Картины репина с названиями и описанием. Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Имя: Илья Репин (Iliya Repin)

Возраст: 86 лет

Деятельность: художник, иконописец

Семейное положение: был женат

Илья Репин: биография

Творчество русского художника Ильи Репина - на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.


История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.


Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда.

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи и , а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.


Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.


В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об , художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Живопись

Работы юноши из Чугуева попали к конференц-секретарю академии. Тот, ознакомившись, отказал Илье, раскритиковав за неумение рисовать тени и штрихи. Илья Репин не опустил руки и остался в Санкт-Петербурге. Сняв комнатку в мансарде, парень устроился в рисовальную школу, на вечернее отделение. Вскоре учителя хвалили его как самого способного ученика.


В следующем году Илья Репин поступил в академию. Внести плату за учебу студента согласился петербургский почт-директор и благотворитель Федор Прянишников. 8 лет в академии принесли художнику бесценный опыт и знакомство с талантливыми современниками - Марком Антокольским, и критиком Владимиром Стасовым, с которым жизнь связала на десятилетия. Ивана Крамского живописец из Чугуева назвал учителем.

Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил умершую подростком сестру и представил, какие выражения лиц были бы у родных, если бы девушка воскресла. Картина ожила в воображении и принесла первую славу.


В 1868 году студент, набрасывая этюды на берегу Невы, увидел бурлаков. Илью поразила пропасть между праздно шатающейся публикой и тягловой живой силой. Репин набросал сюжет, но отложил работу: впереди был выпускной курс. Летом 1870 года живописцу выпала возможность побывать на Волге и вторично наблюдать работу бурлаков. На берегу Илья Репин встретил прообраз бурлака, которого изобразил в первой тройке с головой, обвязанной тряпкой.

Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в России и Европе. Каждый из нарисованных рабочих несет черты индивидуальности, характера, пережитой трагедии. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» .


Слава о талантливом живописце из Санкт-Петербурга докатилась до Москвы. Меценат и предприниматель Александр Пороховщиков (предок известного российского актера) заказал Илье Репину картину для ресторана «Славянский базар». Художник взялся за дело и летом 1872 года представил готовую работу, получившую похвалы и комплименты.

Весной следующего года Илья Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Австрию, Италию и Францию. В Париже познакомился с импрессионистами, работы вдохновили на создание полотна «Парижское кафе». Но чуждая культура и манера модного во Франции импрессионизма раздражали русского реалиста. Рисуя картину «Садко», на которой герой пребывает в чужом подводном царстве, Репин, похоже, представлял себя.



Полотно показали на выставке передвижников, но трактовка сюжета не понравилась . Царь приказал не допускать работу на выставки, но в защиту творения Репина выступили десятки именитых людей. Император снял запрет.

Картину «Не ждали» мэтр представил в 1888-м, и ее тут же признали очередным шедевром. На полотне Илья Репин мастерски передал психологические портреты персонажей. Интерьером для полотна стала комната дачи в Мартышкино под Петербургом. Лицо главного героя Репин изменял неоднократно, даже когда картина попала в экспозицию галереи . Илья Репин тайно пробирался в зал и переписывал лицо нежданного гостя, пока не добился желаемого выражения.


Летом 1880-го живописец отправился в Малороссию, прихватив с собой ученика . В творческом запое он рисовал все: избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Репину был удивительно близок местный веселый народ.

Результатом поездки стали полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Гопак. Танец запорожских казаков». Первая работа появилась в 1891-м, вторая - в 1927 году. Работу «Дуэль» Илья Репин написал в 1896-м. Ее приобрел Третьяков, поместив картину в московской галерее, где она хранится в наши дни.


Особенное место в наследии художника занимают царские заказы. Первый поступил Илье Репину в середине 1880-х от Александра III. Царь пожелал увидеть на полотне прием волостных старшин. После успешно выполненного первого заказа поступил второй. Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» нарисована в 1903-м. Из «царских» картин знаменит «Портрет ».


На закате дней мэтр творил в финской Куоккале, в имении «Пенаты». В Финляндию к пожилому мэтру приезжали коллеги из Советского Союза, уговаривая перебраться в Россию. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся.

За несколько лет до кончины у Репина отнялась правая рука, но Илья Ефимович не представлял, как жить без работы. Он писал левой, пальцы которой вскоре перестали слушаться хозяина. Но недуг не стал препятствием, и Репин продолжал трудиться.


В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Какое-то время оно хранилась у американского коллекционера, потом «Большевики» попали к и . В 2000-х хозяева выставили коллекцию на лондонский аукцион «Сотбис».

Чтобы не допустить дробления коллекции, русский бизнесмен выкупил все 22 полотна, в числе которых и «Большевики». Экспозиция выставляется в городе на Неве.

Личная жизнь

Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей - трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие - с матерью.


Илья Репин запечатлел родных на портретах. На картине «Отдых» изобразил юную супругу, старшей дочери Вере посвятил картину «Стрекоза», младшей Наде – полотно «На солнце».

Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Именно к ней в «Пенаты» отправился живописец в начале 1900-х.


Наталья Нордман, вторая жена Ильи Репина

Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы покидают его, он становится «форменным лентяем». Последние месяцы перед кончиной рядом с отцом были дети, поочередно дежурившие у постели.


Художника, отпраздновавшего в августе 86 лет, не стало в сентябре 1930 года. Его похоронили в имении «Пенаты». В России и странах СНГ действует 4 музея художника, самый известный - в Куоккале, где он провел последние три десятка лет.

Произведения

  • 1871 – «Воскрешение дочери Иаира»
  • 1873 – «Бурлаки на Волге»
  • 1877 – «Мужик с дурным глазом»
  • 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
  • 1880-1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • 1881 – «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
  • 1884 – «Не ждали»
  • 1884 – «Стрекоза»
  • 1885 – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • 1896 – «Дуэль»
  • 1896 – «Портрет императора Николая II»
  • 1903 – «Тайная вечеря»
  • 1909 – «Самосожжение Гоголя»
  • 1918 – «Большевики»
  • 1927 – «Гопак. Танец запорожских казаков»

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873)

О работе молодого Репина упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, - чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

«Проводы новобранца» (1879)

Тема расставания длиной почти в жизнь становится главной на репинской картине «Проводы новобранца». В духе передвижничества художник создал многофигурную композицию, на которой жизнь показана в мельчайших деталях. Мастерский световой акцент на главных персонажах, созданный Репиным, формирует центр картины и ее идею – разлука неизбежна, она будет долгой, печальной и только Богу известно, суждена ли встреча.

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. О чем эта история? О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность? Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий»? А, может… Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.

Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор, и он оказался прав. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно. Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими. Кто же из персонажей картины истинно верует: тот, кто идет во главе Крестного хода, или те, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину?

«Вечорницi» (1881)

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей… Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно, именно поэтому картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи, и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание - заказ последовал от императора, и вряд ли художник мог от него отказаться. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин? Репин никуда не делся! Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.

5 самых известных картин Ильи Репина

5
самых известных картин Ильи Репина


Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Он родился5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. С юности увлекся написанием картин, местные художники научили Илью владеть кистью и карандашом. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

Он очень быстро становится знаменитым портретистом, но немалое внимание уделяет и историческим и социальным мотивам в творчестве. Постоянно развиваясь и совершенствуя мастерство, Репин никогда не считал себя великим. Все удачи не делали его зазнавшимся, а неудачи никогда не вселяли отчаяния. Простой человек, с собственным взглядом на жизнь, он просто всегда работал. До самых последних дней не выпускал из рук кисть.

Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Тем не менее, на родине его картины знали и любили. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Его не раз звали вернуться на Родину, но он отказывался, утверждая, что пока правят большевики, ему туда дорога закрыта.

За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин, и мы сегодня вспоминаем самые известные из них.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - панно размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1991 год. В картине Репин оживил историю написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи. Картина имеет историческое и культурное значение. Раскрыта способность Ильи Ефимовича передавать эмоции и историческую достоверность.




«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына) – картина была написана в 1883-1885 годах и очень не понравилась Александру III, была запрещена к показу. Лишь спустя три месяца запрет сняли. Тем не менее, картина осталась одной из самых выдающихся в истории искусства XX века.



«Бурлаки на Волге» - картина была написана в марте 1873 года. Над ней Репин работал долгих три года, стараясь максимально предать лица героев. Процессия движется из глубины, и можно увидеть перспективу, но, одновременно выделено каждое лицо, каждая эмоция.



«Крестный ход в Курской губернии» - хотя тема крестного кода является самой популярной в русской живописи, но только Илья Репин умел передавать толпу так явственно. Кажется, будто всех этих людей он и впрямь видел воочию. О каждом что-то знает. В его картине раскрываются характеры, социальные особенности. Толпа кажется единым целым и лишь при ближайшем рассмотрении отмечается индивидуальность каждого.




«Не ждали» - смелое изображение картины на революционную тематику. В ней раскрыто множество аспектов жизни. Революционер, наконец, возвращается в родной дом из ссылки. В нем борются сомнения и чувства, он не знает, как его примут в семье. Да и помнят ли они его? Наибольшее внимание художник уделял главному герою. Несколько раз он переделывал его лицо, пытаясь добавить драматизма. В итоге остановился на смятенном состоянии, в котором человек встречается с родственниками.

Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности. Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.

Краткая характеристика творчества

Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.

Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».

«Бурлаки на Волге»

Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».

Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.

Исторические полотна

Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.

В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.

Портреты

Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.

Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора - изображение известного мецената П. Третьякова.

Парадные работы

Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.