становиться полноправным хозяином его мастерской.

После того как он стал придворным художником карьера пошла в гору. Он пишет портреты сначала известных вельмож, а потом и королевской семьи, что делает его одним из самых известных итальянских портретистов.

В 1799 году, в возрасте 53 лет, Франсиско Гойя достигает пика своей карьеры, он получает сан первого придворного художника короля Карла IV. В это же время он начинает серию своих знаменитых офортов, которые были связаны с политикой того времени и с жизнью населения страны.

В 1824 году власть в стране меняется, и новый король Фердинанд не слишком жалует художника. Гойя вынужден уехать во Францию, где и умер в возрасте 82 лет.

Испания 18-19 веков

Вся жизнь художника прошла в его родной Испании, он писал портреты ее высшего света и гравюры о ее жизни. За свою долгую жизнь Гойя стал свидетелем ужасающих событий того времени. Художник жил во времена испанской инквизиции, тогда церковь имела огромное влияние в государстве и, как следствие, сильно тормозила общественный прогресс. Инквизиция была официально отменена только через 10 лет после ухода художника из жизни, за 6 веков своего существования она сгубила тысячи невинных людей.

В период Наполеоновских войн Испания тонула в крови. Оккупация Испании сильно повлияла на ее экономику, страна голодала, но продолжала активное сопротивление. Шесть лет испанцы яростно сражались с наполеоновскими захватчиками и в конце все же одержали победу, пусть и ценой миллионов жизней.

Вспыхнувшая после гражданская революция приведет к затяжной партизанской войне. Все эти страшные события найдут отражение в гравюрах и офортах художника.

Офорты Гойи "Бедствия войны" пронизаны ненавистью к войне и глубоким состраданиям к ее жертвам.

Офорт - что это?

Офорт - это гравюры на металле. При изготовлении такой гравюры используется металлическая пластина, которая покрывается кислотоупорным лаком. После на этой пластине особыми инструментами "выцарапывается" рисунок. Далее все помещается в кислоту (в переводе "офорт" переводится как "крепкая вода"), которая убирает металл в свободных от лака местах. Потом, после кислоты, остатки лака снимают, и на очищенную пластину наносится краска. Эта техника стала использоваться в 16 в.

В этой технике работало много известных художников: Иван Шишкин, Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Сальвадор Дали и Ф. Гойя.

Серия офортов Гойи займет почетное место в мировом искусстве. Эти офорты были созданы, чтобы хоть как-то изменить общество.

"Капричос"

Франсиско Гойя создал офорты "Капричос", что в переводе с испанского означает "Причуды". Это 80 фантастических картин на социальные, политические и религиозные темы. Офорты Гойи "Капричос" высмеивают и в то же время заставляют задуматься над обыденными вещами.

Молодые девушки, которые так легко выходят замуж, а потом ждут легкости в семейной жизни, в офорте "Они говорят "Да" и протягивают руку первому встречному". Маленькие дети, которых балуют родители, вследствие чего они становятся капризными и несносными - "Маменькин сынок". Пороки и распутство мужчин и женщин - офорт "Один другого стоит". Высокомерное светское общество, где "Никто никого не знает", все пытаются казаться не теми, кем являются на самом деле. Художник высмеивает мистику в за зубами" и пьянство в сюжете "У него сгорает дом". Несколько офортов, где люди изображены с ослиными головами, говорят о глупости общественных норм.

Но самый известный в серии "Капричос" офорт Франсиско Гойи - это "Сон разума рождает чудовищ". Именно "Сном" художник хотел изначально назвать эту серию.

Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений.

Серия офортов Гойи "Капричос" была закончена в 1799 году. Она была очень смелая и вызвала недовольство короля. Это была "неудобная" правда об обществе, церкви и политике того времени. Недаром художник уделил такое внимание испанским женщинам, которые стремились поскорее выйти замуж за богатого жениха, а после вели распутный образ жизни.

Теме "святой инквизиции", а точнее, абсурду ее власти, Гойя посвятил также немало гравюр.

Но больше он высмеивал самые обычные человеческие пороки: жадность, лень, распутство, обман, тщеславие.

"Тавромахия"

Как любой испанец, Гойя всю жизнь очень любил корриду. Она его очаровывала и восхищала. Неудивительно, что художник посвятил ей 33 миниатюры. Уже в зрелом возрасте Гойя создает офорты "Тавромахия" (в переводе с испанского "Борьба с быками"), где изображает отважных мавров на арене с буйными животными.

Офорты не были коммерчески успешны, но, безусловно, стали еще одним подтверждением таланта художника.

"Бедствия войны"

Самая тяжелая серия офортов, состоящая из 82 шт., изначально была названа художником "Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос". Гойя всем сердцем переживал и сострадал своему народу. Ослабшая и изможденная после войны с Наполеоном Испания страдала, но не сдавалась. Невозможно описать, что пришлось пережить испанцам в эти ужасные годы оккупации.

Гойя создает офорты, в которых пытается изобразить всю глубину страданий его родной страны. На его век пришлась революция 1789 года, жестокая инквизиция, война и еще две революции 19 в.

Серия офортов "Бедствия войны" Франсиско Гойи станет отражением той боли, которую испытывал художник в эти годы. На лицах изображенных им людей читается ужас и страх, боль и отчаянье.

Жестокое подавление народного бунта найдет отражение в гравюре "Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая". Вся серия связана с героической борьбой народа Испании за свою свободу. Гойя изображает солдата, который пытается изнасиловать девушку и получает удар ножом в спину от старухи, в гравюре "Они не хотят". Он рисует множество трупов с криком "Я видел это!". Его работы шокируют и не дают забыть кошмар, через который прошел каждый испанец в те ужасные годы.

Заканчивает серию офортов гравюра "Правда умерла". В центре картины лежит обнаженная девушка, олицетворяющая Испанию, а над нею молятся мужчины. Очень символичное заключение.

Офорты Гойи выразительны, типажи изображенных людей впечатляют своей эмоциональностью. Динамичные сюжеты будоражат воображение. В форме басни, рассказа художник разоблачает истинный двор, знатных вельмож, духовенство и все пороки общества, которые ежедневно наблюдает среди людей.

"Диспаратес"

Еще одна серия гравюр из 22 листов. Это иллюстрации притч и пословиц. Офорты Гойя изобразил жуткие, мрачные и пугающие. Эти гравюры были созданы в период 1816-1820 годов, когда художник уже практически оглох. В это время он жил один, и все чаще его произведения были омрачены событиями пережитых лет. Кто-то видит в этих работах сумасшествие, а кто-то - ночные кошмары одинокого глухого человека.

Эта загадочная серия офортов была последней в творчестве великого художника.

Память о Гойе

Конечно, такой талантливый и неординарный художник не мог бесследно уйти из жизни. За свой долгий творческий путь он создал множество сюжетных картин, таких как "Восстание", "Великаны", "Продавец посуды". Став придворным художником, он пишет множество портретов самых известных личностей того времени.

Его портретные работы - "Семейства герцога и герцогини Осуна", "Семья "Обнаженная Маха" - сейчас хранятся в самых известных музеях мира.

Про Гойю было снято семь фильмов, самый известный из которых - "Призраки Гойи".

В 1930 г. в Испании была выпущена почтовая марка, посвященная Франсиско Гойе.

В 1986 году в честь художника был назван астероид.

В заключение

При жизни художник Франсиско Гойя был очень знаменит, он стал известным портретистом и достаточно состоятельным гражданином своей страны. Однако офорты Франсиско Гойи не обрели столь широкой известности в его время. Их опубликуют только спустя 35 лет после смерти автора.

Но сколько бы ни прошло лет, темы, которые поднимает в своих гравюрах художник, актуальны и по сей день. Человеческие пороки никуда не делись, и ужасы войны ничуть не изменились: все та же кровь, насилие и трупы. В разные времена неравнодушные по-разному боролись с несправедливостью и безнаказанностью своей эпохи. Франсиско Гойя обладал многогранным талантом, который позволил ему выразить свое неравнодушие к происходящему вокруг в гравюрах. Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде.

Иллюстрация: Художник Франсиско Гойя. Серия офортов «Бедствия войны».
Лист № 71 «Против общественного блага» («Contra el bien general»). 1820г.

«В столице больше церквей и часовен, чем жилых домов, больше попов и монахов, чем мирян. На каждом углу вниманию прохожих предлагаются поддельные реликвии и рассказы о лжечудесах…»

Так гласил памфлет «Хлеб и арена», живописуя поистине печальное положение вещей, которое наблюдалось во второй половине 18-того века в Испанском королевстве.

«Вся религия состоит из нелепых обрядов, развелось столько духовных братств, что умерли братские чувства. В каждом уголке нашей дряхлой, разлагающейся, темной, суеверной Испании вы найдете заросшие грязью изображения мадонны. Мы исповедуемся каждый месяц, но мы закоснели в пороках, с которыми не расстаемся до самой смерти. Даже злодей-язычник лучше любого христианина-испанца. Мы не боимся Страшного суда, мы боимся застенков инквизиции».

Под псевдонимом Кандидо Носедаль, которым был подписан памфлет, скрывался прогрессивный государственный деятель, боровшийся против главенствующих в обществе архаичных феодально-клерикальных порядков, Гаспар Ховельянос, не смотря на свои высокие посты и связи в высшем свете однажды все-таки не избежавший преследования за свободомыслие, судебного следствия и семилетнего тюремного заключения.

В мадридском музее Прадо можно увидеть портрет этого человека работы художника Франсиско Гойи, созданный в 1798 году, за три года до ареста (Ховельянос предстал перед судом инквизиции в 1801 году). Франсиско Гойя примерно в это же время также был вызван в суд инквизиции, в связи с тем, что опубликовал серию офортов «Капричос» («Los Caprichos» - «Причуды»). Если бы не уловка с преподнесением «Капричос» королю, которая, к счастью и для художника, и для его творения, вполне удалась, ему бы тоже не избежать по меньшей мере крупных неприятностей.

Гойя не мог не сознавать, какому риску подвергается, публикуя свою работу, равную, а может быть, даже превосходящую по остроте резкие обличительные слова Ховельяноса. Однако он пошел на этот риск, вероятно, считая это своим долгом, - долгом перед своей гордой и несчастной родиной, перед пострадавшими в борьбе с реакционным засильем друзьями, перед самим собой.

В романе Лиона Фейхтвангера «Гойя. Тяжкий путь познания» есть место, посвященное размышлениям узкого кружка единомышленников относительно того, что для художника, конечно, безопаснее скрыть «Капричос» и опубликовать его, только когда это уже не сможет принести его автору вред, - но ведь в этом случае рисунки потеряют свою злободневность и превратятся просто в произведение искусства. Все имеет особенную ценность в свой срок. Подобные размышления не могли не посетить художника перед тем, как решиться на весьма отчаянный шаг и выложить рисунки на всеобщее обозрение.

Гойя опубликовал «Капричос» в феврале 1799 года, выразив доступными ему средствами протест против ужасов и мерзостей эпохи, среди которых он сам и его современники вынуждены были жить - и которые необходимо было преодолеть для того, чтобы дать путь прогрессу, - вероятно, со смутной надеждой, что его работа окажет свое влияние на ход событий. Ему не суждено было дожить до того момента, когда в его стране покончили со страшными уродливыми пережитками прошлого, но он не мог не верить, что так однажды будет. Об этом свидетельствует последний офорт серии № 80 «Уже пора»: «На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки. Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. До сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем. Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта-дель-Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве».

К слову сказать, очень жаль, что «до сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем». Сложно было предположить заранее, что, даже пролежи офорты «Капричос» под спудом многие годы, они еще не однажды обретут остроту современности.

++++++++++
«Капричос». Офорт № 59 «А они еще не уходят».

На рубеже 20-21 веков искусство Гойи давно уже получило всеобщее признание и сделалось достоянием мировой культуры. Всеобщий язык живописи не нуждается в переводе, так или иначе, но он внятен для всех без исключения и многое способен без слов сказать людям всех слоев общества, всех стран и народов, - довольно бывает и одного взгляда, а уж если вглядеться повнимательней, то и подавно.

Я хорошо помню, как впервые в свой черед познакомилась с творчеством Гойи, чего никак нельзя избежать в процессе хотя бы самого начального образования, поскольку это слишком известное имя. Музей Прадо и дворец де Лириа в Мадриде, где выставлены сегодня многие работы Гойи, мне посетить не посчастливилось, но репродукции самых известных его картин и рисунков были в моем полном распоряжении.

20-й век подходил к концу, скоро мироустройство должно было измениться с окончанием грозной и блистательной советской эпохи, но основные тенденции предыдущих десятилетий были еще достаточно ощутимы, и окружающее все еще воспринималось через их призму. С полотен испанского художника прошлого на меня смотрели дамы и кавалеры, гранды и грандессы… я вглядывалась в их лица – жестко сжатый рот королевы Марии-Луизы, надменные дуги бровей герцогини Альба, вальяжная поза премьер-министра Годоя – «Князя мира»… но ведь все они были не более чем прошлым, и жутковатый гротеск «Капричос» коробил, но не прожигал до сердца – потому что, как подсказывало мне мое воспитание и свидетельствовала спокойная и обеспеченная жизнь, которую я вела вместе с подавляющим большинством моих соотечественников, победа над темными силами была уже одержана, и все эти мрачные и жуткие сцены средневековых шабашей и засилья облеченных властью ослов и попугаев, воплощенные гением мастера, – они уже не повторятся в реальности, став не более чем экспонатами исторического музея, монстрами кунсткамеры.

Все офорты «Капричос» (а их в серии 80) я тогда не видела, но мне это и не казалось необходимым. С антуражем прошедшей эпохи можно познакомиться по нескольким ярким образцам, что я и проделала. У меня была возможность рассмотреть самый знаменитый, растиражированный офорт серии - № 43 «Сон разума рождает чудовищ», а также офорты, посвященные жертвам инквизиции: № 23 «Из той пыли…» и № 24 «Тут ничего нельзя было поделать». Кроме того, мне попался пикантный № 7 «Он даже так не разглядит её», с флиртующими дамой и кавалером, - и еще несколько других, один офорт с ослом, которого рисуют в виде льва (№ 41), и офорт № 51, со странными существами наподобие роботов, названных почему-то сурками, который я тогда не поняла.

Кроме визуального знакомства с творчеством художника, я осилила роман Фейхтвангера «Гойя или тяжкий путь познания» («Goya oder der arge Weg der Erkenntnis», 1951г., - собственно, лучшее, что можно прочесть о Гойе в художественной литературе и на сегодняшний день), причем в романе меня в те мои светлые юные дни, разумеется, более всего заинтересовали сложные взаимоотношения пылкого художника и капризной герцогини. Еще выпал случай побывать на весьма своеобразном театральном спектакле, посвященном «Капричос». Спектакль представлял собой фантасмагорическую пантомиму и оставил довольно сильный след в моей впечатлительной душе, впитывавшей мир подобно губке, что так свойственно юности.

Новая встреча с «Капричос», с Гойей, с романом Фейхтвангера ждала меня через несколько лет… сколько же их прошло? 34 года, однако… так многое изменилось и во мне самой, и вокруг меня.
Слава Интернету и Википедии! Случайно, плутая в поисках чего-то, уж и не упомню чего, в паутине сети, я открыла папку с офортами «Капричос» и увидала все 80 листов, по порядку, без изъятия, испытав гораздо больший шок, чем когда-то. Все уже знакомые офорты предстали передо мной в новом свете, а те, которых я ранее не видела, поразили тем сильнее.

К тому же теперь они все вдруг сделались мне понятны. Я даже вспомнила старую мысль о том, что некоторые вещи происходят в свой срок, именно в нужное время, когда ум подготовился к их восприятию.

Образы рисунков Гойи, составившие его «Капричос», снова стали актуальными. А ведь Гойя так надеялся, что этого не произойдет, в его ли стране, в какой-то другой – неважно, главное, что не произойдет, ведь недаром же он словно запечатал, словно заклял весь цикл, всю эту кошмарную фантасмагорию, тем самым заключительным офортом № 80 «Уже пора», с ревущей от бессильной ярости сворой бесов, которых сметает с лица земли свежий ветер перемен.

Я долго разглядывала офорт № 59 с его зловещими полуистлевшими мертвецами, выползающими из-под приподнятой ими гробовой доски, с надписью, начертанной под ним «А они ещё не уходят», вчитываясь в пояснение, сопровождающее рисунок: «Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей; он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох». И мне показалось, что эта страшная картинка имеет отношение не только к давнему прошлому, но и к нашей современности.

++++++++++
«Капричос». Офорт № 50 «Сурки».

Помимо офорта № 59 «Y aun no se van!» - «А они еще не уходят» - наиболее ужасен, на мой теперешний взгляд, офорт № 50 «Los Chinchillas» - «Сурки». Картинка с первого взгляда кажется бессмысленной, но при этом весьма экспрессивной, что не может не насторожить. Какой-то странный человек с плотно завязанными глазами и большими ослиными ушами, торчащими из-за повязки вверх, торопливо кормит с ложки двух уродов, глухих из-за больших висячих замков, на которые замкнуты их уши, и слепых вдобавок.

«Тот, кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся», - это сказано про них. Они омерзительны до тошноты, недееспособны, ни на что не годны, а человек, недаром увенчанный ослиными ушами, не перестает кормить их, выбиваясь из сил, делая совершенно не нужную ни ему, ни кому-то другому работу, тратя время и средства попусту.

Если бы он мог остановиться хоть на минуту, то, наверное, догадался бы сорвать повязку с глаз – и, ужаснувшись, прекратил свой бессмысленный унизительный труд. Но все происходит слишком стремительно, и минуты этой у него, отдающего все силы навязанной ему работе, просто нет. И все продолжается, и будет продолжаться, пока он не рухнет от изнеможения.

Хотя ослиные уши, нарисованные над головой несчастного труженика, намекают еще на одну причину его рабства, ведь, сдерни он повязку с глаз, пришлось бы ему осознать, какую вопиющую глупость он совершает, между тем, возможно, он боится узнать правду о своем положении, хотя самообман и обходится слишком дорого?

Мне подумалось, что, разглядывая рисунки «Капричос», мы как раз и снимаем с глаз повязку.

++++++++++
Последний тираж «Капричос». 1937 год.

Офорт - одна из разновидностей гравюры на металле, позволяющей тиражировать рисованные изображения в черно-белой гамме - известен с 15-того века. В общем и целом, это отпечаток с процарапанной гравировальными инструментами металлической пластины (доски), предварительно покрытой стойким лаком и затем протравленной кислотой. Пример классического офорта – работы Альбрехта Дюрера, в которых хорошо проработаны контуры, слегка оживленные мелкой штриховкой, но пространство картины при этом остается бестеневым, плоским.

С развитием химии появилась возможность обогатить изобразительные средства офорта. В середине 18-того века был разработан метод акватинты (итал. aqua - вода, tinta - оттенок), при котором перед травлением медная пластина покрывалась расплавленной канифолью. Оттиски, получавшиеся при печати с подготовленной таким образом пластины, приобретали вид теневого рисунка черной тушью, слегка размытого, что свойственно акварели. Чаще всего мастера применяли смешанный метод, совмещая классический офорт, непременным инструментом при изготовлении которого была гравировальная игла, и химию акватинты. В этом случае при наличие четких силуэтных линий имелись формирующие объем пятна разной цветовой интенсивности от черного до светло-серого и белого. Результат получался очень впечатляющим.

Методом акватинты в сочетании с применением сухой иглы (без дополнительного травления) были созданы Гойей листы «Капричос». Они лаконичны по своему исполнению, четкие резкие штрихи соседствуют с массированными заливками, что в целом создает и объем, и форму, делая произведение ярким, запоминающимся, насыщая его внутренней динамикой как нельзя лучше.

Далее художник продолжал работать в технике офорта и создал еще несколько серий, причем некоторые из них («Бедствия войны», «Диспаратес») при его жизни вообще не увидели свет, впервые их отпечатали много позднее: только в 1863 году вышли «Бедствия войны» (82 листа) и 22 листа «Диспаратес» («Причуды» или «Глупости»), изданные под названием «Los Proverbios» («Притчи»,«Пословицы»). По стечению обстоятельств только «Капричос» были растиражированы сразу после создания, не отстав от своего времени, произнеся свое слово точно в срок. Это наиболее известная серия из созданных Гойей.

Офорты «Бедствия войны» посвящены кошмарам военного времени (охват событий 1808-1824 годы).

В «Диспаратес» (время создания 1820-1823 годы), отчасти продолживших тему фантасмагории «Капричос», изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют рядом с людьми. В этой серии Гойя достигает предельной силы выразительности, рассматривать ее, не устояв перед ее странным гипнозом и гадая о смысле аллегорий, можно долго.

С хорошо изготовленных офортных досок можно было отпечатать несколько сотен экземпляров, причем постепенно основа стиралась, отпечатки получались уже менее качественные – не настолько насыщенные цветом, недостаточно четкие, поэтому наиболее ценятся первые оттиски – на них даже видны контуры самой медной пластины.

В 1799 году Гойя напечатал 300 экземпляров «Капричос», именно эти оттиски, изготовлявшиеся лично им или же под его непосредственным надзором, наиболее ценны. Затем с 80 медных досок, преподнесенных им королю и далее поступивших на хранение в Королевскую Академию Изобразительных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде (часто пишут также Академия Изящных Искусств), было напечатано еще несколько копий. Точных данных о том, сколько всего копий было с тех пор напечатано с досок Гойи, мне не встретилось, - встретилось мнение коллекционера, что в этом деле полной ясности не наблюдается. Пятая редакция вышла в 1861 году. Обычно полная серия переплеталась вместе, представляя собой журнал (или книгу), но офорты имеют хождение и порознь. На ранних офортах виден оттиск печати Королевской академии Мадрида. Кроме того, «Капричос» тиражируется репродукциями – хотя знатоки ценят, разумеется, оттиски с авторской основы. На аукционах такие оттиски стоят дорого.

В Академии Сан-Фернандо в конце концов собралась коллекция почти всех авторских офортных досок Гойи всех изготовленных им серий. Последний оттиск со стирающихся медных пластин был сделан в 1937 году, перед Второй Мировой войной, с осознанным стремлением сохранить наследие великого художника, по указу республиканского правительства, уже вступившего в войну с Франко, в недалеком будущем фашистским диктатором Испании.

В 1937 году, на 20-тую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, испанское правительство преподнесло в дар СССР четыре полные серии офортов Гойи – «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия» (цикл с мотивами корриды), «Диспаратес». Они хранились в Музее Революции СССР (сегодня это - Государственный центральный музей современной истории России). Недавно этим музеем были организованы гастроли коллекции (всей, без купюр) по нескольким городам России. Если учесть, что до 2011 года все четыре серии целиком (218 листов) не показывались, то это крупное культурное событие.

++++++++++
Выставка в Минске. 2016 год.

Вообще говоря, то ли ныне проснулся новый интерес к творчеству Гойи, то ли музеи, проявляя инициативу, чтобы удержаться на плаву в наше непростое время, вытаскивают из своих хранилищ все, что может привлечь внимание публики, - но только Гойя вдруг стал достаточно активно выставляться.
(А может быть, если допустить долю мистики, как мы обычно и склонны делать, в этом есть нечто знаковое, пророческое? К примеру, серия «Бедствия войны» выставлялась в апреле 2014 года в Киеве, совпадение кажется жутковатым. Однако о выставке в Киеве я узнала позднее, чем разобралась с другими вернисажами).

Знакомясь с выставочной жизнью «Капричос» и других серий Гойи в последнее десятилетие, я для начала нашла репортаж о выставке в Минске, в Национальном Художественном музее Беларуси, проходившей в начале 2016 года. Репортаж, сам про себе интересный, сообщавший немало сведений и о представленной коллекции, и о судьбе творческого наследия Гойи в целом, был к тому же снабжен весьма информативными фотографиями офортов в руках у музейщиков и на стенах выставочного зала. На фотографиях хорошо виден размер оригинальных офортов: небольшие, примерно в тетрадный лист.

Смотреть фоторепортаж было очень интересно. Вот переплетенные в книгу листы «Капричос», с которыми сравниваются выставочные отпечатки, вот один из первых отпечатков листа №1 с автопортретом Гойи, на котором отчетливо просматривается контур доски с гравировкой. Глядя на это, испытываешь какое-то особенное чувство – вневременности и сопричастности.

Выставка графики называлась «Гойя... Пикассо», она прибыла в Белоруссию из собрания Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, ее ядро составляли 80 гравюр Франсиско Гойи (весь «Капричос») и 15 офортов Пабло Пикассо из серии «Сюита Воллара», иллюстрации к «Неведомому шедевру» Бальзака и отдельные офорты – «Раненый пикадор», «Актерская труппа», «Три женщины и тореадор». Кроме «Капричос», на выставке в Минске также были представлены отдельные офорты Гойи из серий «Тавромахия», «Диспаратес» и «Бедствия войны».

++++++++++
«Капричос». Франсиско Гойя и Сальвадор Дали.

В 2005 году частное собрание Кунстгалериен Боттингерхаус (Kunstgalerien Bottingerhaus, Германия, Бамберг, владелец - Рихард Х. Майер) провело в Российской академии художеств выставку «Сны, которые увидели Гойя и Дали» («Сны разума»). Выставка состояла из 160 парных офортов: 80 офортов «Капричос» Франсиско Гойи, 1799 года создания, отпечатаны в 1868 году, и 80 офортов «Капричос» Сальвадора Дали, 1977 года создания.

Кроме Москвы, выставка «Сны разума» Гойя-Дали в 2005 году нигде больше не экспонировалась, но через два года этот пробел был восполнен, и «Сны разума» отправились в турне по десяти городам России, формально приуроченные к приближающемуся юбилею: 265-тилетию со дня рождения Гойи (1746-2011гг.).

В репортажах о выставках приводились некоторые факты и замечания. Журналисты обращали внимание читателей на то обстоятельство, что художники, чьи графические работы оказались выставлены вместе, - соотечественники (оба испанцы), что в датах создания ими их работ присутствует некая магия цифр: 1799-1977 годы, а также упоминалось, что для Франсиско Гойи серия «Капричос» была первая в его работе над офортами, для Сальвадора Дали – последняя, но оба художника работали над «Капричос» в сложные моменты жизни: Гойя приступил к созданию этой серии после тяжелой болезни, в результате которой практически полностью потерял слух, а Дали, вроде бы добившись и славы, и известности, именно в это время переживал тяжелый разлад в своей личной жизни, сконцентрированной вокруг его требовательной и своенравной музы – Гала.

Под репортажами, как оно водится, тянулась вереница комментариев. Встретилось вот такое мнение: «Гойя – действительно велик, Дали действительно велик и… но… как бы это сказать… - Дали». Была высказана мысль, что Дали, переживавший внутренний кризис, исчерпал себя и потому обратился к офортам Гойи как к источнику вдохновения, а также отзывались о нем, как о самопиарщике, прибегшем к славе другого художника для того, чтобы освежить славу собственную. Кто знает.

Оригинальное название серии Дали: Les Caprices de Goya. Серия состоит из 80 офортов.
Год: 1977. Техника: гравюра + акватинта + краски.
Размеры: титульный лист 22,7 * 17 см, все остальные листы 39 * 31,3 см.
Отпечатки выполнены на бумаге BFK Rives. На офортах имеются: названия внизу, печатные номера наверху, карандашная подпись Дали. Тираж - 200 экземпляров.

Взяв за основу офорты Гойи, Дали переработал их, раскрасил в яркие тона (интенсивный розовый, откровенный алый, насыщенный лимонный), добавив и усилив некоторые аспекты, после чего дал новым композициям новые имена. В результате же предпринятых им стараний, как об этом говорят, сатира оказалась претворена в гротеск, в целом же «несмотря на яркие и радостные оттенки, сами работы Гойи в обработке Дали» стали «еще страшнее», поскольку «несколькими штрихами, парой мазков» он довел «гиперболизированное изображение Гойи до полного исступления, открывая его суть, с кожей срывая все маски».

Мнение посетителей выставок «Сны разума Гойя-Дали» разнилось, от неприятия до восторга, обобщенно сказать можно лишь одно – произведение Гойи очень сильное и способно «заразить» собой зрителя, тем более если этот зритель, как в случае с Дали, еще и сам художник, но Дали при внешнем сходстве, почти буквальном на первый взгляд, создал автономное произведение, тоже по-своему яркое и тоже задевающее чувства зрителя – но иначе.

По сути, наличие двух «Капричос», сходных и различных, - удивительный и странный феномен. Вот был 1799 год – и Гойя опубликовал свои «Капричос», строгие, трагические, траурные, густо-черно-белые, страстные, словно молчаливо кричащие, задевающие за живое, леденящие кровь, возмущающие, ранящие. Вот настал 1977 год – и Дали увидел те же образы через цветную призму времени, через 178 лет, разделяющих две серии. Все стало другим, искусство стало другим, а уж хуже ли, лучше… Современное искусство ругают, называют вырожденческим. Дали тоже, бывает, ругают, в крайнем случае даже говорят, что его творчество - это вообще не искусство. Но как, в каких масштабах и метрических единицах сравнивать буквально то, что разделено целой временной бездной?

Мир изменился – изменилось и его восприятие. Часто можно слышать выражение: «мир художников Ренессанса», или «мир Пикассо», «мир Дали». Но это не только их мир, он не обособлен от мира окружающего, он взращен им, насыщен им, внутренний – внешним.

Мы можем видеть офорты Гойи. Мы можем видеть те же офорты, но в обработке Дали. Вот каким стал мир за 178 лет, вот каким воплотил его в своих работах Дали. Ярко-дико-кошмарный, словно передвинувшийся еще больше в сторону минуса, где стройный танец превращается в кривлянье, где величественности нет уже ни в чем, где даже искусство (при всей своей искусности) уже как будто не искусство.

Сальвадор Дали был настоящим мастером своего дела, этого у него не отнять, и он был талантлив и чуток. Может быть, мир со времен Гойи стал безумнее, отвратительнее и, в конечном счете, ужаснее (хотя, казалось бы, куда еще ужаснее)? Даже, возможно, безнадежнее?

«Капричос» Дали до сих пор был мало известен. Мне пришло в голову, что, когда Дали, на закате своих лет, создавал его, я как раз впервые знакомилась с творчеством Гойи, находясь в начале своего жизненного пути. И вот теперь пришло время Дали.

++++++++++
«Сон разума». Размышления на вернисаже.

В 2007 году выставку «Сны разума Гойя-Дали» привезли из Бамберга в Волгоград, первый город в списке турне. В августе 2009 года «Сны» экспонировались в Новосибирске, с 5 февраля по 28 марта 2010 года - в Екатеринбурге.
Чтобы все оказалось максимально понятно, организаторы выставки снабдили ее изобилием дополнительного материала: были представлены биографии самих художников, описание техники исполнения офортов и литографий, а также комментарии, самые современные из которых сделал специально для этого показа немецкий профессор искусствоведения Курт Руперт.

Устроители позаботились об оригинальном оформлении, что выглядело примерно так: «Всё пространство выставочного зала драпировано чёрной материей (на это ушло более 700 метров ткани), по периметру зала хаотично разбросаны стилизованные под монахов фигурки в неестественных позах, работы художников оформлены бечёвками и гвоздями».

Или же так: «Представьте себе офорты, подвешенные на двух пеньковых бечёвках со свободными концами внизу. От любого сквозняка, от движения любого человека, прошедшего мимо, вся ткань вместе с работами начинает готично качаться и колыхаться – может, это так и задумано, но рассмотреть детали работ мастеров Вам уже не удастся, поскольку офорты достаточно малы и содержат кучу мелких интересных деталей, проработанных от и до».

Пробежав по комментариям под репортажами о «Снах разума», можно заключить, что ультра-современные изыски в оформлении зала понравились далеко не всем, желтоватую подсветку многие отметили как помеху («подсветка установлена таким образом, что, если подойти к экспонату близко, - тень от вашей головы начинает причудливо дополнять недосказанное Гойей и Дали; если 3–4 посетителя заинтересовались офортом – получается коллективное творчество через века»); декорации, включавшие в себя «монахов в строительных перчатках, натянутых на вешалки и швабры», вообще вызывали смех, и, в общем и целом, «подобный дизайн достигал любого из эффектов, кроме задуманного».

Дополняла «не самую радостную атмосферу» звучавшая в зале «мрачноватая музыка», написанная композитором Романом Рязанцевым специально для этой выставки (к музыке, кстати сказать, у посетителей претензий не было).

Стоимость билетов для посещения выставки (взрослый - 200 рублей, льготный - 120, школьный - 50) была оценена большинством комментаторов как «дорого». Сначала я ужаснулась тому, что люди в Волгограде зарабатывают столько, что 200 рублей за выставку – это дорого. Однако потом подумала, что за осмотр 160-ти маленьких офортов, развешанных на веревочках в компании огородных пугал, 200 рублей – в самом деле дорого. Мой комментарий, если бы я взялась его писать, оказался бы таким же.

Если же говорить о главном, о существе дела, не отвлекаясь на детали вроде драпировки стен и цены билетов, то отзывы по свежим следам от посещения «Снов» Гойи и Дали прозвучали следующие: «Это выставка о том темном, что всегда было и будет в обществе. У тьмы нет возраста и национальности, она летит, как совы над задремавшим на краю стола человеком». Один эмоциональный посетитель высказался даже таким образом: «Я смог посетить ад. Спасибо вам за это».

Когда-то Гойя выставил свои «Капричос» на продажу не в интерьере склепа или сарая (замечено не в пику устроителям выставки, но просто по факту), - но в респектабельной антикварной лавке, полной всякими дорогими безделушками и диковинками. Стоил полный набор офортов тоже отнюдь не дешево (корона получила в результате реализации подарка Гойи хорошие дивиденды).

Читая о «монахах» в зале выставки, сделанных из костылей с натянутыми на них черными тряпками, я вспомнила, что они соответствуют сюжету одного из офортов Гойи: лист № 51 «Чего не сделает портной!». К сожалению, буквальное следование аллегории может привести к результату, обратному тому, что был задуман.

В постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С.Пушкина на Волхонке имеется старинная статуя католического монаха, которая на меня лично всегда производила весьма сильное впечатление. Жутковатый экспонат прячется в темном уголке под колонной позади «Итальянского дворика», сразу за крупом огромной бронзовой лошади, на которой восседает огромный бронзовый кондотьер из итальянского Средневековья, причем лошадь и всадник, закованные в броню, имеют одинаково зверское выражение лица. Но я не о них, а о монахе.

Статуя вместе с постаментом не превышает человеческого роста, вся фигура задрапирована в черную сутану, подпоясанную веревкой, из-под глубокого копюшона выступает только нижняя часть полного лица с массивным подбородком и ярко покрашенными красным, мясистыми губами. Поверьте, наткнуться в потемках музейного перехода на этот материальный призрак прошлого – страшно. Этот монах смотрелся бы рядом с кошмарами Гойи лучше, чем кое-как сварганенные современные декорации.

После экспозиции в 10-ти российских городах выставка «Сны разума» отправилась обратно в Германию. Но в декабре 2016 года было анонсировано проведение выставки «Капричос» Гойи и Дали на январь 2017 года в Москве, в помещении ГМИИ. Так что упомянутая мной статуя монаха и офорты Гойи окажутся в соседних помещениях, можно сказать, встретятся.

++++++++++
«Бедствия войны». Лист № 18 «Хоронить и молчать».

Не удивляет, что не все серии офортов Гойи при его жизни были напечатаны и обнародованы – таково было время. Странным показалось, что во времена СССР подаренные Испанией в 1937 году полные серии офортов целиком не выставлялись. Интересно, что в нашей современности, когда мир снова утратил стабильность и начал довольно стремиться меняться, все, что уже широко тиражировалось ранее и слегка приелось, обрело остроту новизны, а то, что хранилось до сих пор в запасниках, увидело свет.

Хотя на самом деле, если подумать, в отношении всех приведенных примеров странного как раз ничего и нет - как нет и удивительного.

Сатира Гойи мрачна, язвительна и многогранна. Его фривольные махи с кавалерами, обстоятельно вырисованные чудовища, попугаи на трибуне, представительные ослы и вообще весь этот сумбурный неожиданный бестиарий нельзя свести к одному знаменателю. Потому-то и происходит то, о чем хорошо сказал один из организаторов минской выставки: «На самом деле, во многих его [Гойи] работах есть персонажи и сюжеты, характерные для любого времени. Поэтому любой порок общества, построенного на контрасте, на лжи, на том, что видимое никак не соответствует истинному, для государства всегда являлся сложной темой. Может быть, поэтому Гойю и не любят выставлять».

Но это только одна сторона медали. Кроме сатиры, Гойя рисовал просто страшные вещи (причем самое страшное в этих вещах то, что их он, в отличие от фантасмагорий «Капричос», отнюдь не выдумал), которые мимоходом, как само собой разумеющееся, вытаскивать на свет, может быть, в самом деле не следует, а из таких именно вещей состоит серия «Бедствия войны». Хотя «хоронить и молчать», как гласит подпись под одним из его военных офортов, - это не выход. Не доводит замалчивание, даже из человеколюбивых намерений, когда не хотят слишком чувствительно задеть ранимые души (или просто породить в мыслях хаос и смуту), до добра. Как учит опыт, время хаоса и смуты все равно однажды наступает, и душам, возможно, следует быть немного закаленнее.
(Однако следует иметь ввиду, что излишне свободное обращение с такими материалами начинает наводить на мысли о кощунстве, а стало быть, соблюдение разумной меры необходимо).

Если исходить из того, что знать всегда лучше, чем не знать (ведать лучше, чем не ведать), даже с риском получить шок, то сегодня – и нельзя исключить, что, возможно, именно и только сегодня - у нас есть уникальная возможность увидеть без изъятия всего Гойю, открывающего нам бездну ада - ада на земле. Можно начать с «Капричос», раз серия так активно экспонируется, а там, глядишь, и все прочие серии представится возможность посмотреть.

Когда в Москве откроется анонсированная выставка «Капричос» Гойи и Дали, я постараюсь ее посетить, - Интернет дает возможность увидеть все работы художника, но лицезрение подлинных офортов – размер, бумага, печать – возможности сети не заменят. Надо торопиться воспользоваться благоприятным моментом.

Судя по недавним выставкам в российских городах, они проходили по крайней мере без эксцессов, вроде неумеренной борьбы за нравственность и против сатанинских образов в искусстве (хотя как-то так получается чаще всего, что люди, которые нынче изо всех сил защищают возвышенные идеалы, порой мало что знают об искусстве, преградой данное обстоятельство на пути их деятельности, как мы можем наблюдать, отнюдь не становится).

++++++++++
«Бедствия войны». Лист 74 «Это хуже всего!»

Начало 19-того века ознаменовалось для Испании тяжелыми испытаниями – войнами, восстаниями, неоднократной сменой власти, потерей американских колоний, экономическим кризисом. В конце концов с помощью внешних сил (Священный Союз, роялистская Франция) утвердившийся на испанском престоле король Фердинанд VII не надумал ничего более правильного, чем восстановление монархического абсолютизма в самых худших традициях старины, жестоко подавляя всяческие оппозиционные проявления и вернув инквизицию.

Франсиско Гойя все эти страшные годы находился в Мадриде и по-прежнему рисовал королей, министров и генералов, то одних, то других… а также ужас и горе, отчаяние и смерть, расстрелы восставших, зверские расправы над пленными, мародеров и насильников, умерших от голода женщин, осиротевших детей… горы трупов. Он рисовал каннибалов, ужасного Хроноса, пожирающего свое дитя, и чудовище, которое с деловым видом пишет книгу истории – потому что за написание истории очень часто берутся именно чудовища. Он все видел, сделать ничего не мог… рисовал.

В серии «Бедствия войны» есть один офорт, принадлежащий к заключительным: лист 74 «Это хуже всего»! (Esto es lo peor!). Хуже всего, пережитого испанским народом, было торжество реакции, тащившей его обратно, в темные времена Средневековья, в нищету и невежество, в пыточные камеры и на эшафоты.
На офорте посреди толпы оборванных связанных людей изображен матерый черный волчище, ставящий свою подпись на развернутом свитке. Вплотную к нему, нависая над свитком, расположена фигура католического монаха в сутане и с тонзурой, который отстраняет протянутые к волку руки, чтобы просители не мешали своими мольбами. Похоже, что свиток подал на подпись волку именно он.

Инквизиция столь славно прижилась в Испании как последствие Реконкисты, когда победа в деле отвоевания страны у арабов была одержана, но народонаселение оставалось весьма пестрым, некоторой его части власти доверять не могли (недаром же нужны были официальные подтверждения чистоты испанской крови, чтобы занять административный пост), к тому же никто никогда не упускал удобную возможность обогащения (имущество осужденных подлежало неукоснительной конфискации).

Но время шло, и к 18-тому веку, когда важные задачи укрепления государства были решены, хотя и откровенно бесчеловечными методами, продолжавший действовать Центральный инквизиционный совет (Супрема) полностью и окончательно выродился в карающий всё, выходящие за рамки установленного, тормозящий развитие страны орган. Как отмечал прогрессивный политический деятель, современник Гойи, дон Гаспар Ховельянос, «св. трибунал невозмутимо запрещает все новое, все, что выступает против прошлого, все, что говорит об эмансипации и свободе».

Больше того, испанская инквизиция ради сохранения своего могущества готова была пойти против своего народа, официально и публично осудив анти-французское восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде, практически встав на сторону оккупантов (восстание было охарактеризовано Супремой как «скандальный мятеж невежественных людей», с утверждением, что злоба и невежество ввели в заблуждение неосведомленных «простаков, толкнув их на революционные беспорядки, под покровом патриотизма и любви к монархам»).

Этот акт предательства не принес, однако, отцам-инквизиторам желаемого: мощным отголоском Великой Французской революции, на волне которой Наполеон Бонапарт пришел к власти, было отторжение католической церкви как изжившего себя, вредного, ненавистного явления. Согласно французским революционным декретам, «все общественные здания, ранее именовавшиеся «храмами, церквами и часовнями», отныне должны быть отведены не для целей суеверия, а для общественно полезных целей», - такие строки говорят о многом.

В общем, вместо того, чтобы принять услуги лицемерных наследников Торквемады, французы сочли за лучшее упразднить их. В декабре того же 1808 года, когда наполеоновские войска утопили в крови мадридское восстание, Наполеон I издал декрет, который отменял инквизицию как «покушающееся на суверенитет и на гражданскую власть» учреждение. «В пользу испанского государства», во главе которого уже был поставлен король-француз, брат Наполеона Жозеф, имущество инквизиции подлежало конфискации. В Мадриде были снесены церкви и монастыри, в результате чего «в районе вокруг Королевского дворца появился целый ряд площадей».

Упразднение инквизиции продублировали Кадисские кортесы (22.02.1813), однако пришедший к власти Фердинанд VII, подобно королям 15-того века, нуждался в репрессивном аппарате, которым являлась инквизиция с самого начала своего существования, чтобы иметь возможность с наибольшей эффективностью подавлять все, что могло грозить королевской власти. С конституцией, кортесами, Рафаэлем Риего было покончено, инквизиция возобновлена.

Фердинанд VII: «Я решил … восстановить святой трибунал и дать ему возможность действовать в том объеме, в каком он действовал ранее. … Испания обязана инквизиционному трибуналу тем, что в XVI веке не была заражена тем злом, которое причинило столько несчастий другим европейским государствам. Инквизиции Испания… также обязана славной плеядой великих писателей и ученых, тем блеском, которым озарен путь святости и добродетели. … главнейшим средством, к которому прибег притеснитель Европы, чтобы сеять семена продажности, испорченности и беспорядка, было запрещение этого трибунала под лживым предлогом, будто прогресс и культура несовместимы с его дальнейшей деятельностью. Так называемые общие и чрезвычайные кортесы руководились теми же мотивами … к крайнему огорчению народа. Вот почему меня усиленно и неустанно просят о скорейшем восстановлении инквизиции...»

Переименованная в «хунту по делам веры», инквизиция продолжила свою деятельность, к вящему упрочению того блеска, «которым озарен путь святости и добродетели».

В 1826 году инквизиция отправила на эшафот свои последние жертвы - в Мурсии повесили и затем четвертовали масона Антонио Каро; в Валенсии был казнен через повешение школьный учитель Каэтано Риполь.

Риполь придерживался прогрессивных взглядов, в духе которых он и вел преподавание. Два года в тюрьме не сломили этого человека, и даже перед виселицей в обмен на помилование он не отрекся от своих убеждений. Риполь не был атеистом: он говорил о том, что верит в бога, - но вне церкви. Инквизиционный трибунал объявил его «упорствующим и злобствующим еретиком», тело казненного захоронили в гробу с намалеванными на нем языками адского пламени.

Еще во время революции 1820-23гг, начавшейся с восстания Риего, народ, который был якобы огорчен временным упразднением инквизиции, вовсю громил инквизиционные трибуналы, освобождая узников. Казнь Риполя вызвала новую волну возмущения, и в Испании, и в соседних странах. Король Фердинанд вынужден был приостановить деятельность «хунты по делам веры», однако окончательная точка в этом давнем кровавом деле была поставлена только уже после его смерти, последовавшей в 1833 году. 15 июля 1834 года – день торжества разума и справедливости.

Франсиско Гойя, покинувший Испанию в 1824 году и через 4 года упокоенный во французской земле, не дожил до этого дня, когда на его родине была окончательно уничтожена инквизиция, шести лет. Заключительный офорт серии «Бедствия войны» в аллегорической форме изображает замученную погибшую Правду, вокруг которой угасают исходящие от нее лучи света. Серия «Капричос» 1799 года заканчивалась более оптимистично (офорт № 80 «Уже пора»: «На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки…»).

«Капричос» и «Бедствия войны» разделяют 20 лет, столько произошло за это время, столько изменилось – и не к добру, но к худу. Наверняка сказать сложно, но нельзя исключить, что Гойя уезжал со своей родины в отчаянии, потеряв надежду.

Бывает трудно предположить, чье имя в будущем напишут на стене золотыми буквами.

Старания короля Фердинанда VII упрочить свой трон с помощью арсенала старых средств не оправдали себя, последнее десятилетие его жизни и правления показали это со всей ясностью. Кризисное положение в стране усугублялось династическими склоками (еще одним пережитком старины, собиравшем тем не менее свои жертвы). Видимо, ситуация сложилась совсем отчаянная, ибо инстинкт самосохранения все же подтолкнул властную верхушку, состоявшую из вдовы короля, регентши при новой малолетней королеве Изабелле II, и ее окружения, проявить здравый смысл (к чему властные верхушки, как показывает практика, не слишком предрасположены), поскольку иначе всей стране, и ее элите в том числе, оставалась незавидная доля.

Сформированное в 1835 году новое либеральное правительство, в состав которого вошел лидер партии прогрессистов Мендисабаль (ранее активно поддерживавший Риего, в связи с чем его жизни угрожала реальная опасность), приступило к необходимым реформам, - в частности возобновилась отсроченная Фердинандом секуляризация церковной собственности. Церковное землевладение и накопленные церковью богатства являлись препятствием общественному прогрессу, вследствие чего черта была решительно подведена. Численность священнослужителей и монахов резко сократилась, 60 монастырей было упразднено и разрушено. Опустевшие церковные здания приспосабливались под жилье, хозяйственные нужды или сносились (было снесено порядка 500 зданий), освобождая место для новой застройки, необходимой развивающимся растущим городам.

Дальнейшие события отличались большим разнообразием, однако попытки задним числом оправдать деятельность испанской инквизиции успеха не имели. Все-таки не всем мертвецам (как это подсмотрел и нарисовал однажды Гойя) удается отодвигать гробовые плиты с намерением выбраться наружу, чтобы вмешаться в жизнь живых, отравив ее своим могильным смрадом.
09.01.2017

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

Http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000092/st024.shtml
«Инквизиция». «Кровавая эпопея испанской Супремы».
Григулевич И.Р.

И. И. ПОТАПОВ. РАФАЭЛЬ ДЕЛЬ РИЭГО

Http://interstroy-omsk.ru/history-portrait/rafael-del-riego.php
Рафаэль дель Риэго.

Http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/147579
Гаспар Мельчор де Ховельянос-и-Рамирес. Биографическая справка.

Http://www.art-spb.ru/article/321
Эстамп. Классификация и разновидности.

Https://ru.wikipedia.org/wiki/Капричос
Все 80 листов «Капричос» Гойи приведены по порядку номеров, с названиями и пояснениями.

Http://works.doklad.ru/view/YkWSB7F2v64.html
Гойя. Капричос. Статья содержит описание и анализ офортов.

Http://www.dali-genius.ru/Les-Caprices-de-Goya.html
«Капричос» Сальвадора Дали.

Http://www.yar.kp.ru/daily/26480.3/3349056/
21.12 – 17.04.2016. Минск. Выставка графики «Гойя... Пикассо» в Национальном Художественном музее. 80 гравюр Гойи и 15 офортов Пикассо из собрания Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
«Мировые шедевры в Минске: офорты Гойи мы увидим благодаря… инквизиции».
Заметка Надежды БЕЛОХВОСТИК, Фото: Павел МАРТИНЧИК.

Http://afisha.relax.by/expo/10537385-gojja-pikasso/minsk/
21.12 – 17.04.2016. О продлении выставки графики «Гойя... Пикассо» в Минске.

10-19.12.2007. Волгоград. «Разум, просыпайся!». Заметка – Александр Иванов.
В выставочном зале музея ИЗО Волгограда проходит выставка «Гойя-Дали: Сны разума», на которой представлены 160 оригинальных работ известных художников.

Http://weburg.net/news/19198
08.02.2010. «Сны, которые увидели Гойя и Дали».
Екатеринбург. Заметка - Ольга Сурганова.

Http://video.tcm10.ru/?v=201403211930Kudi
21.03.2014. Новосибирск. 4 серии Франсиско Гойи.
«В Новосибирском художественном музее… открылась выставка офортов Франсиско Гойи. В экспозиции - 218 листов, четыре полные серии». Заметка - Алексей Кудинов.

Http://www.glamour.ru/culture/news/1281097/
28.12.2016. Анонс. 24 января 2017 года в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) откроется выставка «Капричос», где покажут одноименные циклы работы двух испанских художников - Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.
Выставка-сравнение творчества Дали и Гойи пробудет в Пушкинском музее до 12 марта 2017 года.

Сущ., кол во синонимов: 1 несуразность (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гойя - и Лусиентес, Франсиско Хосе (Goya y Lusientes, Francisco) 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса 1828, Бордо, Франция. Испанский живописец, гравер, рисовальщик. Происходил из семьи ремесленника позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Гойя, Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х.… …

- (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия

Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х … Большая советская энциклопедия

- (Goya y Lucientes, Francisco Jose) ФРАНСИСКО ГОЙЯ. АВТОПОРТРЕТ (1746 1828), также Гойя и Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Родился 30 марта 1746, в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера позолотчика. Когда… … Энциклопедия Кольера

ГОЙЯ (Goya) Франсиско Хосе де (1746 1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для… … Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет … Википедия

Шедевры Франсиско Гойи. История похищений - Самая полная в мире коллекция работ великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойи и Лусиентеса (1746 1828) хранится на родине художника в Испании в Мадридском музее Прадо. Самые его известные полотна «Маха одетая», «Маха… … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (итал. acquatinta, от acquaforte офорт и tinto окрашенный, тонированный) вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создаёт эффект,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Капричос. Гойя. Дали , Степина Александра Георгиевна. Капричос. Гойя. Дали. Диалог великих испанцев. Книга посвящена двум сериям "Капричос", созданным Франсиско Гойей и Сальвадором Дали с разрывом почти в два столетия, но тесно связанным между…
  • Капричос: Гойя/Дали , Степина А.. Капричос. Гойя. Дали. Диалог великих испанцев. Книга посвящена двум сериям «Капричос», созданным Франсиско Гойей и Сальвадором Дали с разрывом почти в два столетия, но тесно связанным…