Ольга Скороходова: Чувств живых простор.
24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.
Биография
Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.
После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.
В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.
Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.
После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.
В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.
В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.
После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.
Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.
В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.
Думают иные
(Ольга Скороходова)
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?
Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
На истребителе
«За годы войны лётчики авиачасти, в которой я служил, уничтожили более тысячи немецких самолётов. В журнале боевых действий вписан и мой посильный вклад: пятьдесят девять сбитых в воздухе машин врага; около шестисот боевых вылетов. Мы дрались с немецкими воздушными эскадрами над Кишинёвом и Северным Кавказом, над Ростовом и Крымом, над Днепром и Вислой, над Одером и над Берлином. В течение ряда лет я записывал пережитое и наблюденное мною. Среди этих коротких, беглых строк, набросанных порою между двумя боевыми вылетами, я выбрал теперь то, что, мне кажется, может иметь некоторый интерес для нашего читателя. В литературной обработке записок мне оказал большую помощь полковник Н. Н. Денисов.»
Покрышкин Александр Иванович
Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне
Рядовой авиации
Книга посвящена становлению нашей авиации, героизму и мужеству советских летчиков в борьбе против фашистских оккупантов. В центре повести один из ветеранов советской авиации - Евгений Иванович Борисенко, который с честью прошел суровую школу Великой Отечественной войны. Книга рассчитана на массового читателя.
Швец Степан Иванович
Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне
Неизвестный Кими Райкконен
Эта книга - взгляд со стороны, ведь других точек зрения не так много. Это не биография и не может быть ею, потому что главный герой прошёл лишь половину своего жизненного пути. Это история гонщика, который мог стать автомехаником, но вместо этого стал всемирно известен. Все случилось быстро и не без доли удачи, благодаря его матери, отцу и ему самому. Всё, чего он хотел, это ездить так быстро, как это только возможно. Большинство таких людей остаются неизвестными для обывателей, и он бы хотел того же, но теперь уже слишком поздно.
Хотакайнен Кари
Документальная литература , Биографии и Мемуары
Избранное
Мао Дунь (1896-1981) - один из выдающихся представителей современной китайской литературы и известный общественный деятель. Мастер социально-психологической прозы, Мао Дунь воссоздал в своем творчестве реалистическую картину китайской действительности: пути интеллигенции в революцию, широкую панораму жизни китайского города, глубинные процессы в пробуждающейся китайской деревне 20-30-х годов. В сборник включены фрагменты впервые переведенной на русский язык автобиографической повести «Путь, мною пройденный».
Мао Дунь
Проза , Классическая проза , Документальная литература , Биографии и Мемуары
Города и встречи. Книга воспоминаний
Поэтесса и переводчица Елизавета Григорьевна Полонская (1890–1969) повидала в своей жизни немало: детство провела в Двинске и в Лодзи, участвовала в революционном движении, была в парижской эмиграции, получила медицинское образование и принимала участие в Первой мировой войне в качестве врача, видела революционный Петербург, входила в литературную группу «Серапионовы братья» (М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Тихонов и др.) и т. д. Описывающая все это ее мемуарная книга «Города и встречи» фрагментарно печаталась на страницах журналов и сборников, а теперь впервые выходит в полном виде.
Автор - по профессии артиллерист - воевал на Западном, Волховском, Карельском и Дальневосточном фронтах, последовательно занимая должности помощника начальника штаба артиллерии дивизии, командира противотанкового дивизиона, командующего артиллерией морской бригады, начальника оперативного отдела штаба артиллерии фронта. Награжден пятнадцатью орденами и медалями. Член КПСС.
Полонская Елизавета Григорьевна
Поэзия, Драматургия , Поэзия , Документальная литература , Биографии и Мемуары
удивительная судьба - Ольга Скороходова: «Жгучим вдохновеньем я соткала жизни красочный узор…»Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло.
Сегодня я расскажу вам о сильной женщине с удивительной судьбой. Впервые прочитав о Ольге Скороходовой в детской энциклопедии я сразу же задала себе вопрос: «Как вообще такое возможно?».
Слепоглухонемая Ольга - это же сложно даже представить, что человек лишен и зрения и слуха - много читала, вышивала (!), занималась лепкой, писала стихи, защитила диссертацию по психологии, и написала несколько книг.
Ольга Скороходова родилась в 1914 году в селе Белозерке, недалеко от Херсона (Украина) и до 5 лет была обычным ребенком. Как пишет сама Скороходова:
«Как ни тяжелы были первые годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым» детством до того дня, как я заболела…».Но в 5 лет тяжело заболев менингитом, ослепла, а потом и потеряла полностью слух. Что это означало для ребенка - сложно даже представить. Ведь через органы зрения человек получает до 90 % информации от внешнего мира.
Мать девочки рано умерла, и ее определили в Одесский интернат для слепых детей. Но, так как Ольга была не только слепая, но ещё и не слышала, в этом интернате мало чем могли помочь бедной девочке.
В 10-летнем возрасте Ольга попадает в специализированную школу-интернат для слепоглухонемых детей, организованную в городе Харькове профессором И. А. Соколянским . Как это ВАЖНО встретить на своем пути настоящего своего УЧИТЕЛЯ! Только благодаря своему учителю Соколянскому и заботливым педагогам, которые не только обучали детей, но и относились к слепоглухонемым детям как к с своим, с огромной любовью и лаской, Ольга могла научиться воспринимать окружающий мир - разговаривать, писать, лепить, шить, «читать» книги и делать многое другое!
В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.
Первая книга Ольги Скороходовой - «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947). Вторая книжка вышла в 1954 году - «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в которую вошла и частично переработанная 1-я книга. В 1972 г, в издательстве «Педагогика» выходит 3-я книга: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» .
Эту книгу я и искала очень давно, но, увы, даже в медицинской библиотеке нашего города этой книги не было. С появлением сети Интернет все стало намного доступнее, и сейчас можно ознакомиться с ее книгой в сети. Но мне выпала большая удача (все случается в свое время?) - совсем недавно я нашла эту книгу, и радости моей не было предела!
Жить, ориентируясь только на запахи, прикосновения и вибрационное чувство… и при этом активно познавать мир , трудиться, писать, вышивать, шить, ухаживать за своей любимой кошкой, разводить цветы, писать стихи и радоваться жизни. Как для меня - зрячей и слышащей - есть многому чему поучиться.
Один из стихов Ольги Скороходовой:
Думают иные
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.Если вас чаруют красота и звуки,—
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.Писать можно много, но, если вы заинтересовались - прочитайте книгу Ольги Скороходовой .
Ольга Скороходова - Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир - чтение книги онлайн
Ведь лучше нее никто не опишет, а, читая, удивляешься - сколько силы духа было в этой удивительной женщине!
Cлепоглухая писательница и ученый-дефектолог Ольга Скороходова.
24/05/2016
- http://www.aif.ru/dontknows/file/clepogluhaya_pisatelnica_i_uchenyy-defektolog_olga_skorohodova_spravka -
24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.
Биография
Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.
После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.
В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.
Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.
После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.
В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.
В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.
После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.
Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.
В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.
Думают иные
(Ольга Скороходова)
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?
Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
СССР
О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 мая , Белозёрка , Херсонская область - 1982, Москва) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР , она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.
Биография
В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.
Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника .
В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся 24 мая
- Родившиеся в 1911 году
- Родившиеся в Белозёрке
- Умершие в 1982 году
- Умершие в Москве
- Кандидаты педагогических наук
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Слепоглухие
- Педагоги СССР
- Дефектология
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Скороходова, Ольга Ивановна" в других словарях:
- (1912 82) российский ученый дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Работала в Научно исследовательском институте… … Большой Энциклопедический словарь
- [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте менингита утратила зрение,… …
- (1912 1982), учёный дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», 1972). Работала в Научно исследовательском институте дефектологии АПН … Энциклопедический словарь
СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна - , дефектолог, педагог, литератор, канд. пед. наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике… … Российская педагогическая энциклопедия
Род. 1912, ум. 1982. Дефектолог, сотрудница НИИ дефектологии АПН СССР (сама была полностью лишена зрения и слуха). Автор методик воспитания и обучения слепоглухонемых детей, книг ("Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий… … Большая биографическая энциклопедия
Скороходова, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор. В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была… … Педагогический терминологический словарь
СКОРОХОДОВА, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 гг. воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря… … Дефектология. Словарь-справочник
Ольга Ивановна (1912 82), дефсктолог, кандидат педагогических наук (1961). При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Сотрудник Научно… … Русская история
Женская форма фамилии Скороходов. Известные носительницы: Скороходова, Елена Дмитриевна (р. 1962) российская актриса, драматург. Скороходова, Ольга Ивановна (1911 1982) советский учёный дефектолог, педагог, литератор. Скороходова,… … Википедия
Ольга Ивановна [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте… … Большая советская энциклопедия