Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра

Периодизация древнегреческой комедии: 1. староаттическая (древняя) комедия – 2 половина 5 в. до н.э. 2. среднеаттическая комедия – середина 4 в. до н.э. 3. новоаттическая комедия – конец 4 в. до н.э. – 3 и 2 в. до н.э. Черты древнегреческой комедии (по содержанию): носила общественно-политический характер; введение конкретных исторических персонажей в карикатурном виде; все комедии носят фантастический характер.

Развиваются формы примитивного народного театра, становятся популярна сицилийская комедия – бытовые сценки. Автор: Эпихарм. Сохранились отрывки из его «Одиссеи» и «Брисеиды». Комедия близка к сатировой драме, но в ней не было хора. Также распространяется сицилийский мим. Основан на подражании, преимущественно имел по 2 актера. Схема следующая: один актер зачитывает текст, другой его иллюстрирует. Фриахи – бытовые сценки, пародии на тему измен и воровства. Источник – вазопись. Еще один автор – Кратин, прославившийся злободневными насмешками в адрес политиков, до нас дошли фрагменты. История сохранила имя Эфполида – афинского поэта. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 - 486 гг. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства. «Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Построение на осмеянии. Характерны резкая критика современных событий, ярко выраженный политический характер, лица современников (реальных) в фарсовом виде, но сюжет чаще всего фантастический. Ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. Начинается с пролога; парод (вступительная песня хора, обозначающая действие в комедии в роли птиц, зверей); агон (борьба, спор, состязание, конфликт между главным героем и его соперником, заканчивающийся моральной победой героя, ибо это идейная основа); эписодии (отстаивание правды при помощи драки); эксод (заключительная песня хора). Парабаса – песнь хора, не имевшая значение. Монолог от автора! Первые комические поэты: сицилийские мимы Софрона и Ксенарха (5 в. до н.э.); Эпихарм (520-500 г. До н.э.) ввёл в комедию фабулу; Аристофан (450-390 г. До н.э.).

26. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий. Этапы творчества Аристофана: 1. 425-421 г. До н.э. – «Облака», «Мир». Совпадает с первой войной между Афинами и Спартой, отсюда – прославление Афин, надежды на союз. 2. 414-405 г. До н.э. – победа Спарты. «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата». Почти исчезают персональные нападки на политиков и военных, зато высмеивания философов и драматургов многочисленны; проблемы мира, литературы; большое количество пародий на трагедии и Еврипида. 3. 390-388 г. До н.э. – «Женщины в народном собрании». Переход от политики к бытовой тематике. Фантастический аспект. Основная тема – утопия, благополучное государство. «Плутас» - комедия перехода к средней комедии. Комедии Аристофана связаны с проблемами реальной жизни, но имеют фантасмагорические ситуации. Решение сюжета комическо-фантастическое. Оттого они кажутся призрачными и невероятными. Древнегреческая комедия связана с народным театром. Карикатура и буффонада обязательны – передаются через костюмы. Имеет место частое обращение к зрителям. Содержит элементы пародии, в этом схожа с трагедией больше, нежели с лириками. По Аристофану выделяют три типа пародии: 1. Фраза в устах трагического поэта; 2. Герой комедии выводится в ситуации, которая всем знакома по трагедии; 3. ? Задача трагических поэтов и драматургов, по словам Аристофана, - учить и наставлять на путь истинный афинскую молодежь. Древняя комедия в первую очередь – это взгляды и мнения самого автора. У Аристофана существует четкая популяризация города и деревни. Плохие персонажи относятся чаще всего к городу, добрые земледельцы-труженики – к деревне. Зачастую Аристофан обращается к эпохе марафонских героев, к эпосу греко-персидских войн. Старое и новое также было связано с проблемами софистики. Комедии Аристофана не направлены простив афинской демократии! Его критика носит исключительно личный характер. Неизменно звучит идея патриотизма. Многие из комедий Аристофана посвящены проблемам мира («Лисистрата», «Мир»). Он нередко высмеивает модных лирических поэтов. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов. Впервые поднимается вопрос о смысле творчества. Сам себя Аристофан называл очистителем и критиком. Средство воздействия: смесь серьёзности и шутки, высказывание правды. Идеализация – эпоха марафонских героев. Положительные идеалы – в деревнях. Все новые школы называл сборищем шарлатанов; отрицательно относился к городской культуре. Язык и стиль: Большое количество шуток и каламбуров, часть из них непристойного характера. Многочисленные пародии. Появление новых слов, терминов и искажение старых. Речь действующих лиц: многие чужеземцы (персы, скифы, восточные божества). Речь иноземцев – каверкание греческое речи, различные диалекты. Воспроизведение стилей трагедии, лирики, пародии на лирику (на дифирамбы в частности), на оракулов и юридическую терминологию, декламации софистов, публичные выступления и дебаты. Коверкание речи + выдумывание новых слов или скороговорок. Язык – образец аттической речи. В хоре – подражание животным. 27. Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта (комедия «Лягушки»). Еврипид и Аристофан. Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены главным образом в комедиях «Лягушки» и «Женщины на празднике Фесмофорий», где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила, и отдаёт предпочтение последнему. В религиозных взглядах весьма принципиален, но это не мешало ему выводить богов в смешном, даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества.

В «Лягушках» Еврипид изображён в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Эсхил – поэт высокой и героической морали, серьёзного, глубокого и стойкого патриота. Стихи трагиков взвешиваются на весах, стихи Эсхила оказываются солидными, вескими, а лёгкие стихи Еврипида подскакивают вверх. У Еврипида – личное, бытовое, у Эсхила – вечное. А цель трагического искусства – сделать его бессмертным + моральное воспитание. Борьба трагиков носит политический характер: здесь оправдывается прежний крепкий политический строй и осуждается современная, разбогатевшая, но весьма жалкая демократия. 28. Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля

Аристотель был родом из города Стагиры (384-322 гг. до н.э.), воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Автор около 1000 трудов, 47 из них дошли до нас полностью, многие сохранились фрагментарно. По Аристотелю, искусство есть способ познания мира. Аристотель делит искусства в зависимости от подражания: Подражание посредством звука (музыка, пение); Подражание красками и формой (живопись, скультура); Подражание ритмом (танец); Подражание словами и размером (литература). Задача поэта по Аристотелю: говорить о том, что могло бы случиться. В поэзии главным поэт признавал содержание. Ввел несколько понятий: Соразмерность. Внутреннее единство произведения, единство времени, места, действия («Царь Эдип» Софокла как идеальная иллюстрация этого); Целесообразность. Размер фабулы должен соответствовать сущности дела. Эпос – это не история с хронологией! (идеальный пример – Гомер, «Илиада»). Все связано внутренним единством. Трагедия должна состоять, согласно Аристотелю, из шести элементов: 1. Фабула; 2. Характеры; 3. Сценическая обстановка; 4. Мысли; 5. Текст; 6. Музыкальная композиция. Драма не должна содержать ничего того, что мешает ее цельности и стройности. Единство времени неизменно подчинено единству действия. Выступил против основных принципов идеалистической философии своего учителя: прежде всего, он отрицал наличие двух миров, мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир – материальный. Наряду с материалистическими принципами, ему не чужды идеалистические взгляды: он признаёт чистую форму без содержания. В своём трактате «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. Отталкивается от этического понимания красоты, и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Считал искусство творческим подражанием природе, что искусство помогает людям познать жизнь. По его мнению, задача поэта – «говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или необходимости». Считал, что поэзия философичнее и серьёзнее истории. Поэзия и выдвигается на первый план из всех видов искусств, а из форм поэзии выше всего ставится трагедия. Образцом трагического характера является образ Эдипа Софокла. Аристотель настаивал на единстве действия, требовал лишь изображения людей, благородных по образу мыслей, по поведению, а не происхождению. Проблема катарсиса: 1. этическая – очищение человека от пороков. 2. эстетическая – соединение музыкального ритма, гармонии достигается в человеке чувство страха или сострадания, понятие справедливости. 3. катарсис – высшая эмоциональная точка, как следствие сострадания происходящему. 4. религиозная.

29. Эстетические взгляды Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) был родом из Афин. Происходил из старинного аристократического рода. В молодости был драматургом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти занятия прекратились после встречи с Сократом. А его смерть так подействовала на Платона, что Сократ стал постоянным героем почти всех его сочинений. Возглавлял антидемократическую партию. Был учеником Сократа. После смерти последнего переехал в Мегару, оттуда – в Сиракузы. Основал в Афинах школу, «Академию». Платону предписывается около 43 произведений. Большая их часть написана в форме диалога. И количество персонажей, и объем сочинений различны. В хронологическом порядке учитывается связь с политическими тенденциями того времени. Группы: Самая ранняя группа, условно названа «Сократические диалоги». Небольшой объем, нечеткая философская доктрина, изложение учения Сократа и определение различных этических понятий. Примеры: диалог «Лисий», диалог «Малый Гиний» (категории правды и лжи) + диалог «Критон», сочинение «Апология Сократа» (относятся к процессу на Сократом и его смерти). Общее: диалог проходит в бытовой обстановке, реалистически выписаны типы персонажей, множество шуток и каламбуров, рефреном проходит одна и та же мысль; Вторая группа посвящена аристократическому идеалу государства и идеям. К ней относятся диалоги «Пир», «Федр», «Федон» и первая половина книг «Государство». Общее: диалоги о познании и об идее идеального государственного строя, диалоги между учеными мужами о душе (философское познание как рост крыльев души (образ Эроса)), об Эросе: связь с философами, это абсолютное новаторство автора! Новая форма диалога: более четкие мысли и идеи, более четкие понятия, более отвлеченный стиль диалога. Обоснование учения Платона об идеях (философские и этические категории). К этой группе относятся диалоги «Софист», «Фаэтет», «Политик». Общее: отсутствие бытового фона, все внимание сконцентрировано на философских понятиях. Новое изложение идей Платона. Проникновение идей Пифагора, от некоторых своих же Платон отказывается. Диалоги «Тимей», «Критий» + «Законы». Общее: это не что иное, как длинные пространственные монологи. Язык сухой и абстрактный. Учение об идеях и государстве связано и с литературной теорией. Платон делил людей на три группы: 1. Низшие (крестьяне, ремесленники); 2. Средние (воины, стражники); 3. Высшие (мудрецы, философы). Платоном было сформировано понятие «прекрасное». По его словам, оно не существует в реальном, зримом мире, но оно есть в мире идей. Узрит его только тот, кто возвысится до него. Прекрасное существует вечно, оно неизменно. Прекрасное само по себе и едино само с собой. Чтобы увидеть его, нужно познание и лицезрение. Вышеназванные категории полярны с творческим вдохновением! Последнее, по Платону, противоразумно. Перу поэта принадлежат крайне отрицательно суждения и творческой деятельности. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей. Материальный мир никак не может быть совершенным. Отсюда вытекает эстетика. Если материальный мир есть только отражение мира идеального, а художник и поэт в своих произведениях стремятся подражать окружающему миру, его мастерство ложное, является только бледной копией высших идей. Такого рода искусство не может существовать в идеальном обществе, а потому даже Гомер должен быть изгнан из стен города, которым управляют философы. Для Платона высшим воплощением красоты является соразмерный, гармоничный космос. Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены. Драма человеческой мысли, т.к. поиски истины не менее драматичны, чем события жизни. 30. Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота. Историография имеет два значения: История изучения некой проблемы; История описания некой проблемы. Истории архаических древних полисов Греции оказала влияние на развитие историографии. Малая Азия преимущественно была под влиянием ионийцев и дорийцев. Там, в их городах, возникает развитие мысли. В связи с путешествиями понадобилась письменность. Периплы - описания плаваний. Логосы - («слово», рассказ, греч.) более подробные описания. Логографы – те, кто писали логосы. Первым греческим автором, решившимся написать что-то вроде исторической хроники, был Геродот. Выходец из знатного рода, небедный человек, связанный отношениями со знатью. Значительную часть жизни провел в Афинах, путешествовал по городам, собирая материалы, под конец своих дней осел в Фуриях. Общался со многими афинскими жителями, знал множество семейных преданий. Геродот был политическим эмигрантом. Искал причины войны с Персией. Для этого и начал писать свой труд. Геродоту приходилось объяснять огромное количество вещей, доказывать различные факты. Впервые обратился к логосам и стал соединять их. Лигийский, египетский, вавилонский логосы включает историй в свое повествование – все вышеупомянутые связаны так или иначе с персами. Логосы позволяют использовать источники. Геродот то пользуется рассказами путешественников, то сам посещает описываемые места, разговаривая с местными жителями. Геродот верил в Богов. «Отцом истории» древние называли Геродота из Галикарнасса (484-426г. До н.э.). Жизнь и творчество проходили в годы после великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры. Геродот – горячий патриот Афин; много путешествовал в Средиземноморье, глубоко изучал Египет, Скифию. Труды Геродота разделены на девять книг, названных именами муз. Композиция «Истории» напоминает эпическую поэму в прозе. Как основная тема взята героическая борьба греков с персами; особенно сильно звучит в этой теме прогрессивная мысль о превосходстве греков – воинов-патриотов, прекрасно обученных гимнастике и военному делу, - над полчищами персов, гонимых бичами. Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями есть много легендарно-мифологических сказаний, идущих от древних историков. Много народных сказок-новелл придают истории литературно-художественную специфику. Вводится драматизм, если повествуется о знаменитых людях древности (Солон, Поликрат). При этом Геродот проводит основную идею – судьба и боги жестоко карают «гордого» человека, есть суровый закон о превратности жизни. Вторая книга «Истории» посвящена описанию того, что он видел и слышал во время своего путешествия по Египту. Он поражён мощью и красотой Нила. Богатейший материал о сооружениях египтян, о законах, обычаях, растениях и животных, о папирусах, даже о нравах. Жизнь племён и героев, полумифические сказания. В творчестве Геродота имелись характерные для эпохи рационалистические черты. Материал о жизни скифов дают главы третьей книги.

31. Греческая историография. «История» Фукидид – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей. Фукидид (460-396 гг. до н.э.) – историк после Геродота, пишет о современной ему войне со Спартой. Родился в Аттике, принадлежал к знатному и богатому роду. Принимал участие в Пелопонесской войне. Был избран стратегом, но вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, был обвинён в государственной измене и около двадцати лет провёл в изгнании. Он дориец по происхождению, жил в Афинах, но пытался писать на ионийском диалекте! Афины в то время – центр культуры, туда съехались философы, там ведется строительство. Фукидид – ученый-рационалист. Отказывается от проявления личного мнения. Писал до самого смертного одра. Искренний патриот афинской демократии, высоко ценил Перикла, прославлял культуру Афин. В политических взглядах и в его концепции исторического процесса сказывается эпоха Перикла с её высоким уровнем науки, искусства, и философии, эпоха рационалистической критики мифов и развития софистических школ. Фукидид стремился к систематической критической проверке источников и выяснению причинности, закономерности событий. Интересы его лежали в современности. Обзор предшествующих периодов служит у него целям анализа и показа особенностей современных ему событий Пелопонесской войны. Он осознавал важность соблюдения хронологии. Порицал древнюю летописную хронологическую систему, когда во главе каждого описываемого года помещали имя должностного лица, давшего имя году, и в основу своей истории кладёт лето и зиму, основные части солнечного года. Сам Фукидид так охарактеризовал свой творческий приём художественно построенных ораторских речей знаменитых деятелей Пелопонесской войны: «речи составлены у меня так, как по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел». 32. Исторические сочинения Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ксенофонт.

а) Биографические сведения.

Ксенофонт (около 430-350 гг. до н.э.) - историк и философ, живший в эпоху упадка Афин. Афинянин по рождению, лаконофил по политическим убеждениям, Ксенофонт широко известен своим "Анабасисом" - историей возвращения на родину из Персии 10 000 греков, наемников Кира Младшего.

Жизнь Ксенофонта - бурная, полная приключений. В юности он был учеником афинского философа Сократа, которому посвятил несколько лучших своих сочинений. В 401 г. Ксенофонт идет на службу сатрапу Малой Азии, Киру Младшему, задумавшему свергнуть с персидского престола своего старшего брата, Артаксеркса. Но эта сложная и смело построенная политическая авантюра закончилась трагически для заговорщиков: сам Кир Младший был убит, военачальники греков-наемников изменнически уничтожены.

Со страшными трудностями большая часть греков-наемников вернулась к берегам Понта Евксинского. Ксенофонт в дальнейшем выступал на стороне Спарты против Афин; его осуждали за измену родному городу, и он долгие годы жил в Спарте, в подаренном ему спартанцами имении в Скиллунте. Когда же афиняне соединились со Спартой для борьбы против Фив, Ксенофонт смог вернуться на родину, но вскоре умер, пережив своего сына, погибшего за Афины.

б) Идеальны и герой в сочинениях Ксенофонта.

Творчество Ксенофонта чрезвычайно разнообразно. Он - автор записок о Сократе ("Меморабилии"), первого авантюрно-исторического романа ("Анабасис"), первой романизированной биографии "Воспитание Кира" ("Киропедия"), "Истории Греции" начала IV в. до н.э. (после катастроф Пелопоннесской войны), многих философско-по-литических трактатов. Именно широта интересов Ксенофонта, сочетавшего в себе наблюдательность историка, философскую заостренность мысли и мастерство художника, дает возможность рассмотреть его идеал прекрасного и средства, какими рисуется им этот человек.

Ксенофонт развивает классическое понимание прекрасного, отождествляя его с полезным и жизненно целесообразным. Отсюда утверждение им единства красоты физической и духовной, то есть ка-локагатии.

Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого, не раз рисуется Ксенофонтом в его книгах. Это Кир Старший ("Киропедия"), Кир Младший ("Анабасис"), спартанский царь Агесилай ("Агесилай"). В качестве такого идеального героя выступает и сам Ксенофонт, всесторонне обрисовавший свою деятельность стратега наемных войск Кира Младшего ("Анабасис"). Авторское повествование от третьего лица, как бы исподволь и вполне незаинтересованно, с полным впечатлением объективности изображает Ксенофонта Афинянина, прибывшего к Киру в Сарды по приглашению своего друга Проксена и после вопрошания дельфийского оракула по совету Сократа.

Ксенофонт здесь - образец скромности, так что до III книги мы почти не встречаем его имени. Даже взяв на себя командование войском, он всегда помнит о том, что он младший по сравнению с Хирисофом, и уступает ему руководство (III, 2, 37). Он беспрекословно идет на самое опасное дело (III, 4, 42), ни разу не упоминает о превосходстве Афин, глубоко почитая воинов-спартанцев. Он лишен корыстолюбия и отказывается от богатых даров фракийца Севфа (VII, 6, 12). Чувство долга для него - прежде всего. Поэтому он не уезжает в Афины, пока сам не передаст войско спартанцу Фиброну (VII, 7, 57). Всегда добрый, он берет на себя вину своего друга (VI, 4, 14), приходит на помощь гибнущим от холода и снега солдатам (IV, 5, 7).

Благочестие никогда ему не изменяет, и он приносит жертвы Зевсу, Аполлону , Артемиде , Гераклу, Солнцу, богу реки (IV, 3, 17) и даже ветру (IV, 5); верит предзнаменованиям, снам и оракулам (IV, 3, 8; III, 1, 11; III, 1, 5). Это опытный стратег, с большим умением перешедший с войском через горы и реки среди враждебных чужеземцев (IV книга). Вместе с тем это и строгий начальник, для которого самое главное - порядок (III, 1, 38) и вдохновенное единство войска (VI, 3, 23).

Ксенофонт выступает также в роли искусного оратора, владеющего всеми видами речей. Он то призывает и воодушевляет солдат (III, 1, 15-26), то увещевает союзников (VII, 7, 8-48), то защищается от обвинения врагов (V, 7, 6-34), причем действует всегда с безупречной логикой доказательства. В результате одной такой речи фракиец Севф, пытавшийся лишить воинов условленной платы, выдал им 1 талант денег, 600 быков, 400 овец, 120 рабов и заложников.

Можно сказать на основании "Анабасиса", что Ксенофонт является в нем тем героем, которого он сам любил и в Кире Старшем, и в Кире Младшем, и в царе Агесилае. Если в "Киропедии" Ксенофонт создал идеал государя, то в "Анабасисе" он вылепил тип идеального вождя. Портрет военной калокагатии рисуется в "Анабасисе" с классической ясностью и определенностью.

в) "Прекрасное" и "хорошее" в эстетике Ксенофонта.

Гармоническое сочетание физического и внутреннего совершенства пронизывает все вообще отношения Ксенофонта к прекрасному, которым полна окружающая человека действительность.

Ксенофонта привлекают прекрасные вещи, сделанные руками человека, то есть те, на которых проявляются его вкус, мастерство, художественные возможности. Ксенофонт любуется золотыми кубками, чашами, оружием, драгоценностями, одеждой ("Анабасис", VI, 4, 1-9; "Киропедия", V, 2, 7). В "Анабасисе", изображая свое имение, храм вблизи него, окружающий пейзаж (луга, лесистые горы, фруктовые сады), Ксенофонт выступает одновременно в роли художника и в роли искусного хозяина. Он любит все живое, проворное, гибкое, красивое и отлично выполняющее свою роль, свое предназначение. Замечательны, например, описания собак, "крепких на вид", "соразмерных", "легких", с "веселым взглядом", "веселым нравом", "привлекательных для созерцания" ("Кинегетик"), и лошадей ("О верховой езде"). Ксенофонт с упоением рисует красочные шествия, празднества в сиянии золота оружия и пурпура одежд ("Киропедия", VIII, 3, 9-16).

Таким образом, чувственно-наглядная и созерцательно-целесообразная красота выдвигается здесь на первый план.

Для Ксенофонта важна также идея жизненного порядка. "На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок",- пишет он ("Экономик", VIII, 3). Порядок - не только нечто полезное и приятное, не только радостное зрелище. Он - предмет восторга. Исхомах, герой "Экономика", рассказывает Сократу о "превосходном и в высшей степени образцовом порядке" на корабле (VIII, 11-16). С восхищением рисует он порядок в домашней обстановке, где все имеет свое место и красивый вид: плащи, покрывала, медная посуда, скатерти, кухонные горшки. "Все предметы уже, может быть, оттого кажутся красивее, что они поставлены в порядок" (VIII, 19-20). Здесь, как видим, космический разум и гармония природы досокра-товского идеала заменены чисто человеческим порядком жизни. Можно сказать, что в эстетике досократовского периода "порядок" и "строй" есть природное строение вещей, в то время как у классического Ксенофонта они устанавливаются человеком и сознательно проводятся им в жизнь.

Важно также и то, что все "хорошее", "доброе", "благое" у Ксенофонта часто имеет совсем не моральный смысл, а тот, в котором больше всего проявляется красота человека, в его "добродетели" часто больше эстетических мотивов, чем этических.

По Ксенофонту, "прекрасны те люди, трудами которых изгоняются из души и из тела безобразное и хамское и растет тяга к добродетели" ("Кинегетик", XII, 9). Даже охота "учит планомерному труду и рождает прекрасные знания", а значит, великую добродетель (там же, XII, 18). Люди делают дурное потому, что не видят "тела добродетели" (там же, XII, 19-22). Лучше, чем Ксенофонт, трудно выразить классическое отношение к красоте. Красота - это тело добродетели, то есть осуществленная физическая добродетель. Отсюда и развиваемая Ксенофонтом идея полезности красоты и любви ("Пир", VIII, 37-39), так как граждане видят, что человек в любви стремится к добродетели, а эта добродетель приобретает "все больший блеск славы" (там же, VIII, 43).

Красота и соответствующая ей любовь имеют огромное объективное значение. Красота - начало дружбы, людского единения и общечеловеческой добродетели (там же, VIII, 26-27). Поэтому для Ксенофонта главную ценность представляет "любовь к душе, к дружбе, к благородным подвигам" (там же, VIII, 9-10).

Мы видим, таким образом, что Ксенофонт, этот воин, философ, историк и писатель, явился одним из выразителей характерного для классической Греции понимания идеального и прекрасного в объективной действительности, во всех сферах самой, казалось бы, обычной жизни, исполненной порядка, стройности, гармонии и пользы.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос -поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельсьву Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т.е. «песнь козлов»". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно - политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений -- все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии -- вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан!

Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом -- ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э.

Античная комедия

1. Античная комедия: понятие, история, особенности

Термин «комедия» восходит к древнегреческому слову comoidia, буквально обозначающая «песню комоса», т.е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы.

Другим ее источником послужила элементарная и столь же древняя форма народного балагана - шуточная сценка, в которой глупый богач, плут, вор пытается обмануть, ущемить интересы основного героя, но всегда терпит поражение, и с позором покидает эстраду, сопровождаемый ударами палки и дружным хором зрителей.

Одним из наиболее примечательных признаков строения древней аттической комедии является активная роль хора, носителя основной публицистической идеи пьесы, хотя и облачено часто в причудливые костюмы птиц, зверей, облаков и т.п. Участие хора создавало специальную композиционную структуру древней комедии, отражающую основные черты и происхождения из хорового (обличительного) и диалогического (балаганно-фарсового) элементов.

Аристофан - единственный представитель древней комедии, пьесы которого дошли до нас (а именно 11 пьес, написал же он более 40 пьес). Расцвет его творчества совпадает со временем Пелопоннесской войны. Ее тяготы легли тяжелейшим бременем на народ Аттики, который разорялся. Поэтому тема осуждения войны с силой зазвучала в творчестве Аристофана (комедия «Мир», «Ахарняне», «Лисистрата») Кун Н. Мифы и легенды древней Греции. Под редакцией Е.Родиной. - М.: Олма-МедияГрупп, 2011, С.52.. Аристофан сыграл значительную роль в развитии сатиры, заложив её основные приемы, широко используя гротеск, карикатуру, фантастику.

Комедия Аристофана, этого «ярко выраженного тенденциозного поэта» и сейчас поражает бесстрашием своей сатиры.

Менандр написал более 199 комедий, но по свидетельству древних авторов одержал победу на драматических состязаниях только 8 раз. Менандр практически единственный представитель новой аттической комедии, произведения которого дошли до нас. Он приобрел славу великого драматурга своим великолепным владением искусством психологической характеристики, позволяющим ему создавать индивидуализированные человеческие характеры, предавая традиционным маскам подлинно человеческие черты, разнообразить и углубить условные типажи театра масок Корнель Пьер. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения. Перевод Н. П. Козловой // Пьер Корнель. Пьесы. - М.: БЕК, 2010, С.41..

Менандр пользовался в Античности огромной потребностью, очень широко были распространены сборники его изречений, известные и в Древней Руси.

Комедия Менандра оказала большое влияние на последующее развитие мировой драматургии.

Теренций (195-159 гг. до н.э.) создал 6 комедий, и все они дошли до нас. Дошли и краткие указания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и их исполнителях.

Первая комедия Теренция - «Андриянка» была поставлена в 166г., вторая - «Свекровь» ставилась впервые в 165 г., но представление было сорвано, т.к. зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов и канатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители после первого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. ему все же удалось поставить комедию «Свекровь» Там же, С.43..

Третья комедия Теренция - «Самоистязатель» поставлена в 163 г., четвертая «Евнух» - в 161 г., пятая - «Формион» - тоже в 161 г. и шестая комедия - «Братья» - в 160 г.

Теренций ставит в своих пьесах вопросы семьи, быта, воспитания, пропагандирует идеи гуманности, уважения к женщине. Характерные конфликты в комедиях Теренция - это конфликты между отцами и детьми, между мужем и женой.

У Теренция герои говорят изящным литературным языком. В их речи нет грубых просторечивых выражений, почти нет архаизмов, но в ней и той сочности, которая характерна для языка плавтовских персонажей.

Высоко ценили Теренция в XVIII в. Теоретики так называемой «слезливой комедии», они считали его своего рода зачинателем этого жанра.

Плавт - виднейший римский комедиограф (середина III в. - 184 г. до н.э.). О его жизни нет достоверных сведений. Плавту приписывают около 130 комедий, но в 1 в. До н.э. известный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас. Наиболее популярны из них «Клад» (или «Горшок»), «Куркулион» (или «Проделки парасита»), «Менехмы» (или «Близнецы»), «Хвастливый воин», «Псевдол» (или «Раб-обманщик»), «Пленники» и «Амфитрион» Корнель Пьер. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения. Перевод Н. П. Козловой // Пьер Корнель. Пьесы. - М.: БЕК, 2010, С.49..

Плавт любил изображать ловких, умных, энергичных рабов, которые обычно выручают своих далеко не умных и пассивных господ. Комедии Плавта были очень популярны в плебейских массах, захватывали остроумием, динамичностью, необычайной сочностью языка.

Античная культура как основа европейской цивилизации

Особая роль в истории культуры отводится античной (греко - римской) культуре. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира...

Иконография Иисуса Христа

древнерусский христианский иконопись иисус Иконография (от греч. eikon -- изображение, образ и...графия) - это строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен в изобразительном искусстве.Языкова И.К...

Истоки театрального искусства эпохи античности

Переходя к следующему виду драмы, следует сказать, что комедия возникла как и трагедия из тех же празднеств в честь Диониса. Истоки её происхождения берут начало в вышеуказанных фаллических песнопениях. Молодые люди, часто странно ряженые...

Ментальные характеристики культуры

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом...

Музыкально-театральные жанры

Комедия (др. - греч. кщм-?дЯб, от к?мпт - "праздник в честь Диониса" + ?пйдЮ/?дЮ, ?дЬ - "песня") - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы...

Образы девушек в комедиях Менандра

Новоаттическая комедия была рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в. до н.э. в истории Греции - время бесконечных войн между наследниками Александра и их сыновьями...

Организация досуговой деятельности молодежи

Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы...

Особенности управления в центральной районной библиотеке (и системе соответственно)

На современном этапе в связи с реформированием библиотечного дела встала проблема переоценки как содержания работы библиотек, так и управление ими. Но, к сожалению...

Современное искусство фотографии

Фотография (фр. photographie от др.-греч...

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община...

Творческий путь Никиты Михалкова

До «Родни» неё на счету режиссера Михалкова было пять полнометражных картин разных жанров: детективный вестерн, две мелодрамы, драма по пьесе A.П.Чехова и экранизация романа Гончарова. Но ни одного фильма на современном материале...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

Слово «Импрессионизм» образовано от французского «impression»-впечатление. Это направление живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега...

Феномен провинциального коллекционирования на рубеже XX-XXI веков

Фильм "Завтрак у Тиффани" в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности

Выше я привела примеры из современной индустрии, в которых в той или иной мере прослеживаются мотивы «Завтрака у Тиффани». Что же касается жанра фильма, то сайт kinopoisk.ru определяет его как «драма, мелодрама, комедия». Американский сайт imdb.com - «comedy...

Экранизации популярных сказок зарубежных писателей

Литературная сказка имеет не очень долгую, но насыщенными фактами историю. Временем зарождения жанра с некоторыми оговорками можно считать XVII в., когда вышел в свет знаменитый сборник Шарля Перро «Истории или сказки былых времен с поучениями...

Древнегреческая комедия была популярной и влиятельной формой театра, исполненной по древней Греции с 6-го века до нашей эры. Самыми известными драматургами жанра были Аристофан и Менандр, их произведения и те, что были у их современников, вызывают умиротворения у политиков, философов и других художников. В дополнение к поддержанию их комического прикосновения пьесы также дают косвенное, но бесценное понимание греческого общества в целом и дают подробную информацию о работе политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и ведения войны в эллинистическом мире. Уникально, пьесы также показывают нам что-то от личности аудитории и показывают, что щекотало чувство юмора у греков. Наконец, греческая комедия и ее непосредственная предшественница греческой трагедии вместе образуют основу, на которой основывается весь современный театр.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОМЕДИЙНЫХ ИГР
Точное происхождение греческих комедийных пьес теряется в тумане предыстории, но деятельность людей, одевающихся и подражая другим, должна обязательно пройти долгий путь перед письменными записями. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшение в VI веке до нашей эры часто представляло актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенные костюмы. Другим ранним источником комедии являются стихи Архилоха (VII в. До н. Э.) И Гиппонакс (VI в. До н. Э.), Которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, процитированное как таковое Аристотелем, заключается в фаллических песнях, которые исполнялись во время Дионисийских фестивалей.

COMEDY PLAY
Несмотря на нововведения, комедийная пьеса следовала традиционной структуре. Первая часть - это парадокс, в который вошли хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песен и танцев. Одетые, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно от гигантских пчел с огромными жалом к ​​рыцарям, ездящим на другого человека в подражание лошади или даже разнообразной кухонной утвари. Во многих случаях пьеса была фактически названа в честь хора, например, «Оси» Аристофана.

Второй этап шоу - это агония, которая часто была остроумным устным конкурсом или дебатами между главными актерами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые могли включать в себя некоторые импровизации (если ссылки на конкретных членов аудитории воспринимаются как лица, фактически присутствующие в театре). Третьей частью пьесы был парабазис, когда хор говорил напрямую с аудиторией и даже прямо говорил поэт. Финал финальной передачи комедийной пьесы был экзофосом, когда Хор передал еще одну зажигательную песню и танцевальную рутину.

Все исполнители были мужскими профессиональными актерами, певцами и танцорами, и им помогали в своем стремлении представить огромное количество человеческих и нечеловеческих персонажей замечательными костюмами и высоко украшенными масками для лица. Главные действующие лица - один главный герой (который принимал львиную долю в центре внимания) и два других актера, исполняли все выступающие части. Иногда допускался четвертый актер, но только если он не был инструментом для сюжета. Эти ограничения заключались в обеспечении равенства в конкуренции и удержании расходов государству, которое финансировало профессиональных участников. Хор, костюмы, музыканты и время репетиции были профинансированы назначенным частным гражданином, khorēgos, роль которого несли большой престиж.

Из-за ограниченного количества участников тогда каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, которые включали быструю смену костюма и использование узнаваемых персональных масок, таких как для рабов или богов, таких как Геркулес и Гермес. Кроме того, некоторые маски, возможно, были украшены, чтобы изобразить в карикатуре некоторые современные фигуры, которые поэт хотел высмеять. Маски, однако, лишали актера использования выражений лица, и поэтому использование голоса и жеста стало чрезвычайно важным. Костюмы были еще одной важной визуальной частью спектакля, а самые распространенные были дополнены колготками и короткой туники, в которой был обнаружен ложный и преувеличенный фаллос (связанный с ритуалом Диониса) - деталь, хорошо видна на многих комических сценах, представленных на греческой керамике.

Пьесы проводились в театре под открытым небом (театрон), таком как Дионисос в Афинах и, казалось бы, открытый для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается). Наличие театров в городах по всему греческому миру и находки масок терракотовых театров также предполагают, что комедии (и, конечно же, трагедии) были широко выполнены. Полукруг сидений создавал центральную область, известную как оркестр, и именно здесь исполнялся хор. Основные артисты выступали на поднятой сцене с фоном, предоставленным skne - двухэтажной структурой, которая также предоставляла различные входные точки для актеров и предоставляла средства для изменения костюма, незаметного зрителям. Было какое-то движение между этими областями, поскольку Хор мог иногда подниматься на сцену, и актеры могли также войти в оркестр через общественные входы или пароходы по обе стороны театра.

КОМЕДИЯ В КОНКУРСЕ
В V веке до н.э., на крупных религиозных фестивалях, таких как Городская Дионисия и Ленае, комедии были проведены в конкурсе в течение трех дней. Первые пять и более поздние три комедии были введены для участия в конкурсе, комическая игра была исполнена в конце дня после трагедии и сатиры. Пьесы оценивались группой из десяти судей, выбранных по жребию, и они голосовали, помещая гальку в урну. Пять урнов были выбраны случайным образом, чтобы решить окончательного победителя.

СТАРЫЙ КОМЕДИЙ

О, боже, с внезапным ударом,
Преобразуйте меня в облачко дыма!
Как слова политиков, я встал
В газообразном паре на небо.
(50, первый акт, первая сцена, осы Аристофаном)

Старая комедия относится к пьесам, написанным в V веке до нашей эры. Самая ранняя сохранившаяся полная игра - арахнисты Аристофана, впервые исполненные в 425 году до нашей эры, а цитаты из сохранившихся фрагментов ранних пьес могут быть датированы не ранее, чем в. 450 г. до н.

Сюжет комедий обычно растягивает реальность с точки зрения времени и места, прыгая с невероятных географических расстояний и быстро меняющихся сцен. Фантастические элементы, такие как гигантские существа и невероятные маскировки, смешиваются со ссылками на аудиторию, которая обеспечивает катание на роликах сатиры, пародии, каламбуров, преувеличения, красочного языка и грубых шуток. Действительно, поскольку пьесы были популярными развлечениями, они показывают некоторые из популярных языков, используемых греками, язык, который обычно не встречается в более серьезных письменных материалах. Любой общественный деятель был честной игрой, и даже мифология и религия можно было высмеять. Однако, несмотря на эту высокую степень свободы слова, некоторые аспекты религии, такие как Мистерии и высшие боги, такие как Зевс и Афина, по-видимому, были недоступны для комического поэта.

НОВАЯ КОМЕДИЯ
Когда-то в конце 4-го века до нашей эры появился новый стиль греческой комедии, хотя переход от старой комедии, возможно, был более постепенным, чем предполагаемые пьесы, и некоторые ученые предлагают промежуточную стадию под названием «Средняя комедия». Конечно, последние две пьесы Аристофана отличаются по стилю по сравнению с его другими пьесами и обеспечивают переход к более новому стилю презентации. Эта новая комедия больше фокусировалась на сюжете пьесы и часто использовала повторяющихся персонажей, таких как повара, солдаты, сутенеры и хитроумный раб. Припев становится менее важным для сюжета (только для музыкальных интерлюдий между действиями), и пьесы, похоже, оседают по установленной пятиактной структуре. Другое отличие состоит в том, что, похоже, меньше личных атак (или это только впечатление, полученное из-за наличия слишком небольшого количества источников для сравнения?), Которые могут быть вызваны законодательством, специально предназначенным для пресечения этой практики. Тема «Новая комедия» также отличалась и была больше связана с вымышленными обычными людьми и их отношениями с семьей, другими классами и иностранцами.

ПИСАТЕЛИ КОМЕДИИ

[О современных поэтах]
Уверяю вас, мелкие мальчики и щеберы, как много ласточек. Позор их искусства. Если когда-либо им дается хор, то что их предложение в святилище Трагедии? Один петух задней ноги, и они разозлились. Вы никогда не слышите о них снова.
(159, первый акт, первая сцена, лягушки Аристофана)

Гигант греческой комедии - Аристофан. Немного известно наверняка о нем, но из дат его пьес мы можем предположить, что он жил с 460 до 380 г. до н. Э. И был из Афин. Одиннадцать его пьес выдержали полный, и это единственные сохранившиеся примеры жанра старой комедии. Некоторые из них (в частности, Аристотель) довольно грубы, пьесы, тем не менее, показывают острое остроумие Аристофана, и они часто комментируют несоответствия и смешные аспекты общества и общественных деятелей. Политик Клеон, философ Сократ и драматург трагедии Еврипид были тремя фигурами, наиболее часто встречающимися в комиксах Аристофана.

Другие важные драматурги старой комедии включают Cratinus (чьи работы включают Cheimazomenae 426 BCE, Satyrs 424 BCE и Pytine 423 BCE) и Eupolis (Numeniae 425 BCE, Maricas 421 BCE, Flatterers 421 BCE и Autolycus 420 BCE), оба из которых были многочисленными победителями в самые престижные фестивали.

Мы знаем гораздо больше о писателях новой комедии, многие из которых были плодовитыми и иногда писали более 300 пьес. Наиболее важные поэты включают Филемона (приблизительно 368/60 - 267/3 до н.э.), автора 97 комедий, Дифилуса, который написал около 100 пьес, и Филиппидов. Тем не менее, писатель этого жанра, чья работа сохранилась дольше всего, - Менандер (примерно 342-291 г. до н. Э.). Филимон на самом деле выиграл больше побед на фестивалях, чем Менандер, но именно последние стали считать великим поэтом Новой комедии. Он написал около 100 пьес, и многие выжили до 7-го века н.э., когда, к сожалению, они потерялись для потомков. Dyskolos (первоначально выполненный в 316 году до нашей эры) является самой полной выживающей игрой, и значительная часть из шести других пьес также выживает.

Популярность Менандера подтверждается более чем 900 цитатами, сохранившимися во вторичных источниках, и его работы часто адаптировались более поздними латинскими драматургами. Известный своими образными ситуациями, быстрым диалогом, напряжением и вниманием к частным домашним драмам, он часто включал романтичное лидерство, как правило, молодого одинокого мужчину (в отличие от героев Аристофана, которые обычно среднего возраста и женаты). Кроме того, комедия Менанда часто намекала на то значение, которое автор дал терпимости и пониманию в наших социальных отношениях.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОМЕДИИ
Греческая комедия по-прежнему будет популярна через эллинистические и римские времена, когда многие классические пьесы снова и снова повторяются. Латинские комедии были написаны наиболее знаменито Plautus & Terence, и жанр был разнообразен в различные другие формы комического театра, такие как пантомима и тогата.

Комедия античная это посвященная Дионису культовая драма, исполнявшаяся хором и актерами. Все виды античной комедии (народной и литературной) имели стихотворную форму и исполнялись в сопровождении музыки; актеры и хоревггы носили маски. Существовали две исторически и типологически независимые формы литературной комедии : сицилийская и аттическая. Характер аттической комедии значительно менялся с течением времени, поэтому уже в древности различались три последовательные стадии: древняя, средняя и новая аттическая комедия. Народная южноиталийская комедия развивалась под преимущественным влиянием литературной аттической. Римская комедия создавалась и развивалась по образцу исключительно новой аттической комедии. От разных видов комедии в строгом смысле следует отличать другие драматические жанры, которые были «комическими» по своему духу, но не считались в Греции комедией, поскольку генетически не были связаны со строго определенными формами культа Диониса. К ним относятся сатировская драма (разновидность трагедии) и разнообразные, лишенные жанрового единства, малые диалогические формы, которые назывались мимами. Только в Риме, где греческие культовые и театральные формальности потеряли свой смысл, латинский мим стали рассматривать как разновидность комедии.

Сицилийская комедия

Сицилийская комедия известна уже в развитой форме по творчеству поэта Эпихарма (около 550-460 до н.э.) из Сиракуз. Сохранились фрагменты 40 его комедий, которые показывают, что первоначальной и главной темой сицилийской комедии было травестийное изображения мифов («Свадьба Гебы», «Пирра и Прометей», «Филоктет» и др.). Однако, как указывает Аристотель («Поэтика», V), Эпихарм и (практически нам неизвестный) Формий начали использовать «вымышленные», т.е. не мифологические сюжеты. Пример разработки чисто бытовой темы дает изображение парасита в пространном отрывке из комедии «Надежда, или Богатство», но и здесь, судя по названию, могли участвовать божества-персонификации. В некоторых фрагментах затрагиваются философские вопросы. Комедии Эпихарма написаны на дорийском диалекте ямбом.

Древняя аттическая комедия

С 487 года до н.э. в Афинах начинаются официальные состязания комических хоров. Первым известным по имени поэтом комедии был Хионид. Древняя комедия известна по творчеству самого позднего своего представителя, Аристофана, от которого сохранилось 11 комедий, поставленных в 425-388 до н.э. От других поэтов 5 век до н.э. (Кратин, Кратет, Евполид) дошли фрагменты. Древняя комедия открывается прологом, который, как и в развитой классической трагедии, перерастает в развернутую диалогическую сцену; далее следует парод, т.е. песнь, сопровождающая выход хора на орхестру. За пародом начинается агон, состязание двух главных персонажей; центральную часть комедии занимает парабаза, пространное выступление хора (исполняя парабазу, хоревты снимали маски). Парабазу окружает ряд слабо связанных небольших сцен, представляемых актерами, завершает комедию эксод, песнь, сопровождающая уход хора с орхестры. Парабаза представляет собой сложную мелическую композицию, построенную в основном по антистрофическому принципу; она не связана прямо с фабулой комедии и содержит посвященные разным злободневным вопросам декларации автора. Последовательно развивающийся сюжет не был важен для древней комедии. Согласно Аристотелю («Поэтика», V), связный комический «миф» (т.е. фабула) был впервые введен Кратетом (после 450 до н.э.) по примеру сицилийской комедии. Содержание комедии во многом определялось ее культовым происхождением: сцены обжорства, драки, эротические шутки, свойственные обрядам, связанным с культом плодородия, были обязательны вместе с бранью (инвективой), направленной против конкретных лиц. Начиная с «Поэтики» Аристотеля, эта личная брань рассматривалась, как необходимый элемент древней комедии. Часто изображались боги или традиционные, или божества-персонификации. Известны комедии, фабула которых была чисто мифологической, например: «Дионисоалександр» Кратина (после 430 до н.э.), в которой представлялся миф о суде Париса; мифологическими (хотя и вне традиционной мифологии) являются комедии «Мир» (421 до н.э.) и «Птицы» (414 до н.э.) Аристофана. Для древней комедии характерна аллегорическая (преимущественно политическая) трактовка мифов, что указывает на ее важную идеологическую роль в обществе, сознание которого опиралось еще в основном на мифологию. Комедии на «вымышленные» сюжеты были политическими памфлетами, а не бытовыми драмами, однако жертвами комедиографов становились не только политики, но и философы («Облака» Аристофана, 423 до н.э.), музыканты и поэты: нападки на трагиков и на соперников-комиков часто встречаются у Аристофана. Излюбленным мотивом была пародия на трагедию. Таким образом, комедия стала одной из первых форм литературно-художественной критики. Персонажи древней комедии карикатурны, если это реальные лица, то их характеры сужены и сведены к одной черте, выбранной поэтом для насмешки; этические проблемы в целом комедиографов не интересуют. Как и для других жанров греческой поэзии, для комедии были разработаны свои метрические правила. Основные диалогические размеры греческой драмы - ямбический триметр и трохеический тетраметр-трактуются в комедии во многом иначе, чем в трагедии, своеобразна и метрическая разработка хоровых партий; язык комедии был близок к разговорному. Комический хор состоял из 24 человек, число актеров могло доходить до пяти. Маски древней комедии были гротескны и безобразны, маски реальных лиц имели портретное сходство.

Средняя аттическая комедия

Средняя аттическая комедия условно датируется 404-336 до н.э. , представлена именами Платонакомика, Антифана, Аристофонта, Алексида; сохранность текстов очень плохая, но представление об этом периоде можно составить по поздним драмам Аристофана-«Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (389), «Богатство» (388). Значительных структурных изменений нет, но появляются хоровые интермедии, разделяющие сцены комедии; и в дальнейшем это становится нормой. Политические темы утрачивают актуальность и исчезают; на их место приходит политическая утопия; обыденная жизнь изображается более реалистично. Миф интересует Аристофана или как аллегория, или как повод к пародии на трагедию, но у Платона и других поэтов встречаются мифологические названия. Излюбленной темой становятся насмешки над философами.

Новая аттическая комедия

В 330-е до н.э. аттическая комедия была радикально реформирована , и уже к 324 до н.э. относится первая комедия Менандра, признанного впоследствии лучшим представителем новой комедии. Благодаря открытию уже в 20 веке древних папирусных рукописей стали известны пространные отрывки из семи комедий Менандра, текст «Брюзги» (316 до н.э.) сохранился полностью. Другие значительные поэты новой комедии, действовавшие во второй половине 4 век до н.э. (Дифил, Филемон, Аполлодор), известны по фрагментам и по вольным подражаниям в римской паллиате. О позднейших представителях жанра сведений очень мало. Новая аттическая комедия ни по форме, ни по содержанию не является продолжением древней и представляет собой этическую «комедию характеров», образцом для которой были трагедии Еврипида. Структура новой комедии также в целом ориентируется на трагедию конца 5 века до н.э. Комедия состоит из пролога и эксода, за которым следует несколько актов, соответствующих эпизодиям трагедии и разделенных партиями хора. Хор не принимает участия в действии, во многих случаях поэт не писал текста для хора, но только «оставлял место» для него. Уже у Менандра представлено деление на пять актов, римские теоретики, начиная с Горация («Наука поэзии»), рассматривают такое деление как необходимое структурное требование комедии. Фабула должна быть сложной, но тщательно и последовательно выстроенной, при этом в известных ново-аттических комедиях (как и в римской паллиате) довольно точно соблюдаются принципы конструирования фабулы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля. Как и в поздней трагедии, краткое содержание комедии излагается в прологе. Фантастические и мифологические сюжеты в новой комедии не допускаются, боги возможны только как персонажи пролога. Темы - из обыденной жизни простых людей; и социальный статус персонажей также является первостепенным жанровым требованием. Однако главная задача и художественная цель новой комедии была не в натуралистическом изображении быта, а в поэтическом исследовании этических типов, которые в философии Платона и Аристотеля назывались этосами (ethos- «нрав»). Привычный нам смысл слова «характер» появился именно в новой комедии (Менандр, фрагмент 72). Действие рассматривалось, как внешнее проявление этоса; с каждым комическим характером соотносился ограниченный набор сюжетных ходов и ситуаций; внешний облик и речь персонажей должны были строго согласовываться с их характером. Художественный метод новой комедии во многом становится ясным благодаря сборнику этических очерков «Характеры», составленному учеником Аристотеля Феофрастом. Жесткий схематизм и стереотипность воспринимались в древности как достоинство, однако применять сюжетные и этические схемы поэт должен был с тонкостью, не преступая границ жизненного правдоподобия. Важным (для древних теоретиков - главным) отличием новой комедии от древней был полной отказ от личной инвективы. Комедия должна, развлекая, поучать зрителей, поэтому необходимым элементом комедии были сентенции. Сценическим представлением характера была маска с резкими, легко узнаваемыми чертами. Сохранились описания масок новой комедии, которые дает лексикограф 2 век н.э. Юлий Поллукс (Полидевк).

Южноиталийская комедия

В греческих городах Южной Италии были популярны выступления бродячих актеров-флиаков, считавшихся служителями Диониса. Флиаки представляли травестийные мифологические комедии или пародии на трагедии. Литературная обработка драмы флиаков была сделана Ринтоном из Тарента (3 веке до н.э.), который переделывал сюжеты трагедии в духе ново-аттической комедии. Такая драма называлась гиларотрагедия (от hilaros - «веселый»), римские теоретики выделяли жанр ринтоновой драмы (rinthonica). Единственный полностью сохранившийся текст - латинская комедия Плавта (3-2 век до н.э.) «Амфитрион», которая самим автором определяется как трагикомедия. Участие в действии богов и царей, необходимых персонажей трагедии, рассматривалось как важный жанрообразующий признак, отличающий ринтонову драму от обычной комедии, однако в остальном «Амфитрион» представляет собой типичную ново-аттическую комедию. Из коренных народностей Италии оски создали комедию, которая называлась ателлана. Во 2 веке до н.э. появилась ателлана на латинском языке.

Римская комедия

Постановки в Риме комедий на латинском языке начались в середине 3 века до н.э. К концу 1 века была создана разветвленная система комических жанров, включавшая тогату, паллиату, литературную ателлану и мим.

Слово комедия произошло от греческих komoidia-«комическая песнь» от komos «вакхическое шествие» и oide, что в переводе означает: «песнь»