Сравнение грушницкого и печорина. Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.
Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.
Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:
«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Сейчас смотрят:



Людина - творіння не лише природи, а й суспільства, в якому живе. Отже, оточуюче середовище має великий вплив на формування характе­ру, поведінку і вчинки людей. Ольга Кобилянська у своїй повісті «Люди­на» майстерно схарактеризувала інтелігенцію середнього достатку глу­хого провінційного містечка. Перш за все, це родина головної героїні Олени. Батько, Епамінондас Ляуфер, був цісарсько-королівським лісовим радником, «мав велике поважання, великий вплив і великі доходи». А ще мав слабкість: «л

Образ Офелии - один из ярких примеров драматического мастерства Шекспира. Ее жизнь показана как бы пунктиром: прощание с Лаэртом, разговор с отцом, рассказ о безумии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой «мышеловки», сцена сумасшествия. Офелия предстает перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, в которого она влюблена. Воспитанная при дворе, героиня очень одинока. Она окружена людьми, которым нет до нее никакого дела. Девушка - лишь игрушка, орудие в ч

Повесть А.П.Платонова «Котлован» - философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но на деле все оказалось не так просто. Дорога в светлое будущее не покрыта красной дорожкой, а омыта кровью крестьян, а по обочинам этой дороги мрачнеют гробовы

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе. Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну. Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожи

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» – старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в

Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт. Каждого среднестатистического москвича терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника.

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется в соотнесении его с остальными персонажами, одним из которых является Грушницкий.

Юнкер Грушницкий – самовлюбленный тип, которого заботит только собственная личность. Печорин тоже привык «баловать свое самолюбие…», но это не мешает ему внимательно изучать окружающих его людей.

Григорий Печорин презирает высший свет с его ничтожными интересами и коварными интригами. Грушницкий же, напротив, мечтая попасть в светское общество, стремится завести знакомства с аристократами и овладеть общепринятыми манерами.

Печорин мучительно страдает от одиночества и отсутствия в его жизни благородных целей. Для Грушницкого разочарование – лишь дань моде и шанс «поинтересничать».

Юнкер не отличается особым умом. «Ты дурак!» - говорит ему драгунский капитан. В Григории Александровиче же мы видим живой и глубокий ум, который позволяет ему давать меткие характеристики окружающим и философски рассуждать о природе людей, дружбе, любви.

Грушницкий – человек трусоватый. «Трус!» - бросает ему капитан. Печорин рассудительно смел: прежде чем обезвредить убийцу Вулича, он продумывает свои действия.

Юнкер «Говорит…скоро и вычурно…». Главный герой немногословен: «…во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну…».

В острых моментах романа Грушницкий становится подлым и даже опасным. Отказ Мери толкает юнкера на откровенную низость: он становится источником слухов о ней. Накануне дуэли Грушницкий совершает новую подлость, выпуская пулю в безоружного человека. В натуре же Печорина отчетливо проявляются мужество и благородство. Главный герой не только «защитил… от клеветы» княжну Мери на дуэли, но и честно прервал романтическую связь с ней.

Между Печориным и Грушницким есть определенное сходство: оба дворянского происхождения, оба военные, оба весьма самолюбивы. При этом между молодыми людьми пролегает духовная, нравственная и социальная пропасть, превращающая их в непримиримых противников.

Сочинение 2

От того, как развиваются отношения между героями в том или ином произведении, зависит понимание, разрешение его конфликта, определение основной мысли.

Запоминающиеся события романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором участниками стали Печорин и Грушницкий, содержат полные характеристики людей того поколения, чьи образы автор раскрыл на страницах романа. Противопоставление героев, демонстрация их общих черт представлены для выявления недостатков, которые портят людей, приводят к нежелательным последствиям.

Молодость, образованность, начало военной карьеры - все, что можно пожелать любому уважающему себя, стремящемуся к блестящему будущему человеку. Именно это и есть у героев. Однако каждый из них по-разному использует представленные судьбой возможности.

Являясь главным героем романа, Печорин привлекает к себе внимание каждого члена общества, где бы ни появился. Грушницкий всеми силами добивается внимания к себе. Помимо того, что был "хорошо сложен", пускает в ход напыщенные речи.

Пытливость ума Печорина, наблюдательность делают его внутренний мир богаче, так как он отличается желанием и умением изучать людей, анализировать их поступки. Грушницкий "не знает людей и их слабых струн", ему не интересен процесс познания чужой души. Характерны лишь поверхностные суждения, набор красивых фраз. Заостряя внимание на себе, уверен в действии подобного способа на людей.

Полное равнодушие к окружающим, к любви, дружбе Печорина говорит об его усталости. Любопытство вызывает только то, что на время может украсить его свободное время, избавить от скуки. Соперник с радостью окунается в атмосферу веселья и любви.

Проводя в подсознании психологический эксперимент с людьми, находящимися рядом с ним, Печорин понимает, что зачастую вызывает у них обиду и озлобленность. Но не оставляет себя без критики, не щадит, открывая причины поступков. Грушницкий не способен найти в себе слабые и сильные стороны, так как его себялюбование и уверенность в достоинствах перекрывают рассудок. Он всегда пытается произвести впечатление внешностью или новым чином. Не видит причин для осуждения себя.

Остроумием наделен каждый из героев, но Грушницкий "никого не убьет одним словом". Замечания же Печорина порой оскорбительны, унижают адресата.

Вокруг главного героя романа всегда царит таинственность. Грушницкий искусственно пытается создать ее, однако он прост в любой обстановке, ничем не отличаясь от других.

Несмотря на бесконечные мыслительные процессы Печорина, бурю эмоций, он выступает как бесчувственный собеседник, у которого "на лице ничего не заметно". Холодность, расчет, скрытность являются внешним проявлением внутренней борьбы чувств. Каждая мысль Грушницкого имеет выражение на лице. Это и страдание, и нежность, и задумчивость.

На основании различий и сходства в характеристиках героев можно сделать вывод об ошибках людей поколения, которое хотел изобразить автор.

Вариант 3

М.Ю.Лермонтов поставил перед собой цель изобразить в романе «Герой нашего времени» все поколение. Одним из главных персонажей, который помог раскрыть образ Печорина, это Грушницкий. Именно он возник в романе «Княжна Мери».

В данном эпизоде здесь наиболее глубоко выявляется духовный мир персонажа. Момент, когда Печорин встречается с Грушницким, считается завязкой повести. Ведь именно тогда вся жизнь Печорина представляет собой опыт не только над собой, но и остальными людьми. Грушницкий же не выступает в роли изувера, с которым можно было бы вести борьбу, однако Печорин относится к нему презрительно. Почему же молодой юнкер так не нравится Печорину? Ведь это обычный юноша, мечтающий о любовных отношениях, почестях и эполетах офицера. Он обыкновенный молодой человек,стремящийся играть модную тенденцию среди молодого поколения героя, который разочарован в жизни и обречен на переживания. Может быть Грушницкий, таким образом, хочет показать, насколько представлен в этом обществе Печорин, и поэтому тот, так ненавидит юнкера. Но он настолько фальшив, а высокомерия и двуличности как раз Григорий и не выносит.

Печорин, обидевшись на Грушницкого, мстит ему, влюбляя в себя Мери, в которую влюблен его противник. Грушницкому же не понятны отношения Печорина к нему, а именно его игры против него, которая уже началась. Вначале он даже относится к Григорию снисходительно, так как он представляет его прозорливым и важным человеком. Однако, когда Мери пылает чувствами к нашему персонажу, то Грушницкий перед нами предстает мстительным и подлым.

Поступок, задуманный Печориным, становится трагическим. Когда он вызвал Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь Мери, он экспериментирует над юнкером, заставляя его выстрелить в себя, зная, что оружие находится в холостом состоянии. И тот, кто недавно хвалился своим великодушием, стреляет в безоружного человека. В данном случае проявились демонические силы натуры Печорина, а именно он делал зло с великим искусством. Григорий остается жить, но убивает при этом соперника.

В произведении образ Грушницкого выступает в роли кривого зеркала Печорина, оттеняя настоящие переживания эгоистичного человека и незаурядную натуру. Но в ситуации с Грушницким особенно сильно раскрывается всю опасность в философии индивидуализма. Автор же только глубоко проник во все уголки человеческой души, которая была без веры и проникнута полным разочарованием.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение описание картины Перова Тройка 4, 6 класс

    Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

  • Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева

    Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить

  1. Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан...
  2. Галерею образов “лишних людей”, начатую пушкинским Онегиным, продолжает Григорий Александрович Печорин - герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В его обра­зе автор рисует...
  3. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...

Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.

Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.

Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.

Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.

Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.

Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».