Кто играл леди винтер в трех мушкетерах. Жанна де ламотт - миледи из "трех мушкетеров"


Все мы в детстве зачитывались "Тремя мушкетерами" и другими книгами из этой серии, многие даже начинали любить историю благодаря Александру Дюма, хотя уж чего, чего, а реальной истории там было не так уж и много... Однако такие персонажи, как Ришелье, Мазарини, оба Людовика, королева Анна Австрийская, Луиза де Лавальер, безусловно, лица вполне достоверные, исторические. Даже д\"Артаньян - у него тоже были прототипы. А вот Атос, Портос, Арамис, миледи, - тут все скажут, что персонажи эти - насквозь выдуманные, детища самого Дюма. И будут неправы. По крайней мере, в отношении миледи.

Потому что у этого персонажа был вполне реальный исторический прототип. Более того, прототип настолько интересный, что достоин отдельной приключенческой книги, которая, возможно, когда-нибудь будет написана. (То, что жила она чуть позже событий, описанных в "Трех мушкетерах", большого значения, в общем-то, не имеет.)

Реальная история этой женщины кажется вымышленной - настолько много в ней интриг и коварства. А перечисление настоящих исторических лиц, участвовавших в ней, сделает честь любому приключенческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро и, собственно, сама известная авантюристка Жанна де Ламотт, знаменитая мошенница, ставшая в итоге прототипом миледи из "Трех мушкетеров".

Жанна де Ламотт, урожденная Сен-Реми де Валуа, появилась на свет в 1756 году. Происхождение ее было одновременно и благородным, и в тоже время весьма пикантным: она была в некотором родстве с королевским домом Валуа, но принадлежала к семейству, появившемуся от внебрачной связи короля Генриха II с госпожой Сен-Реми.

Семейство сие был очень бедным, и мать Жанны учила девушку зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Надо сказать, что девица быстро освоила науку обольщения и обмана и вскоре нашла себе пару подстать - гвардейского офицера графа Ламотта. Жених юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести. Они быстро нашли общий язык и поженились.

После свадьбы молодожены решили обосноваться в Париже, где возможностей для обогащения и интриг было не много, а очень много. Осмотревшись на новом месте, коварная Жанна выбрала свою жертву, человека отнюдь не глупого и славившегося своим добродушием - богача Луи де Рогана, кардинала Страсбургского.


Кардинал сей принадлежал к высшему обществу, но Жанна, несмотря на свое сомнительное происхождение и бедность, умудрилась познакомиться с ним и получить "доступ к телу". При этом, по свидетельству современников, Жанна отнюдь не отличалась красотой, но умела так себя преподнести и была так умна, что под ее чарами никто не мог устоять. Кардинал был покорен юной авантюристкой, осыпал ее деньгами, ввел в свой круг...

Жанна тем временем объявила в обществе, что сумела накоротко познакомиться с женой Людовика XVI, королевой Марией-Антуанеттой. В своих аферах мошенница начала прикрываться именем королевы и вскоре завоевала репутацию ее самой близкой подруги.

Правда, позже Мария-Антуанетта утверждала, что вообще никогда в жизни не была знакома с Жанной де Ламотт. Но неизвестно, кто был тут прав, а кто не был - хитростью и умением соврать себе на пользу отличались обе дамы... Не исключено, что королева действительно приблизила к себе умную интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи. Например, с таинственным графом Калиостро.

В 1784 году, в доме кардинала Луи де Рогана Жанна де Ламотт познакомилась с этим удивительным человеком, недавно прибывшим в Париж, и очень быстро нашла с искателем приключений общий язык. Оба авантюриста успешно и активно морочили голову кардиналу, вели долгие беседы о ясновидении, об эликсире жизни и философском камне.

В то время темы эти были очень актуальными и интересовавшими буквально всех. Именно на волне этого интереса граф Калиостро устраивал в Париже свои знаменитые сеансы перевоплощений и, по слухам, Жанна не раз играла роли в его постановках, появляясь в различных образах.

А дальше начинается потрясающе интересная история с роковым ожерельем. История эта начала развиваться за десять лет до описываемых событий, когда Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто фантастической, это было целое состояние.


Однако в 1774 году Людовик XV умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ненужное ему ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Ювелиры остались не удел и, не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Однако королева осмотрела сверкающее бриллиантами ожерелье и отправила ювелиров восвояси - она сочла ожерелье слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены - материалы-то они закупали на свои собственные деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму...

И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка - Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план...


Положение кардинала Луи де Рогана при дворе в то время несколько пошатнулось, от чего он немало страдал. Кардинал Страсбургский больше всего на свете мечтал получить покровительство королевы и ее дружбу. Жанна же постоянно подчеркивала свою дружбу с Марией-Антуанеттой и утверждала, что сможет помочь любовнику завоевать хорошее расположение при дворе. Она на пару с графом Калиостро в красках описывала несчастному кардиналу его будущее блестящее положение в обществе, которое ждет Луи де Рогана под покровительством королевы.


Мошенница рассказывала кардиналу и о том, что часто заводит разговоры с королевой о преданном ей Рогане, и та якобы благосклонно выслушивает речи о своем верном слуге. Однажды Жанна прибыла к кардиналу Страсбургскому с сенсационной новостью - королева сегодня ждет его на свидание в версальском парке! Вечером Луи де Роган прибыл в означенный парк и в уединенном месте действительно увидел Марию- Антуанетту. Королева благосклонно побеседовала с кардиналом и подарила ему свою розу - потом Роган велел заключить этот цветок в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал летел из парка на крыльях, мечтая о будущем счастье.

Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией-Антуанеттой просто поражало. Оставалось только нарядить ее в роскошные наряды и научить гордо держать голову - и королева готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась поучаствовать в афере, и простодушный кардинал не заметил обмана...

Вскоре Луи де Роган получил через Жанну известие, что королева Мария-Антуанетта желает выкупить ожерелье мадам Дюбарри, но просит помощи у своего доброго нового друга. Она якобы хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 миллион 600 тысяч ливров, поэтому она просит кардинала пойти к ювелирам и отдать им ее письмо.


В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю, кардиналу Луи де Рогану. Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация кардинала, и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии- Антуанетты. Но, как нетрудно догадаться, так и не дождался...

Ювелиры же вскоре написали письмо королеве, в котором просили все же внести часть суммы. Мария-Антуанетта в ответ выразила свое недоумение, ведь никакого ожерелья она не покупала. Более того, она ведь ясно дала понять, что ожерелье попросту не понравилось. Тут всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерски изготовленной подделкой. Бросились искать кардинала, тот указал на госпожу де Ламотт. Выяснилось, что ее супруг исчез, сама она тоже собиралась бежать, но не успела...

Дамочку арестовали, но она утверждала, что все делала по приказу графа Калиостро. Вскоре в Бастилии собралась вся компания - Жанна ле Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Не было только графа де Ламмота, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.

А в Париже тем времен начался процесс века - разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор - кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро оправдали (правда, последнему были велено в течение двух недель покинуть столицу), а Жанну де Ламотт и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме.


Жанну прилюдно высекли на площади, заклеймили буквой V, что означало "воровка". Рассказывают, что преступница дернулась, и клеймо пришлось ставить еще раз. В итоге на ее плече остались две буквы V - одна смазанная, а вторая четкая. (У Дюма V превратилась в лилию.) Жанну отправили в тюрьму, отбывать наказание, но вскоре она из нее таинственным образом исчезла. Через некоторое время авантюристка появилась в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.

Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии-Антуанетты - французы ведь свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле. Спустя несколько лет Мария- Антуанетта умерла под ножом гильотины...


О дальнейшей судьбе Жанны де Ламотт практически ничего не известно. Однако существует несколько версий ее гибели, документально, правда, не подтвержденных. По одной из них она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. Но версия эта кажется какой-то натянутой: чтобы такая женщина поступила так малодушно и так поспешно?..

Все мы в детстве зачитывались "Тремя мушкетерами" и другими книгами из этой серии, многие даже начинали любить историю благодаря Александру Дюма, хотя уж чего, чего, а реальной истории там было не так уж и много... Однако такие персонажи, как Ришелье, Мазарини, оба Людовика, королева Анна Австрийская, Луиза де Лавальер, безусловно, лица вполне достоверные, исторические. Даже д\"Артаньян - у него тоже были прототипы. А вот Атос, Портос, Арамис, миледи, - тут все скажут, что персонажи эти - насквозь выдуманные, детища самого Дюма. И будут неправы. По крайней мере, в отношении миледи.

Потому что у этого персонажа был вполне реальный исторический прототип. Более того, прототип настолько интересный, что достоин отдельной приключенческой книги, которая, возможно, когда-нибудь будет написана. (То, что жила она чуть позже событий, описанных в "Трех мушкетерах", большого значения, в общем-то, не имеет.)

Реальная история этой женщины кажется вымышленной - настолько много в ней интриг и коварства. А перечисление настоящих исторических лиц, участвовавших в ней, сделает честь любому приключенческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро и, собственно, сама известная авантюристка Жанна де Ламотт, знаменитая мошенница, ставшая в итоге прототипом миледи из "Трех мушкетеров".

Жанна де Ламотт, урожденная Сен-Реми де Валуа, появилась на свет в 1756 году. Происхождение ее было одновременно и благородным, и в тоже время весьма пикантным: она была в некотором родстве с королевским домом Валуа, но принадлежала к семейству, появившемуся от внебрачной связи короля Генриха II с госпожой Сен-Реми.

Семейство сие был очень бедным, и мать Жанны учила девушку зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Надо сказать, что девица быстро освоила науку обольщения и обмана и вскоре нашла себе пару подстать - гвардейского офицера графа Ламотта. Жених юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести. Они быстро нашли общий язык и поженились.

После свадьбы молодожены решили обосноваться в Париже, где возможностей для обогащения и интриг было не много, а очень много. Осмотревшись на новом месте, коварная Жанна выбрала свою жертву, человека отнюдь не глупого и славившегося своим добродушием - богача Луи де Рогана, кардинала Страсбургского.

Кардинал сей принадлежал к высшему обществу, но Жанна, несмотря на свое сомнительное происхождение и бедность, умудрилась познакомиться с ним и получить "доступ к телу". При этом, по свидетельству современников, Жанна отнюдь не отличалась красотой, но умела так себя преподнести и была так умна, что под ее чарами никто не мог устоять. Кардинал был покорен юной авантюристкой, осыпал ее деньгами, ввел в свой круг...

Жанна тем временем объявила в обществе, что сумела накоротко познакомиться с женой Людовика XVI, королевой Марией-Антуанеттой. В своих аферах мошенница начала прикрываться именем королевы и вскоре завоевала репутацию ее самой близкой подруги.

Правда, позже Мария-Антуанетта утверждала, что вообще никогда в жизни не была знакома с Жанной де Ламотт. Но неизвестно, кто был тут прав, а кто не был - хитростью и умением соврать себе на пользу отличались обе дамы... Не исключено, что королева действительно приблизила к себе умную интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи. Например, с таинственным графом Калиостро.

В 1784 году, в доме кардинала Луи де Рогана Жанна де Ламотт познакомилась с этим удивительным человеком, недавно прибывшим в Париж, и очень быстро нашла с искателем приключений общий язык. Оба авантюриста успешно и активно морочили голову кардиналу, вели долгие беседы о ясновидении, об эликсире жизни и философском камне.

В то время темы эти были очень актуальными и интересовавшими буквально всех. Именно на волне этого интереса граф Калиостро устраивал в Париже свои знаменитые сеансы перевоплощений и, по слухам, Жанна не раз играла роли в его постановках, появляясь в различных образах.

А дальше начинается потрясающе интересная история с роковым ожерельем. История эта начала развиваться за десять лет до описываемых событий, когда Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто фантастической, это было целое состояние.


Однако в 1774 году Людовик XV умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ненужное ему ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Ювелиры остались не удел и, не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Однако королева осмотрела сверкающее бриллиантами ожерелье и отправила ювелиров восвояси - она сочла ожерелье слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены - материалы-то они закупали на свои собственные деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму...

И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка - Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план...


Положение кардинала Луи де Рогана при дворе в то время несколько пошатнулось, от чего он немало страдал. Кардинал Страсбургский больше всего на свете мечтал получить покровительство королевы и ее дружбу. Жанна же постоянно подчеркивала свою дружбу с Марией-Антуанеттой и утверждала, что сможет помочь любовнику завоевать хорошее расположение при дворе. Она на пару с графом Калиостро в красках описывала несчастному кардиналу его будущее блестящее положение в обществе, которое ждет Луи де Рогана под покровительством королевы.

Мошенница рассказывала кардиналу и о том, что часто заводит разговоры с королевой о преданном ей Рогане, и та якобы благосклонно выслушивает речи о своем верном слуге. Однажды Жанна прибыла к кардиналу Страсбургскому с сенсационной новостью - королева сегодня ждет его на свидание в версальском парке! Вечером Луи де Роган прибыл в означенный парк и в уединенном месте действительно увидел Марию- Антуанетту. Королева благосклонно побеседовала с кардиналом и подарила ему свою розу - потом Роган велел заключить этот цветок в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал летел из парка на крыльях, мечтая о будущем счастье.

Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией-Антуанеттой просто поражало. Оставалось только нарядить ее в роскошные наряды и научить гордо держать голову - и королева готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась поучаствовать в афере, и простодушный кардинал не заметил обмана...

Вскоре Луи де Роган получил через Жанну известие, что королева Мария-Антуанетта желает выкупить ожерелье мадам Дюбарри, но просит помощи у своего доброго нового друга. Она якобы хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 миллион 600 тысяч ливров, поэтому она просит кардинала пойти к ювелирам и отдать им ее письмо.


В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю, кардиналу Луи де Рогану. Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация кардинала, и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии- Антуанетты. Но, как нетрудно догадаться, так и не дождался...

Ювелиры же вскоре написали письмо королеве, в котором просили все же внести часть суммы. Мария-Антуанетта в ответ выразила свое недоумение, ведь никакого ожерелья она не покупала. Более того, она ведь ясно дала понять, что ожерелье попросту не понравилось. Тут всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерски изготовленной подделкой. Бросились искать кардинала, тот указал на госпожу де Ламотт. Выяснилось, что ее супруг исчез, сама она тоже собиралась бежать, но не успела...

Дамочку арестовали, но она утверждала, что все делала по приказу графа Калиостро. Вскоре в Бастилии собралась вся компания - Жанна ле Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Не было только графа де Ламмота, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.

А в Париже тем времен начался процесс века - разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор - кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро оправдали (правда, последнему были велено в течение двух недель покинуть столицу), а Жанну де Ламотт и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме.


Жанну прилюдно высекли на площади, заклеймили буквой V, что означало "воровка". Рассказывают, что преступница дернулась, и клеймо пришлось ставить еще раз. В итоге на ее плече остались две буквы V - одна смазанная, а вторая четкая. (У Дюма V превратилась в лилию.) Жанну отправили в тюрьму, отбывать наказание, но вскоре она из нее таинственным образом исчезла. Через некоторое время авантюристка появилась в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.

Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии-Антуанетты - французы ведь свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле. Спустя несколько лет Мария- Антуанетта умерла под ножом гильотины...


О дальнейшей судьбе Жанны де Ламотт практически ничего не известно. Однако существует несколько версий ее гибели, документально, правда, не подтвержденных. По одной из них она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. Но версия эта кажется какой-то натянутой: чтобы такая женщина поступила так малодушно и так поспешно?..

Миледи – одна из главных героинь романа Александра Дюма «Три мушкетера». В прошлом она носила имя графини де Ла Фер, была женой Атоса, которую он, увидев на ее плече клеймо преступницы, повесил. Однако Миледи удалось спастись, и она стала доверенным лицом кардинала Ришелье, следовательно, врагом мушкетеров. На страницах романа мушкетеры успешно разрушают ее хитроумные замыслы. Но все же Миледи ожидает неминуемая смерть за то, что она убила Констанцию Бонасье, возлюбленную д`Артаньяна. Мушкетеры казнят Миледи в глухом местечке Армантьер. Эту женщину, хитрую, бессердечную и умную, не останавливает ничто, она стремится выполнить свои замыслы и осуществить политические интриги Ришелье любой ценой.

У нее совершенно отсутствуют угрызения совести, когда она, воспользовавшись своей ангельской внешностью, соблазняет и отправляет на верную смерть фанатика Фельтона, поскольку получила приказ от Ришелье убить герцога Бекингема. За это убийство кардинал обещал Миледи позволить расправу с д`Артаньяном. Безжалостно убивает она ядом Констанцию, которая расстроила планы Ришелье. Миледи ловко использует кардинала в своих целях, справляется с самыми опасными ситуациями и всегда добивается желаемого при помощи грязных интриг и злодеяний. Образ Миледи резко контрастирует с образами главных героев - благородных мушкетеров. Ей присущи только отрицательные качества.

Дюма представил Миледи в образе героини-злодейки, которая провоцирует опасность для главных героев. В созданных ею условиях мушкетеры получают возможность продемонстрировать свое бесстрашие и выдержку. Миледи вовлекает мушкетеров в бесконечные приключения, вместе с Ришелье она составляет тот фон, на котором несомненные достоинства этих героев выступают еще ярче.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Настоящая миледи никогда не сталкивалась с д`Артаньяном и его друзьями, так как жила на полтора века позже. Настоящее имя прототипа одной из самых коварных женщин истории Жанна де Ламмот.

Эта женщина никогда не была шпионкой кардинала, напротив, она использовала его в своих преступных целях. Авантюристка узнала, что королева Мария-Антуанетта мечтает получить алмазное колье из 628 крупных алмазов стоимостью полтора миллиона ливров. При этом расчетливая мошенница знала, что кардинал де Роган мечтает о должности министра. Ламотт выступила в роли поручителя, предложив кардиналу выкупить колье для королевы и получить в награду должность министра.

Кардинал сделал первый взнос и передал колье Жанне де Ламотт, которая немедленно распилила его, чтобы продать. Когда афера открылась, в судебное разбирательство были втянуты все. В дальнейшем суд оправдал кардинала, как жертву мошенничества, но репутация его навсегда осталась подорванной. Жанну признали виновной по всем статьям и заклеймили.

Приговоренная к пожизненному заключению, Жанна так и не призналась, где спрятаны алмазы. Через некоторое время ей удалось сбежать из тюрьмы. А в России появилась до боли похожая на авантюристку графиня де Гаше, распродающая алмазы колье. Однажды царь Александр I принял таинственную графиню со словами: "Вы носите не свою фамилию. Назовите свою настоящую!"

Де Гаше назвала государю свое настоящее имя и вышла, очарованная Александром, который обещал хранить ее тайну. Однако, чтобы не рисковать, царь решил отправить графиню подальше от двух столиц в Крым с благородной миссией нести просвещение местному населению. Миссия проваливается, и Жанна, живущая в тиши, без страстей и авантюр быстро стареет. Глядя на седую пожилую женщину, сложно представить, интриги какого масштаба она плела.

МИЛЕДИ ДЕ ВИНТЕР
Она же Шарлотта Баксон , Анна де Бейль (или Брейль), баронесса Шеффилд , леди Кларик , графиня де Ла Фер .

Прототипом миледи послужила, несомненно, Люси Хей (урожденная Перси), графиня Карлайл - известная английская светская дама, вовлеченная во многие интриги периода Английской революции. Дюма прочел о ней у Ларошфуко. Ему очень понравилась история о том, как Люси срезала подвески у герцога Бекингема…

Люси родилась в семье Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского. Став второй женой Джеймса Хея, 1-го графа Карлайла, она заняла прочное место при дворе Карла I. В период гражданского противостояния Люси неоднократно переходила на сторону как короля, так и парламентариев. Что, в конце концов, закончилось ее арестом 21 марта 1649 года и заключением в Тауэр, где она пробыла до 25 сентября 1650. После освобождения она прожила еще десять лет, но не играла заметной роли…

Если с Люси более или менее ясно, то с миледи де Винтер понятно далеко не все. Например, почему столько имен у этой роковой дамы? 21-я глава называется “Графиня Винтер”. Между тем, лорд Винтер представляет свою невестку, как Леди Кларик. Явственно прослеживается связь с “Мемуарами” Ларошфуко, из которых Дюма почерпнул историю с подвесками. Ведь Кларик - это переделанное на французский манер имя Карлайл. Леди Кларик упоминается и у Куртиля де Сандра - именно не ней собирался жениться Д’Артаньян. Кстати, “поселяет” свою героиню Дюма на Королевской площади, 6. Место, где в ту эпоху жили известные светские львицы. Сам писатель этот дом тоже неплохо знал. В нем в свое время обитали не менее популярные личности. Например, Виктор Гюго…

Миледи состояла в браке с младшим братом лорда Винтера. Имеется в виду, что он носил титул барона Шеффилда. Поэтому, и она именуется в романе баронессой Шеффилд. Однако, и сам лорд Винтер представляется Д’Артаньяну бароном Шеффилдом. Получается, что и он, и его брат - оба являлись баронами. Чего не могло быть ни при каких обстоятельствах, согласно традициям английской аристократии. Впрочем, миледи в любом случае не имела права ни на один из этих титулов. Так как еще ранее (также незаконно) стала женой графа де Ла Фер. И звалась она тогда - Анна де Бейль…

Имя Бейль Дюма взял от одной туреньской семьи, к которой принадлежала Жаклин, графиня де Море - давняя пассия Генриха IV. Впоследствии она вышла замуж за графа де Варда. Которого писатель сделал одним из персонажей - любовником миледи де Винтер.
Во второй части трилогии сын последней Мордаунт упоминает именно имя Анна де Бейль. Однако, во время суда над миледи в Армантьере Атос перечисляет все ее имена, кроме Анны. В пьесе “Юность мушкетеров”, написанной Александром Дюма в 1849 году, он пытается задним числом объяснить имя Анна де Бейль (в пьесе - Брейль), как принадлежащее матери миледи…

«…Но что с женой?! Помилуй, Бог!
Конь рухнул сгоряча!
И граф, чтоб облегчить ей вздох,
Рвёт ткань с её плеча,
И платье с плеч ползёт само,
А на плече горит клеймо!

Палач-то был мастак, и вот -
Там лилия цветёт!..»

Сегодня необыкновенно модно носить на теле тату , как знак самовыражения, бунта против системы, чтобы скрыть недостатки кожи. Клеймение или нанесениетатуировки на тело человека было известно еще со времен древнего мира, когда господа клеймили своих рабов. А в Средние века так «отмечали» каторжников, работающих на галерах, которых можно было распознать в «толпе», если они бежали. Клеймили в Первую Мировую дезертиров, в годы Гражданской войны - белые коммунистов, во Вторую Мировую - гестаповцы выбивали на теле узников концлагерей индивидуальный номер.

Лилия - эмблема королевского двора

Те, кто читал знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера» вспомнят, что позорная отметина была на теле Миледи, а именно - клеймо лилии на плече. Во Франции этот цветок имел особенное значение. Дело в том, что король франков Хлодвиг I Меровинг (годы правления 481 - 511) стал исповедовать христианство, и по легенде ангел подарил ему золотую лилию.Этот цветок «…почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития,…и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных…»

В Средние века лилия стала эмблемой Франции и королевской власти. Король Людовик VII (годы царствования 1137 - 1180) носил щит с изображением этого цветка. Флер-де-Лис (Fleur de Lys) - так называлась желтая лилия, которую изображали на гербе Франции при Капетингах и Бурбонах. Когда легендарная Жанна Д’арк собиралась спасти родной Орлеан от врагов, и встретилась с некоронованным пока еще Карлом VII, ей выдали штандарт с золотыми лилиями, как символ могущества короля. Благородное растение присутствовало на гербах таких городов, как Висбаден, Даугавпилс, Детройт, Новый Орлеан, Флоренция, Турку.

Анна де Бейль, Леди Кларик, Шарлотта Баксон, Баронесса Шеффилд, леди Винтер - одно лицо

Клеймом в виде лилии, как символом несмываемого позора, клеймили государственных преступников: воров, гугенотов, женщин, взявших на себя грех избавиться от неродившегося ребенка. Анна де Бейль - красавица-злодейка, в которую так страстно влюбился граф де Ла Фер и женился на юной бесприданнице, даже не зная ее темного прошлого. А она до встречи с ним была монахиней Тамплемарского монастыря и уговорила священника - своего любовника - сбежать в другой город. Тот согласился и для выполнения побега украл церковные реликвии, чтобы продать их и выручить деньги.

По дороге их задержали, и священника заковали в кандалы, клеймили, как вора, и приговорили к 10 годам заключения. Но ему удалось бежать с помощью брата - палача в Лилле. Какое-то время беглецы проживали в Берри (кстати, на флаге Берри тоже присутствуют три желтые лилии), где выдавали себя за брата и сестру, пока умная девица не повстречала выгодную для себя партию - графа де Ла Фер. 25-летний мужчина влюбился в юную красавицу со всей пылкостью молодой души.

«Невесте графа де Ла Фер всего шестнадцать лет - таких изысканных манер во всем Провансе нет: и дивный взор, и кроткий нрав. И от любви, как пьяный, граф». Мнимый брат невесты самолично провел ритуал бракосочетания «сестры», а затем вернулся в Лилль, покаялся в содеянном и…повесился. Тогда то и выпустили из тюрьмы его брата - лилльского палача - обвиненного в пособничестве беглецам. Он на всю жизнь затаил обиду на злодейку, из-за которой его брат предпочел смерть жизни, а сам он вынужден был стать узником темницы.

Совершенно случайно выяснилась сущность молодой графини, когда однажды на охоте она упала с лошади и лишилась чувств, а супруг, чтобы облегчить ей дыхание, разрезал узкое платье и увидел клеймо лилии на плече. Граф понял, что перед ним преступница, а так как он обладал правом вершить на «своей» земле суд, то связал графине руки за спиной и повесил на дереве, не испытывая никаких угрызений совести. Впоследствии он рассказывал ДАртаньяну, что «…если бы ее оставили в живых, она, без сомнения, продолжала бы свое пагубное дело…»

Однако психологический удар был для графа слишком сильным. Он отказался от титула, имущества, отправился в Париж и устроился на службу королю в качестве королевского мушкетера под именем «Атос». Тем временем, чудом оставшаяся в живых, графиня де Ла Фер действительно продолжила свой путь злодейки, став шпионкой Ришелье. Этическая или моральная сторона жизни ее интересовала в жизни меньше всего - она хотела власти и денег. Женщина, которую кардинал Ришелье называл «Миледи» была повинна в отравлении своего второго мужа - лорда Винтера, убила юную Констанцию Бонасье - возлюбленную Д’Артаньяна, по приказу Ришелье участвовала в темной истории с алмазными подвесками королевы Анны Австрийской, и отправила на тот свет не одного человека.

Интриганка и шпионка Ришелье

Ее жизнь в романе Дюма закончилась печально, но справедливо. Атос узнал о женщине с клеймом на плече, о котором ему рассказал друг Д’Артаньян. Он догадался, что его бывшая жена осталась жива, и продолжает сеять зло вокруг себя. Он принял решение ее уничтожить, но теперь следовало действовать наверняка. Атос нанял лилльского палача, который совершил свой акт возмездия, отрубив голову несчастной, и утопив ее тело в реке.

В качестве персонажа «миледи» Александр Дюма взял реальное историческое лицо - интриганку Люси Хей. Она была придворной дамой при дворе Карла I и действительной шпионкой кардинала Ришелье. Люси Хей, она же графиня Карлайл, вступила в интимную связь с герцогом Бекингемом. А когда их связь прервалась по решению герцога, уязвленная красавица-графиня была в бешенстве. Она завербовалась к Ришелье, чтобы чисто по-женски отомстить Бекингему.

Символ позора

Итак, клеймо лилии на теле выжигали представители династии Бурбонов. Цветок, изображенный на мантии королей, служил символом «позора» на теле преступников. Миледи получила лилию на плечо неспроста - слишком серьезно было ее преступление.

Клеймение было известно во времена Ветхого Завета, когда в книге Бытия было написано, что «…хозяин должен выжечь на его ушах сову, и должен служить ему всегда». Раскаленным железом рабов «помечали» в Древнем Риме особой отметкой (стигмой). Если же рабу удавалось сбежать, но его ловили, то ставили еще одно клеймо - «беглый».

Клеймили в Древнем Китае, в Японии, средневековой Англии,Франции . В России с XVII века стали клеймить каленым железом, причем вору или преступнику ставили отметину на лице, чтобы всем было понятно, за какое злодеяние он получил такое «украшение». Только в 1863 году в России отменили тату-наказание. Историки считают, что именно от этого унизительного процесса и пошли выражения «на лбу написано», «заклеймить позором».

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева