Шутки бывают разными. Все шутки состоят из «сетапов» и «панчлайнов»? Как-то скучно

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании - очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.


5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.


1 Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент - дрезипент ), буквы в словосочетании (потные руки - ротные пуки ), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки - попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное (Федор Конюхов - конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы - быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» - «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.


2 Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» - «метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» - «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.


3 Как слышится?

Прямой смысл слов и выражений - богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» - «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода - не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» - «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи - ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» - «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).


4 Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» - «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).


5 Оригинал штампа


Еще один алгоритм построения шутки - перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».


У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора - навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи - исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу - это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение - когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом - да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) - что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле - это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) - прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется - это игра. Если сосредоточен - видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?

Ты не был первым


Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.


Ты знаешь больше, чем другие


Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай - сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь» . Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.


Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…» ). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…» ).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, - это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!» ). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.


4 теории юмора

От серьезных ученых, наблюдавших за людьми и другими животными.

Теория Вайсфельда

Юмор - инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки - это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

Теория Фредриксон

Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка - это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

Теория Оурена - Бачоровски

Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной - хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» - «Не знаю, я же позже тебя встаю» ).

Теория Малкея - Миллера

Эти двое считают, что юмор - механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор - продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера - там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, - самая правильная.


Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

Цитируй

Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно» . Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой» .

В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.


Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.


Говори с акцентами

Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе» ). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?» ), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!» ), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, этот пример был китайский).


Чего хохотят женщины


И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

Поскольку на главном требовании эксперимента - чтобы все женщины были еще и голыми - ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. - всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.


Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?» ), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!


Почти не имеет значения, как шутит мужчина


Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.


Самобичевание работает, только если ты крут


Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов» ) только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее - из анкеты - о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

ШУТКИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ…

« Дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие!»
Из известного анекдота

Чем отличалась школа рабочей молодёжи от обычной общеобразовательной дневной школы второй половины прошлого века? Конечно, возрастом учеников. К тому же, в отличие от обычной школы, по коридорам можно было бегать. Никто, правда, не бегал. Кто-то, как и я, зарабатывал стаж для поступления в ВУЗ, работая днём, и обучаясь вечером. А кто-то просто хотел иметь аттестат, не полученный вовремя. На переменах не было слышно дневного гомона детских голосов, шума, возни. Зато можно было услышать:

Ну, что, пацаны, в среду на танцы рванём или как…?

В среду занятий не было.

– Ой, девочки! Я в среду после работы хочу постричься и сделать нормальный маникюр.

И тут же, рядом:

Мне бы, Витька, в среду отоспаться после работы, а то ребёнок по ночам спать не даёт!

Требования учителей к нам были самые минимальные, на уровне требований к троечнику в обычной школе. Да и учителей сейчас я вспомнить не могу, ни одного, зато помню всех, кто меня обучал до девятого класса в прежней дневной школе. Хотя, нет. Помню директора своей новой школы, но о нём чуть позже. Задачей преподавателей была снабдить нас, передовую рабочую молодёжь, аттестатами после окончания десятого класса. Поэтому, двоек практически не ставили. Конечно, не вызывали в школу и родителей. Забегая чуть вперёд, вспоминаю моего приятеля Толю Шаталова. Учился он исключительно на тройки даже в нашей школе с пониженными требованиями. На выпускном экзамене по физике Толик стоял у доски, молча, как у верстака. Достался ему закон Ома для полной цепи. Формулу Толик, конечно, списал.

– Шаталов! А что у Вас в знаменателе формулы?

Молчание.

– А что в числителе?

Толик продолжал угрюмо молчать.

– Ну, Вы, Шаталов, подумайте, а мы пока примем экзамен у остальных, - сказал директор школы Александр Иванович, он же преподаватель физики.

Минут пятнадцать мы, сдавшие экзамен, дожидались Толика в коридоре. Вышел из класса он сияющим:

Тройка! – выдохнул проэкзаменованный.

А незадолго до экзамена, на перемене между уроками, пошли мы с Толиком в курилку, оборудованную для нас, вечерников, в мужском туалете дневной школы. Курение в школе было большим преимуществом вечернего обучения. Друзья из моей предыдущей дневной школы, что была в одном квартале от этой, мне по этому поводу страшно завидовали. Однако, курить разрешалось только в одном месте, в курилке, как я уже говорил. Ни в коридоре, ни на лестнице, ни, Боже упаси, в классе. Наказания за это пожароопасное мероприятие предполагались самые суровые – вплоть до исключения из школы. И вот, в курилке, я достал из пачки последнюю сигарету и закурил. Толик, похлопав себя по карманам, вспомнил, что сигареты оставил в пальто в гардеробе.

– Давай по-быстрому спустимся в гардероб, а потом на улице и покурим, – предложил мне приятель.

Для этого нам нужно было пройти довольно длинный коридор и спуститься по лестнице со второго этажа на первый. С левой стороны коридора были классы, а с правой - четыре двухстворчатых окна. Спрятав дымящуюся сигарету в кулаке – не пропадать же добру, я выскочил вслед за Толиком в коридор. В этот же момент у меня, как говорится, волосы встали дыбом. А волосы у меня в то время были густые и кудрявые, и расчёсывал я их большой широкой расчёской с редкими зубьями, которую я всегда носил в правом боковом кармане пиджака. А причина для испуга была очень серьёзная – у второго окна стоял директор Александр Иванович и жестом подзывал меня к себе. То ли он увидел у меня дымок из кулака, то ли хотел что-то сказать мне – я так и не понял. На подгибающихся ногах я обречённо направился к моему возможному исключению из школы. Одновременно я засунул правую руку с дымящейся сигаретой в правый боковой карман пиджака и крепко прижал сигарету к чему- то твердому. Раздалось зловещее шипение.

– Здравствуйте, Александр Иванович, - сказал я внезапно севшим голосом, скрываясь в клубах белого дыма.

Поскольку я успел подойти к директору уже вплотную, то из виду мы стали пропадать оба. Тот, кто в детстве делал дымовухи, – меня поймёт. Александр Иванович сделал шаг назад, чтобы выйти из зоны поражения, но упёрся спиной в подоконник. Я же, пытаясь что-то объяснить, сделал соответственно шаг вперёд. Куда бы ни смещался от ядовитого дыма директор, - я был рядом. Бежать от меня, видимо, было не солидно. Из густого дыма можно было услышать:

Я сам не знаю кхе, кхе, кхе, Александр Иванович! Там что-то с расчёской в кармане! Я не знаю! Я пошутил!

– Широбоков! Кхе,кхе, немедленно прекратите свои шутки!

Когда дым стал рассеиваться, мы стояли с Александром Ивановичем друг напротив друга с красными лицами. Из глаз у нас текли слёзы и напоминали мы двух скорбящих родственников.

– Ну, и шутки у Вас, Широбоков! Посмотрим, как Вы будете шутить на экзамене по физике!

Через неделю экзамен у меня он принимал лично и, поставив пятёрку, как-то заговорщицки улыбнулся.

Другой случай, связанный с неуклюжей шуткой, произошёл много лет спустя. Как я уже писал, (см. «Рубашка из Китая») в своё время большое внимание уделялось проблеме воровства нефти и продуктов её переработки из подземных трубопроводов. Злоумышленники, назовём их так, в укромных местах раскапывали землю над трубопроводом и делали врезку в трубу. От этой несанкционированной или криминальной врезки прокладывалась отводящая магистраль длиной, зачастую, больше километра. Потом всё закапывалось и маскировалось. Вырастала новая трава. Из самолёта или вертолёта визуально обнаружить такие врезки было невозможно, сколько ни летай. А где-то в километре от врезки, около придорожного кафе стоял неприметный бензовоз и заправлялся ворованной соляркой, бензином или нефтью. Если в магистрали падало давление, на поиски врезки выдвигались бригады службы охраны, которые протыкали землю над трубопроводом стальными прутами. Если земля после раскопа мягкая – ищи врезку! А длина магистрали – десятки километров…! Вот мы и начали с нашей тепловизионной аппаратурой отрабатывать методику поиска врезок с воздуха. Как ни маскируй раскопы, всё равно перепады температур на почве над врезкой составляют доли градуса, что и «чувствует» аппаратура. Дело происходило в одном из филиалов Транснефть в благодатном Краснодарском крае весной, в начале апреля. В моём распоряжении находился вертолёт с установленной на нём нашей аппаратурой. Начинали мы с моими помощниками буквально с нуля. Никаких методик не было. Летали мы на вертолёте МИ-8 над трубопроводами с раннего утра, когда после довольно прохладной ночи температурные контрасты были максимальные, до середины дня. Иногда, наоборот, ближе к вечеру. В остальное время обрабатывали и анализировали информацию. С каждым днём, когда мы летали, буквально на наших глазах до этого коричневатые поля покрывались красными коврами распускающихся маков, зелёными всходами посевов и чем-то жёлтым ещё. Для жилья и наземных работ руководство филиала нам выделило отдельный особняк-гостиницу для приезжих нефтяных ВИП - персон. Пилоты вертолёта жили отдельно от нас. Запомнилось питание. На небольшом возвышении внутри шести комнатного помещения с душами и с двумя туалетами, находилась прекрасно оборудованная и сияющая чистотой кухня со всей необходимой утварью и холодильниками. Рядом был обеденный зал с удобными стульями, диванами и большим деревянным массивным столом, накрытым белой скатертью. Завтраки и ужины разогревали мы сами. Их, накануне, ближе к вечеру доставляла специальная машина, а обедали мы в столовой для работников этого филиала. Кормили очень хорошо, по-домашнему и, главное, бесплатно. Летали мы над трубопроводом на большие расстояния, вплоть до Дагестана. Почему-то в памяти осталась фигурка маленького мальчика на дагестанском пригорке. Обычно дети, да и взрослые тоже, машут руками низко пролетающему вертолёту. Этот же мальчик стоял, приложив какую-то палочку к плечу, и старательно целился в наш вертолёт. Может он дома какие-то разговоры слышал…? Меня, правда, это не удивило. Задолго до этого, мои старшие коллеги летали на маленьком самолёте с подобной аппаратурой в интересах геологоразведки в одной нашей среднеазиатской республике. Местная публика испугалась, что учёные и переодетая милиция ищут плантации опийного мака, и настойчиво предложила убраться восвояси. Вроде всё невинно, но однажды, перед взлётом поперёк взлётной полосы был обнаружен плохо заметный натянутый стальной трос…

Чем удобен вертолёт, так это тем, что можно приземлиться практически на любой ровной и сухой поверхности. Как-то раз в полёте моё внимание привлекли трубы, лежащие на земле, и предназначенные для замены старых труб. Чтобы не вдаваться в подробности, – меня интересовали некоторые измерения температур. Сели, измерили. Перед взлётом пилот Саша, лёжа на траве, задумчиво предложил:

А давай, если ты не возражаешь, сядем в десяти километрах отсюда. Там мой хутор, там я родился. Будет свежая рыба!

Я не возражал – всё равно уже было пора лететь домой.

На звук садящегося вертолёта сбежалось всё население хутора. От мальчишек не было отбоя. Не отставали от них и взрослые мужики, побросавшие все свои работы. Один из них, самый смелый, слегка заикаясь от волнения, подошёл ко мне и после «Здрасте, Вам» попросил:

А можно нам немного прокатиться?

Пилот Саша смущённо смотрел в сторону…

Как хорошо я понимал этого труженика села! Я до сих пор мечтаю полетать на вертолёте на высоте метров сто над своими ближайшими валдайскими лесами и озёрами.

– Садитесь, но ненадолго, летать будем минут десять.

В салон поднялись восемь мужиков. Все трезвые, что меня, часто бывающего в наших деревнях, немного удивило. Когда взлетели, то от круглых окошек в салоне – блистеров, мужиков было не оторвать. Ещё бы! Выше крыши родного дома они никогда не поднимались. Будет что рассказать внукам! Улетали мы с рыбой.

Заканчивался апрель. Материалов было собрано достаточно для анализа и отработки методики поиска врезок. С этими предварительными материалами меня и пригласил к себе генеральный директор южного филиала, расположенного в красивом городе на берегу моря. Говорить о красоте и внутренней отделке внутри здания можно бесконечно. То же самое можно увидеть и в Газпроме, даже в отдалённых сибирских городах, и, как ни странно, в налоговой службе. О банках я уж и не говорю. Ничего этого не увидишь в бывших храмах науки и прикладной техники, существующих чуть ли ни с двадцатых годов прошлого столетия, где, зачастую, нередки текущие крыши, грязные полы и где, как правило, в плохо освещённых коридорах бродят немногочисленные сотрудники унылого вида и в преклонном возрасте. Другое дело наша трубопроводная система. Несколько отклоняюсь от темы. Сидим в нашей ВИП - гостинице. Нас предупредили, что на два дня к нам подселят ещё несколько уважаемых людей. Мы потеснились. Приехали пятеро: трое мужчин и две женщины. Одеты все они были красиво, дорогой парфюм щекотал нос. Вечером за ужином – за столом места было много, разместились все.

– Извините, что мы вас потревожили, но мы не с пустыми руками.

На столе появляется виски, коньяк, вино. После нескольких тостов за хозяев, за знакомство, за весну, вопрос к нам:

А вы с какой трубы будете?

Узнав, что мы - наука, интерес к нам внезапно пропадает.

– Сейчас выпивку уберут, - мелькнула мысль.

Обошлось.

– А мы на трубе сидим! - с гордостью заявил захмелевший гость.

– И ножки свесили, - уточнил другой.

Женщины деликатно подхихикивали.

– Зарплаты у нас – дай Бог каждому! – похвастался первый.

Но и дисциплина – не дай Бог! Выпрут с работы – куда пойдёшь, – сурово поправил второй.

– А где ещё такую должность и зарплату найдёшь после техникума, - вступил в разговор третий, лощёный мужчина лет сорока пяти,

В науке, что ли?

В центральном офисе филиала было всё, как положено. Второй этаж. Огромная приёмная, симпатичная, вежливая секретарша. Большие окна с видом на освещённое ярким солнцем синее море. Меня сразу провели к Самому. Это был человек крепкого телосложения, лет пятидесяти, с характерной южной внешностью и громким добродушным голосом:

Чай, кофе?

Мы сидим вдвоём.

– Ну, рассказывайте, наука! Как успехи. – Может, по чуть-чуть?

Рассказываю. Показываю распечатанные изображения подземных трубопроводов, подозрительные тепловые следы на почве над трубами. Вдруг его внимание привлекли те трубы, около которых я просил посадить вертолёт. Изображения этих труб с воздуха выглядели не прямыми, а волнистыми. Я объяснил, что сканирование в аппаратуре ведётся построчное, не так, как в фотоаппарате - сразу весь кадр. Аппаратура не стабилизированная. Поэтому, при неизбежных эволюциях вертолёта в воздухе, происходят подобные искажения. Для нас это не важно – каждая врезка привязана к трубе и не важно: прямая эта труба или кривая. Ген. директор всё понял и мы ещё с ним по чуть-чуть. Потом он перестал улыбаться. Лицо его посуровело:

Ну, я ему покажу, как рассказывать анекдоты про меня! Я пошучу сейчас кому-то! Таня! Главного инженера ко мне срочно!

Минуты через три в кабинет влетает чуть выше среднего роста худосочный человек предпенсионного возраста с каким-то серовато бледным лицом даже без лёгких признаков загара.

– Вызывали?

– Вызывал, - сказал начальник, не предлагая сесть,

Ты на 117 километре трубы готовил для замены?

– Готовил. Уже всё заменили в срок.

– Ты сам-то присутствовал при закладке в траншею?

– Нет. Начальник участка там был.

– А теперь посмотри, что ты в землю зарыл. Ни одной прямой трубы! Где ты их взял? Любуйся.

Наклонившись над столом, главный инженер с ужасом вглядывался в компьютерную распечатку.

– Можно я сяду?- спросил он, опускаясь на стул.

Чуть не плача, облизывая пересохшие губы, бедняга стал обещать, что никогда этого больше не повторится, что он лично будет присутствовать на всех ремонтных работах.

– Ладно. Хватит. Как я тебя напугал! Трубы были прямые, просто снимки с искажениями. Успокойся,- сказал директор, теперь уже улыбаясь.

– Ты мне будешь сейчас нужен. Подожди в приёмной!

Пока мы заканчивали наш разговор и допивали кофе, прошло минут десять. Неожиданно из приёмной послышался приглушённый дверью высокий голос секретарши и ещё какой-то шум.

– Таня! Что там у тебя?

– Василию Петровичу плохо с сердцем. Вызвала Скорую.

– Да. Слабый народец пошёл. Шуток не понимает! – сказал мне директор, вставая из-за стола и протягивая крепкую руку.

Успех любой шутки обусловлен реакцией зрителей на нее. Если в ответ на остроту, анекдот или какое-то комичное замечание вы слышите смех или видите улыбки, значит, шутка удалась. Если же реакция иная - стоит еще поработать над своим мастерством. Однако успех шуток не всегда зависит от техники исполнения или соответствия определенным требованиям, о которых мы уже беседовали (оригинальность, неожиданность, своевременность и т.д.). Огромнейшую роль играет актуальность затрагиваемой темы и сама тема, ведь есть темы, на которые шутить не принято, иначе юмор либо не будет воспринят, либо будет воспринят негативно - как обида, оскорбление, бестактность или нечто подобное.

Из пятого урока вы узнаете о том, на какие темы нельзя шутить, и что значит актуальность темы (мы укажем на три показателя актуальности шуток), а также о том, благодаря чему шутка становится смешной или наоборот. И начнем мы, конечно же, с запретных тем.

Запретных тем в юморе не так уж много, но знать их нужно обязательно, чтобы не попасть в каверзную ситуацию и не прослыть бестактным и бессовестным человеком.

К темам, которые лучше не затрагивать, относятся:

  • Религия. Вероисповедания людей и то, во что они верят, - вопрос сугубо индивидуальный. Каждый относится к этому по-разному: для одних религия не имеет значения, а для других она может быть смыслом жизни. Нам же не дано знать, к какой категории относится тот или иной человек. Безусловно, шутка на тему религии может прокатить в компании, где все свои, и знают друг друга много лет, но в обществе незнакомцев говорить о вере в шуточном и тем более негативном ключе - табу. Если же вы все-таки затрагиваете тему религии в своих шутках, помните, что шутить лучше о конкретном человеке, но не о его верованиях. Нельзя смеяться над тем, во что верят миллионы людей по всему миру.
  • Страны и государства. Несмотря на то, что сегодня ходит немало шуток о США, Украине, странах Европы и других государствах, шутить на эту тему пусть и не запрещается, но следует крайне внимательно и осторожно. Здесь можно столкнуться с тем же, что и в первом случае: кто-то спокойно воспринимает шутки о своей стране, а кто-то, являясь ярым патриотом, может быть серьезно задет вашей шуткой.
  • Страдания и несчастья других людей. Смеяться над тем, что причиняет боль кому-то другому, - верх бестактности и невоспитанности. Обычно подобные шутки воспринимаются людьми крайне негативно, и, пошутив на такую тему, можете быть уверены, что в следующий раз в данной компании людей (даже одного человека) ваше присутствие будет нежелательно. Ко всему прочему, шутки над несчастьями, совершенно несмешные. Ну и чисто по-человечески: никто не знает, что его ждет в будущем, и тот, кому хорошо сейчас, уже завтра может оказаться в беде, в том числе и в ситуации человека, над которым неудачно пошутил.
  • Физические увечья, недостатки, умственные способности. С этими темами ситуация аналогична предыдущей.
  • Собственное превосходство. Логически продолжая два предшествующих пункта, можно сказать, что не стоит шутить о своем личном превосходстве над другими людьми. Совершенно не важно, чего оно касается: физической силы, интеллекта, материального положения и т.п. Возвышая себя, человек получает прямо противоположный эффект - в чужих глазах он становится ниже. Безусловно, шутки на эту тему сегодня можно услышать довольно-таки часто, но тут уже имеют место индивидуальные особенности каждого отдельно взятого шутника. Если вы хотите создать о себе правильное и приятное впечатление, будьте скромны и не «якайте», выпячивая грудь вперед и говоря, что вы чем-то лучше остальных.
  • Секс. Тема интимных отношений, невзирая на то, что снискала себе большую популярность среди юмористов, должна затрагиваться очень аккуратно. Как и прежде, нам не дано знать степень нравственности своей аудитории, поэтому, пошутив на тему секса, мы рискуем попасть впросак. Кроме того, подобный юмор должен быть уместным и соответствовать ситуации, а сами шутки - преподноситься в нужный момент.
  • Физиология. Здесь имеется в виду совершенно неприличная тема физиологических выделений. Тематика, конечно, не табуирована, но подобный юмор доступен лишь тем, кто умеет шутить действительно мастерски. По большому же счету шутки на рассматриваемую тему зачастую просто-напросто неэстетичны, и вызывают скорее отвращение, нежели смех и улыбку.

О запретных темах в юморе, в дополнение ко всему вышесказанному, мы советуем вам посмотреть видео (вебинар) известного юмориста Павла Воли. Найти его можно по этой ссылке (просмотр начнется с соответствующего момента).

Неподобающие и неуместные шутки вызывают у людей отрицательную реакцию, приводят в замешательство и портят настроение. Старайтесь обходить их стороной - и за здоровую и правильную реакцию можно будет не волноваться.

Но, как и следует полагать, правильная тема - это не единственный нюанс, влияющий на успех шутки. Есть еще несколько пунктов, которым должен соответствовать шутник и юморист. О них и пойдет речь ниже.

От чего зависит успех шутки

Каждый, кто развить чувство юмора, должен знать, что именно делает шутки смешными. Ситуации бывают разными, и везде следует производить подстройку, однако представленные ниже рекомендации будут действовать практически всегда и везде.

Чтобы ваш юмор был смешным и вызывал у аудитории радость и смех, необходимо:

  • Знать аудиторию. Одной категории людей шутка может показаться смешной, а у другой та же самая шутка может не вызвать нужной реакции. Знать всех и каждого, конечно же, невозможно, зато всегда можно иметь хотя бы приблизительное представление о компании, где придется шутить. Элементарно: «пацанские» шутки не подойдут для компании, где есть девушки; интеллектуальные шутки с большой долей вероятности не будут восприняты в кругу грузчиков и сторожей и т.д. и т.п.
  • Соответствовать ситуации. Помните, что эффектная шутка - это шутка, прозвучавшая в нужное время и в нужном месте (первый показатель актуальности шутки). Подходите к делу тактично - так вы сможете всегда рассмешить людей, снять напряжение, если обстановка накалилась, или даже подбодрить и поддержать кого-то. Рассматривайте каждую ситуацию критически, чтобы понять, где и когда шутить уместно, а где и когда - нет.
  • Избегать злословия, клеветы, насмешек и обидных шуток. Они лишают юмор его чудесных свойств - он перестает делать людей лучше, сплачивать их, настраиваться на позитив. Юмор всегда должен иметь положительную направленность, в противном случае он будет служить показателем черствости, и отсутствия взаимопонимания с окружающими.
  • Не бояться смеяться над собой. О самоиронии мы уже сказали предостаточно, поэтому просто напомним, что всегда нужно быть готовым посмеяться над своей персоной, «словить» шутку в свой адрес и грамотно (безболезненно и неагрессивно) на нее отреагировать.
  • По достоинству оценивать не только свой, но и чужой юмор. Во-первых, это позволяет находить общий язык с другими людьми, а во-вторых, служит отличным источником вдохновения.
  • Шутить на злободневные темы (второй показатель актуальности шутки). Это очень актуально на текущий момент времени (а значит, и реакция последует быстрее), а также прекрасно разряжает обстановку. Подумайте о том, какие новости и события сегодня в топе. Это может быть забастовка сексуальных меньшинств, отключение электроэнергии по всему городу, чиновник в нетрезвом состоянии и т.п. Лучше всего проводить такой анализ в начале дня, а результаты записывать.
  • Стремиться делать юмор таким, чтобы он балансировал на грани дозволенного (например, социальных норм) и выделялся на фоне юмора как такового. Об этом, кстати, часто говорила великолепная актриса, известная своим остроумием и искрометными высказываниями, - Фаина Раневская. Насколько умело она шутила, вы можете увидеть в передаче «Смехоностальгия» (нужный выпуск находится ).
  • Расширять кругозор. Бедность кругозора - одна из самых серьезных проблем юмористов. Все шутки творятся из фактов, парадоксов, жизненных наблюдений и неожиданных сопоставлений, искусно облаченных в культурную форму. Эрудиция же позволяет не просто придумывать десятки и сотни шуток, но и касаться совершенно разных тем, благодаря чему эффективность юмора многократно возрастает. Заметим, что множество известных команд КВН нередко выходили в лидеры и добивались побед благодаря тому, что умело шутили на малодоступные темы.
  • Учиться шутить на любую тему. Ещё в 1999 году известный сценарист и телеведущий Михаил Марфин сказал: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру ее придумаю». Точно так и А. П. Чехов когда-то говорил, что хорошего писателя отличает умение писать рассказы о банальнейших вещах, к примеру, о чернильнице. Имейте это в виду, и упражняйтесь на досуге, придумывая шутки о зубных щетках, поездках в маршрутках и метро, обвешивании в магазинах и т.п.
  • Чаще шутить о том, что близко и понятно большинству людей (третий показатель актуальности шутки). Глубокомысленный и сатирический юмор - тема для профессионалов. А «народные» шутки и хохмы всегда в цене среди огромного количества любителей вдоволь посмеяться.
  • Обходить стороной избитые и заезженные шутки, часто звучащие в юмористических телепередачах (КВН, Comedy Club и других) или просто находящиеся в обиходе много лет. В некоторых случаях, если ситуация позволяет и шутка, как говорится, будет в тему, пересказывать чьи-то шутки допускается, но злоупотреблять этим не стоит.

Следование этим советам уже само по себе делает остроумные высказывания смешными и поднимающими настроение. Многое, естественно, будет зависеть от вашего личного обаяния и харизмы, но большая часть работы все-таки будет сделана за вас. Не придумывайте велосипед - лучше уделите время придумыванию и продумыванию самих шуток. И на эту тему у нас тоже есть ряд замечательных рекомендаций.

Чтобы всегда быть душой компании и генератором хорошего настроения, чтобы блистать остроумием и чувством юмора, возьмите на вооружение следующие приемы:

  • Продумывайте и ищите материал для шуток
  • Находите темы для разных категорий слушателей и ситуаций
  • Воздерживайтесь от шуток, в безобидности которых вы не уверены
  • Тренируйтесь в написании и рассказывании коротких шуток и историй
  • Читайте больше анекдотов и учитесь рассказывать их перед зеркалом
  • Используйте в шутках игру слов и эффект неожиданности
  • Убеждайтесь в том, что шутка смешная (если шутка не смешна вам, он не будет смешна и вашим слушателям)
  • Сопровождайте свою речь жестикуляцией (иногда, чтобы рассмешить кого-то, можно даже рисовать картинки на бумаге или доске для письма)
  • В непредвиденных ситуациях не бойтесь импровизировать
  • Оттачивайте свое мастерство юмориста на родных, а уже потом переходите к друзьям и знакомым
  • Анализируйте увиденные и услышанные шутки, анекдоты, комичные истории, находя в них смешное и забавное
  • Записывайте юмористические цитаты известных людей - это позволит не только рассмешить, но и произвести впечатление и прослыть интеллектуалом
  • Читайте литературу, из которой можно почерпнуть материал для остроумных шуток, например, произведения М. Мишина, Г. Горина, М. Зощенко, А Аверченко, А. Чехова, Я. Гашека и других отечественных классиков

Не стоит думать, что искусство юмора доступно только отдаренным людям. Быть смешным может любой человек, нужно только знать, как научиться шутить, и работать над собой. Не бойтесь экспериментировать и делать новые шаги, соединять оригинальные идеи и неожиданные повороты, жонглировать словами и забавно рифмовать, переворачивать слова и менять местами буквы. Даже у самых именитых юмористов бывают ситуации, когда их шутки «не заходят», что уж говорить о том, кто только начинает юморить и остроумничать. Главное - смело идти вперед и набираться опыта, а для плодотворной работы у вас уже есть все, что нужно…почти.

Наши уроки юмора заканчивает шестой урок, посвященный формам комического - тем формам, в которых вообще принято преподносить шутки. В финальном уроке мы поговорим о том, что такое стендап, миниатюра, скетч, one man show и т.д. Несмотря на то, что материал будет носить преимущественно ознакомительный характер, он окажет вам существенную практическую поддержку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Смех предоставляет глубокое понимание нашего бессознательного, которое прорывается наружу в определённых ситуациях. Учёным мало известно о конкретных механизмах мозга, ответственных за смех. Но мы и без них знаем, что он вызывается многими ощущениями и мыслями и активизирует различные части тела. Смех влияет на дыхание, изменяет выражение лица и заставляет нас издавать звуки (порой довольно странные). Во время сильного хохота задействуются даже мышцы рук, ног и туловища.

«Смех является сообщением, которое мы посылаем другим людям. Мы знаем это, потому что мы редко смеемся, когда находимся в одиночестве: сами с собой мы смеёмся даже реже, чем сами с собой разговариваем», - говорит доктор Роберт Провайн.

Смех является социально «заразным», то есть мы смеёмся над смехом других людей. Этот феномен отлично иллюстрирует ролик ниже. Готовы поспорить, что досмотреть его до конца и не улыбнуться у вас не получится. Вероятно, поэтому он и набрал уже более 19 млн просмотров.

Человек начинает смеяться примерно в возрасте 3,5–4 месяцев, задолго до того, как начинает говорить. Смех, как и плач, выступает в роли доречевого способа взаимодействия с матерью и другими людьми из окружения ребёнка. Со временем смех эволюционировал в социально-приемлемую форму канализации агрессии. Она удобна тем, что не вовлекает никаких прямых агрессивных действий, но при этом позволяет выразить свои эмоции. Другими словами, скопившееся в психике напряжение ищет себе выход и находит его через смех.

Но как человек решает, когда ему смеяться, а когда нет? Это решение принимает за нас наш мозг. Любопытно, что смех редко прерывает структуру предложения. Он лишь выступает в роли акцентов или проявляется во время пауз в разговоре.

Сама механика смеха эволюционировала у древних приматов из затруднённого или учащённого дыхания или удушья. Если вам удастся пощекотать шимпанзе или гориллу, вы не услышите ничего похожего на «ха-ха-ха». Обезьяны издают звуки, будто они задыхаются, но в них и кроется природа привычного нам смеха. Другие животные во время игр также произносят звуки, хотя они имеют мало общего с человеческими. Крысы, например, производят высокочастотный писк, и даже пингвины по-своему «смеются».

Как смеются в интернете на других языках:

В тайском языке число 5 произносится как «ха». Так что вместо «LOL» или «hahaha» тайские пользователи иногда пишут «55555»

Aббревиатуру WWW часто используют японцы. Это обозначение берёт своё начало с символа 笑, который произносится как warai и переводится как «смех». Warai в чатах быстро стали сокращать до W, а затем стало употребимо «wwwwwww» и т. д.

Хотя смех по-китайски (путунхуа) пишется как 笑声, при интернет-общении используются иероглифы звукоподражания 哈哈 (произносится как «ха-ха») и 呵呵 («хи-хи»)

В испанском «j» произносится как «х», поэтому на испаноязычных ресурсах так часто можно найти буквосочетания «jajaja»

Греческий алфавит - родственный нашему, так что греки в Сети смеются точно так же, как мы: «xaxaxa»

На иврите смех выглядит так: חָה־חָה־חָה - произносится так же, только читается справа налево

Бразильский и португальский смех обозначается как huehuehue или rsrsrsrs

Датчане смеются довольно тривиально: ha ha, hi hi, hæ hæ, ho ho, ti hi

Французы, помимо hahaha, héhéhé, hihihi, hohoho, также употребляют акроним MDR (mort de rire - то есть умираю от смеха), аналогичный англоязычному LOL

Большая часть шуток, которые вызывают общий смех, так или иначе связаны с тем, что кто-то терпит неудачу. Казалось бы, что может быть смешного в том, как кто-то поскользнулся на лестнице или упал с велосипеда? Но в этих «шутках» кроются фундаментальные аспекты юмора.

Первое требование к смешной ситуации - игривые обстоятельства, которые ставят событие из реальной жизни в несерьёзный контекст. Именно они объясняют, почему большинство людей не находят смешными съёмки горящего 10-этажного здания, из которого выпрыгивают люди и разбиваются насмерть. В данном случае серьёзность несчастья препятствует установлению несерьёзного контекста. Однако ролики, где какой-нибудь очередной бедолага падает на беговой дорожке, кажутся нам забавными.

В начале 1990-х учёные обнаружили в мозге зеркальные нейроны. Уилльям Фрай, психиатр из Стэнфордского университета, считает, что это открытие привело к новому пониманию аспектов юмора, и именно эти клетки могут объяснить, почему мы смеёмся, когда кто-то падает. Из собственного опыта мы знаем, что когда мы падаем, мы пытаемся удержать баланс, махая руками и мечась в самых странных позах. Эти движения контролируются нейронами в нашем мозге. Но когда мы наблюдаем, как другой человек спотыкается, некоторые из наших собственных нейронов активизируются так же, будто мы сами начали двигаться в попытке удержаться от падения. Эти зеркальные нейроны как бы дублируют паттерны активности мозга падающего человека из ролика на YouTube в мозг смотрящего этот ролик. Таким образом мозг наблюдателя «щекочет» этот «неврологической призрак»: он испытывает неосознанную стимуляцию, которая усиливает восприятие несоответствия, о котором шла речь выше.

По причине наличия зеркальных нейронов, продюсеры классических ситкомов используют закадровый смех. Он автоматически заставляет нас смеяться, когда мы его слышим. Экспериментально доказано, что зеркальные нейроны активизируются, когда человек слышит и другие окружающие звуки, связанные с триумфом, страхом, радостью и отвращением.

Ещё одной важной характеристикой смешного анекдота, эпизода из жизни или видео на YouTube является несоответствие или непоследовательные отношения между сутью происходящего и его кульминационным моментом. Падения не так часто встречаются в нашей нормальной жизни и всегда являются неожиданными. Как бы ни было стыдно, несмотря на всю нашу сердечность и участливость, когда коллега в офисе садится мимо стула и получает ушиб копчика, мы не можем сдерживать смех. Очевидно, у нас срабатывает другой, более мощный инстинкт.

Несостыковка ожидаемого и действительного лежит в основе всех главных вирусных интернет-видео. Подтверждение этому - классические ролики с умиротворённой пандой и неожиданно громким чихом детёныша; бразильской дивой Бишей Мудой, с голосом не совсем соответствующим её внешности; харизматичным индийским мальчиком плотной комплекции, танцы которого не очень согласовываются с его возрастом.

Почему наши лица растягиваются в улыбки умиления при виде маленьких детей, щенков и котят, даже если они вовсе не падают и даже не делают ровным счётом ничего? Учёные считают, что взрослый человек эволюционно запрограммирован, чтобы находить младенцев милыми. Таким естественным образом природа позаботилась о том, чтобы мы не причиняли им вреда и ухаживали за ними. Также исследования показывают, что взрослых людей умиляют лица с большими глазами. Как известно, дети, котята и щенята имеют непропорционально большие глаза относительно головы. К третьему месяцу глаза младенцев достигают того же размера, что и глаза взрослого человека, и выглядят огромными, пока остальная часть лица не успела вырасти. Другие черты, которые почти всегда воспринимаются, как милые, включают в себя большую голову, маленький нос и рот. Именно эти приметы заставляют нас восторгаться всеми видео с детёнышами, как двуногих, так и четвероногих.

Одной из причин, по которой история, анекдот или ролик на YouTube кажутся нам смешными, является шокирующий момент, который непременно должен присутствовать в хорошей шутке. Шок может быть связан с насилием, пошлостью, грубостью или страхом. Отличный пример - крайне жестокий, но забавный анекдот: «Сколько детей нужно для того, чтобы покрасить стену в красный? Всего один, но вы должны бросать его изо всех сил». По этой же причине мы все не можем сдержать смех, смотря ролики, где людей чуть ли не до смерти пугают резиновыми динозаврами или клоунами с бутафорским молотом.

В книге Ha! The Science of When We Laugh and Why Скотта Уиммса описывается эксперимент, в рамках которого исследователь Ричард Вайзмен занимался поисками самой смешной шутки в мире. Он опросил около миллиона человек, которые рассказывали самые смешные, по их мнению шутки, и выставляли оценки другим. В итоге выяснилось, что наиболее грубые шутки (вроде той, про ребёнка, которая описана выше) имели как самые высокие оценки, так и самые низкие: то есть в то время, как одни находят их весьма забавными, другие ненавидят их. В качестве примера из интернет-мемов можно вспомнить бесконечный «премиум-контент» с танцующими бомжами, пьяными драками и матерными песнями. Все эти ролики «щекочут» наше подсознание и выдавливают из нас смешки.

Самую важную роль в механике юмора играет так называемый «удар открытия». Вайзмен пишет: «Я верю в то, что вкусы в юморе настолько сильно различаются, потому что ключ шутки кроется не в её построении или кульминационном моменте. Вместо этого всё дело в «ударе открытия» (kick of the discovery), когда человек думает одним образом и вдруг меняет свою точку зрения на противоположную. Этому процессу также способствуют шок и удивление».


Обложка книги Ha!: The Science of When We Laugh and Why

К сожалению, рассматривая любой психологический процесс, а тем более такой сложный, как юмор, сложно вывести строгую формулу. Ни один учёный не сможет научным методом выявить, смешное или нет то или иное видео/коуб/гиф - точный ответ пока кроется только в наших головах. Разные люди смеются над разными вещами, потому что у всех разный культурный бэкграунд, порог чувствительности к пошлости, грубости и оскорблениям. И всё это приводит к большой путанице, от чего жить становится только веселее.

Глупые шутки и анекдоты черного юмора, страшные истории - сегодня всем этим "добром" интернет просто завален. Кое-что из всего этого действительно забавно. Однако, часто бывает так, что анекдоты, в которых мы ищем юмор, действуют на нас совершенно наоборот - они отталкивают, угнетает и даже оскорбляют. Удивительно, но есть люди, которые все же считают их смешными. Почему так получается? Очевидно, что чтобы понять ответ, необходимо разобраться в природе юмора, его назначении, а также взаимосвязи с моралью и нравственностью, принятых в обществе, как норма.

Что такое юмор? Как он возникает?
Почему некоторые люди шутят грубо и неприятно? Их шутки глупы, а анекдоты пошлые?
Почему всегда есть люди, которых забавляет глупый юмор и черные анекдоты?
Как через юмор легко можно увидеть психологию человека, как рассказчика, так и слушателя?

Любой из нас знает, что юмор бывает разный. Бывает очень смешной, когда хохочешь и не можешь остановится. Бывает и не очень, когда кто-то говорит пошлость или грубость.

Очевидно, что юмор, его настрой и построение, связаны не только с создателем этого самого юмора, но и с нашим собственным восприятием и ощущением его. Вот почему юмор столь разнообразен во всех своих проявлениях - потому что сколько людей, столько и тем, которые можно обсмеять. И форматов - как это сделать.

Чтобы понять все разнообразие юмора, лучше всего отталкиваться от психологии человека, тогда легко понимаются и объясняются все виды юмора, даже самые отталкивающие и страшные. Проще всего сделать это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана , впервые определяющей психотипы человека через систему восьми векторов .

Для чего нужен юмор?

Изначально юмор имеет очень важную и нужное для человеческого общества предназначение. С помощью искреннего смеха снимается напряжение, происходит расслабление, мы меньше начинаем ощущать неприязнь, ненависть, злость, обида. Посмеявшись от души, нам становится легче жить и появляется благодушие. Именно отсюда и пошли все эти практики и тренинги, которые приглашают людей больше смеяться, чтобы продлить жизнь и укрепить здоровье. Однако их создатели совсем забыли народную мудрость: "смех без причины - признак дурачины". И действительно, просто смех, как сокращение мышц и звук хохота, не имеют значение - главное смысловое наполнение - то, что и вызывает в нас улыбку.

Обладателей орального вектора всегда считают душой компании, их любят все - жизнерадостные, всегда в приподнятом настроении, они постоянно болтают и балагурят. Но на самом деле причина нашей любви к ним в том, что они могут очень метко и легко сказать шутку, заставляющую нас даже в самом плохом увидеть смешное. К такому типу людей принадлежат Жванецкий, Хазанов - они не придумывают юмор специально, они просто такими формами думают и передают их обществу, чтобы снять напряжение.

Почему юмор бывает смешной и не смешной?

Но юмор оральника всегда, с давних времен - это всегда построение на пошлости: потому что единственное, что действительно смешно в этом мире - это сексуальное или высмеянное через сексуальное. Такой юмор часто называется нами черным, потому что он касается того, что вызывает в нас напряжение. Например, оральник будет шутить о смерти и похоронах, о войне и катаклизмах, чтобы снять ощущение трагедии, через смех снять стресс. Обратите внимание - такой юмор на самом деле всем очень смешон для большинства людей.

Однако есть исключения, это две категории людей - обладатели зрительного и звукового векторов в определенных состояниях. Звуковику в депрессии очень тяжело слышать матерное слово, оно для него - выражение особенной ненависти. Развитый зрительный человек никогда не будет смеяться над примитивным юмором, им нужна очень тонкая шутка, чтобы просто улыбнутся. Звуковики и зрительники часто сторонятся орального шута, а его шутки называют глупыми, анекдоты - не смешными.

В тоже время сами зрительники и звуковики могут создавать достойный юмор - это легкий стеб, тонкий снобизм, интеллектуальные шутки. В таком юморе нет пошлого начала и он привлекает к себе свою аудиторию - ведь если оральный юмор привлекает всех на свете, пусть и своей пошлостью, то этот юмор будет интересен только ограниченной аудитории.

Пошлые и глупые шутки, вызывающие отвращение

Как уже говорилось выше, очень часто шутки орального человека воспринимаются звуковыми и зрительными людьми отрицательно. Звуковику юмор мешает сосредоточиться. Зрительнику смехов ни о чем снимает чувственное напряжение и становится эмоционально опустошенным. Поэтому абсолютно закономерно отталкиваться от такого юмора и просто не слушать его.

Но есть юмор, который отталкивающий для всех, кроме очень узких категорий людей. Самые яркие из них - это люди с анальным вектором в состоянии фрустраций . Юмор таких людей всегда черный - грязный, построен на туалете и всех отвратительных подробностях этого. Их юмор призван опорочить, унизить, вымазать грязным. Он не интересен никому, кроме людей в таких же состояниях, которые в своих сообществах в интернете множат подобные черные анекдоты, от которых у любого здорового человека волосы встанут дыбом.

Другой тип людей, создающие неприятный и отталкивающий черный и глупый юмор - звуковики в определенных состояниях . Такие люди получают удовольствие от общего страдания. Они улыбаются, когда видят смерти, аварии, катаклизмах. Точно так же, как и в случае с анальными фрустрантами, такой юмор так же отвратителен для всех, кроме таких же горемык, как и они сами.

В связи с тем, что оральное слово - это вербальный инструмент для смеха в интернете его практически нет. Ведь глупый юмор, страшные и черные анекдоты тут принадлежат перу звуковиков и зрительников, часто с анальным вектором. Вот почему именно в интернете такая большая доля негатива и грязи. Тем более, что сделать это анонимно - проще простого, ведь никакого наказания, хотя бы в виде общественного порицания, не последует.