Русские народные традиции как условие для нравственного воспитания старших дошкольников. Познавательное развитие "народные традиции и обычаи"

«Традиции и быт русского народа»

для детей старшего дошкольного возраста

Федорова Юлия Сергеевна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом — человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрали тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Мы посчитали необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

— принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

— Заучивание потешек, прибауток, закличек.

— Использование пословиц, загадок, поговорок.

— Чтение художественной литературы.

— Использование русских народных песен и танцев.

— Проведение русских народных игр.

— Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

— Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

— Рассказ о народных обычаях и традициях.

— Рассматривание иллюстраций о русском быте.

— Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

— Организованные занятия.

— Совместная деятельность.

— Праздники и развлечения.

— Наблюдения в быту и природе.

— Слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта — создание интерьера русской избы. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

— Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

— Первичный мониторинг.

— Анкетирование родителей.

— Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

II Этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

— Занятия в соответствии с планом.

— Беседы.

— Чтение познавательной и художественной литературы.

— Слушание классической музыки.

— Слушание русских народных песен.

— Экскурсия в русскую избу.

III Этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

— Мониторинг.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

— Презентация проекта

Мероприятия с детьми

— Занятие «Русь-матушка». Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.

— Экскурсия в комнату «Русская изба». Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

— Беседы: «Имена старинные и современные», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям.

— Чтение русских народных сказок,былин об Илье Муромце.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.

— Праздник масленица. Цель: Познакомить детей с одним из праздников

— Игра-хоровод «Гори, гори ясно» «Дударь». Цель: Познакомить детей с хороводными играми.

— Слушание русских народных песен. Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

— Игра «Ручеёк». Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

— Вечер загадок про домашнюю утварь и т.д. Цель: Закрепить с детьми названия домашней утвари и т.д.

— Рисование «Распиши сарафан».(пластилинография).

— Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».

— Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Семейные традиции на Руси». Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа.

Мероприятия с родителями

— Испечь блины к Масленице.

— Участие семьи Грудевых в конкурсе «Семья года».

— Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

— Создать групповой альбом «Я и моё имя».

Цель: привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

— Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Литература:

  1. Моя Родина – Россия, «Народы. Костюмы. Праздники». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. Моя Родина – Россия, «С древних времён до наших дней». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. В.В.Гербова и др. Книга для чтения 5-7 лет в детском саду и дома.
  2. Русские народные сказки от А до Я «Чудо-чудное, диво-дивное», Москва, 2011.
  3. Интернет.

А.В. Сердюкова

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы , ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны , знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты , так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!..

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая - словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству , способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость , развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения малыши вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте.

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества , особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление , единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ, дети старшего дошкольного возраста.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей , наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры , мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Офицерова Татьяна Вячеславовна

Город (населенный пункт):

г. Мичуринск, Тамбовская область

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, они могут искренне сочувствовать и сопереживать.

Воспитание младших дошкольников на основе традиций русского народа средствами народной культуры, на сегодняшний день, является очень актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Так писал русский философ И. Ильин.

Основной целью в работе по воспитанию младших дошкольников на основе традиций русского народа происходит на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа, которой можно добиться через решение следующих задач:

Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Но необходимо чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа;

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками. В которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Заметим, что эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. И возможно оно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому очень важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, как то по новому. Многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. Бездуховность - свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а следовательно и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительная для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

Знакомство с народными промыслами: матрешки – настоящей русской красавицы. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами; дымковская игрушка, хохлома, гжель, платки павловского посада восхищают русскими мастерами.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают народные и православные праздники. Праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Одна из задач - воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести, формировать доброе отношение к близким. Народная и православная культура - источник чистый и вечный. В чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно - это идет от души.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание дошкольников в русле воспитания на основе традиций русского народа является залогом будущего возрождения наших прежних традиций и устоев, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение традиций русского народа. Воспитание Ушинский определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Наша задача, как педагогов, вложить в ребенка все самое лучшее, что мы имеем сами и даже не имеем. Тогда можно будет сказать, что мы сделали все что смогли. Конечно это не возможно без помощи семьи поэтому необходимо найти тесный контакт со всеми участниками процесса. Это поможет нам воспитать духовно-нравственное поколение.

Литература:

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

Статья посвящена рассмотрению проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. Показано, как можно использовать в нравственном воспитании старших дошкольников народные традиции, народные игрушки, народные игры, участие детей в народных праздниках.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, русские народные традиции.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

«Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе» .

В работе А. Б. Измайлова представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М. Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Он рассматривается как «специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина» .

В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольного образовательного учреждения, является народная традиция. «Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников» .

«Народная традиция - это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев» . Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.

«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности» .

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. «Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества» . Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений» .

Задачи воспитателя, который стремится к использованию в своей деятельности народных традиций - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Методическая сторона нравственного воспитания с использованием народных традиций предполагает: создание и обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении (на основе ):

  • - предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);
  • - образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);
  • - эмоционально-ценностная культурная значимость (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);
  • - знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, герб, флаг РФ, дореволюционной России, родного города)
  • - создание мини-музеев «Народные игрушки», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла», «Народные музыкальные инструменты»,
  • - создание галерей народного творчества «Русские народные праздники», «Гончарное искусство», «Декоративная роспись».

В результате этого развивающая среда группы, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.

Знакомство с русскими народными традициями в воспитании дошкольников можно разделить на несколько приоритетных направлений:

  • - Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.
  • - Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
  • - Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор - это сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки, былины и так далее. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям.
  • - Русское народное искусство. «Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально» . Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.
  • - Русские народные игры, игрушки. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

Известно, что игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря играм дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, т. е. приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни, вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. «Народные игры способствуют формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, способствуют умственному, нравственному развитию» .

Традиционные народные праздники и обряды воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след. Все праздники на Руси были приурочены к событиям в народном календаре, что помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события: Осенины, Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха, Иван-Купала и другие. В целом можно выделить следующие функции народных праздников: информационно-просветительную, культурно-творческую, нравственно развивающую, оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается «педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, умений, получение необходимой информации» .

Обязательным составляющим праздников были хороводы, пляски, песни, игры. Готовясь к празднику, все доставали свои самые лучшие наряды, которые изготовлялись своими руками.

Например, праздник «Рождество». Дети наряжаются в костюмы, которые готовятся в детском саду вместе с родителями. Это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы любимы детьми, ведь они сами, вместе с мамами или бабушками принимали участие в их создании, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми старших групп изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для нравственного воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника. После праздника - чаепитие. Потому что дети знают, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, что усвоили дети - это правила гостеприимства, которыми славен русский народ.

Есть праздники не только традиционные народные, но и социальные, которые тоже стали традиционными: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.

Например, День защитника Отечества - эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи, то есть реализует задачи нравственного воспитания.

Знакомя детей с праздниками, мы расширяем их кругозор, даем знания об окружающем мире, т. е. русские народные праздники и обряды помогают умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей. нравственный воспитание народный традиция

Огромное значение для нравственного развития дошкольников играет народный фольклор. «Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук» . Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Весело и интересно проходит знакомство с пословицами и поговорками в игре, используя метод «динамических картинок». Игра дает возможность ребенку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды из колодца, покачать колыбельку. Переодевая кукол в сарафаны, рубахи, душегреи, передники дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, дошкольники лучше понимают смысл фольклорных произведений.

Этапы работы с динамическими картинками:

  • - беседа по «картине» (диалог детей и воспитателя);
  • - самостоятельный рассказ (монолог ребенка);
  • - динамика развития сюжета: переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно-ролевую игру.

Знакомя ребенка с народным фольклором, педагог развивает не только речевую активность, но и познавательную сферу, нравственные качества, эстетическое восприятие.

В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей, так как оно не только прививает любовь к прекрасному, развивает чувство цвета, творчество, но в целом способствует эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Знания и представления о прикладном искусстве - это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. «Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества» .

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

«Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа .

К русским народным играм можно отнести: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова» и др. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки» - для младшего возраста. Для дошкольного старшего возраста - «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие. В таких играх заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находит выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, в них заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, развивает память, гибкость мышления, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку.

Народная игрушка - это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек.

Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства обрядовая кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним. Кукла не рождается сама: ее создает человек. «Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы» .

О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила Е. А. Флерина . Она утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. «Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она как сказка для ребенка» . Игрушки изготовлялись из дерева, соломы, глины. Расписные игрушки делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости - уважение, младости - заботу и ласку.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек, а затем подарить их детям младшего возраста.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Список литературы

  • 1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
  • 2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 1995. - 72 с.
  • 3. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. Н. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
  • 4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  • 5. Измайлов А. Б. Рождественские «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.
  • 6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста / Авторский коллектив: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 120 с.
  • 7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. - СПб., 2010. - 304 с.
  • 8. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.
  • 9. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.
  • 10. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 193 с.
  • 11. Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
  • 12. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979. - 356 с.
  • 13. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». - М.: Прогресс, 1994. - 80 с.
  • 14. Фролова А., Дедешкш Л. Прикоснуться к истокам культуры предков // Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. - С. 127-128.

Материал может быть использован педагогами ДОУ, дополнительного образования.

Цели и задачи:

Формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, двигательной активности.

Воспитание духовных и нравственных качеств, любви к малой родине.

Народные традиции

«То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки».

Эйлис Росси

В традиционной культуре русских муха является участницей обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух.

И в прошедшую пятницу, 11 октября, наша группа «Светлячки» побывала на замечательном обрядовом празднике в сельском Доме культуры. Идейный вдохновитель и ведущая праздника, директор СДК Галина Михайловна Кубылинская пригласила нашу группу на обряд « Похороны мух». Мы с радостью согласились и не пожалели.

«Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил…»

Начался праздник с обрядовой песни. Красивые костюмы, новые песни и широко распахнутые детские глаза. Галина Михайловна рассказала детям о традиции русского народа, по прошествии сезонных огородных работ, выгонять нечисть из дома. Прикладник Мария Владимировна Быкова совместно с помощницами изготовила насекомых - муху и комара. Участники фольклорной группы пели песни и вместе с нашими детьми водили хороводы. Дети с интересом слушали ведущую, которая в паузах рассказывала о празднике, об обычаях, с ним связанных. Также детям напомнили, что такое ухват, чугунок, лапти.

«А что такое веник все, ребята, знаете?» - задает вопрос Галина Михайловна. «Да!» - хором кричат ребятишки. Все знают, что веник - первый помощник в бане. Но не все знают, что веником еще и выгоняли в старину нечисть из дома. Сейчас в борьбе с мусором как - то все больше пылесосом пользуются. В старину существовал обычай: ветку березовую выламывали (или брали веник), открывали окна, кричали: «Пшите, мухи, вон, пришла хозяйка в дом, вам лето летоватъ, нам зиму зимовать», они и улетали в окошко. А вот тут - то уже скоро и « белые» мухи полетят. Что это за выражение, тоже узнали дети.

А праздник веселый и шумный продолжается. Дети охотно встают в круг, водят хороводы, быстро запоминают и повторяют за ведущей незатейливые песенки. И столько восторга в детских глазах, столько неподдельного интереса! А игра в жмурки? Она, вроде всем известна, но тут надо было поймать насекомого, да такого уворотливого, что не сразу и не у всех это получается. Но обиды нет, есть только желание продолжать игру!

Новая игра. На кочан капусты была посажена игрушка - петушок. Нужно было попасть «снежком» точно в гребешок. Как стараются дети!

Пословицы и поговорки, заклички, песни сыпались как из рога изобилия! Дети в восторге! Счастливые улыбки детей, радостные лица родителей - это признание таланта творческого человека, ведущей праздника Галины Михайловны Кубылинской.

Весь вечер дети вспоминают праздник, и хочется, чтобы он остался в их памяти надолго. У нас есть такая возможность. Нашему коллективу было предложено на базе подготовительной группы вести дополнительные занятия в «Школе народных традиций». Есть план работы, есть большое желание дать детям духовно - нравственное воспитание, приобщить их к истокам русской культуры, самодеятельного творчества. Пока дети малы и как губка, впитывают все новое и интересное нужно приобщать их к традициям и обычаям нашего народа. Песни, потешки воспринимаются и исполняются как шутки-небылицы, а сами обряды превращаются в забаву, веселую игру и этим очень интересны детям.

Французский государственный и политический деятель Эррио Эдуар в прошлом веке сказал: «Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто». И мы в совместной деятельности с работниками культуры надеемся не растерять те остатки народных традиций, которые еще можно (и нужно!) в игровой форме применять в воспитании детей, тем самым возвращая их к народной культуре.