Дворец советов неосуществленный грандиозный проект. Дворец советов ссср

Одна из самых грандиозных строек СССР - это незаконченный Дворец Советов, который пытались возвести в 30-е и 50-е годы. Цель его сооружения заключалась в демонстрации мощи и величия социализма.

Начало работ

Впервые идея строительства здания подобного масштаба возникла в 1922 во время Первого съезда Советов. Целью строительства было показать величие города, указать на то, что он является центром мира, создать единую композицию из высотных зданий в центре столицы. Дворец Советов так и не был построен, однако благодаря этому замыслу активно начала развиваться отечественная архитектура, появилось новое направление, которое назвали «сталинским классицизмом».

1931 год ознаменовался масштабным интернациональным конкурсом, целью которого было выявить лучшего архитектора и сам проект здания, который и стал бы центром города Советов предполагал не только возведение памятника на крыше самого большого строения в городе, но и окружение его величественными зданиями, которые должны были указывать на величие державы и поражать воображение рядовых граждан страны.

Помимо профессионалов, участие в конкурсе принимали и обычные граждане, а также работы архитекторов из других государств. Однако большая часть проектов не удовлетворяла выдвинутым требованиям или не отвечала идеологии страны, поэтому конкурс продолжили уже среди реальных претендентов из пяти групп, в число которых входил Б. М. Иофан.

За два года проведения конкурса участники создали более 20 проектов. Результаты конкурса были объявлены 10 мая когда комиссия постановила принять проект Б. М. Иофана, а также использовать лучшие приемы и части проектов других архитекторов, привлекая их к работе над проектом здания.

Строительство и война

1939 год стал началом строительства. Очередной съезд партии постановил закончить его в 1942 году, но этому не суждено было свершиться.

Конечно, замысел была грандиозным. Помимо того, что Дворец Советов СССР должен был возвышаться на 420 метров в высоту, высота его потолков внутри должна была составлять около 100 метров. Зал, где планировались проводить сессии Верховного Совета, вмещал в себя (согласно проекту) 21 000 людей, а вот малый зал смог бы принять 6 000 гостей.

Главный архитектор был не в восторге от того, что на здании придется установить статую Ленина, поскольку архитектура строения сразу бы померкла рядом с величественностью вождя. Однако под давлением соавторов проекта ему пришлось уступить.

Стройка началась без особых проблем, однако с все работы были приостановлены. Со временем Дворец Советов остался без металлического каркаса. Он был изъят для нужд промышленности, которая на тот момент остро нуждалась в металле.

После окончания войны все ресурсы, оставленные для строительства здания, были использованы для восстановления страны, поэтому стройка так и не началась.

После его режим подвергся жесткой критике, собственно, как и сам проект стройки. Поэтому Хрущев решил провести конкурс на новый проект и архитектора. Однако ничего интересного и нового конкурс не выявил, поэтому строительство так и не было продолжено.

На сегодняшний день от грандиозной стройки всех времен остался только фундамент, на котором сегодня располагается Храм Христа Спасителя. Бункер здания Дворец Советов, который находится под храмом, содержит в себе множество ходов и тайн, однако добраться туда не так просто, как хотелось бы.

Дворец труда и Большой кинотеатр — этих названий не найти на карте современной столицы, они сохранились лишь в архивах. Попробуем представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Москва — город, который активно строился и перестраивался на протяжении всей своей истории. Каждая эпоха привносила в облик столицы что-то новое, иногда пытаясь полностью поменять её архитектурную концепцию. Особенно это касается советского периода, когда появились такие стили, как знаменитый сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты той поры поражают воображение. Некоторые из них были воплощены в жизнь, но многие так и остались в архивах. Впрочем, только на бумаге можно увидеть и некоторые чертежи дореволюционного периода. Попробуем же представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Дореволюционная подземка

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев составили доработанный проект, который предусматривал строительство Кольцевой линии, проходящей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырёх радиальных линий. Половину этих дореволюционных веток планировалось построить на эстакадах, а половину провести в тоннелях. Кольцевая по проекту должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Храм этот собирались воздвигнуть в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить его между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьёвых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Вот несколько доводов, придавших вес предложению: это и желание императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания»; это и ссылки на расположенный за городом собор Святого Петра в Риме; это и удачное географическое расположение — ведь расстилающееся у подножия Воробьёвых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека. И последний довод: Воробьёвы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Храм должен был стать самым высоким в мире: высота его наземной части должна была быть 170 метров (для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме — 141,5 метра). В 1823 году начались заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки для доставки камня к храму. Первый опыт оказался удачным, но вывезти большие партии так и не удалось, потому что воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Строительство храма так и не продолжилось. Многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерной осадки.

Дворец труда в Москве — неосуществлённый проект 1922-1923 годов. В центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями: Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») планировалось возвести грандиозный комплекс.

Дворец труда должен был вместить все рабочие организации Москвы, большие пролетарские библиотеки, зал заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую с пропускной способностью шесть тысяч человек, спортивные организации и многое другое.

Выставка проектов «Дворец труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдёт советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Однако его строительство так и не началось, а в 1935 году здесь появилась гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. Он предполагал полное изменение градостроительной концепции города. В центре должны были появиться широкие транспортные магистрали и высотные здания. Чтобы сделать это, начали сносить историческую застройку. В 1933 году дело дошло и до Сухаревой башни. Известные архитекторы пытались защитить башню. Живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно: «Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».

Авторы письма предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему, при этом сохранив Сухареву башню. Архитектор Фомин вскоре представил этот проект — с круговым движением по площади. Были и другие варианты — пропустить транспорт западнее башни, передвинуть её на другое место, устроить тоннель для транспорта. Всему этому, увы, не суждено было сбыться.

При разборке Сухаревой башни один из наличников окон третьего этажа сохранили и перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену. Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.

В 1980-е годы исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них не был принят. Сейчас о существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

В соответствии с новой эстетикой советское правительство планировало расширить Красную площадь вдвое, а центральные площади — имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции в трёхлетний срок реконструировать. Территорию Китай-города хотели освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Восьмой сталинской высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскрёб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершён. Все возведённые конструкции демонтировали, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте построили гостиницу «Россия».

Закрестовский путепровод

Решение об открытии ВСХВ (ВДНХ) повлияло на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе. От 1-й Мещанской Ярославка отделялась путями Октябрьской железной дороги, через которые был переброшен старый путепровод. Ширина его была настолько мала, что даже трамвайные пути можно было проложить только в одну нитку.

Первый проект архитектурного решения выполнил в 1935 году архитектор Михаил Жиров. Сооружение должно было иметь невиданные для Москвы размеры: его ширина составляла 40 метров. Проект Жирова не был утверждён, и дальнейшую работу над путепроводами поручили коллективу в составе инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Начатое в 1936 году строительство было завершено через два года.


Дом ТАСС

В 1934-1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС. Он проходил в три тура, а для здания выбрали новое место — Пушкинскую площадь. Автором одного из проектов был Леонид Гриншпан — известный архитектор эпохи постконструктивизма. Впрочем, его планы в жизнь так и не претворили. Существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы должны были построить на площади Свердлова (нынешней Театральной площади), напротив здания Большого театра. Поскольку кино было признано «важнейшим из искусств», новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. Кинотеатр должен превзойти Большой и размерами: в театре — две тысячи мест, а в Большом кинотеатре должно было быть четыре тысячи (потом, правда, эта цифра снизилась до трёх тысяч мест).

Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года, но все проекты в итоге были признаны неудачными, все предложенные здания страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться. Несмотря на то что кинотеатр на площади так и не появился, именно его проекту мы обязаны созданию совмещённого вестибюля станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Пантеон в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов пантеона, но его конкретное месторасположение не уточнялось. В центральные органы власти стали поступать многочисленные проекты, многие из которых перекликались с теми, что появились во время конкурса на сооружение Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником. Поэтому Моссовет объявил конкурс на проект памятника. Монумент планировалось разместить на стрелке Обводного канала (сейчас на этом месте находится монумент в честь Петра I Зураба Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловском парке)

В 1932-1933 годах в Москве уже существовала детская железная дорога — в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. К концу 1930-х годов её закрыли.

Местом строительства Московской ДЖД затем избрали Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловском парке). Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. Возле северо-западного входа должен был расположиться Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки, обустроить огромный пруд площадью более 110 гектаров с ухоженными пляжами на 10 тысяч человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.

Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка и стать основным видом транспорта. При её создании было решено отказаться от сложившейся в те годы практики проектирования детских дорог детьми или молодыми специалистами в свободное от работы время. Был объявлен конкурс на лучший проект детской дороги и всех её сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В 1940-1941 годах московские детские технические станции и дворцы пионеров провели набор в кружки юных железнодорожников. С первого же дня они были распределены по службам (движения, тяги, вагонной и так далее). Весной 1941 года, пройдя начальный теоретический курс, ребята приступили к практическим занятиям. Но поскольку дорога к тому моменту ещё не была построена, занятия проходили на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов водили пассажирские поезда с Савёловского вокзала.

20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги был сдан на утверждение. А через два дня началась Великая Отечественная война. После войны неоднократно предпринимались попытки вернуться к вопросу о строительстве детской железной дороги, но все они так и не увенчались успехом.

Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Амбициозные проекты реконструкции города коснулись почти всех центральных улиц и площадей нашего города. Выглядеть совсем не так, как мы привыкли, могли бы и Манежная площадь, и Тверская, и Курский вокзал.




Давайте совершим маленькую виртуальную эксурсию вокруг Дворца Советов в Москве. Грандиозному и величественному зданию так никогда и не суждено было осуществиться. На просторах интернета встречаются иллюстрации из эскизной и проектной документации Дворца Советов и набор этих иллюстраций ограничен. Возникла идея восстановить один из вариантов этого здания в 3d, описать историю Дворца советов и прогуляться по территории виртуального здания. В конце поста приведена эволюция победившего конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, начиная с 1933 года. В 3d реализован вариант 1934 года.

История-фантом Дворца Советов
Идее сооружения Дворца Советов в следующем году исполнится 90 лет. В 1931 году был объявлен открытый конкурс на проект здания. По замыслу, Дворец Советов должен был олицетворять собой величие, могущество и успехи молодого советского государства, стать зримым воплощением идеи победы коммунизма, уготованного всем светлого будущего. На конкурс было представлено около 160-ти проектов как от иностранных архитекторов, так и, в массе своей, от советских. К тому времени главенствующим звеном архитектуры был конструктивизм. В основе конструктивизма лежат строгие, лаконичные формы, а пространство здания должно быть максимально функциональным. Не малая часть проектов на строительство Дворца Советов было выдержано в конструктивистском духе. Но для здания-символа лаконичная и рациональная форма плохо соответствовала меняющейся "пролетарской эстетике". По крайней мере так думал Йосиф Сталин. Простота и скептичное оформление конструкций должны были смениться помпезными, богато задекорированными фасадами. Архитекторы, опирающиеся на развитие классических форм все чаще заявляли о себе. Обособленно от остальных архитекторов держался Борис Иофан. Ученик итальянского архитектора Армандо Бразини стал победителем конкурса на проект Дворца Советов. К слову сказать, в конкурсе Бразини тоже поучаствовал. Влияние учителя было большим, можно даже сказать, что в готовящемся Дворце должна была течь и итальянская кровь. вслед за итальянским Кремлем, ставшим сакральным центром России, значительном влиянии итальянцев в церковных православных сооружениях пришла пора архитектурного влияния на страну Советов.
В 1933 году к работе Б. Иофана подключили архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. По готовящемуся переработанному проекту высота Дворца должна была составить 420 метров, венчать здание должен был 100 метровый памятник В.И. Ленину - работа скульптора С. Меркурова. Кубатура здания составила бы 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца был рассчитан на 21000 человек, имел высоту 100 м, малый зал был рассчитан на 6000 человек. В высотной части Дворца должны были разместиться Президиум, палаты Верховного Совета СССР и некоторые другие залы.
Строительство такого здания потребовало бы переустройство Волхонки и других прилегающих зданий. Иными словами, все исторические здания, особняки снесли бы. Огромные площади вокруг предполагалось заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей. Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина должны были подвинуть на 100 метров.
К строительству Дворца приступили в конце 30-ых годов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но поистине амбициозному плану большевиков так и не суждено было осуществиться. Война внесла свои коррективы. Строительство было остановлено на этапе закладки фундамента. Интересно, что во время и после войны проект Дворца Советов претерпевал изменения, надежда на осуществление проекта еще долго не покидала Сталина. Послевоенная разруха, смерть вождя, разоблачение культа Сталина, принятие директивы об "осуждении украшательства и архитектурных излишествах" окончательно похоронили идею и проект дальнейшего строительства. Потом было много других программ и проектов, попыток как успешных, так и безуспешных противопоставить СССР и социалистический лагерь миру капитала и рыночной экономики. Но такого красивого проекта в архитектуре больше не было.
Проект Дворца Совета Бориса Иофана сыграл большую роль в становлении и дальнейшем развитии и расцвете советской архитектуры 30-ых - 50-ых, получившей название "сталинский ампир". Образовавшейся на стыке разных культур и стилей, от классицизма до постконструктивизма, талантливый синтез архитектур, эклектика советского имперского стиля - значительная веха в архитектуре мира.

30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С. М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.

Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье.

Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы».

В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Трансформация идеи

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.

Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.

В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

Грандиозная стройка

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.

Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.

Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.

Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.

Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Финал строительства

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.

Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.

Предложение построить для заседаний Верховного Совета поражающий воображение дворец было высказано еще в 1922 году на Первом съезде Советов, на котором объявили о создании СССР. На этом съезде С.М. Киров выступил с пространной речью о том, что СССР будет расширяться, и московские залы скоро не смогут вместить всех депутатов. По словам Кирова, возведение Дворца Советов должно доказать, что большевики умеют не только рушить «дворцы банкиров, помещиков и царей», но и строить. Выслушав товарища Кирова, участники съезда постановили обязательно построить Дворец Советов и не где-нибудь, а «на самой красивой и лучшей площади».

В конце 1920-х годов это предложение упало на благодатную почву: в Советском Союзе развернулась грандиозная антирелигиозная пропаганда, и возведение Дворца Советов – главного сооружения СССР – на месте кафедрального храма Христа Спасителя стало мощным рычагом в этой программе. Как и любое дело в те годы, работы по сооружению Дворца Советов в 1931 году начали с решения организационных вопросов. Были учреждены Совет строительства и Управление строительством Дворца Советов. Но наиболее представительным органом стал Временный технический совет вышеназванного управления.

Членами совета были не только зодчие, но и представители других видов искусств: от писателей – А.М. Горький, от художников – И.Э.Грабарь, от скульпторов – С.М. Меркуров, от деятелей театра – К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд. Кроме того, членами совета были И.В. Сталин и другие члены правительства. Среди возможных мест строительства назывались Охотный ряд, Зарядье, Варварка, торговые ряды на Красной площади, Китай-город и Болотная площадь. В мае 1931 года на заседании Временного технического совета для возведения Дворца единогласно был выбран Охотный ряд. Однако Совет строительства (в лице Сталина) с этим вариантом не согласился.

Пришлось вновь собраться и обсудить все возможные варианты. Вновь принялись заседать и решили: «...признать как более или менее вероятные точки строительства Дворца Советов – Китай-город, затем Охотный ряд и Болото и на последнем месте храм Христа Спасителя». Но и это решение Сталина не устроило. Очередное заседание по вопросу выбора места строительства проходило в начале июня 1931 года, на сей раз в Кремле. На этом заседании под председательством Сталина и с участием членов Политбюро В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, К.Е. Ворошилова, а также ведущих советских зодчих и одного иностранного решили: Дворец Советов строить на Волхонке.

Тогда и была предрешена судьба храма Христа Спасителя. Уже через полгода – 5 декабря 1931 года – храм был взорван. Место будущего строительства обнесли забором, на котором красовался лозунг: «Вместо очага дурмана – Дворец Советов». Непосредственно работы по проектированию Дворца Советов начались еще в феврале 1931 года. Тогда были составлены предварительные проекты, которые дали материал для уточнения задания и программы конкурса. Конкурс был объявлен в июне 1931 года. В общей сложности было подано сто шестьдесят проектов. Шестнадцать проектов были удостоены денежных премий, однако это не позволило определить победителя.

По уточненному заданию конкурс вновь продолжился, причем разработка проекта была поручена группам архитекторов премированных проектов. Фактически архитектурный конкурс длился почти шесть лет. И только в 1937 был выбран проект, который приняли к реализации. Его авторами стали архитекторы Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко. Дворец Советов должен был стать монументальным памятником героической эпохи социализма. Очертания Дворца и вся его архитектура поражала современников. По проекту широкое внизу здание устремлялось ввысь, постепенно суживаясь, и заканчивалось грандиозной фигурой В.И. Ленина.

Общая высота сооружения должна была достигнуть почти четыреста двадцать метров. Выше здания в мире на тот момент не было. Особенно монументальной приставлялась скульптура Ленина, вес которой составил бы шесть тысяч тонн. Голова Ленина была бы сопоставима с пятиэтажным зданием и имела бы диаметр четырнадцать метров. Указательный палец вождя – четыре метра. Обхват грудной клетки – тридцать два метра. Предполагалось, что статуя будет видна с расстояния семидесяти (!) километров. Благодаря покрытию монель-металлом рассчитывалось, что статуя будет не подвержена атмосферным влияниям тысячу (!) лет.

О грандиозном проекте слышали, наверное, все, но далеко не все знают, что столь колоссальное здание, которое нередко называют «вавилонской башней коммунизма» успело выйти из рамок «проекта на бумаге». Дворец Советов действительно начали строить в 1938 году. Как и полагается сооружение Дворца Советов началось с проб грунта и сооружения фундамента. Отметим, что колоссальные размеры сооружения не только поражали воображение, но несли бы в перспективе немалые нагрузки на грунт. По проектным расчетам Дворец Советов должен был занимать площадь в одиннадцать гектаров и весил бы почти полтора миллиона тонн.

Причем, эта огромная, просто неимоверная, тяжесть не распределялась равномерно по всей площади грандиозного сооружения. Центральная высотная часть Дворца Советов являлась самой тяжелой. Занимая всего два гектара, то есть меньше пятой доли общей территории, она весила бы целых шестьсот пятьдесят тысяч тонн. Конструкция здания планировалась из мощного стального каркаса, к которому как бы подвешены все стены, пол и потолки вместе с их невероятной по богатству отделкой. Более двух тысяч гигантских стальных колонн каркаса передавали бы вес Дворца Советов на фундаменты.

К 1941 году каркас центральной высотной части был возведен со стороны улицы Волхонки до высоты девятиэтажного здания. Правда, стоит отметить, что с началом Великой Отечественной войны каркас этот стали постепенно разбирать и использовать для военных и оборонных нужд: мелкие стальные балки использовали, например, для изготовления противотанковых ежей, крупные с 1943 года шли на ремонт разрушенных в ходе Великой Отечественной войны железнодорожных мостов на европейской территории СССР. К концу войны на месте грандиозной стройки оставался лишь фундамент и великолепно сделанная гидроизоляция.

Официально от строительства Дворца до 1955 года не отказывались, однако фактически никакие работы на строительной площадке не велись. И лишь в 1956 году принимается решение о сооружении здесь бассейна «Москва». Тем не менее, даже непостроенный Дворец Советов оказал влияние на развитие нашего города. По Генплану Реконструкции Москвы от 1935 года Дворец Советов, наряду с Красной площадью, где стоит мавзолей Ленина, должен был стать градоформирующим объектом. В частности, предлагалось пробить многокилометровые широкие проспекты, ведущие к площади перед Дворцом Советов.

Совсем не в шутку архитектор Лев Владимирович Руднев, который обладал особым даром создавать крупную монументальную форму в архитектуре, предлагал всем своим коллегам, проектирующим новую московскую застройку, поставить себе на рабочий стол макет Дворца Советов и в точности учитывать его в своих планах, требуя, чтобы во всех проектах Дворец был виден из каждого окна абсолютно каждого московского здания. Давайте попробуем теперь обратиться к Генеральному Плану Реконструкции Москвы 1935 года, вернее к тем пунктам этого неоднозначного плана, в которых Дворец Советов упоминается:

1. Параллельно набережным создать новый проспект, идущий от площади имени Дзержинского к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москву-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район. Построить два моста через Москву-реку и водоотводный канал для продолжения бульварного кольца от Дворца советов в Замоскворечье.

2. От Кропоткинской набережной до площади Кропоткинских Ворот кольцо проектируется по новой трассе, через малую площадь Дворца советов. На пересечении кольца с Большой Полянкой и Большой Якиманкой создается новая площадь. От нее кольцо прямым направлением по новым мостам через водоотводный канал и Москва-реку выходит на Малую площадь Дворца советов и к Гоголевскому бульвару, который рекомендуется расширить.


3. Для продолжения начатых работ по пробивке проспекта по направлению к Дворцу советов расширить в 1936 году улицу Волхонку на отрезке между улицей им. Фрунзе и Антипьевским переулком и к 1937 году снести жилой квартал, выходящий на фасад заканчиваемой к этому времени строительством гостиницы Моссовета. Снести к моменту сооружения Дворца советов все промежуточные здания между Моховой и Манежной улицами, а также между Волхонкой и Большим Каменным мостом. Предопределить застройку зданиями правительственных учреждений, общественного и научного характера.

Дворец Советов предполагали построить к концу третьей пятилетки, то есть в 1942 году. Генеральный план реконструкции собирались выполнить за десять лет. Свое восемьсотлетие должна была встретить уже совсем другая Москва, которую с прошлыми веками связывали бы только имя, закрытый для простых горожан Кремль и несколько десятков старинных палат и особняков, разбросанных по всему городу. Если бы реализовали этот проект, не увидели бы мы и тех крупиц старой Москвы, которые и так с большим трудом дожили до наших дней.