Кустодиев интересные факты. История жизни


Кустодиев Борис Михайлович. Утро. 1904
масло, холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображена Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971)

Знаменитое Утро, изображающее молодую жену с маленьким сыном, было написано Кустодиевым в Париже, в 1904 году.

На долю художника выпала нелегкая судьба. И не только на долю художника, но еще и на долю женщины, которая была с ним рядом практически всегда.

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки.

Рисовать Борис начал относительно рано - едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»

А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!»


Кустодиев Борис Михайлович. Автопортрет 1904

Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П. А. Власов.

Будучи учителем Астраханской гимназии, П. А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет. В 1896-1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств.


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Прошинской 1901

Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию.

Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми.

В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.

При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…

В 1910 году Кустодиев понял, что давние симптомы диких болей в позвоночнике и руке усиливаются с каждым днем.

Елена Плевицкая: По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки

Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Без сложнейшей операции не обойтись. Но и она только чуть приглушила боль. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.

После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет... Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: Если не позволите мне писать, я умру

С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Но еще - память, воображение. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино.


Борис Кустодиев в мастерской, 1914

Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности.

А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова.
Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА... Я терпелива...

Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...


Борис Кустодиев за работой

Товарищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал...... Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой 1903
139 × 133 см

Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, в семье своей казалась девочкой чужой. Мать, оставшаяся без средств, уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, девушка служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1903

Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...


Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ю. Е. Кустодиевой с сыном 1903

Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху.


Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908


Борис Михайлович Кустодиев. «Семейный портрет»

Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими


Кустодиев Борис Михайлович. Ирина Кустодиева. 1906


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет жены художника 1909


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1915


Кустодиев Борис Михайлович. У окна. Портрет И. Б. Кустодиевой. 1910


Кустодиев Борис Михайлович. На террасе. 1906
Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

Картина На террасе написана в доме художника Терем.

Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня.
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера


Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1920


Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. 1920.
Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена)


Кустодиев Борис Михайлович
Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922


Кустодиев Борис Михайлович
Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925


Г. Верейский
Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925

Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.


Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств)

) - русский художник.

Биография

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году,и там, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Отец его умер от скоротечной чахотки, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В 5 лет маленький Боря начал рисовать, в 5 же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу "Иван Сусанин", а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамскова, Шишкина. Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году:

"О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу..."

Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, потому-что у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. На первый свой гонорар - 16 рублей - купил штаны и холст для работы.

Конец июля 1900 года. По дороге катит телега с молодыми людьми. Это будущие художники, причем один из них никогда не знал мира и быта русской деревни - именно он станет ее великим певцом. Знавший до этого только свою Астрахань, промелькнувшую Москву да нелюбимый холодный Петербург, он окунулся этим долгим счастливым летом в старинные волжские города и городки, узнал среднюю полосу России, деревню и маленький полу деревенский городок,-узнал все это и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени:

"Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобному юмору, к радостному, заразительному смеху."

Молодой человек нашел свою суженую, художник нашел свою землю. Через три года они обвенчались, а через две недели после свадьбы Кустодиев, его соученик Куликов и их мастер Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного Совета". Мало у кого была столь стремительная карьера: вчера он еще носил комбинированные носки, сегодня он пишет портреты людей, вершивших судьбы России. К 1910 году Борис Михайлович становится становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. А он говорит: "Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) - я очень рад, что она на меня не повлияла". В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин.

Медали, триумфы, а он сбегает от сиятельных заказчиков в свой "Терем", и там, и только там, он по-нашему счастлив... Родились сын Кира и дочка Ира. Иру он носит в грибной корзинке в лес, а сыну, будущему театральному художнику, объясняет изменчивую красоту облаков. Его астраханские вкусы не изменились, он любит собак, кошек, коров, все живое, простое, необходимое. Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очередь:

"Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - нишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят..."

К этому времени написаны такие такие картины, как "Базар в русской деревне", "Ярмарка" (1906), "Ярмарка" (1908), "Ярмарка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т.д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Еще в 19 лет он обронил в письме к матери: "Опять что-то поет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться: "Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже." К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке не спать.

Когда-то Борис Михайлович признался, что главный его недостаток - это отсутствие силы воли. Теперь он говорит: "Как бы хотелось писать картины не красками, а одним напряжением воли!". Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Но все реже становились приступами болезни. Врачи предполагают костный туберкулез. Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому.

"Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы." Прикованный к постели, он пишет Юлии Евстафьевне: "Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни - просто вот раб тому, что живу, вижу голубое небо и горы - и за это спасибо."

Европейская знаменитость Герман Оппенштейн ставит новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Правда, потом обещают полное выздоровление. А пока от болей он уже не спит семь дней подряд. "Слабовольный" Кустодиев предупреждает друзей: " Не говорите о моей болезни никому - а, напротив, что я здоров, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видимо, жить!"

Вернувшись из Швейцарии на родину Борис Михайлович снова вынужден работать над заказами петербургского света. Так проходят дни, недели, месяцы, но Кустодиев не забывает о свей мечте:

"Занят сейчас кое-какими картинами, портретом и мечтаю все о больший работе как всегда, когда был здоров, не писал того, что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать большую картину и тоже "купчих": уж очень меня влечет все это!".

В 1913 году он начинает писать ставшую знаменитое и находящуюся ныне в Русском Музее в Санкт-Петербурге "Купчиху". В зале посетителей встречала хозяйка. Румяное, свежее лицо ее было приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчали гордую голову. Красавица была рада гостям, ее брови были чуть приподняты, карие глаза блестели. Она была прелестна и величава. Казалось, еще миг - и она степенно шагнет вперед, навстречу гостям, и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки лилового шелкового платья, блеснет рдяным огнем большая серебряная брошь, зашелестит черный платок, усыпанный лазурными, шафранными, пунцовыми, янтарными цветами, обрамленными изумрудной зеленью... Казалось, она степенно опустит руку, низко, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: "Добро пожаловать!"

Пройдут века, многое изменится, а все будут плыть и плыть в высоком небе облака над бескрайним синим раздольем Волги. Много времени пройдет, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и драгоценности инфанты Веласкеса, очаровательные и милые парижанки Ренуара. Среди них будет и наша русская красавица "Купчиха", созданная Кустодиевым в 1915 году.

Наконец художник находит себя. Невзирая не новые симптомы временно притихшего недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну картину за другой: "Красавица", "Девушка на Волге" - (сразу признана классикой). Вслед за ними пишет серию картин-песен "Масленицы", сверкающую панораму русских празднеств, народных гуляний, калейдоскоп неповторимых по сочности и яркости сочетаний.

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминает Шаляпин, - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для "Вражьей силы"...решили просить об этом Кустодиева..."

С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев, - я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе.

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица - зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гуляния, узорами инея. Но гланая, точно во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист...

В этом и состояла способность Кустодиева решать труднейшую задачу в живописи - создавать образ человека в пленэре. Шаляпин высоко оценил портрет. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. И художник не мог оживить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. Это была работа наугад, на ощупь. Борис Махайлович ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю "Вражья Сила". Кустодиев очень быстро справился с этим, затем выразил желание присутствовать на репетициях. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике.

"Я работаю для массы" - как то с гордостью сказал Кустодиев. Его иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Толстого, А. Островского, Н. Лескова декорации и костюмы к постановкам "Горячего сердца" Островского, "Смерти Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина, "Левши" Н Лескова, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи,-это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.

За год до кончины он завершил картину "Русская Венера". Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое, здоровое, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе. Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. А последним произведением художника был этюд триптиха "Радость труда и отдыха"...

Незадолго до смерти Борис Михайлович просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами остались его картины - праздник России, праздник русской живописи.

.
Приходилось мне бывать в Астрахани. Город показался мне жутким.
Состоял он, в основном, из деревянных трущоб, пропылённых и грязных. Только в центре города, да на набережной Волги можно было понять, что Астрахань, всё-таки - город и даже разглядеть в ней особую прелесть.

Особенно огорчало почти полное отсутствие в городе деревьев, цветов, да и просто зелени: всё было жёлто- серым.
Спросишь у прохожего: «Как мне пройти туда- то?» и прохожий, показывая пальцем вдаль широкой пыльной улицы, скажет: «Видите вооон там, дерево? Поверните возле него направо и идите и идите себе!»
А вот народ в Астрахани – красивый! Смесь волгарей, татар и кавказцев: яркий, смелый и удивительно во всём свободный народ.
Пожив в Астрахани я долго не мог привыкнуть к забитости и убогости людей средней полосы. Ничего здесь не скажут прямо, всего опасаются и всё говорят только за глаза. У девушек, даже самых юных – обязательно «картофельные» животик.
Так что, если вам понадобятся красивые и свободные люди – ищите их по окраинам нашей империи! На Крайнем Севере, Дальнем Востоке, Астрахани и т.д.
И попал я в Астрахани в картинную галерею.
Тогда это было убогое одноэтажное здание. Но картины в ней были – замечательные: Врубель, Сомов, Кустодиев.
Мы в серьёз обсуждали с друзьями, как можно вынести из галереи маленькую картину Врубеля «Стрекоза». На ней изображена была голубая девушка со стрекозиными крыльями. Девушка эта летела в изломанной позе сквозь деревья ночного сада, освещённого луной.
Картины Кустодиева были «не выносными»: размеры не позволяли вынести их под рубашкой или в портфели, что предполагали мы сделать со «Стрекозой».
Но речь, как раз, о Кустодиеве.
Для моей грызшей меня тогда юношеской депрессии (хотя я и слова такого не знал «депрессия»!) они были эффективным противоядием.
Не стану я их описывать. Вы, наверное, и так их знаете, да и вклепал я в этот пост видео из YouTube.

Поражало то, что картины эти, радостные, наполненные светом и цветом, писал человек, страдающий сильнейшими болями, с парализованными ногами, пролежнями и тазовыми нарушениями!
Уже в молодости у Кустодиева появились мучительные боли в правой руке.
Молодой ещё совсем человек долго просто терпел их и к врачам не обращался.
Однако в 31 год отмахнуться от болезни уже не удавалось: боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться:
«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже».
К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой.
Всё это заставляет Кустодиева наконец обратиться за консультацией к петербургскому неврологу, профессору Эрнесту Августовичу Гизе. «Вчера был у доктора Гизе…. Смотрел целый час – нашел невралгию правой руки и посоветовал сделать рентгеновский снимок плеча и шеи, чтобы узнать, нет ли какой внутренней причины этой страшной боли».
Неизвестно, сделали ли снимки, но известно, что рекомендацию Гезе прекратить работать Кустодиев не выполнял.
Именно в это время Кустодиев получает сообщение, что его картина «Гулянье», отправленная на международную выставку в Брюссель, удостоилась там серебряной медали.
А вскоре, еще более неожиданно, – приятное письмо от министра народного просвещения Италии с просьбой прислать свой автопортрет в коллекцию прославленной галереи Уффици.
Ведь об этом может мечтать каждый художник!
Конечно, он с удовольствием напишет портрет для знаменитой галереи. Вот только необходимо поправить свое здоровье, тем более что после некоторого улучшения вновь появляется с прежней силой боль.
Из письма к И.А.Рязановскому: «Вернулась опять-таки болезнь, но с еще большей силой – хожу из комнаты в комнату, боль в руке адская, а через две недели, вероятно, поеду в Швейцарию – доктора посылают. Я лечился, один говорит одно, другой – другое, а вот последний (профессор Яновский) нашел, что это какая-то железа, от какого-то процесса в легких (невылеченный старый бронхит) давит на нерв – оттого вся и боль. Это, конечно, меня не успокаивает, а еще хуже то, что надо бросать все – всю работу на полном ходу – и уезжать. Это обидно!».
В мае 1911 г. Б.М.Кустодиев в сопровождении жены и сына выезжает для лечения в Швейцарию, в местечко Лейзен под Лозанной. Он поступает в частную клинику, руководимую известным фтизиатром Огюстом Ролье.
Врачи клиники диагностируют у Кустодиева туберкулез шейного отдела позвоночника.
Согласно наработанному опыту клиники, Кустодиеву предписывается регулярно принимать солнечные ванны, а с целью максимальной разгрузки и ограничения движений шейного отдела позвоночника на шею художника надевается корсет.
В клинике Ролье Кустодиев пробыл 9 месяцев!
Однако никакого улучшения не наступило.
В 1913 году Кустодиев длительно и безуспешно лечился во Франции.
На обратном пути, в Берлине его осмотрел профессор Г.Оппенгейм
После тщательного обследования профессор Г.Оппенгейм делает неожиданное заключение:
«У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция. Отвезите детей домой и возвращайтесь в Берлин в клинику».
Трудно сказать, что нашёл Оппенгейм на операции. Описывается некая полость с жидкостью, которую «вскрыли».
В результате операции боли уменьшились незначительно, но присоединились новые симптомы: слабость в ногах
.
Вскоре Кустодиева вновь пошлют на бальнеотерапию в Ялту, что совершенно противопоказанно больным с опухолями.
И этот человек, страдающий от болей в рабочей руке, парализованный пишет самые радостные свои картины.
Его «Красавица» наделала много шума в столицах!
Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:
«Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
В марте 1916 г. Кустодиев госпитализируется для очередного оперативного вмешательства. Оперировать художника решается профессор Лев Андреевич Стуккей.
О некоторых подробностях операции можно узнать из воспоминаний дочери художника: «Дали общий наркоз на пять часов. Мама ждет в коридоре… Наконец, профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному – руки или ноги. «Руки оставьте, руки! – умоляла мама. – Художник – без рук! Он жить не сможет».
Врачи предупредили, что работоспособность вернется не сразу и в течение полугода лучше вообще никак не напрягать руки.
Отныне жизнь Кустодиева замкнута в четырёх стенах. Боли, почти полное отсутствие движений в ногах, начинающиеся «неприятности» с мочеиспусканием и дефекацией.
Но Кустодиев полон замыслов!
Прикованный к постели, художник пишет своей жене, Юлии Евстафьевне: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо».
В декабpе 1923 г. О.Феpстеp произвёл Б.М.Кустодиеву очередную (третью) опеpацию по удалению опухоли позвоночного канала.
Однако и эта операция не привела к существенному изменению состояния художника.
Поражает то, что почти полностью обездвиженный человек, страдающий от болей, пролежней, мог писать такие светлые, полные жизни картины!
Такие, как «Русская Венера», например!
В марте 1927 г. художник получает разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но поездке этой не суждено было состояться. Ослабленный организм оказался не в силах противостоять возникшей инфекции. В конце мая после поездки на дачу к А.Н.Толстому художник заболевает пневмонией, ставшей для него фатальной.
Анализирую болезнь Кустодиева можно сделать такие выводы:
1. Опухоль спинномозгового канала была доброкачественной и находилась вне спинного мозга.
2. Хронология появления жалоб и симптомов указывает на то, что, вероятнее всего, это была опухоль исходящая из нервных корешков, идущих к правой руке.(Так называемая «неврома»)
3. 3. Хирурги того времени ошиблись уровнем операции. Известно, что «вскрыли» два первых грудных позвонка.
Но рука иннервируется корешками, исходящими из шейного отдела спинного мозга! За исключением волокна Th1, идущего к мизинцу руки.
4. Следует признать, что хирургическое лечение ухудшило состояние больного (присоединился нижний парапарез, тазовые нарушения)
В наше время, такая патология хорошо диагностируется и операции по поводу неврином излечивают больных.
Хорошо бы попасть в те времена, вооружённым всеми теперешними диагностическими и лечебными причиндалами!
Вылечили бы Кустодиева от опухоли, Чехова – от туберкулёза, Достоевского – от эпилепсии, Толстого – от депрессии и т.д.
Жаль, что это – невозможно.
Использованы материалы книги Л.И.Дворецкого «Живопись и медицина».

26.05.1927. – Умер живописец Борис Михайлович Кустодиев

Б.М. Кустодиев: «Любовь к своему русскому»

Автопортрет. 1912

Борис Михайлович Кустодиев (23.2.1878–26.05.1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. Родился в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, его воспитывала мать, которая арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте провинциального купечества, которые затем питали его творчество. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б.М. Кустодиев, – был как на ладони... Это были живые типы Островского...».

Мать хотела видеть сына священником. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. Однако в 1887 г. под впечатлением выставки передвижников семинарист твердо решил стать художником. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П.А. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. После окончания семинарии в 1896 г. Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Учителем его там был , который обнаружил в ученике дар портретиста и привлек его в помощники для работы над картиной "Торжественное заседание Государственного совета".

В 1900-1902 гг. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю.Е. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани. Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине "Базар в деревне", за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г.) получил золотую медаль. Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Однако уже через пять месяцев он вернулся в Россию, где чувствовал себя более на месте – в «благословенных краях нашей благословенной русской земли», как он написал другу.

Тем не менее в годы Кустодиев, будучи человеком вовсе не политическим, эмоционально заражается атмосферой окружавшей его либеральной интеллигенции и (возможно под влиянием своего учителя Репина) принимает активное участие в сатирических журналах того времени "Жупел", "Адская почта", помещает там антиправительственные карикатуры и революционные рисунки ("Агитатор", "Митинг", "Митинг на Путиловском заводе", "Забастовка", "Манифестация", "Первомайская демонстрация у Путиловского завода").

Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений , ), постепенно набирая известность и как серьезный живописец-портретист, чутко отображающий психологию людей. Главной же его любовью было жизнерадостно идеализированное изображение старой русской жизни. Основой для этого служили воспоминания детства и впечатления от продолжительных посещений Заволжья, где в 1905 г. построил дом-мастерскую в Кинешемском уезде. Таковы картины "Ярмарка" (1906), "Праздник в деревне" (1907), "Гулянье на Волге" (1909), "Купчихи" (1912), "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. Картина "Священнодействуют" (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития; картина полна забавных бытовых зарисовок. Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Особенно впечатляет "Масленица" (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске. Но болезнь лишь побуждала его к ее "компенсации" столь жизнерадостными картинами.

Революция, сначала , затем , стала смертельным ударом по национальной православной России, которую Кустодиев так любил, а теперь все ее наследие было объявлено «черносотенной культурой великороссов», с которой надо вести «смертельную борьбу». Поэтому трудно понять лояльность Кустодиева жидобольшевицкому режиму. Он работал книжным иллюстратором, театральным художником (пьесы Островского), но выполнял и идеологические заказы: например, картины в честь открытия II Конгресса Коминтерна, портреты , предназначенные для воспроизведения массовым тиражом, иллюстрации к ленинским сборникам: "Детям о Ленине", "Ленин и юные ленинцы", "Один день с Лениным". Впрочем, впечатление от знаменитой картины "Большевик" (1920) у внимательного зрителя получается совершенно обратное: исполин-фанатик с кровавым знаменем, простой русский человек, зомбированный и ничего не видящий перед собой, движется по городу прямо на церковь, вот-вот натолкнется на ее, и топчет людскую толпу... Было ли такое восприятие картины тайным намерением Бориса Михайловича?

Как бы то ни было, и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: "Балаганы" (1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921), и даже в известном портрете фоном сделано масленичное гулянье. В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: "Голубой домик", "Осень", "Троицын день" (все 1920). И продолжение знаменитой "Купчихи": "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1926). В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей "Русские типы" и серию "Автобиографические рисунки" (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство.

Несмотря на жизнь в инвалидном кресле, Кустодиев бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Но организм слабел, парализовало ноги. В последние годы художник вынужден был работать полулежа с холстом, подвешенным над ним наклонно. Умер Борис Михайлович от воспаления легких.

«Не знаю, – писал Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным "сюжетом" моих картин...». Этим Борис Михайлович и остался в нашей памяти.

В 2002 г. в Астрахани был открыт Дом-музей Б.М. Кустодиева (как филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, астраханского купца-основателя галереи), заведующая музеем – В.П. Ватаман. Коллекция кустодиевских работ необычно богата для провинциального музея, так как она была значительно пополнена за счет дарений родственников, в первую очередь дочери художника – Ирины Борисовны Кустодиевой (1905-1981) и внучки Татьяны Кирилловны Кустодиевой.


Государь Николай II. 1915.


Масленица. 1916.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя словесности и логики в духовной семинарии. Отец умер, когда его дочерям было шесть и восемь лет, а Борису - всего полтора года. Мать после смерти отца подрабатывала то игрой на рояле, то вышиванием. Обстановка в доме, несмотря на бедность, была очень уютной, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. В 1887 году Борис поступил учиться в духовное училище, а после его окончания - в духовную семинарию, где готовился стать священником, однако дядюшка Бориса, увидев, как тот стремится научиться рисовать, стал оплачивать его уроки живописи. Борису было 15 лет, когда он стал брать уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова, а посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был настолько потрясен, что твердо решил стать художником и в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался сначала в мастерской В.Е. Савинского, а со второго курса — в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его вместе с другим молодым живописцем - И. С. Куликовым к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Во время работы над этой картиной Кустодиев уже проявил себя как художник-портретист.

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения.
1903. Холст, масло. 400 x 877. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Спустя годы Репин назовет Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник - и с русской душой», - скажет о нем другой известный живописец - Нестеров.

Создавая этюды к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев разрабатывает свой своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.

Целый ряд первоклассных портретов Кустодиев смог создать, еще будучи студентом — Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901).

Б.М. Кустодиев Портрет Писателя Д.Л.Мордовцева. 1901

В этот же период он пишет портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Б.М. Кустодиев Портрет Ивана Билибина, 1901.

Позднее этот своеобразный жанр в полной мере проявился в его портретных работах «Автопортрет» (1912), портрет Ф. И. Шаляпина (1922).

Своими ранними работами Борис Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа, настоящий Кустодиев был еще впереди: «…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Действительно, интересы Кустодиева быстро выходят за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей конкурсной работы жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.

Б.М. Кустодиев «На базаре» 1902-1903

Здесь, в Костромской губернии, в 1901 году он познакомился со своей будущей женой Юлией Порошинской, которая вместе с родными жила в усадьбе Высоково, неподалеку от деревни, куда он поехал на каникулы с товарищами. Кустодиев написал в это время портрет Юлии на террасе.

Б.М. Кустодиев Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой

31 октября 1903 года Кустодиев закончил Академию художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В декабре 1903 вместе с женой и двухмесячным сыном Кириллом он отправился в Париж. Там он успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать эти впечатления в одной из своих самых лирических картин «Утро» (1904), пронизанной светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям.

Б.М. Кустодиев Утро. (Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже. Холст, масло. 108×126,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

С увлечением изучал он сокровища западноевропейской живописи, посещал музеи Парижа и Прадо. Во время своей поездки Кустодиев побывал также в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров, поступил в студию Рене Менара, однако через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине, где в Костромской губернии начал работу над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

Вскоре у Кустодиевых родилась дочь Ирина. Молодые супруги выглядели такими счастливыми, что друзья даже сделали пародию на картину «Утро», где Юлия купает в ванне не одного ребенка, а целых двенадцать. Кустодиев писал очень звонкие, радостные картины. Большой успех не только на русских, но и на зарубежных выставках имели его портреты. Например, портрет гравера Матэ был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Венеции.

Б.М. Кустодиев Портрет Василия Васильевича Матэ

В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи.

Б.М. Кустодиев Ярмарка, 1906

Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, - изображение провинциального мещанско-купеческого быта. Его многочисленные купцы и купчихи — не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь не только угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды, но и видны черты модерна.

Б.М. Кустодиев Купчихи в Кинешме, 1912

Работы Кустодиева всегда зрелищные, очень декоративные, раскрывающие русский характер через бытовой жанр . На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в своих работах он придавал линии, рисунку, цветовому пятну, при этом формы обобщались и упрощались - художник все чаще обращался к гуаши , темпере . Для работ художника характерна стилизация - он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок , вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной жизни и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

В 1909 по представлению Репина и других профессоров Кустодиев был избран членом Академии художеств. В это же время ему предложили заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и, не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности.

В это самое время, когда в творческой жизни художника все складывалось исключительно удачно, дали о себе знать первые признаки болезни. Художнику на тот момент едва исполнилось 30 лет. Неожиданно появились боли в руке, которым художник не придал никакого значения, объясняя их переутомлением. Ему и не приходило в голову, что эти боли — зловещий сигнал к началу трагического периода жизни, который ему предстоит преодолевать, не выпуская кисти из рук. Еще раньше, в 19 лет он как-то обpонил в письме к матеpи: «Опять что-то ноет, как это у меня иногда бывает». Он старался не замечать возникших проблем, но в 31 год это уже не удавалось - боли в pуке и шее все усиливались, не пpошло и года, как он вынужден пpизнаться: «Стpадаю очень, особенно по утpам. Подлая pука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже.» К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли со pвотой. Иногда пpиходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком, боли не давали уснуть по нескольку дней. И в это время Кустодиев продолжал много и плодотворно работать. Вскоре он получил звание академика живописи, подтверждающее не только его мастерство и талант, но и признание в художественном мире.

Наконец, постоянные боли все-таки заставили его обратиться за консультацией к петербургскому неврологу, профессору Эрнесту Августовичу Гизе, который, заподозрив патологию позвоночника и плечевого сустава, порекомендовал художнику временно прекратить работать. Началась жизнь с болезнью, лишившей впоследствии художника обычных земных радостей, но не лишившей его воли, интереса к искусству, к красоте, к жизни. Именно в это время Кустодиев получил сообщение, что его картина «Гулянье», отправленная на международную выставку в Брюссель, удостоилась там серебряной медали.

Б.М. Кустодиев «Гулянье»

А вскоре пришло еще более неожиданное и приятное письмо от министра народного просвещения Италии с просьбой прислать свой автопортрет в коллекцию прославленной галереи Уффици. О таком признании мечтал каждый художник. Конечно, он с удовольствием пишет портрет для знаменитой галереи, однако здоровье требует постоянного внимания, так как боль после некоторого улучшения вновь появляется с прежней силой.

В мае 1911 года Б.М.Кустодиев в сопровождении жены и сына выехал для лечения в Швейцарию, в местечко Лейзен под Лозанной. По воспоминаниям дочери художника Ирины, со времени пребывания в Лейзене отец несколько лет носил твердый целлулоидный корсет, как панцирь, от талии до подбородка, и в нем работал, снимая только на ночь. О физическом и психическом состоянии Кустодиева и эффективности лечения можно косвенно судить по письму Мстислава Добужинского Александру Бенуа: «Он очень нездоров и ни на что не жалуется. Обречен носить корсет на шее, что мучительно и безобразно». Находясь в клинике на лечении, Кустодиев продолжал работать: он выполнил несколько заказов, в частности картину в своем, чисто «кустодиевском» духе — «Купчихи на волжском базаре». Кроме того, по заказу режиссера Ф.Ф.Комиссаржевского написал эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского «Горячее сердце». Однако время шло, но после 9 месяцев нахождения в Швейцарской клинике ожидаемого больным и обещанного врачами эффекта пока не наблюдалось. Исчерпав кредит доверия к швейцарским врачам, художник вернулся на родину. Он снова был вынужден работать над заказами петербургского света, несмотря на сохраняющиеся проблемы.

Только зимой 1912 года Кустодиев заканчивает автопортрет по заказу флорентийской галереи Уффици. На портрете изображен щеголеватый мужчина в богатой шубе и барской шапке, с пышными усами, на фоне Троице-Сергиевой Лавры, занесенной снегом. Взгляд немного озорной, но в то же время и печальный. Ведь еще недавно художник долго лечился в Швейцарии, много перестрадал, а главное – не получил ожидаемого эффекта от лечения.

Б.М. Кустодиев «Автопортрет», темпера, 1912

Наконец, Кустодиев обратился за консультацией к знаменитому невропатологу Герману Оппенгейму, который после тщательного обследования диагностировал опухоль спинного мозга. Слова Оппенгейма прозвучали для художника как гром среди ясного неба. При этом Кустодиев предупредил друзей: «Не говорите о моей болезни никому — а, напротив, что я здоров, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видимо, жить!!» В ноябре 1913 года в Берлине Борису Кустодиеву была сделана первая операция. Видимо, полностью удалить опухоль не удалось, поскольку врачи предупредили, что возможны рецидивы болезни и через год-два операцию придется повторить. Кустодиев вернулся в Петербург с чувством надежды и верой, что все худшее позади. Ведь боли исчезли, хотя ноги еще не вполне слушались, однако врачи обещали, что со временем все наладится. Но восстановление больного происходило крайне медленно, словно болезнь была совсем не намерена отступать. Несмотря на это, Кустодиев с необыкновенным подъемом создал одну за другой такие картины, как «Красавица», «Девушка на Волге «.

Б.М. Кустодиев Красавица, 1918

Вслед за эти Кустодиев пишет серию картин «Масленицы». Это своеобразные «картины-песни», воспевающие сверкающую панораму русских празднеств и народных гуляний с поющими, неповторимыми по сочности и яркости сочетаниями красок.

В 1913 году он начал писать свою знаменитую «Купчиху», находящуюся ныне в Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»

Но болезнь продолжала прогрессировать, и он вновь обратился к профессору Цейдлеру, настоятельно рекомендующему оперативное вмешательство. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему было категорически запрещено работать. Столь же решительно этот мягкий и застенчивый от природы человек заявил: «Если не позволите мне писать, я умру». Кустодиев мужественно переносил выпавшие на его долю испытания. Ему помогает то, что «…где-то там, внутри, есть какая-то сила (может быть обманчивая), которая неудержимо поднимает к жизни». Но, увы! После повторной тяжелейшей операции 4 марта 1916 года, операции, которая длилась 5 часов и оказалась безрезультатной, у Кустодиева развился паралич нижней части тела. Отныне жизненное пространство 38-летнего человека сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой, за которой синел купол церкви, а по тротуару лишенной деревьев петербургской улицы, шаркала толпа куда-то спешащих прохожих. Он писал: «Мой мир теперь - это только моя комната». Последние 15 лет своей жизни он провел в инвалидном кресле.

Несмотря на все это, он продолжал творить, ведь на руках оставались жена и двое детей: тpетий сын умеp одиннадцати месяцев от pоду, и тогда по воспоминаниям дочеpи, в волосах мамы появилась пеpвая седая пpядь. Все тяготы Кустодиевы делили вместе. Друзьям художник говорил: «Картины в моей голове сменяются, как кино». Возможно поэтому, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал он на холстах пышущих здо­ровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные тракти­ры…

Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916) — идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: его мучили частые боли.

Б.М. Кустодиев Масленица

В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Ху­дожник как бы говорит, что велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Взры­вая сугробы, сытые лошади мчат сани. Ныряя среди белых холмов и заиндевевших кустов на высоком склоне оврага, владельцы саней стремятся перещеголять друг друга удалью, быстротой, красотой ло­шадей и убранства. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подби­ты цветной тканью спинки саней. Лихо правят кучера в ярко-синих кафтанах, в шапках с алым верхом, улыбаются сидящие в санях лю­ди, закутаннные в тёплые шубы, в меха, укрытые яркими пологами. На соседнем пригорке собрались парни и девушки, сидят на брёв­нышке, разговаривают, слушают гармонь, а на другом - мальчиш­ки сражаются в снежки, катаются на санках. Отчётливо на фоне сне­га сверху видны балаганы, толпящийся кругом народ, группы людей на перекрёстках. Над городскими крышами в морозной мгле клубит­ся дымок, красуются цветные купола и колокольни, яркие и пёстрые вблизи и прозрачно-воздушные издали; и город весь похож на зим­ний сказочный мираж, раскинувшийся в голубых снегах под небом в розовых, лимонно-жёлтых и зелёных переливах.

Движение в картине совершается как бы по огромной спирали, а центром является гигантская колокольня: словно вся Россия, весёлая, разрумяненная морозом, разукрашенная инеем, розово-голубыми сне­гами, смеясь и ликуя, мчится по огромной карусели вокруг розовой ко­локольни.

В последние годы художник был прикован к креслу, и только благодаря долгому утреннему массажу его руки могли владеть кистью. Но он не утратил присутствия духа и работал. Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михай­лович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведе­ний, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюже­ты взял из современных народных частушек, которые тщательно за­писывал. Он успел сделать только две композиции: «Под милашкину гармошку» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!

Б.М. Кустодиев «Под милашкину гармошку»

Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого :

«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю - мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

Яркое и самобытное творчество Кустодиева - увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев своими произведениями утверждал, что русский на­род - это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).

Б.М. Кустодиев 27 февраля, 1917 года, 1917

В 1920-1921 годах живописец создал картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполнил их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа.


Б.М. Кустодиев Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого

Но и в эти голодные революционные годы Кустодиев не порвал связи со своими прежними сюжетами (в это время написана «Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом»

Б.М. Кустодиев Купчиха перед зеркалом, 1920

После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923), а в последние годы жизни иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным».

В начале 1923 года симптомы болезни проявились снова. Вероятно, это был рецидив опухоли. Кустодиев переехал в Москву, где начал наблюдаться в хирургической клинике 2-го Московского медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) у известного невропатолога профессора В.В.Крамера. Для проведения операции Кустодиеву в Москву пpигласили одного из основоположников нейрохирургии — немецкого пpофессоpа О.Феpстеp. В декабpе 1923 г. он пpоизвел Б.М.Кустодиеву очередную (третью) опеpацию удаления опухоли позвоночного канала. Однако и эта операция не привела к существенному изменению состояния художника. Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем самозабвенней он работал. И не только как живописец, но и как театральный художник, скульптор, и даже занимался ксилографией, т.е. делал гравюры на дереве. За годы вынужденной неподвижности он создал лучшие свои вещи, и в них ни тени пессимизма, свидетельств его страданий. Незаметно в полотнах ни тягот военных лет, ни революции, ни голода и холода, ни разрухи. Картины по-прежнему излучают тепло доброй усмешки, заполнены точными, будто с натуры списанными деталями исконно русской жизни и русского быта.

За год до своей кончины Кустодиев завершил картину «Русская Венера» – одно из самых жизнелюбивых полотен художника. Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое, здоровое, излучает аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе. Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «…меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки…». Правая рука стала слабеть и усыхать. Холста для «Венеры» не нашлось. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. В создании полотна участвовала вся семья. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Позировала, как и для многих других полотен, дочь Ирина. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Сын взбивал в деревянной бадье пену, чтобы изображение даже этой второстепенной детали было близким к реальности.

Б.М. Кустодиев Русская Венера

На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…» Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.
Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…

И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но… На следующий день вновь начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет?.. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…»

Кустодиев любил жизнь жадно, неутолимо. Любил и восторгался ею. Его картины о быте России, о праздниках, женщинах, детях, цветах — произведения художника, все существо которого переполнено радостным чувством восхищения красотой мира, образами, звуками, запахами, красками вечно юной, непрестанно меняющейся природы. Из впечатлений детства и юности — именно они становятся в зрелые годы темой и арсеналом его творчества — он создавал многоцветную панораму жизни города, похожего не то на его родную Астрахань, не то на Кострому, Кинешму или Ярославль.

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране.

Проводя большую часть времени в четырех стенах, Кустодиев был лишен естественного ощущения пространства, воздуха и света, так необходимых художнику. Быть может, именно поэтому, глядя на многие его pаботы, зритель утопает в море солнца, ослепляется яркостью красок, никак не надышится пьянящим воздухом, любуется небесной бесконечностью, включается в пляски и катания. Такие «преодоления» своих ограниченных возможностей можно видеть и на «масленичных» полотнах, и на картинах «Балаганы» и «Лето. Прогулка», и даже в знаменитом портрете Ф.Шаляпина, изобилующим динамизмом плясок, катаний на лошадях, представлений силачей и клоунов.

Б.М. Кустодиев «Портрет Федора Шаляпина», 1922 Государственный русский музей.

В одном из своих писем В. Лужскому художник писал: » Так как миp мой тепеpь только моя комната, так уж очень тоскливо без света и солнышка. Вот и занимаюсь тем, что стаpаюсь на каpтинах своих это солнышко, хотя бы только отблески его, поймать и запечатлеть». И об этом же Кустодиев как-то сказал: «Меня называют натуpалистом - какая глупость! Ведь все мои каpтины сплошная иллюзия!… Мои каpтины я никогда не пишу с натуpы, это все плод моего вообpажения, фантазии. Их называют «натуpалистическими» только потому, что они пpоизводят впечатление действительной жизни, котоpую, однако, я сам никогда не видел и котоpая никогда не существовала…». Многие знатоки и исследователи творчества художника считают, что поздние картины Кустодиева — это средство преодоления его тяжелой болезни и способ реализации своих желаний.

Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.

В марте 1927 года художник получил разрешение Наркомпроса на просьбу выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но поездке этой не суждено было состояться. Ослабленный организм оказался не в силах противостоять возникшей инфекции. В конце мая после поездки на дачу к А.Н.Толстому художник заболел пневмонией, ставшей для него фатальной. Незадолго до смерти Борис Михайлович попросил посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами остались его картины — праздник России, праздник русской живописи. «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин…» — так писал о своем творчестве сам художник.

Борис Михайлович Кустодиев умер в Ленинграде 26 мая 1927 года. Ему не было и пятидесяти лет, когда его не стало, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу.

Неизлечимое заболевание, операции, операции, клиники, больницы, бессонные ночи, неподвижность. И, несмотря на все эти нечеловеческие испытания и муки, именно в эти пятнадцать лет мастером созданы десятки шедевров, составляющих славную главу в развитии русской живописи. Главу, полную радости, солнца, веселого разноцветья. Такова была сила характера Бориса Михайловича Кустодиева.