Национальный костюм долганов. Долганы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

МБОУ Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского

Реферат

Народы севера: долганы

Выполнила: Илларионова Айыына Ивановна

Ученица: 8 ”б” класса

Проверила: Васильева Ольга Афанасьевна

c. Антоновка 2013г.

История и общество

Численность долганского населения

Известные представители

Занятие и охота

Национальная одежда

Вера и фольклор

В чем наше сходство?

Использованная литература

Долганы

Самоназвание: долган, тыа-кихи, hака

Язык: Долганский, русский

Религия: Православие, шаманизм

Родственные народы: тюрки

Долга м ны (самоназвание -- долган, тыа-кихи, саха)-- тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.).

Верующие -- православные.

История и общество

Долганская народность сложилась в XIX -- начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX -- начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган -- небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы -- самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая -- в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи -- князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров».

Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке.

Таким образом, весьма характерно, что северные якуты юкагиро-тунгусского богатыря (Юнгкээбил означает «юкагир») уже считали своим героем. По В.А. Кейметинову, этноним долган относился к метисным группам.

У долган долгое время не было общего самоназвания и они именовали себя по имени рода. Этноним «долган» происходит от наименования одного из эвенкийских родов "долган"/"дулгаан" (букв. «средний», «срединный», «внутренний»).

С 1935 года в Таймырском национальном округе было принято официальное наименование долган -- саха. По переписи 1939 года долганы были отнесены к якутам, а по переписи 1959 года согласно словарю национальностей выделялись как отдельный народ, но при публикации были отнесены к якутам.

Ч исленност ь долганского населения

Численность долган в населённых пунктах в 2002 г.:

Красноярский край:

город Дудинка 757

село Хатанга 637

посёлок Новорыбная 635

посёлок Сындасско 523

посёлок Хета 402

посёлок Катырык 362

посёлок Попигай 346

посёлок Волочанка 300

посёлок Усть-Авам 300

посёлок Кресты 289

посёлок Новая 247

посёлок Жданиха 244

посёлок Хантайское озеро 224

город Норильск 152

посёлок Левинские Пески 112

Республика Саха (Якутия):

село Юрюнг-Хая 611

село Саскылах 364

город Якутск 107

Язык

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор.

Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. По мнению Е. И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков.

В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры. В 1973 году вышла первая книга на долганском языке -- сборник стихов «Бараксан» Огдо Аксёновой, а в 1984 году появился долганский букварь. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году.

Известные представители

Аксёнова, Огдо Егоровна -- долганская поэтесса, основоположница долганской литературы.

Занятие и охота

Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия -- оленеводство и охота, а в отдельных районах -- рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы -- совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые -- оседло в постоянных избах.

С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства.

Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев).

Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой -- в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями.

Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан -- слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа. Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток.

По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расставляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя. Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки.

Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом.

Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца -- ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка.

Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. При ловле рыбы пущальнями, как неводами на горных речках, тягловой силой служили верховые олени. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.

Долган-оленевод. Начало ХХ века.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину.

Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи. Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева -- владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников.

Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

Житие

Традиционное кочевое жилище -- конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом -- укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой -- оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. долганский якутский тюркоязычный

С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок -- прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри -- ситцем.

Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти -- семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья. Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Национальная одежда

Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины -- платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было.

Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой -- песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские.

Характерная особенность мужской и женской одежды -- несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный -- графитом. В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Вера и фольклор

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа.

Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов.

Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов.

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа -- иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) -- сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он -- зародыш народной оперы), эвенкийских сказании, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу.

Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые -- наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди».

Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.

Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде.

Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым -- ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане -- металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота.

Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца -- вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.

Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику худо¬жественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчи¬ки на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс).

Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) -- ритуала общения с духами.

В чем наше сходство?

В чем же наше сходство? И почему я говорю, что у нас есть что-то общее?

Этим я говорю, что у нас есть соседние народы которые живут среди нас и у них есть своя культура, своя традиционная одежда, свои традиционные жилища и свои личности.

Долганская культура очень похожа на якутскую. Они верят в «абааьы», в «айыы», в «ойуун» и т.д.

Сейчас в основном они говорят на якутском и русских языках. Многие говорят, что они якуты. Мы должны знать культуры наших соседних народов, которые живут среди нас.

Использованная литература

1. Материал из Википедии -- свободной интернет энциклопедии.

2. Долганы. Саха история (сайт в интернете) http://www.yakutskhistory.net/якуты/долганы/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная материальная и духовная культура норвежцев. Специфичность типов поселения народов Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии: их жилища, пищи и одежды. Неповторимость общественного и семейного быта, их фольклора и всей духовной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Обзор происхождения узбекского народа, численности и состава населения. Описания национальной одежды и обуви, кухни, состояния национальной экономики, промышленности, науки и образования. Анализ основных принципов Конституции, символики герба и флага.

    презентация , добавлен 04.05.2012

    Климат, средняя годовая температура Норвегии. Классический литературный норвежский язык. Государственная религия в Норвегии. Народная одежда норвежцев. Особенности национальной кухни. Повседневный стиль одежды. Обычаи и традиции. Культура и кинематограф.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Демографическое развитие народов Севера. Улучшение условий жизни: жилья, коммунального обслуживания и обеспечения топливом. Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера. Обеспечение занятости и развитие традиционных отраслей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2012

    Экономико-географическое положение и история возникновения Перу. Столица Лима - политический центр южноамериканских колоний Испании. Обычаи, культурные и кулинарные традиции населения. Местные правила, которых стоит придерживаться путешествуя по стране.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Черты различных индейских народов в сфере материальной и духовной культуры современных мексиканцев. Земледелие в Мексике. Местная специализация на определенных видах ремесел. Мексиканские украшения из серебра. Блюда национальной мексиканской кухни.

    презентация , добавлен 14.04.2014

    Государственное устройство и политика ЮАР. Основные отрасли промышленности, сельское хозяйство страны. Развитие транспортной системы, туризма. Особенности национальной кухни, основные традиции. Состояние образования, архитектуры, искусства и телевидения.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Государственные герб и флаг Итальянской Республики. Области Италии и ее столица. Омывающие моря и самая длинна река. Ведущие отрасли промышленности. Основные культуры растениеводства. Обычаи и традиции Италии. Национальные традиции воспитания детей.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Этнокультурное своеобразие, географические особенности Исландии и ее народа. Анализ экономики, внешней политики, живописи, литературы, кино, театра, архитектуры, кухни, национального костюма Исландии. Ментальность, традиции, обычаи, образ жизни исландцев.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Географическое положение Аргентины. Традиции культуры и быта. Размещение населения по территории. Природа, климатические условия и природные ресурсы. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Обычаи и традиции населения.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Долгане. «Долгане - это остов чума», 2006


Общие сведения

ДОЛГ‘АНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России, один из малочисленных народов Севера Российской Федерации. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяют обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек.

По переписи 2010 года долган в РФ - 7 тыс. 885 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность долганов, проживающих на территории России, составляет 7 тысяч человек

Говорят долганы на долганском диалекте якутского языка. На нем же и поют песни, которые отличаются разнообразием. Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Сочиняются они преимущественно девушками. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и задушевностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».


Верующие Долганы - православные. Долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Эти фамилии сохранились до сих пор. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году первая книга вышла в свет в 1973-м, а первый долганский букварь появился в 1981 году.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования: а это сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался по-русски паскал.

Окончательное оформление Долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 века, в этногенезе Долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу Долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении 19 - начала 20 века в состав Долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.


Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения Долганов ещё в 19 веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во 2-й половине 19 века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балк‘и сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.


Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале 20 века в пищевой рацион Долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п.

В.И. Васильев


Очерки

Сорок оттенков снега

Долганы появились на этнографической карте России совсем недавно. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, такой народности не существовало. В научной литературе первые известия о долганах как об особом народе появляются в труде А. Ф. Миддендорфа «Путешествие на Север и Восток Сибири» и в «Путевых отчетах и письмах» А. М. Кастрена, датируемых серединой XIX столетия.

Таким образом, эта народность формировалась в XVIII — первой половине XIX столетия. Представители различных этносов, поселившиеся на Таймыре вдоль северной границы древесной растительности от озера Пясина на западе до низовья Анабара на востоке, оказались втянутыми в интенсивный процесс сближения между собой и в результате слились в одну народность. Такому слиянию разных этнических элементов в единое целое способствовал одинаковый тип северного хозяйства (охота, оленеводство, рыболовство), распространение долганского диалекта якутского языка и одинаковые формы быта на всем этом пространстве.

Что заставило предков долган переселяться на край леса между Пясиной и Анабаром? Здесь имелось очень благоприятное сочетание промысловых ресурсов, необходимых для существования человека на том уровне развития производительных сил, на котором находились предки долган. С одной стороны, в Хете, Хатанге, Дудыпте и других реках лесотундры и тундры Таймыра, а также в озерах много ценных пород рыбы. С другой — здесь много диких оленей, обеспечивавших предков долган мясом и шкурами для одежды и жилища. Наконец, на Таймыр рано начали регулярно завозить муку и другие русские товары.


Одна из причин быстрого роста самосознания долган заключается в том, что их охотничий (пушной) промысел сравнительно рано приобрел товарный характер. Это имело большое значение для консолидации народности, усвоения от русских новых элементов культуры, а также для сближения между собой отдельных групп долган различного происхождения и выработки общих особенностей культуры.

Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы. Этнический состав долган по их происхождению можно представить таким образом: тунгусов — 50—52%, якутов — 30—33%, русских около 15% и самодийцев — 3—4%. Влияние якутов на долган сказывалось прежде всего на передаче языка. И это могло случиться только в результате перекрестных браков, которые до сих пор распространены между якутами и эвенками. До 1897 года якутский язык («долганское наречие») господствовал в Затундринско-Якутском, Долгано-Есейском, Долгано-Тунгусском «родах» и у всех ессейских якутов («тунгусов») на Таймыре.Русское влияние испытали до революции все народы Сибири, особенно принявшие в свое время крещение. Но у долган оно было более глубоким, потому что часть их являлась русскими и по своему происхождению.

В охотничьем промысле долган имеются очень архаичные формы и приемы, восходящие, вероятно, к культуре аборигенов Северной Азии, — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также использование кожаной сети. Наряду с этим имеется система охоты на песцов при помощи линий ловушек — по-русски «пастей» (отсюда долганское название этих ловушек — пас), которые были распространены на Севере Сибири русскими промышленными людьми.


Календарь долган базировался на русских православных праздниках, но терминология, связанная с сезонами тех или иных видов охоты и рыболовства, была на якутском языке, хотя отличалась от терминологии собственно якутского календаря. Среди долганских жилищ мы находим русскую избу, которая так и называется нюччаде, т. е. «русское жилище», якутский балаган, якутский балтыхак-балаган или дулга, тунгусский чум, который, однако называется по-якутски урахаде, т. е. «шестовое жилище» и голомо, которое, вероятно, является древнейшим типом постоянного жилища в лесной зоне на Севере Азии. Наконец, у долган (у первых из народов Севера) распространился нартяный чум, по-долгански сыаргаде — «санное жилище».

Все сверхъестественные существа у долган назывались одним словом «шайтан» (хайтан). Сонм духов состоял из представителей «разных профессий». Например, покровителем охоты был Баянай — якутский лесной дух. Покровитель охотничьего и рыболовного промысла — Бай-Баянай. Злые и добрые духи называются у долган по-якутски — абахы (абаасы) и айыы. Шаманский столб, символизирующий мистическое мировое дерево у долган, как и у якутов, назывался по-эвенкийски — туру. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах.


Памятники устного народного творчества долган распределяются на пять видов. Это — загадки, рассказы, сказки, былины и песни. Загадки в большинстве случаев строятся по принципу метафоры и образного сравнения. Вот несколько примеров впечатляющих загадок.

Стадо оленей кругом озера стоит и кормится. (Ответ: зубы).По сторонам лесистой сопки два лося лежали и кормились. (Ответ: уши).Золотое блюдце по воде плывет. (Ответ: солнце).

Рассказы подразделяются на короткие, очень разнообразные по своему содержанию истории и на легенды (предания) исторического характера. Все истории, даже самые фантастические, воспринимаются слушателями как повествования об истинных происшествиях.

Сказки — довольно длинные повествования с невероятными сюжетами.

Былины (олонго) — такой жанр, в котором рассказ чередуется с пением. Интересно, что поются те места, где в былинах возникает прямая речь. Сказители считаются избранниками добрых божеств и духов.Рассказывание былин требует особой обстановки. И к тому же знаменитые сказители говорят только после наступления темноты. Те, кто слушает, должны накрывать голову большим платком.Довольно часто былина рассказывается в течение нескольких ночей, но каких бы она ни была размеров, обязательно должна быть дослушана до конца. В противном случае сокращается век сказителя. Долганы считают, что все образы, которые рисует сказитель былин, способны превращаться в «видимый мираж».


Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно в переводе передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».

Длинные песни исполняют специальные песенные люди. Начав петь, солист должен помнить, что в любой момент может появиться абаасы (дух), который станет подпевать. Услышав голос этого духа, певец должен сказать: «Я все-таки превзошел тебя» и перестать петь. Если он этого не сделает и абаасы пропоет дальше, то певец заболеет или умрет.


Традиционно считается, что когда жители Севера исполняют какие-то песни, то они поют про то, что видят. Например, про снег, который имеет не меньше сорока названий! И ничего комического в этом нет. В качестве доказательства этой точки зрения расскажем весьма поучительную историю. «Один песенный человек, оставшись ночью смотреть за оленями, стал петь. К нему сзади подошел абаасы и начал подпевать.И человек и абаасы продолжали петь вперегонку на протяжение трех дней и трех ночей. Воспевали все существующее: и людей, и чум, и оленей, и деревья, и травы, и все окружающее их.Несмотря на это, человек все-таки превзошел абаасы, найдя и воспев лишний вид травы». Вот почему в тундре так важно петь про то, что видишь. За видящим больше других всегда остается последнее слово песни. А значит, и победа над силами зла.

Долганы - туземное племя в Туруханском крае, по языку родственное якутам, по образу жизни - тунгусам (эвенкам). Д. состояли из 3 родов и кочевали в основном по pp. Дудинка, Дорильская и возле Норильских озёр. Платили ясак московскому царю.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Народ в России

Долганы (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие долганы - православные.

Окончательное оформление долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века, в этногенезе долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении XIX - начала XX вв. в состав долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.

Традиционные занятия долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения долганов ещё в XIX веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во второй половине XIX века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем долганов являлся балок или нартенный чум. Балки сохраняются в основном у оленеводов. Современные долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале XX века в пищевой рацион долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство).

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 163.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Дулган : Самоназвание д у л г а н, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.

Основная территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932.

Этнические и этнографические группы

В связи с поздним времением оформления долган в единую этническую общность (первая половина XIX в.), локальные этнические особенности не фиксируются.

Антропологические характеристики

Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык

долганский: Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. Историю христианизации края см. Нганасаны.
В отличие от нганасан христианизация долган имела иные последствия для их истории. Все они были крещены, но в конце ХIХ - начале ХХ вв., определяются как "троеверцы" (культы природы, шаманизм, христианство). Тем не менее именно общая вера, в данном случае речь идет о христианстве, выступила в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность.

Этногенез и этническая история

Долганы являются одним из наиболее “молодых” народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.
Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на это, долган иногда определяют как “объякученных тунгусов”.

Хозяйство

Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию.
По данным Приполярной переписи около 55 % доходов давал охотничий промысел. Он характеризуется сочетанием элементов культуры охотников на дикого оленя с русской охотничьей техникой. В промысловой терминологии и хозяйственном календаре представлена якутско-русская лексика.
Около 25 % доходов давало оленеводство (ок. 59.000 оленей) Летний олений транспорт вьючно-верховой эвенкийский, зимний - самодийский, существует эвенкийская традиция доения оленей, но для выпаса оленей, как и у самодийцев, используется пастушеская собака.
Третей хозяйственной составляющей было рыболовство.

Традиционная одежда

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции.

Традиционные поселения и жилища

Жилища долган весьма разнообразны - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок - каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Современные этнические процессы

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, “промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра”.

Библиография и источники

Общие работы

Северные якуты и долганы./Гурвич И.С.//М.//Этническая история народов Севера.-1982

Отдельные аспекты

Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири./Грачева Г.Н.//Л.-1996

Происхождение долган./Долгих Б.О.//М.//Сибирский этнографический сборник V.-1963 92-141

Кочевая жизнь и типы жилищ у долган./Попов А.А.//М.//Тр. ин-та этнографии. Т. ХVIII.-1963142-172

К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.)./Грачева Г.Н.//Л.-1979 29-49

Отдельные региональные группы

Тундровики. Экология и самосознание Таймырских эвенков и долган./Андерсон Д.Дж.//Новосибирск-1998

Долганы. Общие сведения

Долганы называют себя дулгаан. Это самоназвание одной из родо­вых групп в XIX в. распространилось на всех долганов. Многие дол­ганы, однако, еще недавно называли себя по имени той группы, к которой принадлежали: Эджен, Дон-Карынтуо. Таким образом, раньше у них не было общего самоназвания. В районе Норильска некоторые долганы называют себя также тыа кисите (по-якутски «лесной человек») или тезе (по-эвенкийски «племя», «народ»). Иногда долганы называли себя тунгусами, но отличали себя от местных эвенков Таймырского и Эвен­кийского национальных округов. Они не считают себя якутами и этно­графически отличаются от последних.

Численность долганов составляла в 1897 г. 1224 человека, а в 1926- 1927 гг. 1445 человек. С начала XX в. к долганам причисляли себя обычно помимо «настоящих» долганов и другие различные оякутившиеся группы (так называемые затундренпые крестьяне, местные эвенки), а также и часть якутов, живущих в том же районе. Фактически долганами можно считать почти все коренное население Авамского и Хатангского районов, за исключением нганасанов, а также эвенков, живущих к югу от р. Хеты и в ее истоках, и все коренное население Норильско-Пясшгского сельского совета Дудинского района Таймырского национального округа. Неболь­шие группы долганов живут также на Енисее в Дудинском и Усть-Еписей- ском районах.

До революции долганы образовывали следующие административные «роды», возглавлявшиеся родовыми старостами, или «князьцами»: дол- гано-еписейский (собственно Долган), долгано-тунгусский (Доигот), жи- ганско-тунгусский (Эджен) и боганидско-тунгусский (Карынтуо). Якуты, слившиеся с долганами, образовывали Нижне-затундрипское «родовое» управление, частью входили в наслеги Бету (Чорду) и др.

Язык долганов является диалектом якутского языка, отличающимся наличием эвенкийских слов. Степень близости долганского диалекта к якутскому языку уменьшается по направлению с востока иа запад.

По данным русских источников, в XVII в. территория расселения современных долганов была занята предками нганасанов. Упомянутые выше группы, составившие в дальнейшем ядро долганского народа, жили тогда в сравнительно далеких от Таймыра районах: группа Долган занимала районы устьев Вилюя и Муны на Лене; группа Эджен (Азян) жила в низовьях, а Донгот - в верховьях Оленека. На Оленеке, вероятно, обитали и предки Карынтуо.

Роды с названиями Долган, Эдян (Эджен) были широко распростра­нены среди эвенов и эвенков. Так, долганские роды известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; эдженские роды - в бассейне Алдана, в районе Аяна па Охотском побережье и т. д.

В течение XVIII в. предки современных долганов переселились на се­веро-запад: группы Долган - на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эд­жен - в район Норильских озер, Карынтуо - в бассейн р. Боганиды. Оставшиеся на Лене долганы вошли в местные якутские наслеги в каче­стве отдельных родов.

В конце XVII в. в бассейне Хатанги на р. Хете появляются пер­вые якуты-переселенцы, приток которых все более усиливался. Из этих якутов в XVIII в. образовалась Нижне-затундринская якутская волость.

Еще раньше якутов, с первой половины XVII в., поселились по рр. Пя- сине, Дудыпте, Боганиде, Хете, Хатанге русские промышленные люди, положившие начало старожилому русскому населению этих мест, став­шему известным в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Они занимались главным образом рыболовством, в меньшей степени охо­той. От них, в частности, долганы и нганасаны научились сооружать ловушки-пасти на песца. В жилище и быте долганов уже издавна, после переселения их на Таймыр, сказывалось влияние их русских со­седей.

В течение XVIII и XIX вв. усиленно протекал процесс взаимного сближения культуры и быта этих разных групп населения рассматрива­емой территории. Господствующим становился якутский язык, осваи­ваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и боль­шей частью затундренных крестьян. Взаимные браки все более стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими.

Система царского административного управления ничем не отличалась здесь от существовавшей в остальных районах северной Сибири. Дол­ганы, якуты, эвенки как «инородцы» платили ясак, образовывали «роды», возглавлявшиеся князьцами, между тем как затундренные крестьяне были обложены подушной податью, составляли «общество» и возглав­лялись старостой. Отдаленное иа многие сотни километров от ближай­ших центров, местное население находилось в экономической зависимости от купцов, сосредоточивших в своих руках все снабжение района, ску­павших пушнину и жестоко эксплуатировавших население.

Основными занятиями долганов были в прошлом оленеводство и охота, а в отдельных районах рыбо­ловство. Еще недавно долганы вели кочевой образ жизни. При этом их кочевки в основном сводились к двум типам. В районе Норильских озер и в бассейне р. Попигай долганы сохраняли более архаический порядок кочевок, не выходя в общем из полосы лесотундры, зимой дер­жась лесистых долин рек, а на лето откочевывая в безлесные гольцы. Зимние стойбища других групп долганов были вытянуты в полосе лесо­тундры от оз. Пясипа до низовьев р. Попигай. Это были типичные жители «края леса». Зиму они проводили в лесотундре, немного отступая к югу от северной границы древесной растительности, лето - в тундре, несколько севернее этой границы. Переход с зимних на летние стоянки и обратно происходил весной и осенью.

Зимой семьи (хозяйства) норильских и попигайских долганов жили обособленно друг от друга, часто по-одиночке. Остальные долганы, ко­чевавшие вдоль северной границы леса, образовывали цепь «станков» (станций) зимнего тракта Норильск-Попигай и стояли группами в 5-10 хозяйств, причем часть этих станков представляла даже группы постоян­ных жилищ - изб. Но так как олени требуют частой смены пастбищ, то стойбища отдельных семей и целые станки, а также и пастухи оленей долганов, живших на станках в избах, должны были менять свое место­пребывание несколько раз в течение зимы.

С наступлением весны, после того как снимались станки, долганы образовывали кочевые группы. Эти кочевые группы являлись объедине­ниями по территориально-соседскому признаку хозяйств, связанных общими экономическими интересами. При таких объединениях сокраща­лось количество необходимых для выпаса оленей пастухов, так как при­смотр за одним большим стадом требует меньше людей, чем за несколь­кими малочисленными. Весной, при появлении трав, и летом, в период появления комаров и гнуса, долганы охраняли свои стада круглые сутки, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Кочевые группы долганов размежевывали свои кочевья по озерам, рекам и горам. Осенью, с исчезновением гнуса, каждая летняя кочевая группа вновь распада­лась на отдельные семьи, которые кочевали около своих песцовых пастей, исправляя их к зиме, или охотились в одиночку па диких оленей, пока не приходила пора становиться на станки.

Оленеводство долганов сочетало в себе традиции тунгусского верхового оленеводства с приемами и техникой, заимствованными у оленеводов само­дийской группы. Так, долганы употребляли оленей под седло и вьюк (летом) и вместе с тем широко применяли упряжку оленей в нарты (зимой). Но еще в первой половине XIX в. долганы в некоторых районах ездили на оле­нях только верхом. Типы нарт в основном сходны с ненецкими и нганасан­скими, но имеются и нарты якутского типа - с низкими прямо поставлен­ными копыльями. Способ упряжки отличен от ненецкого; передовой олень запрягается и управляется вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасанов передовой олень запрягается и управляется вожжей слева (в этой связи можно отметить, что эвенки и долганы и при верховой езде садятся на оленя справа и управляют вожжой справа же). Сохра­няется у долганов характерное для эвенков доение оленей; употре­бляется пастушеская собака, как у ненцев и нганасанов. Седлай спо­соб ездить верхом у долганов - тунгусского типа.

Долганы охотились на песцов, диких северных оленей и птиц - гусей, уток, куропаток. Еще недавно широко применялись на охоте луки, которые долганы получали от кетов через посредство русских, а также от якутов и южных эвенков. Имели долганы и самострелы для охоты на диких оленей, которые ставили в засеках, расположенных к востоку от Хатанги. По преданиям, в далеком прошлом долганы охо­тились на диких оленей пращами и метательными стрелами.

Большое значение в хозяйстве долганов имели и осенние коллектив­ные поколки диких оленей при переправах их через реки и различные способы охоты с ружьем, сменившим старый лук. Осенью, во время гона диких оленей, промышляли их с помощью специально дрессированных домашних оленей-маныциков. Зимой охотились на диких оленей с ружьем и луком почти исключительно гоном: запрягали в легкие нарты четырех сильных оленей и гонялись часами за выслеженным стадом. Дру­гая форма зимней охоты с ружьем была связана с маскировкой: охотники подкрадывались к стаду под прикрытием щитка, поставленного на по­лозья. Зимой охотники надевали белые сокуй с нагрудниками из шкуры белой собаки, что давало возможность бесшумно подползти по снегу к оленю, летом - защитную, серую малицу под цвет каменной тундры. Летом и осенью, до первого снега, выслеживали диких оленей с помощью охотничьей собаки. Долганы употребляли отравленные пули (в прошлом, вероятно, и стрелы). Ядом служил прогорклый жир дикого оленя. У дол­ганов, живущих в лесотундре, встречались широкие лыжи тунгусского типа. В тундре ими не пользовались из-за заструг.

Добыча дикого оленя имела значение лишь как источник получения мяса и шкур для собственного полунатурального хозяйства.

Для охоты на гусей ставили капканы или петли на гнездах, а также загоняли линных гусей в заранее расставленные сети или травили их собаками и избивали палками. На уток охотились со специальными се­тями, протянутыми над озерами. Также с сетями, но исключительно зи­мой, охотились на куропаток. Иногда для приманки привязывали у сети живую самку куропатки.

Довольно большое хозяйственное значение имел промысел песца, дававший главную товарную продукцию. Промышляли песца в основном ловушками-пастями. Песец, хватая наживу, вытягивал наживную па­лочку и ронял на себя бревно гнетка. Пасти были заимствованы от рус­ских, до этого^на песцов настораживали самострелы на кольях, забитых в землю.

Из орудий рыболовства наиболее распространены были и летом и зимой при подледном лове пущальни - ставные сети длиной от 6 до 30 м. Пущальни делали из ниток или конского волоса, привозимого из Якутии. В Норильском районе пущальнями неводили осенью в горных речках. Тягловой силой служил при этом верховой олень, к седлу кото­рого привязывали веревки от пущальни. Неводы употреблялись очень ограниченно. Были распространены также переметы на стерлядь, палима, щуку, хариуса и кунжу, с крючками, раньше изготовлявшимися из со­гнутых 10-сантиметровых гвоздей. Налимов ловили также специальными костяными спицами, заменявшими крючки.

Водные средства передвижения, связанные главным образом с рыбо­ловством, состояли из веток-однодеревок, которые привозились купцами с Енисея или покупались у якутов. Лодок было мало - ими пользовались лишь на рр. Пясине и Хатанге.

Долганы питались главным образом мясом и рыбой. Мясо и рыбу варили и вялили; рыбу ели и сырую мороженую (строганину) и талую. Рыбу хранили также в ямах, где она прокисала. Убитых гусей хранили, закапывая в землю. Ели также некоторые корни, которые выкапывали оленьими посохами или особыми деревянными копалками.

Старым кочевым жилищем долганов был конический чум тунгус­ского типа, покрытый тонкими покрышками из ровдуги (летом) и оленьих шкур (зимой). Встарину на зиму долганы устраивали, как и эвенки, голомо и балаганы якутского типа, но без окон, нар и чувала.

С приходом русских голомо и балаганы постепенно были вытеснены нартяными чумами, или балками. Нартяные чумы представляют собой домики на полозьях. Каркас, собранный из деревянных реек, обтяги­вается ярким пестрым ситцем, сверху для тепла его обтягивают по­крышкой из оленьих шкур, и для предохранения от сырости - чехлом из парусины. В нартяпом чуме два застекленных окна, железная печь, нары, стол, иногда и стулья. В то время как установка шестового чума требовала во время зимних холодов много труда, нартяной чум прямо подвозят к месту стоянки. Нартяные чумы были заимствованы в прошлом столетии от русских купцов, которые ездили в них по тундре.

Из хозяйственных построек можно отметить амбарчики и лабазы на высоких столбах для хранения зимней одежды и утвари.

Известно более десятка разновидностей долганской национальной одежды, имевших особые названия, но отличавшихся друг от друга очень незначительными деталями. Характерная особенность и мужской и жен­ской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Сами долганы объяс­няли это тем, что, садясь в чуме на холодную землю, они подстилают под себя длинный подол.

Уже до революции домашняя одежда мужчин и женщин шилась из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Муж­ские рубашки, так же как и женские фартуки, были почти всегда с боко­выми карманами и украшены узкими кантами из цветной материи и мно­гочисленными пуговицами. Нижнего белья долганы не носили.

Мужчины и женщины носили и летом и зимой суконные кафтаны - сонтап. Зимой под них надевали песцовые или заячьи шубы. Вместо сукон­ных кафтанов зимой иногда носили оленьи распашные дохи (парки) и глухую меховую одежду с капюшоном, шитую шерстью вверх - сокуй. При поездках поверх суконного кафтана или оленьей парки мужчины надевали сокуй. В дождливую погоду летом надевали суконные сокуй. Женщины зимой носили сон - длинные песцовые или заячьи шубы, поверх которых надевали сонтап (суконные кафтаны) или сангьгйак (оленьи шубы). Муж­чины и женщины подпоясывались вышитыми бисером поясами. Мукал- каан - расшитый бисером мужской кафтан (парка), был близок к эвен­скому кафтану. Были сходны с эвенскими и старинные мужские и жен­ские долганские передники. Мужские и женские шапки (бэргэсе) имели форму капора. Верх кроился из лисьих камусов или из сукна. Сукно расшивалось бисером или отделывалось узкими цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов двух видов, до колен и выше, соответствовала эвенкийским унтам; она часто расшивалась бисером.

Летняя обувь шилась из ровдуги. В середине подошвы летней обуви протыкалось отверстие для стока попадающей во время ходьбы воды.

Родовая организация у долганов распалась уже в XIX в.

Развитие торговли, проник­новение более совершенной техники в основное производство долганов - охотничий промы привели к накоплению пушнины у отдельных лиц. Пушнина давно стала товаром. Товарное значение пушнины отразилось на отношениях дол­ганов в области распределения. Продукция охотына дикого оленя или рыбо­ловства подлежала разделу между родственниками и соседями, а пушнина (шкурки песца, горностая, соболя) считалась безусловной собственностью охотника и разделу не подлежала. Важнейшим фактором социальной диффе­ренциации у долганов было сосредоточение основной части оленьих стад, в целом не особенно многочисленных, в руках небольшой группы богатых хозяйств. На этой базе возникали различные формы эксплуатации: одал­живание оленей беднякам, которое ставило их в зависимость от много- оленных хозяев; наем пастухов, большей частью сирот или бедных родственников, и др. Кочевые группы часто стали складываться путем объединения малооленных хозяйств вокруг крупного оленевода, который использовал труд своих соседей для выпаса и охраны своего табуна о второй половине XIX в. среди долганов появилась и мелкая агентура русского, а также и якутского купечества, эксплуатировавшего своих сородичей.

Тем не менее в производстве и распределении долганов сохранялись многочисленные пережитки первобытно-общинных отношений. Сюда отно­сились отмеченные выше коллективные формы промысла дикого оленя (засеки, поколки), совместная добыча птиц, рыбы и т. д. Хотя средства производства охоты и рыболовства давно стали индивидуальной собствен­ностью, продукция их считалась коллективной собственностью, особенно летом, при совместном кочевании нескольких хозяйств. Охот- ПШ Ч убив дикого оленя, обязан был отдать шкуру и мясо семьям своей кочевой группы, оставляя у себя голову и шею. При коллективной ловле гусей сетями или при поколке диких оленей для дележа выбира­лось особое лицо, и все добытое делилось по семьям, соответственно числу членов.

Место летней охоты и рыбного промысла отдельных кочевых групп определялось весной, до появления комаров. Главы групп сговаривались, в каких местах будут охотиться их люди. При таком порядке каждая группа ежегодно занималась промыслом на новых местах. Иные формы имело владение ловушками на песцов (пастями). Пасти были частной собственностью. При сооружении новых пастей «позади» (т. е. южнее) старых никакого разрешения не требовалось, но если они устраива­лись «впереди» старых, т. е. к северу от них, откуда идет песец, обя­зательно нужно было разрешение владельца старых пастей, так как при набеге песцов они попадались главным образом в новые пасти. Промыш­лять других животных в местах расположения пастей не запрещалось.

Система родства у долганов была классификационная, терминология родства - якутская. Семья была патриархального типа, но молодежь пользовалась до вступления в брак большой свободой.

Хотя долганы и считались христианами и соблюдали внешнюю обря­довую сторону православия, они сохраняли и старые анимистические воззрения. Божества и духи, по представлению долганов, делились, как и у якутов, на три категории: иччи - бестелесные невидимые существа, которые, поселяясь в любой объект, делают его живым; айыы- духи, доброжелательные к людям; абаасы - духи, недоброжелательные к людям, причиняющие им различные болезни и несчастья, и обитающие на земле и в подземном мире. Человек болел и умирал якобы от того, что абаасы похищали душу человека и уносили ее в подземный мир и потом, поселяясь в человеке, ели его. Защитниками людей от злых духов и посредниками между людьми и духами являлись у долганов ойуп - шаманы. Шаманское одеяние и бубен были у долганов эвенкий­ского типа.

В религии долганов имело место почитание так называемых сай- таанов. Сайтаанами могли быть самые различные предметы, напри­мер камень необыкновенной формы, уродливый рог дикого оленя. Сайтааном мог стать любой предмет, если в него шаман поселил духа - иччи. Сайтааны очень почитались как семейные и охотничьи покро­вители.

Долганы хоронили покойников в земле. Западные (норильские) дол­ганы обычно над могилой сруба не делали, а ограничивались земляным холмиком, на который сваливали дерево. Восточные долганы делали над могилой срубы, которые часто украшали затейливой резьбой. У мо­гилы убивали оленя; одежду, в которой умер человек, или оставляли на земле, или подвешивали на дерево.

Наиболее оригинальное жилище долган - балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья.

У нарт жилого балка от шести до восьми копыльев, верхние концы которых вставлены в отверстия досок настила вровень с ним, на расстоянии 15-25 см от края. Основы стен стараются делать пазовыми, слегка подвижными, лишь иногда пользуясь гвоздями. Иначе при движении по неровной поверхности тундры каркас перекосится и сломается.

В легком большом балке без нар обычно десять основных вертикальных стоен толщиной 4-6 см. Четыре из них вертикально вставляют в пазы настила по углам, по две -на равном расстоянии от углов -в продольные стороны. Их верхние концы соединяются двумя перекладинами по продольным сторонам и четырьмя поперечными верхними потолочными дугами. Две вертикальные стойни укрепляют торцовые стены. Дополнительными стойками и перекладинами формируют стены, оконные и дверной проемы, потолок. В любом каркасе углы укрепляют косыми упорами, часто на гвоздях. При перекосах они сдерживают рейки, позволяя оставаться им слегка подвижными. Застекленные оконные рамы плотно вставляют в проемы и закрепляют кожаными петлями. При движении балка их освобождают, чтоб стекло не сломалось.

Когда строительство основы закончено, каркас обтягивают ситцем, сатином или другой, предпочтительно хлопчатобумажной материей (лицевой стороной внутрь). Поверх ткани сначала надевают чехол, сшитый из выделанных шкур зимнего оленя мехом наружу, а затем чехол из светлой полотняной ткани. Покрытие прибивают снаружи тонкой планкой к ребрам досок так, чтобы край на 5-10 см был ниже пола, оставаясь свободным.

Снаружи на месте двери и окон чехол надрезают. Дверной лоскут укрепляют дополнительными планками, а оконный поднимают вверх и подпирают снаружи шестом.

В балке все тщательно продумано. В правом углу от двери - кучигар, это ящик для дров, обшитый с внутренней стороны жестью. Рядом, на подставках, небольшая железная печь. Ее труба через муфту в потолке выведена наружу и на полметра возвышается над крышей. Тут же отдушина, отсюда выходит горячий воздух. Ее затыкают мешочком с оленьей шерстью. За печкой и возле нее, на полочках, кухонные принадлежности. Здесь же подвешен умывальник, у окна - стол и сиденья.

Напротив кухонной половины спальный отсек, тут же люлька ребенка. Но в большом балке спальные места могут располагаться и со стороны печки. Спят как на перинах, так и на толстых оленьих шкурах. Днем постель скатывают к стенке или совсем выносят из балка на воздух, оставляя лишь шкуры для сиденья.

Тлеющий в печи брусок каменного угля помогает сохранить тепло на всю ночь. Над печкой сооружают перекладины - здесь быстро сушится одежда.

Оленеводы быстро поняли преимущества балка. Здесь не просто тепло и уютно, жилье еще и мобильно, компактно, его не надо, как чум, разбирать и вновь собирать, кочуя со стадом. Уже в начале прошлого века коренное население Таймыра приспособило балок к условиям своей жизни. Но теперь увеличились его размеры, изменилась конструкций крепления к нартам.

Жилые балки заказывали и русским мастерам. Понятно, это было дорого, позволить себе такое могли только семьи богатых долган-оленеводов.

Сегодня балок - основное зимнее жилище оленеводов тундры и лесотундры Таймыра. Он постепенно входит в быт оленеводов и далеко за пределами Таймыра. Появляются передвижные балки, разнообразные по внешнему виду и размерам, конструкции и назначению.

Охотничьи - их перевозят на оленях, собаках, а подчас с помощью мотонарт. В охотничий балок промысловик впрягал одного ручного оленя и уходил, скажем, на неделю в тайгу проверять ловушки.

Встречаются балки длиной до 9, шириной более 2,5, а высотой до 2 метров. Оленеводы делают их сами или заказывают признанным мастерам.

Маленькие балочки приспособили для хранения и перевозни одежды, утвари. Тяжелые - заменили стационарное жилье для промысловиков.

Чтобы защитить вход в балок от снежных заносов, иногда делают дополнительные каркасные сени, крытые брезентом. Особенно удобны передвижные приставки-сени - гуле.

При перекочевках часть вещей из него выносят и размещают на нартах, а 4-10 оленей свободно перевозят его на новое место. Летом, когда семья перебирается в чум, меховые чехлы из балка превращаются в покрытие стационарного жилища. Печку тоже переносят в чум, соответственно нарастив трубу. Расчехленный балок оставляют на последнем зимнем стойбище (зимнике) вместе с нартами, на которые складывают зимнюю одежду.

Долгой полярной ночью балок освещает керосиновая лампа. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.