Кто художник поцелуй иуды в дрездене. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»: история написания и значение полотна


30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый. Набор рецептов прост - например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом - помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй - тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти.

А почему я? У меня ж ни опыта, ни денег…

Так ты искусством интересуешься давно и плотно, продуманной в деталях легендой и деньгами на представительские мы тебя обеспечим, не вопрос, а нужен нам человек средних лет, неоспоримо респектабельной наружности. Вид у тебя что надо, убедительно выглядишь, уж поверь моему опыту. И персона в нашем деле не засвеченная, никто не заподозрит.

Такая или примерно такая беседа состоялась у давнего моего приятеля, назовем его А. (Против публикации возражений не было, но конкретные имена обещала не называть. Не называю).

Как стать миллионером

Представления о том, как выглядит американский миллионер у каждого свои, но типаж, нечто вроде фоторобота, тем не менее, составить можно. Вальяжный, уверенный в себе, спокойствие в облике, во взгляде - непроницаемость, он не теряет самообладания ни при каких обстоятельствах, даже если сиюминутные хлопоты вовсе не радуют, словом, хозяин жизни даже в моменты сильных душевных потрясений.

Холодная война продолжается внутри Германии, немецкие художники западной части страны отрицают всё, что делается восточными коллегами. Франкфуртскому Stadel Museum в конце декабря прошлого года крупно повезло - супруги Барбара и Эдуард Боукамп передали в дар музею уникальную картину знаменитого мастера эпохи барокко Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем», датированную приблизительно 1621 годом.

Этим и другим, если у кого возникли, приметам А. соответствовал на все 100%. Я сама его когда-то американским миллионером дразнила, в хорошем смысле этого словосочетания, разумеется.

Теперь А. предстояло этим имиджем, природой данным, поработать, рискнуть ради общего дела и вжиться в образ американского миллионера-коллекционера, склонного к авантюрным приобретениям. Какой настоящий мужчина откажется?

На некоторое время А. выдали новое имя, в интернете продуманные сведения разместили, стал он владельцем офиса в крупном городе США (персонал четко откликался на телефонные звонки ищущих рынок сбыта злоумышленников, проверяющих достоверность информации в интернете), собирателем редких произведений искусства, все четко, комар носа не подточит.

Римские каникулы

В Риме А. целую неделю проходил искусствоведческий профинструктаж, чтобы подлинник Караваджо с подделкой не перепутать. Ну не воспроизводится копиистами цвет в точности такой же красный, как у Караваджо, ибо имеет он особенный компонент, секрет смеси утерян, нынче краску повторить практически невозможно.

Зато специальные лампы, при определенном освещении, наличие или отсутствие составной определяют мгновенно.

Добрые римляне пополнили снаряжение «миллионера, любителя живописи», исследовательскими очками и портативными лампочками к ним. Заодно рассказали, что в Италии рекордное количество музейных ограблений. И рекордная раскрываемость их.

У вас, мол, сколько в Украине шедевров старых мастеров? - спросили итальянские профессионалы.

Ну где-то около десяти» - ответил А.

Нет, у вас их восемь. Всего. А у нас много-много тысяч. Крадут около десяти в год. Пять-шесть находят, а то и все семь. Очень высокий процент получается. А в Украине одну не найдут - и уже стопроцентное поражение.

Чтобы поражение не было столь разгромным, украинские следопыты предусмотрели практически все, творческая мысль работала на славу.

Итак, для А. теперь подлинник Караваджо от подделки отличить - семечки, стал он ездить на шумные биеннале, ярмарки картин, знаменательные выставки, присутствовал на знаковых мероприятиях, приучал потенциальных продавцов к своей вальяжной персоне.

Для усиления сходства с богатым западным коллекционером, готовым пополнить коллекцию любой ценой, его снабдили подобающим автомобилем, подсадной секретаршей - сотрудницей спецслужб, костюмами Brioni, часами Breguet и кольцом со скромным бриллиантом тысяч этак за сто пятьдесят американских денег, представительский реквизит, останавливался путешествующий ценитель искусств исключительно в престижных отелях, предпочтительно в люксах. ( ему даже номер с личным лифтом достался, он мне ручку из «Steigenberger» показывал, у меня такая же есть.)

Преступники нервничали впрок

И в Амстердаме А. побывал неоднократно, картину поначалу туда переправили, потом - в Берлин. Сложная история создания у шедевра, у похищения шедевра - география дерганая.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой. Тем, что для России была литература, а для Германии - музыка и философия, для Франции стала живопись: главным зеркалом и мерилом национального духа. Метафорой общественного состояния, наконец. Находя и сравнивая равновеликие фигуры разных культур, ты наконец начинаешь понимать глубинные сходства и различия, впрочем подчас лежащие на поверхности. У французов в этом году 150-летний юбилей Моне, у нас - круглые даты, связанные с днём рождения Антона Чехова в Таганроге и предсмертным уходом из Ясной Поляны Льва Толстого. Бегство Льва Николаевича, случившееся сто лет назад, воспринимается нами как до сих пор продолжающаяся метафизическая драма, влияющая на судьбы людей.

Почему? Да скандал между грабителями случился, суть изложу вкратце.

Одесскую кражу заказал человек, назовем его Б. - российский искусствовед, переместившийся в Киев по случаю женитьбы на украинской красавице, она денег хотела, много.

Вот и придумал он план злодеяния, исполнителями грузинские воры-домушники стали. Те и вовсе неизвестно зачем в Киев переместились, испытывали там нужду и выбраться не могли из денежных затруднений. Искусствовед Б., от продажи украденного шедевра, сто тысяч пообещал.

Близкий родственник искусствоведа много лет назад в Амстердаме обосновался, странствия одесского «Поцелуя Иуды» стартовали. Но продать произведение искусства там и простому художнику нелегко, не то что шедевр старого мастера пристроить. Грузинские украинцы зароптали, картину в Германию вытребовали, там подельник у них германским гражданином числится, помочь обещал.

Картину с места на место перетаскивать - следствию помогать. Так и вышло. Б.-то парень крученый, о каждом шаге с гадалкой совещался. Она ему на кражу добро дала, перевозку в Амстердам разрешила, а о Берлине и слышать не хотела, не говоря уже о персоне нашего бравого резидента. В крик тут же пускается, глазами вращает, несчастья пророчит.

Но вышло так, что объединенными силами украинской секретной и германской криминальной полиции операцию успешно довели до конца. Отсекали других покупателей на корню.

Только на горизонте реальный «богатенький буратино» нарисуется - дают информацию в прессе, что картина уже найдена. Покупатель тут же миражом в пустыне делается, растворяется в воздухе, как и не было.

Один А., подсадная утка, верным клиентом оставался, ему и Караваджо продать решили. (После четырех изматывающих встреч, звук на чип аккуратненько писался, как в кино, видели? Вот так. Мне тут говорят:

А как же не заподозрили-то?

А невмоготу! Деньги нужны now! - как если ломка у наркомана, недосуг ему осторожность соблюдать. Нечто вроде «эх, была не была, кто не рискует, тот...» - и далее по тексту, вероятно).

Одно отклонение от голливудских сценариев: накануне покупки А. нешуточный приступ настиг, очнулся он на больничной койке. Похитители шедевра и в клинику щупальцами - интересовались, настоящая ли болезнь. Настоящая.

Миссия выполнима

Это в прошлом году происходило, напоминаю. В аккурат 22 июня немецкие доктора решили бедолагу А. оперировать. Тут он восстал, взбунтовался: «22-го июня немцам не дамся!»- заявил.

Предложил болезнь утихомирить на время, медикаменты применить. «А резать меня дома будут. Там я с докторами поговорить могу, да и знакомство личное успокаивает».

Долго рядили да спорили, представители продавца растеряны… совещаются… решились, наконец: картину вручат ассистенту “миллионера”, подсадной утке - секретарше, стало быть. Преступникам уже трубы горят деньги получить, они ведь с подпольным коллекционером на 30-ти миллионах сошлись! (страховая стоимость 100 миллионов, начинали торг с пятидесяти, двадцать миллионов А. без труда скостил, он это умеет).

Германская полиция поймала с поличным и на месте повязала многих. Но не всех. Искусствовед Б. до сих пор на свободе. Вполне возможно, опять недоброе замышляет.

Так что, оглядывайтесь по сторонам, будьте бдительны.

Преступник тоже не дремлет.



Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо - это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», - этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» - это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.

После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Образ «Св. Иеронима» (1606) - пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Натюрморт - книга, перо - показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо - «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.

На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо - один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна - автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.

То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.

«Усекновение» - это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову. Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника - это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

Библейские сюжеты: Поцелуй Иуды глазами художников

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства. Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса - плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства. История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла. Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине. Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья . Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера . На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса - страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться перед учителем.

В мадридском музее «Прадо» находится «Поцелуй Иуды», написанный представителем неаполитанской школы Джордано Лука . Предатель с отчаянием всматривается в лицо Иисуса. Но глаза сына божьего закрыты, голова повернута, рука тянется к сердцу.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды. Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении. Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.

После плача в Гефсиманском саду Иисус Христос спускается вниз с горы и в это время появляются стражники, а вместе с ними – Иуда Искариот. Он сказал стражникам: «Кого я поцелую, тот Иисус». Иуда поцеловал Иисуса, предав его, после чего Иисус Христос был арестован. За это Иуда получил 30 серебренников.

В русской культуре :

Прецедентная ситуация Предательство Иуды .

Иуда – символ предательства (Например : Ты настоящий Иуда, ты меня обманул и предал ).

Тридцать серебреников – атрибут ситуации (Почему ты решил перейти на сторону моих врагов? За 30 серебреников? Они тебе заплатили? ).

Повеситься на осине – атрибут ситуации (по преданию, Иуда после предательства Иисуса Христа повенсился на осине.

Поцелуй Иуды – Иуда предает Иисуса Христа стражникам, целуя его в щёку, чтобы они поняли, что это и есть Иисус Христос.

Апостол Петр, как и предсказывал Иисус Христос в Тайной вечере, также трижды еще до первых петухов отрёкся от Иисуса, сказал, что не знает его (А.П. Чехов в рассказе «Студент» сравнивает поступок своего героя-студента с поступком Петра, который раскаивается в том, что предал своего учителя) (Чехов «Студент»).

ИКОНА "Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды " Двусторонняя икона -таблетка Конец XV - начало XVI вв. 24 = 19.5 см Новгород.

Николай Ге. Совесть. Иуда. (1891 ).

Николай Ге. «Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление от Идеала».

М. Караваджо. Взятие Христа под стражу (целование Иуды)

около 1598, Дублин, Национальная галерея Ирландии

Христос на суде у Понтия Пилата («Се человек»).

Стражники арестовали Иисуса, которого боялись ветхозаветные священники и царь Иудеи Ирод, и привели его на суд к Понтию Пилату – римскому прокуратору (наместнику) в Иудее. Понтий Пилат долго разговаривал с Иисусом, а потом сказал, что Иисус ни в чем не виноват и хотел отпустить его. Но первосвященники подняли народ против Иисуса и стали требовать распять его на позорном деревянном кресте вместе с двумя разбойниками. Понтий Пилат сказал знаменитую фразу: «Не виновен я в крови этого праведника» и отправил его на распятие.

Николай Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат

Яркий солнечный свет освещает фигуру римского прокуратора в Иуде е По нтия Пила та. Пилат задаёт вопросы Иисусу. Христос, измученный пытками, стоит со связанными руками у стены – художник поднимает историческую тему бесправия народа перед властью. Колорит картины строится на контрасте темных и ярких пятен. Яркими красками выделена неприятная фигура судьи - Понтия Пилата, но все симпатии зрителей - на стороне страдающего, но не сломленного Иисуса. Художник подчеркивает все превосходство отверженной личности над властью (тема народ и власть, актуальная для конца 19 века).

Однако Библия описывает историю суда над Иисусом Христом иначе. Согласно Евангелию от Иоанна, именно Понтий Пилат на суде признал невиновность Иисуса Христа, назвав Его не самозванным царем иудейским и не человеком, считающим себя Богом, в чем Его обвиняли, а просто человеком. На суде Понтий Пилат произнёс знаменитую фразу: «Се человек » - «Это человек» («Вот человек» ), по латински - Ecce Homo. Именно с этими словамипрокуратор ИудеиПонтий Пилатпоказал народуИерусалимаИисуса Христа, слабого и избитого, одетого вбагряницуи увенчанноготерновым венцом(венцом страданий), желая возбудить сострадание толпы к нему.

В этот день Страстной пятницы Иисус Христос был распят.

В мировой живописи активно разрабатывается этот библейский сюжет, где важно было показать страдания Иисуса Христа как человека. В частности, в картине Караваджо, которая так и называется – «Се человек».

«Се человек», Караваджо , ок. 1605, Палаццо Россо , Генуя

Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленный после бичевания, в руках скипетр(здесь – палка из тростника), на плечах багряница -красная мантия(царские символы). В сцене присутствует Понтий Пилат, указывающий на Иисуса Христа и произносящий фразу «Се человек». Его руки сложены как крест, связаны веревкой. Выражение лица Христа для художников представляло проблему - они стремились передать его жалось к врагам (в Раннем Возрождении он мог плакать). Караваджо показывает Его смирение с судьбой, одиночество, страдание, но и твёрдость воли.

Караваджо Поцелуй Иуды . ок. 1602 холст, масло Национальная галерея Ирландии , Дублин , Ирландия (инв. L.14702 и 76.4 ) Изображения на Викискладе

«Поцелуй Иуды» - картина работы Караваджо , оригинал которой находится в Дублине , а повторение было предметом громкой кражи из музея Одессы .

Сюжет

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот , один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада .

История

Картина была создана художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса . Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив её.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста , одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали её как Хонтхорста в 1802 году Уильяму Гамильтону Нисбету , в шотландском доме которого она оставалась до 1921 года. Затем она была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала её в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства её мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920 году.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину галерее в бессрочную аренду .

Повторение в Одессе

Одесская картина после возвращения потребовала реставрации

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей).

Она была обнаружена в Берлине. 25 июля 2010 года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру . Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера» .

В 2012 году украинский музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации , в чьём ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж . Петербургский музей, располагающий собственным подлинником великого итальянца (знаменитый «Лютнист »), в 1954 году занимался реставрацией «Поцелуя Иуды» в мастерских Грабаря и подтвердил данное предположение. Вероятней всего, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, - Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его