Произведение герой времени глава княжна мери. Несколько интересных сочинений

Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри» (краткое содержание). Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

В главе повествуется о 40 днях пребывания Г. Печорина на целебных водах в городах Кисловодск и Пятигорск. Она размещена после «Тамани». Примечательно, но большая часть происшествий в «Тамани» протекали в ночное время, когда глава «Княжна Мэри» берет начало в 5 утра. Можно предположить, что вступление этой повести отожествляется с утром, вселяет веру во что-то новое, что хочет Печорин отыскать в любви, дружбе. В то время, как завершение повести скреплено с печалью, несбывшимися планами, не оправдавшимися ожиданиями, утратами. Автор считает, что виновен не один Печорин, но и его ошибки, которые допускают все живые люди.

Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, княжна Мери и Вера – вот пять основных героев в главе «Княжна Мэри». Добрые, теплые отношения завязались у Печорина с 2-мя персонажами: Верой и Вернером. Мэри – девушка, к которой у Григория вспыхнули чувства, а Грушницкий стал первостепенным соперником в борьбе за сердце девушки.

Получается, любовный конфликт есть конкуренция (Печорин - Мэри), повиновение (Вера - Печорин), ненависть, презрение, проблема дружбы (Печорин – Грушницкий), податливость (Печорин - Вернер).

Главный подвох главы заключается в попытках Григория Печорина произвести эффект на молоденькую княжну, завладеть ее расположением, очаровать собой, несмотря на то, что та считает его скучным и вовсе не интересуется мужчиной. Герой ведет себя эгоистично и безнравственно относительно Мэри, а его отношение к Вере – это бесстыдное злоупотребление ее любви к нему.

Печорин понимает, что Вера любит его так, как никогда не будет любить Мэри, он задумывается об истинной, подлинной любви.

Последние фразы, сказанные Печорину как от лица Мэри, так и лица Грушницкого очень похожи, они оба говорят, что ненавидят Григория. Кажется, будто цель Печорина была услышать в свой адрес слова-признания в лютой ненависти, в очередной раз хотел убедиться, что нет любящих его людей. И он ее достиг. Печорин убил Грушницкого на дуэли и тем самым направил на себя еще выше волну ненависти и презрения со стороны княжны.

Любовь и ненависть, а также презрение являются ведущими чувствами между героями главы.

Повесть «Княжна Мэри» создана Лермонтовым по драматическим канонам, то есть она могла бы быть поставленной на театральных подмостках. Записки, ведущееся Печориным приводят к мысли о явлениях, природа – театр, основные места, где происходят действия –жилище Печорина, горы, колодец) – все это словно бы сценические декорации. Жанры этих выступлений – мелодрама, комедия фарс. Текст создан как в виде дневника, так и воспоминаний. Заметки из дневника вбирают в себя все дни, проведенные Печориным на целебных водах, кроме трех последних дней, которые представлены как воспоминания. Эти воспоминания – катастрофа Печоринской жизни: он утратил и любовь, и дружбу.

Вариант 2

Глава повествует об отношении главного героя к жизни, смерти, женщинам, любви и чести.

Печорин, находясь на отдыхе, ради развлечения влюбляет в себя княжну Мери Лиговскую. Эта история, как и отношения с Верой не имели никакой ценности для «лишнего человека», лишь тешили его самолюбие и позволяли занять время.

Конфликт с Грушницким был более важен, так как был основан на взаимной неприязни двух людей с разными характерами, разными системами ценностей. Для Грушницкого было важно не столько получить любовь княжны Мери, а скорее превзойти человека, который сильнее его и превосходит по многим параметрам.

Подлый поступок, на который пошел соперник Печорина по совету офицера, оставшегося безымянным, просто продемонстрировал настоящие качества Грушницкого, его моральную готовность совершить низкий поступок, даже пожертвовав представлениями о дворянской чести.

Для главного героя этой главы дуэль стала также серьезным испытанием, заставившим его проявить свои личные качества. Печорин, даже имея возможность до выстрела Грушницкого разоблачить того, показав, что его пистолет не заряжен, не воспользовался таким способом отвести от себя смертельную опасность. Бежать от нее на дуэли было низким поступком, свидетельствовавшим о трусости. Далее он проявил великодушие, позволив своему врагу выбрать смерть или сохранением жизни с навсегда замаранной честью и репутацией.

В результате Грушницкий был убит, Вера и доктор Вернер покинули главного героя, а от княжны Мери он отказался сам, так как слишком ценил свободу, чтобы вступить даже в выгодный брак. Он сожалел о Вере, увезенной мужем, но это было лишь нежелание терять то, что отбирают насильно, пока оно не наскучило.

Печорин опять остался один. Этим автор подчеркнул необычность этого персонажа, его внутреннюю силу, которая оказалась значительно больше, чем у окружавших его людей. Лермонтов еще раз продемонстрировал, что Печорину очень сложно, если вообще возможно, найти свое место в мире, в котором он жил. Он продолжил оставаться скорее равнодушным наблюдателем, не желая привязываться ни к чему и ни к кому всерьез, не имея смысла жизни.

Анализ главы 3

Наверное, каждому известно популярное и знаменитое произведение под названием «Герой нашего времени». Среди других героев там есть одна очень красивая девушка по имени Мэри. Здесь показана жизнь людей, которые родились и жили в тридцатых годах.

Одним из главных героев является Печорин. Это добрый и веселый человек. Он никогда не сидит на месте и находится в постоянном движении. Печорин прекрасно знает о том, что у него имеется огромное количество разных недостатков, а также ему нравится обсуждать еще и недостатки других людей. У него даже не было смысла в жизни, а все, потому что он воспитан в советское время.

А вот в девушке по имени Мэри имеются все положительные качества, которые только имеются у человека. Многие считают ее прекрасной девушкой, которая всегда и во всем готова помочь любому человеку. Но если рассмотреть ее хорошенько, то она является горда и прежде, чем помочь она тщательно рассмотрит человека. В некоторых ситуациях она ведет себя гордо и независимо, а это может не каждому понравится.

Пока Печорин идет на дуэль с Грушницким, Мэри, узнав об этом, очень сильно заболела. Мать девушки считает, что он пошел на дуэль только потому, что испытывает к ней чувства.

Теперь Печорину нужно обязательно зайти к ней в комнату и узнать, что с ней случилось. Он прекрасно понимает, что чувств к девушке у него нет и никогда не было. Кроме этого он рассказывает Мэри про все свои недостатки. Больше всего на свете он ценит свободу и ни на что не собирается ее менять.

У него никогда не было друзей и везде и все он решает самостоятельно. Многие могут подумать о том, что он дружит с Грушницким, но на самом деле это не так. Вера старается сделать так, чтобы Печорин не только ее заметил, но и полюбил. Вот только этого так не произошло.

Произведение «Герой нашего времени» рассказывается про одного человека, который в этой жизни является одиноким. Вся его жизнь состоит из различных разочарований и неприятностей. Сколько бы он не старался подружиться то с одним, то с другим человеком, но итог один, его все бросают и опять он остается один. Печорин прекрасно понимает, что его здесь никто не понимает и вряд ли найдется человек, который его действительно поймет. Но, оказывается, есть человек, понимающий его, и этим человеком является Вера.

Раньше Печорин был добрым и ранимым человеком. Но общество все расставило по своим местам. И постепенно это накалило его, и он перестал чувствовать то, что чувствуют другие и если это нужно он готов идти по головам.

Несколько интересных сочинений

  • Может ли реальность порождать мечту? Итоговое сочинение

    Все зависит от перспективы. Это правда, что мечты - это не более чем желания, которые служат выдающемуся эго в каждом из нас и отвлекают нас от наших отношений с целым миром. Однако, с другой стороны, мечты могут вдохновить человека

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Печорин и Базаров сравнительная характеристика сочинение

    Печорина и Базарова можно без тени сомнений назвать яркими героями русской литературы девятнадцатого века.

  • Анализ рассказа Старый гений Лескова 8 класс

    Каждый из нас понимаем, что прямых и простых путей в жизни не бывает. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, из которых нужно выходить с минимальными потерями.

  • Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Гражданская война... Сколько боли и суровых страданий принесла она вместе с собственным приходом... Разочарование и дикий ужас... Такой темный период в истории человечества не мог не запечатлеть великий писатель и поэт - Борис Леонидович Пастернак

Печорин – незаурядная личность. Он умен, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой произведения Лермонтова энергичен, активен, “бешено гоняется за жизнью”. Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру “по пустякам”. Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой произведения своего времени. Он, как и Онегин, не находит смысла жизни. Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери?
Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У нее много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива. Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.
Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Ее мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашел проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.
Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. “Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”. И хотя сердце Печорина сильно билось, но “мысли были спокойны, голова холодна”. Он не любил ее. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба. Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. “Еще минута, и я бы упал к ее ногам”, – думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой. Он признается в своих недостатках, низости, и княжна “бледная, как мрамор, отвечает: ” Я вас ненавижу”. Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему “тихие радости и спокойствие душевное” не для него. И отвечает: ” Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…”. Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил ее и не хотел потерять свою свободу и независимость.
Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов “упасть к ее ногам”. Но ему жаль ее, и все. Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен. Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой произведения и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. “Во мне душа испорчена светом”. Да, это так. Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.
Для меня литературное произведение М. Ю. Лермонтова “Герой произведения нашего времени” – это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.
Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: “Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна”…
А это строки из дневника Печорина: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…”
Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее “глубокая нежность” не зависит “ни от каких условий” и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но “то была надежда напрасная”. К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!
Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: “…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла”.
Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: “… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…” Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.
Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: “…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым”. Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его “зла” и обещание “блаженства” во взоре, умение прекрасно “пользоваться своими преимуществами” и поразительное при этом ощущение собственной “несчастливости”. Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно “играет” и уже не осознает, где жизнь, а где “театр”. Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.
Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.
Послание Веры Печорину автор произведения создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, “изъявлением сомнительной уверенности”, что Григорий “не любит Мери и не женится на ней”. Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от “счастья” с Мери.
Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов литературное произведениеа “Герой произведения нашего времени”, потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической Read More ......
  2. Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий Read More ......
  3. Мери, княжна – героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе – страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент Read More ......
  4. Белинский справедливо указывал на повесть “Княжна Мери”, как на главную в романе. Дело не в том только, ЧТО она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии Read More ......
  5. В “Княжне Мери” принципиальная программа жизненного поведения доводится Печориным до логического конца – личная воля, не сдерживаемая вне ее лежащими критериями, становится абсолютно произвольной и разит с неотвратимой силой. И все это – несмотря на то, что нравственное чувство в Read More ......
  6. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин – человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, не понятый окружающими и не понимающий их. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Read More ......
  7. Повесть “Княжна Мэри” можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Именно здесь в наибольшей степени, на мой взгляд, раскрывается внутренний мир основного героя романа – молодого дворянина Печорина. Повествование в этой повести ведется от первого лица, Read More ......
  8. Самая объемная повесть большого сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” – “Княжна Мери”. Самая объемная и по умещающемуся в ней смысле, и физически, и по значению для всего романа. Она очень сложная, ровно как и Read More ......
Анализ фрагмента главы “Княжна Мери”

Печорин – незаурядная личность. Он умён, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой произведения Лермонтова энергичен, активен, «бешено гоняется за жизнью». Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру «по пустякам». Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой произведения своего времени. Он, как и Онегин, не находит смысла жизни. Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери?

Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У неё много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива. Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.

Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Её мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашёл проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.

Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. «Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». И хотя сердце Печорина сильно билось, но «мысли были спокойны, голова холодна». Он не любил её. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба. Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. «Еще минута, и я бы упал к её ногам», - думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой. Он признается в своих недостатках, низости, и княжна «бледная, как мрамор, отвечает: « Я вас ненавижу». Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему «тихие радости и спокойствие душевное» не для него. И отвечает: « Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…». Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил её и не хотел потерять свою свободу и независимость.

Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов «упасть к её ногам». Но ему жаль её, и всё. Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен. Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой произведения и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. «Во мне душа испорчена светом». Да, это так. Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.

Для меня литературное произведение М. Ю. Лермонтова «Герой произведения нашего времени» - это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.

Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»…

А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»

Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!

Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».

Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.

Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: «…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр». Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.

Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.

Послание Веры Печорину автор произведения создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.

Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов литературное произведениеа «Герой произведения нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери).

Форма урока: групповая.

Метод: исследовательский, частично-поисковый.

Цель:

1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

2) развить навыки критического мышления, культуры речи;

3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.

Задачи урока.

Предметные:

1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.

Метапредметные:

1)развивать навыки выразительного чтения;

2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;

2)воспитать уважение к людям;

3)утвердить значимость и ценность каждого слова.

Умения и навыки учащихся на уроке:

1)умение высказывать свое мнение;

2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;

3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.

Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация, фрагменты из фильма «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери» (2006г.)

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (слайд 1) Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 2 группы).

2.Определение темы урока.

Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?

Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

О чем эта притча?

А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.

Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви. Записываем в тетрадь число, тему урока: Любовь и дружба в жизни Печорина . (Анализ главы «Княжна Мери). (слайд 2) Какие поставим задачи на урок?

(Ответы учеников)

Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (слайд 3)

К этому вопросу мы с вами вернёмся в конце урока.

3. Подготовительный этап для работы в группах

Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы учеников)

Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа анализирует: Печорин и Вернер (4 слайд), 2 группа – Печорин и Грушницкий (5 слайд). Посовещавшись, группа выдвигает 4 человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Грушницким, Вернером. Свои ответы можете подтверждать фразами из текста.

Проверка групп. Ответы учащихся. Группа пишет небольшую рецензию на ответы другой группы, т.е. оценивают её.

Вывод: Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины не сложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Проследим, как меняется герой от страницы к странице.

Княжна Мери (6 слайд) . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мери?

Просмотр фрагмента фильма (1ч.40м.) – прощание Печорина с Мери. (обсуждение)

Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. (7 слайд)
- опишите ее
- семейное положение
- чем жертвовала Вера ради Печорина
- можете ли вы сказать, Вера любила Печорина
- почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. (она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)
Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма (1ч.34)
Как выдумаете Печорин любил Веру?
-женщины любили его, он их?
- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Домашнее задание: (8 слайд)

1.Ответить письменно на 1 из вопросов:

Способен ли Печорин на настоящую любовь?

Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Рефлексия.

    • сегодня я узнал...

      было трудно…

      я понял, что…

      я научился…

      я смог…

      было интересно узнать, что…

      меня удивило…

      мне захотелось… и т.д.

Самооценка.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Конспектировал таблицу?

Печорин и Вернер

1.Что сближает героев?

2. Что ценит Печорин в Вернере?

3. В чём отличие Вернера от Печорина?

4. Почему они не стали друзьями?

Печорин и Грушницкий

1. Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?

2. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?

3. Часто симпатии читателя на стороне Печорина. Почему?

4. Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Рецензия.

План оценивая.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?