Новые технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе в образовательном комплексе ст. научный сотрудник исран гришаева наталья. Современные технологии эффективной социализации

Морозова Н. В.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

1 квалификационной категории,

Чернышева Р. Ф

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель.

Граф Т. А.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

Технология «Дети – волонтеры» как средство

эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком... Д.С. Лихачев

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация - это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации .

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей

В нашем дошкольном образовательном учреждении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.

Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.

В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации ребенка – дошкольника».

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия (см. табл. 1)

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми в детской «Школе волонтеров»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Кто такие волонтеры?

Наша дружная семья

Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.

Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. «Школа волонтера». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».

Изготовление флага и герба «Школы волонтеров». Выяснение детей о том, чем они любят заниматься.

Привлечение родителей к разработке флага и герба «Школы волонтеров».

Октябрь

Научим малышей одеваться.

Научим малышей убирать за собой игрушки.

Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании. Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.

Практикум «Самообслуживание в условиях семьи».

Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»

Ноябрь

Создадим сказку

Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере

Показ кукольного театра «Репка», «Колобок».

Декабрь

Как играть с малышами

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».

Мастер - класс «Елочные игрушки».

Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

Привлечение родителей и детей к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала

Январь

игр-забавы

Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании

Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).

Клубный час «Зимушка хрустальная».

«Рождественский концерт».

Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?»

Февраль

Интересные занятия

Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка».

Показ теневого театра «Храбрый заяц»

Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы

«Может ли ребенок быть самостоятельным?»

Март

Театр

Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь.

Театрализованная постановка по литературному произведению для формирования и развития личности ребенка: Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы»

Клубный час «Играй-ка» - разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др.

Привлечение к изготовлению театральных

Апрель

разрешим конфликты

Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками.

Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».

Целевые прогулки на территории детского сада.

Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю».

Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Май

Я - ты - он - она вместе дружная семья

Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.

Развлечение

«В гостях у Светофорчика».

Акция «Игрушка на память».

Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа по росписи деревянных игрушек.

Родительское собрание «Что может мой ребенок?»

Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решать следующие задачи:

развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;

создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя.

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1.​ Создание бригады волонтеры- родители.

2.​ Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

3.​ Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.

Закончить статью хочется словами Д.С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».

Библиографический список

1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня

4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99

5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки). http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер

10. «Письма о добром»: Азбука, АзбукаАттикус; СПб.:; 2013 ISBN 9785389058774

В конкурсе приняли участие более 500 педагогов. Мы благодарим всех участников за активность, творчество и свежие идеи организации сюжетов образовательного процесса в детском саду. Поздравляем победителей! Информацию о том, как получить подарки, дипломы и сертификаты каждому победителю предоставят методисты до конца июня 2017 года.

Итоги конкурса:

Номинация «Сценарии проведения клубных часов»

Победители

1 Место. Максимова О.В., Кирхмаер Г.Г., Амирова А.Г., Зинченко М.М., Пимкина Т.Г., Ширшикова Н.И., Хмелева С.К., Чучуева Г.С, Савельева И.Д., Байкова О.С., Хайруллина А.Р., МБДОУ ДС «Золотая рыбка», Сургутский район, ХМАО, г.Лянтор

2 Место

  • Скорик Т.В., Ковалева О. В., МАДОУ № 81, Красноярский край, г.Норильск
  • Волощенко О.В., Копина А.Н., Винниченко Н.Н, МБДОУ ДС № 36 «Росинка»,г. Белгород

3 Место. Боброва А. З., Бойко Т. А., Мартынова Е. С., Таболова Т. Н., Теплухина Е. И., Захарова О. В., Исламова О. А., МБДОУ ДС № 92 «Облачко» г. Норильск

Лауреаты

  • Проскурина С.В., ГБОУ Гимназия №1532 г. Москва
  • Уразаева Г. М., АННО «Гимназия Святителя Василия Великого», ДС «Васильки», Московская обл., д. Зайцево
  • Сорокина С.А., Кудряшова М.В, МАДОУ «Росток» ДС № 36 «Ласточкино гнездышко», г. Новоуральск, Свердловская обл.
  • Баранова Н.М., Завада О.А., АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого
  • Авдеева С.А, МБДОУ ДС № 54, г. Ангарск

Номинация «Методические разработки по проведению мероприятий в рамках ситуации месяца»

Победитель

Лауреат Тарасова Н.А., ГАУДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Номинация «Сценарии заключительных праздников по ситуации месяца»

Победители Лягинская И. А., Афимина С. Е., Уразаева Х. М., АННО «Гимназия Святителя Василия Великого» ДС «Васильки», Московская обл., д. Зайцево

Лауреаты

  • Синицына В.А., НОЧУ ДС «Замок детства», Московская обл.
  • Елисеева Т. Н., Березина Н. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28» г. Чистополь, Республика Татарстан
  • Яковлева О.В., Степаненко Т.П., ГБОУ МОУ СОШ №842 (ДО, корпус 137), г. Москва

Номинация «Сценарии проведения проблемно-педагогических ситуаций»

Победителей нет

Лауреаты Макарова Т.А., Зайцева О.А., Глущенко Н.М., Баранова О.А., МБДОУ ДС №4 «Ромашка», Тульская область, г.Белёв

Номинация «Методические разработки по технологии «Дети-волонтеры»

Победители

1 место Маслова А.И., ГБОУ Гимназия №1532, г. Москва

2 место Левина И.О., ГБОУ Школа №932, г. Москва

Номинация «Сценарии проведения социальных акций»

Победители

1 Место Шляпина М.В., МАДОУ «Ныробский детский сад», Пермский край, п.Ныроб

2 Место Проскурина С.В., ГБОУ Гимназия №1532, г.Москва

Лауреаты

  • Лягинская И.А, АННО «Гимназия Святителя Василия Великого» ДС «Васильки», Московская обл., д. Зайцево
  • Коструб Н.Г., МКДОУ ЦРР дс №13, Воронежская обл., г. Россошь

Номинация «Методические разработки проведения «Круга рефлексии»

Победитель Тринда М.С., ГБОУ Гимназия №1532, СП 05/7, г. Москва

Номинация «Сценарии бесед по технологии «Волшебный телефон»

Этапы реализации технологии “Дети-волонтеры»
Левина Ирина Олеговна
руководитель структурного подразделения

Чижикова Марина Анатольевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Кузнецова Надежда Ивановна
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2.

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

В нашем дошкольном отделении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Данная работа проходит по следующим направлениям:

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и принять участие в работе стажировочной площадки ОИП «Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе на базе ГБОУ гимназии №1534». Автор технологии с. н. сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П. Работа началась в октябре 2014 года.

Принцип работы стажировочной площадки - внедрение новых педагогических технологий. Правила стажировочной площадки позволяют самостоятельно делать выбор любой технологии, которая наиболее актуальна в данный момент в ОО. Так как в декабре месяце в дошкольном отделении проходила замена оконных рам, возникла необходимость объединения детей в разновозрастные группы. Появилась возможность использовать эту ситуацию с целью внедрения технологии «Дети-Волонтёры» для решения задач социализации детей.

Большая работа, регулярно проводимая с родителями в дошкольном учреждении, позволила нам обратиться к родительской общественности с предложением о соединении разновозрастных групп с целью развития социальных навыков у детей. В ответ мы получили единодушное согласие и неподдельную заинтересованность со стороны родителей.

В связи с этим, декабрь 2014 года был объявлен месяцем внедрения технологии «Дети-Волонтёры», так как эта форма социализации оказалась наиболее актуальна в данный момент.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

  • в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
  • были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим; (фото 1)
  • дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; (фото 2)
  • у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
  • у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; (фото 3)
  • многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
  • дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
  • педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.

Примеры вопросов

1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:

  • мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
  • я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
  • было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
  • можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
  • в эти дни были интересные занятия

2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:

  • в три года я ела сама;
  • нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
  • я вообще не плакал и не просился к маме

3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:

  • я думаю, нет, у нас тут весело;
  • я бы не пошел, там чужие воспитатели

4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:

  • ничего не умеют;
  • все делали, даже ели быстрее Пети;
  • они умеют петь песни и танцевать;
  • с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
  • не могут надеть перчатки и завязать шапку;
  • разбрасывают ботинки в раздевалке

5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:

  • я научила их играть в Дочки-матери;
  • я научил лепить из воска;
  • лепить снеговика

6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:

  • в снежки, в семью, в машинки;
  • в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить

7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:

  • да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
  • нет, потому что они отбирают игрушки;
  • нет, потому что плачут;
  • да мне нравиться быть старшей сестрой

8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:

  • да, с ними интересно играть;
  • нет, они плохо разговаривают

9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:

  • я просто не давал;
  • я прятала игрушку на шкаф;
  • я предлагал поменяться;
  • я всегда отдавала;
  • у меня никто ничего не просил

10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:

  • нет, потому что они просят игрушки;
  • нет, мне нравиться со старшими;
  • да, с ними интересно играть в семью;
  • нет, у меня дома уже есть младший брат;
  • да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка

11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:

  • это тот, кто трет ковры;
  • человек, который делает волны;
  • непослушный человек;
  • человек, который всем помогает

12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:

  • можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине

Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.

После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»

Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.

Были заданы следующие вопросы

Вопросы да нет не знаю
1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 55% 30% 15%
2. Сбылись ли Ваши опасения? 30% 60% 10%
3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 45% 40% 15%
4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы? 70% 15% 15%
5. Были ли отрицательные моменты в данной работе? 38% 54% 8%
6. У родителей была положительная реакция на данную технологию? 52% 23% 25%
7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры» 80% 14% 6%

*В анкетировании приняли участие 15 педагогов

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

В процессе проведения одного из «Кругов рефлексии» старшие дети -волонтёры предложили показать младшим детям театральную постановку, чем конечно же порадовали малышей.

В данной «Ситуации месяца» были неоднократно проведены совместные творческие мастерские с участием не только педагогов и воспитанников ДОУ, но и их родителей.

В завершении ситуации месяца для детей был организован досуг «Наша дружная семья».

Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.

Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном комплексе:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.

Список литературы:
1. Проект Федерального закона N 300326-6 « О добровольчестве (волонтерстве)».
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 г.
3. Венгер А.Л. «Психология развития». Словарь под редакцией А.Л.Венгера, Москва- С-Петербург, 2005 г.

Презентация























Диагностические методики

Анкета по гендерному воспитанию ()

Презентация по анкетированию педагогов ГБОУ СОШ № 932 дошкольного отделения № 2 "Готовность к инновации" (2015/16 уч. год)







Презентация по итогам анкетирования "Саморегуляция поведения у дошкольников" (2015)










ППС
Развивающее общение
Ситуация месяца

План мероприятий, связанных с «Ситуациями месяца», на 2015-2016 учебный год

Срок проведения «Ситуация месяца» Цели «Ситуации месяца» Содержание работы Ответственный
сентябрь «Мой дом - детский сад»
  • знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольном отделении
  • организовать разработку детьми правил жизни в группе и зафиксировать их в виде пиктограмм
  • развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе
  • развивать навыки группового общения и поведения
  • волонтерство

Коллектив ДОО, должности Нормы и правила поведения в группе, разработка пиктограмм.
Изготовление «Коврика мира».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Презентация проблемно педагогических ситуаций.
Рефлексивный круг после ППС.
Изготовление эмблемы группы.

Коммуникативный досуг «Умей договориться»

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог, воспитатель, старший методист

Воспитатели,
Воспитатели, дети

Музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, учитель-логопед

октябрь «Я живу в Москве»
  • знакомить со своим городом, воспитывать гордость за него
  • формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадке
  • формировать умение ориентироваться в своем районе, знать его историю, достопримечательности
  • воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе
  • волонтерство
Фотовыставка «Я гуляю по Москве»
Правила поведения в библиотеке, в МЧС, в соц. службе, парке, магазине, поликлинике
Посещение МЧС
ДЕЗ
Библиотека
Социальная акция «Бережем свой детский сад и город»
Картография участка
Выставка детских работ из бросового материала: «Осень в Битцевском парке»
«Помощь библиотеке»
Авто-квест «Улица моего города»
Старший воспитатель
Воспитатели

Группа №6
Группа №1
Группа №8
Старший воспитатель

Воспитатели, старший методист

Инструктор по ФИЗО

ноябрь Я - житель Земного шара
  • формировать представление о том, что на земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики…
  • развивать желание узнать о Земле как можно больше
  • формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни, развивать толерантность
  • формировать целостную картину мира (география, история, экология)
Как я забочусь о своей планете, от кого зависит на ней жизнь и мир.
Природа и люди, традиции, истории, география. (лого-квест по материкам Земного шара)
Изучение Греции, ее культуры, традиции народного творчества (постановка спектакля по мотивам греческих народных сказок)

Олимпийские игры

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог
Учитель-логопед

Инструктор по физо

декабрь «Рождественский подарок»
  • формировать представление о том, почему много людей на земле отмечают Рождество
  • знакомить с народными традициями проведения Рождества и Адвента (время оживания Рождества)
  • проведение социальных акций «Добрый подарок»
  • помощь тем, кто не может сам о себе позаботиться (главная традиция Рождества)
Изучение народных традиций, народного искусства, приобщение к музыкальному искусству, театрализованная деятельность.
Социальная акция: «Рождественский подарок».
Выставка «Рождество».
Посещение собеса
Музыкальный руководитель,
старший воспитатель,
старший методист,
педагог-психолог,
Воспитатели групп с элементами вальдорфской педагогики

Группа №5

Программа заключительного праздника по ситуации месяца «Мальчики-девочки» ()

Социальная акция

Из опыта работы

«Клубный час как эффективная технология

позитивной социализации дошкольников»

Чуркина Анна Иннокентьевна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Черемхово Иркутской обл.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности , то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе , также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.

Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду такую новую технология как «Клубный час».

«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.

Основными целями «Клубного часа» являются:

  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста,

уважительное отношение к окружающим;

  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.

деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1) Тематику «Клубных часов» перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

2) Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3) Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

— «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;

— «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;

— «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;

— «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;

— «Говори спокойно»;

— «Ходи спокойно»;

— «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;

— «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;

4) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

5) организационные моменты «Клубного часа». Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4) выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;

5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

6) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы:

— Где ребёнок был?

— Что тебе запомнилось?

— Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

— Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

— Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

— соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

— какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.

«Клубный час» доказал : пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.

Литература:

Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) – М.: Просвещение, 2015.

Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: издательство «Национальное образование», 2015 г.

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф, 2015. http://www.labirint.ru/books/463129

Новые технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе в образовательном комплексе Ст. научный сотрудник ИСРАН Гришаева Наталья Петровна Тел


Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения программы: Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям) Любовь к экспериментам. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения. Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.





Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей Родители озабочены интеллектуальным развитием детей в ущерб другим сторонам развития личности. Социальная активность детей постоянно прерывается контролем родителей. Отсутствие «дворовой» социализации не заменяется никем и ничем. Школа диктует дошкольному учреждению уделять основное внимание интеллектуальному развитию, а не развитию личности. Заорганизованность педагогического процесса в ДОУ не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. Растёт число потенциально опасных для жизни дошкольников ситуаций, а в детских садах не учат правилам эффективных действий в этих ситуациях. В дошкольном учреждении не созданы в достаточной мере условия для развития таких качеств личности, как любознательность, произвольность, творческие способности. Воспитатели не владеют новыми педагогическими технологиями, такими как - развивающее общение, создание проблемных педагогических ситуаций и т.п.


Значение саморегуляции в старшем дошкольном возрасте Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками, который приводит: К успешному накоплению социального опыта. К уверенности в своих силах и пониманию себя. Успешной подготовке к «позиции ученика».


Механизмы развития саморегуляции поведения детей в ОК Личность самого воспитателя, его ценности и способность к развитию. Содержание образовательной деятельности, качественная реализация Федеральных Государственных Требований. Разработка новых педагогических технологий развивающих саморегуляцию поведения. Нормы и ценности транслирумые всеми участниками образовательного процесса в ОК. Специально организованные мероприятия для развития саморегуляции поведения детей. Создание развивающей среды для развития саморегуляции поведения. Создание новых технологий включения родителей в образовательный процесс.