Картины которые висят в лувре. Коллекции Лувра: история и принципы создания

Публикации раздела Музеи

Русские соседи Джоконды: отечественные экспонаты в Лувре

В одном из крупнейших музеев мира, разумеется, должны найтись российские работы. Кто удостоился такой чести и как это произошло?

Средневековое сокровище

Наплечники Андрея Боголюбского. Ок. 1170–1180-х

Драгоценность XII века - наплечник князя Андрея Боголюбского, он же - армилла императора Фридриха Барбароссы. Этот позолоченный браслет, который носился в непривычном для нас месте - на плече, украшен виртуозной эмалью со сценой Воскрешения Христова. Украшение, по легенде, было послано императором нашему князю в подарок. Позже оно хранилось в Успенском соборе Владимира, а после революции было продано большевиками за границу, причем за копейки. В 1934 году Общество друзей Лувра приобрело его у парижского антиквара и преподнесло музею. Парный наплечник с изображением Распятия похожим путем оказался в Нюрнберге.

Старейшая икона

Распятие. Начало XVI века

Лувр не может похвастаться очень древними русскими иконами в своем собрании: старейшая относится к началу XVI века. Это «Распятие» было создано в Новгороде, дальнейшая судьба его не ясна, пока в 1927 году оно не оказалось в коллекции одного торгового советника из Норвегии, который, очевидно, воспользовался распродажей церковных ценностей. Спустя 30 лет икону, а также большую «Богоматерь Одигитрию» у него приобрел Лувр.

Отшельник из антикварной лавки

Симеон Столпник. XVI век

Другая икона XVI века в залах Лувра - «Симеон Столпник». Она покинула Россию в багаже купца Льва Гринберга, который потом станет Леоном и возглавит знаменитую антикварную галерею A La Vieille Russie, существующую и по сей день. (Кстати, именно Гринберг как-то купил у одного парижского ювелира шесть яиц Фаберже, которые позже попали в коллекцию Форбса - Вексельберга. Благодаря его предприимчивости они не рассеялись по миру, и коллекция эта уступает только кремлевской.) «Симеона Столпника» в 1956 году Гринберг преподнес в дар Лувру, музей тоже остался благодарным - в том же году купил у него икону «Страшный суд» XVII века.

Скиталица из троицы

Богоматерь «Взыграние Младенца». XVI век

Богоматерь «Взыграние Младенца» XVI века, на которой Христос так нежно прижимается к материнской щеке, - другая икона, отправившаяся в вынужденную эмиграцию благодаря советским распродажам. А до этого ее обиталище было весьма почетным - Троице-Сергиева лавра ! В 1933 году ее купил бессменный представитель Красного Креста в России, швейцарец Вольдемар Верлен - так, запросто, зайдя в Торгсин. Музей выкупил ее в 1955 году.

Подруга Дидро

Дмитрий Левицкий. Портрет Марии Нарышкиной. 1773–1774

Путь в Лувр нерелигиозных работ более разнообразен. Например, на портрете кисти Дмитрия Левицкого изображена княгиня Мария Нарышкина, в петербургском доме которой Дени Дидро жил во время своего визита в Россию. Вероятно, она подарила гостю картину на память. Напудренная по последней моде аристократка одета в любопытное верхнее платье в польском или в венгерском вкусе, со шнурами брандебурами и капюшоном, отороченным мехом. Портрет написан в 1773–1774 годах - как раз тогда, после Первого раздела Польши в 1772 году, в моде произошел всплеск интереса к подобному стилю.

Долгие годы картина принадлежала наследникам Дидро, пока не попала в руки художнику, композитору и коллекционеру Жаку Зубалоффу, парижанину и тифлисскому уроженцу, из собрания которого она была передана в Лувр в 1916 году. В прошлом Яков Константинович Зубалов, он был представителем известной армянской династии нефтепромышленников, благотворителем и меценатом (в парижском Пти-Пале есть Зубаловский зал, а в Лувре висит мраморная доска с его именем). В старости он так обеднел, что оба эти музея даже оказали своему прежнему благодетелю материальную помощь.

Племянницы посла с мопсом

Владимир Боровиковский. Сестры Елена и Александра Алексеевны Куракины. 1808–1812

Барышни с портрета Владимира Боровиковского 1808–1812 годов - племянницы русского посла в Париже Александра Куракина (возможного прототипа князя Курагина в «Войне и мире»). Княжны Елена и Александра, конечно, не так красивы, как Элен Безухова, но и они окружены шлейфом историй. Например, Александра, будучи замужем за Николаем Салтыковым, влюбилась в полковника Петра Чичерина, который увез ее от мужа и женился, хотя развода она так и не получила. Дети их, разумеется, считались внебрачными, и потребовался императорский указ, чтобы дать им права законнорожденных (причем издали его только после смерти Александры). Девушек на портрете сопровождает мопс - в конце XVIII века крайне модный живой аксессуар («Я вижу мопса в каждой карете, которая попадается навстречу», - писал современник в 1789 году).

До начала ХХ века картина сохранялась в роду Куракиных, а потом оказалась в собрании банкира Абрама Доброго (того самого, чье похищение в 1918 году привело к разгону Центральной рады германскими оккупационными войсками). Он скончался в 1936 году, а в 1958 году супруги Леон Барац передали в память о нем и его жене несколько работ в Лувр.

Богатейшая коллекция картин Лувра завораживает. И не только "Мона Лиза" великого Леонардо. Об этом чуть позже. А вот, например, высоко ценящаяся искусствоведами картина Доменико Гирландайо "Старик с внуком". Внимательно посмотрите на обоих персонажей и вы увидите одно лицо. Обратите внимание на пейзаж за окном. Вроде бы ничего примечательного, но приглядевшись, вы увидите виляющую тропу жизни, начинающуюся из пустоты. Дальше юность молодого дерева, дом, как символ зрелости и семьи и восход выше и выше...к небесам.

01. Доменико Гирландайо - "Старик с внуком"


Примечательно, что среди искусствоведов картина Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist) ставится гораздо выше "Джоконды". И мы видим снова загадочную улыбку на выделенном светом полотне. Да и не похож здесь Иоанн Креститель на аскетствующего пророка.

02. Леонардо да Винчи - "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist)

03. Леонардо да Винчи - "Мона Лиза" ("Джоконда"), куда же без неё. Около портрета всегда толпится куча людей и карманники не дремлют. Так что берегите свои кошельки в Лувре.

04. Люди у "Моны Лизы"

05. Леонардо да Винчи - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Неоконченная картина

06. Леонардо да Винчи "Портрет молодой женщины" ("Прекрасная Ферроньера"). Считается, что это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи

07. Лоренцо Лотто - "Несение креста". На картине интересно прописаны слезы, как живые и три лучика света, идущие из головы.

08. Алессандро Ботичелли - ""Венера и три грации преподносят подарок девушке"

09. Роспись на потолке

10. Работа Гвидо ди Петри Фра Анжелико

11. Работа Genny di Pepe

12.

13.

14. Алессандро Ботичелли - "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем"

15. Франческо Боттичини - "Мадонна с младенцем в Славе со св. Марией Магдалиной, св. Бернардом и ангелами"

16.

17. Работа Андреа Мантенья

19. Джованни Беллини(?) - "Святой Антоний"

20. Бартоломео ди Джованни - "Кортеж Фетиды"

21.

22. Франческо Мармитта - "Мадонна с младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами"

23. Лоренцо Коста - "Аллегория двора Изабеллы д′Эсте"

24. Антонио Джованни Больтраффио - "Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами"

25.

26. Паоло Веронезе - "Брак в Кане"

27.

28.

29. Лоренцо Лотто - "Христос и грешница"

30.

31.

32. Жак-Луи Давид - "Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины"

33. Пьер Поль Прюдон - "Портрет императрицы Жозефины"

34. Пьер Поль Прюдон - "Большая одалиска"

35.

36. Антуан Жана Гро - "Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау"

37. Антуан Жана Гро -"Наполеон возле больных чумой в Яффе"

38. Теодор Жерико - "Плот Медузы"

39. Эжен Делакруа - "Алжирские женщины"

Парижская резиденция французских королей на протяжении целого тысячелетия давно уже является самым богатым собранием шедевров мирового искусства. Экспозицию музея невозможно осмотреть за один день, но именно один день на изучение этого музея бывает у "организованного" туриста.

Что касается скульптуры, представленной в музее, то самое разумное в - сосредоточиться на главных шедеврах пластики, вокруг которых концентрируется самое большое внимание посетителей. Экспозиции французской сокровищницы размещаются в хронологическом порядке, в каждом из разделов есть нечто, что нельзя пропустить.

Древний Египет


"Египетская" коллекция Лувра одна из самых впечатляющих в мире. Но самыми выдающимися являются две работы древних мастеров:




Античность


В этой категории скульптуры Лувра первенство принадлежит Венере Милосской и Нике Самофракийской .


Первая считается идеалом женской античной красоты. О Венере, лишенной рук, рассказывают легенду: скульптор, долго искавший модель для статуи богини любви, нашел ее на острове Милос, влюбился в нее без памяти, а когда статуя была готова, несчастный влюбленный бросился к ней в объятия, разгневанная таким непочтительным отношением к своему изваянию, Афродита оживила статую, которая задушила несчастного мастера. Так погиб автор великой скульптуры, а последняя осталась без рук.


Скульптура Ники Самофракийской - загадка для скульпторов: было предпринято несколько попыток восстановить статую в первоначальном виде - Нике пытались приделать руки, но всякий раз вся скульптура полностью теряла свою динамичность и устремленность вверх. Попытки "улучшить" античный шедевр были оставлены и сегодня Ника Самофракийская предстает перед зрителем в том виде, в каком была обнаружена археологами.

Средние века


Средневековая скульптура представлена в музее очень широко: грубые каменные романские распятия, надгробия, скульптуры, украшавшие некогда старинные церкви и монастыри.


В этой категории особое внимание стоит уделить скульптуре "Надгробие Филиппа По". Восемь плакальщиц несут на своих плечах усопшего бургундского вельможу. Несмотря на знатность происхождения и великие свершения при жизни, имя этого рыцаря известно благодаря неизвестному мастеру, выполнившему его надгробие с необыкновенным пиететом и уважением к личности заказчика.

Эпоха Возрождения


Первенство в богатстве коллекций этой эпохи в Европе принадлежит, разумеется, . Однако и в Лувре можно увидеть целый ряд несомненных шедевров Ренессанса.


Главное богатство музея в этой категории - две известные работы Микеланджело: "Восставший раб" и "Умирающий раб". Изначально предназначенные для украшения гробницы одного из пап, эти работы не вошли в окончательную композицию. Работы противоположны по своему содержанию: Восставший раб полон решимости и энергии - зритель впечатляется динамикой и отчаянным напряжением фигуры, проникаясь сочувствием; умирающий - апатичен, его отказ от всякой борьбы вызывает у зрителя скорбь и жалость. Особый "почерк" великого скульптора, его великолепные знания в области анатомии, делают его работы особенно драматичными и реалистичными.

Барокко, рококо и классицизм


Стили 18-19 веков нашли во Франции свое наилучшее воплощение. Именно поэтому, среди шедевров Лувра этой эпохи особняком стоят скульптуры французских мастеров.


Скульптуру "Амур и Психея" украшает коллекцию пластики не только в Лувре, но и в Эрмитаже. Известно, что Канова создал две одинаковых работы с разницей в несколько лет. Лувр владеет ранней работой.

Помимо этого несомненного шедевра залы музея полны отличными образцами скульптуры 18 и 19 веков: многочисленные интерьерные работы, череда скульптурных портретов. Великие имена, великие работы. Этот раздел Лувра необыкновенно обширен.

К сожалению, в Лувре практически не представлено искусство модерна и современная скульптура. Но в Париже есть музей, целиком посвященный этому периоду в истории искусства.

Среднестатистический посетитель Лувра обегает десятки залов с 6000 картинами в течение 3-4 часов. И выходит с больной головой и гудящими ногами.

Я же предлагаю вариант с более интересным результатом: 1,5 часа легкой прогулки по залам, которая точно не доведёт Вас до физического изнеможения. Но доставит Вам эстетическое удовольствие.

Я посетила немало музеев в пяти странах двух континентов. И знаю, что 1,5 часа и 5-7 ключевых картин с предварительной подготовкой могут принести гораздо больше удовольствия и пользы, чем классическая беготня по принципу «Я там был и что-то видел».

Я проведу Вас по ключевым шедеврам, главным вехам живописи от Античности до 18 века.

Да, мы не побежим с Вами сразу к Моне Лизе. А первым делом заглянем в 3 век нашей эры.

1. Фаюмский портрет молодой женщины. 3 век

Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж

Обычный турист в 98% случаев не начнёт свою пробежку по Лувру с этого «Портрета молодой женщины». Но они даже не подозревают, насколько эта работа уникальна. Так что не упустите возможность взглянуть на неё.

В 3 веке нашей эры девушка из знатной семьи сидит перед художником. Она надела самые дорогие украшения. Она думает о смерти. Но для неё в окончании земной жизни нет ничего страшного. Она продолжит жить в загробном мире.

Портрет же нужен на случай, если её душа захочет вернуться в тело. Поэтому художник напишет её реалистично, чтобы душа узнала свою телесную оболочку. Только глаза нарисует большими, так как через них душа залетит обратно.

Этот портрет натолкнёт Вас на мысли о вечном. Ведь девушка смогла себя увековечить. Наши фотографии на это не способны. Через 1800 лет от них точно ничего не останется.

2. Ян Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 15 век


Ян Ван Эйк. Мадонна Канцлера Ролена. 1435 г. 66 x 62 см. Лувр, Париж

Если Вы видели до Лувра репродукцию «Мадонны Канцлера Ролена», то оригинал Вас сильно удивит.

Дело в том, что Ван Эйк тщательно проработал все детали. Как будто это не картина, а ювелирное украшение. Вы увидите каждый камешек в короне Мадонны. Уже не говоря о сотнях фигурок и домиков на заднем плане.

Наверняка Вы думали, что полотно огромное, иначе как уместить все эти детали. В реальности же оно небольшое. Примерно по полметра в длину и ширину.

Канцлер Ролен сидит напротив художника и тоже думает о смерти. О нем говорят, что он так много людей сделал бедными, что к старости построил для них приют.

Но он верит, что у него есть шанс попасть в рай. И поможет ему в этом Ван Эйк. Напишет его рядом с Мадонной, применив все свои новаторства. И масляные краски, и иллюзию перспективы, и потрясающие ландшафты.

В попытке найти заступничество у девы Марии, канцлер Ролен увековечил себя.

А мы тем временем снимаем шляпу перед Ван Эйком. Ведь он первым со времен фаюмских портретов начал изображать своих современников. При этом не условно, а с передачей их индивидуальных черт.

3. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 16 век

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Если Вы пойдёте в Лувр утром в будний день, то у Вас есть шанс разглядеть Мону Лизу поближе. Она того стоит. Потому что это первая картина, создающая иллюзию живого человека.

Флорентийская дама сидит напротив Леонардо. Он непринужденно болтает и шутит. Все для того, чтобы она расслабилась и хотя бы немного улыбнулась.

Художник уверил её супруга, что портрет жены сложно будет отличить от неё живой. И правда, как он интересно растушевал линии, наложил тени в уголки губ и глаз. Создаётся ощущение, что дама с портрета сейчас заговорит.

Часто у людей возникает недоумение: да, кажется, что сейчас Мона Лиза задышит. Но таких реалистичных портретов полно. Возьмите хоть работы Ван Дейка или Рембрандта.

Но они жили 150 лет спустя. А Леонардо был первым, кто «оживил» человеческое изображение. Этим Мона Лиза и ценна.

Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. 17 век


Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625 гг. Лувр, Париж

В Лувре Вы найдёте зал Медичи. Все его стены увешаны огромными полотнами. Это живописные мемуары Марии Медичи. Только написанные под её диктовку великим .

Мария Медичи стоит перед Рубенсом в умопомрачительном платье.

Сегодня художник начал писать очередную главу её жизни – «Прибытие в Марсель». Когда-то она прибыла на корабле на родину своего мужа.

Мария Медичи только-только помирилась со своим сыном, королем Франции. И этот цикл картин должен возвысить её в глазах придворных.

А для этого её жизнь должна выглядеть не заурядной, а достойной богов. Только Рубенс может справиться с такой задачей. Кто лучше него изобразит сверкающее золото корабля и нежную кожу нереид. Королевский двор обомлеет от образа реабилитированной матери короля.

Попахивает дешевым романом. Художник был скован в самовыражении. Но Мария Медичи поставила условие: её «роман» должен быть написан только рукой Рубенса. Никаких учеников и подмастерьев.

Так что хотите увидеть руку мастера – идите в зал Медичи.

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 18 век


Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. 129 × 194 см. Лувр, Париж

«Паломничество на остров Киферу» Ватто погрузит Вас в мир легкого флирта и любовной неги.

Ещё никогда живопись не была такой воздушной и вибрирующей, как в эпоху рококо. И основы этого стиля заложил как раз Ватто. Непринужденные сюжеты. Цвета легких оттенков. Тонкие и мелкие мазки.

Молодая пара позирует художнику в ближайшем парке. Он просит их то обняться, то изобразить милую беседу, то неспешно прогуляться. Ватто говорит, что изобразит 8 влюблённых пар.

Несмотря на всю легкость сюжета и техники, Ватто долго работает над картиной. Долгих 5 лет. Слишком много заказов.

Галантные сценки Ватто очень понравились французам. Ведь так приятно окунуться в атмосферу простых радостей. Не думать ни о спасении души, ни о том, чтобы поразить потомков. А жить сегодняшним днём и наслаждаться легкой беседой.

Заключение

Лувр – это место, в котором можно совершить увлекательное путешествие по истории живописи. Вы не только получите эстетическое удовольствие, но и увидите, какие разные задачи выполняла картина в разные эпохи.

Вконтакте

Музей Лувр в Париже, Musée du Louvre, главный художественный выставочный зал на планете. Каждый год он принимает более 9 миллионов посетителей. Даже если вы никогда не попадете в это число, о некоторых образцах искусства вы знать просто обязаны. В этой статье мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по залам и галереям, где выставлены сокровища человеческой цивилизации, так сказать, посмотрим на них в высоком разрешении.

Конечно, никакие слова, фотографии и видео, не передадут то впечатление, что оказывают картины Лувра. Главные шедевры, скульптуру и полотна «Мона Лиза» и «Мадонна в скалах» Леонардо, древнегреческую статую крылатой Ники в зале Эллады и другие творения должен хотя бы раз в своей жизни посмотреть каждый образованный человек.

Дворец при королях и музей при Революции

Древний замок в Париже. Он появился 900 лет назад. Картины в Лувре стали собираться уже в XIV веке при Карле V, первом из французских королей, который стал интересоваться искусством. В те годы Париж еще не претендовал на звание культурной столицы мира. Перестройка в 1526 при короле Франциске I придала ему в общих чертах тот вид, что мы наблюдаем сейчас.

Кстати, именно Франциск I стал первым хозяином картины Мона Лиза. Правда, появилась эта картина там только в 1793. Для простого народа посещения залов Лувра с этого года сделала возможным Великая Французская революция. Граждане Первой Республики могли ходить по покоям королей абсолютно бесплатно.

Музей Оранжери

Главные сокровища мира

Перечислить самые знаменитые экспонаты очень трудно. Какие самые известные скульптуры Лувра и названия полотен приходят сразу на ум? Список шедевров, статуй и живопись из сокровищницы настолько огромен, что невозможно даже посчитать размер этого богатства в денежном выражении. Ведь именно там хранится золото фараонов, бесценные сокровища Востока и Древней Греции

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Некоторые экспонаты, например картина Мона Лиза, просто не имеют цены. Когда в начале XX века один итальянец похитил «Джоконду» (он просто патриотично хотел «вернуть шедевр на родину», а не поживиться деньгами), французы даже не особо сомневались, что она вернется - ведь невозможно продать то, что никому нельзя показать.

Но есть некоторые скульптуры и картины в Лувре, на которые нужно обязательно посмотреть, если вы оказались в Париже.

Греческие безрукие богини

Венера Милосская в своей специально выстроенной галерее, встретит посетителей на первом этаже. Эта удивительная статуя стала главным символом античного мира. Найденная в начале XIX века на греческом острове и незаконно вывезенная во Францию (произошел даже небольшой бой с турецкой полицией, которая не хотела выпускать скульптуру с территории Османской империи), скульптура поражает тонко переданной красотой человеческого тела. Название Венера (римское имя) не совсем корректное. На самом деле мы видим статую греческой богини Афродиты с острова Милос, сотворенную таинственным скульптором Александром, сыном Менида, из города Антиохия.

Билеты в Лувр

Венера в музее не единственная безрукая богиня. Статуя Ники еще один образец знаменитой скульптуры в Лувре. Ника в развевающемся платье лишена не только рук, но и головы. Остались только крылья. Ника Самофракийская в Лувре поселилась с середины XIX века. В отличие от Венеры, статуя изначально была найдена без рук и головы.

Великий Леонардо

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Картины Леонардо да Винчи по праву считаются вершиной того, что мог сделать своими руками, рожденный женщиной человек на земле. Леонардо да Винчи в этих залах представлен достаточно широко. Без просмотра его картины Мона Лиза любое посещение Парижа вообще можно считать неудавшимся. Джоконда вошла сознание людей, этот образ знаком нам всем с детства.

Ее фото и репродукции с подробным описанием обязательно включаются во все школьные учебники истории. Мона Лиза на полотне, потемневшем от времени - это единственный холст, которому в здании отведена отдельная комната. Мона Лиза в Лувре появилась после революции, прямиком из королевских покоев. Потом Наполеон на время опять перенес ее в свою спальню во дворце Тюильри , но после свержения императора, «Джоконда» окончательно вернулась в галерею. Картина Мона Лиза, скорее всего, уже никогда не покинет своей комнаты - время безжалостно к краскам на холсте.

Мона Лиза в Лувре соседствует с другими великими творениями итальянца из Флоренции. Есть также такие работы, как:

  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»;
  • Знаменитая «Мадонна в скалах»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Прекрасная Ферроньера».

Музей Дорсе

5 из 15 дошедших до наших дней полотен Леонардо хранится в главном парижском хранилище шедевров.

На что еще нужно обязательно посмотреть?

Ответить на вопрос на что посмотреть в Лувре совсем не просто. В музее более 6000 полотен, не считая графики. Если вас интересует рисунок, то посетите Le Cabinet des dessins, зал гравюр и эстампов. Известная выставка в Лувре посвящена культуре древних людей. Древний Восток, Антика, Китай, Искусство Ислама, Египта (самая богатая в мире коллекция, 55 000 экспонатов), Индии - перечислить всё, что можно увидеть на выставке в короткой статье нет возможности.

Чтобы изучить все сокровища не хватит и года. Но на что посмотреть обязательно? В музее представлены главные художники эпохи Возрождения. Произведения эпохи Ренессанса включают известные картины и скульптуры:

  • «Рабы» Микеланджело;
  • «Корабль дураков» Босха;
  • Знаменитые «Автопортреты» Ремрандта («в шляпе», «с золотой цепью»);
  • «Примирение Марии Медичи с сыном» Рубенса;
  • «Инфанта Мария» Веласкеса;
  • «Мадонна с вуалью» Рафаэля Санти;
  • «Мадонна с кроликом» Тициана;
  • «Смерть Марии» Микеланджело Караваджо.

«Корабль дураков» Босха

В общем, хотите посмотреть на средневековых Мадонн - добро пожаловать на улицу Риволи, 1-й округ столицы Франции. Что касается знаменитой после фильма со Скарлет Йохансон «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера в Лувре ее нет. Главная выставка Вермеера на его родине, в Голландии. Художник представлен полотнами «Кружевница» и «Астроном», на которой изображен его друг, изобретатель микроскопа Левенгук.