В каких странах был а хачатурян. Сокровищница Восточной музыки

А. Хачатурян

В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

«Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

Призванный музыкой

Студент Коммерческого училища

В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

Виолончелист или композитор?

В музыкальном техникуме Гнесиных

И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

Сокровищница Восточной музыки

Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

Творчество гения армянской культуры

Арам Ильич Хачатурян – дирижер

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

«Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

Об этом человеке мы знаем как об одном из самых талантливых композиторов, чьи произведения являются музыкальной классикой двадцатого века. Его имя известно практически всем, даже не соприкасающимся вплотную с музыкой, а его шедевры исполняют в концертных залах. И хотя со дня его смерти прошло почти 40 лет, его музыка и сегодня звучит в кинофильмах, по телевидению и в радиопередачах. Итак, герой этой публикации - Арам которого является ярким примером того, как обычный мальчик из предместья Тифлиса мог стать настолько известным человеком.

Детские годы великого композитора

6 июня 1903 года в многочисленной армянской семье родился четвертый сын, которого назвали Арамом. Это произошло в селе Коджоры, сейчас - Гардабанский район, предместье Тифлиса (Тбилиси) в Грузии. Его родителями были Кумаш Саркисовна (мама) и Илья (Егия) Хачатурян (папа), работающий переплетчиком.

С первых лет своей жизни превозносил музыку маленький Арам Хачатурян, биография которого с интересом изучается людьми, с трепетом внимающими каждой ноте из его партитур. В школьной капелле он с огромным удовольствием играл на тубе, горне и фортепиано. Часто мальчик удостаивался похвал. Позже он вспоминал, что родившись в предместье старого Тифлиса — музыкального, изумительно звучащего города, - просто невозможно было не впустить в себя волшебство музыки.

Но родители считали, что их дети должны заниматься серьезным делом, поэтому его увлечение серьезно не воспринимали. Заниматься музыкой в том масштабе, в котором он себе представлял, удалось только в 19 лет.

Впечатления юного Хачатуряна

Для будущего композитора очень важным было нахождение в Тбилиси итальянского оперного хора, музыкального училища и Русского музыкального общества. В этот город приезжали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Здесь жили очень одаренные музыканты, которые в свое время сумели внести огромный вклад в становление композиторских школ Грузии и Армении.

Все это обогатило ранние музыкальные впечатления молодого человека.

Хачатурян, биография которого пользуется заслуженным вниманием, впитал этот многонациональный интонационный «букет», который очень быстро очень прочно закрепился в его слуховом опыте. Именно этот «букет» позволил и спустя многие десятилетия никогда не ограничивался рамками национальности. Музыка всегда звучала для огромной аудитории. Да никогда и не проявлял национальную ограниченность сам Арам Хачатурян. Биография, ведущая путь из небольшого селения, теперь начинала сиять все новыми и новыми красками. Будущий великий композитор интересовался музыкой разных народов, относясь к ней с огромным уважением. Именно интернационализм и являлся главной отличительной чертой в мировоззрении и творчестве Арама Хачатуряна.

Родные стены "Гнесинки"

Сейчас трудно поверить в то, что гениальный композитор, создавший столько рапсодий, концертов, симфоний и других произведений, выучил только в 19 лет. В эту пору своей жизни он с несколькими своими земляками приезжает в Москву и поступает в Музыкальный техникум имени Гнесиных на класс виолончели. Одновременно он получал образование биолога (на физико-математическом факультете) в Московском Университете.

За рекордно короткие сроки Арам Ильич Хачатурян, биографиякоторого начала пополняться новыми фактами, смог наверстать все, что он упустил в своем музыкальном развитии. Он не только начал свое обучение, но и стал одним из лучших учеников. К тому же он удостоился права выступать на некоторых ученических концертах в Большом и Малом залах Московской консерватории.

Как стать композитором?

То, что он станет композитором, Арам Хачатурян, биография которого в это время напоминала неоконченную повесть, понял еще в 1925 году, когда в его любимом училище появился класс композиции. Именно там он получил самые первые навыки сочинительства. Спустя четыре года, в 1929-м, он становится студентом Московской Государственной консерватории, где под чутким руководством Николая Мясковского происходило его формирование именно как композитора.

В 1933 году Сергей Прокофьев посетил класс Мясковского. От этой встречи у молодого Хачатуряна остались незабываемые впечатления. Его все больше и больше покоряли произведения талантливейшего композитора. Но и обратный интерес тоже присутствовал: Прокофьеву настолько понравились сочинения Арама, что он забрал их с собой в Париж. Именно там, в этом городе, который миллионы людей так стремятся увидеть, они и были исполнены.

Первый «Танец» Хачатуряна

«Танец» для скрипки и фортепиано — это было первое произведение Арама Ильича, которое было опубликовано. В нем отчетливо просматриваются некоторые особенности и характерные черты творчества талантливого композитора: можно услышать имитации некоторых тембровых эффектов, которые получили широкое распространение в инструментальной музыке Востока; в произведении множественные приемы варьирования, импровизационности; слышны ритмические остинато и известные многим «хачатуряновские секунды». Композитор рассказывал, что его секунды произошли от многократного прослушивания в детстве народных инструментов — бубна, кеманча и сазандар-тара.

Так понемногу, не спеша, Хачатурян, биография которого — пример того, как умный и талантливый человек сам себя создал, шагнул от обработки народно-песенного материала к его разработке. Наступил 1932 год, когда на свет появилась Сюита для фортепиано. Именно ее первая часть под названием «Токатта» стала известна всему миру. Многие пианисты до сих пор вводят ее в свой репертуар. До сих пор в ней присутствует сила воздействия на публику и некая прелесть.

В 1933 году начали исполнять «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра. Благодаря этому произведению, излучающему искреннюю радость жизни, свет и силу, молодого Хачатуряна ввели в команду лучших советских композиторов. Еще через два года в зале Московской консерватории раздались аккорды Первой симфонии, которая являлась дипломной работой по случаю окончания консерватории. Это было завершением предыдущего и началом следующего этапа в жизни композитора. Биография Арама Хачатурянапредставляет собой некую историю музыки, ведь каждая его партитура — это отдельный отрезок времени, повествующий о впечатлениях, переживаниях и надеждах самого автора.

Композитор-педагог

Огромную часть творчества Арама Ильича занимают его сочинения для драматических спектаклей. Самые известные — музыка к лермонтовскому «Маскараду» и лопедевеговской «Валенсианской вдове». Несмотря на то что сочинения были предназначены для спектаклей, они получили абсолютно самостоятельную жизнь.

Хачатурян, краткая биография которого может только весьма схематично описать жизненный путь талантливого композитора, проявлял огромный интерес к киноискусству. Он показывал, насколько важна музыка в раскрытии сути и замысла режиссера. И все же его гениальность получила огромнейшее признание именно в симфонических произведениях. Зрители приняли на ура его концерты для скрипки с оркестром и для фортепиано с оркестром. Замыслы, возникшие еще в Первой симфонии и «Танцевальной сюите», обрели новую жизнь. К тому же у Хачатуряна появилась концертность, что позже стало особенностью его стиля. В 1942 году он завершил партитуру балета «Гаяне», где были синтезированы классический балет и хореографическое искусство. До конца войны появились Вторая и Третья симфонии. Спустя 9 лет после окончания войны композитор написал героико-трагический балет «Спартак».

Какая же она, биография Арама Хачатуряна? Кратко можно представить тремя словами: труд, труд и еще раз труд. В шестидесятые из-под пера Хачатуряна вышли три концерта-рапсодии, которые в 1971 году были удостоены Госпремии.

Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Много лет подряд он был руководителем композиторского класса в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и музыкального Творческая деятельность композитора продолжалась почти до последнего его дня. Его жизнь завершилась в Москве, 1 мая 1978 года.

Забавные случаи из жизни композитора

Биография Арама Хачатурянавключает в себя и разные интересные факты. Один из них — о его собаке. Композитор с особым трепетом относился к животным. Однажды в Германии ему принесли подарок — королевского пуделя. Арам Ильич назвал его Лядо (согласно названиям двух нот). Он сам с ним гулял, кормил его, играл с ним. Хачатурян настолько привязался к своему питомцу, что как-то раз посвятил ему пьесу под названием «Лядо серьезно заболел».

Еще один факт практически исторического значения. В 1944 году объявили конкурс на гимн Армении. У Хачатуряна, приехавшего в Ереван, был свой вариант музыки. Как-то вечером он уселся за рояль в окружении членов своей семьи и прикоснулся к клавишам. Это было жарким летом, балконы у людей были настежь открыты. Под окнами великого композитора собрались люди, которые, воодушевившись услышанной мелодией, одновременно запели хачатуряновский гимн.

Семейные отношения

Так умел творить Хачатурян. Краткая биография этого талантливейшего композитора современности говорит о том, что он, как никто другой понимал не только музыку, но и ее ценность для общественности. Его личная жизнь тоже не была скучной. В первом браке родилась дочка Нунэ, которая стала пианисткой. Немного позже, после расторжения первого союза, композитор женился второй раз. Его избранницей стала студентка из класса его руководителя Мясковского — Нина Макарова. Именно эта женщина стала огромной любовью, соратницей и верным спутником жизни Хачатуряна. Арам и Нина подарили жизнь сыну Карену (известному искусствоведу).

Так прожил свою жизнь Арам Хачатурян, краткая биографиякоторого давно пополнилась еще одним важным фактом: именем великого композитора назвали и струнный квартет, его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют композиторов и пианистов.

Творчество Арама Ильича Хачатуряна (1903 – 1978), преисполненное жанровой и образной многоплановости, со всей полнотой отразило его тонкое умение прочувствовать и воссоздать в музыке глубинную суть отображаемой эпохи – от древнеисторической до остросовременной тематики.

Интернациональный дух его композиторского гения проявился в самобытном, органичном синтезе восточной и западной традиций, ознаменовав настоящий прорыв на пути их освоения. Так, стремление к подобному качественно новому синтезу станет одной из ведущих тенденций музыкального искусства ХХ века:

«Хачатурян впервые в мировой музыкальной практике по-новому раскрыл сущность музыкального Востока, сумев вырваться из оков традиций восприятия восточного как экзотического начала» (З. Тер-Казарян).

Музыкальный язык творчества А.Хачатуряна

Ярко индивидуальный, самобытный стиль композитора, обретший поистине историческую значимость, преемственно восходит, с одной стороны, к традициям армянской, азербайджанской, грузинской композиторских школ (сам Хачатурян указывал на огромную роль армянской народной музыки в своем творчестве). С другой стороны, его музыка вбирает достижения европейской и русской традиций, что проявилось:

  • в области ритма, где сложность его организации, направленная на преодоление регулярной акцентности (в целом – характерная примета ),сближает приемы работы Хачатуряна с методом Стравинского;
  • широта и богатая эмоциональность мелодий, восходящая к стилистике ;
  • красочность и многоплановость оркестровой фактуры, воспринятая от русской классической композиторской школы;
  • токкатность, отличающая многие произведения композитора, отсылает, с одной стороны, к стилю , с другой – к национальным истокам народной танцевальной музыки;
  • яркая характерность гармонического языка Хачатуряна, связанная с активным использованием приемов ostinato и органных пунктов, восходит к народной армянской музыке (отмечает Г. Чеботарян).

Сам композитор делал акцент на том, что

«…наше искусство должно быть источником радости, воспевать добро, нести людям счастье…»,

однако образный спектр его сочинений оказывается расширенным до включения в него героико-драматических настроений

(Первая и Вторая симфонии, балеты «Гаянэ» и «Спартак», «Ода памяти Ленина», симфоническая сюита «Битва на Волге», т.д.).

Широта, свойственная образному миру творчества Хачатуряна, также характерна для его взглядов относительно значимости различных областей музыкального искусства в целом. Так, убежденность в духовной ценности как профессиональной, так и массово-бытовой музыки выражена его словами:

«…пускай музыка, которая создается в наше время, звучит на площадях, если это может увлечь массы и заразить их своими эмоциями…».

Традиционно в связи со спецификой стилистики Хачатуряна отмечаются такие черты, как:

  • импровизационная свобода,
  • поэмность,
  • рапсодичность (определение самого композитора).

Теснейшая связь с народными истоками в его творчестве выразилась в органичном сплаве самой сути народности в широком смысле с собственно авторскими мелодиями в народном духе, где композитор избегает прямого цитирования, будучи верен глубокому убеждению:

«Если…композитор прикрывает обращением к фольклору отсутствие мастерства … вряд ли он может называться творцом…». З. Тер-Казарян отмечает: «Его музыкальный язык явился общевосточным эквивалентом западноевропейского без национальной дифференциации, но с обязательными потенциальными возможностями».

Инструментальное творчество А.Хачатуряна

Первые шаги Хачатуряна-композитора связаны с пьесами для виолончели, фортепиано, песнями, музыкой к театральным постановкам. В ранних сочинениях ощущается влияние в области гармонии, в фактуре – импрессионистские веяния (фортепианный Вальс-каприс, или «Вальс в нонах»); большинство произведений раннего периода остались неопубликованными.

Первое сочинение композитора – «Песня странствующего ашуга» (1925) для виолончели и фортепиано. Далее следуют: Песня-поэма для скрипки и фортепиано (1929), Танец для скрипки, Поэма для фортепиано, Токката, семь фуг для фортепиано (к каждой из которых спустя 40 лет пишется речитатив) и т. д.

В консерваторские годы появляются: оркестровая «Танцевальная сюита» (1933), трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Фортепианный концерт (1936).

Частью золотого фонда советской музыки становится Скрипичный концерт (1940); родившаяся в 1961 г. Соната для фортепиано обнаруживает связь с методами Прокофьева и Стравинского.

Симфонии Хачатуряна

В области симфонической музыки имя этого композитора находится в одном ряду с именами , Прокофьева; одной из центральных идей в симфониях, как и в произведениях иных жанров, выступает жизнеутверждающая сила оптимистического начала.

Первая симфония

Она обозначила завершение ученического периода в творчестве композитора; ее значение ярко охарактеризовано высказыванием Шостаковича об огромной роли дарования молодого композитора для отечественного музыкального искусства, которому

«…суждено было открыть новые горизонты в музыке ХХ века…». Это – дипломная работа, в которой «…мысль о нерасторжимости времен, о единстве человеческих идеалов выражена Хачатуряном совершенно определенно, образно и в тематизме симфонии, и на уровне музыкально-драматургического плана» (М. Рухкян).

По признанию самого композитора, в симфонии он стремился воплотить

«…горе, грусть прошлого, …светлые образы настоящего, веру в прекрасное будущее». «Первую симфонию я посвятил 15-летию установления Советской власти в Армении и сделал это вполне искренне…» (А. Хачатурян).

В беседах со Шнеерсоном композитор отмечал, что трагический эпизод в финале симфонии навеян воспоминаниями о «тяжелом прошлом моей родины, Армении…».

Вторая симфония

(«Симфония с колоколом» – имя, данное ей Г. Хубовым) создавалась «…с чувством гнева, протеста против несправедливости…» (А. Хачатурян) в тяжкое военное время. Именно в связи с нею в музыку Хачатуряна проникают трагические настроения. Музыка симфонии отличается экспрессией, яркой ассоциативностью, эмоциональной точностью передачи настроений (набат и плач струнных во вступлении, траурное шествие в 3-й части, ода в финале); народно-национальная основа здесь проявляется сквозь призму личностного восприятия при сохранении своего образно-выразительного значения. Г. Хубов определяет ее жанр как монументальную эпопею.

Третья симфония («К 30-летию Октября!»)

Она оказалась заклеймена как «ненародная» и обвинена в излишней помпезности. Хачатурян подобного рода критику переживал тяжело:

«Шостакович, когда его ругали, работал, а я хотел повеситься» (А. Хачатурян).

Однако, вопреки упрекам в формализме, музыка симфонии не только «поет гимн…возрождающейся жизни» (Б. Асафьев); но во многом предвосхищает сонористические открытия второй половины ХХ века.

Концерты Хачатуряна

Трактовка Хачатуряном жанра концерта связана, прежде всего, с торжеством светлого, оптимистического начала (Г. Хубов отмечает, что композитору запомнилось сравнение концерта с зажженной люстрой – нечто яркое, торжественное, светлое). Его шесть инструментальных концертов, насыщенные энергией действия и эмоциональным богатством, демонстрируют умелое владение как классическими законами и формами, так и новаторскими свободными приемами. Так, в основе первых трех концертов (Фортепианного, Скрипичного, Виолончельного) лежит опора на традиционную для жанра 3-частную структуру и сонатно-симфонический принцип развития материала.

В период с 1961-1968 гг. появляются остальные 3 концерта (также Фортепианный, Скрипичный, Виолончельный), гораздо более свободные, опирающиеся на одночастность и отличающиеся усилением связей с типично восточными исполнительскими приемами. Эти особенности отразились в жанровом определении их как концертов-рапсодий.

Кантатное творчество Хачатуряна

В 30-е годы развивается жанр юбилейной кантаты, чему способствуют культурно-общественные мероприятия по подготовке празднования Революции и 60-летнего юбилея Сталина. Так, в 1938 г. появляется «Поэма о Сталине», находящаяся, на первый взгляд, в русле тенденций конца 40-х годов, связанных с культом личности. На самом деле, в произведении найден нетрадиционный путь решения, направленный на перенесение акцента с конкретной личности на образ народа. Сущность сталинизма, подразумевающая реализацию идеи счастливой жизни как неотделимую от власти, преодолена тем, что суть времени дана глазами простых людей, для чего привлекались народно-поэтические источники (слова ашуга Мирзы).

Поэма отличается сложностью композиционного плана, насыщенностью разделов, концентрацией национального начала. Также сочинению присущи черты крупноплановой театральной драматургии, что проявляется в динамике нагнетаний и спадов (что характерно для творческого метода Хачатуряна в целом). Историческая роль произведения заключается в определении Поэмой дальнейших путей симфонизации для армянской кантатно-ораториальной музыки.

Музыка для театра и кино

Считая равнозначными различные музыкальные жанры, Хачатурян создает большое количество песен, пьес, музыку к кинофильмам и к театральным постановкам. Не менее широка тематика произведений – от внутринациональной до общечеловеческой.

Именно с театральной музыкой связаны как первые опыты, так и монументальные образцы зрелого периода. Например, огромную популярность приобрели:

музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940), музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (вошедшая в золотой фонд советской музыки), музыка к драматическим спектаклям «Кремлевские куранты» (1942), «Глубокая разведка» (1943), «Последний день» (1945). Подлинно народную популярность получила песня Пэпо из одноименного кинофильма; из музыки к кинофильму «Человек № 217» рождается позже Сюита для двух фортепиано.

Балеты Хачатуряна

В сфере театральной музыки огромная роль принадлежит балету. Первым образцом данного жанра оказывается музыка к балету «Счастье» (1938) на традиционный для своего времени сюжет о пограничной и колхозной жизни.

Эта музыка используется в последующем балете «Гаянэ» (1942), создававшемся в суровых условиях за полгода (позже – удостоенном Государственной премии):

«Все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война…дух народа крепок» (А. Хачатурян).

Музыка насыщена яркими фольклорными элементами, народными ритмоинтонациями.

В последнем балете «Спартак» обнаруживаются черты зрелого стиля композитора: преобладание мысли над эмоциями,

  • строгая и детальная продуманность концепции,
  • непрерывность развертывания и виртуозное владение средствами музыкальной драматургии,
  • огромная роль полифонии в организации музыкальной ткани,
  • многоплановость характеристик героев и их динамичность в процессе развития сюжета.

Балеты Хачатуряна пережили непростой период в своей сценической жизни: сюжет (в частности, «Гаянэ», «Спартак») неоднократно в постановках оказывался не соответствующим оригиналу, номера подвергались перестановкам, купюрам, производилась смысловая переакцентировка, что нередко искажало замысел всего произведения. Например, «Гаянэ» всякий раз оказывался иным, с частичными изменениями в музыке, и даже с переосмыслением главных героев балета (постановка Н. Касаткиной и В. Васильева). «Спартак» же в постановке Л. Якобсона подвергался активному вмешательству с перестановкой эпизодов и музыкальными купюрами.

Педагогика – еще одна важная сторона профессиональной деятельности композитора. Именно с его классом связаны имена А. Эшпая, А. Рыбникова, Э. Оганесяна, М. Таривердиева, А. Виеру, и т. д.

Одной из главных задач в своей педагогической деятельности композитор видел обучение «не только тайнам ремесла, но умению слышать жизнь» (С. Хентова).

Будучи открытым для всего нового, музыкант сумел мастерски синтезировать восточную и европейскую традиции, признаваясь, что именно это являлось для него и мечтой, и важнейшей задачей. Именно в связи с творческой деятельностью А. И. Хачатуряна (указывает В. Конен)

«музыка, имеющая восточную фольклорную основу, приобрела мировое значение».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающаясвежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями иритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилосьисточником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. Всвоих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередьрусской музыки.

ТворчествоХачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичныйконцерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

БИОГРАФИЯ

Детство июность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семьепереплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевыглубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставилоискусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песниАзербайджана, Грузии, Армении.

Под впечатлениемуслышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часамивыстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя«музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мненеописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

Материальноеположение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арамне мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за грошипианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем спримитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен итанцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьироватьзнакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».

Когда Арамуисполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельнонаучившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовоморкестре.

В шестнадцать летХачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным,что мечта учиться музыке стала неотступной.

Наконец в 1921году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат СуренХачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арамак музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.

Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московскиймузыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарнойподготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. ЕленаФабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали вюноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивоготруда, сомнений, успехов, разочарований.

Вначале Хачатурянучился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, чтоосновное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашелчуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже втехникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.

С 1929 по 1934годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения онзанимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все своевнимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» длясимфонического оркестра.

Уже здесьпроявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Преждевсего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатурянатеперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстрорастет и среди широких масс слушателей.

В качестведипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященнуюСоветской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имязанесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,занимаясь в аспирантуре.

Началосамостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много иупорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различнымжанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказалисьбалет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженнуюпопулярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активновключается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняетответственную работу в Союзе композиторов.

Фортепианныйконцерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем былвыдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имелбольшой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящемустилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнеемелодия.

В 1940 годуХачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичныйконцерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте.Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачуДавиду Ойстраху.

Весну и лето 1939года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье».В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа СоветскойАрмении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

Спустя два годаХачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театреимени Вахтангова.

Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни«Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «ГероямОтечественной войны» и другие.

Из произведенийкрупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

Премьерабалета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуированЛенинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел согромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развиваетсядраматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Ихсчастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фондВооруженных Сил Советского Союза.

Втораясимфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживаниясоветских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущейпобеды.

В 1944 годуХачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенныйпериод. В послевоенные годы музыкальная деятельность композиторазначительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классукомпозиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальностибудущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышлитакие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиеви другие.

В 1950 годуначалась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировалХачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением авторапрозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композиторпосещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом еговыступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главнойцелью его жизни.

Появляется целыйряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет длякинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

В 1946 годуХачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает егопервому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскомувиолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

Капитальноепроизведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлекобраз человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстаниерабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего сборьбой народов за свою независимость.

Позднеетворчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (дляскрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновьвозвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»для альта.

С первых жепослевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельностьХачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал вомногих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплениюдружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

Композитору былоприсвоено почетное звание народного артиста СССР.

Композитор, дирижер и педагог Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в селе Коджори, Грузия. Детство и юношеские годы провёл в старом Тифлисе.

В 18-летнем возрасте переехал в Москву, где поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных в класс виолончели .

В 1925 году начал заниматься композицией. Тогда же создал свои первые сочинения — "Танец" для скрипки и фортепиано и "Поэму" для фортепиано.

В 1929 году поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Николая Мясковского), которую окончил с отличием в 1934 году.

В 1934-1936 годах учился в аспирантуре при консерватории.

После окончания консерватории начал активную творческую деятельность.

В военные годы Хачатурян создал балет "Гаяне". Премьера балета "Гаяне" состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский оперный театр имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом, а особенно широкую известность получил "Танец с саблями". За балет "Гаяне" композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна, в 1944 году композитор стал автором Государственного гимна Армянской ССР, в 1945 году была написана Третья симфония - "победная".

Среди наиболее известных сочинений — "Спартак" (1954), концерты для фортепиано (1936), скрипки (1940; Сталинская премия, 1941), виолончели (1946) с оркестром, концерты-рапсодии для скрипки (1961), виолончели (1963; Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепиано (1968) с оркестром (Государственная премия СССР за триаду концертов, 1971), симфонии (1934,1943; Сталинская премия, 1946), "Симфония-поэма" (1947), произведения для солистов, хора и оркестра — "Ода радости" (1956), "Баллада о Родине" (1961), "Детский альбом" для фортепиано (тетрадь 1, тетрадь 2.).

Большое место в творчестве Хачатуряна занимала музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения - музыка к "Валенсианской вдове" Лопе де Вега (1940) и к "Маскараду" Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь. Всего Арам Хачатурян написал музыку более чем к двадцати спектаклям.

С не меньшим вниманием относился композитор и к киноискусству. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают "Пепо" и "Зангезур".

В Москве открыт памятник композитору Араму Хачатуряну Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов.

Начиная с 1950 года Хачатурян — профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. С большим успехом его выступления проходили в городах СССР и за рубежом.

Разнообразной была и общественная работа композитора. В 1939 — 1948 годы он был заместителем председателя, а в 1957-1978 годах - секретарем Союза композиторов.

Кроме этого он плодотворно работал как член Всемирного и Советского комитета защиты мира, был президентом Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

Был награждён многими орденами и медалями. Арам Хачатурян Герой Социалистического труда (1973), Народный артист СССР (1954), Народный артист Армянской ССР (1955), Народный артист Грузинской ССР (1963), Народный артист Азербайджанской ССР (1973).

Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978).

В 2006 году в Москве в сквере у Дома композиторов был открыт памятник Араму Хачатуряну работы скульптора Георгия Франгуляна.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников