Ольга Скороходова: Чувств живых простор. Cлепоглухая писательница и учёный-дефектолог Ольга Скороходова

На истребителе
Покрышкин Александр Иванович
Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне

«За годы войны лётчики авиачасти, в которой я служил, уничтожили более тысячи немецких самолётов. В журнале боевых действий вписан и мой посильный вклад: пятьдесят девять сбитых в воздухе машин врага; около шестисот боевых вылетов.

Мы дрались с немецкими воздушными эскадрами над Кишинёвом и Северным Кавказом, над Ростовом и Крымом, над Днепром и Вислой, над Одером и над Берлином.

В течение ряда лет я записывал пережитое и наблюденное мною. Среди этих коротких, беглых строк, набросанных порою между двумя боевыми вылетами, я выбрал теперь то, что, мне кажется, может иметь некоторый интерес для нашего читателя.

В литературной обработке записок мне оказал большую помощь полковник Н. Н. Денисов.»


  • Рядовой авиации
    Швец Степан Иванович
    Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне

    Книга посвящена становлению нашей авиации, героизму и мужеству советских летчиков в борьбе против фашистских оккупантов.

    В центре повести один из ветеранов советской авиации - Евгений Иванович Борисенко, который с честью прошел суровую школу Великой Отечественной войны.

    Книга рассчитана на массового читателя.

  • Неизвестный Кими Райкконен
    Хотакайнен Кари
    Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Эта книга - взгляд со стороны, ведь других точек зрения не так много. Это не биография и не может быть ею, потому что главный герой прошёл лишь половину своего жизненного пути. Это история гонщика, который мог стать автомехаником, но вместо этого стал всемирно известен. Все случилось быстро и не без доли удачи, благодаря его матери, отцу и ему самому. Всё, чего он хотел, это ездить так быстро, как это только возможно. Большинство таких людей остаются неизвестными для обывателей, и он бы хотел того же, но теперь уже слишком поздно.

  • Избранное
    Мао Дунь
    Проза , Классическая проза , Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Мао Дунь (1896-1981) - один из выдающихся представителей современной китайской литературы и известный общественный деятель. Мастер социально-психологической прозы, Мао Дунь воссоздал в своем творчестве реалистическую картину китайской действительности: пути интеллигенции в революцию, широкую панораму жизни китайского города, глубинные процессы в пробуждающейся китайской деревне 20-30-х годов. В сборник включены фрагменты впервые переведенной на русский язык автобиографической повести «Путь, мною пройденный».

  • Города и встречи. Книга воспоминаний
    Полонская Елизавета Григорьевна
    Поэзия, Драматургия , Поэзия , Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Поэтесса и переводчица Елизавета Григорьевна Полонская (1890–1969) повидала в своей жизни немало: детство провела в Двинске и в Лодзи, участвовала в революционном движении, была в парижской эмиграции, получила медицинское образование и принимала участие в Первой мировой войне в качестве врача, видела революционный Петербург, входила в литературную группу «Серапионовы братья» (М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Тихонов и др.) и т. д. Описывающая все это ее мемуарная книга «Города и встречи» фрагментарно печаталась на страницах журналов и сборников, а теперь впервые выходит в полном виде.

    Автор - по профессии артиллерист - воевал на Западном, Волховском, Карельском и Дальневосточном фронтах, последовательно занимая должности помощника начальника штаба артиллерии дивизии, командира противотанкового дивизиона, командующего артиллерией морской бригады, начальника оперативного отдела штаба артиллерии фронта. Награжден пятнадцатью орденами и медалями. Член КПСС.

  • (1982 ) Место смерти: Страна:

    СССР

    Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Научный руководитель: Известна как: Награды и премии


    О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 мая , Белозёрка , Херсонская область - 1982, Москва) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР , она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

    Биография

    В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.

    Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника .

    В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Учёные по алфавиту
    • Родившиеся 24 мая
    • Родившиеся в 1911 году
    • Родившиеся в Белозёрке
    • Умершие в 1982 году
    • Умершие в Москве
    • Кандидаты педагогических наук
    • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
    • Слепоглухие
    • Педагоги СССР
    • Дефектология

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Скороходова, Ольга Ивановна" в других словарях:

      - (1912 82) российский ученый дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Работала в Научно исследовательском институте… … Большой Энциклопедический словарь

      - [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте менингита утратила зрение,… …

      - (1912 1982), учёный дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», 1972). Работала в Научно исследовательском институте дефектологии АПН … Энциклопедический словарь

      СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна - , дефектолог, педагог, литератор, канд. пед. наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике… … Российская педагогическая энциклопедия

      Род. 1912, ум. 1982. Дефектолог, сотрудница НИИ дефектологии АПН СССР (сама была полностью лишена зрения и слуха). Автор методик воспитания и обучения слепоглухонемых детей, книг ("Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий… … Большая биографическая энциклопедия

      Скороходова, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор. В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была… … Педагогический терминологический словарь

      СКОРОХОДОВА, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 гг. воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря… … Дефектология. Словарь-справочник

      Ольга Ивановна (1912 82), дефсктолог, кандидат педагогических наук (1961). При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Сотрудник Научно… … Русская история

      Женская форма фамилии Скороходов. Известные носительницы: Скороходова, Елена Дмитриевна (р. 1962) российская актриса, драматург. Скороходова, Ольга Ивановна (1911 1982) советский учёный дефектолог, педагог, литератор. Скороходова,… … Википедия

      Ольга Ивановна [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте… … Большая советская энциклопедия

    Cлепоглухая писательница и ученый-дефектолог Ольга Скороходова.
    24/05/2016
    - http://www.aif.ru/dontknows/file/clepogluhaya_pisatelnica_i_uchenyy-defektolog_olga_skorohodova_spravka -

    24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

    Биография

    Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

    После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.

    В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

    Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

    После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

    В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

    В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

    После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

    Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

    В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

    Думают иные
    (Ольга Скороходова)

    Думают иные - те, кто звуки слышат,
    Те, кто видят солнце, звезды и луну:
    Как она без зренья красоту опишет?
    Как поймет без слуха звуки и весну!?
    Я услышу запахи росы прохладу,
    Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
    Утопая в сумрак, я пройду по саду,
    И мечтать готова, и сказать: люблю...
    Пусть я не увижу глаз его сиянье,
    Не услышу голос, ласковый, живой,
    Но слова без звука - чувства трепетанье -
    Я ловлю и слышу быстрою рукой.
    И за ум, за сердце я любить готова,
    Так, как любят запах нежного цветка.
    Так, как любят в дружбе дорогое слово,
    Так, как любит трепет сжатая рука.
    Я умом увижу, чувствами услышу,
    А мечтой привольной мир я облечу...
    Каждый ли из зрячих красоту опишет,
    Улыбнется ль ясно яркому лучу?
    Не имею слуха, не имею зренья,
    Но имею больше - чувств живых простор:
    Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
    Я соткала жизни красочный узор.
    Если вас чаруют красота и звуки,-
    Не гордитесь этим счастьем предо мной!
    Лучше протяните с добрым чувством руку,
    Чтоб была я с вами, а не за стеной.

    Ольга Ивановна родилась на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.

    Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой Скороходовой, и ее учителя Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно.

    Как писала сама Ольга Ивановна, болезнь долго напоминала о себе частыми и сильными головными болями, нарушениями памяти, высокой утомляемостью, страхами. Мать Ольги Ивановны умерла весной 1922 г. от туберкулеза, отец жил в другом месте и не давал о себе знать, а все нормальные контакты с родственниками были очень осложнены из-за слепоглухоты девочки и возобновились значительно позднее. Сама Ольга Скороходова отличалась очень невысоким, даже маленьким ростом и грацильным телосложением, поэтому всегда выглядела моложе своих лет.

    После ее смерти нашлись подлинники документов о ее рождении -- выписки из церковной книги и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

    После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель.

    Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И. А. Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

    По воспоминаниям Ольги Ивановны, «в этом учреждении все было настолько благоустроено, настолько соответствовало в материальном и бытовом отношении своему прямому назначению, что желать лучшего едва ли было возможно, тем более, что воспитанников было не так много -- от пяти до девяти человек. У каждого воспитанника на все случаи было свое определенное отдельное место, чтобы не мешать друг другу во время занятий с педагогом, во время самостоятельных игр. В то же время была и общая комната для совместных игр, гимнастических упражнений и других развлечений. В клинике был специальный благоустроенный сад, в котором слепоглухонемые дети могли гулять и в одиночку и группой. И. А. Соколянский, начав работу по обучению Ольги Скороходовой в харьковской школе, поставил перед собой задачу как можно раньше, хотя бы в самой примитивной форме получить самонаблюдения самих слепоглухих воспитанников, научить их рассказывать о себе и своих переживаниях. Для этого, не дожидаясь того, когда девочка полностью овладеет техникой письма, стали работать над ежедневным описанием событий ее повседневной жизни. Умение записывать и умение наблюдать развивалось у Ольги параллельно. Она систематически возвращалась к записям своих наблюдений и, оставляя нетронутым факт, изменяла литературную редакцию его описания по мере развития своей письменной речи. Многие факты всплывали из памяти и записывались вновь. Ни один факт не был ей рассказан со стороны. Все наблюдения она вела самостоятельно и только в записанном виде показывала педагогам, но только для ознакомления, а не для исправления. Ее рукопись при опубликовании никогда не подвергалась никаким редакционным правкам, ни при жизни Соколянского, ни после его смерти. Через 17 лет такой работы над дневниками появился материал для первой книги Ольги Скороходовой.

    По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. Но всем радужным планам помешала свершиться. В 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И. А. Соколянский (1889-1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.

    В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А. Н. Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности -- осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей. Самонаблюдения О. И. Скороходовой наглядно показывали, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого им мира. А. Н. Леонтьев также отмечал, что в этой книге видна незаурядная личность автора, раскрывающего перед читателем процесс духовного развития слепоглухого человека, наблюдения над собой которой имеют особое значение для психологии.

    В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней И. А. Соколянский, описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

    Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 г. уже с предисловием заведующего лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, где работала Ольга Ивановна, доктором психологии А. И. Мещеряковым (1923-1974), в котором тот подробно описывает биографию учителя Ольги Ивановны, И. А. Соколянского, и излагает свое понимание системы обучения слепоглухих, наибольшее внимание уделив первоначальному периоду их обучения.

    Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.

    Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н. В. Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г. Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.

    24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

    Биография

    Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

    После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.

    В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

    Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

    После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

    В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

    В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

    После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

    Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

    В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

    Думают иные
    (Ольга Скороходова)

    Думают иные - те, кто звуки слышат,
    Те, кто видят солнце, звезды и луну:
    Как она без зренья красоту опишет?
    Как поймет без слуха звуки и весну!?
    Я услышу запахи росы прохладу,
    Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
    Утопая в сумрак, я пройду по саду,
    И мечтать готова, и сказать: люблю...
    Пусть я не увижу глаз его сиянье,
    Не услышу голос, ласковый, живой,
    Но слова без звука - чувства трепетанье -
    Я ловлю и слышу быстрою рукой.
    И за ум, за сердце я любить готова,
    Так, как любят запах нежного цветка.
    Так, как любят в дружбе дорогое слово,
    Так, как любит трепет сжатая рука.
    Я умом увижу, чувствами услышу,
    А мечтой привольной мир я облечу...
    Каждый ли из зрячих красоту опишет,
    Улыбнется ль ясно яркому лучу?
    Не имею слуха, не имею зренья,
    Но имею больше - чувств живых простор:
    Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
    Я соткала жизни красочный узор.
    Если вас чаруют красота и звуки,-
    Не гордитесь этим счастьем предо мной!
    Лучше протяните с добрым чувством руку,
    Чтоб была я с вами, а не за стеной.