Кто представителей творческой интеллигенции вынужден. Тема интеллигенции в рассказах А.П

В пятницу, 12 августа, в Самаре впервые прошла конференция работников культуры Самарской области. Деятели культуры, представители муниципалитетов, творческих союзов, общественных организаций обсудили итоги работы, обозначили существующие проблемы и наметили планы по активному и содержательному развитию культурной сферы региона. В форуме принял участие губернатор Николай Меркушкин.

Открыл конференцию министр культуры региона Сергей Филиппов. Он отметил первоочередную задачу, которую перед творческими людьми поставил президент Владимир Владимирович Путин.

"Наша основная задача — укрепление духовности и культуры нашей страны. В нынешней непростой социально-политической ситуации культура является тем духовным и нравственным стержнем, который позволяет нам сохранять свою самобытность и уверенно смотреть в будущее. Для этого мы должны идти в ногу со временем и не отставать от тенденций современного общества", - сказал министр.

Сергей Филиппов подчеркнул: "Если мы не будем внедрять новые формы работы, использовать современные технологии, которые привлекут к нам людей, мы не сможем выполнить поставленные задачи".

Глава минкульта отметил, что в последние годы многое сделано для развития культуры в регионе. На территории идет серьезная работа, направленная на сохранение классического театрального наследия. Яркие премьеры, драматические и оперные постановки, гастроли ведущих отечественных театров, фестивали стимулируют у самарцев интерес к учреждениям культуры. Творческие коллективы региона успешно защищают честь региона на крупных фестивалях, в том числе на "Золотой маске".

Развивается музейное направление благодаря в том числе активной совместной деятельности с крупнейшими музеями России. Один из ярких примеров — сейчас работы из коллекции Самарского художественного музея экспонируются в рамках выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее.

Для поддержки талантливой молодежи в регионе проводятся десятки фестивалей, в сотнях общероссийских форумов и обучающих мероприятиях принимают участие юные самарцы. Как правило, без наград они не возвращаются. Одаренные дети получают именные стипендии губернатора, а в целом, до 10% выпускников Самарской области выбирают вузы творческой направленности.

Важнейшее направление работы минкульта — национально-культурные организации региона. Как правило, фестивали и национальные праздники в регионе отмечаются всеми конфессиями вместе. "Мы показываем пример, как можно организовать жизнь, исключающую взаимные конфликты", - отметил Сергей Филиппов.

Отметил министр и проблемы, прежде всего, кадровые: средний возраст работников культуры — более 50 лет, в отрасли занято около 25% людей пенсионного возраста. Однако поддержка молодых специалистов — творческие стипендии, губернаторские премии и гранты — постепенно меняют процентное соотношение.Средняя заработная плата работников культуры за последние годы выросла в 2-3 раза и является самой высокой в ПФО.

На капитальный ремонт 115 муниципальных учреждений культуры был выделен 1 млрд рублей. Закончены работы в Сызранском драматическом театре, в КДЦ "Нефтяник" в Нефтегорске, отреставрирована школа искусств в Чапаевске и библиотека в Дубовом Умете.

Скоро откроется отреставрированный "СамАРТ", детские школы искусств в Отрадном и Кинель-Черкассах, через год — театр кукол и крупный культурно-оздоровительный центр в Большой Глушице. И это только малая часть сделанного при поддержке губернатора Самарской области, правительства региона, меценатов, отметил Сергей Филиппов.

Резюмируя, министр культуры обратился к коллегам: "Перед нами стоит задача выйти на новый уровень развития культуры региона. Мы как творческие работники должны не только совершенствовать свою деятельность, но и иметь активную жизненную позицию, сознательно участвовать в общественной жизни, формировать общественное мнение и являться примером для сограждан. Работники культуру наряду с учителями и врачами всегда составляли основую гражданского общества. Им всегда верили, за ними шли".

"Наша с вами работа перекликается, - обратился к творческой интеллигенции Николай Меркушкин. - Мы делаем одно дело — воспитываем подрастающее поколение и формируем культуру в целом. Именно она определяет уровень развития нашего общества".

Глава региона обратил внимание, что львиная доля просьб и пожеланий самарцев всегда связана с искусством и творчеством. "Это особенность нашего менталитета. Именно поэтому мы занимает лидирующие места в округе и стране по самым важнейшим направлениям культуры. Тягу к прекрасному мы должны всячески поддерживать", - сказал губернатор.

Он отметил, что каждое отреставрированное или построенное учреждение культуры "должно расширять наше представление о прекрасном и привлекать молодежь к искусству". Объекты культуры, словам Николая Меркушкина, должны максимально соответствовать своему предназначению и приносить радость долгие годы.

Николай Меркушкин также сказал, что грантовая поддержка одаренных детей и детских школ искусств будет продолжена. Что касается последних, глава региона предложил поддерживать не только лучших, но и перспективные учреждения: "Это будет для них стимулом и возможностью активнее развиваться".

Он подчеркнул, что поддержка культуры необходима для общества: "Шаг за шагом мы будем делать все возможное, чтобы у нас подрастало воспитанное, творческое, образованное, здоровое и конкурентоспособное поколения. Без этого рассчитывать на успех страны, родной земли невозможно. Мы должны держать планку культуры Самарской области на высоком уровне".

Директор ДШИ Отрадного Ираида Зюльманова со сцены отметила, что "во все времена культура была на передовом рубеже в борьбе за души и сердца людей".

"В культуре работают подвижники, преданные своему делу душой, готовые положить на алтарь профессии личные пристрастия, - сказала она и обратилась к главе региона: - Николай Иванович, вы защищаете Самарскую губернии и ее людей, находите истинно творческие, неординарные решения в сложных ситуациях. Могу сказать: вы - наш, вы — человек культуры. Только люди творческие способны работать так самоотверженно, как вы".

Народный ансамбль "Шенталинка" от имени всех самодеятельных коллективов региона поблагодарил Николая Меркушкина за губернский фестиваль "Рожденные в сердце России": "Николай Иванович, вы не даете нам скучать и всегда держите в творческом тонусе".

В рамках культурного форума губернатор наградил представителей творческой интеллигенции и вручил грантовые сертификаты на новые проекты. Почетный знак "За труд во благо земли Самарской" получили заслуженный художник РФ Рудольф Баранов, народный артист РСФСР Анатолий Пономаренко, писатель Иван Никульшин.

Замдиректора "СамАРТа" Ольга Шапиро также получила награду. "Хочу сказать слова благодарности всем, кто эти годы был рядом: актерам, зрителям, министерству культуры и вам, Николай Иванович, за понимание важности нашего театра для губернии", - со слезами на глазах произнесла она.

Заслуженной артисткой Самарской области стала солистка балета Ксения Овчинникова, а заслуженными работниками — президент Поволжского историко-культурного фонда Мария Серкова и представитель национально-культурной автономии казахов "Ак Жол" Айгуль Жалелова.

Памятный знак "Куйбышев — запасная столица" был вручен Самарскому академическому театру оперы и балета.

Получила награду генеральный директор Наталья Глухова. Она отметила, что в истории театра было немало ярких страниц. В частности, эвакуированные во время войны в наш город творческие коллективы не только выступали на сцене, но и сдавали кровь, ухаживали за ранеными. "Это была позиция людей. Почетный знак — эстафета того времени. Это дорогого стоит. У нас высокая миссия - мы были и остаемся центром культурной, музыкальной и общественной жизни города", - сказала руководитель театра.

В завершении конференции глава региона отметил, что особенность творческих людей — пропускать все через себя. "Когда это происходит, вы выдаете вещи, которые трогают душу. Спасибо вам за это!", - сказал он.

После окончания форума губернатора еще полчаса не отпускали. Николая Меркушкина попросили оказать поддержку журналу "Самарская Лука", а также помочь в укреплении дружбы между Самарской областью и Узбекистаном: "Давайте будем это делать, а потом их делегацию пригласим на самарскую землю, на "iВолгу"".

Отдельную благодарность глава региона получил от представителей культурно-просветительского центра "Наследие" из Чапаевска. Натальи Широкова и Марина Кириллова выразили общее мнение: "Творческая интеллигенция всегда с вами!".

Гонения на Б. Пастернака за публикацию на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии

Агрессивная критика ряда деятелей литературы и искусства со стороны партийного руководства во время регулярных встреч

Гонения на художников

(Б. Жутовский,

Э. Неизвестный и др.)

В 1962 г. было объявлено о «временном» повышении цен на мясо

(на 30%) и на масло (на 25%)

Причины нарастания недовольства в обществе деятельностью Н.С.Хрущева в начале 60-х годов

Борьба государства с подсобными хозяйствами колхозников

Новая шумная антирелигиозная кампания. Резкое сокращение количества действующих храмов

Обвальное сокращение вооруженных сил, означавшее для сотен тысяч офицеров потерю работы и ухудшение материального положения

Непродуманные реорганизации и постоянная перетряска кадров

Потеря Н.С.Хрущевым поддержки со стороны бюрократического аппарата

Организаторы смещения:

Л.И.Брежнев, М.А.Суслов, А.Н.Шелепин, Н.В.Подгорный, В.А.Семичастный и др.

Смещение Н.С.Хрущева со всех постов на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964г.

!!! Реформаторские усилия Н.С.Хрущева, как и деятельность в целом, пусть непоследовательные и противоречивые, а порой и просто деструктивные, способствовали продвижению общества по пути утверждения общечеловеческих ценностей, начал демократизации, гласности.

Политическое развитие СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов.

1964-1982 гг. – Л.И.Брежнев во главе КПСС и СССР.

!!!18-летнее правление Л.И.Брежнева стало «золотым веком» для партийно-государственной номенклатуры, которая с радостью поддержала главный лозунг Л.И.Брежнева «Обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизненность занятия номенклатурных

постов.

Конституция СССР 1977 г.

Концепция развитого социализма

Законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе

(статья 6 Конституции)

Фактическая подмена партийным аппаратом советских органов государственной власти

Политическая система

Усиление бюрократизации государственной машины

Закоснелость партийно-государственных структур

Кризис межнациональных отношений

Геронтократия

(власть старцев)

Ужесточение репрессий против инакомыслящих

Усиление противоречий в социально-классовой структуре общества

Экономические реформы 1965 года .

Реформа в промышленности

!!! Первоначально реформы дали определенный положительный результат. Однако они не затронули основ экономического базиса советской системы. В начале 70-х годов руководство страны решило вернуться к жесткой административной структуре при детальном планировании продукции и других показателей с ограничением прав предприятий.

Последствия свертывания реформы 1965г .

1966-1970 гг. 1981 – 1985 гг.

Темпы прироста национального дохода

Темпы роста производства труда

Основные показатели развития экономики в 1965 – 1985 гг. (в %)

Случайно на этой неделе мне удалось увидеть передачу "Первая студия" от 5.07.2017 , не буду перечислять всех кто там был, но к одной личности все таки хочется вернуться. Это Ио́сиф Райхельга́уз. Этот деятель не моргнув глазом на всю нашу страну начал защищать не без известного нам Алексея Гончаренко, того самого, который делал селфи с трупами людей в сгоревшем Доме профсоюзов в Одессе.

Вот этого подонка выгораживает Райхельга́уз. Вот про него он говорил, что он бьется за дружбу с Россией и препятствует введению виз. Мы с вами помним, что говорило это существо, снимающее обгорелые тела погибших людей. В сети все это можно найти, как бы не старались эти мрази затереть историю.

Теперь давайте ка посмотрим на "творческую" судьбу самого Райхельга́уза.

Как сообщает нам Википедия со ссылкой на газету «Лицей», «Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962–1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: „Профессиональная непригодность“. В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факульте ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность . В 1965–1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ. В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М.О. Кнебель и А.А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль „И не сказал не единого слова“ по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, „Мой бедный Марат“ по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.» +

Корифея дважды выносили на пинках из театральных вузов, причём, первый раз — из провинциального. Но возвращаться назад, в электрогазосварщики, Мельпомена не отпустила. Ушёл в самодеятельность, ударять по Вильяму, понимаете ли, нашему, Шекспиру. На почве самодеятельности отрастил себе неслабые мозоли на ягодицах и на измор взял ГИТИС. Но самодеятельность не бросил — чёс на северах, среди суровых и хорошо зарабатывающих людей, истосковавшихся по культуре, даже в виде самодеятельного культпросвета — это святое. Ёлки лицедея целый год кормят, да! Первый же спектакль в ЦТСА забраковали. Со своей халтурой смог вылезти только в родной Одессе. До 1993 года был широко известен в узких кругах. Лауреатом и корифеем стал только при алкаше Ельцине, когда звания заслуженных и народных раздавали за сожжённый при свидетелях партбилет. Короче, типичный представитель общества «Долой рутину с оперных подмостков!» Надо ли удивляться, что буратины из его театра готовы работать за еду?

Интересно ведь. что связывает этого деятеля Мельпомены с Гончаренко? А вот, что - его «Театр современной пьесы» — жалкое и убыточное заведение. А если поссориться с Гончаренко, то краник скудного ручейка грОшей, получаемых театром от сезонного чёса по Одессе, или другим городам и весям Украины, можно в любой момент перекрыть. На Украине ведь не в курсе, что зритель не ходит на спектакли Райхельгауза, а ориентируется на то, что, «вот — режиссёр-одессит, в Москве театром заведует — надо идти!»... А ещё в «ватный» списочек можно попасть — а это совсем уж западло для режиссёра с устойчивым ахеджакнутым мировоззрением «ох, простите нас бандеровцы, ИГИЛ и все-все-все!»

Но это еще не все, вот отрывок из его интервью на очень "свободном и демократичном" радио из России.

"Там есть фамилия Гончаренко, которой трясут. А на самом деле Алексей Гончаренко — это внятный, талантливый, грамотный, молодой, энергичный, серьёзный, глубокий, честный политик, который всё время пытается помочь своему городу, своему народу и так далее. Я понимаю, что сейчас творится у радиоприёмников."

"Там стояли палатки пророссийские, которые ждали, что «здесь будет Донбасс». Много палаток. И, начиная с марта, эти палатки выходили с российскими флагами, они шли по центральным улицам (это Куликово Поле). Они шли по улицам, разбивали витрины, прокалывали машины, выкрикивали самые разные… И тем не менее, им не мешали, потому что такая была ситуация — послемайданная. Естественно, в это время проукраинские тоже ходили, тоже кричали, тоже шумели.

Наступил вот этот чудовищный день 2 мая, когда должен был быть футбол, когда приехали западенцы так называемые, среди которых, конечно же, были отморозки, фашисты, мерзавцы. Но и среди этих были. И Приднестровье было, и безработные были, и те, кто за деньги неизвестно откуда подпитываемые были. И эти пошли в центр, те пошли в центр. Эти погнали тех — те вбежали в дом. Эти стали бросать бутылки с зажигающейся смесью в дом — дом загорелся. Те из дома стали бросать в палатки — палатки загорелись. И началось!"

Ну как? Прорисовывается? Вот это народный артист Российской федерации!!

Только хочется спросить он народный от какого народа? И почему этот народ не горел в одесском Доме профсоюзов?

Это деятель ко всему еще и Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Не правда ли какая-то чудовищная гримаса времени, представитель народа, который на каждом углу кричит о холокосте, бьется насмерть за человека, который приветствовал сожжение людей в Одессе.

Восхищаюсь якутами, как они горой стоят друг за друга… и, вообще, за друга… Когда якутские кинематографисты готовились к съёмкам фильма "Тайны Чингисхана" по книге якутского классика Николаева Лугинова "По велению Чингисхана", Бурятию по нескольку раз в год посещали - именно, в рамках подготовки к фильму - их делегации во главе с министром культуры и духовного развития (вот так (!) называется минкульт Якутии) Андреем Саввичем Борисовым и продюсером фильма, генератором идей и главным двигателем проекта Владимиром Давидовичем Ивановым…

Володя Иванов, мой друг, полуякут-полумонгол… его отец - монгольский кинорежиссёр Нямгаваа… Я ему в шутку говорю: взгляни на карту - отец твой из Монголии, мать из Якутии… ты, их сын, посередине меж ними… А посередине меж Якутией и Монголией - Бурятия… Значит, ты, Володя, бурят… Он, смеясь, соглашается… Каждый свой приезд Володя и Андрей Саввич настаивали, чтобы я всюду был с ними… Наверное, им интересно было со мной общаться… Однажды даже, в один из приездов, Борисов со сцены Бурдрама читал мои стихи… Ещё чаще, чем с делегациями, Володя бывал в Улан-Удэ по пути (опять таки по кинопроекту) в Монголию… После дружеского общения я провожал его в Кяхту… а пару раз, когда автобусом было уже поздно, мчал его на своей машине до границы…

Наши разговоры с ним и Борисовым крутились, в основном, вокруг будущего якутского фильма… Так часто посещали они Бурятию с одной целью - вовлечь наш минкульт в кинопроизводство «По велению Чингисхана»… Без бурят, понимали они, легитимность их фильма о Потрясателе Вселенной выглядит несколько сомнительно… С самого начала я убеждал их в том, что они напрасно тратят порох - в условиях нашей республики с нашим минкультом каши не сварить… И если они не мыслят своего фильма без бурят, то пусть лучше обратят свой взор и усилия на Агинский округ… Тогда там главой был Баир Баясхаланович Жамсуев - с ним-то, говорил я, можно и в разведку, и в лобовую атаку…

Не знаю, что - статус ли округа, более низкий, чем республиканский, или неумирающие надежды на наш минкульт, но визиты якутов в Бурятию и переговоры продолжались… И дело дошло даже до подписания между минкультами двух республик Договора о совместной деятельности (или намерений таких действий) в кинопроизводстве «Тайны Чингисхана»… С якутской делегацией в тот раз приехал и автор книги «По велению Чингисхана» Николай Лугинов… Надо сказать, что ещё до этого, в Переделкино, Коля подписал мне только что вышедшую первую часть своей книги со словами: «Ты, Есугей, как монгол, не ругай меня, если что-то я написал не так»… Последние приготовления к подписанию Договора проходили в закрытом тогда на ремонт Театре оперы и балета… А в это время в Национальной библиотеке шла встреча Николая Лугинова и Владимира Иванова с бурятскими писателями…

Я на встречу опоздал, что со мной бывает часто, и пришёл почти в её завершению… Коля и Володя за это, в шутку, надавали мне под рёбра… Общение наше прервала прикреплённая к ним тогдашняя (кажется, после Кима) первая замминистра культуры (как её зовут - не помню, и сожаления об этом нет)… Она деликатно, но настойчиво тянула моих якутских друзей в сторону Оперного театра… Там, мол, сейчас всё готово к подписанию Договора, и в нём должны быть подписи автора книги и продюсера… Подхватив меня с двух сторон под руки, Коля и Володя пошли сами и потянули меня вслед за недовольно оглядывающейся на меня первой замшей… Я, поглощённый общением с друзьями, не обращал на неё внимания… Она, остановившись: Есугей, тебе лучше туда не ходить… Почему это?.. спрашиваю…

Там между министрами будет подписываться договор о совместной деятельности в области кино… Тем более, мне надо там быть, возражаю, я ведь директор Арт-студии «ХуннуФильм», единственной (на тот момент) организацией кинематографии Бурятии… Друзья мои меня горячо поддерживают… Она, раздражённо фыркая, идёт дальше… Вход в театр, по случаю ремонта, был с тыльной стороны… Она, остановившись у двери, говорит: Есугей, там накрыт стол, а на тебя не рассчитывали… О-о-о! мать вашу за ногу, пронзило меня, опять!.. Что, мне Раисы Цыденовны мало?!

И почему это они думают, что я их объем-обопью, и им достанется меньше бюджетных бутербродов и выпивки?.. Да подавитесь вы, думаю… А сам высвобождаю руки от друзей: вы, ребята, говорю, идите без меня, я лучше к вам вечером в гостиницу приду… Как они взвились!.. Как они напустились на первую замшу!.. Если, говорят, Есугей не пойдет, то и мы не пойдём!

Я возражаю, настаиваю: идите, подписывайте Договор, всё равно без «ХуннуФильма», а значит и меня, Бурятия в вашем проекте участвовать не сможет… Но они подхватывают меня под руки и, развернувшись, решительно уходят, увлекая с собой и меня… Первая замша, спотыкаясь, бежит следом… уговаривает их… и меня… просит не обижаться… Они вопросительно смотрят на меня… Я разворачиваю их к Оперному… Посередине какой-то очень просторной комнаты Оперного стоял огромный круглый стол изобильно уставленный, как на бабаевскую свадьбу, качественной выпивкой и закусью…

Вокруг стола толпилась, не прикасаясь ни к чему на нём, вся министерская рать… как нашего минкульта, так и якутского… За столом сидели лишь якутский министр Борисов и наш Прокопьев… уже без пиджаков, галстуки распущены, воротники рубашек расстёгнуты… и, как в знаменитой евдокимовской миниатюре «После бани», с рожами кра-асными… Завидев меня, Андрей Саввич приветственно поднял руку и тут же начал что-то по-якутски сердито выговаривать (наверное, за долгую задержку) моим спутникам… Они, так же по-якутски, отвечали, указывая то на меня, то на первую замшу… Наверное, о её нежелании видеть меня здесь - так гневно сверкнул на неё взглядом Борисов, что она вся сжалась…

Договор был подписан, министры обменялись папками, рукопожатиями, поцелуями… Все оживились, подтянулись к столу, окружив его, якуты - со стороны своего министра, буряты - со стороны своего… Рюмки и бокалы были наполнены, на тарелки накладывалась закусь… Борисов встал с бокалом в руке, начал говорить тост… Был он, как и Прокопьев, хорошо выпимши… Но говорил блестяще… Тост был благодарственный за проделанную работу, поимённый… Борисов благодарил каждого из нашего минкульта, на кого переходил его, слева направо, взгляд… Сначала - Прокопьева… затем - его замов… потом начальников отделов… главных специалистов… Ни разу не сбившись, он называл каждого по должности, имени-отчеству… не повторяясь, находил каждому тёплые, только ему адресованные, слова… Мы с Лугиновым и Ивановым расположились напротив министров, на границе между якутами и бурятами…

Переведя взгляд на меня, Борисов как-то весь переменился, вскинул голову…

Нет!.. вскричал он… всё, что я вам сейчас говорил, это ничто, по сравнению с тем, что я вам, буряты, хочу сказать… Не умеете вы, буряты, ценить своего достояния… того, по-настоящему ценного, что у вас есть!.. Вот стоит Есугей, величайший российский поэт мирового уровня!.. (Да простят меня за нескромность, но это слова Борисова, и на них его, думаю, толкнула своей тупостью первая замша)… Если бы у нас, якутов, был такой поэт, мы его не только на всю Россию, мы бы его на весь мир подняли… А вы?!. В каком он у вас загоне?!. Если в следующий раз, когда я приеду, он будет в таком же состоянии, вы, буряты, не обижайтесь, мы его к себе заберём…

Вся министерская рать, и первая замша - особенно, выпучив глаза, смотрит на меня удивленно-опасливо, как на чудище Лох-Нэсское… Я это вспомнил не к тому, чтобы побахвалиться (Боже, меня упаси от этого), а к тому, как якуты горой стоят друг за друга… и, вообще, за друга… Как нам, бурятам, этого не хватает…

Интеллиге́нция - слово, используется в функциональном и социальном значениях:

Функциональное значение понятия «интеллигенция»

Производится от латинского глагола intellego , который имеет следующие значения: «ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться» .

Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий: «понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия; понятие, представление, идея; восприятие, чувственное познание; умение, искусство» .

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

Употребляемое в таком значении, слово встречается уже в XIX веке, например, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году: «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…» [ ]

В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века :

…часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - «разумность, высшее сознание» - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским .

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)» :

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т. д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

В России первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века , таких как Радищев и Новиков . В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы » (англ. intellectuals ), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В. В. Тепикин предлагает десять признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст», а социолог Я. Щепаньский в 1950-е годы и А. Севастьянов в конце XX века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

По версии [ ] современного социолога Галины Силласте , российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» - прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» - люди творческих профессий, развивающие науку , технику , культуру , гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство - в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» - врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение , образование), несколько меньше (до 40 %) - в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле .
  • «полуинтеллигенцию» - техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.

В результате возникает вопрос вообще о возможности признания интеллигентов группой социальной или же это индивиды различных социальных групп. Этот вопрос разбирает А. Грамши в своих записях «Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции» :

Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный исторический процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции.

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями общества, социальной группы и культуры.

В России

Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об «интеллигенции», помогающей буржуазии:

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно . «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт .

См. также

Примечания

  1. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-90-е годы XIX века. - М.-Л.: Наука, 1965. - С. 145. - 566 с.
  3. Интеллигенция // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2 .
  4. Словарь И. Х. Дворецкого
  5. intellegentia в Словаре И. Х. Дворецкого
  6. Является ли интеллигенция отличной от ума силой?
  7. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М. : Гослитиздат , 1961. - С. 299. - 614 с.
  8. Кисельникова Т. В. Из истории социалистической мысли. Социализм и мещанство в дискуссиях российских социалистов рубежа XIX-XX вв. // Вестник Томского государственного университета. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет , 2005. - № 288 . - С. 133 . - ISSN 1561-7793 .
  9. Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции
  10. Дружилов С. А. Вузовская и академическая среда в России начала XX века // Трагедия российской университетской интеллигенции в эпоху реформ: горькая чаша выпита еще не до дна?. - Limburg: Alfabook Verlag, 2012. - 288 с. - ISBN 978-147-5226-06-5 . - ISBN 1475226063 .
  11. М. Л. Гаспаров . Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность .
  12. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - М. :